Глава 1. Теоретические основы анализа показателей рентабельности
1.1. Сущность, понятие и задачи анализа рентабельности предприятия и эффективности
Рентабельность и прибыль-показатели, которые точно отражают эффективность деятельности предприятия, рациональность использования предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д).
Цель любого предприятия-получать прибыль, поэтому это также самый важный объект в экономическом анализе. Однако размер самой прибыли не описывает, насколько эффективно компания использует свои ресурсы. Одним из основных показателей эффективности бизнеса является рентабельность. Рентабельность описывает характеристики целесообразности ресурсов, связанных с вновь приобретенными (прибыльными) ресурсами.
Рентабельность является одним из основных показателей качества затрат эффективности деятельности, который характеризует уровень экономической эффективности и уровень использования капитала при производстве и реализации продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли каждой единицы стоимости затрат.
Рентабельность делится на 4 вида:
Рентабельность предприятия (Рпр):
Рпр=Пр/(ОФ+ОС)?100% (1)
Пр – прибыль предприятия;
ОФ – основные фонды предприятия;
ОС – оборотные средства предприятия.
Рентабельность производства продукции:
Ра=Па/Sпа?100% (2)
или
Ра=(Ца-Sпа)/Sпа ?100% (3)
Па – прибыль от реализации изделия «а»;
Sпа – полная себестоимость изделия «а»;
Ра – рентабельность изделия «а» в %.
Ца – цена реализации изделия «а» (без НДС и акцизного налога).
Рентабельность всего капитала предприятия (по валюте баланса предприятия):
Рк=(Пр+(% за кредит))/К?100% . (4)
Рентабельность инвестиционного проекта:
Рип=(Пр_ип+(% за кредит И.П.)/Кип ?100% . (5)
Также рентабельность различаю как:
Рентабельность активов. Ее величина отражает процент прибыли на каждый вложенный в активы организации рубль. Она рассчитывается соотношением чистой за конкурентный период со средней стоимостью всех активов компании. Активы учитываются не только собственный, но и привлеченные - дебиторская задолженность, кредиты и т.п.
Рентабельность оборотных активов - соотношение чистой прибыли к оборотной части активов (товары на складе, денежные средства и т.п.).
Рентабельность продукции определяют отношением чистой прибыли к себестоимости продукции (товаров или услуг). Она отражает степень эффективности текущих затрат на производство и реализацию. Определяется в процентах. Рентабельность продукции обычно рассчитывается как в целом, так и по отдельным ее видам.
Рентабельность производства - обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность деятельности всех структурных подразделений организаций. Величина ее рассчитывается соотношением прибыли к затратам на весь процесс производства.
Рентабельность капитала - отношение чистой прибыли к установленному и дополнительному капиталу. Величина его отражает эффективность использования собственных средств предприятия.
Рентабельность продаж (или реализованной продукции) показывает долю прибыли на каждый рубль полученного дохода или на единицу реализованной продукции. Рассчитывается соотношением чистой прибыли к денежному эквиваленту объема продаж за определенный период.
Рентабельность инвестиций - отношение чистой прибыли к сумме первоначальных финансовых вложений.
Разделяют рентабельность как общую - процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную - отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды.
Величина рентабельности зависит от производственной, сбытовой и 10 коммерческой деятельности компании, и эти показатели описывают все аспекты экономики. Чем больше прибыль, тем выше рентабельность, тем выше операционная эффективность компании и тем стабильнее финансовое положение.
Каждая компания самостоятельно ведет производственно-хозяйственную деятельность на основе принципов самообеспеченности и рентабельности. У компании есть определенные затраты на производство и внедрение. Эти затраты являются производственными затратами (издержками) или личными расходами конкретной компании. Однако стоимость отдельных продуктов компании может отличаться от средней стоимости в отрасли, которая считается необходимой стоимостью или затратами общества, а ее валютным выражением является цена продукта. Существование личных расходов создает другую часть производственных затрат - прибыль и ее относительное измерение - разделение рентабельности.
Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности предприятия. А рентабельность или прибыльность определяет относительный размер прибыли, используемый для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия.
Взаимосвязь между суммой прибыли и суммой вложенного капитала, индикатор прибыльности может быть использован в процессе прогнозирования прибыли. Оценочные показатели прибыли основаны на предыдущих уровнях прибыли и учитывают прогнозируемые изменения.
Следовательно, показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
Показатели прибыли и рентабельности позволяют подвести итог деятельности предприятия за отчетный период; они зависят от многих факторов: объем проданной продукции, затратоемкость, организация производства и другие. В числе ключевых факторов - уровень и структура затрат, поэтому в рамках внутрифирменного управления финансами в этом блоке может выполняться оценка целесообразности затрат, их динамика, структурные изменения, а основные показатели - уровень издержек производства и абсолютная и относительная экономия издержек.
Показатели рентабельности в свою очередь являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли организации. Поэтому они обязательны при проведении сравнительно¬го анализа и оценке финансового состояния предприятия. Показатели рентабельности выступают инструментами инвестиционной политики и ценообразования.
Расчет цены на основе достижения желаемой рентабельности продукции:
При использовании данного метода ценообразования расчет цены реализации товара (Цр) осуществляется по формуле:
ЦР = СП + (СП?РЖ) /100 = СП + ПР, где РЖ - желаемая рентабельность продукции (в %).
В ходе анализа прибыли и рентабельности организации изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, размер налогов и др.).
На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К группе внешних факторов относятся:
- уровень развития экономики страны в целом;
- меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства;
- природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;
- изменение не предусмотренных планом предприятия цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятием.
- нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.
Внутренние факторы непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия, к ним относятся: результаты коммерческой деятельности, эффективность заключенных сделок на поставку товаров, объем и структура товарооборота, формы и системы оплаты труда, производительность труда, эффективность основных и оборотных средств, уровень валовых доходов и издержек обращения, размер прочей прибыли, нарушения налогового законодательства.
Ресурсы - это факторы, используемые для производства экономических благ. Экономические ресурсы - это природные, человеческие и искусственные ресурсы, используемые для производства товаров и услуг.
Виды ресурсов, используемых предприятием:
- основные средства (фонды) предприятия;
- оборотные средства предприятия;
- трудовые ресурсы;
- финансовые ресурсы;
- информационные ресурсы
Следовательно, рентабельность является качественным показателем эффективности производства, который показывает уровень прибыли на понесенные расходы и показывает, в какой степени инвестиционные средства используются в производстве в процессе продажи продукта. Рентабельность может быть общей и расчетной. Она также показывает признаки прибыльности в системе торговых и производственных отношений, задачи и оценки финансовых показателей компании. А также определены источники для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности производства реализованной продукции и для определения величины чистой прибыли. Перечислены основные ресурсы предприятия.
1.2. Основные элементы рентабельности предприятия и эффективности использования его ресурсов
Рентабельность предприятия в основном оценивается по абсолютным и относительным показателям. Абсолютные показатели показывают прибыль и определяются по стоимости (в рублях). Относительные показатели характеризуют доходность, измеряемую в процентах или коэффициентах.
Показатели рентабельности делятся на несколько групп:
- показатели, описывающие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
- показатели, характеризующие прибыльность продаж;
- показатели, описывающие доходность капитала и его частей.
Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. Общая рентабельность (прибыльность компании) определяется отношением прибыли до налогообложения к выручке от использования товаров, техники и услуг, произведенных компанией. ПД - Прибыль до уплаты налога, ВРП - Поступления от реализации товаров, техники и услуг.
Формула общей рентабельности предприятия:
Ро = Пд / Врп ? 100% (6)
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) представляют отношением валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
Rз = (П рп) / (З рп) ? 100% (7)
Rз = ЧП / (З рп) ? 100% (8)
Рентабельность производственной деятельности отражает сумму прибыли, которую компания использует для производства и продажи продукции с каждого рубля. Рассчитываться по предприятию отдельным подразделениям и видами продукции.
Рентабельность инвестиционных проектов определяется аналогичным образом: доход или ожидаемая прибыль проекта связаны с суммой инвестиций конкретного проекта.
Рентабельность продаж (оборота) – это отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки (В):
R рп = (П рп) / В ? 100% (9)
R рп = ЧП / В ? 100% (10)
Рентабельность прямых затрат - отношение валовой прибыли (Вп) к себестоимости реализованной продукции (Зрп), описывает эффективность затрат, то есть какую прибыль получает предприятие с каждого рубля понесенных прямых затрат.
Рз = Вп / Зрп ? 100% (11)
Рентабельность активов определяется отношением прибыли до уплаты налога на прибыль (Пд) к среднегодовой стоимости активов (А):
Rа = Пд / А ? 100% (12)
Рентабельность активов учитывает все активы организации, а не только ее собственные средства. Рентабельность активов значительно ниже, чем в отрасли, в которой работает компания.
Рентабельность собственного капитала - относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученный за период (Чп), на собственный капитал организации (СК):
Рск = Чп / СК ? 100% (13)
Рентабельность собственного капитала отражает отдачу на инвестиции акционеров как учетной прибыли, эффективность использования не всего капитала организации, а той части, которая относится к собственникам предприятия. Расчет показателя играет значительную роль только тогда, когда на предприятии имеются чистые активы.
К ресурсам предприятия относятся основные фонды, которые являются материально-вещественными ценностями (ресурсы), они часто участвуют в производственном процессе, не изменяют своей натурально-вещественной формы и переносят свою стоимость на готовую продукцию частями по мере износа.
Основные фонды подразделяются на: активные и пассивные. Активное фонды включает средства, участвующие в производстве продукта и оказывающие непосредственное влияние на выпуск продукции. Это машины и оборудование, транспортные средства и инструменты. Пассивные фонды – это земля, здания, сооружения (мосты, дороги), передаточные устройства (водопроводы, газопроводы и т.д.).
По функциональному назначению основные фонды предприятия подразделяются на: производственные и непроизводственные.
Оборотные средства - совокупность производственных оборотных фондов и фондов обращения. Оборотные средства классифицируют на оборотные производственные фонды и фонды обращения, т.е. по сферам оборота. Производственные оборотные фонды - это предметы труда, которые потребляются в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию.
Финансовые ресурсы предприятия - это все средства компании, которые предназначены для выполнения финансовых обязательств и создания затрат на расширение производства.
Следовательно, основными показателями рентабельности являются: рентабельность производственной деятельности, рентабельность собственного капитала и общая рентабельность. Рентабельность продаж (оборота) характеризует эффективность корпоративной деятельности: сколько прибыли компания получает от продажи и показывает эффективность использования части, принадлежащей владельцу бизнеса. Рентабельность активов описывает рентабельность использования всех активов организации, рентабельность продукта, эффективность текущих затрат и прибыль до единицы продаж.
1.3. Методы факторного анализа показателей рентабельности и эффективности использования его ресурсов
Все явления и процессы предприятия взаимосвязаны. Любой эффективный показатель зависит от многих факторов. В частности, изучается влияние факторов на эффективный размер индекса: чем точнее результаты анализа, тем точнее оценка качества работы предприятия.
Прибыль отчетного периода отображает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции.