Актуальность темы исследования. Необходимость индустриализации в 1930-е гг., особенно обострившаяся в связи с началом Второй мировой войны, привела во многом к тому, что экономику государства стали определять крупные промышленные предприятия. Такие объекты стали градообразующими, например, для Магнитогорска – металлургический комбинат, Челябинска и Волгограда – тракторные, а в годы войны – танковые заводы и многие другие. Моногорода с их промышленным потенциалом позволили обеспечить решение задач не только экономических, но и социального развития территорий, а также достигнуть необходимого уровня обороноспособности государства. В условиях перехода к рыночной экономике многие моногорода оказались в тяжелом положении. С этой целью на основе проведенного мониторинга социально-экономического положения в моногородах был определен перечень таких городов с целью создания ТОСЭР в них.
Современные условия развития, требующие углубления рыночных принципов хозяйствования, обостряют проблемы дальнейшей структурной перестройки экономики регионов и России в целом. В этой связи становится очевидной необходимость трансформации экономики каждого из регионов путем внедрения различного рода организационно-экономических механизмов, видоизменяющих и повышающих эффективность их экономической структуры.
Одним из таких организационно-экономических механизмов является механизм территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Именно территориям опережающего социально-экономического развития отводится роль эффективного инструмента государственной политики территориального развития на ближайший период. Сегодня, согласно статистике, только в Дальневосточном федеральном округе создано 21 ТОСЭР, существует 89 ТОСЭР в моногородах в 32 субъектах РФ, по 41 ЗАТО в 18 субъектах РФ, что само по себе предполагает масштабную структурную перестройку экономики России и субъектов РФ.
Территории опережающего социально-экономического развития, функционирующие и вновь создающиеся в российских регионах, относятся к категории территориальных «точек» промышленного и инновационного развития, наряду с такими механизмами как кластеры, особые экономические зоны и другие. Следовательно, методический инструментарий, применяемый для управления территориями опережающего социально-экономического развития, схож с инструментарием управления развитием различных «точек роста». Вместе с тем, для целей стратегического управления территориями опережающего социально-экономического развития необходимо такое методическое обеспечение, которое позволило бы выстроить эффективный механизм взаимодействия управляющих компаний ТОСЭР с федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и муниципальных образований,
Таким образом, вышеизложенными обстоятельствами предопределена необходимость дальнейшего решения проблем, связанных теоретико-методическим обеспечением управления ТОСЭР, что обусловило актуальность и значимость выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности темы. Вопросы, касающиеся управления и организации ТОСЭР нашли достаточно подробное освящение в отечественной литературе.
Теоретические проблемы управления и развития территорий с особым экономическим статусов, куда входят и территорий опережающего социально-экономического развития исследовали Е.Ф. Авдокушиным, В.П. Андриановым, В.В. Асаулом, Т.П. Данько, Р.И. Зименковым, Е.А. Каргулян, Ю.И. Кузнецовым, Е.В. Логиновой, П.В. Павловым, С.В. Приходько, Н.В. Смородинской, С.А. Шараповым и др.
Теоретические и методологические положения управления развитием территориальных образований разработаны зарубежными (И. Ансоффом, К. Боуменом, А.А. Томпсоном и А.Дж. Стриклендом, Б. Карлоффом, П. Дракером) и отечественными учеными (О.С. Виханским, А.П. Градовым, Р.А. Фатхутдиновым, В.С. Ефремовым и др.).
Особо следует выделить работы А.А. Гапоненко и А.П. Панкрухина в области теории и практики управления территориальными образованиями.
Объект исследования составляет местное самоуправление на территориях опережающего социально-экономического развития, расположенные в субъектах Российской Федерации.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, которые возникают при управлении, формировании и функционировании территорий опережающего социально-экономического развития, а также нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания и организации ТОСЭР.
Целью исследования является детальное рассмотрение теоретических положений управления территориями опережающего социально-экономического развития, а также выявление текущих тенденций участия местного самоуправления в функционировании ТОСЭР.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и порядок создания ТОСЭР;
- охарактеризовать особенности управления территориями опережающего социально-экономического развития;
- выявить сущность полномочий федеральных органов и органов государственной власти субъекта РФ на ТОСЭР;
- изучить полномочия органов местного самоуправления на ТОСЭР;
- рассмотреть особенности осуществления муниципального контроля на ТОСЭР.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, метод экспертных оценок, метод организационно-структурного моделирования и сравнительный анализ, атакже следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, нормативный.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных авторов в области управления территориями опережающего социально-экономического развития.
Поставленная цель и задачи обусловили структуру исследования, которое состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.