Актуальность этой работы состоит в том, что одним из важных и значимых момен-тов осуществления коммерческой деятельности считается формирование конкурентной среды в отношениях хозяйствующих субъектов. Конкурентная Борьба представляет из себя соперничество за наиболее выгодные условия и соответственно за наилучшие результаты обращения товаров в рынке. В предпринимательстве это, в конечном счете, соперничество за достижение наивысшей прибыли.
В течении 70-летнего советского периода соперничество на рынке рассматривалось как феномен, свойственный только капиталистической системе также считался чуждым социализму. Сам термин «конкуренция» применялся в отрицательном смысле, ему давался негативный тон. Более того, конкуренция угнеталась и самим государством.
Свойственные командно-административной системе уравнительность а также при-казные методы организации труда совсем не гарантировали должного экономического роста. По данной причине вместо конкурентной борьбы внедрялись фиктивные методы псевдо соперничества из-за результат подходящих итогов. Основным подобного рода ме-тодом, было – социалистическое соревнование, которое представляло собой имитацию соперничества за достижение более значительных показателей труда. Победа в соревно-вании поощрялась внеэкономическими методами: вручением победителям грамот, знамен, вымпелов. В общественном сознании такие стимулы никак не выступать в роли сколько-нибудь значимой ценности.
Как только была ликвидирована советская власть и партийный аппарат, соревно-вание исчезло само собой. Это бесспорно свидетельствует о надуманности и безжизнен-ности такого способа создания соперничества, как социалистическое соревнование.
С распадом СССР и проведением приватизации, в Российской Федерации появи-лась частная собственность, что положило начало формированию рыночных отношений а также стало стимулом для развития конкуренции во всевозможных областях экономиче-ской деятельности.
Конкуренция, как экономическое, так и правовое явление, - необходима любой экономике, для ее дальнейшего развития и служит оптимизации обмена и подчинению производства запросам потребителей. Можно без преувеличения утверждать, что конку-ренция правит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития производства и торговли действует не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством. Конкуренция является главным стимулом увеличения качества изготавливаемой продукции, развития более обоснованной стоимости товаров, высококачественной и достоверной рекламы. Кроме Того она считается универсальным регулятором рынка. Здоровая конкуренция обеспечивает распределение капиталов от менее эффективных к более эффективным отраслям хозяйства и видам деятельности.
Борьба за более высокую прибыль возникает как естественный процесс в товарном, рыночном обществе. Государство со своей стороны обязано поощрять конкурентную борьбу и регулировать ее в нужных обществу направлениях. Здесь немаловажно, чтобы тяга к наиболее высокой прибыли происходила посредством удовлетворения интересов людей и достижение наилучших хозяйственных результатов. При такого рода ориентированности конкурентная борьба превращается в мотиватор постоянного формирования и улучшения производства, внедрения научно-инженерных достижений, улучшения качества и расширения ассортимента продуктов.
Но рассматривая положительные аспекты конкурентной борьбы, не следует выпус-кать из виду и то что, целью любого предпринимателя, равно как и любой компании представляет собой получение максимальной прибыли при наименьших экономических и трудовых расходах. И иногда для достижения данной цели предприниматель применяет различные средства для устранения конкурентов, тем самым монополизируя рынок.
Негативные результаты, такого рода коммерсантской деятельности обязывают гос-ударство законными методами корректировать экономическую деятельность хозяйству-ющих субъектов, не позволяя развиваться монополизации на товарных рынках, развивая конкурентную борьбу и определяя правовые рамки конкуренции на товарных рынках. Также, несомненно, важным фактором в защите конкуренции является интеграция нашего государства в мировую экономику и открытие иностранными фирмами филиалов своих предприятий на территории Российской Федерации и вступление их в структуру национальной экономики.
Чтобы создать благоприятные условия для торгово-экономических отношений и поддержания конкуренции в сложившейся ситуации возникает необходимость формиро-вания в Российской Федерации качественного антимонопольного законодательства, тем самым совершенствуя правовой механизм государственного управления в сфере защиты конкуренции который в полной мере реализовывал бы государственную политику в сфере защиты конкуренции.
Цель данной работы – рассмотреть государственное управление в сфере защиты конкуренции на рынках.
Задачи исследования:
– описать становление и тенденции развития антимонопольного законодательства в России, его особенности;
– охарактеризовать осуществление контроля конкуренции на рынке Федеральной антимонопольной службой.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка литерату-ры. ?