ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Задачи и особенности организации физической культуры и спорта
в вузе
В настоящее время в нашей стране дан новый импульс общест¬венному развитию. Перестройка высшей школы позволила сделать занятия по физическому воспитанию обязательными на протяжении всего периода обучения студентов. В то же время развитие теорети¬ческой мысли, и, в частности, разработка общей теории физической культуры, расширяет горизонты преобразующих воздействий сферы физической культуры на человека, на его биологическую природу, духовное развитие, творческую активность [142].
Формируются новые представления о физической культуре как составной части общей культуры личности и ее взаимосвязях с такими сферами общественной жизни, как экология, экономика, медицина, управление, наука, искусство, педагогика.
С позиций этих знаний к специалистам вузовского физического воспитания предъявляются новые требования, предусматривающие решение более широкого круга воспитательных и образовательных задач [142]. Наряду с развитием у студентов физических способностей стратегически зна¬чимой целью работы преподавателей становится формирование у них положительно активного отношения к физическому воспитанию и спорту, при котором в мировоззренческой позиции, системе ценност¬ных ориентаций, потребностно-мотивационной сфере закладываются правильные представления о роли регулярных занятий физическими упражнениями в укреплении биологического потенциала жизнедея¬тельности организма и социальной активности личности.
Период обучения в вузе характеризуется весьма высокими тре¬бованиями, предъявляемыми к профессиональной работоспособности учащейся молодежи, которые постоянно обновляются и возрастают, что выражается в увеличении доли объема и интенсивности умствен¬ного труда студентов.
Очевидно, что продолжаться так достаточно долго и в то же время успешно не может, если не осуществлять параллельно с этим мероприятий, обеспечивающих соответственный рост функциональ¬ной и профессиональной работоспособности студенческой молодежи.
В этой связи физическое воспитание как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса оказывает решающее влияние на подготовку молодого специалиста и, главным образом, посредством воздействия необходимой меры рациональной двигательной деятель¬ности, которая должна быть адекватной закономерностям нормально¬го развития организма и полноценной жизнедеятельности.
Актуализация проблемы нормирования двигательной активно¬сти связана с прогрессирующей гиподинамией у молодежи, что обу¬словлено колоссальным объемом учебных занятий не только в аудито¬риях, но и в условиях дома [177].
Сложившаяся система обязательного курса физического воспи¬тания не способна в достаточной степени эффективно решать задачи оздоровления молодежи в процессе всего периода обучения в вузе. Это связано с малой кратностью (2 раза в неделю) учебных занятий, их невысоким объемом и интенсивностью, с продолжительными переры¬вами в период каникул и экзаменационных сессий, формами органи¬зации и содержательной стороной процесса и т.д.
В результате учебный процесс носит дискретный характер со стандартными по объему и интенсивности функциональными нагруз¬ками, что, с одной стороны, затрудняет их последовательное увеличе¬ние, а с другой - приводит к быстрой и стойкой адаптации к воздейст¬вию основных физических упражнений. При таких условиях весьма актуальной является проблема выбора различных средств и методов воспитания наиболее жизненно важных физических качеств, их орга¬низации, продолжительности, интенсивности и частоты воздействия физических нагрузок.
Положительное воздействие физической активности на уровень здоровья, умственной работоспособности и результативности студен¬тов достаточно широко освещено в работах многих исследователей [16, 21].
Физическая культура в вузе представляет собой систему меро¬приятий, направленных на физическое совершенствование студента. Она отражает все содержательные аспекты, присущие физической культуре, как части общечеловеческой культуры [31, 32]. В Основах законодательства Рос¬сийской Федерации о физической культуре и спорте вузовская физи¬ческая культура реализуется в качестве одного из направлений выс¬шего гуманитарного образования.
На современном этапе социально-экономического развития России одной из стратегических задач является интегрирование оте¬чественного научно-технического и культурного потенциала в мировое сообщество. Однако решение такой глобальной задачи очевидно по силам только специалистам новой формации, оснащенным современ¬ной качественной информацией. Таким образом, меняющиеся в об¬ществе требования к профессиональной подготовке специалистов определяют специфику и технологию высшего образования. Быстро меняющаяся рыночная конъюнктура современного общества предъяв-ляет более высокие требования к выпускнику вуза. Помимо глубоких профессиональных знаний в избранной деятельности, такой специа¬лист должен обладать неформальными лидерскими качествами, не бояться конкуренции, уметь принимать самостоятельные решения, т.е. быть творчески мыслящей высоконравственной здоровой лично¬стью [43, 44].
Потенциал физической культуры личности студентов определя¬ется не только степенью развития физических качеств, но, главным образом, их комплексной самореализации в совокупности с интеллек¬туальными, нравственными, психологическими качествами в учебной деятельности [8,9]. Сегодняшние перемены социально-экономических отношений в инфраструктуре современного общества детерминировали транс¬формацию системы высшего образования. Использование новых под¬ходов, в достаточной степени апробированных европейским опытом, предлагает поэтапное обучение специалистов по избранной специ¬альности. Концепция многоуровневой структуры подготовки специа¬листов как раз и нацелена на оптимальную интеграцию общекультур¬ной и естественнонаучной подготовки выпускников при формировании у них высокопрофессиональных умений и навыков. Реализуемая в Российской Федерации система высшего образования по своей структуре наиболее близка к англо-американской [4]. Ее отличительной особенностью является нали¬чие трех уровней. Уровень бакалавра и магистра предполагает обуче¬ние на массовых ступенях высшего образования, а более высший уро¬вень соответствует обучению в аспирантуре. Квалификация "бакалавр" (от латинского корня - первая ученая степень) предполага¬ет владение профессиональными навыками самостоятельной дея¬тельности на базе широкой и систематизированной фундаментальной подготовки. В обязательный минимум содержания курса "Общие гу¬манитарные и социально-экономические дисциплины" на уровне под¬готовки бакалавра входит ряд положений. Бакалавр должен понимать роль физической культуры в развитии человека, хорошо ориентиро¬ваться в вопросах физической культуры и здорового образа жизни, а также владеть системой практических умений и навыков, обеспечи¬вающих укрепление здоровья, развитие психофизических способно¬стей и качеств [179].
Логическим завершением обучения на первой ступени является сдача государственных экзаменов и выдача диплома.
Более высокая ступень профессионального обучения - на сте¬пень "магистра" (от латинского корня - мастер, учитель) предполагает углубленное профессионально-теоретическое обучение и в значи¬тельной степени ориентирована на способных студентов, которые могли бы проводить научно-исследовательскую и научно-педагоги¬ческую деятельность. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом студента под руководством научного руководителя. В завершающем семестре магистратуры пре¬дусматривается защита выпускной работы - магистерской диссерта¬ции. Ее успешная публичная защита обеспечивает присуждение соис-кателю квалификационной академической степени магистра и выдачу диплома магистра.
В области знаний по физической культуре магистр должен иметь глубоко профессиональные знания по теории, методике и прак¬тике оздоровительных систем, профессионально-прикладной физиче¬ской подготовке.
Дальнейшее повышение квалификации в области научной дея¬тельности в аспирантуре или докторантуре осуществляется на основе магистерской степени и предполагает высший духовно-творческий уровень осмысления знаний, накопленных человечеством в сфере физической культуры.
При традиционно экстенсивной организации учебного процесса в вузе, существовавшей ранее, личность студента была поставлена в условия пассивного потребления информации, что, несомненно, явля¬лось серьезным препятствием к творческому раскрытию его индиви¬дуальности. Переход же к многоуровневой модели обучения специа¬листов позволяет ориентировать содержание учебной программы не на усредненного студента, а дифференцированно подходить к воспи¬танию каждой конкретной личности будущего специалиста [188].
Полифункциональность современной физической культуры по¬зволяет выполнять ей роль социального института, формирующего личность студента, хорошо адаптированную в рыночной экономике. Однако следует отметить, что выполнение этих функций осуществля¬ется наряду с реализацией традиционных, исторически сложившихся в инфраструктуре общества. Так, несомненно, приоритетной в физи¬ческой культуре вузов на всех трех ступенях высшего образования является концепция здоровья, достаточной двигательной активности учащихся. По-прежнему, здоровье студентов рассматривается как абсолютная жизненная ценность, основа их духовной зрелости [174]. На всех трех уровнях высшего образования в физическом воспитании различают две формы физкультурной дея¬тельности студентов. Содержание первой (массовой) формы занятий, реализуемой на академических занятиях в учебное время, предпола¬гает решение трех групп педагогических задач: воспитательных, обра¬зовательных и рекреативных с преимущественно оздоровительной направленностью. На академических занятиях, а также во внеучебное время, в том числе и в коммерческих оздоровительных группах, не только накапливается информация и совершенствуются психо¬моторные качества, но, в первую очередь, формируется духовная ос¬нова личности, совершенствуются навыки общения, воспитываются способности восприятия прекрасного.
Особенно высоко должна оцениваться роль специалиста по фи¬зической культуре [136, 137]. Например, в исследованиях выявлено, что если студентам нра¬вилось, как их преподаватели проводили учебные занятия по физиче¬скому воспитанию, то все аспекты отношения к физической культуре были у них значительно выше среднего уровня [139].
Вторая форма двигательной активности студентов предполагает занятия спортом, где цели этой деятельности имеют совершенно дру¬гую качественную основу [2]. Дости¬жение максимальных спортивно-технических результатов в избранной специализации, несомненно, требует реализации наивысших психо-физических кондиций, самовыражения личности студентов через про¬явление резервных возможностей их организма. Занятия спортом выполняют и специализирующие функции, являясь эффективным ин¬струментом формирования социального имиджа студента, определяя его образ жизни, общекультурные ценности и социально-значимые приоритеты. На передний план в спорте выдвигается стремление к успеху, поощряется стремление личности к реализации своих воз¬можностей в рамках определенного спортивного сценария.
Вследствие этого, пути реализации данных целей по содержа¬нию педагогических программ имеют свои особенности, что, тем не менее, не является препятствием к достижению генеральной цели физического воспитания вузов: формирования гармонично развитой, высокодуховной и высоконравственной личности, квалифицированно¬го специалиста, овладевшего устойчивыми знаниями и навыками в сфере физической культуры [43, 44].
В исследованиях по организации физического воспитания сту¬дентов отмечается, что у подавляющего большинства педагогов выра¬ботался стереотип контактов в рамках системы "преподаватель - груп¬па". Чаще всего адресатом обращения преподавателя служит группа в целом.
Индивидуальный подход к студенту обычно проявляется либо в случаях плохой организованности, нарушения дисциплины, либо в связи с некачественным выполнением задания.
Больше всего времени затрачивается на корректировку дейст¬вий студентов в процессе формирования новых двигательных навы¬ков, а также на организацию группы и управление ею. Неоправданно мало времени уделяется решению воспитательных и образовательных задач. Только 15% преподавателей в той или иной степени касались вопросов повышения физкультурно-спортивной образованности сту¬дентов. В практике вузовского физического воспитания почти не встречается случаев раскрытия вопросов, связанных с методикой развития физических качеств.
Широкий круг воспитательных задач решают на своих занятиях менее 10% преподавателей. Только некоторые из них осуществляют целенаправленную работу по воспитанию дисциплинированности, эмоциональной уравновешенности, активности, трудолюбия, коллек¬тивизма, патриотизма, джентельменского отношения к партнерам, по формированию эстетических вкусов, взглядов и идеалов, нравствен¬ных представлений о нормах поведения в процессе спортивной дея¬тельности.
Во вводной части занятия 67,5% преподавателей ограничива¬ются решением только организационных задач. Большинство педаго¬гов не формируют у студентов установки на предстоящие на занятиях действия, не показывают преемственности содержания текущего за¬нятия с предыдущими и последующими, не заботятся о создании в группе благоприятного эмоционального состояния. Это приводит к тому, что не осуществляется системного настроя студентов на пред¬стоящую физическую работу, в результате чего снижается уровень ее эффективности. Около 50% преподавателей игнорируют заключи¬тельную часть занятия. В этих случаях не подводятся его итоги, не дается индивидуальная оценка действиям занимающихся, не сообща¬ется информация о содержании последующего занятия [123].
