Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование у старших дошкольников природоведческих знаний посредством чтения литературных произведений о природе.

kisssaaa0721 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.08.2021
к выпускной квалификационной работе на тему: «Формирование у старших дошкольников природоведческих знаний посредством чтения литературных произведений о природе». Ключевые слова: дошкольники, познавательные действия, природоведческие знания, природа, формирование. В первой главе мы проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования: раскрыли понятие познавательные действия и природоведческие знания , охарактеризовали задачи по формированию природоведческих знаний старших дошкольников. Вторая глава посвящена организации педагогического эксперимента, направленного на изучение влияния природоведческих знаний старших дошкольников посредством чтения литературных произведений. В соответствии с программными задачами определены критерии и показатели; выявлены уровни сформированности познавательных действий старших дошкольников; подобраны и апробированы литературные произведения на формирование природоведческих знаний старших дошкольников; Научное обоснование и экспериментальная проверка доказали эффективность использования чтения литературных произведений для формирования у старших дошкольников природоведческих знаний. Выпускная квалификационная работа выполнена на страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Введение

Основы отношений между человеком и природой закладываются именно в дошкольном возрасте, когда ребенок знакомится с миром природы, происходят процессы его личностного развития. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т.п. Трудно переоценить воспитательное значение природы, поскольку взаимоотношения человека и природы всегда оказывали на человека положительное влияние, делая его добрее, мягче, пробуждая лучшие чувства и качества. Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных неверных толкований. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе. Дошкольное детство – это первая ступенька приобщения маленького человека к общечеловеческим ценностям: любви, добру, красоте, это первая школа элементарного осознания ребенком себя как частички природы. Об этом свидетельствую исследования Л.А. Каменевой [23], Н.Н.Кондратьевой [26], М.В.Лучич [33], М.М.Марковской [35], С.Н. Николаевой [41] и др. Дошкольный возраст – это важный этап формирования природоведческих знаний, являющихся основой экологического воспитания бережного отношения к природе. Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. Природоведческие знания, по мнению С.А.Веретенниковой [12], Н.Н. Кондратьевой [25] – это сведения взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств. Знания, полученные в процессе познания окружающего мира путем его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта дошкольника. Природоведческие знания у дошкольников составляют основу бережного отношения к природе, включая элементарную природоохранительную деятельность детей с самых ранних лет и при опоре в ней на такие их качества, как доброта, отзывчивость и т.п. По сути своей термин «природоведческие знания» есть первооснова, некий фундамент для формирования экологического мировоззрения у детей. Формирование природоведческих знаний, познание законов природы, взаимосвязи законов природы позволяют наиболее эффективно сформировать у дошкольников элементы экологической культуры, способствует становлению и развитию полноценных интеллектуальных и нравственных качеств личности. Познавательная активность детей способствует развитию интеллекта и формированию готовности к систематическому обучению. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания. Природоведческие знания в период детства базируется на двух главных основаниях: - первое заключается в том, что у детей следует формировать осмысленные представления и отношения к природе и природному окружению; - второе заключается в том, что положительные взаимодействия с природой являются важной составляющей развития ребенка, так как они расширяют кругозор ребенка, формируют любознательность, познавательный интерес, творческую активность. Таким образом, формирование природоведческих знаний становится неотъемлемым требованием воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [49] акцентирует внимание на ознакомление дошкольников с природным окружением и определяет задачи познавательного развития детей: — развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; — формирование познавательных действий, становление сознания; — развитие воображения и творческой активности; — формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); — формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Целевые ориентиры в ФГОС ДО - развитие познавательного интереса к миру природы, воспитание любознательности, наблюдательности, творческой активности воспитанников. Учитывая требования ФГОС ДО, понимая необходимость развития познавательной активности дошкольников, педагоги иногда недостаточное внимание уделяют совершенствованию данного процесса в дошкольной организации. Налицо противоречие между требованиями стандарта и отсутствием методического обеспечения для формирования природоведческих знаний различными средствами. Таким средством на наш взгляд может быть чтение литературных произведений о природе. Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического, экологического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка. Художественная литература воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережного отношения к ней, обогащает их представления о природе. Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. Сухомлинский А.В. писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир» [47, с 87]. Одна из главных ценностей чтения литературных произведений в том, что с её помощью взрослый может легко решать вопросы воспитания, обучения и развития Некоторое внимание вопросу использования чтения литературных произведений в экологическом и природоведческом воспитании детей уделено такими авторами, как: Е.А. Алябьева [3], Л. А.Герасимова [16], М.М. Конина [26], А.А.Лопатина[31], И.И.Маврина [33], Т.С. Конюхова [], Л.Б.Фесюкова [50], Т.А. Шорыгина [53] и др. Авторы указывают на значимость и необходимость использования литературных произведений в ознакомлении детей с природой и формировании бережного отношения к ней. В современных исследованиях С.Н.Николаевой [38], Л.М.Маневцовой [35] и др. отмечается, что в осуществлении задач экологического воспитания дошкольников в основу должны быть положены знания и представления, посредством природоведческой книги. Показано многообразие методов и приемов, стимулирующих познавательные интересы детей, их желание больше узнать о потребностях живых существ, чтобы научиться правильно ухаживать за ними и в меру своих сил принимать участие в охране природы. В связи с этим, выбор нашей темы Выпускной квалификационной работы стало: «Формирование у старших дошкольников природоведческих знаний посредством чтения литературных произведений о природе» . Цель: выявить влияние чтения литературных произведений о природе на формирование природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста. Объект- процесс формирования природоведческих знаний у старших дошкольников. Предмет- литературные произведения о природе как средство формирования природоведческих знаний . Гипотеза: мы предполагаем , что чтение литературных произведений о природе существенно повлияет на формирование природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста Задачи: -изучить научную литературу по формированию природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста, выявить задачи - охарактеризовать чтение литературных произведений о природе как средство для формирования природоведческих знаний у старших дошкольников; - Определить уровни природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста - выявить степень влияния чтения литературных произведений о природе на формирование природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста; - разработать методические рекомендации для воспитателей детских садов по формированию природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством чтения; Методы изучения: • теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы, сравнение, обобщение, классификация; • эмпирические: наблюдение, беседа с детьми; • статистические - количественный и качественный анализ полученных данных Научная новизна состоит в том, что в работе теоретически и практически обосновано влияние чтения литературных произведений о природе на формирование природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста. Теоретическая значимость работы: -подобраны критерии, показатели, уровни для изучения природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста; Практическая значимость исследования: - предложены методические рекомендации для педагогов по использованию чтения литературных произведений для формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста. Основные этапы исследования: Первый этап (сентябрь- октябрь 2020г.) был посвящен изучению научной литературы по данной проблеме , формулировке категориального аппарата, определению основных понятий, а также обобщению результатов изучения научной литературы по теоретическим аспектам формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста, разработке критериев и показателей изучения природоведческих знаний у старших дошкольников написание первой главы ВКР. Второй этап (ноябрь 2020г- апрель 2021г.) предусматривал подбор диагностической методики изучения природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста и параметров оценивания, проведение констатирующего этапа эксперимента, разработку перспективного плана занятий с использованием чтения литературных произведений для формирования природоведческих знаний (формирующий этап),выявление влияния чтения литературных произведений на формирование природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент) Третий этап (апрель 2021г.-май 2021г) был направлен на осуществление анализа, обобщения и систематизации полученных результатов экспериментальной работы, а также написание методических рекомендаций для воспитателей дошкольных учреждений, написание заключения, составление библиографического списка, оформление ВКР. Базой исследования являлось ГБДОУ «Античный». г. Севастополя. В эксперименте принимали участие воспитанники старших групп в количестве 40 человек (две группы, в каждой из которых по 20 дошкольников). Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Содержание

Введение 8 ГЛАВА 1 Теоретические основы ознакомления дошкольников с природой как психолого-педагогическая проблема. 15 1.1 Понятие и содержание природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста 15 1.2.Задачи по формированию природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста 22 1.3. Виды литературных произведений о природе для формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста 28 Выводы по первой главе 34 ГЛАВА 2 Чтение литературных произведений о природе как средство формирования природоведческих знаний у старших дошкольников 35 2.1. Диагностическая методика изучения уровней природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста 35 2.2. Апробация и использование литературных произведений для формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста 52 2.3 Динамика влияния чтения литературных произведений о природе на формирование природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста. 59 Выводы по второй главе 70 Библиографический список 74
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.- / Г.С Абрамова [Текст] - М.: Академия, 2010. - 245 с. 2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. - 2011, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54. 3. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей [Текст] / Е.А. Алябьева. - M.: Сфера, 2012. - 128 c. 4. Белавина, И.Г., Найдена Н.Г. Планета наш дом: Учебник-хрестоматия для дошкольников и младших школьников / И. Г. Белавина, Н. Г. Найдена [Текст] –М.: Лайда, 2011. - 288 с. 5. Белинский В.Г. Избранные произведения / В.Г Белинский. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство БССР, 2008. - 438 c. 6. Бианки В.В., Сладков Н.И., Ливеровский А.А. Рассказы об охоте/ООО Издательство «Самовар» М:-2013г. 7. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2012. - N 7. - с. 12-20. 8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -- М.: Просвещение, 1981. - 256 с. 9. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2011. - с. 111-113. 10. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу. / А. И. Васильева [Текст] – М.: Просвещение, 2010. - 126 с. 11. Венгер, Л.А. Дидактические игры в детском саду. / Л. А. Венгер [Текст] М.: Просвещение, 2011. - 96 с. 12. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. / С. А. Веретенникова- [Текст] – М., Просвещение, 2010. - 256 с. 13. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию. / О. А. Воронкевич [Текст] – М., Просвещение, 2012. - 170 с. 14. Газина О. М., Фокина В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие - Москва: Прометей, 2013 15. Герасимова, Л. А. Художественная литература как средство экологического воспитания дошкольников /Л. А. Герасимова, Н. В. Маринина, А. В. Богатырева, Н. В. Барышева. [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 4-7. 16. Горщенко, Е.В. Природа и люди. / Е. В. Горщенко [Текст] – М., Просвещение, 2010. -198 с. 17. Данилюк, Александр Ярославович. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. 18. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Науч.ред. А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова.- СПб.: Детство-пресс, 2011.- 321 с. 19. Ельникова К. Роль литературы в ознакомлении детей с природой [Текст]/ К.Ельникова // Дошкольное воспитание - 1979. - № 6. 20. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 7. - с. 31-34. 21. Инновационная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336 22. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. / Л. А. Каменева [Текст] – М.: Детство-пресс, 2013. - 319 с. 23. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей. / Н.С. Карпинская [Текст].- М.: Просвещение, 1972-217с. 24. Клепинина З.А., Мельчаков Л.Ф. Природоведение. - М.: Просвещение, 2009. - 438 с. 25. Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». / Н. Н. Кондратьева [Текст] – М.: С-Пб., Азбука экологии, 2009. - 156 с. 26. Конина, М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. [Текст] / М.М. Конина,– М.: Академия, 2017. – 240 с. 27. Конюхова Т.С. Чарівний промінь. Казки про природу для дітей дошкільного і молодшого шкільного віку / За загальною редакцією Бєлєнької Г.В. – Сімферополь, 2005. – 408 с. 28. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. - 2014. - N 6. - с. 50-53. 29. Красиков, С. Лесная энциклопедия. / С. Красиков [Текст] – М., ТОО «Природа и человек», 2010. - 68 с. 30. Крымский веночек. Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму [Текст]/ Сост.: Мухоморина, Л.Г., Араджиони М.А., Горькая А.А., Кемилева Э.Ф., Короткова С.Н., Пичугина Т.А., Тригуб Л.М., Феклистова Е.В. – 2-е издание, дополненное. – Симферополь: КРП «Издательство «Крымучпедгиз» 2008 – 52 с. 31. Куликова, Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Куликова. - М.: Просвещение, 2015. - 54 с. 32. Лопатина, А. А. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. [Текст] / А. А. Лопатина - М.: Амрита-Русь, 2008. – 175 с. 33. Лучич, М.В. Детям о природе. / М. В. Лучич [Текст] – М., Просвещение, 2012. - 205 с. 34. Маврина, И.И. Художественная литература о природе [Текст] / И.И. Маврина //Дошкольное воспитание .-2001.-№ 12.-С. 53-60. 35. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду. / М. М. Марковская [Текст] – М., 2010. - 198 с. 36. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцева. – М.: Просвещение, 2012. ? 240 с. 37. Методические рекомендации к "Программе обучения и воспитания в детском саду"./ Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 164 с. 38. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / под ред. Л.М. Маневцевой – М.: С-Пб, Акцидент, 2010. - 158 с. 39. Николаева, С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждения. / С. Н. Николаева [Текст] – М.: Просвещение, 2011. - 187 с. 40. Николаева, С. Н. Методика экологического образования дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2013. ? 184 с. 41. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой [Текст] / С. Н. Николаева. – М.: Педагогическое общество России, 2013. - 38 с. 42. Николаева, С.Н. Обучение знаниям о природе в дошкольном детстве. / С. Н. Николаева [Текст] – М., 2011. - 187 с. 43. Николаева, С. Н. Общение с природой начинается с детства [Текст] / С. Н. Николаева. - Пермь, 1994. ? 89 с. 44. Образовательная программа дошкольного образования «Радуга». / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с. : ил. —ISBN 978-5-09-039847-3. 45. Пришвин, М. М. Лисичкин хлеб [Текст]: рассказы / М. М. Пришвин; рис. А. Эйгеса. – Москва: Детскаялитература, 1980.-16с.Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2013. - N 5. - с. 26-34. 46. Программа "Наш дом - природа": Блок занятий "Я и Природа" [Текст]/ Н. Рыжова. - М.:Карапуз, 2005. – 192 с. 47. Сухомлинский В.А Сердце отдаю детям В.А Сухомлинский Киев: Радянская школа, 1972.- 256с. 48. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: учеб. пособие. [Текст] / В.А.Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1990. - 288с. Образовательная программа дошкольного образования «Детство»: Д38 / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с. ISBN 978 – 5 – 906750 – 33 – 4 49. Ушинский К.Д Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988 г.-216с. 50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)/ режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678 51. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – Харьков.: Фолио, 2006. – 464 с. 52. Фисенко, М.А. Природа вокруг нас. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий [Текст] / М.А. Фисенко. – Волгоград: Корифей, 2017. – 95 с. 53. Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников [Текст]/ Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 126 c. 54. Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации [Текст] /Т.А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2019. -715 c. 55. Ягушевская, В.Л. Формирование эмоциональной сферы дошкольников через ознакомление с природой [Текст] / В.Л. Ягушевская // Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции // сост. Минчинская М.В. – Томск: ТОИПКРО, 2016. – 207 с. – С.109 – 111
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 Теоретические основы ознакомления дошкольников с природой как психолого-педагогическая проблема. 1.1 Понятие и содержание природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста Природа выступает одним из важнейших средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Так считали Е.В.Гончарова [17], Н.Н.Кондратьева [25], М.В.Лучич [32],М.М.Марковская [34], С.Н.Николаева [39]. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы природоведческих знаний. По мнению авторов, наиболее важными проблемами ознакомления дошкольников с природой являются: введение ребенка в мир природы, формирование реалистичных представлений, знаний, объектов и явлений природы, формирование умения видеть красоту природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней. В.А.Сухомлинский утверждал, что: «необходимо вводить детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нём что- то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребёнок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю»[43, с.9]. Этой же точки зрения придерживается И.Г. Белавина. Она пишет: «Природа постоянно окружает ребенка, поскольку появляется максимально рано в жизни каждого человека. Можно сказать, что он начинает с ней знакомиться еще до произнесения первых слов и сделанных самостоятельных шагов» [5,с.15]. По словам Л.А.Каменевой [23], дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Л.А.Каменева считает, что: «не объясняя ребёнку то или иное явление, с которым он сталкивается, о котором узнаёт, взрослые упускают отличную возможность развить умственные способности дошкольника. Ведь «всякое физическое явление есть превосходнейшее упражнение для детской логики. Здесь ребёнок наглядно и практически усваивает логические понятия: причины, следствия, цели, назначения, выводы и умозаключения» [23, с.319]. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе. Как отмечает С.Н. Николаева [39], влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. В освоение ребенком знаний природоведческого содержания, по мнению Н.Н. Кондратьевой [25], могут быть включены: ? система представлений о живом организме как носителе жизни, его существенных признаках (целостности, системе потребностей и приспособлений к среде и др.); ? система элементарных представлений о человеке как о живом существе, живущем в условиях природной среды и взаимосвязанного с ней теснейшими узами; ? система представлений о значении природы в жизни людей, раскрывающая ребенку многообразие ценностей природы - не только материальных, но и познавательных, эстетических и т.п.; ? система элементарных представлений о взаимодействии людей и природы, включающая как содержательный, так и нормативный аспект этого взаимодействия. ? система представлений об особенностях сезонных изменений в природе, и их влияние на жизнь живых организмов: растений, животных, человека. Согласно Е.В.Гончаровой [17], природоведческие знания дошкольников можно разделить на несколько направлений: 1. Знания о живой и неживой природе. Понимание детьми слов «живое» и «неживое» (на основании каких признаков судят о «живом» и «неживом», классификация объектов на живое и неживые). 2. Знания о растениях (общих потребностей растений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании; классификация растений по месту из произрастания). 3. Знания о животных (знания названий известных птиц (животных, рыб, насекомых, др.), характерных признаков представителей разных классов (что есть у всех птиц (рыб, насекомых, ли), чего нет у других животных), группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды). 4. Знание зависимости между объектами и явлениями природы, о взаимодействии человека и природы. Ознакомление детей с природой, формирование природоведческих знаний дошкольников – основные задачи экологического воспитания, в основу которого в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Эффективность формирования природоведческих знаний дошкольников зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада. В старшей группе основной становится задачами являются: формирование у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Знания являются результатом познавательной деятельности, их характер определяется характером познания дошкольников. В течение дошкольного детства ребенок должен усвоить определенный объем знаний. Понятие «знание» имеет несколько значений, в общем смысле под ним подразумевается отражение человечеством объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки (то есть это коллективный опыт человечества, результат познания людьми объективной действительности). Природоведческие знания, по мнению Е.В. Гончаровой [17], – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств. Знания, полученные в процессе познания окружающего мира путем его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта дошкольника. Сформированные знания могут быть использованы для анализа новых конкретных явлений, аналогичных тем, что были усвоены ранее. Это дает возможность детям самостоятельно использовать приобретенные знания, как средство ориентировки в новом материале. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей. Формирование первоначальных природоведческих знаний происходит на основе расширения представлений дошкольников об окружающем мире, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров. (Так, понятие «животные» формируется в единстве с такими понятиями, как дикие и домашние животные, которые в свою очередь объединяют родовые понятия звери, птицы, насекомые и т.д.) Механизм формирования природоведческих знаний и понятий, по мнению Н.Н. Кондратьевой [25], отражен в следующей последовательности: - чувственное мышление: отражение в ощущениях отдельных свойств предмета; восприятие предмета в целом и отражение в сознании предмета в целом; во взаимосвязи его особенностей предмет запечатлевает и сохраняется в сознании, может восстанавливаться, вспоминаться, а также формирование представлений, сохранившихся в сознании человека в чувственно-наглядных и обобщенных образах, воспринятых ранее предметов, явлений действительности, которые в настоящий момент не действуют на органы чувств (например, образ дерева) ; - логическое мышление: повторное восприятие предметов сравнение и сопоставление нескольких однородных предметов (например, деревьев одного вида – берез или дубов) выделение конкретных признаков для данных однородных предметов (например: у берез – белый с черными линиями ствол, тонкая кора и др., у дубов – определенной формы листья, плоды – желуди и др.); - абстрактное мышление: отвлечение от отдельных признаков и выделение главных, существенных для всей группы однородных предметов (например, у деревьев – наличие одного твердого ствола и кроны) формирование понятия – обобщенного знания целой группы предметов, объединенных по однородности их существенных признаков формирование суждений и умозаключений. Рассмотрим содержание тех знаний, которые предполагаются у детей старшего дошкольного возраста в соответствии со стандартами обучения, программами развития детей. 1. Неживая природа. Содержание знаний детей старшего дошкольного возраста заключается в понимании смены дня и ночи, типичных погодных явлений, характерных для региона, умение отличать пасмурную и солнечную погоду, характеризовать атмосферные явления (ветер, дождь, снег). 2. Знания о растениях. Здесь знания, как правило предполагают умению называть и различать наиболее часто встречающиеся в регионе деревья, кустарники, травы, а также знать требования растений (влага, тепло, почвенная пища). Дети, как правило, знают о правилах ухода за растениями в различные времена года, также владеют элементарными представлениями об их защите. Как считает В. Кочергина [27], что в дошкольном возрасте дети обладают знаниями о росте и развитии овощных культур, декоративных растений, которые расцветают в различные времена года. Также они владеют знаниями о частях растений (стебель, цветок, корень, плод, семя), и даже о их некоторых функциях. В дошкольном возрасте содержание знаний о растениях предполагает наличие представлений об особенностях растений, в зависимости от сезона: пробуждение, созреваний плодов, ускоренный рост, а также состояние покоя. Некоторые дети уже могут понимать особенности каждого состояния, объяснять причины наблюдаемых изменений. 3. Знания о животных. Как правило, совокупность данного вида знаний о природе предполагает узнавание представителей рыб, млекопитающих, птиц, земноводных, рептилий, домашних и диких животных, которые часто встречаются в регионе, в том числе особенности их внешнего вида, поведения, адаптации к условиям окружающей среды, знания об уходе за домашними животными дома, а также в природном уголке. 4. Знание о труде взрослых в природе. Здесь речь идет о том, что дети знают, что взрослые выращивают растения, угаживают за животными, регулируют вопросы, связанные в целом с охраной и использованием окружающей среды. Также у многих взрослых формируются навыки ухода в рамках работы на собственном земельном участке, во дворе. Здесь также появляются знания о том, как ухаживать за растениями, добиваться их роста, способах обработки почвы, особенности ее прополки, подкормки, посадки (овощные, хлебные и другие культуры). В старшем дошкольном возрасте у многих детей уже, пусть и на примитивном уровне, формируются данные навыки. 5. Особенности сезонных изменений в природе. Данные знания, по мнению Л.А.Каменевой [23], включают знания продолжительности дня и ночи в соответствующем сезоне, характере погоды, температуры, типичных видов осадков и их количества. Также важным аспектом является влияние данных изменений на образ жизни растений, животных, особенности работы людей в течение каждого сезона, знания о последовательности сезонов. О.А.Воронкевич [14] указывала, что основные знания сезонов включают: неживую природу, состояние растений, изменения в жизни животных, в работе взрослых, в жизни и деятельности детей. Обобщение и систематизация накопленных знаний проходит ряд этапов. 1. На первом этапе проблемы систематизации знаний объединяются в процессе обобщающих наблюдений на прогулке, экскурсии, занятиях. Систематизация в ней опирается на прямое восприятие природных объектов или явлений, что дает возможность восстановления уже имеющегося опыта у детей. 2. На втором этапе систематизации ведется обобщающая дискуссия о том или ином сезоне с использованием календарей природы, гербариев, изделий ручной работы. Обобщение в данном случае идет о словесно - логическом уровне, однако с опорой на наглядный материал. Во время такого разговора используются методы сравнения: явления этого сезона сравниваются с явлениями предыдущего сезона. 3. Третий этап сравнения всех четырех сезонов. Как и на предыдущем этапе, систематизация знаний базируется на установлении временных и причинно-следственных связей (прямых и опосредованных) между условиями неживой природы и состоянием растений, изменениями образа жизни животных, работой и жизнью людей. Таким образом, природоведческие знания у дошкольников составляют основу бережного отношения к природе, включая элементарную природоохранительную деятельность детей с самых ранних лет и при опоре в ней на такие их качества, как доброта, отзывчивость и т.п. По сути своей термин «природоведческие знания » есть первооснова, некий фундамент для формирования экологического мировоззрения у детей. 1.2.Задачи по формированию природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше, проявить гуманное отношение к природному окружению. В процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой. Наряду с природоведческими сведениями, необходимыми для решения познавательных задач (усвоение знаний о названиях, свойствах предметов природы; понимание некоторых связей и зависимостей и др.), у детей формируются знания, определяющие правила поведения людей в природной среде. Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желании трудиться в природе, стремлении к созиданию. Анализ задач по разделу «Природа» позволяет нам констатировать, что у детей 5 - 6 лет складывается некоторый опыт познавательной деятельности, создаются условия для формирования познавательных интересов. Это достигается постепенным усложнением познавательных задач, использованием разнообразных активных методов и приемов. Особое внимание уделяется правильной постановке познавательной задачи в любом типе занятий по ознакомлению с природой. При этом учитывается, что активно решать задачу старший дошкольник будет лишь при условии, если знания, получаемые на занятии, необходимы ему для выполнения каких-либо практических (уходу, выполнение заданий по изодеятельности и т. д.) или учебных действий (научить этому кого-либо или рассказать кому-либо из старших). У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности, они не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений ( Л.Венгер , Н.Виноградова, А. Гаврилова, Н. Поддъяков и др.) С учетом этого в старшей группе усложняются задачи и программа по ознакомлению с природой. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений, понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам, узнают о некоторых особенностях ухода за растениями; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, овладевают основными навыками ухода за обитателями уголка природы. В старшей группе у дошкольников формируются умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни — в уголке природы и на участке. Особое место занимают экскурсии, а также занятия, связанные с обобщением знаний детей. Воспитатель широко использует труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с тем, чтобы накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях Анализ компетентности ребенка старшего дошкольного возраста в сфере «Природа» позволяет нам констатировать, что старший дошкольник знает, что солнце освещает и прогревает воздух, воду, грунт, растения, животных. Знает признаки и качества воздуха, воды, грунта, различает их состояние, имеет представления об их причинах. Различает чистый и загрязненный: воздух, воду, грунт. Знает, что в окружающей среде происходят изменения относительно к временам года. Умеет выделять характерные признаки времен года, последовательность их наступления; состояние погоды, растений, поведения животных, сезонный труд людей в природе. Знает причины изменения сезонов, народные приметы и характерные особенности времен года. У него сформировано представление о наиболее распространенных метеорологических явлений природы, их влиянии на растения, поведение животных, жизнедеятельность людей. Основной задачей по формированию природоведческих знаний является овладение элементарной системой знаний о живой и неживой природе. Знания о природе у детей дошкольного возраста, как мы уже указали, формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. Вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными. Третья задача — формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы — насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы. Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.) в их взаимосвязи. Мы проанализировали действующие основные образовательные программы с целью выяснения задач формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста и представили их в таблице 1.1. Таблица 1.1- Задачи по формированию природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста Название программы Задачи по разделу «Природа» «От рождения до школы» [16] - углублять и конкретизировать знания об условиях жизни растений и животных; - наблюдать с детьми явления природы; -помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; -формировать эстетическое отношение к окружающему миру; - поощрять стремление детей отражать свои впечатления в рисовании, лепке и аппликации; делиться впечатлениями об окружающем мире, полученными из различных источников (просмотр телепередач, экскурсии, путешествия и т.д.). Детство» [35] - развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях; Продолжение таблицы 1.1 - развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация; - развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии; -воспитывать эмоционально ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам). - поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности Радуга[42] -развивать интересы детей, любознательности и познавательную мотивацию; -формировать познавательные действия; -развивать воображение и творческую активность; -формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) формировать первичные представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов. "Наш дом - природа"[48] воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и желания защищать их; -формирование навыков ухода за растениями; - формирование умения прогнозировать последствия своих действий по отношению к растениям; Продолжение таблицы 1.1 формировать правила обращения с незнакомыми растениями и умение различать ядовитые; - формировать правила поведения по отношению к растениям во время отдыха на природе; - воспитание бережного отношения к животным, понимания необходимости существования всех видов, неправомочности их деления на «вредных» и«полезных», красивых и некрасивых; - формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями уголка природы Программа «Крымский веночек»[29] - воспитывать заботливое, бережное отношение к природным объектам; - поддерживать устойчивый интерес к природе, ее объектам и явлениям природоведческой деятельности; - познакомить с особенностями климата, дать представление об их влиянии на сезонные изменения в природе своего поселка, села, города; - сформировать представления о взаимосвязях и взаимообусловленности биологических элементов природы в местности проживания; - привлекать детей к посильному участию в природоохранной деятельности. В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста знания о природе расширяются и углубляются. В связи с этим в старшей группе усложняются задачи и программа по ознакомлению с природой. Для успешного решения задач, стоящих перед воспитателем, необходимо использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.). В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к родной природе - значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своего края.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 93 страницы
3200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg