1.Анализ состояния современных автомобильных кухонь
Технические средства приготовления, транспортирования и приема пищи в полевых условиях (ТСПП) должны обеспечивать:
соответствие характеристик ТСПП тактико-тыловым требованиям к техническим средствам в условиях дальнейшего развития системы МТО ВС РФ;
время цикла приготовления пищи из трех блюд (из концентрированных, консервированных продуктов или группового рациона питания), с момента начала развертывания технического средства до окончания раздачи пищи, должно составлять - не более 90 мин;
количество питающихся должно составлять - не менее 220 чел;
объем котлов должен рассчитываться из расчета 0,5 л на одного человека на каждое блюдо (первое, второе и кипяток). Примерный параметрический ряд полезной емкости котлов должен составлять 80, 150л;
тепловые блоки для автомобильных кухонь должны быть модульными с фиксированной высотой и глубиной, с унифицированной арматурой (краны, теплоизоляция, форсунки);
расход жидкого топлива (дизельного) для приготовления пищи не должен превышать 32 кг на 100 человек питающихся в сутки. Форсунки должны быть приспособлены для работы на жидком топливе и газе. Запас топлива в техническом средстве приготовления пищи должен обеспечивать приготовление завтрака, обеда и ужина. Форсунки должны иметь присоединительные размеры, аналогичные размерам серийных форсунок ФК-01 и ФК-02;
кухни автомобильные должны быть укомплектованы следующим дополнительным оборудованием:
- обязательным: производственными столами; шкафами с ящиками для хранения продовольствия; емкостями для воды (из расчета 2-4 л на одного человека, включая емкость котлов); теплоизолирующими ящиками для кратковременного хранения скоропортящихся продуктов (не менее 1-ой суточной дачи мяса);
- поставляемым по согласованию: холодильным оборудованием для хранения не менее 2-х суточных дач скоропортящихся продуктов; тепловым оборудованием для выпечки хлеба из расчета не менее 200 грамм на 1 человека в сутки;
количество обслуживающего персонала для кухонь должно составлять - не менее 2 чел;
в комплектность кухонь может быть включено оборудование для приема пищи личным составом из расчета - не менее 10 чел/смену;
естественная и принудительная вентиляция, пароотводы, теплоизоляция теплового оборудования в любых условиях должна обеспечивать:
- температуру внутри кузова-фургона - от +5 до +25 °С;
- отсутствие конденсата;
- удаление пара (при открывании котлов в процессе приготовления пищи) в течение 30 сек;
автомобильные кухни могут иметь в составе автономный источник электропитания (4 кВт) для обеспечения перекачки воды, работы тестомесильной машины, холодильного оборудования, автоматических форсунок, освещение кухни в ночное время;
степень соответствия кухонь автомобильных вышеперечисленным требованиям показана в табл. 1.1. В приведенной таблице и далее совместные в графе знаки (+-) означают, что техническое средство не в полной мере отвечает предъявленному требованию.
Таблица 1.1. Соответствие кухонь автомобильных предъявляемым требованиям
Требования
ПАК-200М КВК-130 КА-220 ПАК-200М-01 ПАК-200М-04
1 2 3 4 5 6
1. Число питающихся должно быть не менее 220 чел. + + + + +
2. Время приготовления пищи из трех блюд не должно превышать 90 мин. + + + + +
3. Пищеварочные котлы для 1-го и 2-го блюд должно быть взаимозаменяемыми, а их объем должен рассчитываться по норме: не менее 0,5 л на чел. + + + + +
4.Обеспечение модульности конструкции теплового блока - - - - -
5. Топливные системы должны обеспечивать:
работу на жидком и газообразном топливе;
расход жидкого топлива не более 32 кг (37 л) в сутки на 100 чел.
-
-
-
-
-
+
-
-
-
-
6. Обслуживающий персонал не менее 2-х чел. + + + + +
7. Наличие оборудования для приема пищи на 10 чел./смену - - + - -
8. Наличие дополнительного оборудования :
столы, шкафы, и т.д.;
емкости для воды из расчета 2-4 л. на 1-го чел.
изометрические ящики для хранения скоропортящихся продуктов
холодильное оборудование из расчета хранения не менее 2-х сутодач
+
+
в ПС-2М
-
+
+
в ПС-2М
-
+
+
в ПС-2М
-
+
+
в ПС-2М
-
+
+
в ПС-2М
-
9. Оборудование кухни системами:
освещения
вентиляции
кондиционирования
прохождение зон заражения
+
+
-
+
+
+
-
+
+
+
-
+
+
+
-
+
+
+
-
+
11. Наличие автономного источника электроснабжения, обеспечивающего напряжение 220 В - - в ПКС - -
12. Долговечность конструкции +- +- +- +- +-
13. Удобство:
техническое обслуживание;
ремонта;
постановки на хранении
-
-
+-
-
-
+-
-
-
+-
-
-
+-
-
-
+-
14. Стойкость к внешним воздействия + + + + +
15. Транспортабельность + + + + +
16. Живучесть - - - - -
17. Скрытность и маскировка - - - - -
18. Безопасность обслуживания +- +- +- +- +-
19. Экологические требования - - - - -
20. Эргономические
гигиенические;
антропометрические;
физиологические
+-
-
+
+-
-
+
+-
-
+
+-
-
+
+-
-+
+
21. Эстетические + + + + +
22. Взаимозаменяемость - - - - -
23. Обслуживание персоналом, не прошедшим специальную подготовку - - - - -
Таким образом, проведенный анализ и опыт войсковой стажировки показывает, что используемые в настоящее время технические средства приготовления пищи, в основном, имеют длительные сроки службы, морально устарели, а по качественному состоянию значительная их часть требует ремонта или подлежит списанию. Анализ свойств эксплуатируемых в настоящее время ТС показывает, что они соответствуют предъявляемым на современном этапе требованиям не полному спектру требований. При этом, несоответствие проявляется в основном по параметрам, связанным с реализацией дополнительных функций в свете современных требований к таким показателям качества как модульность, высокая проходимость, улучшение комфортабельности, эстетических и эргономических характеристик. В то же время по параметрам основного назначения большинство технических средств, в том числе и со значительным сроком службы, в основном до сих пор соответствует предъявляемым требованиям, что позволяет решать поставленные задачи продовольственного обеспечения в войсках, однако менее качественно и более затратно, чем требуется на современном уровне.
Из проведенного анализа совершенствование технического оснащения продовольственной службы может быть осуществлено по следующим направлениям:
- разработки и создания новых, перспективных средств, отвечающим современным военно-техническим требованиям;
-применения блочно-модульного принципа формирования технических средств продовольственной службы;
- увеличения проходимости буксирующих автомобилей;
- введения дополнительных емкостей для содержания запасов воды в войсках не менее, чем на двое суток;
- применения однотипных узлов, агрегатов и механизмов для их взаимозаменяемости;
- применения новых сплавов, облегчающих массу конструкции и повышающих прочность соединений;
- применения смазочных материалов, восстанавливающих механические повреждения деталей;
- организации правильной эксплуатации технических средств, характеристики которых удовлетворяют современным требованиям;
- модернизации технических средств, характеристики которых в незначительной степени отличаются от современных требований;
- эксплуатации до полного износа неперспективных технических средств;
- утилизации технических средств, эксплуатация которых экономически нецелесообразна.
2. Обобщение эксплуатационных характеристик существующих и перспективных технических средств приготовления пищи в полевых условиях
2.1. Анализ эксплуатационных свойств технических средств на соответствие предъявляемым военно-техническим требованиям
Автомобильные кухни предназначены для приготовления горячей пищи из одного или нескольких блюд и кипятка для чая. Все средства приготовления пищи, могут работать как на твердом (дрова, уголь), так и на жидком топливе.
Несмотря на разнообразие технических средств приготовления пищи, в их конструкции можно выделить общие составные части:
базу монтажа (автомобили);
тепловое оборудование (очаг, парогенератор, пищеварочные котлы, жарочные шкафы, кипятильники и пр.);
системы (топливная, водоснабжения, электроснабжения, вентиляции и
др.);
вспомогательное оборудование (столы, столы-шкафы и др.).
Кроме того, технические средства приготовления пищи комплектуются инвентарем, принадлежностями, инструментом, запасными частями и посудой по соответствующим нормам, устанавливаемым приказами.
Для хранения продовольствия, организации питания личного состава в полевых условиях техническим средствам приготовления пищи придаются термосы, термосы-ящики, блоки термосов, контейнеры, прицепы-склады.
База монтажа
В качестве базы монтажа автомобильных кухонь используются шасси автомобилей Урал-4320, ЗиЛ-131, ГАЗ-66, КамАЗ-4310, КамАЗ-5350.
Тепловое оборудование
Тепловое оборудование является главной частью кухонь. Конструктивно основные элементы теплового оборудования (очаг, пищеварочные котлы, жарочные шкафы, кипятильники, водонагреватели) и некоторые элементы топливных систем, как правило, объединяются в виде теплового блока. Основу теплового блока представляет очаг. Он изготавливается в виде прямоугольного каркаса из профильной стали, облицованного с двух сторон листовой сталью. Между облицовками имеется теплоизоляция. К днищу очага наклонно крепятся металлические отражательные листы. Вертикальные и горизонтальные перегородки внутри очага образуют газоходы. Как правило, очаг выполняется с обратным газоходом за счет разделения очага на две части горизонтальной перегородкой с вырезами под пищеварочные котлы. При этом топочные газы проходят по низу очага, делают поворот на 180° и проходят по верху очага, а затем выходят в дымовую трубу. При этом увеличивается к.п.д. средств приготовления пищи. Продукты сгорания топлива, проходя по газоходу, обогревают вставленные в очаг котлы, водонагреватель, жарочный шкаф и удаляются из очага кухни через дымовую трубу посредством естественной тяги. Внутреннее пространство очага, в котором непосредственно производится сжигание топлива, называют топкой. В нижней части топки находится колосниковая решетка. Для сбора золы под колосниковой решеткой имеется зольниковая коробка. К раме топки шарнирно крепятся дверцы топок или кухонные форсунки. Очаг крепится болтами к специальной раме, а затем к шасси или непосредственно к шасси.
В тепловой блок вставляются пищеварочные котлы, которые могут быть с непосредственным или косвенным обогревом. При непосредственном обогреве тепло передается через однослойную стенку котла (котлы для первого блюда и кипятка). При косвенном обогреве тепло передается через многослойную стенку, включающую две стенки котла и промежуточный теплоноситель (котлы для второго блюда с масляной рубашкой).
Пищеварочные котлы имеют различную форму и изготавливаются из нержавеющей стали или алюминиевого сплава. Котел состоит из днища, обечайки, фланца, горловины, крышки с паровыпускным клапаном, ручкой и прижимным устройством. Герметичность котлов достигается использованием резиновых прокладок или плотной подгонкой конических поверхностей горловины котла и крышки.
Жарочный шкаф предназначен для высокотемпературной обработки продуктов. Шкаф состоит из корпуса с дверцей и является несъемной частью очага. Внутри шкафа размещаются противни и решетки.
Кипятильник предназначен для приготовления кипятка для чая. Водонагреватель предназначен для приготовления горячей воды для технических нужд. Они могут быть вмонтированы внутрь очага или располагаться отдельно. При отдельном расположении они примыкают к участку дымовой трубы и нагреваются теплом уходящих газов.
Парогенератор предназначен для получения пара низкого давления (0,05 МПа), который используется для нагрева пищеварочных котлов в автомобильных кухнях типа КА-250 и КА-125. Широкого распространения парогенераторы в кухнях и плитах не получили из-за сложности и опасности их эксплуатации.
Топливная система
Она предназначена для накопления и подачи жидкого топлива к форсункам. Она состоит из одного или нескольких баков для топлива, манометра, вентилей, кранов, трубопроводов с арматурой, ресивера, пульта управления, насоса и комплекта запасных частей. Для сжигания жидкого топлива в топках кухонь и плит используются газообразовательные форсунки, в которых топливо, нагреваясь в испарительных трубках, переходит в газообразное состояние, выдавливается из сопла, смешивается с воздухом и сгорает в топке. Производительность форсунки определяется количеством проходящего через регулировочный вентиль форсунки топлива. Топливо к форсунке подается по топливопроводам из топливных баков под
действие давления воздуха, создаваемого ручным насосом или ресивером автомобиля.
Система водоснабжения
Система водоснабжения предназначена для забора воды от внешних источников, ее кратковременного хранения и обеспечения водой котлов, кипятильников, моек и для других целей. Система водоснабжения включает баки для воды, ручной насос, водопроводы и арматуру.
Система электроснабжения
Она предназначена для освещения, сигнализации и обеспечения работы отопительных и других установок. Она включает электроагрегаты, генераторы, аккумуляторные батареи, осветительные и сигнальные лампы, электропроводку, выключатели и другие приборы.
Система вентиляции
Система вентиляции предназначена для вентиляции кузовов-фургонов, очистки воздуха и создания избыточного давления. Система вентиляции включает фильтровентиляционную установку, клапаны, приборы, окна и другие устройства.