Исследования данных авторов показывают низкий уровень зна¬ний студентов по физической культуре. Так, только от 59,9% до 68,4% будущих специалистов знают о правилах использования естественных факторов природной среды с целью закаливания человеческого орга¬низма. Менее половины (46,2%) знают способы оказания доврачебной помощи при спортивных травмах, наиболее распространенных в прак¬тике занятий физическими упражнениями, а 26,2% не осведомлены о приемах доврачебной помощи пострадавшему на воде.
Анализ оценок методического раздела показал, что 26,6% не знают как делать утреннюю гимнастику, 27,8% не знакомы с основами методики оздоровительного бега, 46,9% не смогли правильно указать вид спорта, наиболее целесообразный для совершенствования рабо¬ты сердечно-сосудистой системы человека. Из всех студентов 68,6% не знают элементарных основ методики обучения плаванию. Лишь 5,3% из них оказались компетентными при выборе упражнений на начальном этапе самостоятельной спортивной тренировки [86].
Выпускники вузов еще в недостаточной степени осознают зна¬чимость физкультурно-спортивной деятельности в организации здо¬рового образа жизни, не связывают личную потребность в физическом совершенствовании с успешностью овладения основами профессио¬нального мастерства.
Анализ специальной литературы, а также изучение постановки физического воспитания в ряде вузов страны выявили несоответствие между целевыми установками учебно-воспитательного процесса и степенью личностного развития студентов на занятиях по физическо¬му воспитанию, содержанием и направленностью их собственной активности. Отмечается противоречие между требованиями к лично¬сти, общей и профессиональной культуре будущих специалистов на¬родного хозяйства и их реальным уровнем развития в процессе физкультурно-спортивных занятий [191].
Таким образом, на основе анализа литературы становится оче¬видной необходимость дальнейшего пересмотра состояния и пер¬спектив физического воспитания в вузе.
Переход к многоуровневой структуре образования должен сти¬мулировать научные и методические поиски в этом плане.
1.2. Формирования студенческого спортивного движения в греко-римской борьбе
Начиная с 1908 г. в России возникают студенческие спортивные кружки. Впервые они появились в Петербурге, в Политехническом и Электротехническом институтах и в Университете.
Первый центр по борьбе в России был образован в атлетическом кружке доктора медицины В.Ф.Краевского 10 августа 1885 г.
1919-1920 годы. Борьба была введена в программу физического воспитания допризывников (по разделу гимнастики). Двумя годами позже она нашла свое место в Наставлении по физической подготовке Красной Армии, как спорт, содейтвующий воспитанию боевых, моральных и физических качеств. В этот же период она вошла в учебные планы Центральных курсов и Главной военной школы физического образования Всеобуча.
Первый чемпионат России был проведен в Петербурге в 1897 году, на третий год официального становления греко-римской борьбы в стране. Борьба велась без разделения на весовые категории и до победы. Каждый боролся с каждым. Первым чемпионом России стал Александр Шмелинг.
1904 г. - в Петербурге проводился международный чемпионат по французской борьбе. В нем приняло участие 30 борцов- профессионалов, из которых 23 были представителями других городов. Турнир проводился целый месяц, одержал победу Иван Поддубный. Через год в Париже он стал обладателем звания "Чемпион мира". Это ему удалось сделать еще пять раз.
1898 г. - на Всемирном атлетическом чемпионате в столице Австрии Вене занял первое место Гакеншмидт.
В 1908 г. на Олимпийских играх в Лондоне 2-е место заняли Орлов, Петров.
В 1912 г. на Олимпийских играх в Стокгольме 2-е место занял Клейн.
В 1912 г. на чемпионате Европы первое место занял Каплюр.
В 1913 г. на чемпионате мира первое место занял Бауман.
Уже в 1910 году популярность борьбы возросла настолько, что ни одна цирковая программа была немыслима без поединков борцов. Российской публике был широко известен выдающийся организатор турниров по борьбе Иван Владимирович Лебедев, имеющий псевдоним "Дядя Ваня".
Всемирно известны были и другие выдающиеся атлеты: Иван Черный, Якуба Чеховский, Иван Шемякин, Иван Заикин, Николай Вахтуров, Клементий Буль.
Регулярные первенства России начали проводится Всероссий¬ским тяжелоатлетическим союзом с 1913 года.
В 1913 г. состоялся чемпионат России (Петербург). Чемпионами стали в легчайшем весе - Васильев, в легком весе - Северов, в среднем весе - Пожелло, в тяжёлом весе - Руднев.
В 1913 г. в Киеве прошла первая олимпиада России. В легком весе победителем стал Бауман (Петербург), в среднем весе успеха добился Поллис (Рига), в тяжёлом весе победу одержал Клейн.
В прошедшем в 1914 г. чемпионате России, состоявшемся в Риге 14-16 февраля, приняли участие 45 представителей от пяти городов: Петербурга, Москвы, Минска, Дерпта и Риги.
Первое место заняли: в легчайшем весе - Васильев (Петер¬бург), в легком весе - Пуке (Дерпт), в среднем весе - Северов (Петер¬бург), в полутяжелом весе - Теппан (Дерпт), в тяжёлом весе - Осипов (Москва).
На вторых олимпийских играх России, прошедших в июле 1914 г. в Риге, первые места заняли: в легчайшем весе - Курвиц (Дерпт), в легком весе - Захаров (Петербург), в среднем весе - Иордин (Рига), в полутяжелом весе - Каплюр (Петербург), в тяжёлом весе - Бапьтемент (Ревель).
В 1915 г. в Петрограде состоялся чемпионат России. Первые места заняли: в легчайшем весе - Просмушкин (Петроград), в легком весе - Пупин (Петроград), в полутяжелом весе - Бауман (Петроград), в тяжёлом весе - Каплюр (Петроград).
Учитывая высокие результаты русских борцов, международный тяжелоатлетический союз принял решение провести первенство мира по борьбе и штанге в 1914 г. в Петербурге, но начавшаяся первая империалистическая война помешала осуществлению этого меро¬приятия. Необходимо отметить, что преподавательские и тренерские кадры по борьбе в России в это время отсутствовали.
Дальнейшие основные этапы развития греко-римской борьбы:
1913 год - организация Всероссийского тяжелоатлетического союза.
1920 год - Первый чемпионат России.
1924 год - Первый чемпионат СССР.
1928 год - Первая Всесоюзная спартакиада.
1939 год - впервые было разыграно звание абсолютного чемпиона СССР.
1947 год - вступление СССР в Международную федерацию борьбы (ФИЛА).
1947 год - сборная СССР впервые приняла участие в чемпионате Европы (г.Прага, ЧССР).
1947 год - первый чемпионат СССР среди юношей (15-17 лет).
1949 год - первые мировые студенческие игры (г. Будапешт, Венгрия).
год - впервые сборная СССР участвовала на XV Олимпий¬ских играх (Хельсинки, Финляндия).
год - впервые советские борцы приняли участие в чемпионате мира.
год - первое первенство среди молодежи (17-20 лет).
год - I Спартакиада народов СССР [167].
В 1919 году была утверждена международная конфедерация студентов с целью развития контактов между студентами университетов, занимающихся спортом. В 1924 году в Варшаве был проведен I Студенческий чемпионат мира, где были представлены преимущественно только легкоатлетические виды спорта.
1929 год. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР, физическое воспитание во всех высших учебных заведениях введено обязательным предметом. Преподаватели физического воспитания находятся в составе военных кафедр. В середине 30-х создаются кафедры физического воспитания в вузах. Большое влияние на качество постановки физического воспитания студентов оказало введение в программу комплекса ГТО. Также большое значение имело введение единой Всесоюзной спортивной классификации (1935-1937 гг.).
Открывшиеся широкие материальные возможности представления для занятий баз, оборудования, инвентаря, обеспечение занятий инструкторским составом, вызвали огромную тягу у молодежи к этому виду спорта [168].
После окончания Великой Отечественной войны занятия с борцами стали продолжать выдающиеся тренеры- преподаватели Н.П.Раков и В.Г.Корнилов.
Н.П.Раков, заслуженный мастер спорта, чемпион СССР 1934, 1935, 1936 гг. 2-ое место 1938 г. и 3-е место 1939 г., в 1956 году подготовил чемпиона XVI Олимпийских игр Н.Н.Соловьева. Заслуженный тренер России - В.Г.Корнилов, мастер спорта, бронзо¬вый призер чемпионатов СССР 1945,1948 гг., восьмикратный чемпион Ленинграда, подготовил: А.Андреева, Н.Болдина, В.Баранова, С.Каденера, Н.Блюмберга, В.Кирсанова, А.Морозова, Ю.Желыгина, Ш.Полякова, А.Энгласа, Б.Гуревича. В 1950 году перешел на вольную борьбу и добился выдающихся результатов. Подготовил чемпионов СССР: Ю.Замятина, Б.Прутковского, В.Новожилова, Ю.Тинькова. В.Новожилов стал победителем чемпионата мира по вольной борьбе.
Могучим толчком развития греко-римской борьбы в вузах после войны было расширение развития международного спортивного движения. Декларация международного союза студентов (МСС) в 1945 г. провозгласила бесплатные и доступные занятия спортом для каждого студента ВУЗа, которые рассматриваются как эффективное средство укрепления здоровья студентов, как одна из форм развития культурных и спортивных связей.
В 1949 году была образована международная федерация университетского спорта (ФИСУ). В этом же году в Будапеште впервые были проведены мировые студенческие игры, где борьба по праву была одним из ключевых видов спорта. Дебют на этих престижных соревнованиях для борцов СССР был успешным. Чемпионами стали: М.Бабаев (52 кг), А.Рыбаков (57 кг), В.Илуридзе (68 кг), С.Марушкин (74 кг), А.Энглас (87 кг). Вторые места заняли: А.Калмановский (62 кг), Н.Белов (82 кг), В.Николаев (св.87 кг).
В 1959 году студенческие игры были реорганизованы в Универсиады. Их было решено проводить каждые два года. Первая универсиада состоялась в Турине (1959 г.).
Чемпионами страны были: В.Богомолов, мастер спорта между¬народного класса, чемпион СССР среди молодежи, второй призер первенства мира 1981 г. (68 кг); А.Гаджиев, мастер спорта между¬народного класса, чемпион России 1982 г.; А.3агребин, мастер спорта, чемпион России среди молодежи, бронзовый призер чемпионата мира среди студентов; 3-е место на чемпионате России 1997 г..
С.Коваленко, мастер спорта, серебрянный призер России 1996 года в весе до 62 кг; 5-е место на первенстве мира среди студентов 1996 г.; А.Максимов, мастер спорта, неоднократный победитель и призер ЦС "Буревестник", неоднократный чемпион Ленинграда; Г.Авагян, мастер спорта, второй призер международного турнира памяти И.М.Поддубного 1985 года (62 кг); В.Элоян, мастер спорта, занял 4-е место на Всесоюзных молодежных играх.
1.3. Развитие и совершенствование технологии подготовки борцов
Общие аспекты технологии подготовки борцов в системе не физкультурного вуза целесообразно рассматривать с позиций сис¬темного анализа естественных технологий, поскольку сам человек, личность студента, представляет собой сложнейшую самоуправляе¬мую биологическую систему. Поэтому сущность технологической кон¬цепции подготовки борцов предполагает системный анализ и опреде¬ление наиболее эффективных путей, ведущих к повышению спортив¬но-технического мастерства (СТМ) занимающихся, в структуре педа¬гогического процесса [59]. В этой сложной структуре следует различать содержание понятий "подготовка" и "тренировка" борцов. Совпадая по семантическим рам¬кам, содержание понятия "подготовка" значительно шире термина "тренировка" борца.