ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВ-ЛЯЮЩАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СО-ВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
1.1 Анатомо-физиологические особенности школьников 16-17 лет
Динамичный рост и формирование, совершенствование физических способностей, развитие воли, мировоззрения, характера осуществляется за небольшой отрезок времени (около трех лет) и заканчивается в юности. Под-ростковый и юношеский возраст соединяют иногда в одно название - период полового созревания. Он завершается у юношей, примерно, в 17 - 18 лет. За это время полностью происходит формирование соотношения тела, заканчи-вается рост и укрепления скелета. Эти изменения связаны с напряженной де-ятельностью систем и органов, регулирующие процессы роста и обеспечива-ющих нормализующую жизнедеятельность организма человека. В то же вре-мя сами регулирующие системы (в основном нервная и эндокринная) совер-шают индивидуальное формирование и развитие[9] .
Формирование организма – это не лёгкий процесс, он не всегда идёт так как надо. Вот почему юноши подросткового возраста хотят сильного (но не назойливого) внимания родителей к себе, частого контроля, а бывает, если не "срабатывают" отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого вмешательства врача[10].
К 14 годам все результаты физического формирования получаются выше у мальчиков. Этот факт связан с тем, что девочки на 2 года быстрее мальчиков вступают в отроческий возраст, у девочек быстрее наступает так называемый пубертатный "скачок роста", то есть существенный подъём веса и роста. В возрасте от 10 до 14 лет он проявляется у девочек, от 12 до 15 он проявляется у мальчиков. Наступление полового созревания предвещается пубертатным скачком роста. У половых органов начинает развиваться и по-вышаться деятельность половых желез внутренней секреции. К 12 – 13 годам у девочек наступает половое созревание, а в 14 – 15 лет оно наступает у мальчиков. У девочек в таком возрасте начинается менструация, а у мальчи-ков проявляется поллюция.
Анатомическое формирование нервной системы у юношей и девочек подросткового возраста завершается. Двигательный анализатор завершает развитие в 13 – 14 лет, а поэтому имеет большое значение для развития вы-носливости, ловкости, которые так необходимы в трудовой деятельности [11].
На силу мышц значительно проявляет положительный эффект, рост мускулатуры скелета, вызванный эндокринной стимуляцией. У подростков происходит быстрый рост сердца. Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требо-ваний, как к сердечно-сосудистой.
Стоит отметить, что увеличение массы сердца иногда отстает от уве-личения массы всего тела, а в стремительно растущем организме, формиро-вание сердечно-сосудистой системы не часто успевает за общими темпами развития. Поэтому, иногда у быстрорастущих юношей и девушек проявля-ются жалобы на слабость, некую утомляемость, в частности при физических нагрузках, проявляется предрасположенность к обморокам из за перегревания или резком изменении положения тела. При проявлении симптомов сер-дечной слабости которые связывают несоответствие роста и увеличения раз-меров сердца, многие родители видят их как появление болезни сердца, ста-раются давать сыну или дочери как можно меньше нагрузки, ограждают от всякого рода физической культуры. Очень актуальная ошибка. Правильное решение, которое способно привести в соответствие возможности системы кровообращения и возросшие потребности организма подростка, есть физи-ческая культура, спортивно-оздоровительная деятельность, трудовая дея-тельность. В настоящее время, у многих современных юношей подросткового возраста (к тому же и взрослых) частой проблемой стала нехватка развития мускулатуры, малоподвижность.
Бывает часто, что девушки и юноши стесняются показать себя со сла-бой стороны, из-за этого им становится неловко и поэтому они совсем пере-стают заниматься физической культурой. Из этих обстоятельств, следует раз-витие капельного сердца, из-за которого, если юноша подросткового возраста вовремя не начнёт заниматься физической культурой, то их сердце так же не будет увеличиваться и в дальнейшем[12] .
На международном конгрессе по школьной гигиене было установлено, что суммарная дневная учебная нагрузка школьников не должна превышать 7 - 8 часов (при шестидневной рабочей неделе это даже выше трудовой нагрузки взрослых). Однако практическая загрузка учащихся в течение рабо-чего дня значительно выше, особенно в старших классах. Что касается млад-ших школьников, то для них 7 - 8-часовой рабочий день слишком большая нагрузка.
Из научных исследований, школьники каждый день по 17 часов живут в состоянии полной или относительной неподвижности, то есть лежачий об-раз жизни с переменами сидячего образа жизни. Соответственно, на активную деятельность мышц, так же в основном на игры, занятия физкультурой и спортом, остается всего 6 часов на день. Но так же эти 6 часов, при их мак-симально возможном и правильном использовании, могут произвести боль-шую пользу здоровью.
Один из узловых вопросов современного поколения - ускорение роста и развития детей и подростков, то есть проблема ускоренного развития орга-низма. Акселерация, термин означающий ускорение роста и формирование детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями, существенно недавно, меньше десяти лет назад.[13] .
По представлениям нашего времени, организм который растёт – не лёгкая саморегулирующаяся система, которая развивается определено зало-женной в ней программой генетики. Рост каждого ребенка, физиологические и анатомические особенности всего организма, отдельных систем и органов, темпы и порядок их созревания, индивидуальные свойства, возможности ко-торые приспособлены на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка[14] .
В подростковом возрасте, наиболее показательна акселерация развития и роста[15]. Современные юноши 14 лет развились физически по сравнению со сверстниками 20-х годов со 145 до 163см, то есть на 18 см, их вес увеличился с 35 до 53кг, у девочек соответственно со 147 до 161см и с 39 до 51кг. На более ранний возраст у подростков сдвинулось так же половое со-зревание.
При этом во время полового созревания значительно не влияют расо-вые особенности, климат, географическая зона проживания. Широко извест-ное мнение о более раннем половом созревании южных народов, встречав-шееся не часто даже в медицинской библиографии, в реальности не подтвер-дившаяся гипотеза. Немаловажное замечание в этой теме имеют социально-экономические условия и характер питания.
Ускоренный рост организма производит множество минусов в воспи-тании, особенно юношей подросткового возраста[16]. Если с тридцатые по сороковые годы, достижение половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности, то сейчас всё совсем по-другому: уже вполне развитые в нервно-психическом и физическом плане девушки и юноши, значительно долго оказываются на положении ребёнка. Появились противоречия между ускоренным физическим созреванием и значительно, медленной социальной зрелостью. Профессиональная деятельность требует дополнительной подго-товки в университете, техникуме, этим еще дальше удлиняет сроки самостоя-тельной жизни. Ограничения между ускорением физического созревания и замедлением социальной зрелости, повышается так же из-за недостатков се-мейного воспитания, когда подростки и дети слишком опекаются, растут в зоне исключительности и не редко ленятся, и не выполняют никакую работу по дому, не имеют чувства ответственности за свои поступки в жизни. Такое положение усугубляется существующей (особенно в городах) демографиче-ской ситуацией - преобладанием одно - или двухдетной семьи[17] .
При тренировке подростков у которых ускоренный рост организма, причём если они достаточно способны и идеально подходят к избранному виду спорта, возникают определенные проблемы. Крупные в теле, слишком рано развитые, такие подростки могут на занятиях физической культуры, со-вершать немалый объем физической нагрузки. По весу и росту они не усту-пают взрослым, степень развития всех систем организма еще не развилась до взрослого уровня. Эндокринная, сердечно-сосудистая, мышечная и дыха-тельная, нервная системы находятся еще на уровне формирования. Имеется небольшое наличие функциональных резервов, так как процессы созревания и роста сами требуют существенного напряжения всех систем, больших затрат энергии. И простота, с которой юные справляются с немалыми физическими нагрузками, может обходиться очень дорого. Преувеличение физической нагрузки подростков ведет к перетренировке и переутомлению, нарушению здоровья.
1.2 Факторы, влияющие на развитие антропометрических показателей школьников
Антропометрия – техника и методика измерения человеческого тела. Антропометрия нуждается для оценки физического развития человека и его телосложения. Антропометрия в широком смысле этого слова включает из-мерение не только размеров тела (наружных), но и внутренних морфологиче-ских структур: костей (остеометрия), черепа (краниометрия), сердца (кар-диометрия – по рентгено- и флюорографическим данным), других морфоло-гических структур (морфометрия), объема движений в суставах (гониомет-рия), силы мышечных групп (динамометрия)
Особенности развития организма человека определяются, непрерыв-ными протекающими процессами обмена веществ и энергии. Темпы измене-ний роста, массы, окружностей тела в разные периоды жизни разные. У де-вушек и юношей, людей в пожилом возрасте и зрелом, имеются отличитель-ные особенности. Масса, рост, последовательность в увеличении разных ча-стей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в строгой последо-вательности. Однако некоторые факторы могут не только нарушить последо-вательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К ним относят:
1) Внешние: социальные условия; экологический фактор; режим труда и отдыха; вредные привычки; малоподвижный образ жизни; нерацио-нальное питание; неблагоприятное внутриутробное развитие.
2) Внутренние: наличие заболеваний; наследственность.
1.3 Физическая культура, как одна из основ полноценного образования и воспитания учеников старших классов
Термин "физическая культура" появился в конце 19 века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из языка. В России, напротив, войдя в употребление с начала 20 века, после революции 1917 года термин "физическая культура" получил свое признание во всех высоких со-ветских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал "Физическая культура", а с 1925 года и по настоящее время - журнал "Теория и практика физической культуры".
Постепенно термин "физическая культура" получил распространение и в странах бывшего социалистического лагеря и в некоторых странах "третьего мира". Физическая культура - это общий вид культуры, сторона деятельности по освоению, поддерживанию, совершенствованию и восстановлению ценностей в сфере физического развития человека по индивидуальности его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.
Таким образом, в физкультуре, вопреки ее дословному смыслу, нахо-дят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физи-ческих, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также умения, личные знания и навыки по их формированию составляют личностные ценности физкультуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека биологические и социальные основы физкультуры[6].
Основным предметом физкультуры, гармонизирующим и развиваю-щими все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями, боль-шинство из которых усовершенствованы или придуманы самим человеком. Они предполагают поочередность увеличения физических нагрузок от раз-минки и зарядке к основной тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спор-тивных рекордов по существу роста личных физических возможностей чело-века. В сочетании с использованием естественных сил природы (вода, воздух и солнце), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физкультура позволяет сбалансированно развивать и укреплять организм, и поддерживать его в крепком физическом состоянии долгое время[7].
Физическое воспитание обозначает органическую составную часть всего воспитания. Учебно-педагогический процесс, направленный на пони-мание человеком личностных ценностей физической культуры. Таким обра-зом, целью физического воспитания является развитие физической культуры личности, то есть такой стороны всей культуры человека, помогающей реа-лизовать его духовный и биологический потенциал. Физическое воспитание, начинается с первых же дней после рождения нового человека.
Объектом образования в области физкультуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержани-ем связана с совершенствованием физической среды человека. В примерной программе для среднего (полного) общего образования двигательная дея-тельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными ли-ниями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой[8] .
1.4 Средства и методы развития физических качеств на уроках физи-ческой культуры
темы исследования и актуальность проблемы обусловлена существу-ющим противоречием между наличием единой программы физического вос-питания учащихся, основанной на средневозрастных особенностях и норма-тивах, и индивидуальными особенностями каждого конкретного ученика.
Дети одного возраста неодинаковы по показателям веса, роста, психи-ческим, функциональным и двигательным возможностям. Кроме того, в старшем школьном возрасте наблюдается резкое схождение между биологи-ческим и календарным возрастом.
В наше время люди не удовлетворены деятельностью школы, подго-товленностью её воспитанников к жизни. Таким образом, в период коренных преобразований всего общества всё настоятельно встаёт требование совер-шенствования системы образования в школе[18] .
По данным социального развития РФ и министерства здравоохранения, всего 15% детей школьного возраста почти здоровы, 50% имеют функ-циональные отклонения, а 35-40% - хронические заболевания. За период обучения среди детей школьного возраста, в 5 раз выросло количество пло-хой осанки, в 4 раза - нервных расстройств. Причина всему этому является недостаточное использование или нехватка времени для физической культу-ры, дефицит двигательной активности.
Учитывая, на сколько важна эта проблема сохранения здоровья под-растающего поколения, Министерство образования и Здравоохранения Рос-сийской Федерации издало приказ "О совершенствовании процесса физиче-ского воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации" № 2715/227/166/191 от 6.07.02 г., который рекомендует включить в действу-ющие учебные планы образовательных учреждений проведение обязательных уроков по образовательной области "Физическая культура" в объеме трех часов в неделю[19].
В соответствии с требованиями Министерства тип третьего урока - теоретико-практический. Он включает в себя разделы: "Основы знания о физкультурной деятельности" и "Способы физкультурной деятельности с применением теоретических знаний". Вместе с тем в практике работы управ-ленческой структуры отсутствует программно-методические материалы по проведению дополнительного урока по физической культуре.
Тем не менее, проведённое в последнее время исследование условий, влияющих на результативность учебной деятельности, работы по физкультуре в общеобразовательной школе, а также теоретический анализ позволили выбрать направление исследования, заключающееся в разработке и изучении учебных методик и программ, проведения дополнительных занятий по физ-культуре, способствующих активному росту физических качеств старше-классников общеобразовательных школ. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) качества, благодаря ко-торым возможна двигательная деятельность. "Ведущим физическим каче-ством" является способность доминировать преобладать в какой-либо двига-тельной деятельности. Настоящие в наше время программы не учитывают на занятиях физкультурой этнических, региональных, социальных и экономиче-ских условий. Ведущим физическим качеством является способность преоб-ладать в какой - либо двигательной деятельности, а под "сопряженным" фи-зическим качеством принято понимать качество, способствующее освоению техники физической подготовленности и двигательной деятельности.
Неотложной социальной задачей настоящего и будущего времени яв-ляется радикальная перестройка системы школьного физического воспитания и особенно его "фундамента" - программы.
Физическая подготовленность и здоровье выпускников школы - физи-ческого потенциала всего общества и важнейшие слагаемые здоровья. Весь этот потенциал закладывается в школьные годы[20] .
В настоящее время уровень физической подготовленности учащихся и особенно юношей, оценивается как крайне неудовлетворительный. Одной из причин сложившегося положения является формирование индивидуальности ученика и очень слабая ориентированность школы на формирование, развитие и учёт его различных интересов, способностей. Сегодняшняя организационная система образования создаёт мало возможностей для индивидуализации обучения. Прежде всего, здесь мы имеем в виду, сложную школьную систему с её планом учёбы, однообразных для всех учащихся до окончания школы, преобладание таких методов и форм обучения, которые практически не давали возможности для творческой работы учителя, предназначенной на сохранение, учёт, развитие и формирование индивидуальности учеников [21].
Проведённые в последнее время исследования условий, влияющих на эффективность учебной работы по физической культуре в общеобразова-тельной школе формирование мотивации и потребностей в непрерывном фи-зическом совершенствовании старшеклассников общеобразовательных школ, основы развития самостоятельности у учащихся при занятиях физической культурой, не учитывают региональных экономических и социальных усло-вий. Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 30 июня 1999 г. № 56 нацеливает учебный процесс по физическому воспита-нию школьников и требует учитывать прежде всего:
индивидуальные особенности психического и физического развития и их связь с постоянными занятиями физическими упражнениями;
особенности функционирования главных структур и органов челове-ческого организма во время занятий физическими упражнениями;
особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями разного направления и контроль за их эффективностью;
особенности проведения и организации индивидуальных занятий фи-зическими упражнениями общей оздоровительно-корригирующей и профес-сионально-прикладной направленности;
особенности самообучения и обучения упражнений;
особенности развития физических способностей на занятиях физкуль-турой;
особенности форм внеурочных и урочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, направленности и содержания;
особенности направленности и содержания различных систем физиче-ских упражнений, характеристика их развивающей и оздоровительной эф-фективности[22].
Таким образом, в обязательном минимуме содержания среднего обра-зования наибольшее значение имеет направленность учебного процесса на индивидуальную подготовку учащихся.
При этом нужно обязательно определять уровни индивидуального фи-зического двигательной подготовленности и развития, эффективность занятий физическими упражнениями, физическую работоспособность и функци-ональное состояние организма, направленность воздействий физических упражнений и дозировку физической нагрузки, систему контроля за физиче-ской подготовленностью и индивидуальным физическим развитием, осанкой и физической работоспособностью.
Всё это позволяет пояснить, что улучшение двигательной активности юношей школьного возраста на основе комплексного подхода с учётом диф-ференцированного использования учебно-тренировочных физических нагру-зок, в частности, занятия атлетической гимнастикой, является актуальной проблемой, как в теоретическом, так и практическом аспектах.
1.5 Атлетическая гимнастика: определение понятия и история становления
Атлетическая гимнастика - вид спорта, целью которого является мак-симальное развитие всех мышечных групп атлета и построение эталонных пропорций тела, что и оценивается во время соревнований. Состязания де-лятся на несколько раундов и включают в себя свободное и обязательное по-зирование, в ходе которого участники должны показать в разных ракурсах определенные группы мышц: пресс, трицепс, бедра, двойной бицепс и т.д. Судьи оценивают выступление атлетов в баллах по нескольким критериям, которые потом суммируют для итоговых результатов[23] .
Соревнования проходят отдельно для мужчин и для женщин, а также в смешанном виде. Культивируется во многих странах. В СССР вместо слова "атлетическая гимнастика" обычно использовалось такое понятия, как "куль-туризм"[24] .
Основная идея атлетической гимнастики обуславливается тем, что можно сделать из кого угодно, что угодно. В отличие от тяжелой атлетики, на базе которой он возник, в атлетической гимнастике не имеет значения, какой вес может взять спортсмен. Главное, это результаты, которые отражаются на его внешности: равноценно и пропорционально проработанные мышцы, крупные и мелкие, их рельеф и объём, правильное сбалансирование жира и мышц. Соревнования по атлетической гимнастике не может выиграть атлет с мощными руками, но тощими ногами, с хорошей спиной, но крупным жи-вотом. По идее, атлетическая гимнастика – физическая культура, культура тела. Отсюда и иное название этого вида спорта: "культуризм".
Атлетическая гимнастика - спорт "на грани медицины", развитие ко-торого напрямую зависит от правильных и специальных биологических до-бавок. В режим атлета входит сон, правильное питание и расписание трени-ровок, это всё играет не меньшую роль, чем сами тренировки. Даже атлети-ческий гимнаст-любитель не сможет добиться лучших результатов без пра-вильного подсчета поглощаемых им калорий, белков, жиров, углеводов и без приема специальных биологических добавок. В данные добавки входит мно-жество питательных веществ, требующие постоянного восстановления и рост мышечной массы: дополнительные белки, протеины, витамины, минералы и другое. Рецептура добавок и схема их потребления разрабатывается специа-листами, к настоящему моменту это превратилось, по сути, в отдельную научную отрасль[25] .
Многие люди не понимают и ошибочно думают, что атлетическая гимнастика исключительно как система упражнений с отягощениями, то есть специальными тренажерами и различным весом: штангами, гирями, гантеля-ми. То есть, имеются в виду только силовые, в меру статичные анаэробные упражнения. В итоге, аэробные нагрузки такие как бег, аэробика, боевые единоборства, теннис, лыжи, различные подвижные упражнения без отяго-щения которые направленны на развитие выносливости и связанные с уча-щением пульса и сжиганием жира, имеют в атлетической гимнастике большое значение. Анаэробные нагрузки могут пойти в пользу нарастанию мышечной массы, а аэробные - создать рельеф, подсушить мускулы, сделать тело своеобразным наглядным пособием по анатомии.