ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования таможенного-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов
1.1. Общая характеристика нефти и нефтепродуктов
Нефть – это горючая маслянистая жидкость, являющаяся смесью углеводородов, коричнево-красного цвета, в ряде случаев почти черная, хотя иногда слегка окрашенная в желто-зеленый, существует еще бесцветная нефть, имеет специфический запах. Нефть не является возобновляемым ресурсом. Единицей измерения объема нефти, на мировой рынке принято считать, баррель (Американский нефтяной баррель).
1 баррель = 158,988 литра или 42 галлона.
Нефтепродукты получаются в результате химического процесса —перегонки топлива, от которого отделяются вещества (эссенции) при различных температурах в состоянии пара. Осуществлять перегон нефть можно, например, перегонять с помощью ректификационной колонны.
Ректификационная колонна — аппарат, предназначенный для разделения жидких смесей, элементы, которых имеют различную температуру кипения.
Более 150 лет существует нефтяная промышленность России. За такое долгое время нефть приобрела статус нечто неотделимого от России (сначала в образе царской России, затем СССР и на конец Российской Федерации).
Согласно Статистическому обзору мировой энергетики – 2020, выполненному компанией «British Petroleum», доказанные мировые запасы нефти оцениваются в 1733,9 млрд. баррелей (244,6 млрд. тонн).
В то же время, добыча нефти и газа как основа нефтяной и газовой промышленности, которая, в свою очередь, является составной частью топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны, несмотря на сложные политические и экономические условия представляет собой базу развития российской экономики. Добытые минерально-сырьевые ресурсы используются не только для потребления внутри страны, но и экспортируются, пополняя тем самым доход ее бюджета.
В России получением нефти занимаются такие нефтяных компаний -«Роснефть», «Газпром Нефть», «Лукойл», «Татнефть». Главным центром российской нефтяной промышленности считает Западная Сибирь, в котором добывается около 117 млн. т нефти в год.
Отметим тот факт, что нефть и производные ее продукты, в обязательном порядке, при транспортировке за пределы территории Российской Федерации проходят через таможенное оформление и облагаются пошлинами на транспортировку.
На данный момент существуют несколько видов транспорта для транспортировки сырья:
Схема 1.
Рассмотрим приведенные виды транспортировки подробнее.
Преимущество первого способа в том, что стоимость перекачки довольно низкая, между тем для оптимального использования такого транспорта необходимы серьезные своевременные капиталовложения для его постройки.
Для перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом предоставляются специальные вагоны-цистерны, которые производятся из высококачественной листовой стали. Грузоподъёмность, которых не должна превышать больше 120 тонн. Транспортировка посредством железнодорожного транспорта и через сеть нефтепродуктопроводов, производится компанией ОАО АК «Транснефтепродукт». Кроме того, ОАО «Российские железные дорог» оказывает нефтяным компаниям услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов.
Водным транспортом нефть перевозят в нефтеналивных судах — морских и речных танкерах, баржах (самоходных и несамоходных). Главное достоинство водного транспорта – это низкая себестоимость доставки, которая обеспечивается использованием большегрузных судов при транспортировке на большие расстояния.
В отдельных случаях, и очень редко, транспортировка происходит воздушным транспортом – на Крайний Север, как правило, для дрейфующих станций . В качестве тары при этом используются металлические бочки.
Автомобильный транспорт подойдет лучше всего, если нефть требуется перевезти на небольшое расстояние.
Описанные способы транспортировки отличаются. Специфика их заметна на этапе прохождения таможенного оформления и таможенного контроля.
Для России топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является основой экономики, он объединяет в себе нефтегазовые и смежные отрасли промышленности. Несмотря на сокращение объемов добычи нефти в прошлом году, данная статья экспорта все также требует внимания.
Обращаясь ко всему вышесказанному, можно сделать вывод, что добыча нефти в РФ осуществляется более 150 лет. Для многих стран мира, РФ приняла статус твёрдого экспортёра нефти за это время. Общая доля РФ в мировом экспорте нефти составляет около 9%. В общемировых разведанных запасах нефти доля РФ составляет 5-7%. Транспортировка российской нефти за рубеж осуществляется посредством сети магистральных трубопроводов, танкерного сообщения и по железной дороге в цистернах.
1.2 Система таможенно-тарифного регулирования нефти и нефтепродуктов
В экономике России нефтяная промышленность выступает одной из важнейших. Роль ее заключается в формировании, значимых для страны, экспортных и бюджетных доходов, отличается также высокой кооперацией с другими секторами и отраслями национальной экономики. К тому же, на мировом рынке отечественная нефть сильно конкурирует с другими марками топлива.
В данном параграфе речь пойдет о таможенно-тарифном регулировании (далее – ТТР) в целом, а также отдельная его роль в экспорт нефти и топливных продуктов. Рассмотрим систему вывозных пошлин, способы их формирования и применения.
Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, который представляет собой свод ставок таможенных пошлин, зафиксированных в Закон РФ «О таможенном тарифе»
Исходя из определения, можно определить цели, приведенного метода:
• Поддержание конкурентоспособного уровня продукции отечественных предприятий на внутреннем рынке;
• Повышение инновационного и модернизационного звена экономики России;
• Привлечение инвестиций в отраслей или производства;
• Курс на содействие конкурентоспособности российского импорта.
Элементами ТТР выступают: Таможенный тариф (на территории ЕАЭС Единый таможенный тариф), ТН ВЭД, страна происхождения товаров (Режим наибольшего благоприятствования в торговле или общий режим преференций), таможенная стоимость и способы ее определения, таможенные процедуры.
Важно заметить, что ТТР является первостепенной базой для таможенного дела. Т.к. таможенные органы обязаны обеспечивать соблюдение мер ТТР. Поэтому будущие сотрудники таможенных органов должны грамотно, и в полной мере, владеть знаниями о нормативно-правовых основах, инструментах и механизмах ТТР.
Разобравшись с определением, целями и элементами, можно сделать вывод, что в первую очередь, ТТР устанавливает ввозные и вывозные таможенные пошлины, также защищает внутренний рынок РФ и обеспечивает пополнение бюджета страны, уплаченными пошлинами.
Обратимся к самой системе регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов.
Таможенное оформление нефти — это процедура юридического характера, цель которой является оформление всех действий, совершаемых при перемещении нефтепродуктов через таможенную границу. Сюда включается: предоставление таможенной декларации и декларируемых товаров, разрешительные и товаросопроводительные документы для таможенных органов, кроме того, оплата таможенных платежей.
Выделяют 5 этапов таможенного оформления :
• Прием, регистрация, учет декларации на товары;
• Проверка правильности определения кода ТН ВЭД, следование правилам нетарифного регулирования;
• Контролирование определения таможенной стоимости и валютный контроль;
• Проверка уплаты таможенных платежей;
• Осмотр транспортных средств и таможенный контроль товаров.
Стоит подчеркнуть, что экспортные пошлины являются одним из главных элементов всего процесса таможенного оформления экспорта энергоносителей. Отсюда наблюдается значимость и актуальность их в этой сфере.