Глава 1. Теоретические основы налогового планирования на предприятии
Теоретические основы налогового планирования
На сегодняшний день роль налогового планирования велика. Любые отрасли деятельности, от медицины и здравоохранения до металлургического и химического производства применяют налоговое планирование. Проводя налоговое планирование, можно на законных основаниях снизить налоговую нагрузку на свой бизнес, что в дальнейшем приведет к уменьшению статей расходов и может повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Применять налоговое планирование можно и даже нужно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь такие детали как, организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть в будущем не последнюю роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового гнета.
Одним из самых действенных способов повышения доходности для предприятия является не просто снижение размера уплачиваемых налогов, а создание эффективного менеджмента и налогового планирования. То есть снижение налогового нагрузки должно являться для организации не едино разовым ходом, а грамотно выстроенной стратегией на постоянной основе.
Для начала рассмотрим, что являет собой современное понятие налога. Оно едино и его понятие прописано в Налоговом кодексе, 1 часть, 1 глава, 8 статья. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Далее рассмотрим, что такое налоговое планирование. Каждый ученый трактует его по-своему. Ниже представлены несколько вариантов определения налоговое планирование»:
Налоговое планирование – это целенаправленные законные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его расходов на уплату налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.
Налоговое планирование – это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.
Налоговое планирование – это выбор между различными вариантами осуществления деятельности юридического лица и размещения его активов, направленный на достижение возможно низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.
Виды налогов:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
В свою очередь, Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. То есть, под Федеральными налогами имеется в виду суммы налогов, которые пойдут в Федеральный бюджет, казну нашей страны.
К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Региональные налоги – это налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. То есть, под региональными налогами имеется в виду суммы налогов, которые пойдут в региональный бюджет, казну отдельно взятого региона.
К региональным налогам и сборам относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Местные налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в бюджеты административно-территориальных единиц (муниципальных образований), составная часть налоговой системы государства. То есть, под местными налогами понимаются суммы налоговых отчислений, которые в дальнейшем поступят в местный бюджет, казну отдельно взятого муниципального образования.
К местным налогам и сборам относятся:
земельный налог;
налог на имущество физических лиц;
торговый сбор.
Виды налогового планирования:
в зависимости от формы предпринимательской деятельности:
а) налоговое планирование деятельности ИП;
б) налоговое планирование деятельности организации.
в соответствии со стадией хозяйственной деятельности:
а) на стадии создания бизнеса;
б) на стадии развития бизнеса;
в) в процессе полномасштабной хозяйственной деятельности;
г) на стадии ликвидации бизнеса.
исходя из объемов хозяйственной деятельности:
а) малый бизнес;
б) средний бизнес;
в) крупный бизнес.
в зависимости от объектов налогового планирования:
а) организация/ИП в целом;
б) структурные подразделения.
исходя из направленности и масштабов налогового планирования:
а) стратегическое;
б) оперативное/текущее.
в зависимости от продолжительности планового периода:
а) долгосрочное (более 1 года);
б) среднесрочное (от 1 месяца до 1 года);
в) оперативное (менее 1 месяца).
Налоговая политика предприятия – это система проводимых субъектом хозяйствования в сфере налогового учета мероприятий, варианты его поведения во взаимоотношениях с государством по вопросам исчисления и уплаты налоговых платежей.
Цели налоговой политики на микроуровне:
- оптимизация налогообложения;
- избежание попадания в список недобросовестных налогоплательщиков;
- своевременная уплата налогов без штрафных санкций;
- высвобождение денежных средств на время за счет задержки платежей по налогам.
Налоговая политика в свою очередь делится на:
- налоговую тактику (решение текущих задач, возникающих в процессе деятельности субъекта хозяйствования;
- налоговая стратегия (разработка направлений налогового поведения на долгосрочную перспективу с учетом определенного направления налоговой политики предприятия).
Продуманная стратегия и тактика помогает решать такие задачи, как:
- правильный расчет финансовых показателей деятельности предприятия;
- объективная оценка степени влияния на уровень рентабельности проектов налоговой нагрузки;
- формирование удобного платежного календаря;
- оптимизация налогов.
Обязательность формирования налоговой политики свойственна для предприятий всех форм собственности, независимо от используемого режима налогообложения.
Ниже перечислены основные принципы налогового планирования:
- законность;
- выгодность (реализация в процессе налогового планирования налоговой политики организации, принятой с учетом интересов хозяйствующего субъекта);
- эффективность (использование возможностей и инструментов, доступных для конкретной организации в рамках действующего законодательства, а также обеспечение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением);
- альтернативность (использование нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наибольшего оптимального варианта из них, применительно к конкретному предприятию);
- оперативность (корректировка процедуры налогового планирования в кратчайшие сроки с учетом вносимых изменений в налоговое законодательство);
- доступность (реализуемые инструменты и методы планирования должны быть ясны исполнителям);
- обоснованность (составные части налогового планирования должны иметь экономическое и правовое обоснование).
1.2.Организация налогового планирования на предприятии
В настоящее время налоговое прогнозирование и планирование выступают основой рыночных отношений всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. Эти процессы оказывают самое непосредственное воздействие на деятельность организаций и предприятий. Именно планирование является тем действенным инструментом, благодаря которому организации могут правильно и достоверно оценивать возможности своего развития на краткосрочную (текущую) и длительную (стратегическую) перспективу. Оно обеспечивает условия для прогнозирования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Эффективность коммерческих организаций является основой для развития экономики страны и наполняемости доходной части бюджетов разных уровней.
Коммерческие организации, целью которых является максимизировать свою прибыль, а это в свою очередь, может совпасть с минимизацией налоговых отчислений. Но для предприятий больше всего важен конечный финансовый результат, нежели сумма уплаченных налогов. Также значение налогового планирования для каждого предприятия индивидуально. Зависит это от налогового гнета. Если у предприятия больше половины всех расходов составляют отчисления по налогам, то в этом случае налоговое планирование очень необходимо предприятию и должно являться важнейшей частью управленческой работы на предприятии.
Рассмотрим, какие же преимущества дает использование налогового планирования:
- своевременное выявление возникающих проблем;
- возможность анализа и использования будущих благоприятных условий;
- подготовка хозяйствующего субъекта к изменениям во внешней среде;
- обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;
- повышение финансовой устойчивости и значимости.
Также налоговое планирование может помочь с такими задачами как:
- соблюдать налоговое законодательство путем правильного расчета налогов и своевременной уплаты запланированных сумм;
- свести до минимума налоговые суммы; максимально увеличить прибыль;
- разработать структуру взаимовыгодных сделок
- помочь заказчикам и поставщикам;
- управлять потоками денежных средств;
- избежать штрафных платежей.
Значение налогового планирования на предприятии велико. Но для того чтобы усовершенствовать действующее налоговое планирование на предприятии, если таково имеется, необходимо для начала оценить финансовое состояние предприятия, то есть провести финансовый анализ организации для подробного исследования его финансового результата. Под финансовым состоянием понимается способность организации финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования организации, целесообразностью их размещения, интенсивностью и эффективностью использования.
Финансовые результаты – это системное понятие, которое отражает совместный результат от производственной и коммерческой деятельности предприятия в виде выручки от реализации, а также конечный результат финансовой деятельности в виде прибыли и чистой прибыли. Как правило выделяются нижеследующие этапы подробного финансового анализа:
- анализ финансовых результатов организации, а именно:
а) анализ прибыли до налогообложения, прибыли от продаж и прибыли от прочей деятельности; Все данные для этого анализа берутся из отчетности предприятия.
б) анализ чистой прибыли и совокупного финансового результата;
- анализ финансового состояния организации, а именно:
а) анализ имущественного положения;
б) анализ финансовой устойчивости;
в) анализ платежеспособности и ликвидности;
г) анализ деловой активности;
д) рейтинговая оценка финансового состояния;
После проведенного анализа финансового состояния предприятия, можно оценить какой бремя несет предприятия по налоговой нагрузке. На практике имеются несколько методик исчисления налоговой нагрузки, рассмотрим несколько из них:
- методика Министерства финансов Российской Федерации;
Налоговая нагрузка = (?-н)/(Вр+ПД)?100% (1)
где ?н – сумма всех налогов;
Вр – выручка;
ПД – выручка от прочей деятельности.
Методика Министерства Финансов Российской Федерации несмотря на изобилие других подходов является самой популярной и по сегодняшний день.
- методика М. Н. Крейниной;
Налоговая нагрузка = (Вр-С?С-Пчис)/(Вр-С?С)?100% (2)
где Вр – выручка;
С/С – затраты на производство, без косвенных налогов;
Пчис – чистая прибыль.
Достоинством этого метода является то, что можно дать оценку доле уплаченного налога в источнике уплаты, а также может рассматривать в динамике эффективность применения методов налогового планирования по определенному налогу.
- методика Е. А. Кировой;
Налоговая нагрузка =НП+ВП+НД (3)
где НП – сумма всех уплаченных налогов;
ВП – уплаченные платежи во внебюджетные фонды;
НД – недоимка по платежам.
Вновь созданная стоимость продукции организации определяется следующим образом:
Налоговая нагрузка=(?-Ннач)/ИС?100% (4)
где ИС – источники средств для уплаты налога;
?Ннач – сумма начисленных налоговых платежей.
ИС=ДС=ОТ+НП+ВП+П+А (5)
где ДС – добавленная стоимость;
ОТ – оплата труда;
НП – сумма всех уплаченных налогов;
ВП – платежи, начисляемые на фонд оплаты труда, во внебюджетные формы;
П – прибыль до уплаты налогов;
А – амортизация.
При всем при этом, нужно грамотно управлять налоговыми рисками в процессе налогового планирования, а также грамотно использовать инструменты и методы налогового планирования.
Налоговый риск – это возможность финансовых потерь, возникающих в результате влияния внутренних (связанных с процессом уплаты или оптимизации налогов) или внешних (связанных с изменением налоговой политики в стране) факторов.
Характеристика налоговых рисков:
- риск неуплаты; Доначисления, недостаток средств на счетах, ошибки при расчете или перечислении платежей.
- риск налогового контроля; Возникает при нарушении критериев деятельности, удовлетворяющие критерием концепции системы планирования выездных налоговых проверок.
- риск увеличения налоговой нагрузки; Выявление неточностей, изменение налоговой политики, - риск налоговой оптимизации/минимизации; Возникает при проведении неквалифицированными кадрами.
- риск административного преследования; При нарушении Кодекса об административные правонарушения.
- риск приостановления операций по счетам; Просрочка сдачи деклараций или невыполнение требований налоговых органов по уплате.
- риск наложения ареста на имущество;
- риск приостановления деятельности; Связан с миграцией предприятия или с нахождением компании не по адресу государственной регистрации.
- риск уголовного преследования. В случае уклонения или неуплаты налогов в особо крупных размерах.
Глава 2 Анализ влияния налоговых обязательств на основные показатели финансово- хозяйственной деятельности предприятия АО «РЕКАСТ»
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия АО «РЕКАСТ»
Акционерное общество «РЕКАСТ» создано в 1993 году. И оно продолжает свое существование уже 28 лет. Основной деятельностью предприятия является производство сотокартона. Эта компания - лидер российского рынка в области производства сотовых заполнителей, упаковочной продукции и других изделий из сотокартона (ПРИЛОЖЕНИЕ А).