Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Развитие государственно-частного партнерства в сфере образования

kisssaaa0721 1850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.08.2021
Целью работы является исследование взаимодействия государства и бизнеса в сфере высшего образования (на примере государственно-частного партнерства). Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: - рассмотреть концептуальные основы развития ГЧП, определить его понятие, признаки, формы; - рассмотреть концепцию ГЧП в сфере ВО как отдельного механизма для стимулирования инновационного развития данной сферы; - проанализировать зарубежный опыт применения принципов ГЧП в сфере ВО и его распространение в отечественной практике; - провести анализ взаимодействия государства и бизнеса в форме ГЧП в России, определить основные направления и возможности применения мотивационных механизмов ГЧП в сфере ВО; - дать оценку перспектив развития проектов на основе ГЧП в сфере ВО с учетом наиболее значимых проблем, препятствующих развитию ГЧП и возможных путей их решения. Объектом исследования является отечественная сфера высшего образования, взаимодействующая с коммерческими структурами в рамках ГЧП. Предметом исследования в работе выступают формы, механизмы и направления развития ГЧП в сфере ВО в России. Методологическую основу исследования представляют совокупность методов: аналитический метод, методы сравнительного, статистического анализа, графические и табличные приемы представления данных. Теоретическую основу составляют положения современной управленческой теории о роли высшего образования, работы отечественных и зарубежных исследователей. Эмпирическая база исследования представлена данными Министерства науки и высшего образования РФ, зарубежными организациями, занимающимися изучением ГЧП, отечественными монографиями и печатными материалами, данными из сети Интернет. Теоретическая значимость работы состоит в важности представленных результатов исследования для улучшения развития системы ВО в России в соответствии с интересами участников рынков образовательных услуг и труда и формирование партнерских отношений между представителями государственных и коммерческих структур. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные рекомендации могут повлиять на успешное развитие ГЧП в сфере ВО в России, что обеспечить эффективное взаимодействие учреждений ВО и предпринимательских структур и поспособствует повышению конкурентоспособности отечественных вузов. Структура и объём работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. Ситуация, сложившаяся в мировой экономике, показывает, что вслед за появлением постиндустриального типа хозяйствования следует развитие экономики знаний, инноваций, интеллектуального труда, новейших технологий и глобальных информационных систем. Конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках все больше зависит не от количества природных ресурсов, а от способности реализовать новые высокие технологии и разработки, внедрять их в производство и рационально использовать. Инновационное развитие экономики, наряду с наличием материальных ресурсов, предполагает развитие человеческого потенциала, подготовку высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к мощным потокам нововведений. Качество образования и инновационная деятельность оказывают существенное влияние на обеспечение экономического роста и прогресс нашего общества. Поэтому очень важную роль играет создание новых прорывных технологий, научных достижений, максимальное сближение образовательной и научной сферы с производством. Модернизация системы образования в соответствии с перспективными направлениями экономического развития и общественных интересов, повышение конкурентоспособности российского образования, обеспечение открытости и доступности образования становятся наиболее приоритетными задачами для нашей страны. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года «переход от экспортносырьевой к инновационной модели экономического роста связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности». [12] Успешная реализация данной концепции требовала формирования и развития новых взаимоотношений между учебными заведениями и бизнесструктурами, что в современных условиях становится возможным на основе партнерских отношений государства и бизнеса в сфере образования. Мировая практика показывает, что наиболее приоритетными областями развития партнерских отношений является социальная инфраструктура, к которой относится образование. Концепция государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), появившаяся на Западе первоначально в промышленности, доказала свою эффективность в части применения ее принципов в такой социально значимой сфере экономики, как высшее образование (далее – ВО). Необходимость объединения общих ресурсов государственных и коммерческих структур при разработке и реализации масштабных программ в сфере образования, связана с возможностями решения совместных социальноэкономических задач. В таких отношениях заинтересованы обе стороны: для государства партнерство с бизнесом – это способ привлечения капитала к финансированию образовательных проектов, для коммерческих структур – это получение от государства благоприятных условий для хозяйствования и получения прибыли от участия в совместных проектах. Поэтому исследование тенденций развития ГЧП в сфере образовательных услуг, их институциональных основ и функциональных особенностей, проблемы повышения его экономической эффективности и перспектив использования в России представляется весьма актуальным исследованием. В данной работе рассмотрены различные варианты взаимодействия государства и образовательных учреждений с бизнес-структурами на основании партнерских отношений, специфики развития ГЧП в сфере образования в России и за рубежом, анализ законодательной базы, представлены рекомендации относительно проблем и перспектив развития ГЧП. Степень разработанности темы. Среди отечественных ученых, занимающихся изучением концепции ГЧП и особенностями его развития в отечественной экономике можно выделить работы А.В. Белицкой, В.Г. Варнавского, М.В. Вилисова, И.А. Губанова, М.А. Дерябиной, В.А. Кабашкина, А.В. Клименко, В.А. Королева, О.П. Молчановой, А.А. Панкратова, В.Н. Лившица, С.В. Лившица, В. Е. Сазонова и других. Изучением партнерских отношений в сфере образования посвящены также работы: В.Г. Тимирясова, Т.В. Крамина, М.В. Крамина, В.С. Баженова, Е.Е. Харламовой. Общетеоретические и практические основы взаимодействия государства и частного сектора заложены в работах зарубежных ученых Г. Фишера, М. Портера, Д. Стиглица и др. Влияние института ГЧП на развитие национальных экономик описывается в работах Т. Веблена, Дж. Кейнса, Р. Коуза и др. В зарубежных исследованиях механизм ГЧП представляет собой форму дополнительного финансового обеспечения ВО. Изучается определение места ГЧП в развитии науки и ВО, объясняется наблюдаемое разграничение ГЧП проектов по различным характеристикам и поиск наилучшей формы партнерских соглашений. В отечественной литературе произведен анализ форм и механизмов ГЧП в образовании, перспективы развития ГЧП для нашей страны.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 8 ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ……………… 1.1 Государственно-частное партнёрство: понятие, признаки,формы…………………………………………………………………………. 8 1.2 Государственно-частное партнерство в сфере образования как механизм стимулирования инновационного развития…………………….. 16 1.3 Зарубежный опыт применения принципов государственночастного партнерства в сфере образования и его распространение в 21 отечественной практике……………………………………………………... 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА ВФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ…………………………………. 34 2.1 Современные направления взаимодействия государства и бизнеса и формы применения государственно-частного партнерства в 34 сфере высшего образования………………………………………………… 2.2 Государственно-частное партнерство как фактор развитияинновационной деятельности вузов………………………………………… 39 2.3 Возможности применения мотивационных механизмов и перспективы развития государственно-частного партнерства в сфере 47 высшего образования РФ……………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Список литературы

1. Федеральный закон от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». 2. Федеральный закон от 13.07.2015 года № 224-ФЗ (ред. От 29.12.2015) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 30.12.2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». 4. Федеральный закон от 08.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». 5. Федеральный закон от 22.08.1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». 6. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 7. Федеральный закон от 02.08.2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». 8. Постановление правительства РФ от 23.08.2007 года № 534 «О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию». 9.Постановление Правительства РФ от 28.08.2009 года № 699 «Об изменении условий проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию». 10. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 года № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы». 11. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 года № 328-р «О государственной программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20072012годы». 12. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». 13. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1663-р (ред. от 14.12.2009) «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации». 14. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 года № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы». 15. Закон Брянской области от 19.08.1996 года № 29-3 «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области». 16. Закон Владимирской области от 29.09.2002 года № 90-03 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемый в форме капитальных вложений на территории Владимирской области». 17. Закон Кемеровской области от 29.06.2009 года № 79-03 «Об основах государственно-частного партнерства». 18. Закон Курганской области от 02.11.2009 года № 495 «О государственно-частном партнерстве в Курганской области». 