Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

Разработка стратегии повышения конкурентоспособности организации (на примере АО «Элпром»)

kisssaaa0721 2725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 109 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Целью выпускной квалификационной работы является разработка стратегии повышения конкурентоспособности организации (на примере АО «Элпром»)». Задачами работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг. На основании изложенного теоретического материала рассматривается производственно-хозяйственная деятельность «ЭЛПРОМ» и предлагаются мероприятия по повышению конкурентоспособности товаров народного потребления, выпускаемых объединением.
Введение

Решающий фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке — его конкурентоспособность. Поскольку конкурентоспособность — это ключ к рыночному успеху товара и его производителя, а решение проблемы конкурентоспособности — самая сложная задача в деятельности любой фирмы-товаропроизводителя, требующая согласованной, целенаправленной работы всех подразделений при лидирующей роли службы маркетинга, особым направлением деятельности фирмы является разработка стратегических подходов к решению этой проблемы. Особое внимание при разработке стратегий конкурентоспособности уделяется созданию конкурентных преимуществ. Другое важное направление в стратегии конкурентоспособности — достижение экономического превосходства над конкурентами посредством снижения издержек производства, сбыта, транспортирования продуктов, повышения эффективности проводимых НИОКР, рекламы, маркетинговой деятельности в целом. Отмечена тесная взаимосвязь между рентабельностью и долей фирмы на рынке: рентабельность повышается по мере увеличения рыночной доли фирмы. Это означает, что конкурентные преимущества, предрешая успех фирмы и соответственно увеличение ее доли на рынке, в свою очередь усиливаются вследствие повышения рентабельности деятельности фирмы. Вышеизложенное объясняет актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………….6 1.1 Основные понятия конкурентоспособности………………………………6 1.2 Методики сравнительной оценки конкурентоспособности товаров и услуг……………………………………………………………………………….8 1.3 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров…………...…15 1.4 Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг…….….19 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «ЭЛПРОМ»………………...…..27 2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….27 2.2 Анализ организационной структуры управления предприятия………….28 2.3 Управленческий анализ предприятия…………………………………..…..41 2.4 Финансовый анализ предприятия……………………………………….….51 2.5 Маркетинговый анализ деятельности предприятия………….……………60 ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗРАБОТКУ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ……………………………………………………………71 3.1 Определение стратегии развития предприятия…………………………..71 3.2 Совершенствование продуктовой политики предприятия………………75 3.3 Совершенствование ценовой политики предприятия……………….…..76 3.4 Совершенствование коммуникационной политики предприятия……….78 3.5 Совершенствование сбытовой политики предприятия………………..…85 3.6 Совершенствование маркетинговой службы предприятия……………...89 3.7 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий…91 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..…………………..…….….105 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………....…….109
Список литературы

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). 2 Гражданский кодекс РФ (Часть первая) – ФЗ № 138 от 8.07.1999. 3 Гражданский кодекс РФ (Часть вторая.) – ФЗ № 14 от 22.12.1995. 4 Трудовой кодекс Российской Федерации – ФЗ №27 от 30.12.2012. 5 Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998). 6 Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2011 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2011). 7 О государственных и муниципальных предприятиях: Федеральный закон РФ от 14.11.2013г., №161-ФЗ (с изменениями от 08.12.2017). 8 О рекламе: Федеральный закон от 1.07.2012г., №286-ФЗ. 9 Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций: Приказ ФСФО РФ от 23.01.2012 г., №16 // Вестник ФСФО РФ.–2012.– №2. 10 Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2017. – с. 152-201. 11 Бердникова Т.Б.: Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности – М.: «Инфра – М», 2017 – 215 с. 12 Березин И.С. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2019. – с. 20-49, 151-159. 13 Бланк И.А. Финансовый менеджмент / И.А. Бланк. – М.: Ника-Центр, 2017. – с. 54-68. 14 Бочарова Т.И.: Как повысить конкурентоспособность организации? – «Управление персоналом», 2017, № 5 15 Воронов А.А.: Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия – «Маркетинг в России и за рубежом», 2017, № 4. 16 .Друкер П. Уравление, нацеленное на результаты / Пер. с англ. — М.: Технологическая школа бизнеса, 2019.- с. 201. 17 Ковалев В.В.: Анализ хозяйственной деятельности предприятия// В.В. Ковалева, О.Н. Волкова – М.: «Проспект», 2018 – 424 с. 18 Коротков А.М., Еленева Ю.Я.: Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки – «Маркетинг в России и за рубежом», 2019, № 6. 19 Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер. – М.: Прогресс, 2013. – с. 341-453. 20 Круглова Н.Ю.: Стратегический менеджмент// Н.Ю. Круглова, М.И. Круглов – М.: «РДЛ», 2017 – 464 с. 21 Маликов Р.И., Шарипова И.М., Пашкина Т.И. Менеджмент организации: Учебно-методическое пособие по выполнению дипломного проекта для студентов специальности 061100 Менеджмент организации. — Уфа: Уфимск. гос. ин-т сервиса, 2019. – 83 с. 22 Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2013. – с. 389-432. 23 Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы управления. — М.: Дело, 2019. – с.255-286. 24 Новолоцкая Г.И.: Механизм действия закона конкуренции на рынок человеческого капитала в модели его конкурентоспособности – «СПО», 2019, № 12. 25 Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. — М.: ИКФ Омега-Л, 2018. – с. 117-141, 243-256. 26 Панов А.И.: Менеджмент// А.И. Панова, И.О. Коробейников, М.: «ЮНТИТ-ДАНА», 2018 – 285 с. 27 Прыкин Б.В.: Технико-экономический анализ производства – М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2019 – 400 с. 28 Рыбина М.Н.: Организационно – экономические условия формирования конкурентоспособного предприятия – «Менеджмент в России и за рубежом», 2018, № 5. 29 Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. — М.: Экономика, 2017. – 335 с. 30 Семь нот менеджмента. — М.: АО «Журнал «Эксперт», 2017.- с. 18. 31 Справочник директора предприятия — М.: ИНФРА-М, 2019. – 342 с. 32 Управление организацией / Под ред. Поршнева А.Т. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 38 с. 33 Фасхиев Х.А., Попов Е.В.: Как измерить конкурентоспособность предприятия – «Маркетинг в России и за рубежом», 2018, № 1. 34 Фатхутдинов Р.А.: Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление – М.: «Инфра – М», 2017 – 302 с. 35 Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Стояновой Е.С. – М.: Перспектива, 2019. – с. 67-92. 36 Шарипова И.М., Иванова Г.М. Управление финансами предприятия: Учебное пособие / И.М. Шарипова, Г.М. Иванова. – Уфа: УТИС, 2019. – 11 с. 37 Шеремет А.Д., Негашев Е.В.: Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций – М.: «Инфра - М», 2017 – 237 с. 38 Юданов А.Ю.: Конкуренция: теория и практика – М.: «Гном-Пресс», 2018 – 435 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 Основные понятия конкурентоспособности Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях: • конкурентоспособность товара или услуги; • конкурентоспособность производителя товара или услуги; • отраслевая конкурентоспособность; • конкурентоспособность стран. Между всеми этими уровнями существует тесная внутренняя и внешняя зависимость. Страновая и отраслевая конкурентоспособности в конечном итоге зависят от способности конкретного производителя товара или услуги производить конкурентоспособный товар или услугу. В мировой практике в развитом конкурентоспособном информационном пространстве используются следующие понятия: Конкурентоспособность товара (КС) - критерий целесообразности выхода фирмы на товарные рынки, представляющий собой сумму характеристик товара, ориентированных на удовлетворение потребительского (платежеспособность) спроса. Конкурентное преимущество - преимущество, которое выявляется на рынке путем сопоставления с соответствующими показателями хозяйствующих субъектов-конкурентов и определяет конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. К важным конкурентным преимуществам относятся: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и менеджмента, способность быстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям и условиям рынка. Чем больше у хозяйствующего субъекта (фирмы), набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки он имеет для успешной деятельности на рынке и более устойчивые позиции может занять на отдельных рыночных сегментах. Страновая конкурентоспособность - способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, соответствующие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан. Конкурентоспособность страны является суммарным показателем, который объединяет данные о конкурентоспособности товара (услуги), производителя товара (услуги), отраслевой конкурентоспособности и характеризует