Глава1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Нарушения темпо-ритмической стороны речи у заикающихся дошкольников - важнейшая проблема логопедической практики. У детей при заикании отсутствие интонационная невыразительность речи, при произнесении фраз интонации завершения часто отсутствуют. Отмечается своеобразие процесса паузирования. Интонационно-мелодическое оформление ритмизированной речи у заикающихся крайне затруднено и требует тщательной и длительной тренировки [1].
Многие дети дошкольного возраста с заиканием говорят монотонно, для речи характерно обилие неуместных и необоснованных пауз, напряженный невыразительный голос, нечеткость артикуляции в сочетании с принужденной речевой позой. Заикание, прежде всего, сказывается на темпоритмическом рисунке фразы [13]. Темп речи часто ускорен, дети как бы «захлебываются» речью, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки.
В заикании выделены четыре последовательные фазы. По Г. И. Каплану и Б. Дж. Сэдоку (1994), фаза 1 появляется в дошкольном периоде. Длительность- несколько недель. Во время этой фазы дети заикаются чаще, будучи взволнованными или огорчёнными, когда им хочется сказать много или в ситуации коммуникативного давления. Фаза 2 обычно возникает в начальной школе. Такие дети осознают свой недостаток. В этой фазе заикание касается основных частей речи ? существительных, глаголов, прилагательных и наречий. Фаза 3 обычно наступает после 8 лет и длится до подросткового возраста. Фаза 4 обычно бывает в позднем подростковом возрасте и у взрослых. Характерно выраженное ожидание заикания со страхом, боязнью слов, звуков и ситуаций. [23]. Изменения личности заикающихся в связи с нарушением речи отмечают многие исследователи.
В. И. Селиверстов на основе феномена фиксированности выделил три группы заикающихся:
1) Дети с нулевой степенью фиксированности на дефекте, которые не испытывают ущемления, чувства смущения или негодования из-за осознания своей неполноценной речи.
2) Дети с умеренной фиксированностью, у которых есть неприятные переживания, связанные с заиканием, скрывают это и компенсируют словесный способ общения с помощью уловок. Однако переживания не превращаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности.
3) Дети с выраженной степенью фиксированности на дефекте, постоянно концентрирующие свое внимание на речевых неудачах, переживают их глубоко и длительно. Для них характерны замкнутость, болезненная подозрительность, ярко выраженная боязнь речи.
По мере взросления заикающихся детей степень их фиксированности на дефекте усложняется.
Как известно, дефект речи, такой как заикание, не ограничивается только судорожными спазмами мышц, участвующих в речевом акте, то есть это не просто двигательное расстройство, хотя и очень сложное по-своему патогенезу. Неврологический механизм речи с заиканием в ряде случаев осложняется рядом психолого-педагогических особенностей, возникающих в эмоционально-волевой сфере и характере заикающегося человека.
В литературе эти черты личности часто трактуются как психические изменения от типа вторичных реакций к своей языковой неполноценности (С. И. Павлова). Большинство авторов дают краткое описание этих характеристик без необходимой дифференциации, указывая лишь на то, что с возрастом эти психологические характеристики становятся более выраженными. Что касается младшего возраста, особенно детей дошкольного возраста, то эта проблема в целом недостаточно развита.
Первым, кто называет заикание детской болезнью, является И. А. Сикорский. Он обосновывает это тем, что начало заикания у детей еще не закончилось. Описывая заикающихся детей, он делит их на две группы. К первой группе (большинство таких заикающихся) относятся дети, которые начинают заикаться «внезапно и резко» в результате тяжелой психотравмы. Для этой же группы детей характерны преждевременное речевое развитие, богатый, не соответствующий возрасту словарный запас, правильная синтаксическая формулировка выражаемой мысли. Во вторую группу вошли дети, которые начали заикаться в результате черепно-мозговой травмы и инфекционных заболеваний. Они отличаются поздним развитием речи и медленным, постепенным началом заикания.
В. А. Гиляровский указывает, что изучение заикания должно быть связано в основном с изучением заикающихся при развития речевой функции, которая в то же время наиболее уязвима для появления заикания. Он также отмечает, что наличие заикания может повлиять на формирование психоастенической структуры личности у ребенка.
Более поздние исследования периода возникновения заикания, относят этот дефект у дошкольников к эволюционной патологии, т.е. патологии периода функционального развития (Ю. А. Флоренская, 1949, К. П. Беккер и М. Совак, 1981 и др.).
Несмотря на начальный период возникновения, уже в дошкольном возрасте психологические особенности у детей могут наблюдаться в той или иной степени (Ю. А. Флоренская, В. С. Кочергина, М. Е. Хватцев и др.): застенчивость, страхи, повышенная возбудимость или вялость, неуравновешенное поведение, истерические реакции, тревога, стремление к одиночеству.
М. Беккер, М.Совак, В.С. Кочергина обращают внимание на различные нарушения высшей нервной деятельности заикающихся, их физического здоровья, вегетативные расстройства: чувствительность, плаксивость, нарушения аппетита и сна, повышенное потоотделение, восприимчивость к инфекционным и простудным заболеваниям, соматическая слабость и др.
С середины 60-х годов, утвердилось мнение о заикании, как о нарушении коммуникативной функции речи (Р. Е. Левина, И. Ю. Абелева, Н. А. Чевелева, С. А. Миронова, А. В. Ястребова). Проявление заикания изучается в тесной взаимосвязи с особенностями коммуникативной ситуации и реакцией ребёнка на нее, определяющими его речевое поведение. Характеристики произвольной деятельности, повышенная возбудимость, нестабильность и истощение психических процессов, снижение способности к замедленной реакции у заикающихся приводят к задержке развития внутренней регуляторной функции речи, а в целом, они неблагоприятны для овладения развитыми формами речевого общения.
Характеризуя экспрессивную речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста В.И.Селиверстовым были отражены следующие особенности:
1) нарушение плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывистая, с паузами, повторениями или даже с совершенно затрудненным произношением отдельных звуков, их сочетаний или просто затрудненное начало фраз;
2) речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболофразия);
3) ограничение речевой активности у многих детей, снижение общения с окружающими, что свидетельствует о некоторых нарушениях коммуникативной функции речи;
4) ошибки произношения звуков, неправильное употребление слов, построение предложений и прочее;
5) нарушения устной речи могут отражаться в письменной речи в виде повторения одних и тех же букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения и т.д.
Л.И. Белякова, Е. А. Дьякова, И. О. Калачева и др. характеризуют заикание у детей в зависимости от формы речевой патологии.
В последние годы особенно подчеркивается важность психолого-педагогического исследования заикающихся детей (В. И. Селиверстов, Г. А. Волкова, Е. Ю. Рау и др.).
Исследования Г. А. Волковой о взаимоотношениях в семье заикающегося ребенка показали некоторые изменения характера детей с появлением заикания: проявление агрессии, появление некорректных слов, резкий отказ от речи, игр.
Неправильная речь заикающихся и особенности их поведения влияют на развитие игровой деятельности дошкольников. Они часто выступают в роли зрителей или берут на себя второстепенные роли, отказываются играть со сверстниками. Напротив, иногда, в играх проявляются усиленное воображение, рассудительность и некритичность в их поведении. Само чувство неполноценности может породить плохое отношение заикающегося ребенка к группе сверстников, лишив его хорошего настроения. Недостаточно развитая речь, возможные двигательные нарушения мешают заикающемуся ребенку полноценно участвовать в игре, помогают исправить его недостаток.
В целом, для старших дошкольников показательными являются недостаточная подготовка игровых навыков и навыков коллективного общения, снижение активности и бедность игровых идей. Эти характеристики определяют неразвитость социального поведения заикающихся детей.
В целом для старших дошкольников показательными являются недостаточная подготовка игровых навыков и навыков коллективного общения, снижение активности и бедность игровых идей. Эти характеристики определяют неразвитость социального поведения заикающихся детей.
Тщательно проведенная профилактическая и корректирующая работа в дошкольных учреждениях, основанная на разностороннем учете факторов, способствующих возникновению дефекта, позволяет значительно снизить процент заикающихся детей дошкольного возраста, школьников, подростков и взрослых. В дошкольном возрасте легче преодолевать недостатки развития, и логопедическая работа может выполняться более эффективно, охватывая все компоненты речевой системы.
Особое место в работе над детской речью занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую влияет на эмоциональную сферу ребенка. При положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, спокойно учатся правильно говорить.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи между словами, движением и музыкой. Также включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.
?
1.2 Специфика использования метода логопедической ритмики в процессе коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста
Логопедическая ритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе методик и как учебная дисциплина. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимосвязь этих компонентов может быть различной, с преобладанием одного из них или связи между ними. Второе понимание логоритмики определяет его включение в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными особенностями речевого развития, особенно в отношении заикающихся детей.
Логопедическая ритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Выполнение логарифмических упражнений разного характера в определенное время каждый день (утренние дыхательные и вокальные упражнения с движением, упражнения на расслабление, пение гласных с движением и т. д.) Учит детей оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, когнитивной и др.
Логопедическая ритмика включает в себя:
· ходьбу в разных направлениях;
· упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
· упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие
внимание;
· речевые упражнения без музыкального сопровождения;
· упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
· ритмические упражнения;
· пение;
· упражнения на развитие мелкой моторики.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.
Ритм можно определить с позиций психологии и педагогики. В психологическом аспекте под ритмом всегда имеется в виду метроритм, или ритмика.
В педагогическом аспекте ритмика (с греческого - равномерный) — это система физических упражнений, основанная на связи движений с музыкой.
Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную при¬роду, всегда сопровождается моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызы¬вает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряже¬ние, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях; зачаточные сокращения головной и дыхательной мускулатуры и, наконец, одновременная стимуляция мышц-антагонистов, вызы¬вающие изменения фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа.
Логопедическая ритмика включает такие формы музыкального воспитания, как прослушивание музыки (вокальная, инструментальная), пение, игры с пением и музыкой, танцы и подвижные игры под музыку. Выбор материала должен связан с этапом логопедической работы.
Таким образом, на первом этапе рекомендуется слушать музыку, способствующую развитию слухового внимания. Образцы правильного артикуляционного пения благотворно влияют на позитивное настроение заикающихся, их желание имитировать красивую речь, чувство темпа и ритма. Ребенку очень важно различать силу, тон и продолжительность звука.
Вообще важной задачей коррекционной работы с заикающимися детьми является развитие чувства ритма. Ритм организует двигательную деятельность человека – регулирует не только движение, но и слово, развивает фонетический слух, слуховую память, внимание и коррекции речи. Умение дифференцировать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения способствует их автоматизации, что в свою очередь исключает напряжение в двигательном аппарате, а это положительно сказывается на качестве речи.
Поскольку ритм есть сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, то акцентированная часть движений выполняется с наибольшим мышечным напряжением, а затем движение продолжается некоторое время по инерции, пассивно. Своевременное чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильности выполнения движения. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и длительное время не вызывают утомления у детей старшего дошкольного возраста.
Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию всего организма дыхательной, сердечной, мышечной деятельности, а также эмоционально – положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.
Ритмический рисунок складывается из разных группировок длительностей, которые выполняются самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагами, бегом, прыжками и так далее. Развитие чувства темпа и ритма достигает своего совершенства именно в музыкально – ритмических композициях, которые уместно применять на логопедических занятиях.
При невротическом заикании у детей старшего дошкольного возраста можно усложнять ритмические задания, водить различные смены темпа и ритма. Но при неврозоподобном заикании необходимо начинать тренировку с простейших ритмов, не спешить усложнять ритмические задания.
Логоритмические занятия способствуют воспитанию:
• личностных качеств ребенка с речевыми расстройствами, таких как подражательность, активность, инициатива, самостоятельность, коллективизм;
• волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки.
Указанные качества формируются под влиянием как примера педагога, так и через целенаправленный подбор музыкальных и речевых упражнений, составляющих творческие композиции. Под специально подобранную музыку, на основе своих собственных представлений дети создают фантастические рассказы, песенки с танцевальными композициями. Подобные детские фантазии являются проявлением внутренней потребности психологического состояния детей старшего дошкольного возраста. Правильно развивающиеся дети в наибольшей степени проявляют творческие способности. Если в развитии ребенка имеются известные нарушения. То возникают ограничения или полное отсутствие творческих способностей. Поэтому следует обратить внимание на следующие моменты:
• В отношении детей заторможенных, стеснительных, робких нужно применять наибольшее число элементов творчества, чтобы у них развилось именно это качество;
• Творческие композиции надо вводить только после овладения элементарными техническими умениями;
• Все двигательные замыслы и исполнение их детьми должны быть одобрены педагогом, не следует критиковать детей и придуманные ими возможно неудачные композиции.
Можно вводить индивидуальные импровизации под музыку (креативная гимнастика), в которых ребенок создает свой собственный двигательный образ, остальные будут использовать его замысел и подражать ему, там самым обогащая его опыт. Легче всего дети подражают движениям животных, деятельности из опыта семьи.
Что касается последовательности проведения музыкально – ритмической деятельности в общей структуре логопедического занятия в старшей дошкольной группе, то здесь нужно учесть некоторые моменты. Если, например, логопедическая ритмика предшествует собственно речевым занятиям, то материал не должен быть сложным или чересчур возбуждающим эмоциональную активность детей. При чередующимся характере музыкальных и речевых занятий следует ориентировать детей на активный отдых в форме музыкальных подвижных игр. Особый упор на подвижные игры рекомендуется делать в тех случаях, когда музыкально – ритмические занятия (логоритмика) следует после речевого логопедического.
Чтобы уравновесить чересчур возбужденное эмоциональное состояние детей можно использовать в конце занятия релаксацию.
Релаксация – это состояние расслабленности, покоя после переживаний или физического утомления, а также частичное или полное мышечное расслабление, сопровождающееся музыкой.
Заикающийся ребенок испытывает напряжение, судороги в мышцах губ, языка, шеи, лица, неловкости во всем теле. 10 – 15 минут приятной, расслабляющей музыки снимает напряжение, раздражение, тревожность. Для вялых детей полезно прослушивание экспрессивной музыки, активизирующей эмоции Вагнер, Стравинский, Равель. Для беспокойных детей – более ровная в эмоциональном отношении музыка Моцарта, Чайковского и так далее. Нормализующее и очень эффективное воздействие на психическое состояние оказывает прослушивание записи плеска волн, шум дождя, пение птиц.
Пение имеет важное значение в комплексной системе реабилитации заикания у детей, поскольку оно формирует правильное речевое дыхание. Вначале следует петь по одному гласному звуку, простому в артикуляционном отношении. Ребенок тянет один звук, меняя его высоту то вверх, то вниз. Затем следует переходить к пению цепочек гласных звуков (2–4 звука). Цепочка гласных пропевается на длительном выдохе как один звук: а – о – у. Первый звук произносится достаточно громко, следующий тянется голосом с уменьшенной громкостью, последний тихо, и наоборот. Все звуки при этом пропеваются одинаково ровно без напряжения.
Следующий этап – пение слогов с согласными, не вызывающие затруднения у детей в произношении. И лишь затем следует приступать к разучиванию песен, выбор которых тоже должен быть продиктован правилом от простого к сложному. Хорошим материалом к таким занятиям являются народные песни с короткой музыкальной фразой.
Таким образом, постепенно происходит переход к работе над интонационной выразительностью фразы силой звука, модуляциями голоса. Здесь рекомендуется уделить внимание драматизации песен. Песенный репертуар подбирается с учетом возраста и эмоциональных особенностей детей. Использование фонограмм детский песен из мультфильмов и кинофильмов также вызывает у ребенка искренний интерес и эмоциональную активность.
Не менее важный аспект логопедической ритмики – развитие моторики с участием музыки и речи. Здесь на стоит фиксировать внимание на речи, так как ребенок увлечен выполнением упражнений под музыку, что позволяет снять напряжение артикуляционного аппарата, устранить болезненную концентрацию ребенка на своем дефекте.
Разучивание танцев с детьми старшего дошкольного возраста необходимо сопровождать счетом.
На этапе самостоятельной речи следует усложнить упражнения и игры. Основное их содержание в этот период – это упражнения на координацию движений со стихотворной речью.
Выводы по главе 1
Заикание – это сложное, тяжелое и длительное протекающее речевое нарушение. И, чтобы искоренить этот речевой дефект, нужны значительные усилия как самого заикающегося, так и всех специалистов, которые с ним работают.
Многие авторы отмечают, что преодоление заикания возможно при комплексном подходе с обязательным включением логопедической ритмики, которая представляет собой систему коррекционно-воспитательных упражнений, проводимых под музыкальное сопровождение и согласованных с речью детей. Все это положительно влияет на эмоциональное состояние и поведение и имеет большое значение для перевоспитания личности ребенка, для тренировки и коррекции как общей, так и речевой моторики.
?
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста
2.1Диагностика особенностей развития заикающихся детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальное исследование, направленное на выявление и преодоление темпо-ритмических нарушений у детей дошкольного возраста с заиканием, проходило на базе Научно-практического центра детской психоневрологии города Москвы. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с заикание в количестве 5 человек в возрасте 5-6 лет, которые были рекомендованы логопедом данного учреждения.
Сроки проведения исследования: с 2 ноября по 26 апреля. Исследование осуществлялось в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента мы провели обследование дошкольников, проведенные диагностические исследования позволили нам выявить уровень развития речи детей и наличие дефекта. С помощью логопедического обследования мы определили уровень сформированности языковых средств у детей с заиканием.
Логопедическое обследование заикающихся детей имело следующую
структуру:
- Сбор анамнестических данных.
- Состояние психических функций.
- Обследование состояния моторики (общей, артикуляционной и мимической моторики).
рук).
- Изучение симптоматики заикания и проявление заикания в различных формах речи.
- Состояние дыхательной функции и характеристика голоса.
- Состояние звукопроизношения заикающихся дошкольников.
- Обследование словарного запаса.
- Обследование грамматического строя речи.
- Изучение состояния словоизменения и словообразования.
- Изучение состояния связной речи.
Обследование заикающихся дошкольников носит комплексный характер. Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающихся. Логопед обследует состояние речи детей, их личностные особенности, развитие двигательных и психомоторных навыков. Прежде чем приступить к обследованию, логопед внимательно изучает медицинскую и психолого-педагогическую документацию.
Для определения задачи и содержания этапов коррекции темпо-ритмических нарушений у детей, необходимо знать форму заикания. Это, в свою очередь, требует проведения определенной диагностической работы, т.е. констатирующего эксперимента.
Во время обследования детей дошкольного возраста необходимо составить план действий/задачи:
? Для начала необходимо изучить анамнестические данные детей;
? Исследование личностных особенностей детей с заиканием;
? Наблюдение за группой детей дошкольного возраста с заиканием;
В исследовании принимали участие 5 детей дошкольного возраста с заиканием.
В основу обследования легла методика Л. И. Белякова. Данная методика была выбрана потому, что она позволяет провести комплексное обследование, охватывающие как речевые, так и неречевые возможности заикающегося ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию целенаправленной коррекции заикания.
Раскроем этапы и содержание работы, по которым проводилось обследование речи и других высших психических функций заикающихся детей.
Обследование началось со сбора анамнестических данных. На этом этапе уточнялись: дата рождения, сведения о семье, какая по счёту беременность, как протекали роды, проводилась оценка состояния ребенка по шкале Апгар, выяснялись особенности при рождении, заболевания ребёнка до 3 лет.
Далее анализировался речевой анамнез. На этом этапе мы изучали особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка; время появления: гуления, лепета, первых слов, фразовой речи; определялся необычный характер: первых слов, первых фраз; исследовались особенности темпа речи; устанавливался возраст появления первых признаков заикания и их выраженность; предполагаемая причина заикания; форма проявления заикания в инициальный период:
а) повторение звуков, слогов,
б) удлинение звуков,
в) обрыв слов,