ГЛАВА 1 Теоретические основы ознакомления дошкольников с природой как психолого-педагогическая проблема.
1.1 Понятие и содержание природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста
Природа выступает одним из важнейших средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Так считали Е.В.Гончарова [17], Н.Н.Кондратьева [25], М.В.Лучич [32],М.М.Марковская [34], С.Н.Николаева [39]. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы природоведческих знаний. По мнению авторов, наиболее важными проблемами ознакомления дошкольников с природой являются: введение ребенка в мир природы, формирование реалистичных представлений, знаний, объектов и явлений природы, формирование умения видеть красоту природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней.
В.А.Сухомлинский утверждал, что: «необходимо вводить детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нём что- то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребёнок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю»[43, с.9]. Этой же точки зрения придерживается И.Г. Белавина. Она пишет: «Природа постоянно окружает ребенка, поскольку появляется максимально рано в жизни каждого человека. Можно сказать, что он начинает с ней знакомиться еще до произнесения первых слов и сделанных самостоятельных шагов» [5,с.15].
По словам Л.А.Каменевой [23], дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные.
Л.А.Каменева считает, что: «не объясняя ребёнку то или иное явление, с которым он сталкивается, о котором узнаёт, взрослые упускают отличную возможность развить умственные способности дошкольника. Ведь «всякое физическое явление есть превосходнейшее упражнение для детской логики. Здесь ребёнок наглядно и практически усваивает логические понятия: причины, следствия, цели, назначения, выводы и умозаключения» [23, с.319]. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе.
Как отмечает С.Н. Николаева [39], влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.
В освоение ребенком знаний природоведческого содержания, по мнению Н.Н. Кондратьевой [25], могут быть включены:
? система представлений о живом организме как носителе жизни, его существенных признаках (целостности, системе потребностей и приспособлений к среде и др.);
? система элементарных представлений о человеке как о живом существе, живущем в условиях природной среды и взаимосвязанного с ней теснейшими узами;
? система представлений о значении природы в жизни людей, раскрывающая ребенку многообразие ценностей природы - не только материальных, но и познавательных, эстетических и т.п.;
? система элементарных представлений о взаимодействии людей и природы, включающая как содержательный, так и нормативный аспект этого взаимодействия.
? система представлений об особенностях сезонных изменений в природе, и их влияние на жизнь живых организмов: растений, животных, человека.
Согласно Е.В.Гончаровой [17], природоведческие знания дошкольников можно разделить на несколько направлений:
1. Знания о живой и неживой природе. Понимание детьми слов «живое» и «неживое» (на основании каких признаков судят о «живом» и «неживом», классификация объектов на живое и неживые).
2. Знания о растениях (общих потребностей растений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании; классификация растений по месту из произрастания).
3. Знания о животных (знания названий известных птиц (животных, рыб, насекомых, др.), характерных признаков представителей разных классов (что есть у всех птиц (рыб, насекомых, ли), чего нет у других животных), группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды).
4. Знание зависимости между объектами и явлениями природы, о взаимодействии человека и природы.
Ознакомление детей с природой, формирование природоведческих знаний дошкольников – основные задачи экологического воспитания, в основу которого в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Эффективность формирования природоведческих знаний дошкольников зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада.
В старшей группе основной становится задачами являются: формирование у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.
Знания являются результатом познавательной деятельности, их характер определяется характером познания дошкольников. В течение дошкольного детства ребенок должен усвоить определенный объем знаний.
Понятие «знание» имеет несколько значений, в общем смысле под ним подразумевается отражение человечеством объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки (то есть это коллективный опыт человечества, результат познания людьми объективной действительности).
Природоведческие знания, по мнению Е.В. Гончаровой [17], – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств. Знания, полученные в процессе познания окружающего мира путем его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта дошкольника.
Сформированные знания могут быть использованы для анализа новых конкретных явлений, аналогичных тем, что были усвоены ранее. Это дает возможность детям самостоятельно использовать приобретенные знания, как средство ориентировки в новом материале. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей. Формирование первоначальных природоведческих знаний происходит на основе расширения представлений дошкольников об окружающем мире, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров. (Так, понятие «животные» формируется в единстве с такими понятиями, как дикие и домашние животные, которые в свою очередь объединяют родовые понятия звери, птицы, насекомые и т.д.)
Механизм формирования природоведческих знаний и понятий, по мнению Н.Н. Кондратьевой [25], отражен в следующей последовательности:
- чувственное мышление: отражение в ощущениях отдельных свойств предмета; восприятие предмета в целом и отражение в сознании предмета в целом; во взаимосвязи его особенностей предмет запечатлевает и сохраняется в сознании, может восстанавливаться, вспоминаться, а также формирование представлений, сохранившихся в сознании человека в чувственно-наглядных и обобщенных образах, воспринятых ранее предметов, явлений действительности, которые в настоящий момент не действуют на органы чувств (например, образ дерева) ;
- логическое мышление: повторное восприятие предметов сравнение и сопоставление нескольких однородных предметов (например, деревьев одного вида – берез или дубов) выделение конкретных признаков для данных однородных предметов (например: у берез – белый с черными линиями ствол, тонкая кора и др., у дубов – определенной формы листья, плоды – желуди и др.);
- абстрактное мышление: отвлечение от отдельных признаков и выделение главных, существенных для всей группы однородных предметов (например, у деревьев – наличие одного твердого ствола и кроны) формирование понятия – обобщенного знания целой группы предметов, объединенных по однородности их существенных признаков формирование суждений и умозаключений.
Рассмотрим содержание тех знаний, которые предполагаются у детей старшего дошкольного возраста в соответствии со стандартами обучения, программами развития детей.
1. Неживая природа. Содержание знаний детей старшего дошкольного возраста заключается в понимании смены дня и ночи, типичных погодных явлений, характерных для региона, умение отличать пасмурную и солнечную погоду, характеризовать атмосферные явления (ветер, дождь, снег).
2. Знания о растениях. Здесь знания, как правило предполагают умению называть и различать наиболее часто встречающиеся в регионе деревья, кустарники, травы, а также знать требования растений (влага, тепло, почвенная пища).
Дети, как правило, знают о правилах ухода за растениями в различные времена года, также владеют элементарными представлениями об их защите.
Как считает В. Кочергина [27], что в дошкольном возрасте дети обладают знаниями о росте и развитии овощных культур, декоративных растений, которые расцветают в различные времена года. Также они владеют знаниями о частях растений (стебель, цветок, корень, плод, семя), и даже о их некоторых функциях.
В дошкольном возрасте содержание знаний о растениях предполагает наличие представлений об особенностях растений, в зависимости от сезона: пробуждение, созреваний плодов, ускоренный рост, а также состояние покоя.
Некоторые дети уже могут понимать особенности каждого состояния, объяснять причины наблюдаемых изменений.
3. Знания о животных. Как правило, совокупность данного вида знаний о природе предполагает узнавание представителей рыб, млекопитающих, птиц, земноводных, рептилий, домашних и диких животных, которые часто встречаются в регионе, в том числе особенности их внешнего вида, поведения, адаптации к условиям окружающей среды, знания об уходе за домашними животными дома, а также в природном уголке.
4. Знание о труде взрослых в природе. Здесь речь идет о том, что дети знают, что взрослые выращивают растения, угаживают за животными, регулируют вопросы, связанные в целом с охраной и использованием окружающей среды. Также у многих взрослых формируются навыки ухода в рамках работы на собственном земельном участке, во дворе.
Здесь также появляются знания о том, как ухаживать за растениями, добиваться их роста, способах обработки почвы, особенности ее прополки, подкормки, посадки (овощные, хлебные и другие культуры).
В старшем дошкольном возрасте у многих детей уже, пусть и на примитивном уровне, формируются данные навыки.
5. Особенности сезонных изменений в природе.
Данные знания, по мнению Л.А.Каменевой [23], включают знания продолжительности дня и ночи в соответствующем сезоне, характере погоды, температуры, типичных видов осадков и их количества.
Также важным аспектом является влияние данных изменений на образ жизни растений, животных, особенности работы людей в течение каждого сезона, знания о последовательности сезонов.
О.А.Воронкевич [14] указывала, что основные знания сезонов включают: неживую природу, состояние растений, изменения в жизни животных, в работе взрослых, в жизни и деятельности детей. Обобщение и систематизация накопленных знаний проходит ряд этапов.
1. На первом этапе проблемы систематизации знаний объединяются в процессе обобщающих наблюдений на прогулке, экскурсии, занятиях. Систематизация в ней опирается на прямое восприятие природных объектов или явлений, что дает возможность восстановления уже имеющегося опыта у детей.
2. На втором этапе систематизации ведется обобщающая дискуссия о том или ином сезоне с использованием календарей природы, гербариев, изделий ручной работы. Обобщение в данном случае идет о словесно - логическом уровне, однако с опорой на наглядный материал. Во время такого разговора используются методы сравнения: явления этого сезона сравниваются с явлениями предыдущего сезона.
3. Третий этап сравнения всех четырех сезонов. Как и на предыдущем этапе, систематизация знаний базируется на установлении временных и причинно-следственных связей (прямых и опосредованных) между условиями неживой природы и состоянием растений, изменениями образа жизни животных, работой и жизнью людей.
Таким образом, природоведческие знания у дошкольников составляют основу бережного отношения к природе, включая элементарную природоохранительную деятельность детей с самых ранних лет и при опоре в ней на такие их качества, как доброта, отзывчивость и т.п. По сути своей термин «природоведческие знания » есть первооснова, некий фундамент для формирования экологического мировоззрения у детей.
1.2.Задачи по формированию природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста
С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше, проявить гуманное отношение к природному окружению. В процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой. Наряду с природоведческими сведениями, необходимыми для решения познавательных задач (усвоение знаний о названиях, свойствах предметов природы; понимание некоторых связей и зависимостей и др.), у детей формируются знания, определяющие правила поведения людей в природной среде. Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желании трудиться в природе, стремлении к созиданию. Анализ задач по разделу «Природа» позволяет нам констатировать, что у детей 5 - 6 лет складывается некоторый опыт познавательной деятельности, создаются условия для формирования познавательных интересов. Это достигается постепенным усложнением познавательных задач, использованием разнообразных активных методов и приемов. Особое внимание уделяется правильной постановке познавательной задачи в любом типе занятий по ознакомлению с природой. При этом учитывается, что активно решать задачу старший дошкольник будет лишь при условии, если знания, получаемые на занятии, необходимы ему для выполнения каких-либо практических (уходу, выполнение заданий по изодеятельности и т. д.) или учебных действий (научить этому кого-либо или рассказать кому-либо из старших). У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности, они не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений ( Л.Венгер , Н.Виноградова, А. Гаврилова, Н. Поддъяков и др.) С учетом этого в старшей группе усложняются задачи и программа по ознакомлению с природой. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений, понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам, узнают о некоторых особенностях ухода за растениями; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, овладевают основными навыками ухода за обитателями уголка природы.
В старшей группе у дошкольников формируются умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни — в уголке природы и на участке. Особое место занимают экскурсии, а также занятия, связанные с обобщением знаний детей. Воспитатель широко использует труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с тем, чтобы накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях
Анализ компетентности ребенка старшего дошкольного возраста в сфере «Природа» позволяет нам констатировать, что старший дошкольник знает, что солнце освещает и прогревает воздух, воду, грунт, растения, животных. Знает признаки и качества воздуха, воды, грунта, различает их состояние, имеет представления об их причинах. Различает чистый и загрязненный: воздух, воду, грунт. Знает, что в окружающей среде происходят изменения относительно к временам года.
Умеет выделять характерные признаки времен года, последовательность их наступления; состояние погоды, растений, поведения животных, сезонный труд людей в природе. Знает причины изменения сезонов, народные приметы и характерные особенности времен года.
У него сформировано представление о наиболее распространенных метеорологических явлений природы, их влиянии на растения, поведение животных, жизнедеятельность людей.
Основной задачей по формированию природоведческих знаний является овладение элементарной системой знаний о живой и неживой природе. Знания о природе у детей дошкольного возраста, как мы уже указали, формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.
Вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.
Третья задача — формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы — насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.
Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.) в их взаимосвязи.
Мы проанализировали действующие основные образовательные программы с целью выяснения задач формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста и представили их в таблице 1.1.
Таблица 1.1- Задачи по формированию природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста
Название программы Задачи по разделу «Природа»
«От рождения до школы» [16] - углублять и конкретизировать знания об условиях жизни растений и животных;
- наблюдать с детьми явления природы;
-помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
-формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
- поощрять стремление детей отражать свои впечатления в рисовании, лепке и аппликации; делиться впечатлениями об окружающем мире, полученными из различных источников (просмотр телепередач, экскурсии, путешествия и т.д.).
Детство» [35] - развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;
Продолжение таблицы 1.1
- развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация;
- развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии;
-воспитывать эмоционально ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).
- поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности
Радуга[42] -развивать интересы детей, любознательности и познавательную мотивацию;
-формировать познавательные действия;
-развивать воображение и творческую активность;
-формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
формировать первичные представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
"Наш дом - природа"[48] воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и желания защищать их; -формирование навыков ухода за растениями;
- формирование умения прогнозировать последствия своих действий по отношению к растениям;
Продолжение таблицы 1.1
формировать правила обращения с незнакомыми растениями и умение различать ядовитые;
- формировать правила поведения по отношению к растениям во время отдыха на природе;
- воспитание бережного отношения к животным, понимания необходимости существования всех видов, неправомочности их деления на «вредных» и«полезных», красивых и некрасивых;
- формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями уголка природы
Программа «Крымский веночек»[29] - воспитывать заботливое, бережное отношение к природным объектам;
- поддерживать устойчивый интерес к природе, ее
объектам и явлениям природоведческой деятельности;
- познакомить с особенностями климата, дать представление об их влиянии на сезонные изменения в природе своего поселка, села, города;
- сформировать представления о взаимосвязях и взаимообусловленности биологических элементов природы в местности проживания;
- привлекать детей к посильному участию в природоохранной деятельности.
В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста знания о природе расширяются и углубляются. В связи с этим в старшей группе усложняются задачи и программа по ознакомлению с природой. Для успешного решения задач, стоящих перед воспитателем, необходимо использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.). В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к родной природе - значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своего края.