ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Воспитание физических качеств детей младшего
школьного возраста
Всестороннее воспитание физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности – в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условий среды [16].
Здоровье населения в стране рассматривается как самая большая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма, может быть, достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости [4].
Физические качества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям формируются двигательные умения и навыки. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, бытовой и спортивной деятельности [27].
Практически невозможно представить себе изолированное развитие какого-либо одного качества. Воспитание физических качеств представляет собой разные стороны единого процесса всестороннего физического развития ребёнка, так как в результате происходит общий подъём функциональных возможностей организма.
Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные), морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности [45]. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость [4].
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества [13].
Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки.
У того или иного человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врождённых (наследственных) анатомо-физиологических задатков [27]:
1. Анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов - сила, подвижность, уравновешенность, строение коры головного мозга, степень функциональной зрелости её отдельных областей и др.);
2. Физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения;
3. Биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
4. Телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и
жировой ткани и др.);
5. Хромосомные (генные).
На развитие двигательных способностей влияют такие психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).
О способностях человека судят не только по его достижения в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.
Для развития двигательных способностей необходимо создавать определённые условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. [25]. Однако эффект тренировки лих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.
Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей (высокий, средний, низкий) можно с помощью соответствующих тестов (контрольных упражнении, диагностики).
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление – или противодействовать ему за счёт мышечного напряжения [37].
Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют [27]:
1) собственно мышечные;
2) центрально-нервные;
3) личностно-психические;
4) биохимические;
5) биомеханические;
6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающиеся) и красных (относительно медленно сокращающиеся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество менеемышечной координации [45].
Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции. От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений [42].
Определённое влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания) факторы [27].
Мышцы ребёнка-дошкольника развиты слабо, несовершенна их нервная регуляция, дошкольники не способны к точной дифференцировке мышечных усилий.
Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относится быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений [27].
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов [27]: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностей мышечной ткани, её композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряжённого состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозин-трифосфорная кислота - АТФ и креатинфосфат - КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизнедеятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных природных способностей человека.
В современных условиях значительно увеличился объём деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движении и их биомеханической рациональности. Вес эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость.
Ловкость – способность человека оперативно, быстро, целесообразно осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами [27]. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно [45]: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных двигательных умений и навыков).
Дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий – низкая.
В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.
Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных особенностей, прежде всего на занятиях с детьми, начиная с дошкольного возраста, приводит к тому, что они [8]:
1) значительно быстрее и на более высоком качественном уровне
овладевают различными двигательными действиями;
2) постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);
3) приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;
4) испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.
Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво [27].
Воспитание ловкости происходит на основе развития координации движений, умение различать их темп и амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц, а также умение ориентироваться во времени и пространстве. Для воспитания ловкости важно развитие способности к точным движениям. Кроме того, одним из проявлений ловкости является умение сохранять равновесие тела в статическом положении и при передвижении. В течение дошкольного детства происходят значительные сдвиги в развитии двигательного анализатора, обусловливающие возможность постепенного совершенствования ловкости.
Гибкость – способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определённом направлении [45]. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных и голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещение отдельных звеньев тела.
По форме проявления различают гибкость активную и пассивную. При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счёт собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнёра, внешнего отягощения, приспособлений и т.п. [37].
По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая – в позах.
Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном и др.); специальная гибкость –амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.
Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обуславливающий подвижность суставов – анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение).
Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования менее мышечной координации.
На гибкость существенно влияют внешние условия [17]: 1) время суток утром гибкость меньше, чем днем и вечером); 2) температура воздуха (при 20-30°С гибкость выше, чем при 5-10°С; 3) проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки); 4) разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 минут нахождения в теплой ванне при температуре воды +40°С (1) или после 10 минут пребывания в сауне).
Факторами, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счёт снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счёт меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).
Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.
Результаты немногих генетических исследований говорят о высоком или среднем влиянии генотипа на подвижность тазобедренных и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба.
Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет. В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности – координирующие, скоростные, силовые, выносливость.
Упражнения па развитие гибкости: выполнение физических упражнений с большой амплитудой; общеразвивающие упражнения с предметами и без них; стретчинг – система упражнений, направленных на повышение гибкости, подвижности суставов.
