Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И РАСШИРЕНИЕ ФОНОВЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

anton-88 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.08.2021
В процессе исследования данной проблемы, на основании анализа литературы по теории и методике обогащения словарного запаса можно сделать вывод о том, что этот вопрос еще не до конца исследован. Эта тема лингвистами и педагогами рассматривается как составляющая часть работы по развитию речи. В силу того, что все в языке связано со словом и проявляется в слове, обогащение словарного запаса происходит на основе изучения всех разделов языка.
Введение

Слово является центральной единицей языка. Оно является носителем разнообразной семантической информации, а также обеспечивает речевое общение людей. Лексический запас разнообразен и велик, но говорящие используют только часть словарного запаса языка. Речь становится более яркой и выразительной, когда человек расширяет свой словарный запас Можно с уверенностью сказать, что словарный запас каждого человека отличается своей индивидуальностью, при этом он поддается изменениям в результате расширения кругозора. Пополнение словарного запаса современного школьника осуществляется как в школе (при изучении любого учебного предмета), так и вне школы (в результате общения с взрослыми, чтения книг и журналов, просмотра фильмов и телепередач). Однако только в школе процесс обогащения словаря учащихся осуществляется планомерно. М. Т. Баранов отмечает, что «каждый предмет дает возможность детям овладеть, прежде всего, специальной лексикой и фразеологией, например, литературоведческой, общественно-политической, биологической, химической, географической и т. д.» [3 – с. 211]. Несмотря на это, на сегодняшний день можно отметить словарную бедность речи школьников. Отнюдь не все слова из пассивного запаса переходят в активный словарный запас. Учащиеся не владеют многими словами, служащими как для называния предметов, явлений действительности, так и для выражения отношения к высказываемой мысли. Современные дети, как утверждают исследователи, вполне обходятся 2-3 тысячами слов русского литературного языка, заменив все остальные англицизмами, жаргонизмами и сленгом. Все это препятствует решению коммуникативных задач. Чтобы адресат (воспринимающий информацию) правильно расшифровал речь адресанта (создателя информации), адекватно воспринимал ее и был заинтересован в получении информации, речь говорящего должна быть коммуникативно-целесообразной, т.е. обладать определенными качествами. К таким качествам речи, оказывающим наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся: 1) точность; 2) понятность; 3) богатство; 4) разнообразие речи; 5) чистота речи; 6) выразительность. Особую роль в развитии коммуникативной целесообразности речи играют уроки русского языка, на которых и формируются необходимые качества речи в процессе работы по обогащению словарного запаса учащихся. Огромная роль в познании объективной действительности принадлежит слову как центральной единице языка. Вместе со словом приходят знания о мире, развивается мышление, обеспечивается общение с коллективом. Обогащение словарного запаса учащихся – это: «а) область методики преподавания русского языка; б) одно из направлений в работе по развитию речи детей; в) важнейшая задача школьного курса русского языка» [4 – с. 233]. Одна из главных задач преподавания русского языка, которая решается на всех занятиях по русскому языку как при изучении лексикологии и фразеологии, так и в процессе изучения грамматики, орфографии и синтаксиса – развитие речи учащихся, укрепление их речевых навыков и совершенствование умений точно, эмоционально и образно передать свои мысли, чувства, волеизъявления. Лексические явления можно показывать на любом словарном материале. Обогащение словарного запаса учащихся предполагает осознание ими оттенков лексических и грамматических значений слов, словоформ, конструкций, а также их стилистических особенностей, сферы употребления. Это осмысление является той основой, на которой строится обучение выбору оптимального для определенной речевой ситуации языкового средства. Поэтому важнейшая задача всего курса русского языка – обогащение словарного запаса учащихся. Актуальность исследования данной темы обусловлена и тем, что на уроках русского языка мы нередко встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении, речь сегодняшних школьников невыразительна и однообразна. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, о неумении владеть словами, близкими и противоположными по значению, понимать переносные значения слов. Цель исследования – изучение методической литературы и выявление эффективных способов работы со словом для пополнения словарного запаса учащихся. Задачи: 1. Изучить лингвистические психолого-педагогические основы для обогащения словарного запаса учащихся. 2. Уточнить цели, задачи и содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся. 3. Выявить пути и средства обогащения словарного запаса учащихся. 4. Пополнить методическую копилку лексико-семантических и лексико-стилистических упражнений по обогащению словарного запаса учащихся. Решая задачу обогащения речи школьников, учитель формирует у них оценочный подход к отбору языковых средств в зависимости от комплекса таких факторов, как задача, адресат, время, место высказывания. Иначе говоря, учитель закладывает основы для развития коммуникативной целесообразности речи, что стандартами по русскому языку утверждается как метапредметный результат освоения программы: «Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения» [5 – с. 10]. Для каждого школьника обогащение словарного запаса – основа развитой речи, которая является не только средством общения, но и двигателем интеллектуального развития, инструментом познания и самовоспитания. Этим и определяется актуальность проблемы, исследуемой в данной работе.
Содержание

Введение 4 Глава 1. Обогащение словарного запаса как одно из условий совершенствования речи 7 1.1 Слово как основная единица речевой деятельности. 7 1.2 Понятие словарного запаса учащихся 9 1.3 Понятие активного и пассивного словарного запаса 11 1.4 Источники обогащения словарного запаса 12 1.5 Предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся 14 Глава 2. Методика внеклассной работы по русскому языку 21 2.1 Виды внеклассной работы по русскому языку 22 2.2 Упражнения, направленные на обогащение словарного запаса и расширение фоновых знаний. 24 Заключение 30 Список использованных источников 32
Список литературы

1. Боброва, Т. А., Протченко, И. Ф. Словари русского языка / Т. А. Боброва, И. Ф. Протченко // Русский язык в школе. 2008. № 2. 2. Быстрова Е. А., Львова С.И., Капинос В. И. и др. / Под ред Е. А. Быстровой. Обучение русскому языку в школе. - Учебное пособие - М. 2004. 3. Вознюк, Л. В. Учебные действия школьника со словообразовательным словарем при подборе однокоренных слов / Л. В. Вознюк // Русский язык в школе. 2008. № 3. 4. Вознюк, Л. В. Учебный анализ синонимов и антонимов с помощью школьных словарей / Л. В. Вознюк // Русский язык в школе. 2008. № 6. 5. Ганиев, Ж. В. Развитие орфоэпии как школьной дисциплины / Ж. В. Ганиев // Русский язык в школе. 2012. № 6. 6. Григорян, Л. Т. / Язык мой – друг мой. М., Просвещение. 1988. 7. Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. - М., 1967. 8. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1980. 9. Литвинко, Ф. М. Методика преподавания русского языка в школе / Ф. М. Литвинко. – Минск, 2020. – С. 316-318, 396-398. 10. Литневская, Е. В. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений; под ред. Е. И. Литневской. М., 2006. 11. Львов, М. Р. Речь учащихся средней школы / М. Р. Львов // Русский язык в школе. 2011. № 6. 12. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка / М. Р. Львов. М. 2008. 13. Нилова, О. В. Работа над текстом как средство обогащения словарного запаса. М., 2010. 14. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 184. 15. Прудникова, А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М., 1979. 17. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. - М., 2009 – (Стандарты второго поколения). 16. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М.: Просвещение, 1980. – С. 114. 17. Ушаков, Н. Н. Кружковая работа по русскому языку (сборник статей). – М., «Просвещение», 1979. 18. Ушаков, Н. Н. Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей / Н. Н. Ушаков. – М.: Просвещение, 1979. – С. 349. 19. Ушаков, Н. Н., Г.И. Суворов, Г. И. / Внеурочные работы по русскому языку. – М., 1985. – С.136. 20. Хрестоматия по методике русского языка: Рус. яз. как предмет преподавания. Пособие для учителей / Сост. А.В. Текучев. - М.: Просвещение. 1982.
Отрывок из работы

Глава 1. Обогащение словарного запаса как одно из условий совершенствования речи 1.1 Слово как основная единица речевой деятельности. Демократизация общества, возрастание социальной значимости средств массовой информации повышают роль слова в нашей жизни. Общество, в котором свобода слова стала осознаваться как одна из высших ценностей, пришло к пониманию того, что владение родным языком, умение общаться – важные составляющие нашей жизни. Образованного человека, владеющего основами культуры речи, характеризует способность четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, также воздействовать на слушателя. Поэтому на современном этапе проблема преподавания русского языка состоит в том, что учащегося необходимо научить пользоваться словом в соответствии с коммуникативно значимыми нормами литературного языка. «Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать» [5 – c. 6-7]. Реализация коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка предполагает «предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме» [5 – c. 6]. В результате деятельности развивается сознание ребенка, в процессе практической деятельности формируется его мышление и речь. Как утверждает психологическая наука, язык в своей коммуникативной функции сам является не чем иным, как особым видом интеллектуальной, речевой деятельностью.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 31 страница
800 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg