Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические особенности личности осужденных, отбывающие наказание за корыстные и насильственные преступления (на примере УФСИН России по Ставропольскому краю)

kisssaaa0721 1650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.08.2021
Объект исследования – психологические особенности личности осужденных мужского пола за корыстные и насильственные преступления. Предмет исследования – ценностно-смысловая сфера личности осужденных мужского пола за корыстные и насильственные преступления, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Цель исследования – исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности осужденных за корыстные и насильственные преступления, эксперимент по применению психокоррекционной программы в работе с осужденными мужского пола, отбывающими наказание за корыстные и насильственные преступления, а также разработка рекомендаций по организации психокоррекционной работы с данной категорией осужденных. В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи: 1. Проанализировать теоретико-методологические подходы в отечественной и зарубежной литературе к изучению психологических особенностей осужденных мужского пола у осужденных, отбывающих наказания за корыстные и насильственные преступления в местах лишения свободы. 2. Рассмотреть пенитенциарно-психологические исследования психологических особенностей осужденных мужского пола, отбывающих наказание за корыстные и насильственные преступления. 3. Провести методику и организацию исследования психологических особенностей осужденных мужского пола, отбывающих наказание за корыстные и насильственные преступления 4. Провести анализ и интерпритацию результатов диагностики ценностно-смысловой сферы лиц, осужденных за корыстные и насильственные преступления 5. Провести экспериментальное исследование по коррекции психологических особенностей в сфере системы ценностей у осужденных лиц мужского пола, отбывающих наказание за корыстные и насильственные преступления. 6. Рекомендации по диагностики и психокоррекционной программы по работе с осужденными мужского пола, отбывающими наказание за корыстные и насильственные преступления В соответствии с объектом, предметом, целью и задачами исследования была сформулирована следующая гипотеза исследования: У лиц мужского пола, осужденных за корыстные и насильственные преступления наблюдаются различия в характеритке ценностно-смысловой сферы, знание которых позволит с высокой эффектиностью проводить коррекциоггую работу с целью исправления и ресоциализации. Методологическая основа исследования. Общеметодологические основы предопределили идеи системного подхода (Б.Г. Ананьев, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов), принципы детерминизма (C.Л. Рубинштейн), единства сознания и деятельности (В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн). Конкретно-научными ориентирами исследования выступили: Развитие и конкретизация субъектно-деятельностного подхода в теории личности К.А. Абульхановой- Славской, методологические принципы юридической психологии, обоснованные в работах А.Р. Ратинова, А.М. Столяренко, А.И. Ушатикова, В.М. Позднякова; концептуальные методы индивидуальной и групповой психокоррекции в работе с осужденными (В.Г. Деев, А.И. Ушатиков, М.Г. Дебольский, Д.В. Сочивко, С. Д. Хачатурян и др.). Организация и методика исследования. Исследование проводилось в четыре этапа: 1. Информационно-аналитический; 2. Эмпирический; 3. Экспериментальный; 4. Обобщающий – внедренческий. На первом этапе проведен анализ отечественных и зарубежных научных публикаций, нормативных актов, методологической и статистической литературы, для определения уровня актуальности и разработанности проблемы психологических особенностей у лиц мужского пола, отбывающие наказание в местах лишения свободы. На втором этапе исследования – эмпирическом – приняли участие 30 осужденных мужского пола, отбывающих наказание за корыстные и насильственные преступления в исправительной колонии № 6 по Ставропольскому краю, в возрасте от 25 лет до 45 лет. В соответствии с программой исследования на эмпирическом этапе осужденные мужского пола, отбывающие наказание в исправительной колонии обследованы комплексом методов и психодиагностических методик, таких как: беседа, анкетирование, наблюдение, анализ документов (личное дело, материалы обследований), а также методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, тест «смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, тест «Ценностных ориентации личности» Бубнова. Надежность и достоверность результатов оценивалось на основе методов математической статистики с помощью многомерного статистического анализа с использованием программы Psychometric Expert 9.1.1. На третьем этапе исследования экспериментально будет апробироваться результаты эмпирического исследования с помощью указанного методического инструментария 30 осужденных мужского пола, отбывающие наказание за совершение преступлений корыстного и насильственного характера. Исследованием были охвачены осужденные, отбывающие наказания в исправительном учреждении ФКУ ИК-№11 УФСИН России по Ставропольскому краю. На четвертом этапе будут проанализированы результаты, полученные из предыдущих этапов, и разработаны рекомендации по применению психокоррекционной программы для лиц мужского пола с целью изучения психологических особенностей ценностно-смысловой сферы личности осужденных за корыстные и насильственные преступления, а также в дальнейшем по взаимодействию персонала исправительной колонии с данной категорией осужденных. Научная новизна исследования состоит в том, что определена специфика формирования ценностно-смысловой сферы у лиц, осужденных за совершение корыстных и насильственных преступлений. Разработанысовременные практические рекомендации по психокоррекционной работе с осужденными, имеющими нарушения ценностно-смысловой сферы. Практическая значимость дипломной работы в заключается в обосновании комплекса психодиагностических методик по исследованию психологических особенностей личности осужденных за насильственные и корыстные преступления в период отбывания наказания. На основе экспериментальных и теоретических исследований разработаны основные направления организации психокоррекционной работы с осужденными за насильственные и корыстные преступления в зависимости от их особенностей ценностно-смысловой сферы. Основные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы психологами ФСИН России при разработке профилактической и психокоррекционной работы с осужденными, имеющими нарушения ценностно-смысловой сферы. Практическая значимость определяется востребованностью теоретических положений и методических рекомендаций при организации и проведении социально-психологической работы со спецконтингентом в ИУ. Внедрение полученных результатов исследования в пенитенциарную практику позволит повысить результативность процессов исправления и перевоспитания личности преступника. Обоснованность и достоверность основных результатов и рекомендаций исследования обеспечивались: избранной методологией, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Имеются различия в структуре и содержании ценностносмысловой сферы личности обучающихся и не обучающихся осужденных, Ценностно-смысловая сфера обучающегося осужденного характеризуется духовно-нравственной направленностью и доминированием общечеловеческих ценностей. Ценностно-мотивационная структура личности обучающегося осужденного отличается стремлением к достижению, социальному одобрению, осознанию необходимости сдерживать асоциальные мотивы и побуждения, отрицанием криминальной направленности, самостоятельностью в определении целей и жизненного пути. 2. В исправительном учреждении в процессе отбывания наказания система ценностей испытывает серьезные изменения, носящие ярко выраженный негативный характер. Основные факторы, влияющие на систему ценностных ориентаций, – это, уровень физиологического самочувствия, психоэмоциональный статус личности и адаптация к условиям исправительного учреждения. 3. Психологическая коррекция системы ценностных ориентаций, осужденных к лишению свободы в условиях исправительного учреждения возможна в ходе реализации индивидуальных психологических консультаций с использованием психотехник, воздействующих на отдельные составляющие системы. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений. Объем дипломной работы (без учета списка и литературы и приложений) составляет …. страниц печатанного текста. Работа иллюстрирована таблицами и графиками. Список литературы ….. источников.
Введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью реализации одной из целей Концепции федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)", а именно, сокращение числа лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, которое подразумевает, прежде всего, не допущение рецидива преступления, а именно, «сокращение уровня рецидивной преступности лиц, отбывших наказание, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи данным лицам». В Концепции развития УИС (2017-2025 годы) особый упор сделан на психолого-педагогическую работу с целью возродить и укрепить у осужденных стремление к общественно-полезной деятельности, соблюдению законов, правил и норм поведения в обществе, духовно-нравственную сферу и, что особенно важно, сферу планирования. В настоящее время количественно-качественные характеристики насильственной и корыстной преступности преступности остаются неблагоприятными, среди современных насильственных преступлений наиболее устойчивую и значительную часть составляют убийства, умышленное причинение вреда здоровью, истязания, изнасилования, разбои, насильственные виды грабежа, сопряженное с насилием хулиганство. В структуре всей преступности рассматриваемые преступления составляют около 20%. В последние годы изменился и тип преступника, совершающего насильственные преступные посягательства. Его отличают особая дерзость, цинизм, жестокость, криминальный расчет и хладнокровие в период подготовки и момент совершения преступного посягательства, уверенность в безнаказанности. В связи с этим изучение особенностей личности современного типа насильственного преступника имеет большую теоретическую и практическую значимость. Особого рассмотрения требуют индивидуальные, психологические особенности личности осужденных за насильственные преступления, очевидные и скрытые мотивы их преступного поведения. На наш взгляд, программы по ресоциализации данной категории осужденных будут более эффективными, если по отношению к ним в исправительных учреждениях (ИУ) психологи будут применять систему исправления, основанную на знании их психологических особенностей и на научно обоснованном психологическом воздействии, обеспечивающем кардинальное изменение личности. Степень научной разработанности темы исследования. В отечественной психологии изучение психологических особенностей личности: - в рамках общепсихологического подхода представлено в исследованиях К.К. Платонова , А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского, К.А. Абульхановой-Славской, Б.Ф. Ломова, Б.С. Голубева Э.А Асмолова, А.А. В.В. Знакова, Леонтьева А. Н, Гофмана А. Б., Дюркгейма, Э. С.Л. Рубинштейна, Б. Скинера, Холла Кэлвина С., Линдсей Гарднера и др.; - в рамках криминологии в исследованиях Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева, В.Е. Эминова, О.Г. Ковалева. - в рамках пенитенциарной психологии в исследованиях А.И. Ушатикова, Б.Б. Казака, В.В. Новикова. А,И. Мокрецова, А.И. Голубева, В.П. Шамиса А.В, С.В Познышева, М.Н Гернета,. А В. Кокурина, Д. А Кравцова.
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты психологических особенностей осужденных мужского пола, отбывающих наказание за корыстные и насильственные преступления 8 1.1. Проблема изучения психологических особенностей линости в отечественной и зарубежной психологии 8 1.2. Пенитенциарно-психологические исследования психологических особенностей осужденных мужского пола, отбывающих наказание за корыстные и насильственные преступления 14 1.3. Методика и организация исследования психологических особенностей осужденных мужского пола, отбывающих наказание за корыстные и насильственные преступления 22 Выводы по главе 1 29 Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей осужденных мужского пола, отбывающих за корыстные и насильственные преступления 30 2.1. Анализ и интерпритация результатов диагностики ценностно-смысловой сферы лиц, осужденных за корыстные и насильственные преступления 30 2.2 Эксперимен по применению психокоррекционной программы в работе с осужденными мужского пола, отбывающими наказание за корыстные и насильственные преступления 36 2.3 Рекомендации по диагностики и психокоррекционной программы по работе с осужденными мужского пола, отбывающими наказание за корыстные и насильственные преступления 52 Заключение 56 Список использованной литературы 58 Приложения 62
Список литературы

I. Нормативные акты и официальные документы 1. Уголовно – исполнительный кодекс Российской Федерации 2. Минюста РФ от 17 декабря 2007 г. N 238 II. Книги (монографии, учебники, учебные пособия) 3. Познышев, С.В. Основы пенитенциарной науки / С.В. Познышев, проф. ... Междунар. акад. наук в Тулузе. - М.: Мосполиграф, 1923. – 342с 4. Гернет М.Н. «В тюрьме. очерки тюремной психологии». По изд.: М., 1925. 5. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 136 с. 6. К.А. Абульханова-Славская. «Деятельность и психология личности». М.: Наука, 1980. 335 с. 7. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I —М.: Педагогика, 1983.— 392 с., ил.— (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР). 8. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во МГУ, 1986. 95 с. 9. К.К. Платонов «Структура и развитие личности»// Учебное пособие. 1986. 10. Учебник уголовного права: Общая часть / С. В. Бородин, В.Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова и др.; Под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. - М.: Спарк,1996. - 412 с. 11. Рабочая книга пенитенциарного психолога. Под ред. Мокрецова А.И., Голубева В.П., Шамиса А.В. М., 1998. 12. А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский «Основы теоретической психологии». М., 1998. С. 257-261. 13. Романов В.В. Юридическая психология. М.: Юристъ, 1998. — 488 с. 5. 14. Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология. История и современность. – М., 2000 15. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2001. 16. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. М., 2001. 17. Криминология. / Под ред. Долговой А.И. - Маркин В. Н. Акмеологические условия продуктивного формирования отношений личности обучаемого к себе /В. Н. Маркин // Акмеология.—2003.—№4.— С. 55—58. 18. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. — М.: «Логос», 2004. — 448 с. 19. В.В. Знаков «Психология понимания: Проблемы и перспективы». — М.: З 71 Изд во «Институт психологии РАН», 2005. — 448 с. 20. Голубева Э.А. «Способности. Личность. Индивидуальность»// Дубна: «Феникс+», 2005.-512с. 21. Гофман А. Б., Дюркгейм Э. «Социология» // История социологии в памятниках// Канон+РООИ "Реабилитация", 2006 – 352с 22. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание. Учебно-методическое пособие / Мокрецов А.И., Новиков В.В. - М.: НИИ ФСИН России, 2006. - 220 c. 23. Б.Ф. Ломов «Психическая регуляция деятельности. Избранные труды»// Институт психологии Российской академии наук, 2006. – 780 с. 24. Алауханов Е.О.Криминология. Учебник. – Алматы. 2008. - 429 с. 25. Причины преступности в местах лишения свободы : учебное пособие / Е. А. Антонян, А. В. Кокурин, Д. А. Кравцов [и др.]; под общ. ред. Е. А. Антонян. – Москва : Проспект, 2017. – 128 с. 26. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование: монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. 368 с. III Статьи, периодические издания 27. Морогин В.Г., Детков А.П. Особенности ценностно-потребностной сферы личности осужденных, отбывающих пожизненное и срочное лишение свободы // Сибирский психол. журн. Томск, 1996. № 2. С. 39–42. Рокич М. Методика «ценностные ориентации» // Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: «Издательство АСТ», 1997. С. 57–62. 28. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. 1999. № 5. С. 38–44. 29. Шестопалова Л.Ф., Перевозная Т.А. Ценностно-смысловая сфера личности со специфическими расстройствами и склонностью к противоправному поведению // Психол. журн. 2003. Т. 24. №3. С. 66–71. 30. А.Н. Карелин. Психологические тесты в двух томах. Том I. Изд. Владосс-пресс, М, 2007. 31. АнцуповА.Я.,ШипиловА.И.Словарьконфликтолога,2009г. 32. Степанчикова С.А., Криминология: Издательство: МИЭМП,: 2010,190 с. 33. Т.П. Линчук , И.М. Михалева , С.Г. Демченко / «Личностные качества осужденных за корыстные преступления, способствующие совершению данного вида преступления» /ВЕСТНИК ИрГТУ №7 (78) 2013. 34. Оленникова, М.В. Лучшие психологические тесты / М.В. Оленникова. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2020. - 640 c. IV Диссертации, авторефераты диссертаций 35. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: дис. д-ра психол. наук. Новосибирск, 2000. С. 216–222. V Интернет – документы 36. Характеристика личности осужденного (социально-психологический портрет). Под ред О.Г. Ковалева. М., 2004. Стр. 12-16. [Электронный ресурс]. URL: http://yurpsy.com/files/xrest/2/179.htm 34. М.К. Гайдай, Ю.Р. Герасимова «Ценностные ориентации осужденных к лишению свободы», 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-osuzhdennyh-k-lisheniyu-svobody 35. Э.Торндайк «Ум животных: экспериментальное изучение ассоциативных процессов (Animal Intelligence: An Experimental Study of the Associate Processes of Animals», 1898. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/thorndike.php 36. Б. Скинер «Вербальное поведение», 1957. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.univer.kharkov.ua/dist2020/materialy/Nevoenna/3.pdf 37. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер «Теория личности». М.: КСП+, 1997 – 720с. [Электронный ресурс]. URL: http://psylib.org.ua/books/holli01/index.htm
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические аспекты психологических особенностей осужденных мужского пола, отбывающих наказание за корыстные и насильственные преступления 1.1. Проблема изучения психологических особенностей личности в отечественной и зарубежной психологии Личность - системное качество индивида, определяемое включенностью индивида в общественные отношения, формирующиеся в совместной деятельности и в общении. Иначе говоря, всевозможные качества человека, возникшие непосредственно или опосредованно, вследствие того, что человек живёт в человеческом обществе, относятся к личности. Кроме того, личностью называют индивида, который обладает таким системным качеством и, следовательно, является субъектом социальных отношений и сознательной деятельности; Таким образом, личность - это человек, как представитель человеческого общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г.Ковалёв, В.С.Мерлин, К.К.Платонов, В.А.Крутецкий, А.И.Щербаков). Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К.Платонов . В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры: 1) - направленность личности; 2)- опыт; 3)- индивидуальные особенности психических процессов; 4)- включает биопсихические свойства. Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: 1) подструктура личности, названная «направленность личности», объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Черты личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания. 2) подструктура личности, названная «опыт» объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью. 3) подструктура личности, названная «особенности психических процессов», объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. 4) подструктура личности, названная «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента, возрастные свойства личности и её патологические. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы. А.В. Петровский понимал структуру личности, когда она рассматривается как «сверхчувственное» системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности). Первый аспект рассмотрения-интраиндивидная личностная атрибуция: личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту: личностная оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида. Второй аспект – интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой её определения и существования становится «пространство межиндивидных связей». Третий аспект рассмотрения метаиндивидная личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения:её важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качестве индивида, предлагается искать не только в нём самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его инобытия в них его персонализации. Сущность этой идеальной представленности в тех реальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность субьекта или его участие в совместной деятельности. «Инобытие» индивида в других людях не статичный отпечаток. Речь идёт об активном процессе, своего рода продолжении себя в другом, вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях. 80-90-е г. ХХ в. могут быть выделены в отдельный период развития психологии личности. Признаками этого периода, согласно К.А. Абульхановой-Славской , являются: -обращение к исследованию реальной личности. Отметим, что в 20-30 гг. ХХ в. советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в основном личности ребенка) - живущей и воспитывающейся в условиях советского общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению идеальной личности - личности советского человека, так называемой гармонически развитой личности. На современном этапе развития психологии интерес к изучению реальной личности возник снова; - сближение психологии личности и этики, обращение к нравственно-ценностным аспектам поведения, мышления и мотивации; - особое внимание к проблемам психического здоровья (психотерапии и консультированию); - благодаря разработке Б.Ф. Ломовым системного подхода, исследование конкретных проблем психологии личности (эмоций, способностей, мотивации) стали исследоваться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания. На основе таких системных исследований очень активно развивается типологический подход. Типологические исследования можно разделить на два направления: 1. Построение типологии по тем или иным заранее выделенным основаниям (априорная); 2. Обобщение существующих в реальности типов (апостериорная). Примером первой типологии может быть модель, предложенная Э.А. Голубевой . Она изучает способности и наклонности человека и полагает, что их первоосновой могут быть три особенности: активность, саморегуляция и направленность. Этот пример демонстрирует вариант типологии, подстроенной на структурной и структурно-функциональной модели личности и ее свойств. Типология Э.А. Голубевой построена по типу "организм - личность". Примером второй типологии, построенной не на структурных, а на функциональных принципах, является модель К.А. Абульхановой-Славской. Эта типология охватывает соотношение "личность - жизненный путь", а не "организм - личность", или "личность-деятельность". В основание типологии были положены - активность, как аналог направленности и саморегуляция. Выделены две формы активности: ответственность и инициатива. Саморегуляция рассматривалась как механизм активности, а последняя - как способность личности. В соответствии с одним из признаков современных отечественных исследований в области психологии личности активно начинают изучаться морально-нравственные особенности личностной организации. Это исследование идеалов личности, связи личностных и моральных механизмов (Н.В. Дубровина), моральных и интеллектуальных механизмов (А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, Л.В. Темнова). Так, в исследовании О. Николаевой, проведенном под руководством М.И. Воловиковой, проверялась гипотеза Л. Колберга об опережении морального развития интеллектуальным. В отечественном исследовании была получена типология, в которой первый тип соответствует представлению Л. Колберга о зависимости морального развития от интеллектуального (дети, не достигшие интеллектуального уровня, не рассматривали моральные задачи как проблемы). Однако второй тип - дети с невысоким интеллектуальным развитием демонстрировали высокий уровень морального развития. Это направление продолжает развиваться в русле психологии понимания (В.В. Знаков) . Феномен и закономерности понимания рассматриваются В.В. Знаковым с позиции исследования явлений "правды" и "лжи". В отличие от понятия истины, которая выражает общезначимую констатацию соответствия высказывания действительности, правда - категория, выражающая мировоззрение человека. Кроме того, правда, основана на традиции, вере, представлении о справедливости в отношениях между людьми. Феномен правды изучается Знаковым в соотношении с другим явлением психологии понимания - ложью, при этом она (правда) выражает соответствие знаний миру и (в отличие от истины) степень адекватности наших оценок социальных событий, является атрибутом канала коммуникаций. Степень правдивости сообщения всегда обусловлена целями говорящего и слушающего, поэтому правда всегда изучается в связи с оценкой мотивации коммуницирующего субъекта. В качестве конкретно-научной методологии изучения проблем личности в отечественной психологии принят деятельностный подход (или субъектно-деятельностный). А. Г. Асмолов отмечает, что в психологии понятие “деятельностный подход” чаще всего употребляется в двух значениях. В более узком смысле под деятельностным подходом понимается теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). В более широком смысле под деятельностным подходом понимается методологическое направление исследований, в основу которого положена категория предметной деятельности. Это направление стало исходным в исследованиях большинства отечественных психологов. Согласно данному подходу движущие силы и направленность развития определяются совместной деятельностью ребенка с взрослым. Основным условием психического и личностного развития является согласующаяся с логикой внешнего объекта, организованная другим человеком (взрослым) и совместно с ним выполняемая деятельность. Источники становления деятельностного подхода мы находим в теории деятельности А. Н. Леонтьева и его последователей. А. Н. Леонтьев утверждал, что личность человека “производится”, создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Таким образом, индивидное под влиянием развития и формирования человека изменяется, но не переходит в личностное. Личностное же новообразование формируется только под влиянием разнообразных и многочисленных форм деятельности человека. Совершая деятельность, человек производит свою личность. А. Н. Леонтьев отмечал, что в ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения, которые и характеризуют личность, составляют ее ядро. При этом виды и формы деятельности в процессе жизни человека естественно развиваются. Однако это приводит, по его словам, не просто к расширению “каталога”. Происходит центрирование их вокруг немногих, главнейших. Это и есть сложный процесс развития личности, который имеет свои этапы, свои стадии. Деятельностный подход в исследовании процесса развития личности обозначен А. Н.Леонтьевым в следующих словах: “формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг действительностей, который они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами”. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов - новых видов деятельности. В зарубежной психологии существуют немного другие подходы к пониманию и происхождению личности. Социогенетический подход старается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни ( Э. Дюркгейм) . Теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк , Б. Скинер ). Она объясняет социальное поведение личности, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека. Биогенетический подход кладет в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Так, С. Холл считал, что развитие личности проходит в свернутом виде такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т. д. Однако, в психологии большое значение также придавали системе ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др. Любая деятельность человека начинается с определения цели, достижению которой и будет посвящена эта деятельность. Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается в предмете, имеющем цену. Не смотря на то, что существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого» . И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни». Таким образом, направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения. 1.2. Пенитенциарно-психологические исследования психологических особенностей осужденных мужского пола, отбывающих наказание за корыстные и насильственные преступления Отечественные ученые-пенитенциаристы и практики всегда стремились разобраться в личности осужденного к лишению свободы. М.Н. Гернет изучал заключенных в условиях царской тюрьмы. Полученные им результаты наблюдения внутреннего мира человека, находящегося в изоляции, изложены в работе «В тюрьме. Очерки тюремной психологии» и актуальны в настоящее время» . Одной из первых работ, посвященных деятельности ИТУ в советское время, была книга С.В. Познышева «Основы пенитенциарной науки» (1923) . Ученый считал изучение осужденного необходимым условием правильной организации исправительных учреждений. При отсутствии достаточных данных о психологии преступника невозможно создание законченной системы пенитенциарных учреждений, невозможна та индивидуализация наказания, которая необходима для достижения последним его цели. Отечественные ученые-пенитенциаристы (Н.А. Рыбников, Н.В. Петровский, А.М. Рапопорт, Л.И. Айхенвальд и др.) особое внимание уделяли методике и технике изучения личности в условиях изоляции. Показательны в этом плане работы Ю.Ю. Бехтерева «Изучение личности заключенного. История, задачи, методика и техника» (1928) и Н.В. Петровского «Методика социально-психологического обследования заключенного» (1926). Изучение заключенного предусматривало выяснение администрацией: обстоятельств, при которых было совершено преступление; социальных влияний, которым подвергся заключенный в прошлом; индивидуальных особенностей его личности; особенностей поведения в местах лишения свободы; поведения заключенного в социальной среде общения; результатов пенитенциарно-психологического воздействия на него. Для этого рекомендовалось использовать систему методов: метод изучения материалов личного дела заключенного, автобиографический метод, метод объективного наблюдения и естественной записи, метод медицинского исследования, метод тестирования и др. Ведущие отечественные пенитенциаристы (М.Н. Гернет, Ю.Ю. Бехтерев, А.Е. Петрова, Б.С. Утевский) считали, что в основу изучения личности заключенного должен быть положен клинический метод. Например, еще Ю. Ю. Бехтерев подчеркивал, что изучение личности должно предшествовать пенитенциарному воздействию на нее и проникать во все звенья ИУ, обеспечивая решение следующих задач : ? правильной классификации в пределах одного исправительного учреждения; ? установление соответствующего режима для каждой категории заключенных; ? разумной организации трудовых процессов; ? целесообразной постановки школьной и внешкольной работы; ? правильного учета результатов пенитенциарного воздействия; ? повышение педагогической квалификации работников пенитенциарных учреждений. Наиболее представительными по численному составу в современном обществе являются категории осужденных, отбывающих наказание за преступления в корыстной направленности (грабеж, мошенничество, расхищение имущества). В психологическом плане механизмы совершения большинства преступлений против собственности имеют общую основу, которая выражается в устойчивости корыстных побуждений (мотивации) личности. Здесь мы сталкиваемся с проблемой отчуждения личности, формированием у нее системы негативных отношений к обществу или отдельным представителям, имеющим высокий социальный – экономический статус. Если мелкие хищения нередко обуславливаются повседневными потребностями, материальными трудностями, то крупные, как правило, корреспондируются с повышенным уровнем притязаний или явным стремлением доминировать в окружающей среде с помощью признаков материального благополучия. Для этой категории осужденных наиболее выраженными являются такие черты, как гибкость мышления, достаточно высокая интеллектуальная развитость, информированность, осторожность, расчетливость, практичность, недоверие к окружающим, приземленность стремлений, динамичность, потребность в самоутверждении и признании, достаточно высокий уровень самоконтроля. Психологическое обследование осужденных за преступления против жизни и здоровья выявляет у них сильную зависимость от других лиц. Осужденные за убийства предпочитают воспринимать внешнюю среду как враждебную. Проявляют импульсивность, агрессивность и расчетливость при любых социальных контактах, представляющих малейшую угрозу для их личной безопасности. Их собственная агрессия проецируется вовне, вследствие чего ситуации, в которые они попадают, воспринимаются нередко как потенциально опасные или угрожающие, хотя на самом деле этого может и не быть. Такие осужденные обладают достаточно устойчивыми представлениями и установками, которые с трудом могут корректироваться. Все затруднения и неприятности, с которыми они встречаются в жизни, интерпретируются ими как результат враждебных действий со стороны окружающих. Они не раскаиваются в совершенных преступлениях, в своих неудачах предпочитают обвинять других, а не себя. В условиях изоляции они часто стремятся играть роль «борца за справедливость» среди осужденных. Осужденные за насильственные преступления представляют определенную сложность при организации профилактической работы и осуществлении программ психолого-педагогического воздействия. Именно с ними связано наибольшее количество конфликтных ситуаций, а также иных нарушений режимных требований. Вследствие этого перед сотрудниками пенитенциарных учреждений ставятся задачи повышенного и постоянного контроля за их повседневным поведением и наблюдения за системой неформального взаимодействия. Результаты изучения индивидуально-психологических характеристик осужденных за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности показывают на неоднозначность и значительный разброс положений (статусов), которые они занимали до направления в ИУ – от лиц, ведущих законопослушный образ жизни до людей, имеющих проблемы с правоохранительными структурами, а также страдающими различными психическими расстройствами . Большая часть этих индивидов, по сравнению с другими категориями преступников (к примеру, убийцами или ворами), имеет низкую степень идентификации с традиционно понимаемыми в обществе ролями мужчины и женщины. Это имеет непосредственное отношение к их жизненным ценностям, культурным интересам, социальному и профессиональному статусу. Вся совокупность данной категории осужденных может быть условно разделена на три основных группы: ? лица, имеющие различные нарушения психосексуального развития; ? лицавыраженными характерологическими или психопатологическими особенностями; ? лица с нарушениями межличностного восприятия. Типичными индивидуально-психологическими чертами таких осужденных являются: рассогласование с общепринятыми нормами; снижение интеллектуальных способностей; подверженность поступков влиянию случая или ситуации, напряженность; низкий уровень контроля повседневного поведения; неуверенность в себе; отсутствие необходимых коммуникативных навыков и общепринятых образцов поведения, а также низкая выраженность ценностных ориентаций. В условиях лишения свободы осужденные за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности стремятся, как правило, не нарушать режим содержания, подчиняются требованиям администрации и представителям самодеятельных организаций. Они зависят от лидеров и членов неформальных групп отрицательной направленности, избегают конфликтных ситуаций, позитивно относятся к трудовой деятельности. В своём учебнике «Пенитенциарная психология» А.И. Ушатиков, Казак Б.Б. утверждали, что личность осужденного находится в динамике, поэтому ее нужно изучать постоянно, в течение всего времени пребывания осужденного в учреждении. Это позволит установить основные тенденции развития личности, вовремя заметить положительные качества и опереться на них, не дать возможности проявиться и закрепиться отрицательным тенденциям, устранить отрицательные качества, прогнозировать поведение осужденного, установить, когда возникло девиантное (делинквентное) поведение, каковы его причины и условия, наметить пути его устранения. Основная цель индивидуальной воспитательной работы с такими лицами должна заключаться в определении и поиске, прежде всего, жизненных ценностей личности преступника, а также проведении психокоррекционных мероприятий по развитию у них навыков позитивной мотивации во благо общества. 1.3. Методика и организация исследования психологических особенностей осужденных мужского пола, отбывающих наказание за корыстные и насильственные преступления Исследование проводилось в четыре этапа: 1. Информационно-аналитический; 2. Эмпирический; 3. Экспериментальный; 4. Обобщающий – внедренческий. Осужденные при одинаковых условиях отбывания наказания по-разному проявляют себя. Это связано прежде всего с тем, что осужденные, поступающие в ИУ имеют личный жизненный опыт, индивидуальную структуру психологических свойств и качеств. Попав в места лишения свободы и вступив в общение с лицами, еще более испорченными, человек как бы завершает свое формирование: у него складываются устойчивые антиобщественные взгляды, навыки, привычки, образ поведения. Он не чувствует нравственного пресса наказания, на что в целом рассчитано действие этой меры.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 75 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 65 страниц
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg