Актуальность проблемы исследования нарушений поведения школьников с умственной отсталостью определяется большой распространенностью этого явления среди данной категории детей, стремительным ростом различных форм проявления нарушений поведения и необходимостью разработки целостных моделей профилактики и коррекции нарушения поведения.
Изучение нарушений поведения детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев ориентировано на выделение психолого-педагогических типов нарушений поведения и ограничивается разработкой направления коррекции, носящих рекомендательный, но не обязательный характер. Тогда как изучение данной проблемы имеет важное значение для профилактики правонарушений учащихся с умственной отсталостью, формирования их адекватного взаимодействия в обществе, развития социально-значимых качеств личности.
Главной задачей специальной психологии является социальная адаптация детей с психофизическими нарушениями. Без воспитательной и коррекционной работы умственно отсталые дети, вследствие своей внушаемости, очень часто попадают под антисоциальное влияние различных преступных группировок, где становятся исполнителями чьих-либо целей.
Данная категория детей узнает правила морали от учителей, родителей, но не всегда может действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в конкретной ситуации, в связи со свойственной им неразвитостью. Именно поэтому очень актуально изучение отклонений в поведении умственно отсталых детей и подростков, видов данных нарушений и совершенствование методов их коррекции.
Исследованием поведения подростков с нарушением интеллекта занимались Л. Выготский, С. Рубинштейн, Т. Власова, М. Певзнер, О. Бажукова и др. Исследованиями личности и межличностных отношений людей с интеллектуальной недостаточностью занимались И. Бех, П. Омарова, Л. Даргевичене, Н. Коломинский, В коррекционной педагогике и психологии исследовалась проблема социального поведения детей с нарушениями интеллектуального развития (Э. Альбрехт, Ю. Быстрова, , С. Кулаков, Е. Набойченко Л. Шипова, и др.).
Цель исследования: проанализировать научную литературу по проблеме комплексной оценки нарушений поведения у умственно отсталых детей и подростков и моделей их коррекции.
Объект исследования: особенности и нарушения поведения у умственно отсталых детей и подростков.
Предмет исследования: комплексная оценка нарушений поведения у умственно отсталых детей и подростков и моделей их коррекции.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования поставлены следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Изучить причины, типы и виды нарушений поведения у умственно отсталых детей и подростков.
2. Описать особенности и нарушения поведения у умственно отсталых детей и подростков.
3. Охарактеризовать возможности медицинской, психологической и педагогической моделей профилактики и коррекции нарушений поведения умственно отсталых детей и подростков.
Курсовая работа по структуре состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы.