Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Влияние саногенного мышления на коррекцию эмоциональных состояний личности осуждённых в местах лишения свободы (на примере УФСИН России по Рязанской области)

kisssaaa0721 2500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 100 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.08.2021
Объектом нашего исследования станут эмоциональные состояния личности осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении, которым до освобождения осталось 6 и менее месяцев. Предметом исследования становятся особенности влияние саногенного мышления на коррекцию эмоциональных состояний личности осуждённых в местах лишения свободы. Цель исследования - определить степень влияния саногенного мышления на коррекцию эмоциональных состояний личности осуждённых, находящихся в изоляции. Гипотеза исследования. Гипотеза исследования включает в себя несколько предположений: - саногенное мышление является инструментом коррекции эмоциональных состояний личности осужденных; - наиболее эффективная коррекция негативного эмоционального состояния человека имеет место с группой осуждённых, отбывающих наказание в облегчённых условиях, положительно характеризующихся, социально адаптированных, приближенных к законопослушному поведению в местах лишения свободы, имеющих меньшую вовлеченность в криминальный мир. Задачи исследования: 1. Изучить литературу для определения закономерностей образования, развития, изменения эмоциональных состояний, отношения эмоциональных состояний личности к саногенному мышлению в зарубежной и отечественной пенитенциарной психологии. 2. Изучить психологические особенности процесса коррекции эмоциональных состояний осужденных. 3. Провести теоретический анализ научных исследований по проблеме изучения влияния саногенного мышления на коррекцию эмоциональных состояний личности осужденных. 4. Подобрать и обосновать практические рекомендации, на основе полученных данных для сотрудников исправительных учреждений в целях повышения эффективности профессиональной деятельности. Теоретико-методологическая основа исследования. Общенаучными исследовательскими ориентирами стали основные принципы отечественной пенитенциарной психологии; научные идеи о взаимосвязи мышления, эмоций и поведения; современные представления о единстве проявления психофизиологических и поведенческих компонентов. Организация и методика исследования. 1. Информационный метод – получение сведений о личности осуждённого на основании данных личного дела. 2. Аналитический – метод анализа документов. 3. Метод наблюдения – сведения о личности, эмоциональном состоянии, социальном положении, полученные при первичной проведенной беседе с осужденным и постоянном наблюдении за его поведением и эмоциями на протяжении всего экспериментального периода. 4. Метод экспериментального исследования. 5. Метод психодиагностики с применением методик: Фрайнбургский многопрофильный личностный опросник FPI (В); опросник тревожности Спилбергера - Ханина; проективная методика "Рисунок несуществующего животного", модифицированная диагностическая процедура «Наивная семейная психология». 5. Метод математической и статистической обработки и интерпретации данных с применением критериев: непараметрический x^2 Критерий, параметрические t-критерий Стьюдента (Госсета), G-критерий знаков Мак-Немара; а также факторного анализа. Экспериментальной базой исследования выбрана группа осуждённых в возрасте от 18 до 45 лет, отбывающих наказание в исправительной колонии общего режима, переведенные в облегченные условия отбывания наказания, со сроком до освобождения 6 и менее месяцев. В последствии, для доказательства значимости и эффективности эксперимента группу участников разделим на две подгруппы. Исследование проводилось на базе исправительного учреждения общего режима содержания – ФКУ ИК-6 УФСИН России по Рязанской области. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: - обобщены представления отечественных и зарубежных ученых об особенностях личности осужденных; - выделены типичные для данной категории лиц психические состояния, а также показаны механизмы и условия возникновения и развития описанных состояний; - обоснован современный подход к проблеме ресоциализации осужденных; - осмыслена структура и содержание факторов, влияющих на протекание этого процесса. В качестве одного из факторов, обеспечивающих успешность ресоциализации освобождающихся осужденных, предложен метод Ю.М. Орлова «Саногенное мышление» [11]. - разработана и апробирована программа специального экспериментального исследования влияния саногенного мышления на процесс ресоциализации осужденных через коррекцию негативных эмоциональных состояний их личности; - выявлены особенности восприятия предложенной формирующее -коррекционной программы осуждённых, отбывающих наказание; - подобраны и обоснованы практические рекомендации, на основе полученных данных для сотрудников исправительных учреждений в целях повышения эффективности профессиональной деятельности. Практическая значимость исследования состоит в том, что: - сформирован комплекс методик, объединенных в специальную программу, направленных на изучение типичных эмоциональных состояний осужденных, находящихся на этапе, предшествующем освобождению; - определена специфика возникновения, развития и проявления различных эмоциональных состояний у осуждённых, отбывающих наказание; - разработана программа формирующих тренингов, направленных на коррекцию негативных эмоциональных состояний личности осужденных; - выявлены особенности восприятия предложенной программы различными категориями лиц; - проанализированы факторы, влияющие на успешность формирования у осужденных саногенного мышления; - разработаны практические рекомендации по организации работы с различными категориями осужденных с учетом не только специфических особенностей доминирующих эмоциональных состояний, но и с учетом типологии, полученной в ходе экспериментального исследования. Итоговые результаты имеют большую практическую значимость как в организации конкретной работы с освобождающимися осужденными, так и для реорганизации всей существующей деятельности психолога в рамках пенитенциарной системы. Основные положения, выносимые на защиту. Наиболее эффективная коррекция негативного эмоционального состояния человека имеет место с группой осуждённых, отбывающих наказание в облегчённых условиях, положительно характеризующихся, социально адаптированных, приближенных к законопослушному поведению в местах лишения свободы, имеющих меньшую вовлеченность в криминальный мир. Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы и четырех приложений.
Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что человеческая жизнь в обществе регулируется законами, определенными социальными и нормативными механизмами - социальными нормами и контролем. В их механизмах центральное место занимает акт, правовое регулирование, то есть упорядочение общественных отношений через обязательное подчинение поведения субъектов этих отношений нормам, санкционированным государством. В случае нарушения этих норм субъект начинает нести юридическую ответственность - наказание за совершение конкретного преступления, а государство в лице уполномоченных органов начинает применять к нему уголовные санкции. В правовой доктрине наказание — это особое средство государственного принуждения, сопровождающееся лишением свободы с помещением в исправительное учреждение, или ограничением прав и свобод осужденного за преступление, без изоляции от общества. Наказание - восстановление социальной справедливости. По закону наказание не должно причинять физических страданий или унижать человеческое достоинство. Отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества влечет за собой ослабление, а нередко полный разрыв социальных связей, потерю навыков жизни в обществе и, чаще всего, остановку в своем развитии [2]. Не смотря на остановку развития, изменения личности происходят постоянно. Как известно, люди по-разному реагируют на одни и те же меры воздействия - одни быстро адаптируются и продолжают жить, а другие отчуждаются от внешнего мира, покидая свой внутренний мир. Но в обоих случаях у человека развиваются определенные эмоциональные состояния и черты личности, влияющие на весь ход его взаимодействия с окружающим миром. Под влиянием специфических условий эти черты могут приобретать гипертрофированную выраженность, то есть акцентироваться, затрудняя взаимодействие индивида с миром. Такие черты необходимо тщательно изучать потому, что познание акцентуаций характера позволяет раскрыть невидимое в характере. Помимо акцентуаций характера, также необходимо уделять пристальное внимание изменениям в мотивационной сфере личностных потребностей, поскольку именно это определяет серию доминирующих эмоциональных состояний в будущем. Что, в свою очередь, влияет на выбор стиля поведения и варианты коррекции эмоционального состояния осуждённого. Все это помогает нам понять, мотив совершенного преступления, а не только видеть внешнюю причину его деяний. Такое понимание поможет найти способ изменить личность преступника, его будущую успешную ресоциализацию после отбывания уголовного наказания. Этой проблемой тюремной психологии (ныне пенитенциарной) занимались такие отечественные исследователи, как Г.Ф. Хохряков, Г.Г. Шиханцев, Ю.М. Антонян. Обобщение опыта исправительных учреждений убеждает в необходимости проведения специальной работы по психологической подготовке лиц, попавших в места лишения свободы к жизни в новых условиях изоляции, поскольку происходят необратимые изменения в психике всех осуждённых. Значимость психологической подготовки значительно возросла, поскольку в последние годы криминология тщательно проанализировала психологический фактор и, в частности, его роль в возникновении рецидивов. Она действует основным звеном в исправлении осуждённого. С помощью направленных психологических воздействий у человека вырабатывается готовность к существованию в новых условиях. Без психологического сопровождения осуждённые, потерявшие способность к самоконтролю, пополнят многочисленные ряды оставшихся за бортом общественной жизни людей и, в конечном итоге, есть вероятность получить постоянную «прописку» в местах лишения свободы. Психологическая поддержка, процесс исправления - психокоррекции личности. Такая поддержка осуществляется с момента прибытия осужденного в исправительное учреждение и до окончания срока отбывания наказания. Особое внимание уделяется в наиболее сложный период отбывания наказания осуждённых – 6 и менее месяцев до освобождения. В этот период наиболее важно, необходимо и значимо активное участие психологов. Развитие такой системы знаний пенитенциарной психологии актуально в настоящее время, и выходит на один из важнейших уровней. Степень разработанности проблемы исследования. Над исследованием саногенного мышления занимались многие зарубежные ученые (А. Эллис, А. Бек, К. Саарни, Д. Глеман, М. Райнольдс, Р. Бернс, Д. Джампольски, Д. Джонгвард, М. Раттер, К. Хорни и др.) А также отечественные ученые (Ю.М. Орлов, С. Н. Морозюк, Ф.И. Калошин, В.Л. Леви, В.Я. Семке, Е.И. Александровская, А.Б. Добрович, И.В. Дубровина, А.В. Захаров, Н.И. Козлов, А.М. Тишкова, Ю.Н. Крайнова, Н.В. Павлюченкова, А.А. Рассохин и другие) [16]. В своих трудах ученые работают над определением форм проявления саногенного мышления, и выясняют методы и способы его формирования [12].
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологический анализ исследований саногенного мышления и его влияние на эмоциональное состояние осуждённых. 10 1.1 Психологическая природа и сущность саногенного мышления. ………………………………………………………………………..10 1.2 Влияние саногенного (оздоравливающее) мышления на эмоции и эмоциональное состояние человека 26 1.3 Эмоциональные состояния осужденных 29 Вывод по главе I: 50 Глава 2. Эмпирическое исследование влияния саногенного мышления на коррекцию эмоциональных состояний осуждённых 52 2.1 Методы исследования 52 2.2 Изучение эмоциональных состояний осужденных (констатирующий эксперимент по исследованию эмоциональных состояний осуждённых) 58 2.3 Особенности формирующего эксперимента (Основное содержание формирующего эксперимента эмоционального состояния осуждённых) 65 Вывод по главе II: 71 Заключение 72 Список используемой литературы 75 Приложения 78
Список литературы

I. Нормативные акты и официальные документы 1. Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2021 года + таблица изменений + путеводитель по судебной практике. – Москва: Эксмо, 2021. 400с – (Актуальное законодательство). 2. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. – Москва: Проспект, 2020. – 64 с. 3. Приказ Минюста РФ № 238 от 12.12.2005 года «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы». II. Научная литература и материалы периодической печати 1. Антонян Ю. М. Жестокость в нашей жизни. С. 69—70 2. Бодалева А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г. 3. Васильев В. Л. Юридическая психология: [Учеб. для вузов по спец. "Правоведение"] / В. Л. Васильев. - М.: Юрид. лит., 1991. – 461 с. 4. Высотина Л. А. Индивидуальная работа по нравственному перевоспитанию учащихся - заключенных [Текст] / Л. А. Высотина, В. Д. Лутанский; под ред. канд. пед. наук Л. А. Высотиной. - Москва: [б. и.], 1969. - 100 с. 5. Высотина Л. А. Индивидуальная работа по нравственному перевоспитанию учащихся - заключенных [Текст] / Л. А. Высотина, В. Д. Лутанский; под ред. канд. пед. наук Л. А. Высотиной. - Москва: [б. и.], 1969. - 100 с. 6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск, Москва: "Харвест" "АСТ", 2003. -783 c. 7. Гримак Л.П. (1931-2008.). Общение с собой: начала психологии активности / Л. П. Гримак. - Изд. 3-е. - Москва: URSS, 2009. – 331 с. 8. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии, 2013. № 3. С.118-120. 9. Маслоу А.Х. Мотивация и личность [Текст] / [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2014. - 600 с.; 10. Орлов Ю.М. Оздоравливающее (саногенное) мышление / Составитель А.В. Ребенок. Серия: Управление поведением, кн. 1. - 2-е изд., исправленное. - М: Слайдинг, 2006. - 96 с. 11. Пасечник И.Д., Каламаж Г.В., Матласевич А.В., Никитчук В.И. Психология мышления: учебник; под ред. И.Д. Пасечника // Острог: Издательство Национального университета «Острожская академия». 2015. 560 с. 12. Рубинштейн С.Л. (1889-1960). Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.]: Питер, 2012. – 705 с. 13. Сочивко Д.В. и Полянин Н.А. Молодёжь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения: Учебное пособие. М: МПСИ. 2009. - 268с 14. Трофимова М.В. Влияние условий изоляции от общества на личность и поведение осужденных на разных этапах процесса отбывания наказания // журнал: Вестник кемеровского государственного университета. – 2009. - № 3. – С. 81-85 15. Феоктистова С.В. Влияние саногенного мышления личности на результативность деятельности // Журнал: Вестник российского нового университета. серия: человек и общество. – 2018. – № 2. – С. 130–134. 16. Филонова Т.Ю., Хабарова Т.Ю. Центральный научный вестник. 2016. Т. 1. № 1 (1). С. 25-27. 17. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для ВУЗов. М.: Издательство «Зерцало», 1998. - 352с. 18. Шибутани Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани; Сокращенный пер. с англ. В. Б. Ольшанского; Общ. ред. и послесл. проф. Г. В. Осипова. - Москва: Прогресс, 1969. - 534 с. 19. Ярошевский М.Г. (1915-). История психологии, от античности до середины XX в: Учеб. пособие для вузов / М. Г. Ярошевский. - 2-е изд. - Москва: Изд. центр "Академия", 1997. – 22-23 с. III. Интернет – документы 1. Методика Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности - Режим доступа к документу: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2019/11/26/oprosnik-spilbergera-issledovanie-trevozhnosti 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р - Режим доступа к документу: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105050004?index=0&rangeSize=1 3. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике -Режим доступа к документу: https://psychology_pedagogy.academic.ru/2257/Аффект 4. Психология личности. Глоссарий. -Режим доступа к документу: https://studfile.net/preview/9059629/page:28/ 5. Википедия свободная энциклопедия. Аффект. -Режим доступа к документу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аффект_(психология)
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологический анализ исследований саногенного мышления и его влияние на эмоциональное состояние осуждённых. 1.1 Психологическая природа и сущность саногенного мышления. Любое наказание направлено на исправление преступника, и на преодоление психологических отклонений лиц, отбывающих наказание. Изоляция осуждённых от общества, постоянный надзор и контроль над ними, регулирование условий жизни и поведения противоречиво влияют на деятельность исправительных учреждений [15]. Когда человек освобождается из исправительного учреждения, из тех условий изоляции и принуждения, в которых он находился. Пред ним предстаёт «новая реальность», которую он за годы лишения свободы забыл. «Новая реальность требует от бывшего осуждённого полного контроля над своими поступками, эмоциями и чувствами. Не редко это оказывается очень сложным заданием для человека, получившего свободу, и он совершает много ошибок. Для того чтобы осуждённый встал на путь исправления, и чтобы не допустить рецидив необходимо осуществить глубокую реструктуризацию личности. Но возможно ли достичь этой цели только путём наказания? «Человека нельзя сформировать и тем более перевоспитать методом устрашения, прямого грубого принуждения» [3]. Одним из наиболее эффективных средств исправления лица, находящегося в изоляции, является работа, направленная на психоэмоциональное состояние осужденного. Одного внешнего воздействия недостаточно для полной ресоциализации личности. Поэтому психологическая работа в исправительных учреждениях играет ведущую роль. Моральной, социальной и практической подготовки для жизни в обществе недостаточно. Наиболее эффективно проявляет себя комплексное воздействие всех видов подготовки – практической, моральной, социальной, психологической, и воспитательной работы, проводимых с осужденными в период всего срока отбывания наказания, при этом основное внимание уделяется осужденным, в период подготовки к освобождению. Что касается психологической помощи, то она включает в себя в первую очередь поддержку, коррекцию поведения и эмоционального состояния, которые оказывают влияние на психическое состояние, душевное равновесие, тем самым помогая в формировании адекватного поведения как у лиц, находящихся в исправительных учреждениях, так и у тех, которые уже вышли на свободу. В результате чего, у осуждённых формируется психологическая готовность к жизни в новых условиях, обеспечивая безболезненное вхождение в новую социальную среду и жизнедеятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения [19]. Внутреннее исправление личности, по сути можно рассматривать как духовное воздействие. При том, что внешнее воздействие является условием для принятия собственных решений, анализирования обстановки и проявления реакции на ситуацию. Основным звеном, собственно, перевоспитания является коренное изменение системы отношений личности к окружающей действительности и самой себе, сформировавшейся в предшествующей жизни и закрепившейся в ее обыденном самосознании и опыте поведения [4]. Среди познания существует такая особая форма, как познания себя в целом, так и отдельно определенных качеств, например таких как: физические и психические, а так же способностей, чувствовать, размышлять, действовать, принимать решения в зависимости от мотивов ситуаций, а так же отношения к происходящим явлениям в обществе, в том числе и к самому себе которая носит название - самосознание. Перестройка самосознания личности, ее отношения к своим потребностям и интересам, чувствам и переживаниям, особенностям темперамента и чертам характера обусловливает изменение мотивации выбора способов и средств удовлетворения актуальных потребностей, предопределяющих в свою очередь качественное изменение потребностей и стереотипов поведения, всей структуры личностных свойств [5]. Потребности индивида определяются его эмоциями, отражающими состояние, сам процесс получения удовлетворения, и от окончательного полученного результата. Поэтому они неразрывно связаны друг с другом. Таким образом по эмоциям можно определить, что именно беспокоит человека в настоящий момент, а также с чем связаны интересы, влечения и потребности индивида. Эмоции - очень важный показатель, являющийся ключом к разгадке неосознаваемых мотивов. Необходимо анализировать, по какому поводу они возникают, и какого они свойства [6]. Мотив (от латинского «mover» - приводить в движение, толкать) - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Именно ведущие мотивы, являются бессознательными [4]. Многие ученые полагают, что лица, совершившие преступление в большинстве случаях, не смогут объяснить причину своих деяний, что имеет взаимосвязь личности с мотивом преступления настолько, что виновный в таком состоянии не умеет оценивать ситуацию, и уж тем более дать ей критическую оценку. Большинство осужденных постоянно испытывают депривацию потребностей – мaлоосознaваемое смутное переживание неудовлетворенности своим жизненным положением, когда у человекa создается впечатление, что настоящие потребности и интересы не нaшли своего осуществления в жизни [7]. Они не способны определить свои потребности и желания, что является необходимым условием для успешного регулирования мотивационных установок, а также для четкого понимания исходных ситуаций. У таких людей сильно развиты скрытые желания. В мотивации ситуаций существует множество нераскрытых и неявных стремлений и стимулов, которые как бы неосознанно вливаются в мотивационную систему, при этом оказывают сильное и скрытое влияние, на направление и активацию действий. Неосознанные состояния человека, имеют свойства повышения раздражительности, приводят к душевным переживаниям и депрессивному состоянию. Так, например, если лицу, находящемуся в изоляции, проявляющему маргинальное поведение разъяснить доступным для него способом, указав на причины проявления его неправильного поведения, то можно избежать вовсе, либо предотвратить проявление такого поведения в дальнейшем. Очень важно, чтобы человек имел возможность контролировать свое подсознание, до сознательных состояний. Для этого необходимо научиться контролировать свои потребности и эмоции, уметь управлять собой. Достижению этих целей служит познание метода саногенного мышления, который впервые описывает в своих работах Орлов Юрий Михайлович. Он опубликовал более 200 работ, в которых раскрывает само понятие и навыкам обучения саногенному мышлению, порождающему как умственное, так и физическое здоровье. Данное понятие впоследствии переросло в теорию и практику обучения саногенному мышлению взамен патогенному, в терапию (оздоровительного) саногенного мышления [2]. Восприятие — это сенсорное отражение предмета или явления объективной реальности, а также форма её ощущения, которая объективна и содержательна [5]. Еще издавна ученые и древние мыслители занимались его изучением. В индийской литературе принято было различать два типа восприятия: - неопределенное, которое является абсолютно сенсорным, и дает непосредственное впечaтление о предмете; - определенное восприятие нашло свое, воплощение в речевых оборотах. Буддисты утверждали, что определенное восприятие — это уже не восприятие, так как оно испорчено вниманием интеллекта, «...слово препятствует созерцанию вещи в ее неповторимости...» [20]. По мнению A. Мaслоу, всякое человеческое восприятие является отчасти продуктом человеческого бытия, в определенной степени творением человекa [9]. Восприятие мира есть высокие ценности бытия - целостность, совершенство, справедливость, простотa, сaмодостаточность и т.д. Говоря словами С.Л. Рубинштейна: «Мы воспринимаем мир через призму общественного сознания» [13]. Всякое восприятие — есть плод окружающей нас действительности. Само понятие «восприятие» рассматривается там, где речь идет об оценке системы общественных норм, ценностей, потребностей и желаний. Таким образом, можно сказать, что восприятие является отражением в человеческом сознании явлений окружающего мира, непосредственно воздействуя на мозговые рецепторы. Процесс восприятия очень сложен и включает в себя мыслительные операции, такие как: Обобщение, синтез и анализ, а также множественные процессы и явления, наиболее распространенными из которых являются: 1). Ощущения человека. 2). Представления, сохранившиеся от прежнего опыта. 3). Идентификация предметов и явлений. 4). Мышление. 5). Речь. 6). Чувства. Если рассматривать конкретно понятие "мышление", то можно сказать, что это процесс косвенного и обобщенного восприятия окружающего мира, отражающий реальность всех событий происходящего, а также высшей формы творческой деятельности человека. Мышление имеет ряд характеристик. 1. Опосредованность. Не полагаясь на прямые ощущения, восприятия и переживания, которые остались в его памяти, человек осмысливает прошлый опыт и делает определенные выводы о причинах явления. 2. Знание человеком законов явлений. В процессе размышления человек использует общие знания, макеты, связи и закономерностей окружающей действительности. 3. Живое созерцание. Думая о связях и отношениях между явлениями, в абстрактной и обобщенной форме, мы мыслим, исходя из специфических особенностей предметов и явлений нуждаясь при этом в живом созерцании реальности, ощущениях и восприятиях. Связи между явлениями от живого созерцания к абстрактному мышлению и далее - к практике, отражают действительную реальность событий. Мышление без конкретных образов не имеет право на существование. 4. Словесная форма отражения мышления является отражением связей и отношений между предметами. Мышление и речь тесно связаны между собой. Процессы абстракции и обобщения протекают гораздо легче, так как слова по своей природе являются особенными раздражителями. Для мышления значение слова нельзя недооценивать. Выражаясь в словах, мышление может отразить сущность не только непосредственно на нас действующих, но и недоступных прямому восприятию предметов, позволяя нам проникать в прошлое и будущее. 5. Практическая деятельность опирается на общественную практику человека. Это отражение окружающего мира, отвечающее задачам, появляющимся перед человеком в процессе различных видов его деятельности. Таким образом, мы можем утверждать, что и восприятие, и мышление позволяют человеку оценивать внешнюю и внутреннюю среду, получая целостный образ объектов и предметов, который в дальнейшем может сформировать стратегию поведения в той или иной ситуации. По мнению Ю.М. Орлова человек обучается поведению путем подражания или наблюдения образцов действия. Мышлению мы обучаемся, воспринимая чужие, а также свои собственные рассуждения. Это форма подражания мыслям, облаченным в слова и речь. Функции мышления, обозначенные Ю. М. Орловым: - во-первых, мышление создает представление о том, чего еще нет, о том, что должно быть; - во-вторых, оно представляет ту ситуацию, в которой предстоит человеку быть и действовать; - в-третьих, предвосхищает те чувства, которые могут при этом возникнуть; - в-четвертых, упорядочивает ту информацию, которую получает человек из вне, и ту, которую извлекает из своей памяти, готовит ее лучшему запоминанию, и при случае, чтобы она была всегда под рукой; - в-пятых, укрощает или возбуждает чувства, создает страх или радость [10]. Мышление, являясь необходимым условием приспособленности к проявлению внешних факторов, обеспечивает эффективность любого вида деятельности, поведения. По мнению Ю.М. Орлова мышление бывает двух типов: патогенное и саногенное. Основные положения учения о саногенном мышлении. 1. Сознательное мышление. Мысль и чувства являются следствием сложнейших процессов, происходящих в нашей голове, основой для которых выступают образы, представления, понятия, смыслы, знаки, символы и значения. Материалом для мысли служит информация, как результат отражения действительности в сознании. 2. Бессознательное мышление. Находясь в бессознательном состоянии, например, когда спим, мы не испытываем эмоций, нас не посещают мысли. Но это не означает, что в этом состоянии не происходит мышления. Пьер Жане проводил эксперименты с воздействием на пациентов при помощи гипноза, вводя их в бессознательное состояние. После чего перед ними ставились сложные задачи, требующие определенного умственного напряжения и в последствии были успешно решены. По окончанию эксперимента ни один из подопытных не мог объяснить, как он этого достиг. Наш мозг постоянно работает и если бы этот процесс прекратился, то в нашей голове не было бы ни мыслей, ни чувств. Но работа ума, к счастью, происходит в большей степени независимо от нашего сознания, создавая бессознательное мышление. 3. Умственные навыки и привычки. Привычка —это когда что-то мы делаем автоматически, практически не замечая этого, без намерения или желания. Например, иногда по привычке мы идём по какому-то привычному для нас маршруту, или застёгиваем пуговицы. Наш ум часто работает автономно без нашего сознательного участия. Каждый, наверное, наблюдал за собою случаи, когда мысли возникали сами собою и способствовали появлению связанных с ними чувств. Обычно неосознаваемая часть умственных действий уходит из-под нашего внимания, и мы осознаем только результат, который кажется появившимся неожиданно. Когда разум выполняет действие по привычке, нам кажется, что сами мысли приходят откуда-то, навязаны, и мы склонны думать, что эти мысли кем-то внедрены в наше сознание. К примеру: произошло какое-то событие, которое всплывает «всплывает» в памяти вновь и вновь возвращая нас к прошлым эмоциям. Сейчас, здесь и теперь. События уже давно нет, а мысли о нём не дают вам покоя. 4. Наши мысли - реальность. Мысли часто считают чем-то не реальным, однако важно понимать, что мысли оказывают на нас не чуть не меньшее влияние чем окружающая действительность. Негативные мысли отрицательно сказываются на нашем здоровье. В чем это проявляется? Вспомнив старую обиду или стыд, в нас пробуждаются гнев и агрессия. Все это является для человека естественной защитой от страдания. Патогенное мышление — это мышление, которое порождает болезнь и страдание. Состояние нашего здоровья напрямую зависит от нашего настроения и наших мыслей. Люди в основном не думают, как они беспечно относятся к своим мыслям, и мысли в этом случае берут верх над ними. Но мы можем облегчить свое состояние, напряженность, устранить стресс, найти, например оправдание поступку человека, который вызвал у нас отрицательные эмоции и тогда обида на него пройдет сама собой. Отсюда напрашивается вывод, что существует мышление, противоположное по значению патогенному, которое способствует снижению эмоционального напряжения. Такое мышление называется саногенным. Существует распространенное мнение что данное мышление является оздоровительными способно оказывать помощь организму в состоянии стресса. 5. Бесполезно бороться с мыслями напрямую. Люди всегда пытались справиться с отрицательными эмоциями, пытаясь прогнать от себя плохие мысли, пытаясь отвлечься каким-то образом (хобби, общение, развлечения), зачастую, прибегая даже к опасным для своего здоровья методам, употребляя алкоголь, психотропные средства и прочее. Однако, проблемы тем самым не решаются. Создается лишь видимость решения проблем. Существующие в настоящее время методы развития саногенного мышления (СГМ) направлены на работу ума, которую необходимо сделать сознательной, а не автоматической. Рассмотрим саногенное мышление более подробно. При любых обстоятельствах человек может мыслить по-разному, ухудшая либо улучшая тем самым свое положение. От хода наших мыслей меняется смысл одного и того же события. Мы можем обидеться на человека за что-то, дав этому поступку отрицательную оценку, если мы подумаем, что данный человек поступил так ненамеренно, либо на то была другая оправдательная причина, то и обида на него сразу пройдет. Это говорит о том, что ход своих мыслей необходимо контролировать для собственного блага. Избрание способа мышления происходит автоматически, эмоция же возникает после того, как только мы начинаем думать. Поэтому крайне необходимо сохранять порядок в своих мыслях, не пользоваться теми ходами мыслей, которые сами по себе приходят в голову в соответствии с дурными привычками. Черты патогенного мышления, которое является полной противоположностью саногенного мышления Ю.М. Орлов определяет следующим образом. Отрицательные образы, способствующие непроизвольным эмоциональным и инструментальным реакциям, возникают в условиях полной свободы воображения и отрыва от реальности. В определенных обстоятельствах это может привести к появлению патогенного мышления. При появлении обиды, думая об обидчике, человек невольно начинает желать ему наказания, невольно рисуя образы этого в своем воображении. Тоже самое происходит и с другими чувствами: - ревность; - стыд; - ущемление достоинства. Эти эмоции причиняют страдание, в результате этого непреднамеренно включается механизмы защиты, которые уменьшают его уменьшают. Энергия эмоции при этом переходит в активность мышления, вероятнее всего агрессивного. Если агрессия направлена против других, то мысли становятся агрессивными, связанными с причинением неприятностей. Если агрессия направлена на себя, возникают угрызения совести, самоуничтожение. Такого рода мысли в человеке закрепляются, овладевают сознанием и наполняются чувством при отсутствии привычки контролировать их. Неоднократно прокручивая в голове неудачи прошлого, человек повторно переживает напряжение от воспоминания, тем самым вводя себя в депрессивное состояние. Подобное негативное содержание собственных мыслей, является проявлением патогенного мышления. Потому, как тем самым воспроизводит стрессовую ситуацию бесконечное множество раз, вводя себя в состояние хронического стресса. Патогенное мышление характеризуется отсутствием обращения внимания человека на своё сознание и на продукты собственной активности, а также какого-либо их переосмысления. В данном случае он полностью остается загруженным проблемой даже после того, как она разрешилась. Еще одной важной особенностью патогенного мышления является неподконтрольность тех умственных процессов, которые рождают эмоцию. Человек не компетентный в процессах рождения эмоций, не способен контролировать эти самостоятельные действия нашего ума. Поэтому возникающие эмоции ему кажутся реальностью, не зависящей от его души. Патогенное мышление имеет свойства причинять страдания, усиливать переживания, а укрепившись и став стереотипным, сохраняется, как и всякая привычка. В психологии, мышлением называется совокупность умственных действий, с помощью которых в уме решается задача или определенная проблема. Мышление включается с того момента, когда возникает препятствие на пути к поставленной нами цели и представляет собой оперирование в уме символами, знаками и образами с целью принятия правильного решения. Мышлением является и то, как мы решаем свои внутренние проблемы, такие как: боль, неудача, обида. Это тоже мышление, но преследующее не внешние, а внутренние цели. Цель мышления исходит из потребности и ситуации. Нам известно, что на происходящие ситуации, внешне мы можем повлиять посредством изменения собственного поведения, внутренне же оказываемся не готовы и остаемся бессильными перед обстоятельствами. При использовании саногенного мышлении мы сознательно размышляем, сознательно ставя перед собой цель, например, не обижаться на человека. Неприятные ситуации, происходящие в нашей жизни, можно воспроизвести в собственном сознании и, прокрутив их в голове можно представить другой финал происходящего. Саногенное мышление позволяет снизить «отрицательный заряд», воспоминаний о стрессовых ситуациях, освобождая образы от этого заряда, снимая при этом напряженность. Пытаясь воспроизвести неприятные стрессовые ситуации из прошлого мы воспроизводим их в состоянии покоя, наблюдая за этим как бы со стороны. В результате чего происходит угасание негативного состояния, связанного с ней. Справиться с ситуацией человеку, владеющему саногенным мышлением гораздо проще, спокойнее и быстрее. Здесь осуществляется перевод неосознанного на сознательный уровень, включением сознания в бессознательный процесс. Логический механизм освобождения от беспокойств заключается в возбуждении застоявшегося в памяти негативного события или пережив тельной ситуации, который постепенно разрешается, направляя всю энергию на выполнение умственной работы по преодолению возникших негативных ситуаций. Тем самым, снижая уровень психического напряжения человека. Первоначально полученная не осознанная информация или смутно осознавалась, либо частично, в ходе словесного изложения происходящего приобрела ясное понятие, переросла в сознательную и стала объяснимой. Самонаблюдение и самоконтроль при саногенном мышлении направленно на самого себя, и работает на фоне внутреннего покоя. Состояние аффекта, постепенно освобождается от эмоционального заряда, снижая реакции на стресс. Саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании строения тех психических состояний, которые контролируются. Так, размышление об обиде предусматривает знание того, как устроена обида, какова ее структура. Овладение этим видом мышления предусматривает и понимание истоков происхождения стереотипов, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания, формирует определённые навыки влияния на собеседника. Кроме того, тревога всегда связана с ожиданием неприятных переживаний, представляя собой безобъектный страх. В тревогу могут перерастать любые эмоций. Если человек приобретает способность управлять своими эмоциями, то значительная часть его тревожности устраняется. Но чтобы уметь управлять своими эмоциями, необходимо овладеть методами саногенного мышления. Формирование отношения к самому себе – сложный процесс, напоминающий мозаику - целостный образ складывается из отдельных кусочков. Делая вывод, отметим такой факт, что само уголовное наказание не выполняет функцию по ресоциализации осужденного. Поэтому, необходима комплексная и отдельно психологическая помощь лицам, находящимся в местах лишения свободы, особенно в период ожидания выхода на свободу. Человека нельзя перевоспитать методами устрашения, кары и грубого принуждения, так как любой человек будет внутренне сопротивляться навязываемому из вне, поэтому необходимо изменить тактику воздействия, попробовав перестроить, изменить отношение в сознание субъекта к себе и окружающему его миру. Перестройка самосознания личности, ее отношение к своим потребностям и интересам, чувствам и переживаниям, особенностям темперамента и чертам характера, обусловливает изменение мотивации выбора способов и средств, удовлетворения актуальных потребностей, предполагающих, в свою очередь, качественное изменение их, а так же изменения стереотипов поведения и всей структуры личностных свойств. Исходя из выше сказанного, следует сделать вывод, что именно саногенное мышление, как нельзя лучше подходит для достижения этих целей, так как при помощи данного метода возможно через познание и размышление о происхождении и структуре своих эмоций, проникнуть в более глубокие психические процессы, тем самым, становясь хозяином душевного, психического и эмоционального состояния, хозяином самого себя. ? 1.2 Влияние саногенного (оздоравливающее) мышления на эмоции и эмоциональное состояние человека Мы привыкли думать, что наше здоровье зависит от питания, медицины, экологии и, наконец от человеческих отношений. Но мало кто знает, что наше здоровье и благополучие зависят от жизненной философии, составляющей принципы нашего мышления. Как уже говорилось ранее, создателем теории и практики саногенного мышления является доктор психологических наук, кандидат философских наук, профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, заведующий кафедры педагогики и медицинской психологии Юрий Михайлович Орлов, который описал признаки саногенного мышления. Человек с саногенным мышлением сильно отличается от остальных по ряду признаков. Он: • умеет отстраниться от проблем; • умеет взглянуть на неприятную ситуацию со стороны; • способен к спокойным размышлениям; • знает, как победить негативные эмоции; • понимает, чем грозят отрицательные эмоции; • знает природу появления негатива; • может быстро переключить мозг с одной задачи на другую; • понимает, почему кто-то действует в некой конкретной ситуации так, а кто-то – абсолютно иначе; • в любой ситуации находит плюсы и ставит их выше минусов; • настроен на позитив во всем — в своих взглядах на мир, в отношении с окружающими и самим собой; • здоров. Как любые отрицательные эмоции ранят нас, так каждая положительная исцеляет. Нужно лишь научиться «вырабатывать» это лекарство в собственном головном мозге. И таким образом повысить качество собственной жизни.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 75 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 65 страниц
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg