1 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО СП «МЕКАМИНЕФТЬ»
Среди сервисных компаний Западно-Сибирского региона России, предо-ставляющих услуги нефтедобывающим комплексам в сфере повышения нефтеот-дачи пластов, одно из ведущих мест занимает Закрытое Акционерное Общество Совместное Предприятие «МеКаМинефть», расположенное по адресу: 628684, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Мегион, ул. Западная, 31, стр. 18.
Мощная производственно-техническая база, высококвалифицированный персонал, современные методы, технологии, оборудование, соответствующие ми-ровому уровню, позволяют осуществлять широкий спектр работ по вторичному воздействию на пласт с целью повышения его продуктивности.
Глубокопроникающий гидравлический разрыв пласта и гидропескоструйная перфорация, обработка призабойной зоны пласта деэмульгаторами и различными кислотными компонентами, освоение скважин методом свабирования, вос-становление циркуляции в скважинах, оборудованных электропогружными насо-сами, промывка забоя и восстановление приемистости нагнететательных скважин, комплекс работ с применением установки «гибкая труба» – эти и другие методы, технологии воздействия на низкопроницаемые коллекторы с целью повышения их нефтеотдачи предлагает и осуществляет Закрытое Акционерное Общество «Ме-КаМинефть» на нефтегазовых месторождениях Западной Сибири и в других ре-гионах России.
Деятельность ЗАО СП «МеКаМинефть» основана на честности, качестве и стремлении к совершенству.
На сегодняшний день подразделение по Гидравлическому разрыву пласта является в ЗАО «СП « МеКаМинефть» (далее – ЗАО) основным приоритетным бизнес направлением в Западной Сибири, имеющим в наличии новейшее высоко-технологичное оборудование.
Располагая 7 производственными участками, крупной базой производ-ственного обслуживания в г. Мегионе и 1500 человек численности персонала, компания является одним из крупнейших игроков на рынке ГРП берущей своё начало в 1992 году.
Заказчиками предприятия являются крупные нефтегазодобывающие опе-раторы в регионах ХМАО и ЯНАО.
Помимо проведения классических ГРП, специалистами ЗАО успешно внедряются и применяются новые технологии, такие как пенно-азотные ГРП, ГРП по технологии STEPWISE FRAC (гидропескоструйная перфорация с ГРП), много-стадийные ГРП.
Применение новых технологий позволяет существенно увеличить коэффи-циент нефтеотдачи пластов (КИН), вовлекать в работу удаленные слабо дрениру-емые участки залежи, значительно снижать затрачиваемое время на производство работ, успешно проводить работы по ГРП на скважинах с существующей опасно-стью прорыва в водонасыщенную часть пласта. ЗАО не останавливается на до-стигнутом и ищет новые пути усовершенствования существующих, а также вновь внедряемых технологий.
Колтюбинговые технологии (ГНКТ) является приоритетными и одними из интенсивно развивающихся направлений компании. В рамках расширения рынка деятельности в области предоставления сервисных услуг для предприятий нефте-газодобывающего комплекса, ЗАО в 2012 году был запущен проект по предостав-лению сервиса с ГНКТ.
Оборудование ГНКТ:
? установка колтюбинговая:
? технические характеристики:
? шасси – МЗКТ (10?10);
? мощность двигателя, л.с. – до 400;
? максимальное давление на устье скважины, МПа (атм.) – до 70 (700);
?
? максимальное тяговое усилие инжектора, кг – 27200;
? скорость подачи БДТ, м/мин – 0,9?50,8;
? максимальная грузоподъемность КМУ, т – 10;
? диаметр БДТ, мм – 19,05?44,45;
? емкость узла намотки для БДТ 38,1 мм, м – до 6200;
?
?
?
? Рисунок 1.1 – Установка колтюбинговая
?
?
? Рисунок 1.2 – Установка насосная
? насосная установка:
? технические характеристики:
? мощность насоса, л.с. – до 600;
? рабочее давление, МПа (атм.) – до 70 (700);
? производительность, л/мин – до 1400;
? подогреватель рабочей жидкости:
? технические характеристики:
? теплопроизводительность, МВт – 750;
? мерная ёмкость, л – 2?2000;
? азотная установка:
? технические характеристики:
? транспортная база – полуприцеп;
? рабочее давление, МПа (атм.) – до 70 (700);
? производительность, м3/мин – до 85;
? чистота производимого газообразного азота, % – 99,9;
? криогенная ёмкость, м3 – 13;
? масса заливаемого азота, кг – 8700;
?
Рисунок 1.3 – Установка азотная
? полуприцеп-цистерна для транспортировки жидкого азота:
? технические характеристики:
? 3-х осный полуприцеп повышенной проходимости;
? масса заливаемого азота, кг – 14584.
Рисунок 1.4 – Полуприцеп-цистерна для транспортировки жидкого азота
Компания ЗАО «СП «МеКаМинефть» обладает новейшим высокотехноло-гичным оборудованием, предназначенным для проведения работ на скважинах с применением технологий по закачке азота.
Работы, выполняемые с применением азота:
освоение скважин при производстве работ с ГНКТ;
доставка и хранение жидкого азота специализированной техникой.
Технические характеристики азотных установок:
? рабочее давление, МПа – до 103;
? производительность, м3/мин – до 320;
? чистота производимого газообразного азота, % – 99,9.
ЗАО имеет положительный опыт работ по гидравлическому разрыву пла-стов с применением протектора фонтанной арматуры (ПФА), а так же располагает необходимым для этого оборудованием.
Протектор фонтанной арматуры (ПФА) предназначен для защиты фон-танной арматуры при проведении работ комплексом по гидравлическому разрыву пластов призабойных зон газовых скважин и нефтяных скважин с высоким со-держанием газового фактора.
Рисунок 1.5 – ПФА в смонтированном виде на скважине
Ствол ПФА (полый шток с уплотнениями по наружному диаметру) вво-дится в колонну НКТ через канал устьевой головки. Подача технологической ра-бочей жидкости в колонну НКТ осуществляется непосредственно через ПФА, ис-ключая тем самым воздействие рабочего давления на фонтанную арматуру.
Специалисты компании неоднократно оказывали качественные услуги по монтажу – демонтажу протектора с применением собственной спецтехники, для производства работ по ГРП, как силами ЗАО, так и для других сервисных компа-ний, производящих гидравлический разрыв пластов.
ЗАО имеет огромный опыт работ (более двадцати лет) в области подготов-ки скважин к ГРП, ГНКТ и ТКРС, в том числе по контролю за использованием пакерного и фонтанного оборудования, соблюдению технологии подготовки хим. реагентов и жидкостей к проведению операций ГРП и контролю проведения ГРП с участием в оперативном изменении дизайна, контроле выполнения согласованного дизайна фрак-операции и т.д.:
? осуществление контроля за качественным проведением работ брига-дами подземного, капитального ремонта скважин и освоения на объектах в стро-гом соответствии с утвержденным планом работ, с соблюдением утвержденных технологических регламентов, договорных обязательств, соблюдением требований ПБ и ОТ, экологии;
? анализ работы бригад по текущему и капитальному ремонту скважин в целях выявления резервов развития производства, повышения производительности труда;
? контроль над своевременным обеспечением операций по подготови-тельно-заключительным работам к гидроразрыву пласта необходимыми ресурсами и оборудованием;
? участие в комиссиях по расследованию инцидентов, аварий и несчастных случаев.
Для удовлетворения производственных потребностей на предприятии име-ется разномарочный подвижной состав, а для осуществления эксплуатационного и ремонтного процессов, а также для хранения этого подвижного состава создано несколько производственно-технических инфраструктур (далее – ПТИ), чаще всего территориально приуроченных к местам наибольшей востребованности услуг, предоставляемых ЗАО.
Так одна из ПТИ расположена отдельно от основной территории предпри-ятия и находится по адресу: г. Мегион, ул. Северная, 39, строение 27.
На её площади находится производственный корпус, открытая и закрытая стоянка и другие вспомогательные объекты.
Автопарк ПТИ ЗАО в городе Мегионе состоит из техники в количестве 27 единиц (14 шасси МЗКТ и 13 шасси КамАЗ-43118).
Производственный комплекс для проведения ТО и ТР автомобилей компа-нии включает в себя:
? административное здание;
? производственный корпус;
? открытую стоянку на 25 машино-мест для размещения легковых ав-томобилей;
? открытую стоянку на 30 машино-мест для размещения грузовых ав-томобилей.
В настоящее время производственный корпус для производственных нужд используется не в полную меру (двухэтажное здание сплошной застройки), что объясняется рядом причин:
? до недавнего времени большая часть АТС специального назначения на базе шасси МЗКТ ремонтировались на производственной базе в г. Мегион;
? относительно малым количеством подвижного состава;
? несовершенной и устаревшей ремонтно-технологической базой;
? малым количеством обслуживающего и ремонтного персонала.
Производственно-техническая база компании располагает 6-ю рабочими постами (боксами) и оборудована 4-мя осмотровыми канавами.
Технологическое оборудование и квалификация рабочих позволяет осу-ществлять главным образом работы без проведения углубленной диагностики и косметические работы по кузову без полноценной окраски.
Штатное число ремонтных рабочих составляет 3 слесаря 5 разряда, 4 сле-сарей 3 разряда и 5 слесарей 4 разряда, которые работают в одну смену.
Ручная шланговая мойка автомобилей, оборудованная системой очистки, производится при необходимости на открытом воздухе в теплое время года.
Основным недостатком работы предприятия можно с большой долей веро-ятности назвать устаревшую и недостаточно оснащенную материально-техническую базу.
Однако, в последнее время на авторемонтной базе ЗАО в городе Мегион в связи с увеличением парка специализированного транспорта и расширением тер-риториальной привязки к объектам обслуживаемых нефтяных промыслов возник-ли определенные затруднения с соблюдением графиков обслуживания АТС.
Вследствие этого было принято решение рассредоточить автопарк специ-альной техники по удаленным ремонтно-механическим мастерским, одна из кото-рых находится в г. Мегионе.
Следовательно, реконструкция ПТИ ЗАО нам представляется перспектив-ной с учетом наличия больших незанятых производственных площадей, отсут-ствием адекватной материально-технической базы и планами руководства компа-нии по передаче части специализированного автопарка в ведение Мегионой ПТИ – с этого года 14 шасси МЗКТ обслуживаются в Мегионе.
2 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ ПТИ ЗАО СП «МЕКАМИНЕФТЬ»
Эффективная и надежная эксплуатация подвижного состава в ЗАО СП «МеКаМинефть» в значительной степени зависит от состояния, уровня развития и условий функционирования производственно-технической базы (ПТБ).
В настоящее время развитие ПТБ зачастую отстает от темпов роста парка автомобилей. При этом износ основных производственных фондов составляет 50?60 %.
Несоответствие ПТБ потребностям подвижного состава (ПС) в техниче-ском обслуживании (ТО) и текущем ремонте (ТР) приводит к дополнительным затратам на поддержание ПС в технически исправном состоянии и его дополни-тельному простою в ожидании ТО и ТР.
В условиях ограничения всех видов ресурсов развитие ПТБ осуществляется в основном за счет реконструкции и технического перевооружения, которые по эффективности использования капитальных затрат имеют существенные пре-имущества перед новым строительством.
Вместе с тем, особенно при наличии ограничений в ресурсах, разработка проектов реконструкции автотранспортных предприятий (АТП) требует тщатель-ного технико-экономического обоснования, направленного на выбор того направ-ления реконструкции, которое может дать наибольший эффект.
Обоснованию и разработке проекта реконструкции АТП предшествует изучение состояния объекта, которое предусматривает сбор необходимых данных о наличии, состоянии и условиях функционирования элементов ПТБ, в частности данных о производственной программе и объемах работ ТО и ТР, численности персонала предприятия, о наличии и размещении постов для ТО и ТР подвижного состава, отдельных зон и участков с указанием площади и т.д.
?
Анализ состояния ПТБ проводится в двух основных направлениях:
? во-первых, дается количественная оценка обеспеченности ПТБ пло-щадями, постами и производственными рабочими;
? во-вторых, оценивается качественное состояние ПТБ.
Для количественной оценки и анализа ПТБ используются удельные техни-ко-экономические показатели, которые представляют собой значения численности производственных рабочих, рабочих постов ТО и ТР, площадей (производственно-складских, стоянок, территории и административно-бытовых помещений) на 1 автомобиль, рассчитанных по нормативам ОНТП-91 для наиболее характерных (эталонных) условий. Для АТП, условия эксплуатации и размер которого отличаются от эталонных, определение технико-экономических показателей (ТЭП) производится с помощью соответствующих коэффициентов, учитывающих эти изменения.
Все многообразие факторов, влияющих на эффективность работы эксплуа-тационной службы ПТИ ЗАО в городе Мегион, оказывают определяющее влияние на техническое состояние подвижного состава и возможности его использования для транспортной и технологической работы, и проявляются в значении таких по-казателей, как коэффициент технической готовности и коэффициент выпуска ав-томобилей на линию (например, на месторождение к месту проведения ГРП).
Поэтому анализ этих показателей может выявить определенные проблемы, связанные с работой технической службы по ТО и ТР спецтехники компании, изыскать резервы повышения эффективности имеющихся ресурсов и, если это необходимо, обосновать целесообразность мероприятий по дооснащению произ-водственно-технической базы до необходимого уровня.
Снижение коэффициента выпуска автомобилей на линию на фоне таких же тенденций коэффициента технической готовности может свидетельствовать о необходимости таких мероприятий. Для получения достоверной информации была проанализирована динамика изменения этих показателей за два последние года в сравнении плановых и фактических значений. А также отражено увеличение подвижного состава производственного участка и ЗАО в г. Мегионе.
Величина коэффициента технической готовности зависит от простоев в ремонте и техническом обслуживании, которые обуславливаются в основном спо-собом организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
Отчетное значение коэффициента технической готовности может несколько отклоняться от плана.
Обычно это происходит по целому ряду причин: пополнение новыми ав-томобилями, сверхплановые простои в ремонтах, а иногда и во втором техниче-ском обслуживании. Это может произойти из-за несоответствия пропускной спо-собности постов технического обслуживания и ремонта потребности в технических воздействиях, изменения норм межремонтных пробегов.
Степень использования имеющегося парка автомобилей для работы на ли-нии характеризует коэффициент выпуска автомобилей на линию. Неполный выпуск подвижного состава на линию ставит под угрозу возможность выполнения плана работ, нарушает график технического обслуживания подвижного состава и вызывает дополнительные расходы.
Выявить возможности увеличения коэффициента технической готовности и коэффициента выпуска автомобилей на линию можно путем анализа баланса автомобиле-дней. Такой анализ представлен за 2 предшествующих года (таблица 2.1).
Основными объективными показателями, характеризующими качество технического обслуживания и ремонта подвижного состава, являются:
? вынужденные остановки на линии из-за технической неисправности;
? опоздание с выездом на работу из-за технической неподготовленности;
? преждевременный возврат на базу по причине технической неисправ-ности.
Для анализа выполнения программы технического обслуживания и ремонта подвижного состава необходимо располагать плановыми и отчетными данными о количестве выполненных обслуживаний, периодичности, трудоемкости операций, пропускной способности постов, обеспеченности рабочей силой.
Необходимо, чтобы анализ этих сведений сопровождался непосредствен-ными наблюдениями, более детальным обследованием объектов (выполнение уборочно-моечных, обтирочных операций, объем контрольно-регулировочных, крепежных работ, уровень их механизации). Для устранения выявленных в ходе анализа недостатков должны быть даны рекомендации по лучшему использованию производственной базы, организации технического обслуживания и ремонта автомобилей, включая и реконструкцию предприятия.
В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, для выполнения производственной программы по ТО и ремонту спецтехники в полном объеме необходима реконструкции производственно-технической инфраструктуры цеха технологического транспорта для чего необходимо проанализировать вопросы организации производства ТО и ремонта подвижного состава на предприятии, ор-ганизационную структуру предприятия, технологические планировки генплана, производственного корпуса цехов, участков, зон, методы организации ТО и ре-монта автотранспортных средств, обеспеченность персоналом, оснащённость технологическим оборудованием и обеспеченность складскими помещениями.
Проанализировав показатели предприятия за последние два года можно сделать вывод о том, что происходит увеличение простоев подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте и, соответственно, уменьшение автомобиле-дней в работе, что отрицательно сказывается на значении коэффициентов тех-нической готовности и использовании парка.
Снижаются затраты на техническое обслуживание с одновременным ро-стом затрат на ремонт.
В связи с вышесказанным можно сделать вывод о необходимости рекон-струкции предприятия для чего необходимо проанализировать вопросы органи-зации производства ТО и ремонта подвижного состава на предприятии, организа-ционную структуру предприятия, технологические планировки генплана, произ-водственного корпуса цехов, участков, зон, методы организации ТО и ремонта ав-тотранспортных средств, обеспеченность персоналом, оснащённость технологи-ческим оборудованием и обеспеченность складскими помещениями.
В целях выявления технического уровня обеспеченности предприятия производится оценка и сравнение технико-экономических показателей ПТИ ЗАО с эталонными. Гипроавтотрансом разработаны и установлены следующие технико-экономические показатели: число производственных рабочих и рабочих постов на 1 автомобиль, площадь производственно-складских, административно-бытовых помещений на 1 автомобиль (м2), площадь стоянки на одно место хранения (в м2), площадь территории предприятия на 1 автомобиль (м2). Кроме оценки проектов технико-экономические показатели используются для выполнения укрупненных расчетов при выборе путей развития и совершенствования производственно-технической базы предприятий, при определенной необходимости и целесообразности расширения и реконструкции АТП.
Технико-экономические показатели представляют собой удельные значения нормативов численности производственных рабочих, постов, площадей про-изводственных и вспомогательных помещений для наиболее характерных (эта-лонных) условий:
? списочное число технологически совместимого подвижного состава – 41;
? категория условий эксплуатации – 1;
? среднесуточный пробег, км – 250;
? климатический район – холодный;
? условия хранения – открытая стоянка с подогрева при 50% независи-мого выезда автомобилей под углом 90°;
? водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение – от городских сетей.
Для приведенных эталонных условий Гипроавтотрансом на основании ОНТП-01-91, соответствующих СНиПов, анализа типовых и прогрессивных ин-дивидуальных проектов, результатов научно-исследовательских работ и обобще-ния опыта передовых АТП определены эталонные технико-экономические пока-затели для комплексных АТП.
При разработке показателей учитывались следующие аспекты: повышение надежности и долговечности подвижного состава, применение более современной технологии организации производственных процессов ТО и ТР, повышение про-изводительности труда и уровня механизации, развитие централизации ТО и ТР подвижного состава, повышение эффективности капитальных вложений в строи-тельство предприятий.
Расчет производится в следующей последовательности:
? определяют эталонные значения удельных показателей для АТП;
? находят расчетные значения удельных показателей для реконструиру-емого АТП;
? полученные эталонные и расчетные значения сравнивают и пересмат-ривают ранее принятые решения.
Определение эталонных показателей для реконструируемого АТП произ-водят с помощью коэффициентов, которые учитывают влияние следующих фак-торов: списочное число технологически совместимого подвижного состава (ко-эффициент k1), тип подвижного состава (k2), наличие прицепного состава (k3), среднесуточный пробег подвижного состава (k4), условия хранения (k5), категория условий эксплуатации (k6), климатический район (k7).
При этом значения удельного показателя для эталонных условий умножают на соответствующие коэффициенты, учитывающие отличие конкретных условий от эталонных
(2.1)
(2.2)
(2.3)
(2.4)
(2.5)
(2.6)
где Руд – число производственных рабочих на 1 автомобиль, чел;
Худ – число рабочих постов на 1 автомобиль, ед;
Рэтуд – число производственных рабочих на 1 автомобиль, для эта-лонных условий, чел;
Хэтуд – число рабочих постов на 1 автомобиль, для эталонных усло-вий, ед;
Sуд.пр – площадь производственно-складских помещений, на 1 авто-мобиль для условий проектируемого АТП;
Sуд.вс – площадь вспомогательных помещений, на 1 автомобиль для условий проектируемого АТП;
Sуд.ст – площадь стоянки, на 1 автомобиль для условий проектируе-мого АТП;
Sуд.т – площадь территории, на 1 автомобиль для условий проектиру-емого АТП;
Sэтуд.пр – площадь производственно-складских помещений, на 1 авто-мобиль для проектируемого АТП, для эталонных условий, м2;
Sэтуд.вс – площадь вспомогательных помещений, на 1 автомобиль для условий проектируемого АТП, для эталонных условий, м2;
Sэтуд.ст – площадь стоянки, на 1 автомобиль для условий проектируе-мого АТП, для эталонных условий, м2;
Sэтуд.т – площадь территории, на 1 автомобиль для условий проекти-руемого АТП, для эталонных условий, м2.
Значения удельных технико-экономических показателей для разработан-ного проекта АТП определяются из выражений
, , , , , (2.7) При определении общего числа производственных рабочих ?Р в их состав вклю-чают рабочих, занятых непосредственно ТО и ТР подвижного состава.
Значения корректирующих коэффициентов сведены в таблицу 2.1.
?
Таблица 2.1 – Корректирующие коэффициенты
Руд Худ Sуд.пр Sуд.ст Sуд.вс Sуд.т
К1 1,25 1,28 1,30 - 1,31 1,10
К2 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
К3 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
К4 0,70 0,89 0,76 - 0,88 0,92
К5 - - - 0,95 - -
К6 1,16 1,15 1,15 - 1,08 1,07
К7 1,13 1,10 1,08 - 1,06 1,04
Результаты расчета технико-экономического обоснования приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Технико-экономическое обоснование проектных решений
Наименование
показателя Скорректированые
значения ТЭП Результат
сравнения
Руд, чел. 0,31 0,36 –
Худ, ед. 0,16 0,11 –
Sуд.пр, м2 20,18 12,00 +
Sуд.вс, м2 6,99 7,20 +
Sуд.ст, м2 38,14 13,58 +
Sуд.т, м2 299,16 282,46 –
Таким образом, в процессе реконструкции следует изменить в сторону увеличения количество обслуживающего персонала, количество постов и площади территории.
Производственно-техническая база ПТИ ЗАО в г. Мегионе, а именно про-изводственный корпус позволит увеличить его площадь путем задействования не-занятых площадей.
На территории предприятия предусмотрены две функциональные зоны: эксплуатационная и производственная.
Эксплуатационная зона включает в себя КТП, АЗС, мойку, открытую сто-янку. Производственная зона включает: зоны ТО-1, ТО-2, зону ЕО, посты ТР. Предприятие имеет площадь 2,66 га и оборудовано тремя выездами, разделенны-ми на полосы (в двух направлениях). Все основные подразделения размещены в одном производственном корпусе, что соответствует требованиям ОНТТ-01-91. Разрывы между зданиями и сооружениями на генплане соответствует требованиям санитарных и противопожарных норм (СНиП 11-89-80).
Административно-бытовые помещения располагаются отдельно. Открытая стоянка располагается таким образом, что преобладающие ветра относят от-работанные газы за территорию предприятия. Движение транспорта на территории предприятия имеет двустороннее, кольцевое движение. Плотность застройки соответствует нормативным значениям согласно СНиП II-89-80. Достаточная площадь озеленения. Организованы тротуары и пешеходные дорожки.
Разрывы между зданиями выполнены с учетом требований противопожар-ных и санитарных норм (СНиП 11-89-80).
Административно-бытовые помещения расположены отдельно от произ-водственного корпуса. Здания и сооружения на площадке расположены с учетом благоприятных условий естественной освещенности и естественной вентиляции. Здания, выделяющие в атмосферу дым, копоть, вредные запахи, расположены с подветренной стороны от производственного корпуса и административного зда-ния.