Слово является центральной единицей языка. Оно является носителем разнообразной семантической информации, а также обеспечивает речевое общение людей. Лексический запас разнообразен и велик, но говорящие используют только часть словарного запаса языка. Речь становится более яркой и выразительной, когда человек расширяет свой словарный запас
Можно с уверенностью сказать, что словарный запас каждого человека отличается своей индивидуальностью, при этом он поддается изменениям в результате расширения кругозора. Пополнение словарного запаса современного школьника осуществляется как в школе (при изучении любого учебного предмета), так и вне школы (в результате общения с взрослыми, чтения книг и журналов, просмотра фильмов и телепередач). Однако только в школе процесс обогащения словаря учащихся осуществляется планомерно. М. Т. Баранов отмечает, что «каждый предмет дает возможность детям овладеть, прежде всего, специальной лексикой и фразеологией, например, литературоведческой, общественно-политической, биологической, химической, географической и т. д.» [3 – с. 211]. Несмотря на это, на сегодняшний день можно отметить словарную бедность речи школьников. Отнюдь не все слова из пассивного запаса переходят в активный словарный запас. Учащиеся не владеют многими словами, служащими как для называния предметов, явлений действительности, так и для выражения отношения к высказываемой мысли. Современные дети, как утверждают исследователи, вполне обходятся 2-3 тысячами слов русского литературного языка, заменив все остальные англицизмами, жаргонизмами и сленгом. Все это препятствует решению коммуникативных задач. Чтобы адресат (воспринимающий информацию) правильно расшифровал речь адресанта (создателя информации), адекватно воспринимал ее и был заинтересован в получении информации, речь говорящего должна быть коммуникативно-целесообразной, т.е. обладать определенными качествами. К таким качествам речи, оказывающим наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся:
1) точность;
2) понятность;
3) богатство;
4) разнообразие речи;
5) чистота речи;
6) выразительность.
Особую роль в развитии коммуникативной целесообразности речи играют уроки русского языка, на которых и формируются необходимые качества речи в процессе работы по обогащению словарного запаса учащихся.
Огромная роль в познании объективной действительности принадлежит слову как центральной единице языка. Вместе со словом приходят знания о мире, развивается мышление, обеспечивается общение с коллективом. Обогащение словарного запаса учащихся – это: «а) область методики преподавания русского языка; б) одно из направлений в работе по развитию речи детей; в) важнейшая задача школьного курса русского языка» [4 – с. 233].
Одна из главных задач преподавания русского языка, которая решается на всех занятиях по русскому языку как при изучении лексикологии и фразеологии, так и в процессе изучения грамматики, орфографии и синтаксиса – развитие речи учащихся, укрепление их речевых навыков и совершенствование умений точно, эмоционально и образно передать свои мысли, чувства, волеизъявления. Лексические явления можно показывать на любом словарном материале. Обогащение словарного запаса учащихся предполагает осознание ими оттенков лексических и грамматических значений слов, словоформ, конструкций, а также их стилистических особенностей, сферы употребления. Это осмысление является той основой, на которой строится обучение выбору оптимального для определенной речевой ситуации языкового средства. Поэтому важнейшая задача всего курса русского языка – обогащение словарного запаса учащихся.
Актуальность исследования данной темы обусловлена и тем, что на уроках русского языка мы нередко встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении, речь сегодняшних школьников невыразительна и однообразна. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, о неумении владеть словами, близкими и противоположными по значению, понимать переносные значения слов.
Цель исследования – изучение методической литературы и выявление эффективных способов работы со словом для пополнения словарного запаса учащихся.
Задачи:
1. Изучить лингвистические психолого-педагогические основы для обогащения словарного запаса учащихся.
2. Уточнить цели, задачи и содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся.
3. Выявить пути и средства обогащения словарного запаса учащихся.
4. Пополнить методическую копилку лексико-семантических и лексико-стилистических упражнений по обогащению словарного запаса учащихся.
Решая задачу обогащения речи школьников, учитель формирует у них оценочный подход к отбору языковых средств в зависимости от комплекса таких факторов, как задача, адресат, время, место высказывания. Иначе говоря, учитель закладывает основы для развития коммуникативной целесообразности речи, что стандартами по русскому языку утверждается как метапредметный результат освоения программы: «Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения» [5 – с. 10].
Для каждого школьника обогащение словарного запаса – основа развитой речи, которая является не только средством общения, но и двигателем интеллектуального развития, инструментом познания и самовоспитания. Этим и определяется актуальность проблемы, исследуемой в данной работе.