1. Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципального образования
1.1 Понятие социального развития муниципального образования
Понятие «социальное развитие » часто употребляют для обозначения развития конкретного общества, т.е. понимается как совокупное развитие различных сфер его жизнедеятельности на определенном временном промежутке. Социальное развитие рассматривает следующие проблемы:
1) цивилизационные особенности российского общества и условия его перехода к постиндустриальному и информационному развитию;
2) укрепление российской государственности;
3) меры по формированию смешанной экономики в целях ее социально ориентированного функционирования;
4) трансформация социальной структуры;
5) обновление и развитие духовной жизни общества;
6) системы социальных показателей для различных сфер общественной жизни.
Проблема повышения эффективности управления социальным развитием в нашей стране имеет довольно продолжительную историю. Главные изменения экономического строя российского общества сегодня отождествляется с переходом к рыночной системе хозяйствования. При этом новая экономическая модель не должна ограничиваться лишь общей декларацией «максимального удовлетворения потребностей людей», как это было неоднократно. Будущее развитие страны должно рассматриваться именно как социально-экономическое развитие, в котором экономическое качество развития (эффективность, доходность) сочетается с социальным качеством (высокий уровень и продолжительность жизни, образованность и т.д.). Проведенный анализ показывает, что на данный момент существует достаточно аргументов в пользу приоритетного внимания социальной стороне развития. Ряд экономистов отмечают, что сегодня доля потребительского сектора может быть оценена в пределах 15-20 % совокупного общественного продукта. Эта доля ниже, чем в любой развитой стране. Необходимо отметить, что низкий удельный вес потребительского сектора ограничивает и совокупный фонд оплаты труда, а, следовательно, и платежеспособный спрос, который является важнейшим стратегическим параметром динамики развития общества.
Во многих странах понимание того, что активная социальная жизнь способствует поддержанию высокой экономической активности, содействовало восприятию инвестиций в социальную сферу не только как выгодных вложений, но и как важной составляющей экономического роста. В развитых странах признание производительной природы вложений в социальную сферу имело своим следствием более сбалансированное соотношение экономической и социальной составляющих прогресса, то есть высокий уровень развития с «человеческим лицом». Рассматривая опыт этих стран в эксплуатации модели «человеческого развития» и одобряя положительные моменты реализации данной концепции, нельзя не отметить, что Конституция РФ провозгласила в статье 7 Россию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Осуществляя на практике принципы социального развития, многие европейские страны доказали устойчивость этой теории и имеют и высокоэффективную экономику и высокие стандарты качества жизни. В этой связи закономерно ответить на вопрос, в какой мере Россия отвечает критериям, используемым мировым сообществом для характеристики социального государства. Экономическое состояние и социальная жизнь России свидетельствуют о том, что можно ограничится только декларацией о социальном развитии, которое по Конституции став таковым, не нашло соответствующих способов и мер эффективного воздействия на динамику общественного развития. При этом социальная политика еще не стала целью экономической реформы, а зачастую остается ее средством. Во многом за счет социальной сферы осуществляется первичное накопление капитала и перевод экономики на рыночные направления. Для достижения целей социального развития тесно связано с политикой социальных расходов. До недавнего времени социальная политика в России была ориентирована преимущественно на рост удельного веса социальных затрат в совокупных расходах государства. В то же время повышение эффективности общественных программ оказалось на втором плане. Очевидно, продолжение наращивания доли указанных расходов не может привести к решению основных социальных проблем, что в условиях снижения государственных доходов способно привести лишь к усугублению бюджетного кризиса и потере перспектив устойчивого развития. Кроме того, перенос тяжести обеспечения социального благополучия на плечи государства через перераспределение ресурсов не может восприниматься как рациональный подход к управлению общественным развитием. Государственные расходы социальной направленности должны стать более эффективными, носить адресный и целевой характер. Данное положение может быть реализовано в рамках осуществления каждым муниципальным образованием собственной социальной политики (скоординированной с общегосударственной) с учетом своих особенностей. Определение внутренней социальной политики муниципального образования тесно связано с выделением ряда ключевых понятий, таких как «региональные интересы», «цели», «задачи развития».
Региональные интересы – это мотивации, которые существуют объективно, независимо от их осознания в качестве таковых. Носителем региональных интересов является население области, ее хозяйственные и инфраструктурные образования. Теоретически первичный общерегиональный интерес состоит в самой возможности реализации на каждой конкретной территории конституционно гарантированных прав и свобод, равно как и в наличии для этого всех необходимых местных предпосылок и условий.
В настоящее время сложилась следующая система наиболее значимых индикаторов региональных интересов:
1) соответствие уровня и образа жизни населения государственным или местным стандартам; наличие региональных бюджетно-финансовых и других источников регулирования ситуации;
2) существование возможностей для использования трудовых и иных потенций населения;
3) функционирование инфраструктурно-обеспеченных внутри- и межрегиональных связей;
4) наличие природоресурсного и экологического потенциала; стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации. Важнейшее значение для оценки ситуации и обоснования принятия решений имеют цели муниципального развития.
Цель – это конкретизация муниципальных интересов в форме, доступной для системы муниципального управления. Таким образом, цели муниципального развития есть основы для формирования перечня конкретных действий. На рисунке 1 предложена группировка целей муниципального развития.
Рисунок 1. Цели муниципального образования.
Задачи развития – это результат дальнейшей детализации целей и подцелей развития муниципального образования, отражающей этапы достижений.
Цели и задачи территориального развития есть объекты для распределения, необходимость которого диктуется ограниченностью ресурсов и уникальностью набора предпочтений населения и хозяйствующих субъектов муниципального образования.
Для решения задач социального развития муниципального образования возможно применение различных подходов. В отечественной литературе проблема обоснования и систематизации подходов к управлению социальными процессами рассматривается достаточно подробно.
В современных условиях данной теме уделяется гораздо больше внимания в силу ряда причин. Среди последних можно отметить:
1. Усиление обособленности территориальных образований;
2. Ослабление экономического и административного воздействия органов власти на муниципальные образования;
3. Разделение экономического и социального развития муниципального образования.
В рамках повышения качества управления должны быть осуществлены следующие меры:
? Создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования развития территорий;
? Эффективное выполнение законодательных решений по разграничению полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления;
? Внедрение программно-целевого бюджетирования, ориентированного на результат;
? Создание системы отслеживания региональных, социально-экономических показателей, состояния нормативно-правовой базы, хода социально-экономических реформ, формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов;
? Действий межмуниципальной организации решений в области экономической политики – участие органов власти регионов в процессе разработки стратегий социально-экономического развития территорий и финансировании межмуниципальных проектов, инициируемых несколькими муниципальными образованиями, поселениями в рамках согласованных стратегических преимуществ развития региона;
? Реализация проектов на местных уровнях – разработка и принятие нормативно правовой базы для проведения опытов по внедрению новых инструментов социально-экономической политики в муниципальных образованиях. Условием реализации проектов является мониторинг и контроль со стороны органов власти региона, следующая обработка результатов опыта с целью лучшей практики и внесения в установленном порядке законопроектных инициатив.
Успешность программно-целевого управления возможна при осуществлении:
1. Партнерства органов местного самоуправления и региональных властей в решении ключевых задач программно-целевого управления.
2. Общественно-частного партнерства в мобилизации разного рода ресурсов и организации их эффективного использования.
3. Сочетание вспомогательного финансирования утвержденных региональном уровне целевых программ развития муниципального образования из бюджетов субъектов РФ и избирательного – из федерального бюджета.
4. Ориентации управления на достижение комплекса эффектов: социального, экономического, управленческого и политического.
Таким образом, развитие муниципального образования описывается в данном пункте характер построенный на основе прогнозов, представляющими предположения о том, как будут меняться показатели развития. Также задачей органов местного самоуправления в реализации программы заключается в создании условий для деятельности.
1.2 Понятие экономического развития муниципального образования
Экономическое развитие муниципального образования – это составная часть систем местного самоуправления. Местное социально-экономическое развитие – это согласованная совокупность социальных, экономических, экологических целей и направлений, а также систем их достижения, разработка и продвижение которых осуществляется местным органами и органами самоуправления.
Главная и конечная цель экономического развития муниципального образования – это улучшение качества жизни населения, образующего местное общество и увеличение его вклада в развитие.
Состав и содержание целей экономического развития зависит от потребностей в экономических изменениях, учета экономических законов, развивающихся закономерностей. В условиях рыночной экономики местные власти проводят самостоятельную экономическую политику, направленную на поддержку малого бизнеса и привлечения новых инвестиций. Экономическое развитие можно рассмотреть как комплекс мер, осуществляемых органами местной власти или при ее участии, направленных на расширение экономического потенциала территории.
Важными составными частями экономического развития являются:
? Местная налоговая система;
? Инвестиционная система;
? Система землепользования.
Процесс формирования местного развития заключается в подготовке экономических направлений. Основными направлениями экономического развития являются:
1) Поддержка малого бизнеса.
2) Привлечения местных организаций и внешних инвестиций.
3) Распространение технологий и роста качества.
4) Становление рынка.
Существует несколько типов экономического развития муниципального образования, которые классифицируются по объекту воздействия. Типы экономического развития представлены в таблице 1.
Таблица 1. Типы экономического развития.
Капитал Привлечение местного капитала, направлена на межрегиональные перемещения капитала, вовлечение инвестиций, работа с инвесторами.
Рабочая сила Помощь профессиональной возможности в результате обучения, образования и повышения квалификации, направлена на повышение качества трудовых ресурсов, уменьшение риска иммиграции кадров.
Нововведение Улучшение локальной передачи знаний, создание учреждений, способствующих возникновению нововведений, стимулирование их применения в экономике.
Технология Улучшение передачи технологий, создание организаций, занимающихся разработкой технологий, направлена на создание благоприятного климата.
Коммуникации Развитие, усилие и укрепление межотраслевых связей, их совершенствование даст толчок экономическому развитию.
Экономическая среда Использование местных условий для создания экономической среды, направлена на создание благоприятного климата, надежной инфраструктуры.
Организации определенного размера и фазы развития Создание условий для образования новых, содействие развитию имеющихся мелких и средних организаций. Создание сопутствующих производств для крупных организаций определяющих структур.
Выше перечисленные типы экономического развития не реализуются в чистом виде. Для каждого периода экономического развития необходимо найти рациональное собрание тех или иных типов, что представляет задачу формирования конкретного экономического развития.
Инструменты муниципальной экономической политики рассмотрены в таблице 2.
Таблица 2. Инструменты муниципальной экономической политики
Финансовая помощь Пособия, гранты, предоставление ссуд, выдача гарантий по ссудам
Налоговая и тарифная политика Уменьшение местных налогов и отсрочка их выплаты, освобождение от сборов и уменьшение взносов, изменение ставок налогов, особые соглашения о налогах.
Политика в области инфраструктуры Расширение связанной с экономикой инфраструктуры, подготовка территории для промышленных предприятий, очистка заброшенных территорий, расширение социально-бытовой инфраструктуры.
Политика в области недвижимого имущества Скупка земельных участков, продажа предприятиям муниципальных земельных участков, предоставление права на долгосрочное пользование, продажа земельных участков для строительства жилья.
Планирование организации строительных работ и выдача разрешений на строительство Выделение производственных зон в планах использования земельных участков, рассмотрение подготовительных запросов и заявок на строительство, ускорение официального порядка оформления и выдачи разрешений на строительство.
Привлечение организаций и учреждений Предоставление информации о местах для размещения, прямая реклама для некоторых предприятий, экспертиза и наблюдение местных организаций.
Прочие мероприятия Расположение заказов на местных организациях.
Сущность местной политики определяется целевой и научно-обоснованной деятельностью органов местного самоуправления по привлечению накопительных ресурсов для решения проблем социально-экономического развития муниципального образования. Содержание местной политики состоит в определении социальных и экономических проблем, имеющих преимущество перед прочими сферами функциями территории. Решение и обоснование системы целей вложения, решение эффективных путей их осуществления. Разработка совокупных мер, направленных на привлечения на область средств, достаточных для реализации намеченных целей. Взаимодействие в необходимых случаях инвестиционной политики с вышестоящими органами управления. Создание системы контроля за ходом действие мер по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов.
Муниципальная политика является составной частью социально-экономического развития, осуществляющийся местным сообществом и его органами самоуправления в интересах населения муниципального образования. Сущность муниципальной стратегии можно определить как привлечение и рациональное использование ресурсов, составляющих финансовую основу местного самоуправления в интересах общества.
Содержание финансовой политики обеспечения реализации муниципальных инвестиционных планов состоит из:
1. Определение перечня муниципальных проектов, реализация которых имеет первостепенное значение для местного общества;
2. Создание системы целей финансовой политики;
3. Подготовка системы мер, направленной на создание материальной основы местного самоуправления;
4. Создание механизма реализации материальной политики поддержки муниципальных проектов.
Развитие самоуправления предполагает формирование соответствующего социального развития, который вместе с хозяйственным механизмом общества является регистром социальных процессов. Социальные системы разбирают на особенности. Создание данной системы экономической целостности, делятся на собственные интересы.
Муниципальная социальная политика – это широкая совокупность факторов. Существует три основных уровня социальной политики, которые различаются по целям, функциям, субъектам и механизмам реализации. На федеральном уровне разрабатывается нормативно-правовая база, принимаются основные законы и формируется система отношений между субъектами разного уровня. Утверждается бюджет, содержащий в своей расходной части статьи централизованного финансирования направлений социально-экономического развития, определяются списки категорий населения, за социальную защиту и обеспечение которых несет ответственность федеральный субъект управления. На региональном уровне социальной политики решаются задачи обеспечения совокупного, согласованного развития территории, уточняются и исполняются характерным смыслом положения федеральных решений, вырабатываются механизмы соединения к муниципальным проблемам. Местный уровень вызванный в большой мере уточняются методы, способы и механизмы результатов целей, решенные в рамках федеральной и муниципальной социальной политики. Прикрепить к данным особенностям муниципальных образований, предусмотреть отличительную черту демографических, экологических, ресурсных характеристик муниципального образования. Социальная политика представляет собой совокупное, многослойное образование, основой которого являются требования федерального значения. Региональные требования и вся система на муниципальном уровне дополняется решениями и мероприятиями, представляющими дополнительные требования к системе управления социально-экономического развития. Современное социально-экономическое развитие строится на перечне следующих обстоятельств: важность проблем социальной защищенности населения в условиях вступления в рынок; повышение дела трудового вклада в возмещении материальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения; формирование нового механизма обоснования и реализации социальной политики.
1.3 Цели и критерии социально-экономического развития муниципального образования.
Под развитием подразумевается развитое изменение, в экономической сфере. При законном изменении предложение идет о структурных изменениях или о развитии содержания. На равных условиях экономическими характеристиками рассматривают социально-экономические меры развития. Социально-экономические характеристики стали полноправными показателями, оценивающими степень развития муниципального образования. Развитие имеет направленность, главной целью или структурой целей. Прогресс – это положительная направленность, а падение является отрицательной направленностью. Развитие муниципальных образований предполагает определенную цель или нескольких целей.
Социально-экономическое развитие муниципального образования – многомерный и многоаспектный процесс, который рассматривается с точки зрения совокупности социальных и экономических целей. Социально-экономическое развитие включает такие стороны как: рост производства и доходов; изменения социальных и административных структурах общества; улучшения в общественном сознании; перемены в традициях и привычках.
В настоящее время главной целью социально-экономического развития многих стран мира и их муниципальных образований является улучшение качества жизни населения. Процесс социально-экономического развития включает три важных составляющих: увеличение доходов, улучшение здоровья населения и рост уровня образования; создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической систем; увеличение степени свободы людей и их экономической свободы.
Последние две составляющие качества жизни редко учитываются при оценках степени социально-экономического развития муниципальных образований. Содержание развития муниципальных образований сильно различается, данное отличие обусловлено исходным уровнем развития. Особенностями муниципального образования и его структурой, географическим положением и производственной специализацией.
В качестве целей социально-экономического развития муниципального образования используются увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижения уровня нищеты, охрана окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Есть такие цели, которые похожи, но в определенных условиях имеют существенные различия. Ограниченные средства направляют на развитие здравоохранения, на охрану окружающей среды. В настоящее время окружающая среда будет чистой, тем здоровое будет население. В данных случаях конфликт целей развития требует рассмотрения специальных разрешений.
Целями развития муниципального образования строится система критериев и показателей, которые устанавливают эти критерии. Для расчета используются три показателя социально-экономического развития:
1. ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
2. интеллектуальный потенциал;
3. величина дохода с учетом покупательной способности и снижение полезности дохода.
В муниципальном образовании используется показатель развития общества и другие похожие показатели. Совокупными показателями используются показатели социально-экономического развития муниципального образования. Показатели включают в себя: национальный доход на душу населения; уровень использования отдельных материальных благ; степень различия доходов; продолжительность жизни; уровень физического здоровья; уровень образования.
Долгосрочные цели – это становление и развитие производительного общества, создание рабочих мест для будущих поколений, повышения уровня жизни. В качестве краткосрочных целей рассматривается преодоление кризиса и достижения конкретных величин прироста. Долгосрочные и краткосрочные цели по содержанию сильно различаются, по достижению их различных мер. Критерии социально-экономического развития представляют роль целей. В качестве критериев развития муниципального образования выступают определенные задачи, представляющие роль необходимых условий успешного развития. Среди критериев развития муниципального образования можно назвать:
1. привлечение новых видов бизнеса;
2. расширение бизнеса;
3. развитие малого бизнеса;
4. развитие муниципального образования;
5. развитие сферы услуг;
6. повышения уровня занятости населения муниципального образования.
Социально-экономическое развитие муниципального образования являются традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ. Для оценки хода развития используются показатели, оценивающие темпы экономического роста. Социально-экономическое развитие муниципального образования проводится изменение структуры общественного производства. Большая часть занятых работает в нематериальном секторе, а меньшая часть – трудится в сельском хозяйстве. Потребление индивидуализируется, тиражность производства снижается, происходит разъединение производства. Увеличивается интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при котором труд приобретает новые черты: главные функции работника становится личностью, который вносит новые элементы в работу. Способности сотрудников и наличие развитой технологии приобретают издержки на рабочую силу и другие факторы конкурентоспособности. Возможности муниципального образований начинают терять смысл. Нематериальное производство становится примером социально-экономического развития, которые оцениваются с помощью критериев муниципального образования. Муниципальное управление ценится богатством лесом, полезными ископаемыми, климатическими условиями, географическим положением.