В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако, следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В данном исследовании в качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических (невротических и психотических) страхов.
Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, «туннельного восприятия», но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.
Современная психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами.
В современной действительности повышается количество стрессогенных факторов, воздействующих на личность. Особенно этому негативному влиянию подвержены представители дошкольного возраста, так как ребенок может стать жертвой влияния множества неблагоприятных факторов, способствующих замедлению психических процессов развития личности. Одним из подобных факторов предстают детские страхи.
С одной стороны, страхи в дошкольном возрасте естественны и необходимы, в них развивается воображение ребенка, его творчество. С другой стороны – когда страхи становятся устойчивыми состояниями личности, приводят к негативным эмоциям, они начинают тормозить личностное развитие, приводят к появлению тревожных симптомов. Такие устойчивые страхи становятся объектом изучения и устранения для педагогов и психологов.
Значительное увеличение числа детей дошкольного возраста различными страхами, которые приводят к повышенной возбудимости и тревожности ребенка, к отставанию развития потенциальных возможностей личности и его внутреннего мира, актуализируют тему исследовательской деятельности.
Страх – врожденная эмоция человека, которая проявляется еще в младенчестве. Все детство пронизано множеством страхов, большинство которых изживают себя с возрастом. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Чем старше человек, тем труднее ему будет изживать свои страхи.
Целью исследования: является теоретическое изучение особенностей проявления детских страхов в старшем дошкольном возрасте и определения возможностей их корректировки методами арт-терапии.
Объект исследования: процесс коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы арт-терапии.
Задачи исследования:
? Изучить понятие страх и его общую характеристику;
? Рассмотреть особенности страхов и причины их возникновения у детей старшего дошкольного возраста;
? Определить возможности арт-терапии, как метода коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Структура курсовой работы состоит из: введения, трех глав, трех разделов, заключения, списка использованных источников.
?