19. Закон Республики Алтай от 05.08.2008 года № 15-РЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Республике Алтай». 20. Закона Республики Татарстан от 01.08.2011 года № 50-ЗРТ «О государственно-частном партнерстве в Республики Татарстан». 21. Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 года № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». 22. Закон Ставропольского края от 12.10.2009 года № 67-кз «О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае». 23. Закон Томской области от 04.12.2008 года № 240-03 «О государственно-частном партнерстве в Томской области». 24. Закон Удмуртской Республики от 09.10.2009 года № 39-РЗ «Об участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах». 25. Закон Челябинской области от 24.09.2009 года № 475-30 «Об участие Челябинской области в государственно-частном партнерстве». 26. Постановление Росстата от 20.12.2007 года № 104 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса». 27. Протокол от 30.09.2011 года № 61-ЭН заседания рабочей группы по обеспечению координации и мониторинга реализации программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. (Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию само занятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства). 28. Закон о ГЧП: руководство по применению. Минэкономразвития России и Центром развития ГЧП специально к международному инвестиционному форуму «Сочи-2015». 29. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственночастного партнерства. Государственная власть и местное самоуправление №22014. С- 35-42. 30. Аналитический ответ по результатам исследования «Развитие государственно-частного партнерства в регионах ЦФО: инвестиции инфраструктура». М.: Центр развития государственно-частного партнерства – 2015. – 128с. 31. Артемов С. Частное-государственное партнерство – вызов партнерству //Коммерсант. «Business Guide (Инновации)». Приложение, №164(3495)-2015. 32. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. // М.: ИН-ФРА-М-2015.-256с. 33. Ахинов Г.А., Камилов Д.А. Социальная функция государства в условиях рыночной экономики: вопросы теории и практики// М.: ИНФРА-М2014.-280с. 34. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. // М.: ЮНИТИ, 2013.-687с. 35. Баженов А.В. Центр государственно-частного партнерства: результаты работы в 2014 году. // Внешэкономбанк совместно с ВШГА МГУ им. М.В. Ломоносова – 2015.-33с. 36. Баженов А.В., Кабашкин В.А. Новые финансовые возможности реализации региональных инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства. // Финансовая аналитика: проблемы и решения №8-2015. – с.9-12. 37. Баринов А.Э. Проджект файненсинг. Технологии финансирования проектов. // М.: Ось-89-2015.-432с. 38. Белицкая А.В. Правовое определение государственно-частного партнерства. // Законодательство. 2009.№8. 39. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственночастное партнерство: теория и практика. // М.: Изд. дом Гос. ун-та- Высшей школы экономики - 2016. -287с. 40. Велисов М.В. Государственно-частное партнерство: политикоправовой аспект. // Журнал «Власть» №7-2015.-С.14-19. 41. Второй мониторинг Российского союза ректоров (при поддержке Агентства «Рациональные резервы»). Бизнес и образование-2015. 42. Годовой отчет Благотворительного фонда В. Потанина за 2014 год. Благотворительный фонд В. Потанина за 2014 год -2015.-45с. 43. Государственно-частное партнерство. Пути совершенствования законодательной базы. //под. Ред. А.А. Зверева// Европейский банк реконструкции и развития-2015.-244с. 44. Государство и бизнес: институциональные аспекты. Отв. ред. Осадчая И.М.// М.: ИМЭМОРАН-2016.-155с. 45. Губанов И.А. Государственно-частное партнерство в России: предмет, методы и принципы правового регулирования //Юридическая мысль. 2009.№2(52). 46. Данько К., Громыко И. Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения и образования в условиях финансового кризиса. // Государственно-частное партнерство. Приложение к журналу «Корпоративный юрист» №5-2015.-С.29-31. 47. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика. // Вопросы экономики №8-2013.- С.61-77. 48. Еникеева С.Д. Рынок образовательных услуг и методы его регулирования: Учебное пособие. // М.: -2014-108с. 49. Жилинский Е.В. Партнерства государства и бизнеса в здравоохранении: социально-трудовой аспект. // Журнал российского права №2 – 2013. – С.22-30. 50. Жильцов Е.Н., Молчанов И.Н. Модернизация профессионального образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» // Уровень жизни населения регионов России. - 2015. №10 – С.3-16. 51. Захаров Н.Н., Черданцев В.П. Государственно-частное партнерство в сфере образования – социально-экономический аспект. // Журнал Фундаментальные исследования. №6 -2-2015. – С.341. 52. Ивантер В.В. Не бывает слишком много денег. // Политический журнал №20 (23) -2014-С.8-14. 53. Инновационное развитие сферы услуг: Учебное пособие // Под. ред. д-ра экон. наук. проф. Е.В. Егорова, к.э.н., с.н.с. Т.Б. Беляевой – М.: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова – 2015- 256с. 54. Инновационное развитие высшей школы России: Коллективная монография. Под. ред. Егорова Е.В., Карева С.А. – М.: МАКС. Пресс,2014. – 216с. 55. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник. // Под общей ред. А.А. Аузана. – М.: ИНФРАМ, 2016.-416с. 56. Ишина В.И. Управление внебюджетными ресурсами высших учебных заведений. // «Университетское управление: практика и анализ» - 2014. № 4(15). С.10-18. 57. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство в регионах российской федерации. // М.: издательство «Дело» -2014. -120с. 58. Кабашкин В.А. Совершенствование управления проектами, реализуемыми на условиях государственно-частного партнерства. // Финансовая аналитика: проблемы и решения. №3(27) – 2015.-С.2-5. 59. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. // М.: ООО «Московский ипотечный центр-МИЦ» - 2015. – 576с. 60. Кабашкин В.А. Основные направления эффективного регулирования государственно-частного партнерства // Самоуправление: теория и практика №4 – 2014. – С.22-25. 61. Кузнецов И.В. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства (США, Европа, Канада). // Мировая экономика и международные финансовые отношения. – 2012. - №8(93) – С.196-201. 62. Панкратов А.А. Государственно-частное партнерство в современной практике: основные теоретические и практические проблемы. Монография. // М.: Издательство «АНКИЛ» - 2015. – 248с. 63. Панкратова В.П., Охотникова Л.В., Ломанов П.Н. Развитие региональных образовательных комплексов непрерывного профессионального образования. Монография. // М.: ТЕИС – 2014. – 191с. 64. Первый мониторинг Российского союза ректоров (при поддержке Агентства «Рациональные резервы»). Бизнес и образование №9 – 2015.-С.1721. 65. Сазонов В.Е. Государственно-частное партнерство: гражданскоправовые, административно-правовые и финансово-правовые аспекты. Кафедра административного и финансового права Российского университета дружбы народов. // М.: 2012. -492с. 66. Ткаченко М.В., Коштунов А.С., Долгов А.А. Рейтинг регионов ГЧП – 2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. // Центр развития государственно-частного партнерства. – М.: - 2014. 67. Тургель И.Д. Российский рынок труда: тенденции и угрозы развития в условиях экономического кризиса. // «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». №1 – 2015. С.49-62. 68. Учебное пособие по вопросам развития 4111 в сфере высшего профессионального образования. // М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации – 2014.-96с. 69. Финансовый план использования, распределения дохода от целевого капитала. Специализированного фонда управления целевым капиталом для развития МГИМО на 2016г. // Специализированный фонд управления целевым капиталом для развития МГИМО -2016. – 1с. 70. Финансовый план Специализированного фонда управления целевым капиталом развития Тюменского государственного университета на 2011год. // Тюменский Государственный Университет – 2015. - 4с. 71. Халимовский Ю.А. Государственно-частное партнерство в субъектах РФ: блуждание в темноте // «Налоги» №14 – 2015. – С.51-59. 72. Хатаева М.А., Цирин А.М. Законодательство о государственночастном партнерстве в Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы. // Журнал российского права №10 – 2014. 73. Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. СПБ.: Международный центр социально-экономических исследований. «Леонтъевский центр» - 2015. – 27с. 74. Человеческое развитие: новое измерение социально- экономического прогресса. Учебное пособие. Под. общ. ред. В.П. Колесова. М.: Права человека – 2014. – 529с.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Государственно-частное партнёрство: понятие, признаки, формы Предпосылки для становления и развития партнерских форм хозяйствования в рыночной экономике на сегодняшний день обусловлены несколькими факторами. Во-первых, приватизация государственной собственности, как результат либерализации экономики, которая началась в конце прошлого столетия в большинстве стран мира. Во-вторых, нехватка у государства в достаточных объемах финансовых ресурсов для модернизации обслуживания и расширения находящейся в собственности государства социальной инфраструктуры. В-третьих, бизнес значительно большей степени, чем государство, обладает мобильностью, быстротой принятия решений, способностью к нововведениям, использованию технических и технологических изменений. Государство же, в свою очередь, может облегчать реализацию проектов путем проведения ряда институциональных мероприятий, а также за счет финансовоэкономических рычагов: субсидий, гарантий, других видов поддержки. Возможным решением указанной проблемы стало создание в отечественной правовой системе инструмента, позволяющего привлекать частные инвестиции в государственные проекты на взаимовыгодных условиях, получившего название государственно-частное партнерство. В связи с необходимостью правового регулирования подобного рода инвестиционных проектов в российском законодательстве встал вопрос о принятии специального закона. В 71 субъектах РФ начиная с 2008г. приняты региональные законы о государственно-частном партнерстве. В связи с тем, что в законодательстве отсутствовало единообразие в определении понятия ГЧП, его целей, форм, это приводило к некоторой путанице и многие положения указанных законов, как правило, оставались нереализованными. Например, в ст. 4 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2006г. №627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнёрствах» ГЧП определено как «взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с российскими или иностранными юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, направленных на развитие образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, физической культуры, спорта, культуры, туризма, транспортной и инженерной инфраструктур, инфраструктуры связи и телекоммуникаций в Санкт-Петербурге, которое осуществляется путем заключения и и исполнения соглашений, в том числе концессионных». [21] Примерно такое же определение ГЧП отмечено в ст.2 Закона Республики Татарстан от 01.08.2011г. №50-ЗРТ «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан», где указано, что ГЧП «взаимовыгодное сотрудничество Республики Татарстан и частных партнеров по реализации социально значимых инфраструктурных, инновационных, инвестиционных и иных проектов и программ, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений о государственно-частном партнерстве, в том числе с участием муниципальных образований». [20] Комментируя подобные дефиниции ГЧП, В.Г. Варнавский отмечает, что они весьма спорны. По его мнению, термин «взаимовыгодное» не относится к правовым. И остается неприятным – как отличить «социально значимый проект» от «социально незначимого»? в данных понятиях, по его мнению, отсутствуют обозначение предмета соглашения, которым должна выступать государственная (муниципальная) собственность или общественная услуга. Он также обращает внимание на спорный характер используемой в нормативно-правовых актах терминологии. [39] С изложенной позицией сложно не согласиться, поскольку: - в положениях региональных законов используется слишком общая и неконкретная терминология (например, «инфраструктурная, инновационная программа», «социально значимый проект»); - в текстах указанных нормативно-правовых актов, как правило, отсутствует точное разъяснение используемых терминов; - в самих определениях не отражены некоторые важные признаки ГЧП (к примеру, распределение рисков сторон) и цели ГЧП (повышение качества производимых товаров и предоставляемых населению услуг). Это неизбежно приводило к тому, что региональные законы в сфере ГЧП носили лишь декларативный характер. Тогда как на практике реализация таких проектов сторон предпочитали использовать имеющееся федеральное законодательство, хотя бы частично регулирующее некоторые из форм ГЧП, как, например, ФЗ от 21.07.2005г. № 115 – ФЗ «О концессионных соглашениях» или ФЗ от 22.07.2005г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Только с принятием 13 июля 2015 г. ФЗ №224-ФЗ «О государственночастном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменения в отдельные законодательные акту Российской Федерации (далее по тексту – Закон) термин ГЧП получил свое официальное правовое определение. Далее приведены трактовки понятия ГЧП по мнению разных исследователей, которые зачатую схожи друг с другом, но не лишены недостатков. Например, А.В. Белицкая определяет государственно-частное партнерство «как юридически оформленное на определенный срок, основанное на объединении вкладов и распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнеров в целях решения государственных и общественно значимых задач осуществляемое путем реализации инвестиционных проектов в отношении объектов, находящихся в сфере публичного интереса и контроля». [38] Немного иное определение ГЧП предлагает И.А. Губанов. Он считает, что институт ГЧП регулирует общественные отношения, возникающие между государственным партнером, с одной стороны, и юридическими или физическими лицами, с другой, «в целях достижения общественно важных и полезных целей и решения задач при реализации функций государства». [45] В свою очередь, согласно концепции В.Е. Сазонова, ГЧП – это комплексный механизм сотрудничества частного и государственного партнера в публичных интересах. В данной им дефиниции он отмечает такие признаки ГЧП как «разграничение ответственности между партнерами, консолидацию имущественных, финансовых и других материальных и нематериальных ресурсов. Все это, по его мнению, используется для совместной реализации проекта по созданию, модернизации или эксплуатации сервисно-инфраструктурного публичного объекта либо предоставлению публичных услуг». [64] Таким образом, сложилась ситуация избытка правовых определений ГЧП как в законодательных актах субъектов нашей страны, так и в трудах научного сообщества. Проблему единого подхода к определению ГЧП разрешил принятый Закон. Согласно ст.3 Закона государственно-частное партнёрство, муниципально-частное партнёрство (далее также – МЧП) есть «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределение рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о ГЧП, соглашения МЧП, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества». [2] В заключении следует подчеркнуть, что определение ГЧП и МЧП в Законе явилось ожидаемым шагом со стороны законодателя, учитывая, что большинство современных российских исследователей отмечало эту острую необходимость в своих работах. На наш взгляд, законодательное определение ГЧП и МЧП в целом выражает суть возникающих правоотношений, однако оставляет ряд вопросов, требующих дополнительного анализа. Во – первых, в указанном понятии ГЧП за основу взят термин «сотрудничество», хотя к отношениям ГЧП применяемы также термины «механизм», «комплекс», «система» и т.д. Во – вторых, данное в Законе понятие представляет из себя довольно громоздкую конструкцию и является сложным для восприятия. В – третьих, в анализируемом определении используются неустоявшиеся термины, а также категории оценочного характера, что неизбежно станет проблемой для правоприменения и потребует дополнительных разъяснений законодателя либо высших судебных органов. Поэтому предоставляется необходимым дать в Законе толкование всем терминам, составляющим легальное определение ГЧП. В рамках исследования вопроса эффективности применения принципов ГЧП в ВО целесообразно проклассифицировать формы с точки зрения их применимости к сфере ВО на основе анализа их сильных и слабых сторон, а также целей заключения договоров. (см. таблицу 1). Другой исследователь данного вопроса В.Г. Варнавский среди форм ГЧП выделяет: контракты на управление, лизинг и др., концессионные и близкие к ней формы и акционирование, т.е. долевое участие государства в предпринимательских структурах. Автор публикаций по данной тематике, В.А. Кабашкин выделяет следующие формы ГЧП: концессии контрактные формы включая аренду, акционирование, особые экономические зоны и государственные корпорации (60). Таблица 1 – Характеристики форм ГЧП и их применимость к сфере ВО Наименован ие формы ГЧП Цель заключения договора и его характерные признаки Достоинства и недостатки форм Возмож ность примен ения Продолжение таблицы 1 1 2 3 4 Концессия Передача имущества или прав на оказание определенного вида деятельности бизнесу на длительный временной период (строительство, модернизация, эксплуатация, и управление инфраструктурными объектами сферы ВО: учебных корпусов вузов, исследовательских центров и т.д.) (+) Права собственности остаются у государства. (+) Инвестиционный и операционный риски лежат на частном секторе. (+) Предпринимательским структурам предоставляется свобода в принятии решений. (+) За государством остается право на применение различных рычагов воздействия для защиты интересов общества. (-) Существуют недостатки в проработке нормативноправовой базы. + Государстве нные контракты с инвестицион ными обязательств ами частного сектора Решение государственных и муниципальных задач благодаря привлечению внебюджетных источников финансирования. (+) Заинтересованность представителей бизнеса в росте качества и объема предоставляемых услуг. + Продолжение таблицы 1 Арендные договоры Повышение качества предоставляемых услуг за счет передачи бизнесу обязательств по эксплуатации государственного имущества и предоставлению услуг. (+) Гибкость в организации финансовых потоков. (-) Отсутствие целевого предназначения арендой платы, поступающей в бюджет. + Участие в капитале Продажа частным структурам части акций государственного или муниципального предприятия. (+) Позволяет гибко распределять риски, ответственность и прибыль. (-) Риск дальнейшей перепродажи акций и размывания ответственности между многими предпринимательскими структурами. - Соглашения о разделе продукции (СРП) Бизнесу принадлежит только часть выпушенной продукции. Предмет соглашения: использование и разведка недр, сырья. Данный тип договора обычно применяется в российской практике для добывающих отраслей и малоприменим непосредственно к сфере ВО. - Контракты сочетающие в себе различные виды работ Контракт на строительство новых объектов. Данная форма ГЧП хоть и существует в отечественной практике, однако, не получила столь широкого распространения как, скажем, концессия. + Сервисные контракты Краткосрочный контракт, позволяющий заказать у частных компаний выполнение четко специфицированных услуг в области содержания эксплуатации государственного имущества. (-) Короткий срок реализации ГЧП-проекта, т.е. появляется необходимость перезаключения контракта. (+) Высокая конкуренция среди частных компаний. (+) Позволяет госсектору передать непрофильные функции в частный сектор, используя компетенции специализированных частных компаний. - Продолжение таблицы 1 Контракты на управление Передача государственного имущества в доверительное управления частной компании, при этом государство сохраняет право собственности на имущество. (+) Позволяет привлечь передовые технологии и достижения частного сектора без передачи прав собственности. (-) Управляющая компания не полностью контролирует процесс управления объектом (особенно в части стратегии развития, кадровой и тарифной политики), что снижает эффективность управления. + Еще один исследователь данной проблемы Л. Шарингер, выделяет 5 базовых моделей ГЧП: модель аренды, модель концессии, модель оператора, модель кооперации и договорная модель. При этом автор отмечает, что в рамках арендной модели правом собственности обладает только частный сектор, в рамках концессионной модели – только государственный сектор, в то время как в трех оставшихся моделях собственность может быть как частная, так и государственная. Что касается управления и финансирования, то в модели оператора и договорной модели оно только частное, а в остальных моделях может быть как частное, так и государственное. (74). Независимо от организационно-правовой формы ГЧП должно удовлетворять следующим обязательным признакам: - долгосрочный характер партнерства (более 3 лет); - распределение рисков и ответственности между партнерами за счет привлечения частного партнера не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и/или техническому обслуживанию; - полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частным партнером. [28] Проанализировав элементы и признаки понятия ГЧП, содержащегося в Законе, считаем возможным оптимизировать существующую формулировку, определив ГЧП следующим образом: государственно-частное партнёрство и муниципально-частное партнёрство – это юридически закрепленный специальным соглашением механизм совместной деятельности публичного и частного партнера, основной целью которого является повышение качества и доступности публичных товаров, работ и услуг, посредством привлечения частного финансирования и использования частного интеллектуального и управленческого опыта; основными признаками которого являются долгосрочность, справедливое распределение рисков, объединение различных (материальных и нематериальных) ресурсов партнеров. 1.2. Государственно-частное партнерство в сфере образования как механизм стимулирования инновационного развития Современная рыночная система определяет взаимодействие субъектов рынка с представителями всех видов предпринимательства: от мелкого до крупного. Рыночные преобразования необходимы и в сфере образования. Реформа системы образования диктуется требованием времени, глобализацией экономики, внедрением информационных технологий и должна осуществляться, прежде всего, через партнерство государства и бизнеса. Для осуществления кооперации и сотрудничества возможно применение механизма государственно-частного партнерства. Правительство Российской Федерации в Программе экономического развития на период до 2020 года определяет государственно-частное партнерство основной системой развития как экономики в целом, так и образования всех уровней в частности. [12] Поэтому разработка методики его внедрения в сферу образования – важное условие достижения целей экономического развития Российской Федерации. На сегодняшний день можно считать, что выполняется политика государства по повышению заинтересованности учреждений образования в качественном выполнении своих функций, а также созданию благоприятных условий для их самостоятельной работы. Государственно-частное партнёрство в сфере образования можно рассматривать как институт модернизации образования. Главные задачи обозначены новым федеральным законом, ФЗ-273 «Об образовании», вступившим в действие с 01.09.2013 года. В нем определено создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики. [6] Объективно можно выделить ряд преимуществ государственночастного партнерства как механизма стимулирования и развития инновационного развития экономики страны. Во-первых, возможность ускорения социально-экономического развития ГЧП может стать самым рациональным решением, позволяющим реализовать перспективные проекты «сегодня и сейчас» через привлечение частного капитала, что дает дополнительное преимущество в виде сокращения воздействия на бюджеты через их более рациональное освоение. Во-вторых, уменьшение расходования средств из государственного бюджета ГЧП дает возможность рационализации государственных инвестиций за счет грамотного распределения во времени финансового потока, который рассчитан на конкретный период действия соглашения. В-третьих, реформирование государственного сектора. Внедрение государственно-частного партнёрства даст возможность переориентирования на предоставление качественных услуг населению, что позволит решить многие региональные проблемы, реализовать программы развития муниципалитетов. В-четвертых, увеличение реализованных проектов с высоким уровнем эффективности. Это возможность благодаря более качественному отбору предлагаемых проектов с учетом нужд населения и привлечения управленческого опыта частного партнерства. В-пятых, минимизация рисков и получение синергического эффекта. Синергический эффект взаимодействия государственных органов частного сектора дает возможность переноса рисков проекта на каждого партнера, исходя из их возможности управления ими. В-шестых, повышение качества услуг. ГЧП через введение инновационных технологий и методов управления создает более высокие управленческие стандарты, что существенно влияет на качество оказываемых услуг населению. В-седьмых, ослабление коррупционных действий и незаконной практики на всех этапах реализации проекта ГЧП в рамках деятельности юридически закрепляет распределение прав и обязанностей сторон, что обеспечивает выполнение проектов в соответствие со сметой и графиком, исключая непрозрачность конкурентных процедур и антикоррупционных действий среди чиновников. [51] На сегодняшний день в России затраты на научные исследования и разработки в сфере ВО значительно увеличились, об этом свидетельствует данные, представленные на рисунке 1 (см. рис.1) Рисунок 1 – Затраты на научные исследования и разработки в сфере ВО в России Источник: Росстат Использование механизмов ГЧП в образовании позволяет обеспечить: - расширение рынка и усиление добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг; - апробирование новых для образовательных структур организационноправовых форм альянса с бизнесом; -выработку предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы реформирования профессиональной школы; - тиражирование передового опыта и отработку инструментов многоканального финансирования; - совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности путем обработки содержания и методик администрирования, подготовки повышения квалификации управленческих специалистов. Существует разнообразная вариативность механизмов партнерства. Это зависит от имущественных факторов, возможных рисков и распределения ответственности (таблица 2) Таблица 2 – Направления реализации механизмов ГЧП Наименование Направления реализации механизмов ГЧП Контрактная форма - проведение исследований и опытных разработок совместно с университетами; - поддержание и реконструкция инфраструктуры ВУЗов в целях совершенствования их материально-технической базы; - строительство для ВУЗов новых зданий и сооружений с заключением инвестиционных проектов; - совместная финансовая поддержка ВУЗов государством и представителями частного сектора; - кредиты на образование; - проведение семинаров и конференций. Продолжение таблицы 2 Институциональная форма - учреждение эндаумент-фондов; - формирование совместных образовательных структур; - открытие бизнес-школ, учредителями которых являются субъекты частного сектора-физические и юридические лица; - учреждение корпоративных университетов; - технопарки; - особые экономические зоны технико-внедренческого типа; - центры трансфера технологий, ресурсные центры и другое. Форма общественного взаимодействия Формирование попечительских, общественных, управляющих, наблюдательных и иных советов для ВУЗов, в которых участвуют представители субъектов частного сектора. Рассматривая инструменты финансового обеспечения государственночастного партнерства в сфере образовательных услуг, выделим следующие важные преимущества: во-первых, привлечение инвестиций частных лиц для финансовой поддержки обновления инфраструктуры учебных заведений снижает нагрузку с государственного бюджета которому необходимо учесть расходы на выполнение запланированных проектов лишь в течении 2-3 лет. Во-вторых, образовательная сфера – это тот сегмент, в котором экономические выгоды могут напрямую исходить из социальной ответственности частного бизнеса. Бизнес сегодня призван и активно способствует развитию социальных инвестиций в области образования. В наше время основным содержанием социальной ответственности компаний является взаимодействие их с образовательными учреждениями, их структурными подразделениями, учебными и научными коллективами, расширение присутствия компаний как в самом образовательном процессе, так и в управляющих органах. Если раньше частный сектор ограничивался лишь благотворительной помощью, спонсорством или просто пожертвованиями, то сегодня он ориентирован на активное участие в жизни учебного заведения, его развитие, совершенствование материальной базы, в том числе и в рамках государственно-частного партнерства. Характерными признаком последнего времени является создание корпоративных университетов, как в самих компаниях, так и в рамках высшего учебного заведения [44] Таким образом, можно сказать, что механизм государственно-частного партнерства в обозримом будущем могут стать одними из основных направлений финансирования развития инфраструктуры и кампусов высших учебных заведений. 1.3. Зарубежный опыт применения принципов государственночастного партнерства в сфере образования и его распространение в отечественной практике За последние несколько лет в научной и деловой литературе все больше внимания уделяется таким элементам экономики знаний, как инновации, нанотехнологические кластеры. Неоспоримым является тот факт, что все они требуют высококвалифицированных специалистов, определяющих как успех предприятий, так и дальнейшее развитие науки. [59. с.112] Характерной чертой (а скорее проблемой) современной системы образования рынка труда является запрос организаций на специалистов с опытом работы.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 117 страниц
25000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 85 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 104 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 66 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 113 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg