Актуальность темы выпускной квалификационной работы «Механизмы расчета и установление цены на услугипредприятия (на материалах ЗАО «Север Минералс»)» заключается в том, что цена в условиях рыночной экономики – важнейший экономический параметр, характеризующий деятельность предприятия. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень доходности предприятия.
Для самостоятельных товаропроизводителей, работающих на рынок, независимо от форм собственности вопрос о ценах – это вопрос их существования и благополучия. Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого предприятия в жестких условия рыночных отношений.
Цена и система ценообразования – второй после товара существенный элемент маркетинговой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и цен должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства любого предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно отражается на динамике продаж и рентабельности. Принятие решения в области цен сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы.
Несомненно, выбранная тема актуальна и представляет интерес для исследования. Ведь важной составной частью маркетинга является формирование ценовой политики по отношению к продвигаемым на рынок товарам и услугам.Каждый предприниматель самостоятельно устанавливает цену за свой товар. Имеется два подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен. Первая формируется на договорной основе в результате переговоров между покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов сторон. Вторая характерна тем, что все покупатели приобретают товар по одинаковой цене. Внедрение единых цен для всех потребителей связано обычно с особенностями рынка конкретного товара или с технической сложностью и крупными издержками при дифференциации цен. Единые цены важны там, где предприниматель предлагает рынку стандартизированный продукт серийного производства. В этой обстановке важно, чтобы массовый потребитель знал цену, сравнивал ее с ценой конкурирующих товаров и без проблем принимал решение о покупке. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование процессов механизмов расчета и установление цены на услуги ЗАО «Север Минералс»для разработки мер по их совершенствованию.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:
? раскрыть понятие, функции цен и их классификация;
? рассмотреть методы ценообразования;
? выявить особенности расчета и установления цены в зависимости от вида деятельности;
? представить краткую организационно-экономическую характеристика ЗАО «Север Минералс»;
? исследовать экономические механизмы расчета и установления цены на услуги ЗАО «Север Минералс»;
? оценить ценовую политику организации;
? исследовать цены конкурентов и потребительские предпочтения;
? разработать мероприятия по оптимизации ценовой политики;
? рассчитать экономическую эффективность предложенных рекомендаций.
Объектомисследования является механизм расчета и установления цены на услуги ЗАО «Север Минералс».
Предметом исследования является экономические отношения, складывающиеся в процессе расчета и установления цены на услуги коммерческих предприятий.
Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области ценообразования: Алклычева А., Бомол В., Блайндера В., Герасименко В.В., Липсица И. В., Петросяна А.А., Пунина Е.И., Слепнева Т.А., Яркина Е.В., Уткина Э.А., Чубакова Г.Н. и многих других.
В качестве методологической основы исследования были использованы системный подход, метод обобщения и сравнения, анализ и синтез,метод группировок, методы исторического и логического анализа теоретического и практического материала.
Практическая значимость исследования заключается виспользовании рекомендацийв практической деятельности ЗАО «Север Минералс».
Главное условие стабильности системы, основанной на товарных отношениях, – отлаженность механизма ценообразования, который представляет собой способ формирования цены, технологию её зарождения, функционирования и изменения. При разработке этого механизма необходимо учитывать многие факторы, такие, как издержки на производство и реализацию продукцию, конъюнктура рынка, государственное регулирование. Механизм ценообразования в нашей стране не отлажен и слабо подкреплён законодательными и нормативными актами, что приводит к нежелательным экономическим последствиям, например, инфляции. Поэтому весьма важно преждевременно определить ценовую стратегию предприятия.
Цели и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.