Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Глаголы речи и речевого сопровождения как средство характеристики персонажа и выражения авторской оценки в романе И.С. Тургенева «Дым

Workhard 500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.08.2021
Введение 4 Глава I. Теоретические основы исследования конструкций с прямой речью 7 1.1. Глаголы речи и их семантическая классификация 7 1.2. Функционально-семантическая характеристика группы речевого сопровождения 15 1.2.1 Специфика группы речевого сопровождения как многоаспектного явления 15 1.2.2. Семантическое соотношение группы речевого сопровождения и реплики 18 Глава II. Группа речевого сопровождения как элемент структуры художественного текста 30 2.1. Глаголы речи и речевое сопровождение как средство характеристики Литвинова 30 2.2. Глаголы речи и речевое сопровождение как средство характеристики Ирины 40 2.3. Глаголы речи и речевое сопровождение как средство характеристики Потугина 46 2.4. Глаголы речи и речевое сопровождение как средство характеристики Ратмирова 51 2.5. Глаголы речи и речевое сопровождение как средство характеристики Татьяны 57 2.6. Глаголы речи и речевое сопровождение как средство характеристики Капитолины Марковны 62 2.7. Глаголы речи и речевое сопровождение как средство характеристики «губаревского кружка» 65 Заключение 76 Список литературы 79 Приложение 82
Введение

В языковом пространстве художественного текста глаголы говорения и группа речевого сопровождения занимают особо важное место. И.С.Тургенев является мастером комплексных характеристик. Глаголы у писателя являются важным инструментом в создании художественного образа, и это яркая черта идиостиля писателя. Так, они не только сопровождают прямую речь, но и демонстрируют, конкретизируют, проясняют ситуацию протекания речевого акта и характеризуют героя и как субъекта коммуникации, и в плане его поведения, характера, манер, внешнего облика. Это послужило выбором темы данной дипломной работы. Состав группы речевого сопровождения пополняется за счет использования в функции речевых глаголов неречевых, меняется в зависимости от идиостиля писателя, от его желания проиллюстрировать индивидуальные особенности персонажей. Следовательно, вопрос о классификации глаголов речи и группы речевого сопровождения представляет особый интерес для исследователей. Всё это обуславливает актуальность выпускной квалифицированной работы. Новизна исследования заключается в том, что глаголы речевого действия впервые анализируются в качестве характеристики персонажей и средства выражения авторской оценки в романе И.С. Тургенева «Дым». Цель настоящей работы - проанализировать функционирование глаголов речи и группы речевого сопровождения с точки зрения характеристики персонажей и способа выражения авторской оценки в романе И.С. Тургенева. Данной цели подчинены следующие задачи: • исследовать понятие глаголов речи и их классификацию в работах лингвистов; • определить состав глаголов речи и группы речевого сопровождения; • разобрать особенности взаимодействия реплики и речевого сопровождения; • составить характеристику персонажей романа через анализ употребления глаголов речи и речевого сопровождения; • проанализировать выражение авторской оценки в выборе глаголов речевого действия; • разработать план урока русского языка для учеников 7 класса. Материал собирался методом сплошной выборки по изданию: И.С. Тургенев «Дым» / И.С. Тургенев. Дым; Новь; Вешние воды; Стихотворения в прозе. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1981. Реплики персонажей романа цитируются по этому изданию. В своей работе мы подвергли анализу глаголы речи и речевое сопровождение одиннадцати основных героев: Литвинова, Ирины, Потугина, Ратмирова, Татьяны, Капитолины Марковны, Бамбаева, Ворошилова, Суханчиковой, Губарева. Методологической и теоретической основой нашего исследования являются труды Л.В. Васильева, В.С. Григорьева, М.И. Кролль, М.К. Милых, которые занимались вопросом семантической классификацией глаголов речи, а также работы В.П. Бахтиной, которая выделила понятие «потенциальные глаголы речи», и О.А. Маркасовой, проанализировавшей соотношение реплики и группы речевого сопровождения. Кроме того, в данной работе мы опирались на лингвострановедческий словарь А.А. Акишиной, толковый словарь Д.Н. Ушакова, толковый словарь русских глаголов А.Г. Бабенко, большой словарь иностранных слов А. Москвина. Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных результатов исследования в практике преподавания русского языка и литературы в школе, на факультативных занятиях по углубленному изучению творчества И.С. Тургенева, в курсе стилистики русского языка. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, методического приложения и библиографии, которая насчитывает 50 наименований. В первой главе анализируются основные подходы к определению глаголов речи, отмечается сложность в составлении их классификации из-за неоднородности лексических значений глаголов данного тематического класса, рассматривается специфика группы речевого сопровождения как многоаспектного явления и характеризуется семантическое соотношение группы речевого сопровождения и реплики. Во второй главе представлен лингвистический анализ романа, в ходе которого была составлена характеристика героев с точки зрения их эмоциональной составляющей, их реакции на слова друг друга, их внутренних переживаний и мыслей.
Содержание

Введение 4 Глава I. Теоретические основы исследования конструкций с прямой речью 7 1.1. Глаголы речи и их семантическая классификация 7 1.2. Функционально-семантическая характеристика группы речевого сопровождения 15 1.2.1 Специфика группы речевого сопровождения как многоаспектного явления 15 1.2.2. Семантическое соотношение группы речевого сопровождения и реплики 18 Глава II. Группа речевого сопровождения как элемент структуры художественного текста 30 2.1. Глаголы речи и речевое сопровождение как средство характеристики Литвинова 30 2.2. Глаголы речи и речевое сопровождение как средство характеристики Ирины 40 2.3. Глаголы речи и речевое сопровождение как средство характеристики Потугина 46 2.4. Глаголы речи и речевое сопровождение как средство характеристики Ратмирова 51 2.5. Глаголы речи и речевое сопровождение как средство характеристики Татьяны 57 2.6. Глаголы речи и речевое сопровождение как средство характеристики Капитолины Марковны 62 2.7. Глаголы речи и речевое сопровождение как средство характеристики «губаревского кружка» 65 Заключение 76 Список литературы 79 Приложение 82
Список литературы

1. Тургенев И.С. Дым / Тургенев. Дым; Новь; Вешние воды; Стихотворения в прозе./ Вступит. статья примеч. А. Чичерина. – М.: Худож. лит., 1981. Словари 2. Акишина А.А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь – М., 1991. 3. Бабенко А.Г. Толковый словарь русских терминов. Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 4. Елистратов В.С. Словарь языка И.С. Тургенева – М.: Вече, 2018. 5. Ефремова Т.С. Современный толковый словарь. – СПБ: АСТ. 2006. 6. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов : около 25 000 слов и словосочетаний / Л.П. Крысин. – 2-е изд., доп. – Москва : Русский язык, 2000. – 854 7. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: Альта-Принт, 2007. 8. Тимофеев Л.И., Тураев C.B. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.,1985. 9. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. Научная литература 10. Апресян Ю.Д. Глаголы моментального действия и перфомативы в русском языке // Русистика сегодня. Язык: система и её функционирование. М., 1988. 11. Апресян Ю.Д. и др. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка // Первый выпуск. М., 1997. 12. Бабырова К.К Глаголы речи, движения, мимики, вводящие прямую речь, 2014. 13. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Вопросы литературы. 1978. 14. Бахтина В.П. К семантической характеристике глаголов речи в русском языке // Материалы по русско-славянскому языкознанию, 1964. 15. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. 16. Болотнова Н.С. Функционирование глаголов говорения в конструкциях с прямой речью // Классы глаголов в функциональном аспекте. Свердловск, 1982. 17. Булыгина Т.Б. К построению типологии предикатов в русском языке // Семантические типы предикатов. М., 1982. 18. Васильев Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи // Очерки по семантике русского глагола, 1971. 19. Викторина Т.В. Лексические и грамматические особенности глаголов, вводящиих прямую речь в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга, 2015. 20. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): Учебн. пособие для вузов / Отв. Ред. Г.А. Золотова. – 3-е изд., испр. – М.: высшая школа, 1986. 21. Гловинская М.Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых форм // Русский язык в его функционировании. М., 1993. 22. Дмитриев Н.К. и др. Семантика русских и татарских глаголов // Очерки по методике преподавания русского и родного языков в татарской школе, М., 1952. 23. Езолка И.А. Стилистические функции синонимичных глаголов речи// Очерки по стилистике иностранных языков. – Ростов-на-Дону, 1975. 24. Зализняк А.А. Словарная статья глагола говорить // Семиотика и информатика, М., 1997. 25. Качинская Р.С. О синонимических глаголах речи в повести А.П.Гайдара «Школа»// Уч.зап. Горьков. пед. ин-та. – Вып.111, 1968. 26. Ковина Т.П. Особенности идиостиля И.С. Тургенева: художественно-стилистическое использование слов в функции предиката (на материале романа «Дворянское гнездо») // М., 2006. 27. Кодухов В.И. Прямая и косвенная речь в современном русском языке. – Л., 1957. 28. Кролль М.И. К вопросу о глаголах речи во французском языке// М., 1967. 29. Курляндская Г. Б. Художественный метод Тургенева-романиста. // Тула, 1972. 30. Кустова Г.И., Падучева Е.В. Перфомативные глаголы в неперфомативных употреблениях // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М., 1994. 31. Маркович В.М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975 32. Маркасова O.A. Группа речевого сопровождения как элементы высказывания и текста // Томск, 1999. 33. Милых М.К. Прямая речь в художественной прозе. М., 1958. 34. Милых М.К. Конструкция с прямой речью как синтаксическая единица // Научные доклады высшей школы, 1961. 35. Мокина Н.В. Тургенев и символисты: к проблеме влияния художественного опыта Тургенева-романиста; 2017. 36. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 1985. 37. Падучева Е.В. Глаголы речевого действия как тематический класс // Русский язык сегодня. Вып. 2. Сб. статей. М.: «Азбуковник», 2003. 38. Петровская Е.В. «Египетские глаза» и «Синий вуаль» (литературно-художественный контекст образа Ирины в «Дыме» Тургенева) // Спасский весниик, М., 2013. 39. Сазонов Ю. Образ автора в романе И. С. Тургенева «Дым» // Второй межвуз. тургенев. сб. / Орел, 1968. 40. Соловьева А.К. О некоторых общих вопросах диалога // Вопросы языкознания. 1965. 41. Теплякова Л.С. Глаголы говорения как средство художественнообразной конкретизации // Функционирование языковых средств в художественной речи. – Омск, 1979. 42. Тихонов А.Н. Русский глагол. // М., 1998. 43. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М.: высшая школа, 2001. 44. Хализев В.Е. Диалогическая речь и монологическая речь // Литературный энциклопедический словарь / М., 1987. 45. Цейтлин А. Г. «Дым» // Творчество И. С. Тургенева. М., 1959. 46. Чумаков Г.М. Синтаксис конструкций с чужой речью // Киев, 1975. 47. Чурилина Л.Н. Лексическая структура текстовых фрагментов с прямой речью (на материале романов Ф.М. Достоевского "Братья Карамазова") СПБ, 1994 48. Шарандин А.Л. Системная категоризация русского глагола. Тамбов, 2001. 49. Шведова Н.Ю. Русская грамматика, М., 1980-1982. 50. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика: Учебное пособие. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы исследования конструкций с прямой речью Глаголы речи и их семантическая классификация Процесс коммуникации занимает неотъемлемое и незаменимое место в языке любого социума. Изучение этой системы речевого взаимодействия между людьми связано с большими трудностями, которые определяются многообразием лексических единиц: «…огромный массив словаря… нельзя изучить сразу во всём объёме, необходимо исследовать сначала отдельные тематические классы… и лишь затем связи между этими классами, из которых, собственно, и строится лексическая система в целом (как система систем)» . Таким образом, для лингвистов представляет особый интерес тематическая группа глаголов речи, которая занимает особое место в системе языка. Как отмечает проф. Н.К. Дмитриев, «цикл глаголов речи (verba dicendi)… представляет собой важнейшее звено в общей системе семантики глагола. Во всех языках мира этот глагольный цикл выделяется своей значимостью и своим частым употреблением в связной речи» . Класс глаголов речи обязан своим существованием теории речевых актов, совершавшей свое «победное шествие» по философской логике и лингвистике в 70-е и 80-е годы прошедшего века . В своих исследованиях лингвисты расходятся во мнениях касательно того, что конкретно следует включать в данный тематический класс по причине постоянного пополнения и видоизменения лексических единиц, входящих в состав глаголов речевого действия. В связи с чем точки зрения на определение глаголов речи у исследователей различаются. Например, такие авторы как М.К. Милых, Т.С. Григорьева, О.П. Баранова, Н.П. Потапова, Т.В. Кочеткова в своих работах в принципе не ставят перед собой задачу определить, что такое глаголы речи.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg