Герберт Харт в своей работе «Понятие права» справедливо отмечает, что немногие вопросы, касающиеся человеческого общества, задавались с такой настойчивостью, а серьезные исследователи отвечали на них столь различными, странными и даже парадоксальными способами, как это происходило с вопросам «Что есть право?» . По его мнению, данный вопрос продолжает фигурировать и на него было дано так много разнообразных и экстраординарных ответов отчасти потому, что помимо ясных стандартных случаев, представляемых правовыми системами современных государств, относительно которых никто не сомневается, что они являются правовыми системами, - существуют также и сомнительные случаи, и относительно их «правового качества» колеблется не только обычный образованный человек, но и даже юристы . Существенный вклад в решение данного вопроса внесла философия права Гегеля.
Проблемы права и связанные с ними проблемы государства находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений и нашли отражение во многих его произведениях, таких как «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 года».
Его оригинальный и точный взгляд на феномены государства и права заставляют исследователей вновь и вновь обращаться к его трудам, что можно увидеть в работах как отечественных правоведов и философов (А.Г. Спиркин , В.П. Малахов , В.С. Нерсесянц ), так и зарубежных ученых (Г. Харт , Сурия Пракаш Синха ).
Гегелевская философия права продолжает разработку области философского знания, которая со времен Канта в немецкой классической философии традиционно именовалась «практической философией». Гегель исходит из того, что уже в кантовской философии существовало новое отношение к делению «практической философии», принятому со времен Аристотеля. «Практическая философия» Аристотеля делилась на этику, экономику и политику. В эпоху Канта и Гегеля экономика и политика, трактуемые под философским углом зрения, приобрели форму «философии права», философии государства. У Канта «практическая философия» делилась на философию права как учения о праве и на этику как учение о добродетели. Что касается Гегеля, то он понимает право как объективное определение, санкционирование человеческой воли, свободы. Это своего рода телеологический принцип, «практическая философия» во всем объеме аристотелевских традиций. Но поскольку человеческая воля может быть индивидуальной, групповой, всеобщей и поскольку воля образует, согласно Гегелю, принцип «философии права», то, восходя здесь к определению Руссо, «практическая философия» становится и философской этикой, и учением о праве одновременно, и детально разработанной системой индивидуальных и общественных добродетелей. Речь идет также о праве, о философском осмыслении экономических проблем, о философской концепции конституционного государства .
Современные авторы правы, когда говорят, что актуальность и аргументированность характерны для классической модели фундаментальных прав человека, разделения властей, правового государства, социального государства и т.д. Философия права. Канта, Фихте, Гегеля становится своего рода наследницей философии свободы всего предшествующего времени. Это широко признано сегодня. Но есть и другая сторона медали, именно в нашем веке Гегеля обвиняли в этатизме, т.е. в том, что он преувеличивает роль государства, возвеличивая, в частности, монархию, что он отклоняет роль избирательного права, недостаточно почтительно относится к парламентаризму и т.д. Его делают (К. Поппер и др.) чуть ли не идеологом тоталитаризма . Что можно сказать в ответ на такие обвинения? Гегель, в самом деле, ратует за сильное правовое государство. Но он ни в коей мере не упускает из виду проблему свободы, почему причисление его к лагерю тоталитаризма по меньшей мере несправедливо Более того, гегелевская «философия права» представляет собой целостную попытку упорядочивания фундаментальных прав человека, институтов, общественных объединений и превращения их в развивающуюся систему. Право истолковывается у Гегеля как целостная система свободы, которая вытекает из телеологического развития воли. Гегель рассматривает в «Философии права» такие проблемы, как собственность, причем он восстает против понимания, согласно которому собственность считается чем-то позорным. Расправа с людьми, обладающими собственностью, считается недопустимой. Гегель выступает против равенства как уравнительного распределения собственности.
Для Гегеля философия «есть проникновение в разумное, есть постижение наличного и действительного, а не выставление потустороннего начала». Во введении к «Философии права» Гегель пишет: «Философская наука о праве имеет своим объектом идею права - понятие права и его осуществление» .