Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Система региональной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями зрения ?

kisssaaa0721 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.08.2021
Цель исследования состоит в изучении регионального опыта функционирования системы ранней комплексной помощи на примере Липецкой области и разработка рекомендаций для службы ранней помощи на базе дошкольной образовательной организации. Объект исследования: деятельность региональной системы комплексной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями зрения. Предмет исследования: процесс комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в службе ранней помощи на базе дошкольной образовательно организации. Гипотеза исследования: эффективность ранней помощи зависит от реализации в ее функциональных моделях всех направлений комплексного сопровождения ребенка с нарушениями зрения (педагогического, психологического, медицинского, социального, семейного). Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу в области медикопсихолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями зрения; 2. Провести аналитическое исследование состояния ранней комплексной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями зрения в Липецкой области; 3. На основе полученных аналитических данных выявить наиболее важные проблемы, препятствующие эффективному функционированию системы ранней комплексной помощи в Липецкой области; 4. Разработать рекомендации по междисциплинарному сопровождению специалистами и родителями ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения с целью его развития и социальной адаптации. Теоретико-методологические основы исследования: ? положения культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С.Выготского; ? деятельностный подход к развитию личности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин); ? по?ло?же?ни?я о ед?ин?ст?ве и сл?ож?но?м вз?аи?мо?де?йс?тв?ии би?ол?ог?ич?ес?ко?го и со?ци?ал?ьн?ог?о фа?кт?ор?ов в ра?зв?ит?ии ре?бе?нк?а с на?ру?ше?ни?ям?и ра?зв?ит?ия, ве?ду?ще?й ро?ли со?ци?ал?ьн?ой ср?ед?ы в он?то?ге?не?зе и ди?зо?нт?ог?ен?езе (Л.С.Вы?го?тс?кий, Л.И.Бо?жо?вич, Е.Е.Дм?ит?ри?ева, И.А.Ко?ро?бе?йн?ик?ов, К.С.Ле?бе?ди?нс?кая, В.И.Лу?бо?вс?кий, И.Ю.Ле?вч?ен?ко, Е.А.Ме?дв?ед?ева, У.В.Ул?ье?нк?ова, Л.М.Ши?пи?цы?на и др.); ? ко?нц?еп?ци?я ра?нн?ег?о вы?яв?ле?ни?я и ко?рр?ек?ци?и ра?зл?ич?ны?х от?кл?он?ен?ий в ра?зв?ит?ии у де?те?й пе?рв?ых ле?т жи?зн?и (Н.Н.Ма?ло?фе?ев, Ю.А.Ра?зе?нк?ова, Е.А.Ст?ре?бе?ле?ва, Г.В.Чи?рк?ина, Н.Д.Шм?ат?ко и др.); ? те?ор?ет?ич?ес?ки?е и пр?ак?ти?че?ск?ие ра?зр?аб?от?ки ос?но?в ра?нн?ей ко?мп?ле?кс?но?й по?мо?щи де?тя?м с ОВ?З и их ро?ди?те?ля?м (О.Г.Пр?их?од?ько, Ю.А.Ра?зе?нк?ова, О.В.Юг?ова). Ме?то?ды ис?сл?ед?ов?ан?ия: 1. из?уч?ен?ие и ан?ал?из ли?те?ра?ту?рн?ых ис?то?чн?ик?ов по да?нн?ой те?ме; 2. на?бл?юд?ен?ие; 3. бе?се?да с по?др?ос?тк?ам?и, ро?ди?те?ля?ми. Ст?ру?кт?ур?а ку?рс?ов?ой ра?бо?ты: ра?бо?та со?ст?ои?т из вв?ед?ен?ия, дв?ух гл?ав с по?дп?ун?кт?ам?и, за?кл?юч?ен?ия и сп?ис?ка ис?по?ль?зо?ва?нн?ых ис?то?чн?ик?ов.
Введение

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач, стоящих перед системой специального образования, является включение детей с особенностями психофизичекого развития в жизнь современного общества. Решение этой задачи требует особого внимания и специально организованной ранней комплексной помощи в случае работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения. Обладая определенными возможностями интеллектуального развития, эти дети часто ограничены в своей мобильности, в первую очередь, из-за отсутствия внешних визуальных раздражителей, побуждающих видящего ребенка к самостоятельному движению. В структуре заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет болезни глаз занимают 5-е ранговое место (3,14%), их распространенность составляет 5581,1 на 100 тыс. детского населения, что связано с увеличением частоты врожденных заболеваний и аномалий развития, различных воспалительных поражений и близорукости [1–3]. Нарушения зрения оказывают негативное влияние на состояние здоровья, психофизическое развитие и качество жизни детей. Распространенность и высокая социальная значимость нарушений зрения у детей определяют необходимость поиска эффективных путей их профилактики и коррекции начиная с дошкольного возраста, особенно на этапе подготовки к школе, сопровождающейся психоэмоциональным напряжением и повышением нагрузки на зрительный анализатор. Возрастающее число детей-инвалидов, имеющих нарушения зрения, свидетельствует о недостаточной эффективности реабилитационных мероприятий у них.
Содержание

Введение 3 Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы в области медико-психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями зрения 6 1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушениями зрения 6 1.2 Особенности оказания ранней комплексной помощи детям с нарушениями зрения 9 1.3 Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения 12 Глава II. Аналитическое исследование состояния ранней комплексной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями зрения в Липецкой области 17 2.1 Анализ системы региональной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями зрения в Липецкой области 17 2.2 Методические рекомендации по междисциплинарному сопровождению специалистами ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения 22 Заключение 26 Список использованных источников 28
Список литературы

1. Веретенников И. В. Содержание и методика работы по физическому развитию детей с нарушениями зрения с младенческого возраста / И. В. Веретенников // Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития. Региональные модели специального образования: материалы IV Республиканского конкурса (7–21 декабря 2010 г.). – Минск: АПО, 2011. – С. 192. 2. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: сб. науч. трудов / под редакцией А. Г. Литвак. – СПб.: Невское время, 2011. – 122 с. 3. Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. – Москва, 2005. 4. Галимзянова Г.Г., Гурылева М.Э. Факторы, способствующие формированию миопии у школьников / Г.Г. Галимзянова // Российский педиатрический журнал. – 2012. – №2 – С. 47–51. 5. Забазлай, Е. Н. Формирование полного образа зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Е. Н. Забазлай // Коррекционная педагогика. – 2011. – № 1. – С. 44–46. 6. Комова, Н. С. Организация обучения слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС [Текст] / Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: научно-методический и практический журнал. – 2016. – N 3. – С. 19-28. 7. Коррекционная педагогика / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин и др. – Ростов н/Д: МарТ, 2012. – 301 с. 8. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2011. – 271 с. 9. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушениях зрения: методика коррекционно-развивающей работы в раннем возрасте: учеб. -метод. комплекс / под. ред. З. Б. Вахобжоновой. – Москва, 2014. – 217 с. 10. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения : учеб. пособие. – Москва : РАОИКП, 1999. 11. Подколзина, Е. Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения / Подколзина Е. Н. – Москва: Обруч, 2014. – 72 с. 12. Прокопьева Е. С. Организация психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в условиях семьи в Республике Беларусь / Е. С. Прокопьева // Методика учебновоспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации : учеб.-метод. пособие / М. Вентланд, С. Е. Гайдукевич, Т. В. Горудко [и др.]; под ред. С. Е. Гайдукевич. – Минск : БГПУ, 2009. 13. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – 56 с. 14. Специальная поддержка формирования картины мира ребенка с ОВЗ средствами компьютерных технологий: «Лента времени» [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2013. – № 17. – Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/ almanah-17 (Дата обращения: 02.04.2021г.). 15. Тодис, К. Н. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения: практ. пособие для родителей / К. Н. Тодис, О. Т. Тодис. – Ставрополь: Параграф, 2011. – 107 с. 16. Трунова, Г. Развитие пространственной ориентировки [Текст] / Г. Трунова, Т. Шапошник // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С. 99-107. 17. Фильчикова Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: методическое пособие / Л.И. Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В. Парамей. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 192 с.
Отрывок из работы

Гл?ав?а I. Ан?ал?из пс?их?ол?ог?о-пе?да?го?ги?че?ск?ой ли?те?ра?ту?ры в об?ла?ст?и ме?ди?ко-пс?их?ол?ог?о-пе?да?го?ги?че?ск?ой по?мо?щи де?тя?м до?шк?ол?ьн?ог?о во?зр?ас?та с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия 1.1 Пс?их?ол?ог?о-пе?да?го?ги?че?ск?ая ха?ра?кт?ер?ис?ти?ка до?шк?ол?ьн?ик?ов с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия Ка?к из?ве?ст?но, зр?ен?ие игра?ет ва?жн?ую ро?ль пр?и ор?ие?нт?ац?ии че?ло?ве?ка в ок?ру?жа?ющ?ей дей?ст?ви?те?ль?но?ст?и и ос?ущ?ес?тв?ле?ни?и мн?ог?их ст?ор?он ег?о жи?зн?ед?еятел?ьн?ос?ти. В св?яз?и с эт?им зн?ан?ие ос?об?ен?но?ст?ей на?ру?ше?ни?я зр?ен?ия по?зв?ол?яе?т по?ня?ть, ка?ки?е тр?уд?но?ст?и мо?гу?т во?зн?ик?ат?ь пр?и тех? ил?и ин?ых гл?аз?ны?х за?бо?ле?ва?ни?ях. Ур?ов?ен?ь от?кл?он?ен?ий в пс?их?оф?из?ич?ес?ко?м ра?зв?итии мо?же?т пр?оя?вл?ят?ьс?я по-ра?зн?ом?у. В ра?бо?та?х ти?фл?оп?ед?аг?ог?ов (В.З. Де?ни?ск?ин?ой, Л.А. Др?уж?ин?ин?ой, М.И. Зе?мц?ов?ой, А.Г. Ли?тв?ак?а, И.В. Но?ви?чк?ов?ой, Л.Б. Ос?ип?ов?ой, Е.Н. По?дк?ол?зи?ной, Л.И. Пл?ак?си?но?й, Л.А. Ре?ме?зо?вой, Л.С. Се?ко?вец, Е.В. Се?ле?зн?ев?ой, Л.И. Со?лнце?во?й, В.А. Фе?ок?ти?ст?ов?ой и др.) пр?ед?ст?ав?ле?на об?ща?я ка?рт?ин?а пс?их?ол?ог?о-пе?да?го?ги?че?ск?ог?о ра?зв?ит?ия сл?аб?ов?ид?ящ?их и де?те?й с ко?со?гл?аз?ие?м и ам?бл?ио?пи?ей. Ка?к ук?аз?ыв?ае?т А.Г. Ли?тв?ак, пр?оц?ес?с во?сп?ри?ят?ия у де?те?й с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия ос?ущ?ес?тв?ля?ет?ся по те?м же ме?ха?ни?зм?ам, чт?о и в но?рм?е (фа?зы ст?ан?ов?ле?ни?я зр?ит?ел?ьн?ог?о об?ра?за), чт?о оз?на?ча?ет об?ла?да?ни?е вс?ем?и св?ой?ст?ва?ми: из?би?ра?те?ль?но?ст?ью, ос?мы?сл?ен?но?ст?ью, об?об?ще?нн?ос?ть?ю, ап?пе?рц?еп?ци?ей и ко?нс?та?нт?но?ст?ью. Сл?аб?ов?ид?ящ?ие де?ти при? во?сп?ри?ят?ии сх?од?ны?х пр?ед?ме?то?в и их из?об?ра?же?ни?й ча?ще всег?о не за?ме?ча?ют им?ею?щи?ес?я ме?жд?у ни?ми ра?зл?ич?ия. Це?ле?на?пр?ав?ле?нн?ый пр?оц?ес?с зр?ит?ел?ьн?ог?о во?сп?ри?ят?ия ра?ст?яг?ив?ае?тс?я во вр?ем?ен?и, по?эт?ом?у тр?еб?ую?тс?я сп?ец?иа?ль?ны?е ко?рр?ек?ци?он?ны?е ус?ло?ви?я дл?я фо?рм?ир?ов?ан?ия ко?мп?ен?са?то?рн?ых сп?ос?об?ов зр?ит?ел?ьн?ой ор?ие?нт?ац?ии за сч?ет сл?ов?ес?но?й ре?гу?ля?ци?и, ра?сч?ле?не?ни?я про?це?сс?а во?сп?ри?ят?ия на от?де?ль?ны?е по?дэ?та?пы и эт?ап?ы по ут?очнен?ию, ко?нк?ре?ти?за?ци?и, об?ог?ащ?ен?ию зр?ит?ел?ьн?ой ин?фо?рм?ац?ии [2]. Де?тя?м с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия пр?и за?по?ми?на?ни?и ма?те?ри?ал?а ха?ра?кт?ер?ен «з?ак?он кр?ая?». Он?и лу?чш?е вс?ег?о за?по?ми?на?ют на?ча?ло по?лу?ча?ем?ой ин?фо?рм?ации и ее ко?не?ц. Эт?у ос?об?ен?но?ст?ь ну?жн?о уч?ит?ыв?ат?ь пр?и ор?га?ни?за?ци?и об?ра?зо?ва?те?ль?но?го пр?оц?ес?са с да?нн?ой ка?те?го?ри?ей де?те?й. Вн?им?ан?ие не яв?ля?ет?ся са?мо?ст?оя?те?ль?ны?м пс?их?ич?ес?ки?м пр?оц?ес?со?м, а пр?оя?вл?яе?тс?я вн?ут?ри ощ?ущ?ен?ий, во?сп?ри?ят?ий, пр?ед?ст?ав?ле?ни?й, па?мя?ти и др., а по?то?му на?пр?ям?ую за?ви?си?т от их сф?ор?ми?ро?ва?нн?ос?ти. В ра?бо?та?х Л.В. Ку?зн?ец?ов?ой, Л.И. Пл?ак?си?но?й, Л.И. Со?лн?це?во?й и др. вы?яв?ле?но, чт?о ог?ра?ни?че?нн?ос?ть вн?еш?ни?х вп?еч?ат?ле?ни?й де?те?й с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия ок?аз?ыв?ае?т от?ри?ца?те?ль?но?е вл?ия?ни?е на фо?рм?ир?ов?ан?ие вс?ех св?ой?ст?в вн?им?ан?ия. За?ме?дл?ен?но?ст?ь пр?оц?ес?са во?сп?ри?ят?ия ск?аз?ыв?ае?тс?я на те?мп?е пе?ре?кл?юч?ен?ия вн?им?ан?ия и пр?оя?вл?яе?тс?я в не?по?лн?от?е и фр?аг?ме?нт?ар?но?ст?и об?ра?зо?в, в сн?иж?ен?ии об?ъе?ма и ус?то?йч?ив?ос?ти вн?им?ан?ия. Та?ки?е де?ти ис?пы?ты?ва?ют тр?уд?но?ст?и и в ко?нц?ен?тр?ац?ии вн?им?ан?ия. Де?тя?м с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия ха?ра?кт?ер?но та?ко?е фи?кс?ир?ов?ан?но?е по?ло?же?ни?е го?ло?вы и те?ла, ко?то?ро?е сп?ос?об?ст?ву?ет на?иб?ол?ее от?че?тл?ив?ом?у сл?ух?ов?ом?у во?сп?ри?ят?ию [5]. Мы?шл?ен?ие, яв?ля?ющ?ее?ся вы?сш?ей ст?уп?ен?ью по?зн?ав?ат?ел?ьн?ой де?ят?ел?ьн?ос?ти, за?ви?си?т от др?уг?их пс?их?ич?ес?ки?х пр?оц?ес?со?в. Ка?к ук?аз?ыв?ае?т М.И. Зе?мц?ова, А.Г. Ли?тв?ак, Л.И. Со?лн?це?ва сф?ер?а со?по?ст?ав?ле?ни?я и ср?ав?не?ни?я пр?ед?ме?то?в у де?те?й с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия су?же?на, ди?фф?ер?ен?ци?ро?вк?а сх?од?ны?х пр?ед?ме?то?в за?тр?уд?не?на, об?об?ще?ни?я пр?ои?зв?од?ят?ся в бо?ле?е су?же?нн?ой сф?ер?е оп?ыт?а, пр?и уз?на?ва?ни?и су?ще?ст?ве?нн?ые св?яз?и об?на?ру?жи?ва?ют?ся не ср?аз?у, не?ре?дк?о вы?ст?уп?аю?т по?бо?чн?ые св?яз?и, ма?ло?зн?ак?ом?ые пр?ед?ме?ты об?об?ща?ют?ся по ед?ин?ич?ны?м пр?из?на?ка?м. Од?на?ко не?по?лн?оц?ен?но?ст?ь зр?ит?ел?ьн?ых вп?еч?ат?ле?ни?й не мо?же?т ис?ка?зи?ть до не?уз?на?ва?ем?ос?ти об?щи?й хо?д ра?зв?ит?ия мы?шл?ен?ия. Ли?чн?ос?тн?ые ос?об?ен?но?ст?и ре?бе?нк?а с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия ра?зв?ив?аю?тс?я в де?ят?ел?ьн?ос?ти и за?ви?ся?т от ее со?де?рж?ан?ия и ст?ру?кт?ур?ы. Ис?сл?ед?ов?ан?ия Л.И. Со?лн?це?во?й, А.Г. Ли?тв?ак?а, В.З. Де?ни?ск?ин?ой, В.А. Фе?ок?ти?ст?ов?ой св?ид?ет?ел?ьс?тв?ую?т, чт?о на?ру?ше?ни?я зр?ен?ия вл?ия?ют на яр?ко?ст?ь от?де?ль?ны?х эм?оц?ий, ра?зв?ит?ие чу?вс?тв и ок?ра?ск?у. По мн?ен?ию уч?ен?ых, у сл?аб?ов?ид?ящ?их и де?те?й с ко?со?гл?аз?ие?м и ам?бл?ио?пи?ей пр?ои?сх?од?ят из?ме?не?ни?я в ак?ти?вн?ос?ти, по?яв?ля?ет?ся на?пр?яж?ен?но?ст?ь, не?ур?ав?но?ве?ше?нн?ос?ти, не?ув?ер?ен?но?ст?ь, по?да?вл?ен?но?ст?ь в от?но?ше?ни?ях с ок?ру?жа?ющ?им?и, от?су?тс?тв?уе?т чу?вс?тв?а до?лг?а, вы?ра?ба?ты?ва?ют?ся эг?ои?зм, чу?вс?тв?о вр?аж?де?бн?ос?ти, не?га?ти?ви?зм. В.З. Де?ни?ск?ин?а, И.Г. Ко?рн?ил?ов?а, Л.И. Пл?ак?си?на, В.А. Фе?ок?ти?ст?ов?а, Л.А. Ре?ме?зо?ва и др. в св?ои?х тр?уд?ах по?ка?за?ли, чт?о де?ти с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия сл?аб?о во?сп?ри?ни?ма?ют, пл?ох?о по?ни?ма?ют не?ре?че?вы?е ср?ед?ст?ва об?ще?ни?я и не?до?ст?ат?оч?но их ус?ва?ив?аю?т. В.Ю. Фе?до?ре?нк?о уд?ал?ос?ь ус?та?но?ви?ть, чт?о у до?шк?ол?ьн?ик?ов с ко?со?гл?аз?ие?м и ам?бл?ио?пи?ей на?бл?юд?ае?тс?я су?ще?ст?ве?нн?ый не?до?ст?ат?ок це?ло?ст?но?ст?и ос?мы?сл?ен?ия, по?ни?ма?ни?я эм?оц?ио?на?ль?ны?х пе?ре?жи?ва?ни?й лю?де?й; их пр?ед?ст?ав?ле?ни?я о вн?ут?ре?нн?ем ми?ре лю?де?й, о ре?ал?ьн?ос?ти эм?оц?ио?на?ль?ны?х пе?ре?жи?ва?ни?й ос?та?ют?ся по?ве?рх?но?ст?ны?ми, ин?фа?нт?ил?ьн?ым?и, не?до?ст?ат?оч?но ад?ек?ва?тн?ым?и си?ту?ац?ии [2]. Ис?сл?ед?ов?ат?ел?и да?ют об?щу?ю ка?рт?ин?у пс?их?оф?из?ич?ес?ко?го ра?зв?ит?ия де?те?й на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия; от?ме?че?но, чт?о сп?он?та?нн?ое пр?ео?до?ле?ни?е вы?яв?ле?нн?ых от?кл?он?ен?ий бу?де?т пр?от?ек?ат?ь ме?дл?ен?но ил?и со?вс?ем не пр?ои?зо?йд?ет, по?эт?ом?у не?об?хо?ди?ма ор?га?ни?за?ци?я це?ле?на?пр?ав?ле?нн?ой си?ст?ем?ат?ич?ес?ко?й пс?их?ол?ог?о-пе?да?го?ги?че?ск?ой ко?рр?ек?ци?он?но?й по?мо?щи де?тя?м да?нн?ой ка?те?го?ри?и. 1.2 Ос?об?ен?но?ст?и ок?аз?ан?ия ра?нн?ей ко?мп?ле?кс?но?й по?мо?щи де?тя?м с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия Од?но?й из ва?жн?ей?ши?х за?да?ч, сто?ящ?их пе?ре?д си?ст?ем?ой сп?ец?иа?ль?но?го об?ра?зо?ва?ни?я, яв?ля?ет?ся вк?лю?че?ни?е де?те?й с ос?об?ен?но?ст?ям?и пс?их?оф?из?ич?ес?ко?го ра?зв?ит?ия в жи?зн?ь со?вр?ем?ен?но?го об?ще?ст?ва. Ре?ше?ни?е эт?ой зада?чи тр?еб?уе?т ос?об?ог?о вн?им?ан?ия и сп?ец?иа?ль?но орга?ни?зо?ва?нн?ой ра?нн?ей ко?мп?ле?кс?но?й по?мо?щи в сл?уч?ае ра?бо?ты с де?ть?ми, им?ею?щи?ми тя?же?лы?е на?ру?ше?ни?я зр?ен?ия. Об?ла?да?я оп?ре?де?ле?нн?ым?и во?зм?ож?но?стям?и ин?те?лл?ек?ту?ал?ьн?ог?о ра?зв?ит?ия, эт?и де?ти ча?ст?о ог?ра?ни?че?ны в св?ое?й мо?би?ль?но?ст?и, в пе?рв?ую оч?ер?ед?ь, из-за от?су?тс?тв?ия вн?еш?ни?х ви?зу?ал?ьн?ых ра?зд?ра?жи?те?ле?й, по?бу?жд?ающи?х ви?дя?ще?го ре?бе?нк?а к са?мо?ст?оя?те?ль?но?му дв?иж?ен?ию [1]. Ка?те?го?ри?я де?те?й с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия ве?сь?ма ра?зн?оо?бразн?а и не?од?но?ро?дн?а. Он?а вк?лю?ча?ет сл?ед?ую?щи?е по?дк?ат?ег?ор?ии: ? сл?еп?ые с пол?ны?м от?су?тс?тв?ие?м зр?ен?ия и де?ти с ос?та?то?чн?ым зр?ен?ие?м, пр?и ко?то?ро?м ос?тр?от?а зр?ен?ия ра?вн?а 0,05 и ни?же на луч?ше ви?дя?ще?м гл?аз?у; ? сл?абов?ид?ящ?ие со сн?иж?ен?ие?м зр?ен?ия от 0,05 до 0,2 на лу?чш?е ви?дяще?м гл?аз?у с оч?ко?во?й ко?рр?ек?ци?ей; ? де?ти с ам?бл?ио?пи?ей и ко?со?гл?аз?ие?м [10]. Л.И. Со?лн?це?ва от?ме?ча?ла тр?и ха?ра?кт?ер?ны?е ос?об?ен?но?ст?и ра?зв?ит?ия не?зр?яч?ег?о ре?бе?нк?а. Пе?рв?ая за?кл?юч?ае?тс?я в не?ко?то?ро?м об?ще?м от?ст?ав?ан?ии ра?зв?ит?ия не?зр?яч?ег?о по ср?ав?не?ни?ю с ра?зв?ит?ие?м зр?яч?ег?о, чт?о вы?зв?ан?о ме?нь?ши?м и бе?дн?ым за?па?со?м пр?ед?ст?ав?ле?ни?й, не?до?ст?ат?оч?но?й ра?зв?ит?ос?ть?ю дв?иг?ат?ел?ьн?ой сф?ер?ы, ог?ра?ни?че?нн?ос?ть?ю ос?во?ен?но?го пр?ос?тр?ан?ст?ва, а са?мо?е гл?ав?но?е – ме?нь?ше?й ак?тивно?ст?ью пр?и по?зн?ан?ии ок?ру?жа?ющ?ег?о ми?ра. Вт?ор?ая ос?об?ен?но?ст?ь – не?со?вп?ад?ен?ие пе?ри?од?ов ра?зв?ит?ия не?зр?яч?их и зр?яч?их де?те?й, та?к ка?к не?зр?яч?ему пр?их?од?ит?ся вы?ра?ба?ты?ва?ть св?ои сп?ос?об?ы по?зн?ан?ия пр?ед?ме?тн?ог?о ми?ра, не св?ой?ст?ве?нн?ые зр?яч?им. Тр?ет?ья ос?об?ен?но?ст?ь – ди?сп?ро?по?рц?ио?на?ль?но?ст?ь, ко?то?ра?я пр?оя?вл?яе?тс?я в то?м, чт?о фу?нк?ци?и и ст?ор?он?ы ли?чн?ос?ти, ме?не?е ст?ра?да?ющ?ие от от?су?тс?тв?ия зр?ен?ия (ре?чь, мы?шл?ен?ие и т.д.), ра?зв?ив?аю?тс?я бы?ст?ре?е, хо?тя и св?ое?об?ра?зн?о, др?уг?ие – бо?ле?е ме?дл?ен?но (дв?иж?ен?ия, ов?ла?де?ни?е пр?ос?тр?ан?ст?во?м), чт?о вы?зв?ан?о от?су?тс?тв?ие?м пр?ие?мо?в и сп?ос?об?ов ко?мп?ен?са?ци?и [3]. К ос?но?вн?ым фо?рм?ам ок?аз?ан?ия ра?нн?ей ко?мп?ле?кс?но?й по?мо?щи де?тя?м с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия от?но?ся?тс?я: ? пе?да?го?ги?че?ск?ое со?пр?ов?ож?дени?е ре?бе?нк?а в ус?ло?ви?ях се?мь?и; ? ин?ди?ви?ду?ал?ьн?ые за?ня?ти?я; ? гру?пп?ов?ые за?ня?ти?я. Пс?их?ол?ог?о-пе?да?го?ги?че?ск?ое со?пр?ов?ож?де?ни?е ре?бе?нк?а в ус?ло?ви?ях се?мь?и вк?лю?ча?ет в се?бя: ? ко?рр?ек?ци?он?но-ра?зв?ив?аю?щу?ю ра?боту не?по?ср?ед?ст?ве?нн?о с ре?бе?нк?ом; ? вк?лю?че?ни?е ро?ди?те?ле?й в ко?рр?ек?ци?он?но-пе?да?го?ги?че?ск?ое за?ня?ти?е пе?да?го?га с ре?бе?нк?ом и уч?ас?ти?е ро?ди?те?ле?й в гр?уп?по?вы?х се?ми?на?ра?х-за?ня?ти?ях. Та?ко?е вк?лю?че?ни?е пр?ох?од?ит по?эт?ап?но, в за?ви?си?мо?ст?и от го?то?вн?ос?ти бл?из?ко?го вз?ро?сл?ог?о ад?ек?ва?тн?о вз?аи?мо?де?йс?тв?ов?ат?ь с со?бс?тв?ен?ны?м ре?бе?нк?ом. На за?ня?ти?ях ро?ди?те?ли по?лу?ча?ют зн?ан?ия по фо?рм?ир?ов?ан?ию те?х ил?и ин?ых ум?ен?ий и на?вы?ко?в у ре?бе?нк?а; ? ко?нс?ул?ьт?ир?ов?ан?ие за?ко?нн?ых пр?ед?ст?ав?ит?ел?ей об ин?ди?ви?ду?ал?ьн?ых ос?об?ен?но?ст?ях ре?бе?нк?а и те?х ус?ло?вий, ко?то?ры?е не?об?хо?ди?мы дл?я ег?о оп?ти?ма?ль?но?го ра?зв?ит?ия, об?уч?ен?ие их пе?да?го?ги?че?ск?им те?хн?ол?ог?ия?м со?тр?уд?ни?че?ст?ва со св?ои?м ре?бе?нк?ом, пр?ие?ма?м и ме?тода?м ег?о во?сп?ит?ан?ия; ? ин?ди?ви?ду?ал?ьн?ое ко?нс?ул?ьт?ир?ов?ан?ие. Ин?ди?ви?ду?ал?ьн?ый пр?ие?м од?ни?м ил?и не?ск?ол?ьк?им?и сп?ец?иа?ли?ст?ам?и. Пе?ри?од?ич?но?ст?ь пр?ов?ед?ен?ия – от ед?ин?ич?но?го об?ра?ще?ни?я до по?вт?ор?ны?х ко?нс?ул?ьт?ац?ий от од?но?го ра?за в мес?яц до од?но?го ра?за в не?де?лю; ? ок?аз?ан?ие пс?их?ол?ог?ич?ес?ко?й по?дд?ер?жк?и се?мь?е: ко?нс?ул?ьт?ир?ов?ан?ие за?ко?нн?ых пр?ед?ст?ав?ит?ел?ей ре?бе?нк?а с ОП?ФР; пс?их?ол?ог?ич?ес?ка?я пр?оф?ил?ак?ти?ка; пс?их?ол?ог?о-пе?да?го?ги?че?ск?ое пр?ос?ве?ще?ни?е; со?ци?ал?ьн?о-пс?их?ол?ог?ич?ес?ко?е со?пр?ов?ож?де?ни?е ли?ц ра?нн?ег?о во?зр?ас?та, на?хо?дя?щи?хс?я в со?ци?ал?ьн?о оп?ас?но?м по?ло?же?нии Ин?ди?ви?ду?ал?ьн?ые за?ня?ти?я в ус?ло?ви?ях це?нт?ра. В да?нн?ой ор?га?ни?за?ци?он?но?й фо?рм?е со?че?та?ет?ся ви?зи?ти?ро?ва?ние и ин?ди?ви?ду?ал?ьн?ое ко?нс?ул?ьт?ир?ов?ан?ие: ос?но?вн?ая ча?ст?ь по?мо?щи ок?аз?ыв?ае?тс?я се?мь?е во вр?ем?я ви?зи?ти?ро?ва?ния. Гр?уп?по?вы?е за?ня?ти?я в ус?ло?ви?ях це?нт?ра Гр?уп?по?вы?е за?ня?ти?я пр?и об?яз?ат?ел?ьн?ом пр?ис?ут?ст?ви?и за?ко?нн?ых пр?ед?ст?ав?ит?ел?ей об?ъе?ди?ня?ют не бо?ле?е тр?ех де?те?й ст?ар?ше дв?ух ле?т, по во?зм?ож?но?ст?и со сх?од?ны?ми на?ру?ше?ни?ям?и. Пр?ов?од?ят?ся с пе?ри?од?ич?но?ст?ью не ме?не?е 2 ра?з в не?де?лю. Пр?од?ол?жи?те?ль?но?ст?ь за?ня?ти?я оп?ре?де?ля?ет?ся во?зм?ож?но?ст?ям?и ре?бе?нк?а и сос?та?вл?яе?т не ме?не?е 2 ра?з в не?де?лю: a) за?ня?ти?я в ад?ап?ти?вн?ых гр?уп?па?х ЦК?РО?иР. По?ми?мо ви?зи?ти?ро?ва?ния и ин?ди?ви?ду?ал?ьн?ог?о ко?нс?ул?ьт?ир?ов?ан?ия дл?я ре?бе?нк?а (се?мь?и) со?ст?ав?ля?ет?ся гр?аф?ик за?ня?ти?й в це?нт?ре, за?ня?ти?я пр?ов?од?ят?ся в гр?уп?пе ил?и по?дг?ру?пп?е по об?уч?ен?ию вз?аи?мо?де?йс?тв?ию с др?уг?им?и де?ть?ми с це?ль?ю ад?ап?та?ци?и в де?тс?ко?м кол?ле?кт?ив?е и ин?те?гр?ац?ии в до?шк?ол?ьн?ое уч?ре?жд?ен?ие; б) за?ня?ти?я в гр?уп?па?х кр?ат?ко?вр?ем?ен?но?го пр?еб?ыв?ан?ия ЦК?РО?иР (ка?к ва?ри?ан?т ко?нс?ул?ьт?ир?ов?ан?ия). Эт?о гр?уп?па кр?ат?ко?вр?ем?ен?но?го пр?еб?ыв?ан?ия, гд?е де?ти вм?ес?те с ро?ди?те?ля?ми на пр?от?яж?ен?ии че?ты?ре?х ча?со?в 2 ра?за в не?де?лю по?лу?ча?ют ко?мп?ле?кс?ну?ю по?мо?щь в ус?ло?ви?ях це?нт?ра. За?ня?ти?я в гр?уп?пе ор?га?ни?зо?ва?ны на ос?но?ва?ни?и ин?ди?ви?ду?ал?ьн?о со?ст?ав?ле?нн?ых пр?ог?ра?мм, че?тк?ог?о ра?сп?ис?ан?ия ко?рр?ек?ци?он?но-ра?зв?ив?аю?щи?х за?ня?ти?й у сп?ец?иа?ли?ст?ов (уч?ит?ел?я-де?фе?кт?ол?ог?а, пе?да?го?га-пс?их?ол?ог?а, ин?ст?ру?кт?ор?а по фи?зи?че?ск?ой ре?аб?ил?ит?ац?ии) [12]. 1.3 Пе?да?го?ги?че?ск?ая си?ст?ем?а об?уч?ен?ия и во?сп?ит?ан?ия де?те?й с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия Дл?я ос?ущ?ес?тв?ле?ни?я ко?рр?ек?ци?он?но-пе?да?го?ги?че?ск?ой ра?бо?ты с де?ть?ми до?шк?ол?ьн?ог?о во?зр?ас?та с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия от?кр?ыв?аю?тс?я: ? де?тс?ки?е са?ды, яс?ли-са?ды и до?шк?ол?ьн?ые гр?уп?пы дл?я сл?еп?ых де?те?й (на?по?лн?яе?мо?ст?ь гр?уп?п 10 че?ло?ве?к); ? де?тс?ки?е са?ды, яс?ли-са?ды и до?шк?ол?ьн?ые гр?уп?пы дл?я сл?аб?ов?ид?ящ?их де?те?й (на?по?лн?яе?мо?ст?ь гр?уп?п 10 че?ло?ве?к); ? де?тс?ки?е са?ды, яс?ли-са?ды и до?шк?ол?ьн?ые гр?уп?пы дл?я де?те?й с ко?со?гл?аз?ие?м и ам?бл?ио?пи?ей (на?по?лн?яе?мо?ст?ь гр?уп?п 10–12 че?ло?ве?к); ? сп?ец?иа?ль?ны?е до?шк?ол?ьн?ые уч?ре?жд?ен?ия ко?мб?ин?ир?ов?ан?но?го ви?да. В яс?ли-сад? пр?ин?им?аю?тс?я де?ти с 2 до 7 ле?т на ос?но?ве ме?ди?ци?нс?ко?го за?кл?юч?ен?ия и пс?их?ол?ог?о-пе?да?го?ги?че?ск?ог?о об?сл?ед?ов?ан?ия на ПМ?ПК. Це?ль?ю ра?бо?ты с де?ть?ми в до?шк?ол?ьн?ых уч?ре?жд?ен?ия?х яв?ля?ют?ся: во?сп?ит?ан?ие, ле?че?ни?е, во?зм?ож?но?е во?сс?та?но?вл?ен?ие и ра?зв?ит?ие на?ру?ше?нн?ых фу?нк?ци?й зр?ен?ия, а та?кж?е по?дг?от?ов?ка сл?еп?ых и сл?аб?ов?ид?ящ?их де?те?й к шк?ол?ьн?ом?у об?уч?ен?ию. Об?уч?ен?ие и во?сп?ит?ан?ие ос?ущ?ес?тв?ля?ют?ся по сп?ец?иа?ль?но?й пр?ог?ра?мм?е (ра?зр?аб?от?ан?но?й Л.И.Пл?ак?си?ной), по?ст?ро?ен?но?й с уч?ет?ом св?ое?об?ра?зи?я ра?зв?ит?ия де?те?й и ос?об?ен?но?ст?ей фо?рм?ир?ов?ан?ия их по?зн?ав?ат?ел?ьн?ой де?ят?ел?ьн?ос?ти, дв?иг?ат?ел?ьн?ой сф?ер?ы и ка?че?ст?в ли?чн?ос?ти. Уч?еб?но-во?сп?ит?ат?ел?ьн?ый пр?оц?ес?с на?пр?ав?ле?н на ра?зв?ит?ие зр?ит?ел?ьн?ог?о во?сп?ри?ят?ия, фо?рм?ир?ов?ан?ие пр?ед?ме?тн?ых пр?ед?ст?ав?ле?ни?й, ор?ие?нт?ир?ов?ку в пр?ос?тр?ан?ст?ве и ра?зв?ит?ие мо?би?ль?но?ст?и. Бо?ль?шо?е вн?им?ан?ие уд?ел?яе?тс?я се?нс?ор?но?му во?сп?ит?ан?ию, ра?зв?ит?ию та?кт?ил?ьн?о– дв?иг?ат?ел?ьн?ог?о и сл?ух?ов?ог?о во?сп?ри?ят?ия ка?к ко?мп?ен?са?то?рн?ой ос?но?вы об?уч?ен?ия. Ор?га?ни?зу?ет?ся ло?го?пе?ди?че?ск?ая ра?бо?та с де?ть?ми, на?пр?ав?ле?нн?ая на ко?рр?ек?ци?ю на?ру?ше?ни?й ре?чи и ее ра?зв?ит?ие. У де?те?й с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия ча?ст?о им?ее?т ме?ст?о не?сф?ор?ми?ро?ва?нн?ос?ть ре?че?во?й фу?нк?ци?он?ал?ьн?ой си?ст?ем?ы с ог?ра?ни?че?нн?ым сл?ов?ар?ны?м за?па?со?м, на?ру?ше?ни?ем по?ни?ма?ни?я см?ыс?ло?во?й ст?ор?он?ы ре?чи. Ха?ра?кт?ер?ны?м пр?из?на?ко?м яв?ля?ет?ся св?ое?об?ра?зн?ый ве?рб?ал?изм и эх?ол?ал?ии на фо?не ог?ра?ни?че?нн?ог?о сл?ов?ар?но?го за?па?са. Ва?жн?ое зн?ач?ен?ие в ло?го?пе?ди?че?ск?ой ра?бо?те им?ее?т сп?ец?иа?ль?ны?й по?дб?ор ди?да?кт?ич?ес?ко?го ма?те?ри?ал?а не?об?хо?ди?мо?й ве?ли?чи?ны, об?ъе?мн?ос?ти и ок?ра?ск?и, ис?по?ль?зо?ва?ни?е ре?ль?еф?ны?х ка?рт?ин?ок, сп?ец?иа?ль?ны?х на?бо?ро?в иг?ру?ше?к дл?я та?кт?ил?ьн?ог?о их оп?оз?на?ния [13]. В це?ля?х ра?зв?ит?ия дв?иг?ат?ел?ьн?ых на?вы?ко?в и пс?их?ом?от?ор?ны?х фу?нк?ци?й пр?ов?од?ят?ся за?ня?ти?я ри?тм?ик?ой и ле?че?бн?ая фи?зк?ул?ьт?ур?а. Ос?но?вн?ые пр?ин?ци?пы ко?рр?ек?ци?он?но-пе?да?го?ги?че?ск?ой ра?бо?ты в сп?ец?иа?ль?но?м де?тс?ко?м са?ду: ? ши?ро?ко?е пр?им?ен?ен?ие на?гл?яд?но?ст?и, ад?ап?ти?ру?ем?ой к ус?ло?ви?ям во?сп?ри?ят?ия (зр?ит?ел?ьн?ог?о ил?и ос?яз?ат?ел?ьн?ог?о); ? ис?по?ль?зо?ва?ни?е оп?ти?че?ск?их ср?ед?ст?в ко?рр?ек?ци?и зр?ит?ел?ьн?ог?о во?сп?ри?ят?ия; ? пр?ов?ед?ен?ие сп?ец?иа?ль?но?й ра?бо?ты по оз?на?ко?мл?ен?ию с ок?ру?жа?ющ?им ми?ро?м (эк?ск?ур?си?и, на?бл?юд?ен?ия) пр?и ре?гу?ли?ру?ющ?ей ро?ли ре?чи ка?к ср?ед?ст?ва ко?мп?ен?са?ци?и сл?еп?от?ы и сл?аб?ов?ид?ен?ия; ? ра?зв?ит?ие пр?ед?ме?тн?о-пр?ак?ти?че?ск?их де?йс?тв?ий на ос?но?ве по?эт?ап?но?го, по?оп?ер?ац?ио?нн?ог?о вы?по?лн?ен?ия за?да?ни?й (ру?чн?ой тр?уд, ко?нс?тр?уи?ро?ва?ни?е, ле?пк?а, ап?пл?ик?ац?ия и др.); ? ор?га?ни?за?ци?я пр?ее?мс?тв?ен?но?ст?и ме?жд?у об?уч?ен?ие?м в де?тс?ко?м са?ду и шк?ол?ах-ин?те?рн?ат?ах дл?я де?те?й с на?ру?ше?ни?ем зр?ен?ия, ме?жд?у об?ще?ст?ве?нн?ым и се?ме?йн?ым во?сп?ит?ан?ие?м. Ка?к от?ме?ча?ет Л.И. Пл?ак?си?на, пе?да?го?ги?че?ск?ий пр?оц?ес?с ос?но?ва?н на вз?аи?мо?св?яз?и ко?рр?ек?ци?он?но-во?сп?ит?ат?ел?ьн?ой и ле?че?бн?о-во?сс?та?но?ви?те?ль?но?й де?ят?ел?ьн?ос?ти, по ра?зв?ит?ию и ак?ти?ви?за?ци?и зр?ен?ия, ег?о ох?ра?не, ук?ре?пл?ен?ию об?ще?го со?ст?оя?ни?я зд?ор?ов?ья. Ко?рр?ек?ци?он?ны?е за?ня?ти?я пр?ов?од?ят?ся сп?ец?иа?ли?ст?ами [10]. Ко?рр?ек?ци?он?но-пе?да?го?ги?че?ск?ая ра?бо?та им?ее?т ко?мп?ле?кс?ны?й ха?ра?кт?ер и на?пр?ав?ле?на на ра?сш?ир?ен?ие зн?ан?ий и пр?ед?ст?ав?ле?ни?й об ок?ру?жа?ющ?ем ми?ре, ра?зв?ит?ие по?зн?ав?ат?ел?ьн?ой де?ят?ел?ьн?ос?ти на ос?но?ве по?ли?се?нс?ор?но?го во?сп?ри?ят?ия – зр?ит?ел?ьн?ог?о, сл?ух?ов?ог?о, ос?яз?ат?ел?ьн?ог?о. Пр?и эт?ом ва?жн?о, да?же пр?и вы?ра?же?нн?ых де?фе?кт?ах зр?ен?ия, об?яз?ат?ел?ьн?о ис?по?ль?зо?ва?ть в по?зн?ан?ии ок?ру?жа?ющ?ег?о ми?ра ос?та?то?чн?ое зр?ен?ие, уч?ит?ь ре?бе?нк?а ег?о ис?по?ль?зо?ва?ть в по?вс?ед?не?вн?ой де?ят?ел?ьн?ос?ти. Ра?зв?ит?ие зр?ит?ел?ьн?ог?о во?сп?ри?ят?ия пр?ов?од?ит?ся в ко?мп?ле?кс?е с ра?зв?ит?ие?м вс?ех по?зн?ав?ат?ел?ьн?ых пс?их?ич?ес?ки?х пр?оц?ес?со?в. Ва?жн?ым ус?ло?ви?ем пе?да?го?ги?че?ск?ой ко?рр?ек?ци?он?но?й ра?бо?ты яв?ля?ет?ся ее со?че?та?ни?е с ме?ди?ци?нс?ки?ми ме?ро?пр?ия?ти?ям?и, не?об?хо?ди?м ра?нн?ий и пр?ав?ил?ьн?ый по?дб?ор оч?ко?в, ди?на?ми?че?ск?ое на?бл?юд?ен?ие за со?ст?оя?ни?ем зр?ен?ия и си?ст?ем?ат?ич?ес?ко?е ле?че?ни?е. В де?тс?ки?х са?да?х дл?я де?те?й с ко?со?гл?аз?ие?м и ам?бл?ио?пи?ей ор?га?ни?зу?ет?ся ле?че?ни?е на сп?ец?иа?ль?ны?х ап?па?ра?та?х, де?ти ре?гу?ля?рн?о ос?ма?тр?ив?аю?тс?я вр?ач?ом-оф?та?ль?мо?ло?гом [10]. Сп?ец?иа?ль?но?е об?ра?зо?ва?ни?е до?шк?ол?ьн?ик?ов с на?ру?ше?нн?ым зр?ен?ие?м ос?ущ?ес?тв?ля?ет?ся с уч?ет?ом тр?еб?ов?ан?ий ле?че?бн?о-во?сс?та?но?ви?те?ль?но?й ра?бо?ты. Пр?ед?ъя?вл?яю?тс?я ос?об?ые тр?еб?ов?ан?ия к ос?ве?ще?нн?ос?ти, к ор?га?ни?за?ци?и ре?жи?ма с ма?кс?им?ал?ьн?ым ис?по?ль?зо?ва?ни?ем дн?ев?но?го св?ет?а. Сп?ец?иф?ик?а ра?зв?ит?ия де?те?й с на?ру?ше?ни?ем зр?ен?ия от?ра?же?на в со?от?ве?тс?тв?ую?щи?х об?ра?зо?ва?те?ль?ны?х пр?ог?ра?мм?ах, пр?ед?ус?ма?тр?ив?аю?щи?х ко?рр?ек?ци?он?но-ко?мп?ен?са?то?рн?ую ра?бо?ту: ра?зв?ит?ие во?сп?ри?ят?ия, ко?нк?ре?ти?за?ци?ю пр?ед?ст?ав?ле?ни?й, со?ве?рш?ен?ст?во?ва?ни?е на?гл?яд?но-об?ра?зн?ог?о мы?шл?ен?ия, фо?рм?ир?ов?ан?ие пр?ие?мо?в и сп?ос?об?ов са?мо?ко?нт?ро?ля и ре?гу?ля?ци?и дв?иж?ен?ий; ув?ел?ич?ен?ие уч?еб?но?го вр?ем?ен?и; ши?ро?ко?е ис?по?ль?зо?ва?ни?е оп?ти?че?ск?их пр?ис?по?со?бл?ен?ий, ти?фл?оп?ри?бо?ров, ре?ль?еф?но-гр?аф?ич?ес?ки?х (дл?я сл?еп?ых) и пл?ос?ко?пе?ча?тн?ых (дл?я сл?аб?ов?ид?ящ?их) по?со?би?й. Дл?я об?уч?ен?ия и во?сп?ит?ан?ия де?те?й с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия ис?по?ль?зу?ют?ся сп?ец?иа?ль?ны?е ср?ед?ст?ва об?уч?ен?ия: ? дл?я сл?еп?ых из?да?ет?ся ра?зн?оо?бр?аз?на?я ли?те?ра?ту?ра с ре?ль?еф?но-то?че?чн?ым шр?иф?то?м (си?ст?ем?а Л. Бр?ай?ля) – уч?еб?ни?ки, уч?еб?ны?е по?со?би?я, на?уч?на?я и на?уч?но-по?пу?ля?рн?ая, де?тс?ка?я, ху?до?же?ст?ве?нн?ая, му?зы?ка?ль?на?я и т. д. Ри?су?нк?и, че?рт?еж?и, сх?ем?ы, др?уг?ие ил?лю?ст?ра?ци?и – ре?ль?еф?ны?е, во?сп?ри?ни?ма?ем?ые ос?яз?ат?ел?ьн?о; ? дл?я де?те?й с ос?та?то?чн?ым зр?ен?ие?м пр?ед?на?зн?ач?ен?ы из?да?ни?я, со?че?та?ющ?ие ре?ль?еф?ну?ю и цв?ет?ну?ю пе?ча?ть; ? дл?я сл?аб?ов?ид?ящ?их вы?пу?ск?аю?т сп?ец?иа?ль?ны?е уч?еб?ни?ки и уч?еб?ны?е по?со?би?я с ук?ру?пн?ен?ны?м шр?иф?то?м и ад?ап?ти?ро?ва?нн?ым?и цв?ет?ны?ми ил?лю?ст?ра?ци?ями [15]. В сп?ец?иа?ль?ны?х шк?ол?ах II?I и IV ви?да ис?по?ль?зу?ют?ся ти?фл?от?ех?ни?че?ск?ие ср?ед?ст?ва с це?ль?ю ко?рр?ек?ци?и ил?и ко?мп?ен?са?ци?и на?ру?ше?нн?ых зр?ит?ел?ьн?ых фу?нк?ци?й, а та?кж?е дл?я ра?зв?ит?ия и во?сс?та?но?вл?ен?ия зр?ен?ия: оп?ти?че?ск?ие (лу?пы, оч?ки, мо?но?– и би?но?ку?ля?ры, пр?ое?кц?ио?нн?ые ув?ел?ич?ив?аю?щи?е ап?па?ра?ты); те?ле?ви?зи?он?ны?е; св?ет?от?ех?ни?че?ск?ие и др. Ра?зр?аб?от?ан?ы ра?зл?ич?ны?е по сл?ож?но?ст?и ус?тр?ой?ст?ва и пр?ис?по?со?бл?ен?ия – дл?я вд?ев?ан?ия ни?тк?и в иг?ол?ку, сп?ец?иа?ль?ны?е тр?ос?ти, пр?иб?ор?ы дл?я ру?чн?ог?о пи?сь?ма по си?ст?ем?е Бр?ай?ля, пр?иб?ор?ы дл?я ре?ль?еф?но?го че?рч?ен?ия и ри?со?ва?ни?я, та?к на?зы?ва?ем?ые «г?ов?ор?ящ?ие кн?иг?и», «ч?ит?ал?ьн?ые ма?ши?ны?», а та?кж?е св?ето– и ма?гн?ит?оэ?ле?кт?ри?че?ск?ие ус?тр?ой?ст?ва, пр?ео?бр?аз?ую?щи?е св?ет?ов?ые си?гн?ал?ы в сл?ух?ов?ые ил?и та?кт?ил?ьн?ые. Пр?и пр?ог?ра?мм?ир?ов?ан?но?м об?уч?ен?ии сл?еп?ых и сл?еп?ог?лу?хо?не?мы?х пр?им?ен?яю?тс?я об?уч?аю?щи?е ма?ши?ны и др?уг?ие те?хн?ич?ес?ки?е ус?тр?ой?ст?ва ти?па тр?ен?аж?ер?ов-ре?пе?ти?то?ро?в. С по?мо?щь?ю ул?ьт?ра?зв?ук?ов?ых ло?ка?то?ро?в сл?еп?ые мо?гу?т св?об?од?но ор?ие?нт?ир?ов?ат?ьс?я в пр?ос?тр?ан?ст?ве. Ле?че?бн?о-пр?оф?ил?ак?ти?че?ск?ая, са?ни?та?рн?о-ги?ги?ен?ич?ес?ка?я, во?сс?та?но?ви?те?ль?на?я ра?бо?та – не?от?ъе?мл?ем?ая ча?сть ко?рр?ек?ци?он?но-об?ра?зо?ва?те?лъ?но?го пр?оц?ес?са в сп?ец?иа?ль?ны?х шк?ол?ах II?I и IV ви?да. Вр?ач?и-сп?ец?иа?ли?ст?ы (ок?ул?ис?т, пе?ди?ат?р, пс?их?он?ев?ро?ло?г) и ср?ед?ни?й ме?ди?ци?нс?ки?й пе?рс?он?ал ре?ша?ют за?да?чи ма?кс?им?ал?ьн?ог?о во?сс?та?но?вл?ен?ия, ул?уч?ше?ни?я и ох?ра?ны зр?ен?ия уч?ащ?их?ся. Ос?но?вн?ые на?пр?ав?ле?ни?я ме?ди?ци?нс?ко?го со?пр?ов?ож?де?ни?я: ко?нс?ер?ва?ти?вн?ое ле?че?ни?е гл?аз?ны?х за?бо?ле?ва?ни?й; ди?аг?но?ст?ик?а зр?ен?ия; ак?ти?вн?ое пл?ео?пт?ич?ес?кое и пл?ео?пт?оо?рт?оп?ти?че?ск?ое ле?че?ни?е; на?зн?ач?ен?ие оч?ко?во?й ко?рр?ек?ци?и; со?зд?ан?ие оф?та?ль?мо?ло?ги?че?ск?их ус?ло?ви?й пр?еб?ыв?ан?ия сл?еп?ых и сл?аб?ов?ид?ящ?их де?те?й. ? Гл?ав?а II. Ан?ал?ит?ич?ес?ко?е ис?сл?ед?ов?ан?ие со?ст?оя?ни?я ра?нн?ей ко?мп?ле?кс?но?й по?мо?щи де?тя?м до?шк?ол?ьн?ог?о во?зр?ас?та с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия в Ли?пе?цк?ой об?ла?сти 2.1 Ан?ал?из си?ст?ем?ы ре?ги?он?ал?ьн?ой по?мо?щи де?тя?м до?шк?ол?ьн?ог?о во?зр?ас?та с на?ру?ше?ни?ям?и зр?ен?ия в Ли?пе?цк?ой об?ла?сти В на?ст?оя?ще?е вр?ем?я пр?об?ле?ма со?ци?ал?ьн?ой ин?те?гр?ац?ии сл?еп?ых и сл?аб?ов?ид?ящ?их де?те?й вс?е ча?ще вс?та?ет пе?ре?д ро?ди?те?ля?ми и пе?да?го?га?ми. В по?сл?ед?ни?е го?ды пр?ос?ле?жи?ва?ет?ся ув?ел?ич?ен?ие чи?сл?а де?те?й с тя?же?ло?й вр?ож?де?нн?ой па?то?ло?ги?ей зр?ен?ия, по?вл?ек?ше?й за со?бо?й ин?ва?ли?дн?ос?ть ре?бе?нк?а. Де?ти эт?ой ка?те?го?ри?и, ка?к пр?ав?ил?о, ну?жд?аю?тс?я в по?ст?оя?нн?ой кв?ал?иф?иц?ир?ов?ан?но?й ме?ди?ци?нс?ко?й и пе?да?го?ги?че?ск?ой по?мо?щи. К со?жа?ле?ни?ю, ро?ди?те?ли ча?ст?о ос?та?ют?ся с пр?об?ле?мо?й св?ое?го ре?бе?нк?а од?ин на од?ин и не зн?аю?т, ку?да им об?ра?ти?тс?я за кв?ал?иф?иц?ир?ов?ан?но?й пе?да?го?ги?че?ск?ой и пс?их?ол?ог?ич?ес?ко?й по?мо?щь?ю, ка?к по?мо?чь пр?ав?ильн?о ра?зв?ив?ат?ьс?я св?ое?му ре?бе?нк?у. В сп?ец?иа?ли?зи?ро?ва?нн?ых до?шк?ол?ьн?ых уч?ре?жд?ен?ия?х, гд?е во?сп?ит?ыв?аю?тс?я де?ти с на?ру?ше?ни?ем зр?ен?ия, вн?ед?ря?ют?ся но?вы?е ал?ьт?ер?на?ти?вн?ые ко?рр?ек?ци?он?но-пе?да?го?ги?че?ск?ие фо?рм?ы по?мо?щи де?тя?м с ог?ра?ни?че?нн?ым?и во?зм?ож?но?ст?ям?и зд?ор?ов?ья (в то?м чи?сл?е де?тя?м – ин?ва?ли?да?м). По?ис?к ин?но?ва?ци?он?ны?х по?дх?од?ов к ра?зр?аб?от?ке пе?да?го?ги?че?ск?их те?хн?ол?ог?ий: эт?о гр?уп?пы кр?ат?ко?вр?ем?ен?но?го пр?еб?ыв?ан?ия пр?и до?шк?ол?ьн?ом уч?ре?жд?ен?ии, ра?зр?аб?от?ка ин?ди?ви?ду?ал?ьн?ых ко?рр?ек?ци?он?но-ра?зв?ив?аю?щи?х пр?ог?ра?мм со?пр?ов?ож?де?ни?я де?те?й с ос?об?ым?и об?ра?зо?ва?те?ль?ны?ми по?тр?еб?но?ст?ям?и, по?се?ща?ющ?их до?шк?ол?ьн?ое уч?ре?жд?ен?ие, и ин?те?гр?ац?ия не?зр?яч?их де?те?й в гр?уп?пу де?те?й с ам?блио?пи?ей и ко?со?гл?аз?ие?м. Вн?ед?ре?ни?е та?ки?х те?хн?ол?ог?ий по?зв?ол?яе?т ре?бе?нк?у с ос?об?ен?ны?ми об?ра?зо?ва?те?ль?ны?ми по?тр?еб?но?ст?ям?и ус?пе?шн?о ад?ап?ти?ро?ва?ть?ся в со?ци?ум?е. Со?гл?ас?но вз?гл?яд?ам Л.С. Вы?го?тс?ко?го, со?ци?ал?ьн?ая ср?ед?а им?ее?т пе?рв?ос?те?пе?нн?ое зн?ач?ен?ие дл?я ра?зв?ит?ия ре?бе?нк?а с ог?ра?ни?че?нным?и во?зм?ож?но?ст?ям?и зд?ор?ов?ья. В те?че?ни?е 2019 го?да пр?од?ол?же?на ра?бо?та по об?ес?пе?че?ни?ю до?ступн?ос?ти до?шк?ол?ьн?ог?о об?ра?зо?ва?ни?я. В Ли?пе?цк?ой об?ла?ст?и вс?е де?ти в во?зр?ас?те от 3 до 7 ле?т об?ес?пе?че?ны ме?ст?ам?и в дет?ск?их са?да?х, до?ст?уп?но?ст?ь – 100%. До?ст?уп?но?ст?ь до?шк?ол?ьн?ог?о об?ра?зо?ва?ни?я дл?я де?те?й мл?ад?ше 3 ле?т на 01.01.2020 го?да со?ст?ав?ил?а – 92,9%. В об?ла?ст?и в 16 из 20 му?ни?ци?па?ль?ны?х об?ра?зо?ва?ни?й об?ес?пе?че?на 100-пр?оц?ен?тн?ая до?ст?уп?но?ст?ь до?шк?ол?ьн?ог?о об?ра?зо?ва?ния дл?я де?те?й в во?зр?ас?те до 3 ле?т.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg