Актуальность темы.
Роль переговоров в современном обществе очень высока. Переговоры любой человек ведет каждый день и не один раз. Ведем ли мы торг на рынке, проходим ли собеседование при трудоустройстве, пытаемся ли договориться с родителями, друзьями или начальством о чем-либо — все это переговоры.
Можно смело сказать, что вся наша жизнь — это переговоры.
Поэтому нельзя отрицать их важность ни в повседневной жизни, ни на внутригосударственном и межгосударственном уровнях. Зачастую люди не понимают всей важности переговоров и именно умения договориться с другим человеком.
Конфликты в самых разнообразных формах сопровождают всю историю человечества, начиная с библейских времен, вспомним первый конфликт и сакраментальное: «Каин! Где твой брат Авель?». Это дало основание некоторым исследователям считать, что истоки конфликта лежат в биологии человека. Понятие конфликта трактуются расширительно, к конфликтам относят борьбу за территорию или пищевые ресурсы в животном мире, очеловечивая тем самым животный мир. Борьба в животном мире, безусловно, существует, но ее нельзя рассматривать как конфликт, поскольку животные действуют по генетической программе, не ставя сознательных целей.
Истоки конфликта не в его биологии, а в его социальной природе. Еще великий Аристотель называл человека полисным, т.е. социальным животным. Основания конфликтов в самых разных сферах, в том числе и в сфере деловых коммуникаций, лежат именно в том, что человек является именно социальным животным. Конфликт – неизбежный спутник каждого человека, живущего среди людей; он неизменно обнаруживается в любой социальной группе.
Переговоры обычно требуются для решения некоторой проблемы, противоречия, скрытого или явного конфликта и применяются для разрешения конфликта и дальнейшего сотрудничества. К переговорам приходится прибегать для урегулирования наиболее сложных конфликтов. Анализ конфликта становится одним из этапов проведения переговоров. Поэтому для изучения переговорного процесса необходимо также понимание сущности конфликтов и способов их преодоления.
Как правило, анализ конфликта нужен на подготовительном этапе переговоров. Но и в процессе переговоров может произойти эскалация конфликта, и снова становится необходимым анализировать именно конфликт, т.е. нужен постоянный мониторинг конфликта или его потенциала, его возможности на всем протяжении переговорного процесса.
Конфликт ассоциируется с агрессией, борьбой за достижение конкретных целей конфликтующих сторон, например, за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устрани ют своих соперников.
Разработанность темы. В различной учебной и специальной литературе авторы уделяют особое внимание психологии переговоров. Искусство переговоров изучали такие авторы, как: Лукашук И.И., Сосновская А.М., Фишер Р. и другие. Также тему конфликтов изучали следующие авторы: Гришина Н. В., Емельянов С.М., Анцупов А. Я., Кармина А. С., Латынов B.B., Лебедева М. М., Маврин О. В. и другие.
Объектом исследования является психология переговоров.
Предмет исследования является управление конфликтом в деловых коммуникациях.
Цель исследования - изучить психологию переговорного процесса как управление конфликтом в деловых коммуникациях.
Задачи исследования:
- описать подходы к определению психологической природы современного переговорного процесса;
- изучить переговорные коммуникации как медиация современных конфликтов интересов в деловой сфере;
- классифицировать стратегические психологические подходы к переговорным коммуникациям в деловой сфере;
- ознакомиться с психологическими механизмами и коммуникативными технологиями тактического управления переговорными коммуникациями в деловой сфере;
- изучить процесс выявления мотивации и интересов участников переговорного процесса;
- проанализировать стратегическое планирование (повестку дня) переговорного процесса и медиаторское управление поведением его участников;
- классифицировать психологические приемы разрешения потенциальных конфликтогенов как тактическое управление переговорным процессом в деловых коммуникациях;
- изучить психологические механизмы и коммуникативные технологии в процессе заключения соглашения между сторонами переговорного процесса в деловой сфере.
Структура исследования: введение, две главы (включающие подпункты), заключение и список использованных источников и литературы.