Актуальность темы исследования заключается в том, что в последнее время обострилась проблема обеспечения безопасности в учреждения уголовно - исполнительной системы. Возросшая активность преступного мира стала больше проявлять себя в местах лишения свободы, где сконцентрированы наиболее опасные преступники. Начиная с 2018 г. происходит ухудшение криминогенной ситуации в исправительных учреждениях России - уровень преступности в исправительных колониях в расчете на 1000 осужденных возрос на 45,7% и составил соответственно 0,9% и 1,26%, что можно связать с увеличением в исправительных учреждениях числа осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Известны факты нападений осужденных на работников исправительного учреждения, групповых неповиновений, отказов от работы, голодовок, массовых беспорядков, захвата заложников. Все это затрудняет решение проблемы обеспечения безопасности осужденных, также лиц, работающих в исправительном учреждении. Обеспечение безопасности осужденных и работников исправительных учреждений важно не только в защите их жизни и здоровья. Эффективное осуществление исправительного процесса невозможно без решения проблемы обеспечения безопасности осужденных и персонала исправительных учреждений.
Из вышесказанного отметим, что ФСИН России, а вместе с ней и исправительные учреждения являются социальными системами, безопасность в этих учреждениях является составной частью общественной безопасности, поэтому сотрудники уголовно-исполнительной системы, как никто другой, должны быть теоретически подкованы в данной области, с высоким уровнем физической подготовки и эмоционально устойчив.
Объектом исследования – проблемы, связанные с обеспечением безопасности персонала, осужденных, иных лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Предметом – теоретические, практические, правовые и организационные способы осуществления безопасности персонала, осужденных и иных лиц учреждениях уголовно – исполнительной системы.
Целью работы является разработка теоретических, практических, правовых и организационных способов осуществления безопасности персонала, осужденных и иных лиц учреждениях уголовно – исполнительной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие «обеспечение безопасности»;
2) перечислить основные принципы обеспечения безопасности;
3) определить задачи обеспечения безопасности;
4) выявить объекты и субъекты обеспечения безопасности;
5) изучить систему нормативных актов, регулирующих отношения в процессе обеспечения безопасности;
6) проанализировать социально - правовую защиту персонала исправительного учреждения;
7) описать основные средства обеспечения безопасности;
8) дать определения понятиям: «режим», «охрана», «надзор», «фортификация исправительного учреждения»;
9) перечислить специальные средства обеспечения безопасности;
10) разобрать воспитательную работу с осужденным и виды воспитаний, способствующих исправлению осужденных;
11) привести примеры специально-предупредительных средств в исправительном учреждении;
12) исследовать иные средства обеспечения безопасности в учреждениях уголовно – исполнительной системы.
Степень теоретической (научной) разработанности темы в литературе обусловлена работами следующих авторов: Я.В. Бакарджиев, А.А. Бирюков, В.В. Бочкарев, А.Ф. Галузин, П.Ф. Гришанин, М.А. Громов, Д.А. Давыдов, В. Даль, А.П. Иванов, Б.Б. Казак, Ю.И. Калинин, С.А. Комаров, А.А. Косых, Н.Н. Кутаков, Б.З. Маликов, К. Маркс, Э.Р. Мурадян, С.И. Ожегов, Ю.В. Пленкин, Р.А. Ромашов, В.И. Селиверстов, С.В.Степашин, Г.А. Туманов, Н.Ю. Шведова, А.Г. Упоров, Р.З. Усеев, В.И. Фризко, Ф. Энгельс.
Нормативную правовую основу дипломной работы составили: Международные правовые акты, Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Федеральные законы, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», указами Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации; приказами, правилами, инструкциями, положениями федеральных органов исполнительной власти и прокуратуры (Минюст России, ФСИН России, Прокуратура России, Роспотребнадзор и др.).
Методология и методы исследования. Инструментом в получении фактического материала служили следующие методы: теоретический (анализ литературы), эмпирический (изучение и обобщение), социологический, статистический, исторический,
Теоретическую основу исследования составляют учебные пособия, монографии, научные статьи и работы следующих авторов: В.В. Бочкарев, А.Ф. Галузин, М.А. Громов, В. Даль, Ю.И. Калинин, Б.З. Маликов, К. Маркс, С.И. Ожегов, Селиверстов, А.Г. Упоров, Р.З. Усеев, Ф. Энгельс и другие.
Эмпирическая основа исследования (какие данные правоприменительной практики были применены автором)
Практическая значимость дипломной работы состоит в возможности использования перечисленных рекомендаций в деятельности сотрудников уголовно исполнительной системы.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.