Глава 1: Характеристика правотворческих ошибок
1.1. Правотворчество: понятие, принципы, виды.
Многие воспринимают понятие правотворчество неправильно, и используют его не по назначению. Давайте же разберёмся в данном понятие.
«Правотворчество» - это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене правовых актов, содержащих нормы права.1
В данном определении, неоправданно ограничиваются субъекты правотворчества, сужается и его содержательная сторона. Ведь к сожалению, в настоящие время не выработано единого понятия правотворчества, многие ученыё понимают его по разному, и выносят на обозрения свои домыслы по данному определению.
Е.В. Семьяновым была высказана довольно интересная мысль, что правотворчество в своём понятие включает все указанные категории, только рассматриваемые с трёх различных позиций: правотворчество как законотворчество, правотворчество как нормотворчество, и правотворчество как правообразование и правоустановление2. То есть автор под правотворчеством понимает, как обобщающую правовую категорию, характеризующую процесс создания права. Исходя из изученных материалов, можно сказать, что данный подход представляется ошибочным, ведь он не в полной мере отражает содержание правотворчества. Многие учёные обратили на это внимание, вот например А.С. Явич, он считал что: «Законодатель творит законы самостоятельно».
1Малюшин, А.А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации как особая форма современного правотворчества/ А.А. Малюшин //Российская юстиция.— 2015. — №10 — С.6-8 — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24336861 (дата обращения: 27.03.2020). — Режим доступа: науч.-электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
2Алимов, С.Ю. Теоретико-правовй анализ правообразования и правотворчества / С.Ю. Алимов //Вестник университета (российско-таджикский (славянский) университет). — 2010. — №3 — С.18-23 — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15583525(дата обращения: 27.03.2020). — Режим доступа: науч.-электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
Изучив понятие «правотворчество» стоит перейти к самим принципам.
Правотворчество осуществляется на основе следующих принципов: демократизм, законность, гуманизм, научный характер, эффективности, и др.
Основным принципом правотворческой деятельности выделяют гуманизм – признание высшей ценности прав и свобод человека и гражданина.
В соответствие со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием установленные Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина не могут быть отменены, либо нарушены законом2.
Следующий принцип, это принцип законности (является общеправовым и означает требование соблюдения закона). Соответственно правотворчество должно быть законным как по процедуре, так и результату.
Принцип демократизма в правотворчестве означает, что граждане принимают участие в подготовке и принятии правотворческих решений государства.
Принцип эффективности правотворчества означает, что правотворческие решения должны достигать своей определенной цели. Правотворческий процесс должен быть оперативным, но не суетливым.
Принцип соответствия формы и содержания означает, что уполномоченный правотворческий орган должен издавать установленные для него виды нормативных актов по вопросам его компетенции.
3 Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. 28 № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31.
Принцип приоритетности означает необходимость первоочередного рассмотрения законопроектов, регулирующих основы социальной, экономической и политической систем. Приоритетность означает определение первоочередных законов, а также определение последовательности принятия иных законов, исходя из интересов граждан, потребностей политической, экономической сфер.
Принцип экономии в правотворческой деятельности означает необходимость сокращения до минимума количества актов по одному и тому же вопросу. Ведь законов не должно быть чрезмерно много, это просто не экономично для государства.
Принцип научности обязывает законодателя принимать правовые решения на основе объективных закономерностей. Научная обоснованность правовых актов предполагает тщательный учёт всех факторов определенной сферы жизнедеятельности, к которой относится предполагаемый законопроект.
И наконец, принцип единства юридической терминологии означает, что при использовании в нормативном тексте понятия всегда употребляются один и тот же термин, а при обозначении разных, не совпадающих между собой понятий должны использоваться различные термины4.
Принципы правотворчества обеспечивают единство правовых процедур на всех уровнях: федеративном, субъектов РФ, местного самоуправления.
Разобрав принципы правотворчества, мы смело можем перейти к видам.
4Бошно, С.В. Принципы правотворчества / С.В. Бошно // Право и современные государства. — 2019. — №2 — С.52-56 — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42197041 (дата обращения: 29.03.2020). — Режим доступа: науч.-электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
В юридической литературе правотворчество в зависимости от субъектов подразделяется на такие виды:
1) Непосредственное правотворчество в процессе проведения референдумов (всенародное голосование)
2) Правотворчество государственных органов (Правительство РФ и т.д.)
3) Правотворчество уполномоченных Конституцией РФ и законами должностных лиц государства (Президент РФ и т.д.)
4) Правотворчество органов местного самоуправления
5) Правотворчество общественных организаций (например: профсоюз)
6) Корпоративное правотворчество5
Таким образом, можно сделать вывод по всему выше сказанному. Принципы и виды правотворчества чётко показывают его суть, и применение в нашем государстве. Понятие «правотворчество» можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению, дополнению, или отмене нормативно-правовых актов.
5Румянцев, М.Б. Понятие, виды и признаки правотворчества / М.Б. Румянцев // Государство и право. — 2017. — №4 — С.98-101 — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29315885 (дата обращения: 28.03.2020). — Режим доступа: науч.-электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
1.2 Понятие правотворческой ошибки
К основным правовым слагаемым эффективности законов и иных нормативных правовых актов относятся их правовое качество, эффективность правоприменительной деятельности и др. По-видимому, правотворческие ошибки, нарушения правил юридической техники отрицательно влияют на способность юридических норм быть результативным регулятором общественных отношений.
«Правотворческая ошибка» - это результат несоблюдения правотворческим органом общепринятых правил, стандартов и требований в области разработки и принятия нормативных правовых актов. Правотворческая ошибка также понимается как отступление от требований правотворческой техники, которое снижает качество нормативного правового акта, вызывает затруднение в его толковании.
Причины возникновения правотворческих ошибок очень обширны и на сегодняшний день не поддаются единой классификации. Многие из них происходят вследствие просчётов, которые допускаются в области правотворческой политики6.
Итак, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что риск в правотворчестве существует на всех этапах правотворческой деятельность. В процессе разработки и принятия нормативных актов риска не избежать, однако возможно минимизировать случаи путём соблюдения и использования специальных требований и правил, а также внедрения и повсеместного использования критерия добросовестности, что на мой взгляд, позволит предотвратить возможные правотворческие ошибки.
6Азархин, А.В. Правотворческие ошибки как источник возникновения или усиления рисков / А.В. Азархин // Вестник Волжского Университета ИМ. В.Н. Татищева. — 2018. — №4 — Т.2 — С.5-13 — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36588156 (дата обращения: 27.03.2020). — Режим доступа: науч.-электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
1.2. Причины законотворческих ошибок
Для законотворческой деятельности данная проблема имеет особо значение, ибо последствия законотворческих ошибок носят очень крупный масштаб, ведь они затрагивают интересы самых широких слоёв населения, разрушают систему гарантий прав и интересов человека и гражданина, и даже могут привести к социальным взрывам населения.
Именно сам масштаб и степень последствий отличает законодательную ошибку от других видов ошибок: от ошибки правоприменителя ( например: осужденного невиновного), ошибки, допущенные при принятие подзаконного акта, ошибки, совершенные в других секторах государственной или общественной жизни. Эти же критерия могут быть положены в основу ограничения категории « законотворческая ошибка» от смежных с нею категорий – «недостатки законодательства» и «несовершенство законодательства». Вот например к последним двум можно было бы отнести пробельность той или иной отрасли законодательства, дублирование норм, их декларативность и расплывчатость, размещение статьи в кодифицированном или многораздельном законе в главе, содержанию, содержанию которой не соответствует данная норма, другие нарушения правил юридической техники. Если говорить коротко, то в большинстве случаев речь идёт только о таких законотворческих недостатках, которые и затрудняют работу правоприменителя, но влекут за собой снижения уровня гарантий прав и интересов граждан, а также других крупных, негативных последствий7.
7Вопленко, Н.Н. Понятие и признаки правотворческой ошибки / Н.Н. Вопленко // Исторические и общетеоретические вопросы. — 2010. — №1(12) — С.14-21 — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36888156 (дата обращения: 27.03.2020). — Режим доступа: науч.-электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизации.
Таким образом, хочется сделать вывод, что исправить законотворческие ошибки возможно лишь путем отмены или внесения изменений в соответствующий законодательный акт, что, впрочем, не исключает соответствующих разъяснений по его применению. Нужно создать больше специальных органов для проверки данных ошибки и их не допущения.
Глава 2: Правотворческие ошибки в Российском законодательстве
2.1. Способы и меры для выявления правотворческих ошибок
Обнаружение любого вида правотворческих ошибок, требует немедленного устранения, исправления. Лучше предотвратить сразу ошибку, чем потом её вместе со всеми последствиями исправлять.
Можно выделить следующие меры для предотвращения ошибок:
1) Соблюдение всех правил правотворческой и правоприменительной техники (обязательно надо использовать строго по назначению терминологию акта, стилистические структуры и др. )
2) Обобщение опыта по типизации и технологии выявления юридических ошибок
3) Повышения уровня квалификации и профессионализма работников, занятых на государственной службе в сфере юридической деятельности (ведь в основном это и является причиной правотворческих ошибок)
4) Проведение предварительной экспертизы правовых актов
5) Государственная регистрация актов 9 согласно указу Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». )8