Выносливость – способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её интенсивности [45].
Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определённого характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьбы, бег и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции.
Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы [20]. По-другому её ещё называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде).
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.
Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определённой двигательной деятельности [20]. Воспитание выносливости сопровождается повышением функциональных возможностей различных систем организма, постепенным приспособлением, адаптацией к возникающим в организме в результате длительной напряжённой деятельности сдвигам, ведущим к утомлению. Поэтому выносливость воспитывается у ребёнка путем применения упражнений и игр, оказывающих на организм несколько более высокую физическую нагрузку, чем та, к которой он уже привык.
В младшем дошкольном возрасте воспитание выносливости специально не осуществляется. Для воспитания выносливости у старших дошкольников применяются игры и упражнения, вызывающие значительное, но кратковременное напряжение физических сил и внимания ребёнка, повторение их должно чередоваться с достаточными по длительности паузами для отдыха.
Из физических упражнений, развивающих выносливость, для детей дошкольного возраста с успехом может быть использована ходьба в форме интересных прогулок и экскурсий при условии постепенного увеличения общей дозировки, с кратковременным отдыхом в пути; бег, ходьба, подвижные игры и самостоятельная деятельность [6]. В дошкольном возрасте развивают только общую выносливость.
Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры [51].
Средства развития равновесия: движения и позы в условиях, затрудняющих сокращение равновесия: упражнения, выполняемые на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба); метание; упражнения, направленные на совершенствование анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия, подвижные игры [22]. Также поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног; приседание на носки с прямой спиной; отведение приставление вперёд, в сторону, назад одной ноги с опорой на другую ногу (поочередно); поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же – с закрытыми глазами; то же – с задержкой на одной ноге; повороты, стоя повернуться вокруг себя, остановиться; то же – в другую сторону; на уменьшенной площади опоры – стоя на кубе, присесть и выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянув другую ногу вперед [48].
1.2. Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми младшего школьного возраста
Учитывая незрелость, большую податливость скелета, слабость мышц, низкий уровень сопротивляемости организма, важно избегать таких влияний, которые выходят за пределы возможностей детей и поэтому вызывают различные перенапряжения, тормозят и нарушают нормальный процесс развития. Будущие дороги жизни, по которым человеку предстоит пройти в разнообразных областях учебной, трудовой, воинской, научной, спортивной деятельности потребуют, прежде всего, наличия хорошего здоровья, высокой работоспособности, запасов в сопротивляемости неблагоприятным влияниям внешней среды [42]. Поэтому все возможности использования физической культуры должны быть направлены на закаливание, повышение жизнеспособности и сопротивляемости детского организма, неблагоприятным факторам внешней среды, на укрепление костной и мышечной систем, а также суставно-связочного аппарата, на совершенствование функций сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем [19]. В дошкольном возрасте должны быть созданы благоприятные предпосылки для формирования правильной осанки. В связи с этим центральное место занимает всестороннее и гармоническое укрепление всех групп мышц, особенно спины, живота, стопы. Опыт детских садов и отдельных семей убеждает в том, что при систематическом и правильном использовании всех средств физической культуры удаётся достичь значительных успехов в укреплении здоровья детей, формировании телосложения и развитии функций.
За первые семь лет жизни ребенок проходит огромный и очень важный путь и развитии движений – от хаотичных элементарных движений руками и ногами впервые месяцы жизни до сложных двигательных действий, какими является ходьба, бег, прыжки, метание [9]. Этому ребенку впервые учится именно в дошкольном возрасте. Причём развитие движений идёт параллельно с физическим развитием. Оба процесса находятся в сложном взаимодействии, дополняя, и стимулируя друг друга. Постепенное накопление двигательного опыта способствует расширению возможности для благоприятного воздействия на формы и функции детского организма. С другой стороны, задержка и отклонение от нормы в физическом развитии тормозят формировании жизненно важных умений. Хорошо и своевременно организованное использование предусмотренных программой средств физической культуры в единстве с режимом питания, сна и т.п. облегчает и стимулирует развитие моторики детей дошкольного возраста. Причём от качества и количества усвоенных разнообразных движений и действий существенно зависит диапазон контактов с реальной действительностью, а значит, и психическое развитие детей.
В дошкольном возрасте не осуществляется специально акцентируемое, изолированное развитие того или иного качества. По мере накопления двигательного опыта, совершенствования морфофункциональных свойств детского организма создаются благоприятные предпосылки для развития всех качеств [16].
Хорошо организованные групповые занятия физическими упражнениями под руководством квалифицированного инструктора способствуют развитию ориентированных в пространстве и во времени, согласованности и координированности движений (собственных и коллективных), точности и ритмичности [18]. Всё это, а также сам процесс овладения новыми движениями, развитие двигательного анализатора обусловливают возможность развития такого сложного и важного качества, как ловкость.
Игровые задания, связанные с необходимостью своевременно и даже быстро реагировать на разные сигналы, способствуют развитию своевременности и быстроты двигательной реакции. Постепенно, по мере овладения разнообразными способами ходьбы и бега, повышаются требования к скорости передвижения, развивается способность к ускорениям. Поскольку детей дошкольного возраста приучают к правильной осанке, т.е. к удерживанию рациональной позы во время всех видов деятельности, встает вопрос о необходимости развития мышечной силы. Время удерживания позы постепенно увеличивается, что способствует укреплению мышц живота, спины. Однако важно использовать и специальные упражнения развития силы соответствующих мышц, в том числе и мышц стопы, от которых зависит формирование полноценного свода и успешность овладения жизненно важными движениями. Для развития силы уместны кратковременные скоростно-силовые упражнения (прыжки, метания), а также некоторые упражнения в преодолении веса собственного тела (лазанье и т.п.).
Постепенное развитие силовых способностей у детей дошкольного возраста обеспечивается использованием относительно невысоких нагрузок, создаваемых главным образом за счёт преодоления таких сопротивлений, как вес собственного тела и мелкого инвентаря (палочки, мячи, обручи и т.п.) [49].
В дошкольном возрасте развивают только общую выносливость. Постепенное увеличение длительности выполняемых двигательных действий при сохранении достаточной интенсивности, чередуемое с паузами отдыха, способствует совершенствованию вегетативных функций, от которых зависит повышение работоспособности. Фактически все выполняемые двигательные действия вносят определенный вклад в развитие общей выносливости.
В процессе занятий физическими упражнениями создаются благоприятные возможности для комплексного воздействия с целью всестороннего формирования личности дошкольников. Однако возможности могут быть реализованы при условии своевременного решения задач умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания [14].
Методика занятий физическими упражнениями зависит от направленности, задач и конкретного содержания занятий, условий их проведения, возрастных особенностей и двигательных возможностей детей [20].
Одной из первостепенных и важных целей использования физической культуры в дошкольном возрасте является развитие у детей движений. От этого в значительной степени зависит взаимодействие с окружающим миром и физическое развитие детей. В свою очередь, эффективность развития движений зависит от окружающих условий, главным образом от соответствующего обучения и воспитания. К благоприятным условиям можно отнести: наличие простора для движений во время игр, наличие пособий, предметов, игрушек, а главное – квалифицированного руководства со стороны взрослых [24].
Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста направлена на дополнительное обучение отстающих, активизацию малоподвижных и улучшение физической подготовленности ослабленных детей, своевременное выявление и исправление отклонений в телосложении. Индивидуальная pабота осуществляется в течение всего дня, с одним ребёнком или небольшой группой детей.
Большое место в обучении детей движениям занимают так называемые игровые приёмы, имитация движений, их образность, сюжетность заданий, особенно, что касается детей младшего дошкольного возраста, работа с которыми насыщена подвижными играми и игровыми упражнениями.
Однако было бы ошибкой понимать обучение детей движениям как обучение только в игровой форме, только через игры. Особенно это относится к старшему дошкольному возрасту, к которому можно предъявить большие требования.
Подвижные игры с правилами имеют свои особенности в педагогическом процессе. Большая эмоциональность, повышенная возбудимость, своеобразие взаимоотношений детей во время игры отвлекают их от указаний и объяснений инструктора, направленных на улучшение качества движений. Особенно это заметно в играх с элементами соревнования и с преодолением препятствий.