Актуальность избранной темы исследования. Процессы глобализации мировой экономики и экономической интеграции обусловили активное инвестиционное сотрудничество между государствами. Специфика инвестиционных отношений в рамках международного сотрудничества обусловлена тем, что правовое регулирование трансграничного перемещения капиталов осуществляется как на международном уровне, так и на национальном уровне отдельных государств.
На сегодняшний день международные инвестиционные потоки превышают объем международной торговли товарами и услугами. Наблюдается усиление взаимозависимости национальных экономик государств и рост прямых иностранных инвестиций. Согласно «Докладу о мировых инвестициях за 2016 год» («ДМИ16»), опубликованному Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) мировой объем инвестиций в 2015 году увеличился на 38% до 1,7 трлн. долларов – самого высокого уровня после финансово-экономического кризиса 2008-2009 г..
Однако, в некоторых странах, например, в странах Южной Африки, России и странах СНГ наблюдается отток иностранных инвестиций. Например, в РФ отток иностранных инвестиций начался ещё в 2014 году, после введения санкций. В 2015 году в условиях падения цен на нефть, низкого курса рубля и ухудшения международных отношений эта тенденция только усилилась (общий объем притока иностранных инвестиций в РФ снизился на 92%). Конечно же, недоверие иностранных инвесторов не отвечает экономическим интересам РФ, т.к. обладая широкими природными ресурсами и рабочей силой, РФ ощущает недостаток в капиталах, новых технологиях, ноу-хау, которыми в избытке обладают индустриальные государства.
Вывоз иностранного капитала и нежелание иностранных инвесторов осуществлять свою деятельность на территории другого государства чаще всего объясняется повышенными политическими рисками и отсутствием достаточно эффективного механизма защиты от инвестиционных рисков на национальном и на международном уровне.
Международное регулирование, обладая собственным механизмом защиты иностранных инвестиций от политических рисков (двухсторонние инвестиционные договоры, международный институт гарантий иностранных инвестиций, дипломатическая защита, международный инвестиционный арбитраж), не лишено недостатков. Так, положения многих международных договоров в рассматриваемой сфере как результат компромисса между различными странами не являются в достаточной степени определенными и допускают различное толкование. Подобная правовая неопределенность на международном уровне способствовала увеличению роли международных коммерческих арбитражей, в частности Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданного в соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г.. В ряде случаев МЦУИС создает правила, которые используются в дальнейшем при урегулировании инвестиционных споров, фактически выполняя правотворческую функцию вместо государств. Сформировавшийся при этом огромный массив международной арбитражной практики ставит новые вопросы перед современной юридической наукой и перед государствами как создателями норм международного и национального права. Особое значение имеет исследование деятельности Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ), учрежденного в соответствии с Сеульской конвенцией от 11 октября 1985 г. с целью защиты капиталовложений от некоммерческих рисков, путем предоставления гарантий («страхования») и исследование страховой защиты инвестиций, осуществляемой национальными страховыми организациями отдельного государства.
Институт страхования иностранных инвестиций в РФ находится на этапе становления. В связи с этим представляется актуальным сравнение национального законодательства РФ и ФРГ в области защиты от инвестиционных рисков в целом. В РФ за последнее время было принято множество нормативных правовых актов, регулирующих отношения с участием иностранных инвесторов. Однако в своей совокупности они носят бессистемный характер и подвергаются частым и необоснованным изменениям со стороны законодателя, вследствие чего зачастую противоречат друг другу. До сих пор в законодательстве РФ не установлено однозначного понимания термина «инвестиции», которое бы согласовалось с основными категориями гражданского права. Большинство гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам по законодательству РФ, носят декларативный характер и требуют дальнейшего детального урегулирования. Нестабильность и несовершенство российской правовой системы являются причинами того, что иностранный инвестор ищет возможность уклониться от подчинения внутреннему праву и поставить себя под защиту международного права – отсюда возрастание числа конвенций, имеющих отношение к статусу и защите международных инвестиций.
Инвестирование, как вид предпринимательской деятельности, всегда сопряжено с рисками, а если вложение капиталов осуществляется в экономику другого государства, то речь идет о повышенных рисках, в первую очередь, политических. Деятельность иностранных инвесторов, осуществляемая на чужой территории и подпадающая под суверенитет иностранного государства, требует правовой стабильности, которая может быть предоставлена только при гармоничном регулировании и взаимодействии норм международного и национального права.
Объектом исследования является совокупность отношений по обеспечению защиты прямых иностранных инвестиций от некоммерческих рисков в рамках международного права и права Российской Федерации и Федеративной Республики Германия.
Предмет исследования составляют международно-правовые и национально-правовые средства и формы защиты прав субъектов инвестиционной деятельности в условиях проявления политических инвестиционных рисков.
Цель исследования заключается в анализе существующих средств и направлений защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности; анализе правовых проблем международного права и законодательства РФ в сфере инвестиционной деятельности; сравнении национального инвестиционного законодательства РФ и ФРГ.
Для достижения целей исследования решались следующие задачи:
— выявление системы источников национального и международно-правового регулирования инвестиционной деятельности и установление взаимодействия между ними;
— определение современного правового содержания основной понятийной категории «инвестиции» и «иностранные инвестиции»; определение понятия «инвестиционный риск», «некоммерческий инвестиционный риск» и др.;
– определение источников возникновения и видов рисков субъектов инвестиционной деятельности;
– исследование международных договоров в сфере иностранных инвестиций для установления основных правовых средств обеспечения международно-правового режима инвестиционной деятельности;
– определение порядка дипломатической защиты иностранных инвестиций;
– исследование особенностей международной судебной защиты прав иностранных инвесторов;
— исследование условий двусторонних инвестиционных соглашений, обеспечивающих стабильность осуществления инвестиционной деятельности;
— рассмотрение правоприменительной практики международных коммерческих арбитражных судов (МЦУИС) международных инвестиционных споров с участием иностранных инвесторов;
— рассмотрение порядка предоставления гарантий от некоммерческих рисков иностранным инвестициям в рамках МИГА;
— определение правового режима деятельности иностранных инвесторов и рассмотрение гарантий ее осуществления на территории РФ и ФРГ;
— исследование страховой защиты от некоммерческих рисков, осуществляемой национальными страховыми организациями в РФ и ФРГ;
— выявление противоречий и пробелов в действующем международном и российском праве, разработка предложений по совершенствованию правового регулирования инвестиционных отношений, осложненных иностранным элементом.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания (индукция, дедукция, абстрагирование, анализ, синтез, моделирование), так и специальные методы юридического исследования (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.).
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных цивилистов в области правового регулирования иностранных инвестиций (А.Г. Богатыр?в, Н.Н. Вознесенская, Н.Г. Доронина, Д.К. Лабин, Н.Г. Семилютина, И.З. Фархутдинов, А.А. Данельян, К.Е. Ксенофонтов и др.), в области международного частного права (Л.П. Ануфриева, С.В. Бахин, М.М. Богуславский, Г.К. Дмитриева, Н.Ю. Ерпылева, Л.А. Лунц и др.), международного публичного права (Г.М. Вельяминов, И.И. Лукашук, В.М. Шумилов и др.), а также зарубежных авторов (I. Brownlie, R. Dolzer, C. Schreuer, G. Schwarzenberger, M. Sornarajah, S. Gabriel, T. Braun, S. Hindelang и др.).
Нормативно-правовая основа исследования представлена Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств 1965 г. (далее — Вашингтонская конвенция), Конвенцией об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. (далее — Сеульская конвенция), Договором к Энергетической хартии 1994 г., двусторонними международными договорами Российской Федерации о поощрении и взаимной защите капиталовложений, ГК РФ, Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами, действующими на территории РФ, а так же законодательными актами ФРГ – Законом от 28 апреля 1961 г. «О внешнеэкономической деятельности» (Au?enwirtschaftsgesetz – AW); Законом от 04 июля 2013 г. «О капиталовложениях» (Kapitalanlagegesetzbuch – KAGB) и др.
Эмпирическую основу исследования составила практика международных коммерческих арбитражей (МЦУИС, Торговой палаты г. Стокгольма и др.).
Степень научной разработанности. Переход к рыночной экономике в России вызвал значительный интерес российских ученых к правовым проблемам осуществления инвестиционной деятельности (М.М. Богуславский, Н.Н. Вознесенская, Н.Г. Доронина, Н.Г. Семилютина и др.). Существенный вклад в понимание международного инвестиционного права как части международного экономического права внесла отечественная наука международного публичного права (Г.М. Вельяминов, Д.К. Лабин, И.З. Фархутдинов, В.М. Шумилов и др.). На уровне кандидатских диссертаций исследовались различные аспекты правового регулирования инвестиционных отношений, в частности: международные двусторонние инвестиционные соглашения (М.С. Евтеева); международно-правовой режим иностранных инвестиций (А.А. Данельян); гражданско-правовой механизм регулирования инвестиционных отношений, осложненных иностранным элементом (В.Н. Лисица); природа некоммерческих рисков в международных инвестиционных отношениях (Д.С. Губарев). Указанные работы значительно расширили юридические знания о том, как осуществляется правовая регламентация инвестиционной деятельности, однако современная практика требует дальнейших правовых исследований в данной сфере.
Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы.