Актуальность. Перед современным воспитателем остро стоит проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабевала никогда, так как нравственность в сознании людей составляет стержень, основу нашего общества.
В настоящее время всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о добре, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развивать и воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком.
Важность нравственного воспитания подрастающего поколения отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В общих положениях ФГОС отмечено: одним из основных принципов ДО является приобщение детей с социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях, например, повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности и неповторимости; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса.
Средств для формирования у дошкольников духовно-нравственных принципов множество. Имея опыт работы с детьми дошкольного возраста, считаю, что наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. И одним из таких методов является воспитание сказкой. Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное (животные разговаривают), на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными и т.д.
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия - честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка: потребность в автономности, в активности, компетентности. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как автономность, активность, социальная компетентность. Формирование такой личности требует от нас федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Система работы по нравственному развитию через сказку должна отражать следующие аспекты образовательной среды:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия с взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование народной сказки как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования народной сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование народной сказки повысит эффективность процесса нравственного воспитания, поможет сформировать нравственные качества у детей дошкольного возраста, если:
? сказки будут отобраны по содержанию нравственных ценностей в соответствии с возрастными особенностями детей и включены в программу нравственного воспитания;
? будет организовано взаимодействие в данном процессе всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей и детей);
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Выявить эффективные средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и провести план мероприятий по использованию народных сказок как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования: являются работы в области педагогики таких исследователей, как Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Л.А. Венгера, в области психологии таких, как Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Р.С.Немова и других.
Методы исследования: анализ, наблюдение, эксперимент.
База исследования: г. Набережные Челны, МБДОУ«Детский садик № 11«Йолдыз» в количестве 28 детей.?