Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Территориальные особенности развития транспортной инфраструктуры дальнего востока России

kisssaaa0721 1925 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.08.2021
Кафедра: географии, экологии и общей биологии Тема: «Территориальные особенности развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока России». Ключевые слова: транспортная инфраструктура, экономика, транспортно – логистические системы, бюджет, урбанизация, цифровизация. Краткое содержание ВКР: Выпускная квалификационная работа по теме «Территориальные особенности развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока России» включает в себя введение, три главы, включающие девять параграфов, заключение и список литературы. Объем дипломной работы –79 страниц. Библиографический список состоит из 57 источников и интернет ресурсов включающих нормативные правовые акты, периодическую литературу. Целью выпускной квалификационной работы является изучение территориальных особенностей развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока России и его современное состояние, а так же перспективы развития и пути повышения эффективности управления. Во введении определены объект и предмет исследования, цели и задачи выполнения выпускной квалификационной работы, обоснована актуальность темы исследования. Для раскрытия указанной цели в первой главе дипломной работы были изучены теоретические основы транспортной инфраструктуры, выделены основные понятия и особенности транспортной инфраструктуры региона. Во второй главе рассмотрено управление транспортной инфраструктуры региона, а также формы и методы управления и приведены основные показатели эффективности функционирования транспортной инфраструктуры. В третьей главе выделены основные проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры, проанализировано современное состояние, рассмотрены различные предложения по повышению эффективности транспортной инфраструктуры региона. В заключении дается краткая характеристика проделанной работы, и приводятся выводы. Год выполнения работы: 2021
Введение

Актуальность темы. Влияние транспортного комплекса на экономику сложно переоценить. Транспорт обеспечивает возможность перемещения людей и товаров, является необходимым условием для создания единого экономического пространства. Транспорт является основой инфраструктуры торговли, оказывает существенное влияние на конкурентоспособность тех или иных отраслей в странах и регионах. Несовершенство в транспортной системе (например, узкие места, ограниченность мультимодальности, высокие тарифы) негативно влияет на эффективность экономики страны в целом. И наоборот, ускоренное развитие транспортной инфраструктуры, совершенствование транспортно-логистических систем может оказывать значительное влияние на экономический рост и, в конечном счете, на благосостояние населения. Проекты в области транспорта влияют на широкий спектр отраслей экономики в период строительства за счет формирования заказа промышленности и сферы услуг. Но главные социально-экономические эффекты транспорт обеспечивает именно на фазе эксплуатации за счет влияния на транспортные затраты (в широком понимании) и факторную производительность. Эффекты от транспортных проектов получают не только пассажиры и грузовладельцы. Например, ускорение пригородного сообщения и вовлечение новых городов в границы агломераций дает экономический эффект для компаний за счет расширения рынка труда и сбыта, причем выгоды от этого получают все сотрудники компании, включая и тех, которые живут в центре города и не совершают пригородных поездок. Если удаленный район города или региона стал «ближе» к центру, где «кипит жизнь», это приводит к росту вовлеченности населения в экономику, создает новые стимулы для персонального развития, например, за счет приезда туда новых жителей с более высоким уровнем образования и потребительскими стандартами. Таким образом, косвенные эффекты на этапе эксплуатации получают не только непосредственные пользователи инфраструктуры, но и организации, в которых они работают, и населенные пункты, в которых они живут. Оценка социально-экономической эффективности транспортных проектов должна быть обязательным этапом принятия решений об их реализации. Результаты количественной оценки эффектов позволяют более осмысленно оценить целесообразность реализации проекта, сравнить проекты друг с другом, выбрать между различными вариантами технических решений. Существенную роль косвенные эффекты могут играть при определении структуры финансирования проекта, размеров и форматов государственной поддержки проекта. Долгое время либеральная экономическая повестка включала задачу минимизации государственных расходов на публичную инфраструктуру и, по возможности, замещения их внебюджетными инвестициями. Зачастую первыми жертвами такой экономии становились именно транспортные проекты в силу их капиталоемкости. Понимание косвенных эффектов позволяет сделать вывод о том, что далеко не всегда прямая экономия бюджетных затрат должна быть основным критерием для выбора того или иного проекта. В некоторых случаях оценка косвенных эффектов показывает, что более дешевый для государства проект может оказаться менее выгодным, чем более затратный, но более востребованный со стороны населения и бизнеса. Этот, на первый взгляд, тривиальный принцип критически важен при формировании инфраструктурной политики страны. Из него следует, что чем более универсален проект, чем больше людей и компаний будут охвачены позитивными изменениями в транспортном сообщении (сокращение времени в пути, сокращение затрат, повышение надежности и безопасности перевозок и так далее), тем больше косвенные эффекты для экономики. И наоборот, при прочих равных менее ценны для развития страны те проекты, бенефициаром которых является одна конкретная компания. Социально-экономический эффект зависит не только от широты охвата населения и бизнеса изменениями в транспортном сообщении, но и от интенсивности этих изменений. Например, чем сильнее сокращается время в пути между крупными городами, тем выше косвенные эффекты, и в некоторых случаях эта зависимость не линейная, а экспоненциальная. Это означает, что для достижения больших экономических эффектов лучше концентрировать инвестиции в пространстве на меньшем количестве направлений, но с более заметными для пользователей результатами по повышению транспортной доступности, чем «размазывать тонким слоем» по стране, реализуя локальные мероприятия. Развитие качественной транспортной инфраструктуры приобретает все большее значение для экономического роста и качества жизни населения. Транспортная инфраструктура представляет собой сложную сеть, которая соединяет города и обеспечивает деятельность человека, связывает социальные, экономические и экологические системы с урбанизацией и ростом населения. Кроме того, транспортная сеть способствует социально-экономическому развитию и повышению качества жизни за счет создания внутригородских связей. Транспортная инфраструктура между городами способствует их интеграции, мобильности жителей, что значительно стимулирует региональное и национальное экономическое развитие. Однако нерациональное планирование транспортной инфраструктуры также приводит к негативным последствиям, таким как экологические проблемы, увеличение дорожно-транспортных происшествий, изменение климата, выбросы углекислого газа и снижение эффективности транспорта. Поэтому актуальной задачей является выявление множественных воздействий транспортной инфраструктуры на основе существующих исследований. В последнее время влияние транспортной инфраструктуры и ее эффективность функционирования рассматривается многими авторами как в России, так и за рубежом. Для выявления множественного воздействия транспортной инфраструктуры использовался анализ литературы для выявления тенденций. Исследованием транспортной инфраструктуры занимались ученые И. О. Загорский, П. П. Володькин, А. С. Рыжова, М. В. Иванов. Проблемам управления транспортной инфраструктуры посвящены научные работы И. О. Барышевой, В. Б. Кондратьева, Д. В. Дорошкевича, а также М. В. Казаковцева, А. М. Кудрявцева. А. М. Хархарова, А. Б. Чалиева и других отечественных и зарубежных ученых. Транспортная инфраструктура российского Дальнего Востока на сегодняшний день не соответствует современным требованиям, предъявляемым ей мировым рынком транспортных услуг. Анализ причин такой ситуации, а также выработка конкретных предложений по улучшению состояния транспортной инфраструктуры позволит в конечном итоге достичь положительных изменений, как в транспортной сфере, так и в других отраслях экономики региона. Все вышеперечисленное подчеркивает актуальность данного исследования и определяет необходимость проведения анализа транспортной инфраструктуры региона. Объектом исследования является транспортная инфраструктура Дальнего Востока. Предметом исследования являются формы и методы управления транспортной инфраструктурой региона. Целью данной работы является изучение территориальных особенностей развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока России. Согласно поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть сущность транспортной инфраструктуры ; - изучить современные мировые тенденции развития транспортной инфраструктуры; - выяснить особенности транспортной инфраструктуры региона; - рассмотреть сущность управления транспортной инфраструктурой; - изучить формы и методы управления транспортной инфраструктурой региона; - определить показатели оценки эффективности управления транспортной инфраструктурой региона; - изучить современное состояние транспортной инфраструктуры российского Дальнего Востока; - установить проблемы развития транспортной инфраструктуры российского Дальнего Востока ; - определить перспективы развития и пути повышения эффективности управления транспортной инфраструктурой российского Дальнего Востока . Методы исследования – анализ, синтез, статистический. Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как Д.Р. Абдюшева, А.О. Меренков, А.А. Степанов, Р.С. Беляков, А.А. Рыжая, А.Ю. Берман, Н.Д. Берман, Н.Н. Булатова, Б. Ш. Гурков и др. Теоретической и методологической основой исследования являются труды российских и зарубежных ученых в области экономики сферы логистики и транспорта, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие развитие транспортной инфраструктуры, а также публикации в периодической печати, материалы государственных транспортных организаций. Структура дипломной работы. Во введении обоснована актуальность, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе изучены теоретические основы транспортной инфраструктуры, выделены основные понятия и особенности транспортной инфраструктуры региона. Во второй главе рассмотрено управление транспортной инфраструктуры региона, а также формы и методы управления и приведены основные показатели эффективности функционирования транспортной инфраструктуры. В третьей главе выделены основные проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры, проанализировано современное состояние, рассмотрены различные предложения по повышению эффективности транспортной инфраструктуры региона. В заключении сформулированы основные выводы работы. Выпускная квалификационная работа состоит из 79 страниц, содержания, введения, 3 глав, заключения, списка литературы и интернет-ресурсы, 6 рисунков, 4 таблиц.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 11 1.1 Сущность транспортной инфраструктуры 11 1.2 Современные мировые тенденции развития транспортной инфраструктуры 20 1.3 Особенности транспортной инфраструктуры региона 24 ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ РЕГИОНА 33 2.1 Сущность управления транспортной инфраструктурой 33 2.2 Формы и методы управления транспортной инфраструктурой региона 37 2.3 Показатели оценки эффективности управления транспортной инфраструктурой региона 40 ГЛАВА 3. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ 44 3.1 Современное состояние транспортной инфраструктуры российского Дальнего Востока 44 3.2 Проблемы развития транспортной инфраструктуры российского Дальнего Востока 49 3.3 Перспективы развития и пути повышения эффективности управления транспортной инфраструктурой российского Дальнего Востока 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Список литературы

1. Абдюшева,Д.Р. Условия построения маркетинговой системы цифрового" транспорта и логистики в управлении конкурентоспособностью" / Д.Р. Абдюшева, А.О. Меренков, А.А. Степанов // Управление. – 2018. – №3. – С. 21-27 2. Барышева, И.Ю. Совершенствование управления транспортной инфраструктуры региона / И.Ю. Барышева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2014. – С. 1-12 3. Белякова Е.В. Роль транспортной инфраструктуры в развитии города / Е.В. Белякова, А.А. Рыжая // Решетневские чтения. - 2017. - №21-2. – С. 515-517 4. Берман, А.Ю. Устойчивое развитие / А.Ю. Берман // Достижения вузовской науки 2019: сборник статей XI Международного научно-исследовательского конкурса: в 2 ч.. 2019. - С. 104–106. 5. Берман, А.Ю. Экономическое значение транспорта / А.Ю. Берман // Student research: сборник статей VI Международного научно-практического конкурса. - 2019. - С. 71–74. 6. Берман, А.Ю. Эффективность инвестиций в транспортную инфраструктуру / А.Ю. Берман, Н.Д. Берман // Russian Studies in Law and Politics. - 2019. - Т. 3. - № 1. - С. 4–8. 7. Берман, Н.Д. Влияние транспортной инфраструктуры на устойчивое развитие: тенденции и проблемы / Н.Д. Берман // Международный журнал перспективных исследований. – 2020. - Т. 10. - №2. – С. 7-14 8. Берман, Н.Д. К вопросу о городской мобильности / Н.Д. Берман // International Journal of Advanced Studies. - 2019. - Т. 9. - № 1-2. - С. 32–37. 9. Берман, Н.Д. Общественный транспорт и инновации / Н.Д. Берман, А.М. Белов // International Journal of Advanced Studies. - 2019. - Т. 9. - № 2. - С. 7–13. 10. Гуань Сюэлин. Китайско-российское сотрудничество в контексте корректировки системы управления глобальной экономики // Доклад об экономическом и политическом развитии России. Центр исследования России при Китайском народном ун-те и СанктПетербургском гос. ун-те / под ред. Лю Юаньчунь. Пекин: - 2016. - 363 с. 11. Гурков, Б. Ш. Формы и методы государственного управления морским и внутренним водным транспортом / Б. Ш. Гурков // Вестник Саратовской государственной академии. – 2015. – № 89. – С. 103–106. 12. Зенкина Е.В. Транспортная система и ее влияние на устойчивое развитие экономики России / Е.В. Зенкина, В.М. Кутовой // Вестник ГУУ. - 2019. - №2. 13. Зозуля, Д.М. Цифровизация российской экономики и Индустрия 4.0: вызовы и перспективы / Д.М. Зозуля // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – №. 1. – С. 1-14. 14. Зубец, А.Ж. Роль транспортной инфраструктуры в развитии городов. Теоретический аспект / А.Ж. Зубец // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. - №4 (10). – С. 45-49. 15. Зубов, И. Н. Особенности и современные подходы к организации управления транспортной системой / И. Н. Зубов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 371-376. 16. Ицзюнь, Ч. Экономическая ситуация России и экономическая политика Путина / Ч. Ицзюнь // Исследования по проблемам России. Центр исследования России при Центр. компиляционном бюро / под ред. Сюй Сянмэй. Пекин: - 2012. - 291 с. 17. Казаковцева, М. В. Разработка механизмов управления транспортной инфраструктурой регионов как основа обеспечения их устойчивого развития / М. В. Казаковцева // Вестник Марийского государственного университета. – 2015. – Т. 1. – № 1. – С. 59–63. 18. Калашникова, И. В. Транспортная инфраструктура регионов российского Дальнего Востока / И.В. Калашникова, П.Д. Сидорова // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». – 2020. – Т.11. - №2. – С. 269-272. 19. Коряков, А. Г. Цифровизация российской экономики как актуальная задача государственного управления / А.Г. Коряков // Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях. – 2018. – №4. – С. 119-125. 20. Кудрявцев, А.М. Методика комплексной оценки эффективности функционирования транспортной инфраструктуры региона / А.М. Кудрявцев, Л.Н. Руднева // Российское предпринимательство. – 2014. - № 8(254). – С. 109-121. 21. Кузнецова, А.И. Инфраструктура: вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход / А.И. Кузнецова. - М.: КомКнига, 2013. - 456 с. 22. Лаврентьев, А.В. Российско-китайские транспортные коммуникации на дальневосточных рубежах в начале XXI века: обзор основных тенденций и перспектив / А.В. Лаврентьев // Вестник ВГУЭС. - 2016. - № 3. - С. 23—32. 23. Машкина, Н.А. Влияние цифровой экономики на развитие транспортной отрасли в мире / Н.А. Машкина, А.Е. Велиев // ЦИТИСЭ. – 2020. - №1 (23). – С. 290-299. 24. Плотников, В. А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике / В.А. Плотников // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2018. – №.4 – С. 112-115 25. Руднева, Л.Н. Транспортная инфраструктура региона: понятие и факторы формирования / Л.Н. Руднева, А.М. Кудрявцев // Российское предпринимательство. – 2013. – № 24. – С. 139-144. 26. Серебряков, Л.Г. Проблемы стратегического планирования транспортной инфраструктуры региона - инновационный подход / Л.Г. Серебряков, В.В. Яновский // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. Т. 2. Вып. 1. Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. - 332 с. 27. Соколов, И.А. Роботы, автономные робототехнические системы, искусственный интеллект и вопросы трансформации рынка транспортно-логистических услуг в условиях цифровизации экономики / И.А. Соколов // International Journal of OpenInformation Technologies. – 2018. – №5. – С. 41-49. 28. Соловова, Е. М. Экономические проблемы ДВФО. Транспортная инфраструктура Дальнего Востока / Е.М. Соловова, С.В. Пономарев // Молодой ученый. - 2017. - №21. - С. 241-244. 29. Стадник, М.Е. Негативное воздействие компонентов транспортной системы на состояние окружающей среды / М.Е. Стадник // Научный диалог. - 2013. - №12 (24). – С. 32-36 30. Транспортная инфраструктура / И.О. Загорский, П.П. Володькин, А.С. Рыжова. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. - 228 c. 31. Транспортная инфраструктура и экономический рост. — М. Издательство Перо, 2019. —142 с. 32. Тугашев, A.A. Экономика и логистика в условиях цифровизации транспортной отрасли / А.А. Тугашев // Тренды экономического развития транспортного комплекса России: Форсайт, прогнозы и стратеги. – 2018. – №2. – С. 44-53. 33. Храмцова, Н.А. Основы сущности и управления инновациями на транспорте / Н.А. Храмцова, Р.И. Храмцов // Стратегии бизнеса. – 2019. - № 01 (57). – С. 3-5. 34. Цай Ин Реформирование дальневосточной транспортной инфраструктуры: планы и проблемы / Цай Ин // Реформы конца XX – начала XXI в. на постсоветском пространстве: региональный аспект. – 2020. – С. 157-165 35. Чжао Юймин. Международные отношения между Россией и странами АТР в 2013 году // Доклад о развитии России. Институт изучения России, стран Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук КНР / под ред. Ли Юнцюань. Пекин: - 2014. - 289 с. 36. Шелестов, Н.Е. Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры: дис. ... к-та эк. н. / Н.Е. Шелестов. - М., 2012. - 178 с. Интернет – ресурсы: 37. http://www.sharada.ru/katalog/maps/regions/dalnij-vostok-fizicheskaja-karta 38. Булатова, Н.Н. Развитие региональной транспортной инфраструктуры / Н.Н. Булатова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.esstu.ru/uportal/document/download.htm?documentId=18599 39. Беляков, Р.С. Текущее состояние и перспективы модернизации транспортной системы Дальнего Востока / Р.С. Беляков // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. - 2018. - № 6 (51). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://7universum.com/ru/economy/archive/item/5980 40. Итоги внешней торговли с основными странами. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://customs.ru/folder/511 41. Кузнецов, Ю. Ю. Роль транспорта (транспортной инфраструктуры) в социально-экономическом развитии региона / Ю. Ю. Кузнецов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/33076/1/st-2013-36.pdf 42. Нелетная проблема, или почему Дальний Восток может лишиться малой авиации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://aif.ru/society/ptransport/neletnaya_problema_ili_pochemu_dalniy_vostok_mozhet_lishitsya_maloy_aviacii 43. Россия не выполняет Транспортную стратегию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://finance.rambler.ru/other/44745981-rossiya-ne-vypolnyaet-transportnuyu-strategiyu/ 44. Обзор отрасли грузоперевозок в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ey.com 45. Расширение Байкало-Амурской магистрали. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://territoryengineering.ru/ infrastrukturnaya-revolyutsiya/rasshirenie-bajkalo-amurskoj-magistrali/ 46. Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://m.government.ru/docs/33593/ 47. Транспортная инфраструктура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://center-yf.ru/data/stat/Transportnayainfrastruktura.php 48. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru2.mofcom.gov.cn/ article/chinanews/201508/20150801081174.shtml 49. Инфраструктура и рынки. Дальний Восток [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infraone.ru 50. Скоробогатов, А. Современные вопросы портовой и транспортной инфраструктуры / А. Скоробогатов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.apk-inform.com/ru/news 51. Транспорт и порты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://assoc.khv.gov.ru 52. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ 53. Фомин, М. Новый каркас Дальнего Востока / М. Фомин, М. Пантелеев, В. Безвербный
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 1.1 Сущность транспортной инфраструктуры Транспортная инфраструктура — это совокупность всех видов транспорта и транспортных структур, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий функционирования всех отраслей экономики, т.е. совокупность материально-технических систем транспорта, предназначенных для обеспечения экономической и неэкономической деятельности человека. Другими словами, под транспортной инфраструктурой следует понимать совокупность материально-технических и организационных условий, обеспечивающих быстрое и беспрепятственное выполнение перевозочного процесса. [1] Транспортная отрасль - одно из направлений экономической деятельности, которое в наибольшей степени подвержено влиянию процессов цифровизации. Таковое влияние можно разделить на очевидные, поверхностные перемены в данной сфере и те, которые происходят в самой транспортной инфраструктуре. В первом случае речь идет о проникновении в транспортную сферу тех технологий, которые успешно апробированы в других сферах: «big data», процессы интеллектуализации . В науке представления о транспортной инфраструктуре как элементе экономической системы и как элементе транспортного комплекса несколько разнятся и опираются на различные подходы: - функциональный подход. Исследователи Л.Г. Серебряков и В.В. Яновский представляют транспортную инфраструктуру как «часть инженерной инфраструктуры... обеспечивающей грузо- и пассажироперевозки на территориях систем расселения, обеспечивающая устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий»,т.е. под транспортной инфраструктурой понимается ряд сооружений, выполняющих определенный набор функций; [26] - системный подход. Исследованию категории «транспортная инфраструктура» с использованием системного подхода уделено значительное место в работах А.И. Кузнецовой, Н.Е. Шелестова и др. Рассматривая транспортную инфраструктуру как систему, становится возможным обособление и выделение ключевых классификационных признаков инфраструктуры, в том числе появляется необходимый материал для последующей группировки компонентов для их более глубокого исследования. Отрасль транспорта вне зависимости от вида транспорта наряду с телекоммуникационной и энергетической отраслями является базовой разновидностью инфраструктуры, играет фундаментальную роль в национальной экономике. Посредством выявления ключевых признаков и системных элементов транспортной инфраструктуры ее содержательное понятие определяется как «совокупность разного рода инженерных сооружений, которые предназначены для осуществления движения ... транспорта». [21] Каждый подход предлагает свое видение понятия «инфраструктуры» в транспортной сфере и для получения полноценного представления о «транспортной инфраструктуре» как об объекте исследования, результаты данных подходов необходимо изучить в представленной ниже совокупности. В научной литературе представлены разные подходы к определению состава транспортной инфраструктуры. Одни авторы предлагают к основным элементам относить совокупность путей сообщения (сети) и транспортных терминалов, а также транспортных средств и предприятий как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение. Другие считают, что к базовым элементам транспортной инфраструктуры следует относить только пути сообщения, пассажирские и грузовые вокзалы и станции. [5] На сайте «Центр управления финансами» к основным элементам отнесены железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Транспортная инфраструктура играет значительную роль как в рамках города, так и в рамках целой страны, поскольку исполняет ряд значимых для национальной экономики функций: - интегративная - транспорт всех видов служит для поддержания стабильной работы государства или города, для обеспечения доступности тех или иных видов районов, учреждений и т.п.; - мобильности - транспортная инфраструктура предоставляет возможность использования передвижения по стране, въезда и выезда из нее для своих граждан и граждан других государств; - конкурентная - поскольку транспортная отрасль не создает свой собственный продукт, а если точнее - производит услуги, которые потребляются в процессе производства, ее важнейшей функцией является перевозка товаров предприятий и фирм других отраслей с меньшими временными и физическими потерями, чем транспортные компании, работающие с их конкурентами; - рыночная - обеспечивает всеохватывающую работу рыночного механизма на территории города как и отдельного государства, так и на международном уровне, как средство обращения товаров. Представленные функции характеризуют транспортную инфраструктуру как неотъемлемую составляющую социально-экономического развития городов в Российской Федерации. Наряду с функциями транспортная инфраструктура обладает уникальными и характерными признаками, которые выделяют ее, как и другие разновидности инфраструктуры в отраслях народного хозяйства: - участие в создании условий для функционирования сфер материального и нематериального производства; - общественная форма использования инфраструктуры и коллективистский характер ее потребления; - инфраструктура - это особый, специфический сектор экономики; - инфраструктура оказывает косвенное влияние на экономическое развитие; - результатом производства инфраструктуры являются общественно-полезные услуги . Представленные общие признаки инфраструктур позволяют выделить транспортную инфраструктуру из разновидности других отраслей, представить ее в виде системы элементов, а благодаря функциональным особенностям и сегментации в зависимости от двигательной среды, становится возможным произвести классификацию транспортной инфраструктуры (Таблица 1). [2] Классификация объектов транспортной инфраструктуры по видам и по выполняемым функциям. Таблица 1 По выполняемым функциям Транспортная инфраструктура Автодорожная Рельсовая Водная Воздушная Трубопроводная Обеспечение базовых условий для движенья транспортных средств (далее т.с.) Дорожное полотно, мосты, тоннели, паромы Железнодорожное полотно, мосты, тоннели, паромы Каналы, донные углубления, каналы- мосты, морские и океанические пути Взлетно-посадочная полоса, воздушный коридор Трубы, магистральные трубопроводы Координация движения т.с. Светофоры, дорожные указатели, разметка, шлагбаумы, знаки Семафоры. стрелки Маяки, радиостанции Посадочные огни. диспетчерские вышки Компрессорные установки и станции Ожидание движения т.с. для товаров/пассажир-ров (кроме трубопроводной) Складские, логистические центры, автовокзалы, остановки Складские, логистические центры, «горки», вокзалы, станции метрополитена и монорельса, трамвайные остановки Складские, логистические центры, портовые пассажирские залы ожидания, речные вокзалы Зал ожидания аэропорта, склады на территории аэропорта Подземное хранилище газа, резервуары (для хранения нефти, во- ды и т.д.) Энергоснабжение движения т.с. Бензо-, газо- электрозапра- в очные станции Контактный рельс, контактная сеть Береговые или плавучие заправочные станции. Топливозаправочный комплекс, топливо-заправщики Электросеть, резервуары для насосного топлива Источник: Совершенствование управления транспортной инфраструктуры региона[2] Все представленные виды транспортной инфраструктуры сталкиваются с проблемами перспективного развития, взаимной конкуренции и с необходимостью обеспечения мониторинга текущего состояния действующих инфраструктурных объектов и систем их восстановления и поддержания в исправном состоянии. При проектировании новых и развитии существующих инженерных сооружений необходимо обеспечивать долговечность и бесперебойность эксплуатации сооружений, а также их надежность, наряду с этим необходимо обеспечить безопасность движения транспортных средств и пешеходов. При этом необходимо на базе экономических изысканий учитывать как перспективы развития дорожной сети и транспорта, так и планы реконструкции существующих объектов, а также осуществления строительства подземных и наземных коммуникаций. При этом необходимо учитывать, чтобы искусственные сооружения в перспективе не мешали развитию транспортной инфраструктуры в целом. [31] Отличительной чертой цифровизации в транспортной сфере является то, что в каждом ее направлении она происходит неравномерно, притом, что потенциальная потребность в цифровизации велика. Именно активное использование цифровых технологий представляется наиболее перспективным способом повышения экономической эффективности этой сферы. Можно выделить наиболее популярные направления использования цифровых технологий для нужд транспорта (Таблица 2).[24] Направления применения цифровых технологий в транспортной отрасли. Таблица 2 Направление воздействия Пример применения технологии Электронный документооборот Введение электронных билетов, дистанционное оформление проездных документов; создание «виртуальных офисов», обслуживание клиентов без личного контакта Дистанционная коммуникация Использование цифровых коммуникационных технологий для живого дистанционного общения Проведение оплаты Мобильная оплата, единые проездные документы, использование мобильных приложений для получения транспортных услуг Облачные технологии Обработка данных на качественно новом уровне: сбор и анализ данных о транспортных потоках, использование технологий «bigdata» Интегрированные системы управления транспортом Реорганизация систем управления транспортом, их автоматизация; вовлечение клиента в процесс управления и контроля за грузом Интеллектуальные транспортные системы Автоматизация и роботизация контроля транспортных потоков, прогнозирование транспортной обстановки, поддержка систем автопилота Платформы по оказанию логистических услуг Создание цифровых платформ, ориентированных на предоставление логистических услуг, в т.ч. бронирование и заказ билетов, поиск перевозчика для грузов, выявление оптимального маршрута Источник: Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике [24] Так, интеллектуальные транспортные системы (ИТС) являются основным трендом технологического развития отрасли. Во втором же случае цифровизация транспортной сферы подразумевает изменение самих технико-экономических основ производства. На данный момент выделяют четыре ключевых направления процесса цифровизации транспортной сферы: 1) цифровизация транспортной инфраструктуры и логистических цепочек (в т.ч. складского хозяйства и сервисных центров); 2) роботизация производственных процессов; 3) масштабная автоматизация, в том числе управленческих процессов; 4) внедрение систем автопилота. Рассмотрим данные процессы подробнее. 1) цифровизация транспортной инфраструктуры заключается в том, что каждый этап в логистической цепочке, а также транспортное средство, должны быть вовлечены в цифровую сферу, то есть, иметь персональную идентификацию в Интернете, а также находится под контролем программного обеспечения. Это позволяет управлять всем транспортным потоком в режиме реального времени, снижать издержки, непрофильные затраты, а также делать транспортную сферу более предсказуемой. Примером такой цифровизации является оснащение чипами всех морских контейнеров, отслеживание перемещения каждого контейнера; 2) роботизация производственных процессов в транспортной сфере уже происходит весьма быстрыми темпами. Однако, наиболее трудоемкие составляющие – складское хозяйство (особенно фасовка и комплектация груза), обслуживание транспортных средств все еще требуют широкого вовлечения ручного труда; 3) автоматизация управленческих процессов уже происходит длительное время. Собственно, именно транспортная сфера была одной из первых, в которой управленческие процессы начали автоматизироваться. Скорость современных транспортных потоков такова, что человек в принципе не сможет принимать грамотные, продуманны решения без риска критической ошибки; 4) внедрение систем автопилота с технологической точки зрения уже происходит длительное время: в первую очередь, это касается автопилота для гражданских самолетов, морских грузовых перевозок. Массовое внедрение данных технологий в большинстве стран сдерживается законодательными ограничениями. Так, сейчас действуют только некоторые экспериментальные проекты в общественном транспорте (беспилотные автобусы, например). В Российской Федерации процессы цифровизации не остались незамеченными ни со стороны органов государственной власти, ни частного сектора. Так, в стране реализуется ряд мер, направленных на то, чтобы подготовить экономику и общество к процессам цифровизации. [27] Действует «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.». В ней, среди прочего, цифровые технологии рассматриваются как составляющая глобального лидерства российских компаний. В качестве конкретных мер, которые должны способствовать распространению цифровых технологий, называются: нормативное регулирование (оно должно соответствовать тем реалиям, которые возникли по мере распространения цифровых технологий), подготовку соответствующих кадров и вообще реорганизацию системы образования в стране, развитие научно-технической сферы. Собственно, государство в такой ситуации также может способствовать проникновению цифровых технологий, способствую развитию инфраструктуры и защищая права граждан на информационную безопасность. [52] В процессе цифровизации экономики важную роль играют информационные цифровые платформы (ИЦП). Предназначение таких структур - интеграция всех участников цепочки создания стоимости, а также коммуникационные каналы, пути дистрибуции, сообщество потенциальных клиентов. Нынешний размах работы цифровых платформ таков, что они могут охватывать целые сектора экономики. Собственно, примеров подобных цифровых платформ достаточно, - особенно в электронной коммерции. Впрочем, можно ожидать, что подобные технологии будут все активнее использоваться в транспортной сфере. Собственно, цифровые платформы уже используются в транспортной сфере, хотя они еще не столь универсальны, как электронные площадки. Так, в логистике используются специализированные локальные цифровые платформы для планирования перевозочного процесса, а также организации кооперации между различными видами транспорта и логистическими центрами. Цифровые платформы помогают координировать обработку грузов на складах, наладить коммуникацию с конечным пользователем. Цифровые платформы в транспортной сфере вбирают в себя все посреднические функции. При помощи платформ конечный потребитель может непосредственно наладить контакт с поставщиком, и платформа предоставит ему весь необходимый инструментарий управления перемещением товара. Другими словами, такой тип цифровых платформ способен интегрировать все логистические и прочие процессы в единую систему, соединить потребителей и производителями, а также взять на себя управление всеми дополнительными функциями. Одновременно цифровизация логистической сферы - это и вызов. Процесс цифровизации может изменить рынок таким образом, что все его участники столкнуться с самыми серьезными вызовами. Самый существенный из них можно описать как возникновение рынка, подученного всего одному монополисту: речь идет о модели рынка, которую принято называть «победитель получает все». То есть, интеграция в каждом рыночном сегменте доходит до той черты, за которой - возникновение одного, очень крупного монополиста. Подобное можно наблюдать в рынке электронной коммерции, - Amazon, например. С возникновением такого монополиста, все другие участники попадают в очень сильную зависимость от лидера рынка. Подобные процессы можно наблюдать и в транспортной сфере: логистические компании все больше зависят от сектора электронной коммерции (Интернет бирж, Интернет магазинов). [19] Как считают большинство ученых, занимающихся этой проблематикой, в дальнейшем доставка товаров (при чем, абсолютно всех товаров) будет осуществляться напрямую со склада (который будет принадлежать крупнейшему Интернет магазину) клиенту, минуя розничную сеть. «Магазины у дома» будут заменены на пункты выдачи заранее заказанных товаров. При этом происходит еще одна очень важна вещь: Интернет магазины вместе с товаром продают и услугу по доставке. То есть, вскоре на рынке логистических услуг останутся только компании, которые будут интегрированы с крупнейшими площадками по продажам. Именно крупнейшие игроки на рынке электронной коммерции будут определять, кто останется на рынке, какую маржу он получит. При всем при этом такие компании даже могут не иметь собственных физических активов. Таким образом, можно утверждать, что цифровизация является доминирующим процессом в транспортной сфере среди всех проявлений научно-технического прогресса. К тому же, процессы цифровизации сами по себе происходят гораздо быстрее, чем предыдущие технологические революции. [32] В результате, конечный результат этих преобразований предсказать трудно. Однако, можно выделить две наиболее существенных составляющих. С одной стороны, эффективное использование цифровых технологий в транспортной сфере определяет уровень конкурентоспособности компании. Те из них, кто игнорирует современные изменения, рискуют покинуть рынок. А с другой стороны, именно процессы цифровизации являются источником повышенных рисков: и в контексте экономического развития, и в контексте общественного прогресса. [9] 1.2 Современные мировые тенденции развития транспортной инфраструктуры. Цифровизация как тенденция технологического развития транспортной сферы была идентифицирована довольно давно. Фактически, можно вести речь о том, что проникновение цифровых технологий в транспортную сферу началось с момента возникновения электронно-вычислительной техники. За этот период было реализовано большое количество различных проектов, - как по инициативе правительств, так и частных компаний (Таблица 3).[23] Примеры цифровизации в транспортной сфере. Таблица 3 Пример технологии Функции технологии SARTRE Программа создания пассажирских транспортных средств с единым дистанционным управлением, безлопастных для пешеходов и окружающей среды Open Shuttle Интерактивная система комплектации груза при помощи автоматических тележек Pick by light Использование специальных световых указателей для облегчения работы роботизированных транспортных средств Put by Beamer Складская технология приема и распределения грузов в автоматическом режиме Автоматизированные портовые комплексы Использование в морских портах автоматизированных складских систем, в первую очередь в контейнерных терминалах Источник: Влияние цифровой экономики на развитие транспортной отрасли в мире[23] Необходимо отметить, что использование автоматизированных транспортных систем все еще остается дискуссионным вопросом, по которому в обществе нет консенсуса. К угрозам и рискам, которые указываются в качестве прямого следствия автоматизации на транспорте, следует отнести: 1) одномоментное высвобождение большого числа водителей, которые более в принципе не смогут трудоустроится по профессии; 2) сложности в определении меры ответственности при наступлении страхового случая; 3) риск отказа программного обеспечения, и потеря контроля над управляемым транспортным средством. При этом однозначно признаются преимущества внедрения подобных технологий: 1) повышение эффективности транспортной сферы как таковой (снижение затрат на топливо, повышение пропускной способности дорог, снижение аварийности, снижение числа пострадавших в авариях на транспорте и доли поврежденного при перевозке груза); 2) снижение издержек на оплату труда водителей и множества сотрудников, чьи рабочие места будут автоматизированы; 3) снижение времени простоя транспортного средства; 4) устранение т.н. «человеческого фактора», то есть риска человеческой ошибки. Один из важных трендов заключается в том, что технология искусственного интеллекта (ИИ) становиться для транспорта технологией общего назначения. К тому же, сам человек (в том числе и обыватель) становиться все более «вооружен» самыми разными технологиями, в первую очередь благодаря своему смартфону. Наличие мобильного устройства для выхода в Интернет, массовое распространение таких устройств позволяет по-новому построить взаимодействие всей транспортной сферы с пользователями. Возникновение такого сервиса, как UBER, и последовавшего за ним термина «уберизация» кардинально поменяло основополагающие принципы предоставления услуг в транспортной сфере. [3] Роботизация на транспорте имеет свою специфику, которая выделяет эту сферу из числа других направлений экономической активности. Так, зачастую роботизация рассматривается как производство и использование неких физических машин, которые способны имитировать какие-либо человеческие действия. Однако, на самом деле автономные системы охватывают гораздо больший спектр направлений. Роботизацию более корректно следует рассматривать как производство и использование самоконтролирующихся адаптивных интеллектуальных систем, которые могут выполнять свои производственные функции вне зависимости от степени вмешательства человека. В транспортной сфере роботизация подразумевает и внедрение автономных транспортных средств, и как автоматизация собственно производства и использование оборудования, работающего без вмешательства человека. Принято выделять следующие типы роботизированной техники, использующейся в транспортной сфере: 1) роботы, оперирующие в человеческой среде; 2) роботизированные производственные системы, не требующие вмешательства человека; 3) автономные транспортные средств . [7] Так, говоря про конкретные примеры, следует сказать, что автономные системы уже давно используются на станциях технического обслуживания (и автомобильного транспорта, и железнодорожного). В перспективе, накопленный опыт позволяет расширить практику использования таких технологий на все составляющие части транспортной сферы (в том числе при все большей вовлеченности в этот процесс технологий ИИ). Например, на железнодорожном транспорте автоматизированные автономные системы могут быть использованы для контроля за состоянием рельсов. Это снижает риск и не требует вовлечения дополнительных работников, к тому же, контрольные работы можно проводить в любое время суток с одинаковой эффективностью. Именно на железной дороге уже существуют наиболее благоприятные условия для внедрения роботизированных систем. При их помощи можно проводить регламентные работы (уборка, раздача соли, укрепление насыпи). На таких автономных станциях очень удобно размещать сканирующие устройства и прочее оборудование для тестирования полотна, рельс и путевой инфраструктуры. [41] Отдельным вопросом является использование дронов (тут и далее - беспилотных летающих аппаратов). Хотя правовые основы использования атомных летающих аппаратов в большинстве стран еще не созданы (или же использование подобных приспособлений просто ограниченно), потенциал их применения для нужд транспорта очень велик. Дроны могут быть использованы для аэрофотосъемки, а также постоянного мониторинга, сопровождения груза. С учетом того, что мощность дронов постоянно растет (во всех отношениях), вскоре станет возможным использовать эти приспособления для транспортировки людей и грузов в отдаленные районы. «Роевые роботы», то есть, одномоментное использование большого числа дронов, управляемых одним оператором (или одним ИИ), в принципе позволяет проводить ремонтные работы. На данном этапе дроны по большей части используются для внешнего наблюдения. Например, в Германии патрульные дроны используются для наблюдений за участками железнодорожного полотна, с целью выявления нарушителей режима и вандалов. Конечно же, потенциал дронов таков, что вскоре они сами смогут стать новым видом транспорта . Практическая польза от использования новых цифровых технологий (и дронов, и роботизированных костюмов для работников - exoskeleton) позволяет решить и более насущные и значимые задачи. При помощи подобных приспособлений представляется возможным для работников выполнять более тяжелые задания, снизить ущерб для здоровья от работы в тяжелых условиях (работы на высоковольтных линиях, работа в опасных условиях, - при прокладке туннелей и т.д.).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Транспортные средства, 81 страница
1800 руб.
Дипломная работа, Транспортные средства, 53 страницы
800 руб.
Дипломная работа, Транспортные средства, 47 страниц
1000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg