Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Изучение психологических механизмов возникновения буллинга в подростковой сфере

kisssaaa0721 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.08.2021
Объектом данной выпускной квалификационной работы является буллинг в подростковой среде. Предметом выступает профилактика буллинга в образовательной среде. Целью работы является изучение психологических механизмы, способствующих возникновению буллинга в подростковой среде. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: - Провести анализ теоретических и эмпирических исследований, посвященных проблемам насилия и буллинга в подростковой среде; - Рассмотреть личностные особенности участников буллинга в подростковой среде; - Определить причины и последствия буллинга в подростковой среде; - Изучить психологические характеристики подростков, участников буллинга в образовательной среде. На примере исследования буллинга в классе. - Проанализировать и интерпретировать полученные результаты. Гипотеза: высокий уровень агрессивности и низкие показатели социального интеллекта являются механизмами возникновения буллинга у отдельных детей в классе. В ходе исследования были использованы как теоретические методы – поиск и анализ литературы в рамках темы, так и эмпирические – анкетирование, опрос.
Введение

Актуальность исследования. В последнее время очень много внимания уделяется теме буллинга. Он существовал на протяжении многих веков, однако название данному феномену дали относительно недавно. Буллинг традиционно рассматривался как этап взросления и своеобразный элемент воспитательного процесса. Но современные исследования дали возможность более ясно увидеть причины и пути эскалации буллинга. Наибольший вклад в освещение проблемы буллинга внесли скандинавские исследователи, такие как шведский школьный врач Петер-Пауль Хайнеманн, норвежский психолог-исследователь Дан Ольвеус, педагог и социолог Эрлинг Георг Руланн, эстонско-шведский когнитивный психолог Анатоль Пикас. Как отмечают эксперты (И. В. Волкова, Н. М. Моисеева, М. В. Сафронова, Д. Н. Соловьев и др.), всё чаще наблюдается жестокость во взаимоотношениях детей, унижения и насмешки, которые становятся причиной личностных деструкций, депрессивных состояний, соматических и аутоиммунных заболеваний вплоть до попыток суицида. Определённые опасения в последние годы вызывает наблюдаемая тенденция снижения возраста детей, подвергающих насилию других, а также преднамеренный и насильственный характер. По разным данным, от 25 до 75% современных российских подростков хотя бы раз участвовали в буллинге (Собкин, Маркина 2009). Стоит обратить пристальное внимание на то, что по статистическим данным Россия находится в десятке первых стран, в которых совершаются акты буллинга среди подростков в возрасте 11-14 лет. На сайте информационного агентства ТАСС приводится статья со следующими данными: «До трети российских школьников подвергаются травле, сообщает и. о. директора Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Тигран Епоян в рамках Ленского образовательного форума «Открытая школа: человек – институт образования». В России на период 2016 г. среди 11-летних школьников 23% девочек и 27% мальчиков подвергались буллингу не менее двух-трех раз в месяц. Также, 32% подростков совершают насильственные действия против своих сверстников и около 27% школьников становятся жертвами буллинга» 33]. Данная тема имеет высокую актуальность в силу существования тяжелых последствий буллинга у всех участников. Несмотря на то, что в изучении буллинга и его последствий добились высоких результатов, а также разработали способы преодоления буллинга, изучение этого феномена необходимо продолжить.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БУЛЛИНГА В ПСИХОЛОГИИ 5 1.1 Понятие буллинга как психологического феномена 5 1.2 Характеристика типов поведения в буллинге, их субъектный состав 21 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 28 2. 1 Организация и методы эмпирического исследования 28 2.2 Результаты исследования, анализ и интерпретация данных 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37 ПРИЛОЖЕНИЕ 41
Список литературы

1. Ажиев, В. В. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей / В. В. Ажиев // Теория и практика общественного развития. – 2012. - №5. – С. 288-291. 2. Бердышев, И. С. Медико-психологические жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики: практическое пособие для врачей и социальных работников / И. С. Бердышев, М. Г. Нечаева. – Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный центр «Семья», 2005. С. 76. 3. Бочавер, А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен/ А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. - № 3. – С. 149-159. 4. Быкова, Е. А. Проблема профилактики буллинга в образовательной организации / Е. А. Быкова, С. В. Истомина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. - №3. – С. 75-78. 5. Волкова, Т. Г. Особенности образа Я личности, считающей себя испытавшей насилие: дис, канд. Психол. Наук: 19.00.01 / Волкова Татьяна Геннадьевна. – Барнаул, 2004. – 271 с. 6. Газман, О. С. Педагогическая поддержка как инновационная проблема / О. С. Газман. Москва: Новые ценности образования: десять концепций и эссе, 1995. – 119 с. 7. Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. - № 105. – 159-165с. 8. Глазырина, Л. А. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях / Л. А. Глазырина, М. А. Костенко; под ред. Т. А. Епояна – Москва: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с. 9. Горбунова, Н. Е. Анализ риска возникновения буллинга в психолого-педагогическом пространстве инклюзивной школы / Н. Е. Горбунова, Г. К. Труфанова, Е. В. Хлыстова // Педагогическое образование в России. – 2015. - №8. – 63-68с. 10. Гребенникова, О. А. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников/ О. А. Гребенникова, М. И. Добролюбова // Концепт. – 2017. – №9. – 13-18с. 11. Грибанова, Д. Я. отношение старшеклассников к буллингу и его участникам / Д. Я. Грибанова, Р. Р. Калинина, Л. И. Максименкова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. - №3(26). – 67-71с. 12. Дахин, А. Н. Буллинг в школе и не только / А. Н. Дахин // Сибирский педагогический журнал. – 2015. - №6. – 208-214с. 13. Дементий, Л. И. Личностные риски и социальные угрозы школьного насилия / Л. И. Дементий, В. Е. Купченко // ОмГУ. – 2015. - №1. 6 -14 с. 14. Долгова, А. И. Криминология: учебник для вузов / под общ. Ред. А. И. Долговой. – Москва, 2010. – 890 с. 15. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. – Москва: «Академия», 2000. – 528 с. 16. Ершов, Д. А. Школьное насилие как социально-педагогическая проблема/ Д. А. Ершов // Актуальные проблемы семейной педагогики. – 2012. - №2. – 32-39с. 17. Женодaрова, Е. Д. Методические рекомендации по снижению частоты ситуаций буллингa в школе для учителей и других специалистов, работающих в школах / Е. Д. Женодaрова, К. Д. Хломов. – Москва: Центр «Перекресток», 2014. – 57с. 18. Ивaнченко, Р. Б. Современные подходы к определению и классификации школьного насилия / Р. Б. Иванченко, В. С. Соловьев // Вестник ВИ МВД России. – 2014. - №3. – 128-132 с. 19. Кон, И. С. Мальчик – отец мужчины / И. С. Кон – Москва: Время, 2010. – 704 с. 20. Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться / И. С. Кон // Семья и школа. – 2006. - №11. – 15 -18 с. 21. Кривцовa, С. В. Буллинг в школе и сплоченности неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию / С. В. Кривцова – Москва: Федеральный институт развития образования, 2011. – 120с. 22. Кривцова, С. В. Травля в ученической среде: как понимать, противостоять и не бояться? / С. В. Кривцова // Известия АСОУ. Научный ежегодник. 2015. – Т.2. - №3. 52-59 с. 23. Кутузова, Д. А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать / Д. А. Кутузова // Журнал практического психолога. – 2007. - №1. – 72-90 с. 24. Лейн, Д. Детская и подростковая психотерапия / Д. Лейн, Э. Миддер. – Санкт-Петербург, 2001. – 16 с. 25. Лященко, К. В. Работа социального педагога по профилактике школьного буллинга / К. В. Лященко // Таврический научный обозреватель. – 2016. - №2(7). – 201-205 с. 26. Макарчук, А. В. Психологические последствия насилия у детей 10-13 лет: дис., канд. Психол. Наук: 10.00.13 / Макарчук Анна Владимировна. – Москва, 2004. – 178с. 27. Маланцевa, О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцевa // Социальная педагогика. – 2007. - №4. – 90-92с. 28. Мальцева, О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О. А. Мальцева // Вестник Тюменского государственного университета. – 2009. - №7. – 51-54с. 29. Моисеева, Н. М. Проблема профилактики буллинга в школьной среде / Н. М. Моисеева, М. В. Сафронова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2015. – Т.24 - №2. – 114-121с. 30. Мухаркина, А. К. Психологические закономерности и проявление буллинга в детском возрасте / А. К. Мухаркина. – Томск: Изд-во Томского университета, 2004. – 147с. 31. Ожиева, Е. Н. Буллинг как разновидность насилия / Е. Н. Ожиева – Киев: Рута, 2008. – 320 с. 32. Ольвеус, Д. Буллинг в школе: Что мы знаем и что мы можем сделать?/ Д. Ольвеус – Оксфорд, 1993. – 135с. 33. Петросянц, В. Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде / В. Р. Петросянц // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - №6. – 151-154с. 34. Синягина, Н. Ю. Школа без насилия / Н. Ю. Синягина, Т. Ю. Райфшнайдер. – Москва: АНО «Цнпро», 2015. – 150с. 35. Соловьев Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста / Д. Н. Соловьев //Интернет-журнал Науковедение. – 2014. - №3(22). – 155-165с. 36. Соловьев, Д. Н. Потенциал первичного коллектива в профилактике буллинга среди подростков / Д. Н. Соловьев // Теория и практика общественного развития. – 2015. - №4. – 149-153с. 37. Шахова, Р. М. Современные психолого-педагогические исследования проблемы школьного насилия / Р. М. Шахова, О. П. Омарова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2014. - №2. – 161с. 38. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №7 [Электронный ресурс]: МБОУ г. Апатиты «Средняя общеобразовательная школа№7». – Режим доступа: https://autism-frc.ru/companies/1201
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БУЛЛИНГА В ПСИХОЛОГИИ 1.1 Понятие буллинга как психологического феномена В настоящее время в обществе всё чаще отмечаются распространение негативных тенденций межличностных взаимоотношений, особо сильно это можно отметить в подростковом возрасте, когда формируются новообразования: чувство взрослости, склонность к рефлексии, развитие самосознания, половое созревание, особое развитие волевых качеств, потребность в самоутверждении и самосовершенствовании. Негативные тенденции чаще всего выражаются в форме агрессивного поведения, которое имеет насильственный характер, давление на личность, что можно определить, как одну из форм буллинга. Прежде всего, чтобы рассмотреть такой феномен, как буллинг, необходимо обратиться к определению насилия в общем. Как отмечает Р. Д. Шарапов, насилие – это посягательство на личную безопасность человека в виде умышленного неправомерного причинения физического или психического вреда потерпевшему вопреки (против или помимо) его воле путём энергетического (физического) или информационного (психического) воздействия на организм (органы, ткани, функции, психику) человека [42, с.3]. Опираясь на это определение, действительно хочется отметить, что такую проблему как насилие необходимо разбирать с точки зрения причинения определённого вреда через негативное воздействие на психофизиологического состояние личности. Рассмотрим также ещё одну характеристику понятия насилия, А. И. Долгова говорит следующее: «В русском языке насилие трактуется широко: - применение физической силы кому-нибудь; - принудительное воздействие на кого-либо, что-либо, применение силы для достижения чего-нибудь; - притеснение, беззаконие» [14, с.125]. Из выше описанных слов можно сделать вывод, что действительно это явление имеет различные аспекты, которые в свою очередь носят криминологические последствия посягательства на права и свободы человека, на его личную неприкосновенность, что в свою очередь для государства должно стать определённым знаком внимания к охране данных положений. Далее хотелось бы уделить внимание немаловажному явлению – насилие в условиях образовательной среды, ведь большую часть времени подростки проводят в школе, тем самым именно школа становится основной средой для коммуникации и взаимодействия со сверстниками. Как упоминает Д. А. Ершова, школьное насилие – это различные систематические действия обидчика по отношению к жертве, направленные на унижение посредством физической, психологической, экономической или сексуальной агрессии [16, c.33]. Таким образом, можно сделать вывод, что насилие носит антиобщественные и девиантные установки. Эти действия могут выражаться через противоправное поведение, которое направленно на причинение вреда жертве, определяемого общественной опасностью. Теперь вернёмся к самому понятию буллинг. Многие современные исследователи определяют насилие таким понятием как буллинг, которые мы рассмотрим далее. Обращаясь к словам К. В. Лященко, данные термин впервые ввёл английский журналист Эндрю Адамс в начале 90-х годов XX века. Примерно в то же время появилось понятие «школьный буллинг». Во многих современных странах так же довольно часто употребляют слово «моббинг» (групповое явление, агрессия одной команды против другой или против одного лица) [25, c.201]. Исходя из этого, можно прийти к такому выводу, что термины действительно точно и полно классифицируют проблему насилия в образовательной среде, массово проявляются в обществе и определяют взаимообусловленный характер. Сейчас рассмотрим подробнее исследования зарубежных и отечественных психологов в понимании проблемы буллинга. Л. И. Дементрий говорит о том, что в зарубежной психологии проблема насилия, обозначаемая научным термином «буллинг», имеет более долгую и масштабную историю изучения по сравнению с российскими исследованиями. Основными инициаторами и разработчиками данной проблемы являются норвежские специалисты Д. Ольвеус, А. Пикас и Е. Д. Роланд, в Великобритании в этом напрвлении успешно работают психотерапевты Д. Лейн и Э. Миллер, в американской школе изучения данной проблемы – психологи и психотерапевты А. М. Хорн, Б. Глейзер и т.д. [13, c.7]. Действительно, сейчас проблема буллинга носит массовый характер, в связи с чем зарубежные учёные прилагают много усилий для изучения данного феномена, что подтверждают многие научные работы. Однако если посмотреть на исследования в российском обществе, то можно заметить, что такую проблему, как буллинг ещё исследовали не до конца, и она только начинает развиваться в качестве предмета профилактики. В зарубежных исследованиях такие авторы как А. А. Бочавер, К. Д. Холмов обращают наше внимание на следующее: «В 1993 г. Норвежский психолог Д. Ольвеус опубликовал ставшее общепринятым определением травли в среде детей и подростков: буллинг (травля) – это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы» [3, c.149]. Опираясь на это определение можно выделить, что буллинг включает в себя несколько моментов, таких как систематизация агрессивного поведения, а именно целенаправленного и повторяющегося из раза в раз; социальное неравенство между жертвой и обидчиком, потому как, насилие зачастую возникает при неравном соотношении сил. Далее обратимся к исследованиям английских психотерапевтов, таких как Д. Лейн и Э. Миллер. В начале XX века учёные описали школьную травлю, рассматривая буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребёнку (другим детям) [24, c.4]. Рассматривая данное определённых авторов, следуют обратить внимание на то, что они отмечают особо агрессивный, жестокий характер данного явления, а также указывают на то, что буллинг может возникать не только между двумя людьми – жертвой и обидчиком, но и в целой группе, коллективе людей, что может повлечь за собой более серьёзные негативные последствия. Не забудем также отметить изучение данного феномена со стороны американской школы, в частности обратимся к таким учёным как А. М. Хорн и Б. Глейзер. В своих исследования Д. Я. Грибанова делает замечание о том, что в американском подходе изучения буллинга психологическая ассоциация выделяет буллинг как форму агрессивного поведения, в которой кто-либо преднамеренно и многократно причиняет вред или неудобство. Буллинг может принимать форму физического контакта, слов или более изощрённых действий [11, c.67]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что помимо вышеуказанных моментов, буллинг также включает в себя форму вербального взаимодействия, которое также может рассматриваться как травля. Таким образом, буллинг выражается не только в форме физического насилия, но в тоже время может проявляться психологическом насилии. Далее мы обратимся к изучению проблемы буллинга в отечественных подходах, представителем которого является Л. В. Потапова, она даёт следующее определение данного явления: «Буллинг – это длительное насилие, физическое или психологическое, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в данной ситуации» [35, c.114]. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в данном определении насилие направленно на человека уязвимого, чем-то отличающегося от других, без возможности самостоятельно защититься, что связано с отсутствие защитного механизма. Ещё одним отечественным исследователем выступает И. С. Кон, который внёс определённый вклад в развитие феномена буллинга, он определяет термин «буллинг», как запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [20, c.15]. Если рассмотреть это глубже, то действительно так, травля помимо физического и психологического воздействия на человека, так же включает в себя желание преследовать и запугивать жертву, чтобы в будущем активно проводить различного рода манипуляции над ней, негативно сказывающиеся на психике подростка. Также обратимся к Д. Н. Соловьёву, который указывает, что буллинг в школьном классе является деструктивным способом реализации естественной потребности подросткового сообщества в формировании внутригрупповой структуры класса, основанной на принципе доминирования [40, c.137]. Таким образом, можно отметить, что проявление буллинга является одной из характерных особенностей пубертатного периода, так как в подростковом возрасте дети, в первую очередь, соотносят себя с коллективом, в котором они социализируется. Вследствие чего, подростки склонные быть агрессорами, преследователями, в структуре буллинга стремятся занять авторитетную позицию, быть доминантами. Обратимся к ещё одному отечественному подходу, предложенный Е. Н. Ожиевой: «Умышленное, не носящее характера самозащиты и её несанкционированное нормативно-правовыми актами государства, длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы, которые имеют определенные преимущества относительно индивида, и которое происходит преимущественно в организационных коллективах с определенной личной целью» [31, c.26]. Действительно, в определении данного термина автор отмечает, что буллинг носит противоправный характер, что это нигде не закреплено нормативными законодательными актами, что в какой-то мере несёт безнаказанность за совершённые действия. Для того, чтобы не допускать ситуаций возникновения буллинга необходимо проводить профилактику, но её могут осуществлять государственные органы и учреждения, вследствие чего возникает острая потребность законодательного закрепления данной деятельности. Существуют различные подходы к изучению буллинга. С некоторыми из них мы уже ознакомились, но рассмотрим ещё один, который имеет немаловажно значение. А. А. Бочавер и К. Д. Холмов отмечают, что существует три подхода к изучению буллинга, а именно «диспозиционный», в котором внимание сосредоточено на индивидуальных особенностях участников ситуации травли, внутриличностных предпосылках, которые способствуют тому, что ребёнок оказывается в них жертвой или агрессором. Во втором, условно, «темпоральном», подходе изучается неравномерность реализации рисков на протяжении жизненного пути и подчеркивается существование периодов сензитивности в связи с жизненными событиями, при переживании которых повышается уязвимость ребёнка. Третий – назовём его «контекстуальным» - подчеркивается роль среды, микроклимата группы и системных процессов в сообществе в том, что доминирующим способом взаимодействия между людьми становится способ, основанный на неравенстве власти [3, c.155]. Опираясь на слова А. А. Бочавер и К. Д. Холмова, можно сделать вывод, что все перечисленные подходы включают в себя основные факторы возникновения буллинга. Поэтому очень важно отличать ситуацию буллинга от обычного конфликта между двумя детьми или коллективом в целом, критерии травли должны быть чётко определены. Обратимся к следующим авторам Р. Б. Иваченко и В. С. Соловьёв, которые при исследовании явления буллинга, выделили следующие признаки: - буллинг осуществляется в целях дискредитации жертвы в глазах сверстников, выставления ее никчемной, «ущербной» и т.д.; - буллер и его соратники негативно реагируют на различные действия жертвы (например, ответ у доски, случайное падение тетради или ручки, звонок мобильного телефона на уроке и т.д.); - буллинг всегда подразумевает умышленный характер действий по отношению к жертве [18, с.129]. Как уже отмечалось ранее, буллинг носит целенаправленный характер со стороны агрессора по отношению к жертве, это негативно сказывается на развитии её личности, на социализацию. Так же стоит отметить, что агрессор проявляет лидерские качества в группе, осуществляя насилие. Впоследствии выстраивается линия определённого стереотипного поведения по отношению к человеку, иногда это поведение реализуется инстинктивно. Далее мы перейдём к рассмотрению классификации буллинга для того, чтобы раскрыть этот феномен более полно. А. Н. Дахин в своих трудах упоминал, что буллинг можно разделить по нескольким основаниям: - по степени активности: агрессивный и пассивный буллинг; - по возможным последствиям: компенсаторный и виктимный; - по временным рамкам ситуативный и постоянный; - по сфере распространения: аудиторный, информационно-коммуникативный (или кибербуллинг), досуговый; - по адресной направленности: буллинг, направленный на детей из малообеспеченных семей, на детей с ограниченными возможностями и способностями, на одаренных детей и на приезжих (новеньких) [12, с.212]. Опираясь на все вышеперечисленные критерии, с уверенностью можно сказать, что ту или иную ситуацию, где проявляется подобная травля, относят к буллингу. Подобное проявление целенаправленной агрессии может быть вызвано желание личного статуса и компенсации уровня самооценки. В ином же случае, ситуация буллинга будет проявлять в пассивной форме, характеризующаяся асоциальным воздействием на жертву с целью самозащиты. Немаловажным признаком является то, что буллинг зачастую направлен на группу лиц, находящуюся в опасном социальном положении или попадает в «группу риска». Такие дети, как правило, не способны самостоятельно защититься, противостоять преследователю, достаточно уязвимы в психофизиологическом плане. Ещё одну классификацию, которую мы рассмотрим предлагает нам Д. Я. Грибанова, Р. Р. Калинина, Л. И. Максименкова: «Чаще всего выделяют такие разновидности буллинга, как физический; психологический, или эмоциональный (манипулирование сознанием жертвы, чтобы вызвать у неё беспокойство, тревогу, боль); вербальный буллинг, кибер-буллинг; моб-буллинг (обращение к бандам, экстремистским, или криминальным группам)» [11, с.67]. Таким образом, буллинг подразделяется на несколько видов, в зависимости от способа воздействия на жертву. Это воздействие может осуществлять как лично, так и с помощью сети Интернет. Также хотелось бы заметить, что каждый из выше перечисленных видов буллинга имеет негативную окраску, которое может повлечь за собой определённые последствия, связанные с изолированностью подростка из первичного коллектива, нарушениями при определённом этапе формирования личности участника травли. Буллинг это довольно распространённое явление, в связи с чем он имеет несколько форм, в зависимости от характера воздействия. Обратимся к таким авторам, как А. А. Бочавер, К. Д. Холмов, она различают травлю прямую, когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, и косвенную – распространение слухов и сплетен, бойкотирование, избегание, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней – мы с тобой не друзья»). Также могут использоваться сексуально окрашенные комментарии и жесты, угрозы, расистские прозвища [3, с.150]. Итак, буллинг выражается в двух формах, в зависимости от того, каким образом, агрессор будет воздействовать на жертву. Прямая травля в основном относится к физическому насилию или выманивании ценных вещей. Этот вид буллинга в большей степени сказывается негативно на психофизическом развитии личности, последствия могут быть довольно серьёзными. Что касается косвенной травли, то здесь она проявляется в менее агрессивных формах и решается легче нежели прямой буллинг. Однако здесь велика вероятность того, что косвенный буллинг, если его не прекратить впоследствии приведёт к развитию прямого буллинга, что характеризуется взаимообусловленностью рассматриваемых процессов, а также определяет необходимость формирования профилактических мероприятий этого явления. Очень важным замечанием является гендерная особенность распространения буллинга. В своих работах И. С. Кон обращает наше внимание на то, что ситуация буллинга значительно чаще распространена среди мальчиков, и это считается «нормальным» аспектом подлинно мужских отношений. Юноши-старшеклассники чаще задираются и «травят» друг друга, чем девушки [19, с.286]. Таким образом, хотелось бы отметиться, что такое негативное явления, как буллинг, наиболее характерно для подростковой среды, что обусловлено особенностями данного возрастного периода и характером межличностного взаимодействия представителей мужского пола. Данной группа имеет определённые характеристики, такие как, например, «лидер группы», за счёт чего происходит самоутверждение, повышение самооценки, установление собственного авторитета в первичном юношеском коллективе. Далее мы подробнее рассмотрим конкретные разновидности буллинга. Автор С. В. Кривцова говорит нам о том, что психологический буллинг предполагает насилие, связанное с действием на психику, наносящую психологическую травму путём словесных оскорблений, угроз, преследования, запугивания, которыми умышленно причиняются эмоциональные страдания [21, с.59]. Таким образом, психологическое насилие предполагает под собой определённые действия, которые впоследствии приводят к нарушению психического здоровья человека и эмоционального состояния жертвы. Следующий автор, к которому мы обратимся, это Р. Б. Браченко, в своих исследованиях он выделяет такой вид буллинга, как эмоциональное насилие: «Насмешки, присвоение кличек, с которыми постоянно обращаются к ученику, тем самым раня и оскорбляя его; бесконечные замечания, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр. Этот вид буллинга зачастую направлен на тех жертв, которые имеют заметные отличия во внешности, акцент или особенности голоса, высокую или наоборот низкую успеваемость, включается в себя предвзятое или отличительное обращение с ребенком на основании его пола, национальности или этнического статуса. Обзывания также могут принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика. Использование анонимных телефонных звонков – очень распространенная форма эмоционального насилия, жертвами которого могут стать не только ученики, но и учителя [18, с.129]. Статистика показывает, что данный вид травли является наиболее распространённым явлением. Чаще всего данный вид буллинга осуществляется в присутствии группы людей, направлен на конкретного человека по определённым внешним признакам или же по особенностям развития организма. Эмоциональная травля негативно воздействует на поведение человека, его настроение, чувства. Хотелось бы также отметить, что при эмоциональной травле психологический климат в группе имеет низкие показатели, фон становится более напряжённым, взаимоотношения между учениками становятся довольно сложными, возможно возникновение более серьёзны конфликтов. Следующий вид буллинга, который мы рассмотрим в своих работах упоминает Л. В. Потапова. Физическое насилие – это буквальное применение физической силы к ученику. Такой буллинг включает в себя толкания, удары ногой, кулаком, нападение или избиение жертвы. Буллинг не так часто проявляется в форме физического насилия [35, с.114]. Как уже отмечалось выше, данный вид буллинга несёт за собой непосредственное нанесение увечий человеку, путём применения физической силы. Это крайняя форма проявления буллинга и наиболее серьёзная по отношению к агрессору, так как она действительно может понести за собой серьёзные последствия, вплоть до уголовного наказания. Далее стоит не забыть упомянуть такой вид буллинга как экономическое насилие, что довольно часто встречается в коррекционных классах. Это явление в полной мере отображено в работе Р. Б. Иванченко, который говорит нам о том, что экономическое насилие проявляется в вымогательстве, порче чужих вещей, хищений. Чаще всего предметом вымогательства становятся деньги, чаще всего предметом вымогательства становятся деньги, тем не менее, вымогаться могут также завтраки или обеды. Ребенка могут принудить к совершению хищения чужого имущества. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву [18, с.130]. Анализируя все выше перечисленные классификации буллинга, можно сделать следующий вывод, что в различных подходах к изучению данного феномена как в зарубежной, так и в отечественной психологии насчитываются многочисленные определения данного явления, поэтому необходимо, как итог, сформулировать точное представление данного термина. Аккумулируя все данные, буллинг предполагает под собой целенаправленное, систематическое, агрессивное поведение, длящееся довольно долго, которое направлено на унижение личности человека, посредством причинения физического и (или) психологического вреда одним человеком или же целой группой людей в отношении конкретной личности. Буллинг может проявляться через различные формы насилия, но наиболее часто встречаемые это психологический и физический буллинг. Школьная травля довольно актуальная проблема, которая встречается практически в каждой школе, зачастую носит скрытый характер и может привести к серьёзным последствиям, таким как, например, определённые психотравмирующие ситуации, вследствие из-за которых могут возникнуть трудности в становлении личности подрастающего поколения, поэтому необходимо продолжать изучение этого явления. Далее мы прейдём непосредственно к причинному комплексу и к его возможным последствиям. Это очень важный аспект в изученнии данного явления, так как оно оказывает негативное воздействие на психику человека, на его социокультурное развитие. Травлю всегда необходимо предотвращать на стадии завязки, до того, как она возникнет, что будет способствовать нормальному развитию взаимоотношений в коллективе. Возникновение буллинга обусловлено комплексной системой развития негативного, девиантного поведения подростка. В научной литературе существует много классификаций причин возникновения буллинга в подростковой среде, однако мы остановимся подробнее на нескольких из них. Так А. Д. Маланцева говорит нам о том, что буллинг может быть вызван совокупностью индивидуально-личностных и социальных факторов. Индивидуально-личностными факторами, способствующими возникновению буллинга, такие характеристики школьника, как: агрессивность, слабая учебная мотивация и успеваемость, низкий уровень воспитанности, ранняя половая жизнь, ранняя судимость, склонность к доминированию. При этом мотивами буллинга могут служить зависть, месть, самоутверждение, борьба за власть, желание быть в центре внимания, стремление удивить, разрядиться и «приколоться», чувство неприязни [27, с.92]. Таким образом, можно сделать вывод, что это действительно так, буллинг разделяют на личностные, которые раскрывают мотивационные установки каждого ученика, участвующего в травле, а также различные социальные факторы, которые влияют на формирование буллинга в зависимости от общественных процессов. И также стоит отметить индивидуально-личностные особенности ребёнка, при наличии которых он наиболее подвержен вовлечение в ситуацию буллинга. Следующий автор, к которому мы обратимся это Д. Н. Соловьёв, который отмечает, что широкому распространению буллинга среди школьников подросткового возраста способствовало резкое сужение пространства социального взаимодействия подрастающего поколения, которое в настоящее время главным образом происходит в виртуальном пространстве в социальных сетях, при этом непосредственное взаимодействие подростков сведено к минимуму. Школа является обязательным для посещения всеми подростками учреждения. Одним из немногих пространств, где на регулярной основе в течении длительного времени осуществляется общение [39, с.149]. Исходя из выше перечисленных слов, можно сделать вывод, что у подрастающего поколения недостаточно хорошо сформирован компонентом межличностного общения, это может быть связано с высокой информатизацией общества в последнее время. Регулярно посещая учебное заведение, без явных пропусков, среднестатистический подросток не имеет в полной мере развитых коммуникативных навыков, что является одним из важнейших компонентов социализации личности. Поэтому при предупреждении возникновения буллинга в коллективе необходимо применять различные методы работы, которые будут направлены на развитие межличностных отношений, умения их построить, как с отдельным человеком, так и с коллективом в целом. Как мы уже упоминали, помимо индивидуально-личностных особенностей подростков, в возникновении и распространении насилия отводится важное место для различных общественных процессов. Такие процессы отмечает С. В. Кривцова: - семейное неблагополучие (низкий социально-экономический статус, смена родителя (появление мачехи, отчима или опекуна), внутрисемейные конфликты, регулярное наблюдение проявлений агрессии в ближайшем окружении, семейное и сексуальное насилие, гиперопека или гипоопека); - конфликтогенная среда в классном или школьном коллективе между обучающимися, провокационно поведение учителей (унижение, саркастические высказывания, угрожающие жесты, привилегированное отношение и т.д.)); - отсутствие контроля за поведением обучающихся со стороны школьного персонала (например, отсутствие желания противостоять властолюбивому поведению учащихся); - трансляция насилия в СМИ [22, с.55].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 75 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 65 страниц
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg