Глава 1. Теоретические основы антиинфляционной политики государства в системе экономической безопасности России
1.1. Понятие и сущность антиинфляционной политики государства
Анализ научной литературы позволяет определить антиинфляционную политику государства как комплекс мероприятий, проводимых государственной властью, направленных на обеспечение стабильности национальной денежной единицы, нормализацию (восстановление) функционирования национальной денежной системы, сохранение (восстановление) покупательной способности национальной валюты.
Сущность антиинфляционной политики государства заключается в реализации следующих направлений государственной политики, предусматривающих борьбу с инфляцией:
1. Денежно-кредитная политика
Данное направление антиинфляционной политики государства предусматривает деятельность Центрального Банка страны, который является высшим денежно-кредитным и банковским органом. Центральный Банк в борьбе с инфляцией может использовать такие методы, как банковская ставка, операции на открытом рынке, коэффициент резервирования и выборочный контроль, чтобы контролировать операции коммерческих банков по созданию кредитов и, таким образом, ограничивать суммы банковских депозитов в стране. Л.К. Васюкова и Д.С. Веслополова называют данную политику политикой «жестких денег» .
Денежно-кредитная политика по контролю над инфляцией основана на предположении, что рост цен вызван увеличением спроса на товары и услуги, что является прямым результатом расширения банковского кредита .
2. Фискальная политика
Антиинфляционная фискальная политика предполагает корректировку государственных расходов, налогов и заимствований, а также политику управления долгом. Политика заимствования и управления долгом связана с денежно-кредитной политикой ЦБ и рассматривается как тип стабилизационной политики, отличный от денежно-кредитной политики. Поскольку чрезмерные совокупные расходы являются основной причиной инфляции, сокращение государственных расходов, которые являются одним из основных компонентов общих расходов, ведет к снижению инфляционного давления.
Фискальная политика государства в отношении налогообложения, расходов и государственных займов имеет очень важное влияние на бизнес и экономическую активность. Налоги определяют размер или объем располагаемого дохода населения. Правильная налоговая политика для контроля над инфляцией позволяет избежать снижения налогов, при этом цель состоит в том, чтобы уменьшить объем покупательной способности населения, тем самым уменьшив инфляционный рост цен.
Антиинфляционная политика предусматривает такое управления государственным долгом, которое обеспечивает контроль предложения денег в стране. Правительству следует избегать погашения каких-либо предыдущих займов во время инфляции, чтобы предотвратить увеличение денежного обращения. Более того, если правительству удастся добиться профицита бюджета, его следует использовать для списания государственного долга, удерживаемого ЦБ. Результат будет антиинфляционным, поскольку деньги, взятые у государственных и коммерческих банков, аннулируются и выводятся из обращения .
3. Контроль цен и нормирование
Данное направление антиинфляционной политики - наиболее важный и эффективный метод в период экономических кризисов, потому что и денежно-кредитная, и фискальная политика в этот период менее эффективны. Контроль над ценами подразумевает установление законом их верхних пределов, выше которых цены на определенные товары не должны повышаться. С другой стороны, цель нормирования - распределить дефицитные товары на справедливой основе среди всех людей, независимо от их благосостояния и социального статуса. Контроль цен и нормирование обычно реализуются одновременно. Основная отрицательная характеристика использования этого метода для борьбы с инфляцией состоит в том, что он ограничивает свободу потребителей и, таким образом, ограничивает их благосостояние. Кроме того, его успех зависит от административной эффективности, которая во многих слаборазвитых странах очень низка.
4. Другие методы
Другим важным антиинфляционным методом является увеличение предложения товаров за счет увеличения производства или импорта. Производство может быть увеличено за счет переноса факторов производства с производства товаров, менее чувствительных к инфляции, которых имеется в сравнительном изобилии, к производству товаров, дефицитных и чувствительных к инфляции. Более того, нехватка товаров внутри страны может быть уменьшена за счет импорта чувствительных к инфляции товаров либо в кредит, либо в обмен на экспорт предметов роскоши и других предметов первой необходимости.
Таким образом, антиинфляционная политика государства представляет собой комплекс мероприятий, проводимых государственной властью, с целью обеспечения стабильности национальной денежной единицы, нормализации функционирования национальной денежной системы, сохранения покупательной способности национальной валюты. Среди основных направлений антиинфляционной политики можно выделить осуществление денежно-кредитной политики Центрального Банка страны; фискальную политику, которая предполагает корректировку государственных расходов, налогов и заимствований, а также политику управления долгом; контроль цен и нормирование; увеличение предложения товаров за счет увеличения производства или импорта, и др.
1.2. Роль антиинфляционной политики государства в обеспечении экономической безопасности России
В современных условиях общественного развития вопрос обеспечения экономической безопасности во всех функциональных сферах государства становится все более актуальным. Согласно «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», экономическая безопасность определяется как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» .
Экономическое развитие современной России как государства в целом, так и отдельных предприятий, и организаций в частности, зависит от целого комплекса экономических процессов и состояний. Значительную роль в поступательном развитии экономики страны оказывает внутренне потребление, покупательская способность ее граждан, которая, в свою очередь, зависит от уровня цен на продукты, товары и услуги, а также от размера заработной платы, что, в свою очередь, зависит от уровня инфляции в стране.
Согласно «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» , среди угроз экономической безопасности выделяются такие, как:
- подверженность финансовой системы РФ глобальным рискам;
- несбалансированность национальной бюджетной системы;
- недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом и др.
Предотвращению данных угроз способствует реализация мероприятий в рамках проводимой антиинфляционной политики государства. Следовательно, особое место в системе обеспечения экономической безопасности занимает исследуемая политика. Н.Д. Барида обращает внимание на то, что при выборе приоритетного воздействия на уровень экономической безопасности посредством антиинфляционной политики необходимо учитывать ее достоинства и недостатки. К преимуществам относятся способность эффективно бороться с инфляцией и бюджетным дефицитом, достижение более мягких и быстрых результатов (по сравнению с бюджетными методами), меньшая социально-политическая реакция (в случае «непопулярных мер») и политическое лоббирование. Слабые стороны включают неспособность напрямую влиять на занятость, экономический рост и социальную сферу .
В рамках антиинфляционной политики важнейшими мерами по обеспечению экономической безопасности России являются:
- обеспечение стабильности рубля;
- организация надежной системы расчетов и кассового обслуживания;
- принятие своевременных и эффективных мер по защите интересов вкладчиков банков и усиление роли Банка России в мониторинге деятельности коммерческих банков с целью предотвращения крупных банкротств;
- улучшение механизма контроля со стороны органов государственного надзора за валютными операциями и операциями с капиталом субъектов российского рынка;
- предотвращение сокращения официальных золотовалютных резервов Российской Федерации.
Вышеуказанные меры являются минимальными мерами, необходимыми для поддержания экономической безопасности страны. Поэтому при использовании методов антиинфляционной политики для обеспечения экономической безопасности страны необходимо учитывать множество факторов и характеристик экономического развития.
Таким образом, в современных условиях общественного развития антиинфляционная политика способствует предотвращению угроз экономической безопасности в бюджетно-финансовой сфере. В рамках антиинфляционной политики важнейшими мерами по обеспечению экономической безопасности России являются обеспечение стабильности рубля; организация надежной системы расчетов и кассового обслуживания; принятие своевременных и эффективных мер по защите интересов вкладчиков и предотвращению крупных банкротств; улучшение механизма контроля государства за валютными операциями; предотвращение сокращения официальных золотовалютных резервов и др.
1.3. Нормативно-правовое регулирование антиинфляционной политики в России
Среди основных нормативно-правовых актов, составляющих правовую основу регулирование антиинфляционной политики в России можно выделить Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ, регулирующий вопросы в бюджетно-финансовой сфере, включая формирование неналоговых доходов федерального бюджета России. Данный нормативно-правовой акт законодательно закрепляет :
- перечень неналоговых доходов федерального бюджета (например, доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями и т.д.);
- правила и порядок формирования неналоговых доходов федерального бюджета и т.д.
Не менее важное значение в системе правового регулирования бюджетно-финансовой сферы, в том числе, при реализации мероприятий в рамках антиинфляционной политики, имеет Налоговый кодекс РФ, который, например, регулируют вопросы поступления и формирования налоговых доходов федерального бюджета РФ.
Форма внешнего существования доходов федерального бюджета, имеющих важное значение при реализации антиинфляционной политики, заключается в общеобязательном юридическом акте государства, в котором закреплены правила образования и расходования денежных средств. Правовой формой данного плана является закон о государственном бюджете, в частности, Федеральный закон от 02.12.2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» , который на законодательном уровне закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. Закон о государственном бюджете разрабатывает Правительством РФ и утверждается Федеральным Собранием РФ на каждый календарный год или плановый период.
В связи тем, что важная роль в реализации мероприятий в рамках антиинфляционной политики в России принадлежит Центральному Банку России, к системе нормативно-правового регулирования антиинфляционной политики следует отнести нормативно-правовые акты, регулирующие деятельности ЦБ РФ. Так, правовой статус Центрального банка Российской Федерации, цели его деятельности, а также функции и полномочия, устанавливаются федеральным законодательством, в частности Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» .
Например, согласно ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в качестве целей деятельности Центрального Банка Российской Федерации выступают:
- защита рубля, как валюты, и обеспечение его устойчивости;
- обеспечение развития банковской системы Российской Федерации и ее укрепление;
- обеспечение развития национальной платежной системы, а также ее стабильности;
- обеспечение развития финансового рынка Российской Федерации и его стабильности.
Тем самым, обеспечивается реализация задач антиинфляционной политики в России, обеспечивая, в свою очередь, экономическую безопасность страны.
Неотъемлемым элементом системы правового регулирования правового статуса Центрального Банка РФ является Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1 , согласно которому банковская деятельность в стране регулируется Российской Федерацией и Банком России.
В современных условиях развития Российской Федерации в целях обеспечения условий для развития инноваций на финансовом рынке и перехода к цифровой экономике в Российской Федерации, что, в свою очередь, должно способствовать решению антиинфляционной политики, Банк России представил базовый документ, определяющий развитие инновационных технологий на финансовом рынке - «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 годов» .
В документ вошли описания основных направлений, а также целей и задач Центрального Банка Российской Федерации в данной области. Кроме того, опубликована дорожная карта по реализации соответствующих мероприятий. Наиболее перспективными финансовыми технологиями согласно документу, Банк России считает:
- мобильные технологии,
- искусственный интеллект,
- роботизацию,
- биометрию,
- распределенные реестры и облачные технологии .
Своими целями в реализации «Основных направлений» Банк России считает содействие конкуренции на финансовом рынке, повышение доступности, качества и ассортимента финансовых услуг, снижение издержек и рисков, а также повышение уровня конкурентоспособности российских технологий, что, свою очередь, обеспечивает решение задач антиинфляционной политики в России.
«Основные направления» синхронизированы с программой «Цифровая экономика Российской Федерации». Ключевыми направлениями в области развития финансовых технологий, согласно документу, для Банка России являются: исследование, анализ и разработка предложений по применению новых финансовых технологий; переход на электронное взаимодействие; создание регулятивной площадки Банка России и т.д.
Таким образом, среди основных нормативно-правовых актов, составляющих правовую основу регулирование антиинфляционной политики в России можно выделить Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 02.12.2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», регулирующие вопросы в бюджетно-финансовой сфере. В связи тем, что важная роль в реализации мероприятий в рамках антиинфляционной политики в России принадлежит Центральному Банку России, к системе нормативно-правового регулирования антиинфляционной политики следует отнести Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1, «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 годов».
Глава 2. Анализ антиинфляционной политики в Российской Федерации
2.1. Формирование системы показателей оценки экономической безопасности России в рамках антиинфляционной политики государства
Согласно «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», показателями состояния экономической безопасности являются:
«1) индекс физического объема валового внутреннего продукта;
2) валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности);
3) доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте;
4) доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте;
5) степень износа основных фондов;
6) индекс промышленного производства;
7) индекс производительности труда;
8) индекс денежной массы (денежные агрегаты М2);
9) уровень инфляции и т.д.» .
С целью оценки экономической безопасности России в рамках антиинфляционной политики государства предлагается выделить следующие показатели экономической безопасности;
- ВВП на душу населения (по ППС), долл. США;
- уровень инфляции, %;
- дефицит федерального бюджета, млн. руб.;
- ненефтегазовый дефицит федерального бюджета, млн. руб.;
- доля инвестиций в основной капитал в ВВП, %;
- государственный внешний долг в процентах от ВВП, %;
- государственный внутренний долг в процентах от ВВП, %;
- чистый вывоз капитала.
Пороговые значения выделенных показателей для оценки экономической безопасности России в рамках антиинфляционной политики государства (согласно методике, предложенной такими исследователями, как В.В.Криворотов, А.В. Калина, И.С.Белик) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Пороговые значения показателей для оценки экономической безопасности России в рамках антиинфляционной политики государства
Показатель экономической безопасность Пороговое значение
ВВП на душу населения (по ППС), долл. США 75% к среднему по странам большой восьмерки
Уровень инфляции, % 3,4%
Дефицит федерального бюджета, млн. руб. 3% к ВВП
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета, млн. руб. 4% к ВВП
Доля инвестиций в основной капитал в ВВП, % 40%
Государственный внешний долг в процентах от ВВП, % 60%
Государственный внутренний долг в процентах от ВВП, % 60%
Чистый вывоз капитала, млрд. долл. 5% от ВВП
Таким образом, с целью оценки экономической безопасности России в рамках антиинфляционной политики государства предлагается использовать такие показатели экономической безопасности, как ВВП на душу населения (по ППС), уровень инфляции, дефицит федерального бюджета, ненефтегазовый дефицит федерального бюджета, доля инвестиций в основной капитал, государственный внешний и внутренний долг в процентах от ВВП, чистый вывоз капитала.
2.2. Анализ показателей оценки экономической безопасности России в рамках антиинфляционной политики государства
Проведенный анализ показателей оценки экономической безопасности России в рамках антиинфляционной политики государства свидетельствует о том, что в период с 2010 г. по 2019 г. наблюдается увеличение ВВП России на душу населения (по ППС) на 32,8%. Однако, значение данного показателя в 2019 г. ниже по сравнению с 2014 г. на 28,8% (рисунок 1).
Рис.1. Динамика ВВП на душу населения (по ППС) в России в период с 2010 г. по 2019 г.
В указанный период наблюдается снижение уровня инфляции в России на 65,3% (рисунок 2).
Исследование дефицита федерального бюджета за период с 2010 г. по 2019 г свидетельствует о том, несмотря на колебания значений данного показателя в указанный период, в 2018-2019 гг. наблюдается профицит бюджета (рисунок 3).
Рис.2. Динамика уровня инфляции в России в период с 2010 г. по 2019 г.
Рис.3. Динамика дефицита (профицита) федерального бюджета в России в период с 2010 г. по 2019 г.
Однако, в период с 2010 г. по 2019 г. наблюдается ненефтегазовый дефицит федерального бюджета (рисунок 4).
Рис.4. Динамика ненефтегазового дефицита федерального бюджета в России в период с 2010 г. по 2019 г.
Анализ доли инвестиций в основной капитал в ВВП в России в 2010-2019 гг. свидетельствует о колебаниях данного показателя в указанный период в рамках от 20% до 21,4% (рисунок 5).
Несмотря на колебания государственного внешнего долга России (в процентах от ВВП) в период с 2010 г. по 2019 г., в 2019 г. по сравнению с 2019 г. наблюдается снижение государственного внешнего долга России на 9,4% (рисунок 6).
Однако, одновременно с этим, наблюдается увеличение государственного внутреннего долга России (в процентах от ВВП) в 2019 г. по сравнению с 2010 г. на 47% (рисунок 7).
Анализ чистого вывоза капитала из России в период с 2010 г. по 2019 г. свидетельствует о том, в указанный период наблюдаются колебания данного показателя от 15,4 до 154,1 млрд. долл. (рисунок 8).
Рис.5. Динамика доли инвестиций в основной капитал в ВВП в России в 2010-2019 гг.
Рис.6. Динамика государственного внешнего долга России (в процентах от ВВП) в 2010-2019 гг.
Рис.7. Динамика государственного внутреннего долга России (в процентах от ВВП) в 2010-2019 гг.
Рис.8. Динамика чистого вывоза капитала из России в период с 2010 г. по 2019 г.
С целью оценки экономической безопасности России в рамках антиинфляционной политики государства было осуществлено сравнение значений выделенный показателей за 2019 г. с пороговыми значениями (таблица 2).
Таблица 2
Сравнение значений показателей экономической безопасности России в рамках антиинфляционной политики государства с пороговыми значениями
Показатель экономической безопасность Значение показателя в России в 2019 г. Соответствие пороговому значению показателя (+/-)
ВВП на душу населения (по ППС), долл. США 24 -
Уровень инфляции, % 0,05 +
Дефицит федерального бюджета, млн. руб. - +
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета, млн. руб. 0,5 +
Доля инвестиций в основной капитал в ВВП, % 20,6 -
Государственный внешний долг в процентах от ВВП, % 29 +
Государственный внутренний долг в процентах от ВВП, % 12,2 +
Чистый вывоз капитала 4,4 +
Таким образом, проведенная оценка экономической безопасности России в рамках антиинфляционной политики государства свидетельствует о том, что большая часть ее показателей имеют значения, соответствующие пороговым значениям. Однако, недостаточные значения ВВП на душу населения (по ППС), доли инвестиций в основной капитал в ВВП свидетельствуют о недостаточном уровне экономической безопасности России.