ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТАХ
1.1 Понятие инвестиций и инвестиционной привлекательности
Понятие «инвестиции» является достаточно широким, чтобы можно было дать ему одно емкое и краткое определение. В различных разделах экономической науки и в разных областях практической деятельности, его содержание имеет свои отличительные особенности. В рамках финансовой теории под инвестициями понимают приобретение реальных или финансовых активов, то есть это сегодняшние затраты, целью которых является получение доходов в будущем. В целом можно сказать, что инвестиции — это вложения каких-либо средств или капитала с целью получения дохода (прибыли).
Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитии экономики, являясь основой поступательного развития и позитивного ее функционирования. Они создают новые предприятия и дополнительные рабочие места, обеспечивают возможность расширения производства и обновления основных производственных фондов, позволяют осваивать и внедрять передовые технологии, повышать качество и конкурентоспособность продукции, способствуют интенсификации производства, обеспечивают выход на рынок новых видов товаров и услуг. Это приносит благо потребителям и производителям, инвесторам и государству в целом.
Привлечение инвестиций в экономику является ключевой задачей в современной экономической ситуации. Эффективно решить ее можно путем повышения инвестиционной привлекательности объектов инвестирования.
Исследование экономического содержания понятия, раскрывающего смысл инвестиционной привлекательности, показало, что данная дефиниция не является устоявшейся терминологической конструкцией. Впервые понятие инвестиционной привлекательности появилось в западной практике стратегического планирования в 1970-х гг. Стратегическое планирование, призванное в определенной степени решить проблему выживания компаний, стало использоваться для отбора привлекательных сфер и видов деятельности, чтобы обеспечить конкурентоспособные позиции бизнеса.
В отечественной практике термин был введен относительно недавно, и это отчасти объясняет недостаточную разработанность данной экономической категории. По мере развития воспроизводственного процесса и под воздействием изменений окружающей его среды содержание понятия уточняется и обогащается. Об этом свидетельствует факт существования большого количества определений понятия «инвестиционная привлекательность».
Ряд экономистов, разделяющих трактовку экономического содержания инвестиционной привлекательности через ее взаимосвязь с финансовым состоянием предприятия, рассматривают инвестиционную привлекательность шире. В их понимании данная экономическая категория характеризует эффективность использования имущества предприятия, его платежеспособность, устойчивость финансового состояния, способность к саморазвитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции .
Вторым подходом, достаточно распространенным в экономической литературе, является определение сущности понятия «инвестиционная привлекательность» исключительно с точки зрения дохода и риска будущих инвестиций. Сторонники этого пути предполагают, что инвестиционную привлекательность обеспечивает объекту инвестирования только наличие экономического эффекта от вложения финансовых ресурсов при минимальном уровне риска.
Между эффективностью инвестиций и инвестиционной привлекательностью существует тесная связь. Чем выше эффективность вложений, тем выше уровень привлекательности. При этом последняя является фактором инвестиционной деятельности, а та, в свою очередь, - следствием инвестиционной привлекательности.
Близким по содержанию и в то же время несколько расширительным является определение инвестиционной привлекательности как обобщающей характеристики объекта инвестирования с позиций перспективности, выгодности, эффективности, доходности и минимизации риска вложений.
В рамках третьего подхода инвестиционная привлекательность определяется инвестиционным потенциалом и инвестиционными рисками. Потенциал представляет собой сумму объективных предпосылок для инвестиций, зависящую как от разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического здоровья. Риск, рассматриваемый как возможность наступления неблагоприятных событий, выступает центральным понятием при инвестировании.
Четвертый подход характеризует инвестиционную привлекательность как комплекс многих факторов (интегральную характеристику), присущих объекту инвестирования, определяющих для инвестора область предпочтительных значений инвестиционного поведения и предназначенных для принятия обоснованного инвестиционного решения.
Данный подход интересен тем, что рассматривает инвестиционную привлекательность с позиции структурного, воспроизводственного процесса. Инвестиционная привлекательность здесь предполагает наличие такого вектора развития предприятия, который побуждает к активной инвестиционной деятельности, непрерывному обновлению, модернизации, перевооружению и прогрессивной реструктуризации. При этом оценка инвестиционной привлекательности осуществляется методами маркетингового и финансового анализа с позиций развития, объема и перспектив сбыта продукции, эффективности использования активов и их ликвидности, состояния платежеспособности и финансовой устойчивости, а также других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и на инвестиционные риски.
Учитывая важность научной трактовки, составляющей в определенном смысле методологическую основу исследований и оценки инвестиционной привлекательности, необходимо установить само понятие инвестиционной привлекательности .
Современный подход к пониманию сущности инвестиций лежит в выделении двух сторон: ресурсов (капитальных ценностей, аккумулированных для накопления дохода) и вложений (затрат, использования ресурсов), которые обеспечивают прирост капитального имущества. При этом характерными чертами инвестиций являются:
- связь с получением дохода как мотива инвестиционной деятельности;
- единство ресурсов и вложений;
- динамика, что позволяет объединить в категорию инвестиций ресурсы, вложения и отдачу вложенных средств как мотива этого объединения;
- включение в состав объектов инвестирования любых вложений, дающих эффект.
1.2 Нормативно-правовые основы развития инвестиционной привлекательности
Основным источником закона в нашей стране является Конституция Российской Федерации. В Конституции не раз упомянуто об инвестиционной деятельности и инвестициях в целом. ФЗ от 25.02.1999 №39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», статья 15 «Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности». Эта статья гласит, что государство в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в Российской Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности: обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, гласность в обсуждении инвестиционных проектов и т. д.
Правовая система, определяющая условия ведения инвестиционной деятельности на территории России, по сравнению с развитыми государствами достаточно молодая. За 25 лет относительно свободной и квазирыночной экономики удалось создать некоторый каркас правовых регламентов, определяющих инвестиционную активность.
Сама по себе правовая система регулирования инвестиционной деятельности является частью лишь большого государственного механизма регулирования всей экономической жизни страны. Тем не менее, за правовыми условиями остается приоритет установления понятных, прозрачных и обязательных для всех норм ведения инвестиционной активности, что вносит свой вклад в стабильность развития экономики.
В общем виде система и структура государственного регулирования инвестиционной деятельности может быть представлена, как это изображено на схеме 1.1.
Роль и место правого регулирования в этой довольно непростой структуре состоит в том, чтобы в каждом из сегментов и элементов госрегулирования соблюдались права, как инвесторов, так и всех участников инвестиционного процесса, включая и государство.
Собственно такая правовая система управления инвестициями опирается на следующие фундаментальные факторы:
1. Защита прав частной собственности, приоритет частной собственности над всеми остальными.
2. Равенство всех перед законом, независимый и справедливый суд, в том числе и арбитражное разбирательство по экономическим вопросам
3. Свобода распространения информации, в том числе экономической, или любой другой, которая может оказать воздействие на частных экономических субъектов. В данном случае подразумевается открытость информации, например, статистики, касающейся развития секторов экономики страны, бюджетной политики, макроэкономических показателей.
4. Свобода перемещения капитала, — это также один из краеугольных камней инвестиционной деятельности. Препятствие свободного перемещения капитала или чрезмерное валютное регулирование и валютный контроль формируют у большинства инвесторов настороженность относительно того, стоит ли вкладывать деньги в страну, из которой потом заработанную прибыль можно вывести, затрачивая дополнительные усилия (если вообще, что получится вернуть?)
5. Свобода конкуренции и антимонопольная политика государства.
Кроме перечисленных основных фундаментальных императивов инвестиционной деятельности на территории любого государства есть немало других условий, которые характеризуют определенную специфику ведения дел в каждой конкретной стране, в том числе и в России.
Основные правовые акты по инвестиционной деятельности.
Кроме Конституции и Гражданского Кодекса, нормативные акты, регулирующие именно инвестиционную деятельность, можно разделить на несколько групп:
• Международные законы и конвенции, в которых Российская Федерация принимает участие или ратифицировала для применения на своей территории. Например, Конвенция об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций, подписанная в Сеуле в 1985 г. (Сеульская конвенция); Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства, которая была пописана в Вашингтоне в 1965 г. (Вашингтонская конвенция);
• Федеральные обязательные для исполнения на всей территории страны. Например, федеральные законы:
Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РС.ФС.Р» ; Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» ; Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации .
• Региональные - областные, республиканские и т. п. Например, Областной закон «Об инвестициях в Ростовской области» , устанавливающий формы и условия предоставления государственной поддержки инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Ростовской области.
• Местные - на уровне городов и поселений. Примером нормативного акта муниципального образования в области инвестиционной деятельности служит Решение Новокузнецкого районного Совета народных депутатов от 21.02.2012 № 348-МН.ПА «Об утверждении Положения о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в муниципальном образовании «Азовский муниципальный район».
Кроме основополагающих и рамочных правовых стандартов и регламентирующих актов, существует большое количество нормативных документов, регулирующих определенные отраслевые или функциональные сферы инвестиционной деятельности.
В общем виде эту сложную и разветвлённую правовую структуру можно представить следующим образом:
а) правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, направленные на защиту конкуренции и антимонопольное регулирование экономики. Например, Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. №17) (в редакции от 16.04.2010 г.);
б) защита инвесторов. Например, Указ Президента РФ от 08.07.1994 г. №1482 (в редакции от 21.10.2002 г.) «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации». Вместе с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности»;
в) создание благоприятных условий для инвестиций: постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.1994 г. №1108 (в редакции от 18.09.2004 г.) «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации»;
г) правовые вопросы инвестиционной деятельности, регулирующие налоговую политику — налоговые льготы; инвестиционные кредиты; регулирование учетной и налоговой политики; устранение двойного налогообложения в межгосударственных соглашениях; Например, Федеральный закон от 30.12.1995 г. №225-ФЗ (в редакции от 19.05.2010 г.) «О соглашениях, о разделе продукции».
д) правовые аспекты инвестиционной деятельности в разработке недр и льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами. Например, Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений.».
е) финансово-правовые нормы инвестиционной деятельности, создание правовой базы привлечения финансирования под инвестиционную деятельность; Федеральный закон от 22.04.1996 г. №39- ФЗ (в редакции от 11.07.2011 г.) «О рынке ценных бумаг». Федеральный закон от 29.10.1998 г. №164-ФЗ (в редакции от 08.05.2010 г.) «О финансовой аренде (лизинге)».
ж) правовое обеспечение инвестиционной деятельности предприятия Федеральный закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ (в редакции от 28.12.2010 г.) «Об акционерных обществах». Кроме этого, существуют нормативные акты, формирующие правовое обеспечение инвестиционной деятельности РФ на специальных территориях, свободных экономических зонах, территориях опережающего развития, технопарках, инновационных площадках и т. п.