Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Право на забастовку и его ограничения по законодательству Российской Федерации

kisssaaa0721 1575 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.08.2021
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Актуальность темы работы характеризуется тем, что забастовка относится к категории защитных механизмов, действующих при нарушении прав человека. Закрепив право на забастовку, Конституция РФ по образцу общепризнанных норм международного права предоставляет возможность каждому работнику воспользоваться ею при разрешении трудового спора. Забастовка, как в России, так и в иных государствах, признается и действительно является эффективным средством отстаивания работниками своих социально-экономических интересов. Цель выпускной квалификационной работы. Цель выпускной квалификационной работы – это комплексное исследование права работников на забастовку и случаев его ограничения по законодательству Российской Федерации. Основные задачи выпускной квалификационной работы: ? определить понятие и сущность права работников на забастовку; ? проанализировать внутригосударственные основы правовой регламентация права работников на забастовку и охарактеризовать международно-правовые стандарты права на забастовку; ? описать право на забастовку в контексте требований Международной организации труда; ? охарактеризовать основные принципы права на забастовку; ? установить целесообразность ограничений права на забастовку; ? проанализировать систему ограничений права на забастовку; ? определить перспективы права на забастовку государственных гражданских служащих. Объект исследования. Объектом данного исследования являются трудовые правоотношения, которые возникают при реализации работниками права на забастовку. Предмет исследования. Предметом работы являются нормы трудового законодательства Российской Федерации и международного права, регламентирующие право на забастовку и его ограничения. Теоретическая база исследования. При написании работы автором были изучены труды таких правоведов как Барциц И.Н., Вокин А.М., Герасимова Е.С., Гусов К.Н., Киселев И.Я., Куренной А.М., Лушников А.М., Лютов Н.Л., Томашевский К.Л., Филипова И.А., Шлютер В. и другие. Глубокая степень разработанности проблематики права на забастовку по российскому законодательству в трудах современных ученых-юристов свидетельствует о том, что в рамках российской науки трудового права создана определенная теоретическая база для изучения института права на забастовку. Вместе с тем остаются нерешенными ряд актуальных проблем, которые исследованы в работе. Методическая база исследования. При написании работы были использованы следующие методы исследования: диалектический, историко-правовой, логический, сравнительный, метод системного анализа, метод толкования норм права. Практическая значимость работы. Практическая значимость работы определяется ее выводами, согласно которым представляется возможным проведение дальнейшего исследования в рамках заявленной темы и использование сформулированных выводов и предложений в практической деятельности. Научная новизна исследования. Научная новизна исследования состоит в том, что автором сформировано целостное научное представление о праве работников на забастовку и его ограничениях по законодательству Российской Федерации. Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во «введении» работы определены актуальность исследования, его теоретическая основа, цели и задачи, предмет, объект и методика исследования, его практическая значимость и научная новизна. Глава первая дает характеристику понятия и нормативно-правовых основ права на забастовку. Глава вторая посвящена исследованию юридических ограничений права на забастовку. В «заключении» работы сформулированы основные выводы и предложения. Список используемых источников и литературы содержит перечень изученной и исследованной при написании работы теоретической литературы, нормативных правовых актов, документов судебной практики и материалов электронных ресурсов сети Интернет.
Введение

«Права и свободы человека и гражданина являются неотъемлемыми свойствами и возможностями личности, при этом определяют меру ее свободы и гарантируют условия ее развития» . К особенностям прав человека относят то, что они возникают с момента рождения и не связаны с обладанием гражданством конкретного государства, реализуются не только в рамках правоотношений, но и в экономических, политических, нравственных и других областях социальных отношений. Права человека направлены на обладание конкретными личными и социальными благами, в нашем случае – правами и свободами, возникающими в трудовых отношениях. При этом необходимо отметить, что главной задачей прав человека является защита личности, объединений людей, общества от нарушений. Часть 4 статьи 37 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) закрепляет право человека и гражданина на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законодательством способов их разрешения, включая право на забастовку.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3 1. ПОНЯТИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА НА ЗАБАСТОВКУ…………………………………………………………………… 7 1.1. Право на забастовку, его внутригосударственная регламентация и международно-правовые стандарты……………………………………………. 7 1.2. Основные принципы права на забастовку………………………………… 16 2. ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА ЗАБАСТОВКУ……………………………… 39 2.1. Целесообразность ограничений права на забастовку…………………….. 39 2.2. Система ограничений права на забастовку………………………………... 43 2.3. Перспективы права на забастовку государственных гражданских служащих…………………………………………………………………………. 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 53 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...……… 60
Список литературы

а) нормативные правовые документы 1. Международный пакт об экономических, социаль¬ных и культурных правах. Принят Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г. Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сен¬тября 1973 г. № 4812-VIII. Вступил в силу для СССР с 3 января 1976 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17 (1831). – Ст. 290. 2. Конвенция № 87 Международной организации труда «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию»: принята в г. Сан-Франциско 9 июля 1948 г. на 31-ой сессии Генеральной конференции МОТ, ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 6 июля 1956 г., вступила в силу для СССР 10 августа 1957 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Вып. XIX. – М., 1960. – С. 278-284. 3. Конвенция № 98 Международной организации труда «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров»: принята в г. Женеве 1 июля 1949 г. на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ, ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1956 г., вступила в силу для СССР 10 августа 1957 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Вып. XIX. – М., 1960. – С. 292-297. 4. Европейская социальная хартия: принята в г. Страсбург 3 мая 1996 г., ратифицирована Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ и вступила в силу для России 1 декабря 2009 г. // Бюллетень международных договоров. – 2010. – № 4. – С. 17-67. 5. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.; с поправками, внесенными Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 11. – Ст. 1416. 6. Федеральный закон Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. 7. Федеральный закон Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 12. – Ст. 1383. 8. Федеральный закон Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (часть 1). – Ст. 3. 9. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 48. – Ст. 4557. – Утратил силу. 10. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 2. – Ст. 169. 11. Феде¬ральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Фе¬дерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 31. – Ст. 3215. 12. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 10. – Ст. 1152. 13. Постановление Конституционного Суда Российской Фе¬дерации от 17 мая 1995 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР от 9 октября 1989 года "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" (в редакции от 20 мая 1991 года) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой Профсоюза летного состава Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 21. – Ст. 1976. б) учебная литература 14. Абрамян С.К., Карпов А.С. Проблема реализации конституционного права на забастовку в условиях модернизации России // Новый университет. Серия «Экономика и право». – 2014. – № 3. – С. 99-101. 15. Актуальные проблемы трудового права: учебник для магистров / М.И. Акатнова, А.А. Андреев, Э.Н. Бондаренко и др.; отв. ред. Н.Л. Лютов. – М.: Проспект, 2017. – 688 с. 16. Анисимов Л.Н. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора // Трудовое право. – 2006. – № 6. – С. 54-61. 17. Барциц И.Н. Современное состояние и тенденции развития государственной гражданской службы в России: аналитический доклад. – М.: Дело, 2018. – 137 с. 18. Вокин А.М. Право на забастовку и механизм его реализации // Законодательство и экономика. – 2015. – № 12. – С. 45-47. 19. Герасимова Е.С. Законодательство России о коллективных трудовых спорах и забастовках: проблемы и направления совершенствования // Трудовое право в России и за рубежом. – 2012. – № 1. – С. 29-36. 20. Герасимова Е.С. Коллективные трудовые споры, забастовки и протесты в России: влияние законодательства и правоприменительной практики на их распространенность и применение // Журнал российского права. – 2016. – № 9. – С. 55-65. 21. Головина С.Ю. Конституционные принципы и права в сфере труда и их конкретизация в трудовом законодательстве России // Российский юридический журнал. – 2015. – № 1. – С. 132-145. 22. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 468 с. 23. Гусов К.Н. Международное трудовое право: учебник / К.Н. Гусов, Н.Л. Лютов. – М.: Проспект, 2013. – 592 с. 24. Жукова С.М. Государственная гражданская служба в Российской Федерации: монография. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. – 116 с. 25. Затула Е.А. Реализация права на забастовку в Российской Федерации в свете опыта Федеративной Республики Германия // Трудовое право в России и за рубежом. – 2020. – № 3. – С. 59-62. 26. Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право / И.Я. Киселев. – М.: Велби; Проспект, 2005. – 360 с. 27. Коллективные трудовые конфликты: Россия в глобальном контексте: монография / П.В. Бизюков, П. Бирке, А.Ф. Вальковой и др.; под ред. Ю.П. Орловского, Е.С. Герасимовой. – М.: КОНТРАКТ, 2016. – 320 с. 28. Колобова С.В., Сергеенко Ю.С. Трудовое право России: учебник. – М.: Юстицинформ, 2018. – 404 с. 29. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Е.А. Кашехлебова, Ф.О. Сулейманова, Г.В. Шония и др.; под ред. О.А. Шевченко. – М.: Проспект, 2021. – 896 с. 30. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Е.Г. Азарова, М.А. Бочарникова, Т.Ю. Коршунова и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. – М.: КОНТРАКТ, 2019. – 1254 с. 31. Куренной А.М. Правовое регулирование коллективных трудовых споров: научно-практическое пособие. – М.: Юстицинформ, 2010. – 192 с. 32. Лебедев В.М., Мельникова В.Г., Назметдинов Р.Р. Трудовое право: опыт сравнительного правового исследования: монография / Под ред. В.М. Лебедева. – М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018. – 480 с. 33. Лушников А.М. Курс трудового права: учебник: в 2 т. / А.М. Лушников, М.В. Лушникова. – Т. 2: Коллективное трудовое право. Индивидуальное трудовое право. Процессуальное трудовое право. – М.: Статут, 2009. – 1151 с. 34. Лютов Н.Л. Коллективные трудовые споры: сравнительно-правовой анализ. – М.: Проспект, 2007. – 256 с. 35. Лютов Н.Л., Герасимова Е.С. Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство. – М.: Центр соц.-труд. прав, 2015. – 190 с. 36. Лютов Н.Л. Признание права на забастовку на уровне Международной организации труда: важно ли это для России и других стран // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 9. – С. 118-123. 37. Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы координации: монография / Э.Н. Бондаренко, Е.С. Герасимова, С.Ю. Головина и др.; под ред. С.Ю. Головиной, Н.Л. Лютова. – М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. – 256 с. 38. Нуртдинова А.Ф. Трудовые права работников в контексте экономической политики // Журнал российского права. – 2017. – № 2. – С. 67-80. 39. Томашевский К.Л. Кризис контрольного механизма за соблюдением международных стандартов труда // Трудовое и социальное право. – 2012. – № 3. – С. 37-39. 40. Трудовое право России / И.Г. Выговская, С.В. Колобова, О.С. Королькова и др.; под общ. ред. М.В. Преснякова, С.Е. Чаннова. – Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, 2014. – 288 с. 41. Трудовое право: учебник для прикладного бакалавриата / В.Л. Гейхман, И.К. Дмитриева, О.В. Мацкевич и др.; под ред. В.Л. Гейхмана. – М.: Юрайт, 2015. – 407 с. 42. Филипова И.А. Международное и национальное трудовое право: учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. – 80 с. 43. Филипова И.А. Роль конвенций Международной организации труда как источников трудового права в России и во Франции // Трудовое право в России и за рубежом. – 2015. – № 3. – С. 59-61. 44. Шлютер В. Коллективные способы самозащиты в трудовом праве Федеративной Республики Германия (часть I) (Das deutsche Arbeitskampfrecht) // Трудовое право в России и за рубежом. – 2015. – № 4. – С. 51-55. в) ресурсы информационно-телекоммуникационной сети интернет 45. Аналитика. Трудовые протесты // АНО «Центр социально-трудовых прав» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://trudprava.ru/expert/analytics/protestanalyt/ 46. Документы. Обзоры судебной практики // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.supcourt.ru/documents/ 47. Обзор зарубежного законодательства о забастовках и локаутах // Официальный сайт учреждения «Трудовой Арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trudsud.ru/ru/docs/publications/5/ 48. Официальная статистика // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistic
Отрывок из работы

1. ПОНЯТИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА НА ЗАБАСТОВКУ 1.1. Право на забастовку, его внутригосударственная регламентация и международно-правовые стандарты Забастовка – это имманентный метод решения коллективных трудовых споров, который основывается на отказе работников работать. Это такой способ разрешения коллективных споров и трудовых конфликтов, который опирается на непосредственное экономическое (причинение материального вреда, потеря дохода), организационное (дезорганизация работы предприятия, прекращение кооперативных отношений), а также психологическое (демонстрация силы профессиональными союзами, уменьшение желания работать у работников) принуждение работодателя, с помощью которого стремятся заставить работодателя одобрить и удовлетворить выдвинутые коллективные требования работников. В России право на забастовку, как уже было отмечено выше, предусмотрено ч. 4 ст. 37 Конституции РФ. В развитие этого конституционного положения порядок и процедуры проведения забастовок установлены главой 61 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) . Согласно ТК РФ забастовка рассматривается как способ урегулирования разногласий между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, включая заработную плату, а также в связи с коллективно-договорным регулированием труда, то есть по причинам социально-экономического характера. В связи с этим, в России не упоминаются и не признаются законом забастовки по политическим мотивам, забастовки солидарности. Право на забастовку не укладывается в рамки индивидуальных трудовых отношений, это коллективное по своей природе право. Как правило, организатором забастовки является профсоюз, но представлять интересы работников вправе любой представительный орган (ст. 411 ТК РФ). Почти во всем мире в настоящее время право на забастовку признается в качестве одного из фундаментальных прав человека и закреплено в конституциях либо законах подавляющего большинства стран. Ряд международных договоров прямо предусматривает право на забастовку. Прямое указание на это право можно найти в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., где в п. 1 ст. 8 закрепляется «d) право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны» , а также в п. 4 ст. 6 Европейской социальной хартии . В рамках Международной организации труда (далее – МОТ) принцип свободы объединения и признания права на ведение коллективных переговоров считается первым из четырех основополагающих принципов и прав в сфере труда. Однако в фундаментальных Конвенциях МОТ, посвященных свободе объединения и ведению коллективных переговоров 1948 г. и 1949 г. (№ 87 и № 98) , право на забастовку напрямую не закреплено. При обсуждении вопроса о принятии соответствующих конвенций МОТ представители работников предлагали включить в текст конвенций право на забастовку в качестве неотъемлемой части права на свободу объединения. Представители работодателей, не возражая против этого, настаивали на том, что «зеркальным» правом работодателя в данном случае выступает право на локаут, то есть приостановку трудовых договоров с работниками в связи с возникшим спором6. Представители работников категорически не соглашались с таким подходом, и поскольку ни одна из сторон не отрицала того, что забастовка включается в состав свободы объединения, было принято решение не оговаривать этот вопрос прямо в тексте международных договоров. В течение последующих лет контрольные органы МОТ, прежде всего, трехсторонний Комитет по свободе объединения (далее – КСО), исходили именно из этого подхода. Более того, в годы т.н. «холодной войны» представители работодателей в рамках работы контрольных органов МОТ выступали с критикой в отношении социалистических стран в связи с отсутствием закрепления в их законодательстве права на забастовку, что противоречило, по их мнению на тот момент, принципу свободы объединения. Каждый год высший контрольный орган МОТ – Комитет МОТ по применению стандартов (далее – Комитет Конференции) рассматривал десятки наиболее важных жалоб в отношении государств-участников МОТ, причем существенная доля этих жалоб была связана именно с проблемами в области права на забастовку. Ситуация кардинальным образом изменилась на Международной конференции труда 2012 г., когда представители работодателей в рамках Комитета Конференции выступили с заявлением о том, что поскольку право на забастовку прямо не закреплено в конвенциях МОТ, контрольные органы этой организации не имеют юридических полномочий рассматривать жалобы, связанные с правом на забастовку. Этот демарш вызвал бурные протесты и возмущение не только представителей профсоюзов, но авторитетных специалистов в области трудового права . Тезис группы работодателей заключается в том, что толковать конвенции МОТ, согласно ст. 37 ее Устава, уполномочен только Международный Суд ООН, а не контрольные органы МОТ. Если буквально воспринимать этот тезис, то можно прийти к абсурдному выводу о том, что контрольные органы МОТ должны осуществлять надзор за соблюдением международных трудовых стандартов, воздерживаясь от их толкования. В связи со сложившейся ситуацией возникает вопрос: имеют ли какое-то значение эти дискуссии в рамках МОТ для российского законодательства и правоприменительной практики? Ведь право на забастовку в любом случае закреплено и в Конституции России, и в ТК РФ. Представляется очевидным, что простое закрепление субъективного права в законодательстве недостаточно для его реализации. Российская официальная статистика проведения забастовок в России насчитывает лишь единичные их случаи, в то время как социологи фиксируют десятки нелегальных акций протеста ежемесячно. Это свидетельствует о том, что законодательный механизм реализации данного права явно налагает избыточные ограничения в отношении возможности проведения забастовок. В связи с этим крайне важно, что контрольные органы МОТ в ходе толкования конвенций о свободе объединения не просто пришли к выводу о наличии права на забастовку в качестве неотъемлемого элемента права на ведение коллективных переговоров, но и выработали целый ряд принципов и требований в отношении регламентации права на забастовку на национальном уровне. И определенной части этих принципов и требований российское законодательство не соответствует. Основной орган МОТ, отвечающий за толкование международных трудовых стандартов в области свободы ассоциации, – это КСО. В ходе многолетней практики рассмотрения жалоб в области свободы объединения КСО выработал детальный перечень критериев, которым должны отвечать национальное законодательство и практика, чтобы соответствовать международным трудовым стандартам в области свободы объединения. Далее приведем примеры лишь некоторых основных несоответствий внутреннего российского законодательства пониманию свободы объединения с точки зрения КСО. Во-первых, уровень ведения коллективных переговоров. Российский профессиональный союз моряков в жалобе на российское Правительство, адресованной МОТ, помимо прочего, указывал, что российское законодательство необоснованно не предусматривает такого уровня ведения коллективных переговоров, как уровень профессии. Действительно, в исчерпывающем перечне уровней социального партнерства, содержащемся в ст. 26 ТК РФ, такого уровня нет, а среди видов социально-партнерских соглашений, перечисленных в ст. 45 ТК РФ, уровень профессии не указывается. Профсоюзы, которые объединяют работников отдельной профессии (например, моряков, пилотов, авиадиспетчеров – независимо от того, в какой организации они работают), оказываются фактически не в состоянии вести коллективные переговоры с работодателями, поскольку это противоречит структуре социального партнерства, заложенной в ТК РФ. КСО рекомендовал устранить этот пробел российского законодательства, дополнив ст. 45 ТК РФ. Во-вторых, цели забастовочных действий. КСО также отмечает , что профессиональные и экономические интересы, которые работники защищают посредством права на забастовку, касаются не только улучшения условий труда или удовлетворения требований профессионального характера, но также и поисков решения вопросов и проблем, возникающих на предприятии и непосредственно затрагивающих интересы работников. Это означает, что, например, такой вопрос, как сокращение численности или штата работников должен, с точки зрения МОТ, быть не просто предметом уведомления представительного органа работников, как это предусмотрено ст. 82 ТК РФ, но по этому поводу должна иметься возможность ведения переговоров между представителями работников и работодателем. В случае если эти переговоры не приведут к желаемому для работников результату, последние должны обладать правом оказывать давление на работодателя с помощью забастовок и иных промышленных акций. В ТК РФ забастовка может осуществляться исключительно для разрешения коллективного трудового спора, который, в свою очередь, может возникать по поводу «установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов» (ч. 1 ст. 398). Таким образом, работники лишаются возможности бастовать в знак протеста против любых планируемых действий работодателя, даже если они непосредственно затрагивают их социально-экономические интересы, что противоречит толкованию Конвенций МОТ № 87 и № 98. В одном из дел КСО прямо указывает , что право на забастовку не должно ограничиваться предметом трудовых споров, которые могут быть урегулированы путем подписания коллективного договора. В-третьих, предъявление требований профсоюзами. КСО исходит из того, что профсоюзы должны иметь право свободно определять порядок предъявления требований к работодателю, и законодательство не должно препятствовать деятельности профсоюза, обязывая его созывать общее собрание каждый раз, когда выдвигаются требования к работодателю. В связи с этим КСО попросил дать Правительство России разъяснения по поводу применения ст. 399 ТК РФ, касающейся предъявления работниками требований по разрешению коллективного трудового спора. Поскольку российское законодательство как раз обязывает предъявлять требования исключительно на общем собрании или конференции работников, вне зависимости от факта наличия профсоюзного представителя, КСО не получил ответа на свой запрос. Даже если забастовка объявляется профсоюзом или объединением профсоюзов на уровне выше уровня единичного работодателя, решение о ее проведении принимается на собрании или конференции работников каждого работодателя данной отрасли или территории. В-четвертых, субъекты права на забастовку и ситуации, в которых допустимо ограничение права на забастовку. Согласно позиции КСО , право на забастовку может быть ограничено только в следующих случаях: ? на государственной службе лишь для тех чиновников, которые исполняют свои функции от имени государства; ? в жизненно важных службах в точном смысле этого термина, то есть службах, прерывание деятельности которых может поставить под угрозу жизнь, безопасность или здоровье части или всего населения; ? в обстановке острого национального кризиса. Статья 9 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусматривает разделение должностей гражданской службы на четыре категории. Далеко не всех из них можно отнести к «чиновникам, исполняющим свои функции от имени государства». Тем не менее в законе указывается на запрет «прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора», вне зависимости от конкретной категории государственной гражданской службы, что явно противоречит толкованию свободы объединения в понимании МОТ. В этом отношении Конфедерация труда России обращалась с жалобой в КСО, в результате которой КСО просил Правительство России изменить соответствующие положения российского законодательства. Аналогичная ситуация была и в отношении работников железнодорожного транспорта. В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» , забастовки работников «железнодорожного транспорта общего пользования, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на железнодорожном транспорте общего пользования и перечень профессий которых определяется федеральным законом» незаконны. Представить себе каких бы то ни было работников железнодорожного транспорта, которые бы не были прямо или косвенно связаны с движением и обслуживанием пассажирских и грузовых поездов, очень сложно. В связи с этим КСО указал , что железнодорожный транспорт не относится к жизненно важным службам в строгом значении этого термина, и обратился к Правительству России с просьбой внести изменения в законодательство. В-пятых, минимум необходимых работ (услуг). В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 412 ТК РФ, в случае разногласий между сторонами коллективного трудового спора по поводу минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в ходе забастовки, этот минимум устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. КСО исходит из того, что любое разногласие по поводу минимума необходимых услуг должно разрешаться через независимый орган, пользующийся доверием всех сторон спора, а не административным органом. В связи с этим КСО также обратился с просьбой к Правительству России внести соответствующие поправки в законодательство. Итак, как видно из приведенных примеров, российское законодательство в части права на забастовку соответствует далеко не всем требованиям МОТ в области свободы объединения. И выше были рассмотрены отнюдь не все несоответствия. Среди оставшихся вне рамок вопросов есть проблемы, связанные с наймом замещающих работников для замены бастующих, возможность проведения забастовок с целью признания профсоюзов, забастовок солидарности, возможности предъявления бастующими требований в отношении социально-экономической политики властей и др. В результате, подавляющее большинство конфликтных ситуаций, возникающих между работниками (профсоюзами) и работодателями, разрешается вне правовой сферы. В связи с этим неудивителен разрыв между официальной статистикой проведения забастовок и реальной практикой, упоминавшийся выше. Россия в данном отношении представляет собой лишь иллюстрацию общей проблемы. Не только для России, но и для всех остальных государств-участников МОТ критически важно, чтобы неопределенность в отношении права на забастовку на уровне МОТ была преодолена. Поскольку, как говорилось выше, обязательное для применения толкование актов МОТ может осуществлять только Международный суд ООН, социальным партнерам необходимо добиваться помощи правительств стран-участниц МОТ с тем, чтобы соответствующее заявление было принято и рассмотрено Международным судом ООН. Пока процедура признания права на забастовку в качестве составной части свободы объединения не реализована в рамках Международного суда ООН, представляется, что социальным партнерам в рамках МОТ следует исходить из того, что право на забастовку в рамках МОТ уже сформировалось и закрепилось в качестве международного обычая. Сами государства-члены МОТ в течение многолетней повторяющейся практики обсуждения с ними выполнения требований МОТ в отношении права на забастовку не подвергали сомнению наличие этого права. Таким образом, они демонстрировали наличие «opinio juris» – мнения об обязательности для себя соответствующих решений, выступающего условием для существования международного обычая (признание сложившейся практики в качестве правовой нормы). Следовательно, в данном случае имеет место «международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы», упомянутый в ст. 38 Статута Международного суда ООН среди источников права, подлежащих применению Судом. Такой подход разделяется не только профсоюзами, но и достаточно авторитетными учеными – специалистами в области международного и сравнительного трудового права. 1.2. Основные принципы права на забастовку В современном мире не во всех странах имеет место юридическое закрепление права на забастовку. В связи с этим ученые – специалисты в области трудового права обычно подразделяют государства на два вида: государства, где законом гарантировано право на забастовку (Германия, США и др.) , и государства, которые признают свободу забастовок. В последних в законодательстве право на забастовку в позитивной форме не выражено, но забастовка в принципе не запрещается. Это право выводится из права на ассоциацию (Бельгия, Великобритания, Люксембург и др.) . Конституция РФ (ст. 37) признает право работников на забастовку, порядок реализации этого права предусмотрен ТК РФ. Основные принципы права на забастовку включают следующие базовые положения: Во-первых, признание права на забастовку основополагающим коллективным правом, предоставленным трудящимся и их организациям, за исключением определенного круга работников на государственной службе и жизненно важных служб в строгом смысле этого термина, которые в случае острого национального кризиса лишены этого права. Во-вторых, право на забастовку существует только в отношении законных забастовок: ? забастовок, преследующих законные цели, ? забастовок, в которых применяются законные средства борьбы, ? забастовок, в которых соблюдаются процедуры их проведения. В-третьих, право на забастовку предполагает использование процедур примирения, посредничества и арбитража до объявления забастовки, как правило, добровольных; за исключением случаев принудительного арбитража. В-четвертых, гарантированность права на забастовку. В-пятых, забастовка признается незаконной только по решению независимого органа (суда). В-шестых, право на забастовку может быть уравновешено правом на локаут. Рассмотрим названные положения подробнее. Первое – это право на забастовку как коллективное трудовое право работников, их организаций. Право на забастовку – коллективное по своей природе право. Забастовка как «коллективное действие качественно отличается от составляющих ее индивидуальных действий работников» . В этом смысле по своей сущности право на забастовку является коллективным правом и не укладывается в рамки индивидуальных трудовых отношений, «является выражением коллективной воли работников, а для регулирования действий коллектива нельзя механически применять те правила и законы, которые имеют своим назначением регулирование поведения отдельных лиц» . В связи с этим участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора. Если забастовка как коллективный акт законна, то участие в ней не может рассматриваться как нарушение условий индивидуального трудового договора. Это действительно должны быть «коллективная воля», коллективное решение о проведении забастовки. Носителями права на забастовку являются коллективные субъекты: профсоюзы, работники организации. «Во многих странах право на забастовку понимается как право, принадлежащее исключительно профсоюзам. Поэтому забастовки, объявленные не профсоюзом или не получившие поддержки, одобрения профсоюзов, называются неофициальными и запрещаются законодательством (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Португалия и др.). В ряде других стран право на забастовку признается по своей природе индивидуальным правом, поэтому им наделяются непосредственно работники (Италия, Нидерланды, Франция). Иногда в национальном законодательстве ряда стран вводится количественный критерий, согласно которому право на забастовку предоставляется двум и более работникам (Намибия), трем и более работникам (Гватемала, Коста"Рика), пяти и более (Панама)» . КСО разъяснил, что данное право распространяется на трудящихся и их организации (профсоюзы, федерации, конфедерации). Как правило, право на забастовку признается МОТ за профсоюзными организациями. Между тем контрольные органы МОТ признали, что в национальном законодательстве возможно закрепление данного права в качестве предмета договора, заключенного при участии определенной части трудящихся независимо от их членства в профсоюзе. В качестве необходимого условия реализации права на забастовку указанные органы называют обязательство иметь определенный кворум и получить согласие оговоренного большинства для принятия решения о забастовке. При этом особо подчеркивается, что требование о принятии решения о забастовке более чем половиной голосов всех заинтересованных трудящихся является чрезмерным и может затруднить проведение забастовки, особенно на больших предприятиях, при наличии профсоюзов с большим числом трудящихся. Иными словами, кворум и метод голосования, и требуемое большинство голосов не должны быть такими, чтобы повлечь за собой риск серьезного ограничения права на забастовку. Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995 г.) , ныне утративший силу, предоставлял право на забастовку как профсоюзным организациям, так и непосредственно работникам в лице органов общественной самодеятельности. В ТК РФ позиция законодателя изменилась в сторону ограничения самостоятельного независимого права профсоюзных организаций объявлять забастовки. По ТК РФ этим правом наделены субъекты коллективного трудового спора: работники организации, филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения. Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом (объединением профсоюзов), должно утверждаться для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации (ст. 410 ТК РФ). Но при этом правом на забастовку наделены работники не только организации в целом, объявить забастовку могут работники филиалов, представительств иных обособленных структурных подразделений организации. Во всех перечисленных случаях должны соблюдаться требования к кворуму: ? правомочный состав присутствовавших на общем собрании (конференции) – не менее 2/3 от общего числа работников, делегатов конференции); ? принятие решения о забастовке, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствовавших на собрании (делегатов конференции). Ограничение права на забастовку отдельных категорий трудящихся продиктовано интересами общества в целом. Забастовка не должна подрывать «общее благо». Контрольные органы МОТ признают возможным исключение в национальном законодательстве из права на забастовку для служащих армии и полиции. В отношении государственных служащих, как уже было отмечено выше, ограничение права на забастовку касается, по мнению КСО, только тех категорий государственных служащих, которые осуществляют свои полномочия от имени государства. Комитет экспертов МОТ допускает ограничение или запрещение забастовок трудящимся в «жизненно важных службах» в строгом смысле этого термина, т.е. в тех службах, нарушение деятельности которых подвергло бы опасности жизнь, личную безопасность или здоровье всего или части населения. И еще один запрет на забастовки может быть оправдан, как считает КСО, – это обстановка острого национального кризиса, что влечет за собой объявление чрезвычайного положения. Но этот запрет может быть оправдан только в течение ограниченного периода и в масштабах, необходимых в данной обстановке. При этом контрольные органы МОТ единодушны в мнении о том, что «ограничение или запрет права на забастовку должны компенсироваться адекватным правовым механизмом разрешения трудовых споров, например, в виде примирительных, посреднических процедур. При этом стороны должны иметь возможность участвовать в определении и осуществлении такой процедуры; арбитражные решения должны быть обязательны для обеих сторон и после их принятия должны осуществляться быстро и в полной мере» . Согласно ТК РФ признаются незаконными и не допускаются забастовки в следующих случаях. Во-первых, всем работникам запрещены забастовки в периоды введения военного или чрезвычайного положения. Во-вторых, забастовки запрещены в органах и организациях по перечню, установленному ТК РФ (правоохранительные органы, Вооруженные Силы РФ, медицинские организации скорой и неотложной помощи и др.). В-третьих, забастовки запрещены в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, но только если создается угроза обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей (ст. 413 ТК РФ). При отсутствии такой угрозы работники названных организаций вправе объявить забастовку. Названный перечень оснований признания забастовки незаконной является общей нормой, правилом. Федеральным законом право на забастовку может быть ограничено и в иных случаях. В случаях, когда законодательством забастовки не допускаются, решение по коллективному трудовому спору принимает административный орган. По ТК РФ этим правом наделено Правительство России (ст. 413), но рассмотрению коллективного спора названным органом должны предшествовать, по общему правилу, примирительные процедуры.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 78 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 56 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
1100 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
4000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg