На современном этапе развития целевой подход применяется на всех уровнях государственного и муниципального управления. Проектное управление в государственных органах включает в себя прогнозирующую систему планирования, систему мониторинга и контроля, команды исполнителей и управленцев, информационные и коммуникационные технологии.
Основная технология проектного управления заключается в четком определении целей и структуры работ, распределении ответственности и ресурсов, планировании работы с учетом имеющихся рисков, систематическом контроле ситуации и реагировании на возникающие отклонения для достижения целей объекта управления в рамках установленного времени, бюджета и качества.
Во всем мире методы проектного управления показали свою востребованность и эффективность. Правительство Российской Федерации, сформировав бюджетный процесс по программному принципу, тем самым создало предпосылки для развития практики проектного управления в российских государственных органах. Ведь государственная программа — это и есть система проектов. На данном этапе возникает потребность соответствующим образом усовершенствовать деятельность органов государственной власти, внедрив эффективные технологии проектного управления.
Как свидетельствует передовой отечественный и зарубежный опыт, по-настоящему эффективное применение проектного подхода требует глубокой подготовки, упорядочения и совершенствования, наряду с организационными, также информационно-технологических и социальных отношений, улучшения методов и процедур планирования, распределения ресурсов, оценки результатов работы, подбора кадров, качественного изменения стиля руководства. Таким образом, актуализируется задача совершенствования проектного управления.
Решение этой задачи имеет комплексный характер и требует интеграции институционального, организационного, кадрового и других подходов.
Особого внимания заслуживает опыт проектного управления в деятельности органов местного самоуправления Белгородской области, что обусловлено широким распространением и результативностью этого опыта, его высокой оценкой на федеральном уровне. Важно изучить и обобщить положительный опыт, выявить возникающие трудности, определить пути их преодоления.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью применения социально-технологического подхода к совершенствованию практики проектного управления в органах местного самоуправления, повышению эффективности управленческой деятельности.
На протяжении последних десятилетий было осуществлено значительное количество исследований, касающихся вопросов становления и развития местного самоуправления. Основная масса этих работ посвящена правовым и организационным вопросам функционирования местного самоуправления. В этом плане особый интерес представляют работы А.Г. Гладышева, В.Н. Иванова, В.И. Левашова и А.Ю. Огородникова, В.И. Патрушева, И.Н. Трофименко, М.А. Яковлевой и ряда других исследователей.
Теоретико-методологические основы проектного управления исследовались в трудах А.С. Анастасовой, А.Н. Никушиной, А.С. Павловой и А.Д. Сарафанова, Р.К. Горшкова, К.В. Кардапольцова и А.А. Юркиной, С.М. Мирзоевой, Е.В. Петрухиной и К.С. Суховой, П.С. Селезнева и С.С. Жук, С.Н. Суетина и С.А. Титова, С.В. Сухих, М.Б. Табачниковой и Л.М. Никитиной, В.И. Чимшир, Т.Н. Чуворкиной и др.
Исследованию реализации проектного подхода в государственном и муниципальном управлении рассматривались в работах Е.Ю. Золочевской и Т.Д. Кривошеевой, В.Д. Марковой, М.В. Старостиной, С.В. Шаровой, О.Н. Юлдашевой и др.
Проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью создания благоприятных условий для реализации проектного подхода в деятельности органов местного самоуправления, и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию реализации проектов в администрации Ракитянского района Белгородской области.
Объектом исследования является проектное управление в деятельности органов местного самоуправления.
В качестве предмета исследования механизм реализации проектов в администрации Ракитянского района Белгородской области.
Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию реализации проектов в администрации Ракитянского района Белгородской области.
Задачи работы:
изучить проектное управление и его роль;
исследовать теоретические основы реализации проектного подхода на муниципальном уровне;
проанализировать практику разработки и реализации проектов в администрации Ракитянского района Белгородской области;
предложить направления совершенствования разработки и реализации проектного подхода на муниципальном уровне.
Важную роль в процессе исследования играли методы системного, функционального и сравнительного анализа, конкретно-исторический подход к изучаемым явлениям, статистические методы сбора и анализа данных. Сбор первичной информации производился посредством анализа документов и наблюдения.