ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Особенности спортивной подготовки фехтовальщика
Одной из самых актуальных задач спортивной тренировки в настоящее время является повышение эффективности управления подготовкой спортсмена [3; 11; 23].
Процесс подготовки фехтовальщика высокой квалификации Келлер В.С. условно разделил на три взаимосвязанные составляющие:
- построение процесса;
- его реализация;
- контроль за ходом подготовки.
Построение тренировочного процесса основывается на:
а) макроструктуру – структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних;
б) мезоструктуру – структуру этапов тренировки, включающий ряд микроциклов;
в) микроструктуру – структуру отдельного тренировочного занятия, дня и микроцикла.
Макроцикл – это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3-4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий ряд периодов, этапов, мезоциклов.
Спортивная подготовка – это целенаправленный педагогический процесс управления специализированным развитием и всесторонним воспитанием спортсмена с целью достижения максимального специфического результата в определенное время [19].
В практике фехтования принято календарный год подготовки считать годичным циклом тренировки, который наиболее полно отвечает специфике фехтования [36; 38]. В современном фехтовании в связи с постоянным расширением календаря спортивных соревнований и необходимостью 2-3 раза в году выходить на высший уровень тренированности применяется своего рода «сдвоенный» или «строенный» годовой цикл.
Многие авторы [28; 30; 37] в годичном тренировочном цикле выделяют три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.
Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на два крупных этапа:
1) общеподготовительный (или базовый) этап;
2) специально подготовительный этап.
Основные задачи общеподготовительного этапа – повышение уровня физической подготовленности фехтовальщиков, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6-9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5-10 недель) [63].
Этап состоит из двух, в отдельных случаях – из трех мезоциклов.
В основном периоде подготовки фехтовальщиков [19] отмечают два этапа: модельных соревнований и основных соревнований. Задачами этапа модельных соревнований являются создание условий, моделирующих предстоящие главные соревнования года, и дальнейшее развитие спортивной формы. Объем и интенсивность специальных упражнений достигает на этом этапе максимума, Большое внимание уделяется индивидуальным урокам с моделированием основных соперников, учебным боем по заданию, в том числе с моделированием основных соперников. На первом этапе модельных соревнований также широко используются вольные бои с различными по стилю соперниками, учебно-тренировочные бои, тренировочные бои на счет, боевые практики. Спортсмены много внимания уделяют самостоятельной работе технике передвижения и уколов, взаимоупражнениям с партнерами технико-тактической направленности. Два-три занятия в недельном микроцикле посвящены решению задач поддержания уровня физической подготовленности.
Холодов Ж.К. считает, что на этапе модельных соревнований спортсмены участвуют в ответственных соревнованиях, которые по масштабам сходны с главными соревнованиями цикла. Участие в соревнованиях предъявляет повышенные требования к рациональному построению предсоревновательных и послесоревновательных микроциклов.
Переходный период. Основными задачами этого периода являются обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла.
Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находиться спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена [38].
Тренировка характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений.
В тренировочном процессе фехтовальщиков утвердилось недельное построение микроциклов [37; 38]. Ряд авторов [28; 30; 39] отмечают различные типы микроциклов. По мнению Келлера В.С. [19] микроциклы по характеру нагрузки может иметь направленность повышения, поддержания и снижения их уровня. Поэтому одним из центральных моментов рационального построения мезоструктур тренировочного цикла является целесообразное (с точки зрения развития и поддержания спортивной формы) чередование микроциклов.
Таким образом, предсоревновательные микроциклы должны быть разгрузочными или поддерживающими уровень достигнутого состояния тренированности. Исходя из общих закономерностей, тренировочные микроциклы по особенностям распределения нагрузки могут носить тройственный характер [27]. Правильное чередование их разновидностей в тренировочном процессе обеспечивает оптимальное управление динамикой развития, поддержания спортивной формы и достижения высоких стабильных спортивных результатов.
Соревнования и тренировочные занятия фехтовальщиков характеризуются высоким объемом и интенсивностью нагрузок. Следовательно, фактор утомления очень высок. Поэтому для восстановления и повышения работоспособности спортсменов необходимо использовать все доступные средства. Кроме активного и пассивного отдыха, в настоящее время широко используются физические средства восстановления. Но в то же время, аргументация физических средств требуют дальнейшего развития.
Микроцикл – это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.
Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной нагрузке. Применяют в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.
Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Составляет основное содержание подготовительного периода.
Контрольно-подготовительные микроциклы, делятся на специально подготовительные и модельные.
Специально подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность [63].
Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена.
Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода.
В содержании подводящих микроциклов могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузки.
Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов. Обычно планируются и после напряженной соревновательной деятельности. Их роль сводиться к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена.
Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяется спецификой соревнований, общим числом стартов и паузами между ними.
В практике спорта широко применяются микроциклы, получившие название ударных. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограничено.
В отдельных микроциклах должна планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности [34].
Мезоцикл – это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.
Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число типовых мезоциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, предсоревновательных, соревновательных, восстановительных.
Основной задачей втягивающего мезоцикла является постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы [26].
В базовых мезоциклах планируется основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности.
Матвеев А.П. считает, характерной особенностью контрольно-подготовительных мезоциклов является широкое применение соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Эти мезоциклы характеризуются высокой интенсивностью тренировочной нагрузки, соответствующей соревновательной или приближенной к ней.
Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы предназначены для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей.
Структура соревновательных мезоциклов определяется спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. В простейших случаях мезоциклы данного типа состоят из одного подводящего и одного соревновательного микроциклов. В этих мезоциклах увеличивается объем соревновательного упражнения [13; 21].
Восстановительный мезоцикл составляет основу переходного периода и организуется специально после напряженной серии соревнований. В отдельных случаях в процессе этого мезоцикла возможно использование упражнений, направленных на устранение проявившихся недостатков или подтягивание физических способностей, не являющимися главными для данного вида спорта. Объем соревновательного и специального подготовительных упражнений значительно снижается.
1.2. Психические состояния в соревновательной деятельности
Предсоревновательное состояние возникает у спортсменов в связи с предстоящими выступлениями на соревнованиях. Оно является эмоциональным состоянием и связано с особенностями переживания своего будущего участия в соревнованиях. Предстоящее соревнование на основе прошлого опыта спортсмена может по-разному отражаться в его голове. В одних случаях он может опасаться за исход своего выступления, в других же радостно его ожидать. В том и другом случае это будет переживаться спортсменом по-разному.
Предсоревновательное психическое состояние оказывает прямое влияние на последующую деятельность спортсмена в процессе выступления. Наличие того или иного психического состояния, с которым спортсмен выступает на соревновании, обусловлено степенью соответствия тренированности и пяти признаков психической готовности требованиям конкретной соревновательной ситуации. Объективной основой психического состояния является система отношений спортсмена и уровень эмоционального возбуждения, зависящий от значимости результата или трудности соревновательной задачи. Максимальная эффективность на более ответственных соревнованиях достигается при меньшем уровне эмоционального возбуждения [17].
Предстартовые состояния это сложная реакция на действие многочисленных экстеро-и интероцептивных раздражителей, являющихся сигналами о предстоящей деятельности; предстартовое состояние в конечном итоге представляет собой приспособительную реакцию к предстоящей работе.
Установлено и в настоящее время является признанным фактом, что предстартовое состояние проявляется в трех основных формах (стартовая готовность, стартовая апатия, стартовая лихорадка), каждая из которых характеризуется определенными особенностями протекания корковых процессов, вегетативных функций и хорошо выраженными психологическими симптомами.
Стартовая готовность. Стартовая готовность характеризуется оптимальным уровнем всех физиологических процессов. Психологические ее симптомы: напряженное состояние ожидание, возрастающее нетерпение («скорей бы бежать, плыть, начать бой»), легкое возбуждение; мысли о прохождении дистанции или предстоящем бое (темп, тактика), забота об экономии сил, о максимальной готовности к старту [18].
Стартовая лихорадка. Стартовая лихорадка характеризуется широкой иррадиацией и высокой степенью интенсивности процесса возбуждения в коре головного мозга, резко выраженными вегетативными сдвигами (учащение пульса, дыхания, потливость, дрожание конечностей, иногда дрожь во всем теле, резкое усиление диуреза и др.) Психологические симптомы: волнение, достигающее степени подавляющего, нервозность, неустойчивое настроение (от бурного веселья до слез), забывчивость, рассеянность, беспричинная суетливость и т.д. [39]
Стартовая апатия. Стартовая апатия характеризуется преобладанием в коре головного мозга тормозного процесса, возникновением запредельного охранительного торможения. Типичными внешними реакциями являются малая подвижность, зевота. Психологические симптомы: вялость, инертность, апатия, нежелание участвовать в соревнованиях, плохое настроение, сонливость. То или иное предстартовое состояние оказывает определенное влияние на протекание деятельности спортсмена и на достижение им того или иного спортивного результата [41].
Состояние спортивной готовности является наиболее благоприятным в этом отношении, состояние же «стартовой лихорадки» и особенно «стартовой апатии» нередко оказывает неблагоприятное влияние и не позволяет спортсмену достигнуть успеха в соревновании.
Общее чрезмерное возбуждение, типичное для состояния спортивной лихорадки, дезорганизует деятельность спортсмена. Это выражается чаще всего в том, что со старта он берет чрезмерно бурный темп и, как говорится в спортивной практике, «зарезает» себя: у него не хватает сил выдержать взятый темп до конца. Следовательно, спортсмен утрачивает возможность контроля за правильным распределением своих сил по дистанции.
В состоянии же стартовой апатии деятельность изменяется в другом направлении: у спортсмена отмечается снижение его волевой активности; он может контролировать и регулировать темп своих действий, однако вся его деятельность протекает на общем сниженном уровне. Как выражаются сами спортсмены, будучи в таком состоянии, они не могут «выложиться» [41].
Спортсмены должны пользоваться для регуляции своего предстартового состояния определенной комбинацией нескольких приемов. Например, для состояния с высоким уровнем стресса (стартовая лихорадка) комбинация приемов может быть такой:
1. Изменение направления мыслей;
2. Использование успокаивающего варианта разминки;
3. Применение аутогенной тренировки («успокоение»);
4. Психорегулирующая тренировка (организация поведения на старте).
Для состояния с относительно низким уровнем стресса (апатия) целесообразней будет иная комбинация приемов:
1. Произвольное переключение внимания на раздражители, повышающие раздражение;
2. Использование возбуждающего варианта разминки;
3. Аутогенная тренировка («мобилизация»);
4. Возбуждающий массаж или самомассаж;
5. Внушающее влияние тренера.
1.3. Классификация методов психорегуляции в спорте
Г.Б. Горская (1995) делит методы регуляции на две группы: прямой регуляции (фармакологические средства, библиотерапия, музыка) и опосредованного влияния (трудотерапия, имитационные игры и внушение). Правда, автор предлагает использовать имитационные игры для изменения личностных качеств человека (например, застенчивости). Иной подход к классификации методов управления состоянием имеется у Л.Д Зайчковски (1983): все управляющие воздействия дифференцируются в зависимости от того, какими регулирующими и активирующими системами они реализуются: специфическими, неспецифическими, когнитивно-мотивационными и др. Благодаря процессам специфической и неспецифической активации в основном происходит бессознательная, непроизвольная, а с помощью процессов волевой регуляции — сознательная регуляция состояний.
Е.П. Ильин (2005) выделяет три метода устранения нежелательного эмоционального состояния: 1) регуляция посредством другой эмоции; 2) когнитивная регуляция; 3) моторная регуляция. Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.
Е.П. Ильин (1980) разделил методы регуляции на две группы: внешние (гетерорегуляцияя) и внутренние (ауторегуляция). Имеется много эффективных внешних методов регуляции состояний: фармакологический, внешнее внушение, гипноз, музыкотерапия, воздействие цветом, физические средства (массаж, гидропроцедуры, акупунктура).
Внешнее внушение (Ильин Е.П., 1980) — это психическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемое с помощью речевых и неречевых средств общения и отличающееся сниженной аргументацией или ее полным отсутствием со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со стороны суггерента.
При внушении суггерент верит в доводы суггестора, высказываемые даже без доказательств. В этом случае он ориентируется не столько на содержание внушения, сколько на его форму и источник, т. е. на суггестора.
Выделяют преднамеренное и непреднамеренное внушение. Первый, вид внушения характеризуется наличием конкретной цели: суггестор знает, что и кому он хочет внушить. В зависимости от особенностей суггерента внушающий подбирает наиболее эффективный в данной ситуации прием внушения. Второй вид внушения характеризуется тем, что суггестер не ставит перед собой цель повлиять на состояние суггерента, но своим поведением, ненароком брошенной фразой воздействует на него. Характерной особенностью непреднамеренного внушения является то, что человек, производящий его, сам может этого и не подозревать.
Интересен случай, когда один боксер прогнозировал успех или неудачу своего поединка по поведению тренера перед боем, если тот был неуверен в победе своего ученика, то, волнуясь, поправлял галстук. Обозначаемая таким образом неуверенность тренера передавалась и боксеру, который в таких ситуациях действительно часто проигрывал.
По содержанию внушение определяют как специфическое и неспецифическое. Для оказания влияния на те или иные психические состояния, настроение (эмоциональный подъем или спад и т. п.) используется в основном неспецифическое внушение.
По способу воздействия внушение делится на: прямое (открытое) и косвенное (закрытое). Первое характеризуется открытостью цели внушения, императивностью, прямой направленностью на конкретного человека. Фразы отличаются однозначностью, безапелляционностью, твердостью, произносятся настойчивым, не допускающим сомнений тоном. Для усиления воздействия используются невербальные средства: немигающий взгляд в глаза суггерента, наклон вперед. Прямое внушение применяется, если человек не оказывает сопротивления или если оно не очень большое. Косвенное внушение характеризуется опосредованным воздействием на суггерента. Содержание внушения включается в передаваемую информацию в условном или скрытом виде. Используются более мягкие формулировки, меньшие категоричность и давление, чем при прямом внушении. Этому виду внушения сопротивляющийся, самоуверенный, эгоцентричный суггерент поддастся быстрее, чем прямому внушению. Таким образом, косвенное внушение, как отмечает А.Г. Ковалев (1965), является внушением «окольным путем».
Поскольку при внушении общение происходит между внушающим (внушающими) и внушаемым, успех этого процесса зависит от особенностей того и другого лица. Отношения между суггестером и суггерентом: доверие—скепсис, зависимость—независимость, доброжелательность— враждебность – существенно влияют на успешность внушения. Способствуют успешному внушению установление эмпатического сопереживания, душевного резонанса, близких межличностных отношений, доброжелательной, дружественной атмосферы, т. е. всего того, что называют раппортом. Для установления раппорта используются следующие средства: расширенное информирование суггерента, детализация текста суггестора, спокойная доброжелательная уверенность, открытые жесты, мягкая эмоциональная манера внушения.