Молодежная политика государства является не только одним из главных направлений деятельности государства, но также основополагающим обстоятельством множества сторон социально-экономической и политической жизни в Российской Федерации. Исходя из этого, изучение процессов, происходящих в молодежной среде, является очень актуальным.
Потребность в отличительной политике в отношении молодых людей определяется особенностью ее положения в обществе. Молодежь не следует понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать, как органическую часть современного общества, несущую особую функцию, незаменимую другими социальными группами. Молодежь имеет свои специфические функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не исполняемые.
Молодое поколение несет бремя ответственности за настоящее и будущее своего государства. Ответственность молодого поколения выполняется на основе освоения и преобразования им системы ценностей и норм и реализации их в деятельности, содействующей возрождению страны.
Исходя из этого, молодежная политика - это элемент государственной и муниципальной молодежной политики, происходящей в стране. Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из приоритетных стратегических задач развития государства. Молодежь представляет собой ресурс любого государства, жизнеспособность и дальнейшее развитие которого в существенной мере определяется тем, как этот ресурс будет реализован. Она несет в себе ответственность за сохранение истории и культуры страны, жизнь старшего поколения и в то же время является главным субъектом образования института семьи и воспроизводства новых поколений. Молодежь выполняет свои определенные функции, которые другая социально - демографическая группа реализовать не сможет.
Согласно «Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь». В связи с этим, работа с молодежью становится одним из приоритетных направлений государственной деятельности, так как именно от нее зависит как настоящее, так и будущее нашей страны.
Молодежная политика осуществляется на 3-х уровнях - федеральном, региональном и муниципальном, однако все большая роль по ее реализации отводится муниципальным органам. Это связано с тем, что именно на местном уровне молодежная политика строится и реализовывается с учетом конкретных проблем молодых людей определенного муниципального образования в различных сферах жизнедеятельности.
Согласно исследованиям, несмотря на повышение внимания к молодежной сфере со стороны как государства, так и ученых, на данный момент проблема планирования и реализации молодежной политики остается недостаточно изученной.
Научное изучение, осмысление, прогнозирование и планирование молодежной политики приобретает сегодня особый смысл и значение, в том числе для органов местного самоуправления. Разработка и реализация молодежной политики, учитывающей как национальные и мировые тенденции общественного развития, так и стратегические ориентиры развития муниципальных образований, становится необходимой социальной инновацией, ключевым фактором развития территорий.
Однако реализация этой задачи затрудняется недостаточной нормативно- правовой обоснованностью осуществления молодежной политики из-за отсутствия федерального закона в данной сфере единой всероссийской программой, при чем правовая база молодежной политики представляет собой большой массив нормативных актов, зачастую не соотносимых друг с другом на разных уровнях власти . Так, только на региональном уровне в этой области принято около 100 000 нормативных правовых актов, не считая муниципальных документов, регламентирующих работу с молодежью, которая в каждом муниципальном образовании также имеет свои особенности.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что на сегодняшний день работа с молодежью является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах и становлении новых социальных основ жизни россиян. Молодежные, детские общественные объединения - активные участники формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Молодежь должна стать активным участником для решения задач, стоящих перед обществом и государством в строительстве демократического правового социального государства, реализующего политику, которая направлена на свободное развитие человека и обеспечивающих достойную жизнь
Как результат, молодежная политика характеризуется низким уровнем целеполагания и отсутствием единой осуществляемой цели. Иными словами, помимо единого нормативного регулирования отрасли, практически не определены общие идейные установки, в рамках которых реализуются муниципальные проекты и мероприятия молодежной тематики. Общее целеполагание и направления развития сферы довольно размыты, не прослеживается и прямая связь между реализацией набора муниципальных проектов и реализацией задач молодежной политики в целом .
Цель исследования- выявить проблемы реализации федеральной молодежной политики на муниципальном уровне.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1) изучить теоретические основы реализации молодежной политики в России и выявить особенности становления молодежной политики в России в историческом контексте;
2) изучить нормативную правовую базу осуществления современной молодежной политики.
3) провести анализ практики реализации молодежной политики в г. Кореновск;
4) провести анализ существующей инфраструктуры молодежной политики в г. Кореновск и оценить на основе данных, полученных в ходе экспертного интервью с работниками молодежных клубов наиболее проблемные зоны реализации молодежной политики;
5) используя собранную информацию, разработать практические рекомендации по решению возникших проблем при реализации молодежной политики
Объектом исследования является молодежная политика в Российской Федерации.
Предмет исследования – проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне.
Гипотеза исследования:
Существует разрыв между целями молодежной политики на федеральном уровне и инструментами ее реализации на местном уровне.
Научная новизна исследования заключается в том, что будет дано объективное представление о реализации молодежной политики на местном уровне в г. Кореновск по одному из приоритетных направлений ее развития.
Практическая значимость исследования представляет собой основные выводы и предложения, которые могут быть использованы Управлением по культуре, спорту и делам молодежи Администрации города Коренновска при формировании, планировании и осуществлении молодёжной политики.
Основные направления формирования и реализации государственной молодежной политики изложены в работах таких авторов как: Ильинский И.М., Луков В. А., Кочетков А. В., Малыгина Е. А.
Характерные черты и проблемы государственной молодежной политики в Российской Федерации на современном этапе, в том числе и на муниципальном уровне охарактеризованы такими авторами как: Рожнов О. А., Кускова И. М. Маликова Бутова Т. В., Удачин Н. О..
Отличительной формой становления научного знания о молодежи и молодежной политики стали государственные доклады в Российской Федерации. Один из первых таких докладов был представлен в 1993 году И.М. Ильинским. В современное время подобные доклады подготавливаются властями каждый год как отчет по реализации молодежной политики за конкретный период времени.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет ряд нормативно-правовых актов, а именно Федеральные законы, федеральные целевые программы, Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, которые регулируют процесс формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Для эмпирической базы в качестве исходной информации использовались материалы официальной статистики города Кореновска, отчеты по реализации молодежной политики на муниципальном уровне, а также результаты, полученные при проведении интервью, приведенных в стенограмме, и анкетировании членов молодежных клубов.
Исследование состоит из 3 частей. В первой будут даны теоретико-методологические основы объекта, основные подходы к его становлению, понятийный аппарат. Во второй части будет проведен анализ молодежной политики в Краснодарском крае и, в частности, города Кореновска. 3 часть посвящена практическому исследованию реализации молодежной политики по одному из основных ее направлений.