положение страны на мировом рынке; Концепция сравнительного преимущества - концепция экономической теории, согласно которой успех фирмы или страны в конкретных областях общественной и экономической жизни объясняется максимально эффективным использованием факторов производства (рабочая сила, земля, капитал и природные ресурсы), причем рыночные силы сами направляют ресурсы страны туда, где они могут быть применены с максимальной эффективностью. Соответственно, страна получает сравнительное преимущество в тех отраслях, где интенсивно используются имеющиеся в наличии факторы. Продукция этих отраслей экспортируется, а импортируются те товары и услуги, в производстве которых страна испытывает сравнительный недостаток факторов.[18] Факторы конкурентоспособности товара (услуги) - факторы, которые влияют на стоимость и качество товара (услуги) и определяют конкурентоспособность товара (услуги), такие, например, как издержки производства, производительность и интенсивность труда. Производительность труда - один из основных показателей, определяющих конкурентоспособность товара (услуги) на рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности. В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара (услуги), его новизна и наукоемкость. Поэтому большинство стран мира обеспечивает повышение конкурентоспособности своих товаров (услуг) за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала. 1.2 Методики сравнительной оценки конкурентоспособности товаров и услуг Конкурентоспособность товара (услуги) можно определить только в сравнении с аналогичными товарами (услугами). При изучении конкурентоспособности продуктов необходимо выбрать параметры (атрибуты), на основе изучения которых проводится сравнение. Данные параметры должны оценивать не только характеристики продукта и выгоды потребителей, но также характеристику способа применения продукта и его пользователей. Например, марки пива, помимо их вкусовых характеристик, описываются также с точки зрения места их употребления (ресторан, пикник и т.п.) и потребителей (мужчины, женщины, спортсмены (безалкогольное) и т.п.). В ряде случаев выбор существенных параметров осуществляется на основе факторного анализа. Для этого респонденты ранжируют товары исследуемых марок по каждому атрибуту. Затем рассчитывается корреляция между атрибутами и с помощью факторного анализа на основе выявленных корреляционных зависимостей производится группировка атрибутов. Далее с помощью выбранных атрибутов выявляются позиции товаров различных конкурентов ( включая товары организации, проводящей исследование). Определяется имидж различных конкурентов, сложившийся у потребителей. Важным является определение, какие конкуренты воспринимаются потребителями подобным или различным образом. Такое исследование называется многомерным шкалированием. [21]. В качестве оценочных критериев могут быть использованы следующие показатели (атрибуты) качества: назначение продукта ( функциональные возможности, соответствие последним достижениям науки и техники, запросам потребителей, моде и т.п.); надежность; экономное использование материальных, энергетических и людских ресурсов; эргономические ( удобство и простота в эксплуатации); эстетические; экологические; безопасности; патентно-правовые( патентные чистота и защита); стандартизацию и унификацию; технологичность ремонта; транспортабельность; вторичное использование или утилизацию ( уничтожение); послепродажное обслуживание. Данные атрибуты должны выражать соответствие качества продукта уровню качеству продуктов рыночных лидеров. Очевидно, что только часть атрибутов может быть оценена количественно (в силу природы атрибута или невозможности получить количественную информацию). Вследствие этого широко используется качественные шкалы измерений( лучше-хуже, больше-меньше и т.п. с введением промежуточных градаций). Однако понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий « качество товара» и «технический уровень товара». Последние — главная составляющая конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не единственная. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение( снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др. Сказанное подтверждает приводимая ниже схема (рис.1.1). Рис. 1.1. Классификационная схема показателей, раскрывающих конкурентоспособность продукции Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его « стержень». В принципе низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества, — это конкурентный или высоко конкурентный товар. В ряде случаев используется интегральный показатель конкурентоспособности продукта, который может быть рассчитан по следующему алгоритму: 1. Определяются отдельные показатели (атрибуты) конкурентоспособности путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для продуктов – конкурентов: Qi = Pi/Pi0, (1.1) где Qi – показатель конкурентоспособности по i – му параметру в процентах; Pi – величина i – го параметра продукта; Pio – величина i – го параметра для продукта – эталона. 2. Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности) Групповой показатель конкурентоспособности - интегральный показатель, объединяющий единичные показатели и характеризующий степень удовлетворения определенной потребности в целом n K =? aiQi, (1.2) i=1 где n – число оцениваемых параметров; ai – вес i-го параметра. Очевидно, что чем ближе приближается K к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный продукт соответствует эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетический идеальный продукт, наделив его лучшими параметрами продуктов данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала. При оценке конкурентоспособности конкретного продукта его по приведенной формуле можно сравнить с подобными продуктами – конкурентами( образцами – конкурентами), для которых также было проведено подобное сравнение с эталонным образцом, и сделать вывод об их сравнительной конкурентоспособности. Когда подобное сравнение проводится только с каким-то продуктом–конкурентом, то К < 1 означает, что анализируемый продукт уступает образцу по конкурентоспособности; К > 1, то превосходит. При равной конкурентоспособности К = 1. При выборе образца – конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый продукт были аналогичными по назначению и условиям использования и предназначались для одной группы потребителей [6]. Важным направлением исследования конкурентоспособности продуктов является оценка конкурентной позиции отдельных продуктов на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: качество-цена. Такую оценку рекомендуется осуществлять в следующей последовательности: 1. Оцениваются продукты данной фирмы и ее главных конкурентов на исследуемом рынке по двум критериям: интегральному показателю качества, в данном случае характеризующему уровень потребительских свойств товара, его способность решать проблемы потребителей, и цене. В случае, когда имеется ограниченное число ведущих показателей качества возможно использование отдельных показателей и цены. 2. Все исследуемые продукты наносятся на поле матрицы: качество-цена, используя в случае необходимости в качестве третьей координаты ( радиус окружности) объем реализации. 3. Для всей совокупности анализируемых продуктов определяется среднее значение показателя качества и цены, и проводятся линии, характеризующие эти средние значения. 4. Подобная оценка проводится для всех важнейших рынков. 5. По степени концентрации продуктов фирм-конкурентов в различных квадрантах матрицы определяется острота конкурентной борьбы на отдельных рынках и на совокупном рынке. 6. Исходя из принципа предпочтительности деятельности на рынках, где острота конкурентной борьбы наименьшая( если кто придерживается другого мнения, то его выбор будет иным), корректируется производственно-сбытовая политика с точки зрения качества, цены выпускаемой продукции и рынка сбыта. Например, осуществляется переход на выпуск более простой, но и более дешевой продукции.[35] При сравнительной оценке эффективности маркетинговой деятельности фирм-конкурентов (в целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков) возможно использование следующих критериев, которые целесообразно сгруппировать по отдельным элементам комплекса маркетинга: ПРОДУКТ 1. Марка продукта 2. Разнообразие номенклатуры( ассортимента) продуктов 3. Интегральный показатель уровня качества продукта (если интегральный показатель качества не выводится, то используются вышерассмотренные атрибуты качества) 4. Качество упаковки 5. Уровень предпродажной подготовки 6. Уровень послепродажного обслуживания 7. Рыночная доля 8. Скорость изменения объема продаж ЦЕНА 1. Уровень цен 2. Гибкость ценовой политики 3. Назначение цен на новые товары ДОВЕДЕНИЕ ПРОДУКТА ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ 1. Объем реализации по разным каналам сбыта 2. Численный состав сотрудников сбытовых служб и торговых агентов 3. Уровень их квалификации 4. Эффективность работы каналов сбыта ( соотношение объема реализации с затратами по созданию и функционированию отдельных каналов сбыта) 5. Использование инструментов прямого маркетинга: продажа по почте; продажа по телефону и др. ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКТА( МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ) 1. Уровень рекламной деятельности: бюджет рекламной деятельности; виды рекламы; используемые СМИ; характеристика отдельных рекламных кампаний( периодичность и частота повторения рекламы, качество рекламных сообщений и т.п.). 2. Уровень и методы стимулирования сбыта ( отдельно для работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей): ценовые скидки и наценки; премии; купоны; лотереи и конкурсы; пакетные продажи; предоставление бесплатных образцов и др.; размер бюджета стимулирования. 3. Использование персональной продажи (число привлекаемых торговых агентов, объем их продаж в общем объеме реализации, оплата и стимулирование их труда и т.п.). 4. Использование инструментов связей с общественностью ( наличие специального подразделения или отдельных сотрудников, осуществляющих связь с общественностью, оплата и премирование их труда, используемые инструменты – презентации, пресс-релизы и т.п.). Исследование конкурентоспособности фирмы в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией: 1. Каковы основные цели фирмы? 2. Каковы текущие стратегии достижения этих целей? 3. Какими средствами располагают фирмы, чтобы реализовать свои стратегии? 4. Каковы их вероятные будущие стратегии? Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов. [21]. По сути дела разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале фирмы и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала, как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая, организационно-лоббисткая, маркетинговая. На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест. Ситуационный подход к анализу конкуренции на рынке ( проблемы выбора альтернатив). Несмотря на очевидную актуальность постоянного мониторинга конкурентной позиции предприятия, необходимо учитывать фактор дороговизны информации и запаса времени для принятия решения. При определении состава используемых данных важно постоянно сопоставлять эти факторы и значимость получаемых в ходе анализа результатов. Другими словами, необходимо правильно определить свою позицию относительно объективных, но достаточно« дорогих» результатов, и « дешевых», но недостаточно точных, сопоставив все это со временем для принятия решения. 1.3 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров Конкурентоспособность товаров и услуг, понимаемая как их способность быть выгодно проданными в условиях конкретного рынка, является важнейшей характеристикой товаров и услуг, которая отражает их отличие от соответствующих аналогов, представленных конкурентами. Эта характеристика является интегральной и обусловливается, как уже отмечалось, следующими основными факторами: • качество товара (услуги); • цена ; • затраты в сфере потребления( эксплуатационные затраты); • качество сервиса. Указанные факторы влияют на формирование покупательских предпочтений у потребителей, оценивающих товар (услугу) по наличию и качеству потребительских свойств в нем. Производитель товара ( услуги) заинтересован в знании той степени влияния каждого из указанных основных факторов, которое они оказывают на важнейшую характеристику товара – конкурентоспособность. Ученые – экономисты путем проведенных исследований дали ответ на эту заинтересованность. Они установили, что степень их влияния в указанной последовательности подчинена следующему отношению 4: 3: 2: 1 [39, стр. 434]. Это отношение показывает приоритетность указанных факторов, которая должна учитываться производителем при формировании стратегии конкурентоспособности. В первую очередь следует направлять внимание и ресурсы на качество продукции (ее степень влияния на КС – 40%), а затем последовательно на остальные факторы (их степень влияния на КС соответственно равна 30%, 20%, 10%). При оценке степени использования совокупности потребительских свойств товара применяют еще одно экономическое понятие – « полезный эффект». Полезный эффект формируется на базе основных факторов КС и наиболее связан с качеством товаров. Качество товара (услуги) обеспечивает потенциальную способность товара удовлетворить конкретную потребность потребителя, в то время как полезный эффект – это фактическая способность товара удовлетворить эту потребность. На практике полезный эффект составляет от 40% до 70% от качества товара. Чем этот процент выше, тем выше уровень экономической целесообразности. Однако повышать его за указанный предел невыгодно, т.к. происходит повышение издержек производства и цены товара, а значит, снижается его конкурентоспособность. Формируя конкурентоспособную стратегию, производитель должен: • позаботиться о полезном эффекте своего товара, изучив нужды, интересы и возможности потребителей, тенденции развития этих показателей; • изучить поведение и возможности своих конкурентов, состояние и тенденции развития рынка соответствующих товаров. Итак , КС товара – это оптимальное соотношение его качества, стоимости и потребительских свойств. Умение добиться такого соотношения является ценным качеством производителя. Рассмотрим следующий значительно влияющий на конкурентоспособность фактор – цена товаров и услуг. Цена – это денежное выражение стоимости товара. В рыночной экономике она устанавливается путем торга между продавцом и покупателем в зависимости от спроса и предложения. Главным оценщиком товара является покупатель, поэтому продавец должен обеспечить для него прозрачность и очевидность всех конкурентных преимуществ своего товара, в первую очередь по качеству и цене. Эффективным средством для этого служит ненавязчивая, разумная реклама. Цель рекламы для производителя – сделать потенциальных покупателей« своими», а не оттолкнуть их от себя. [] Производителю важно знать не только как устанавливается взаимовыгодная цена, но и какие элементы являются ее составляющими, чтобы обоснованно определить ее уровень. Такими составляющими являются: 1. Совокупные издержки производства. 2. Затраты общественного труда. 3. Функции и качество товара. 4. Налоговые отчисления. 5. Затраты на упаковку, транспортировку и хранение. 6. Торговая наценка. 7. Затраты на рекламу. При разработке стратегии ценообразования надо иметь определенную цель и стремиться к ней, добиваясь оптимальности указанных составляющих. Этого можно добиться созданием и внедрением определенной системы управления конкурентоспособностью товаров. Для повышения конкурентоспособности необходимо грамотное управление ассортиментом выпускаемой продукции. Ассортиментом называют набор товаров, предметов, ресурсов, услуг, различающихся по определенным признакам ( назначению, виду, происхождению и т.д.). Выражается он их перечнем или номенклатурой. Управление ассортиментом охватывает весь жизненный цикл любого изделия (личного потребления или производственного назначения) от выбора изделия для будущего производства, модернизации и совершенствования его технико-экономических показателей в процессе выпуска до снятия с производства и замены более привлекательным для потребителей аналогом или новым видом продукции. Содержание процесса управления ассортиментом то же, что и для любого управления. Во-первых, непрерывное получение информации о состоянии рынка, потребностях и предпочтениях покупателей, о конкретных изделиях и возможностях конкурентов, о новых идеях, материалах, технологиях, которые могли бы быть использованы для повышения конкурентоспособности своей продукции. Во-вторых , анализ этой информации и сравнение полученных результатов с тем, что имеется на предприятии, прогнозирование возможных исходов в конкретной борьбе. В-третьих, на основе проведенных анализа и прогноза ситуации, разработка и принятие управленческого решения, которое может касаться обоснования целесообразности сохранения старого производства или выбора для освоения новых изделий; разработка спецификаций новых или улучшаемых изделий; производство опытных партий; проведение НИОКР; разработки рекомендаций по рекламе и реализации товаров и т.д. Управленческое решение должно определить ассортимент товаров и направления действий производителя, на которые следует направить основное внимание, средства и трудовые усилия или повышения конкурентоспособности своей продукции. 1.4 Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Под стратегией понимается комплексное планирование мер для оптимального приспособления предпринимательской деятельности к изменяющимся запросам потребителей, которые находятся в движении, протекающем на фоне конкурентной борьбы фирм и предприятий за конкретного потребителя. Современные стратегии организации должны базироваться не только на познании внешних возможностей и опасностей, развитии сильных сторон, но и на познании и развитии внутреннего потенциала организации и стремлении так изменить свое окружение, чтобы внутренний потенциал получил максимальное выражение и востребование. В абстрактном виде организация имеет несколько вариантов стратегического развития ( назовем три из них): Стратегии роста: 1) Оставить все без изменений (« ничего не делать») – попытаться зафиксировать все как есть, стабилизировать ситуацию. 2) Внутренний рост – расширение деятельности за счет внутренних ресурсов. Такая стратегия имеет следующие варианты( Рис 1.2): ТОВАРЫ Старые Новые Рынки старые Проникновение на рынок А Развитие продукции В новые Развитие рынка Б Диверсификация Г Рис 1.2. Матрица Ансоффа а) более глубокое внедрение на рынок ( концентрация); б) развитие рынка – представление на уже освоенные рынки различных модификаций товара; в) разработка нового товара - стратегия предполагает значительную модификацию продукции или добавление новой к уже существующей с целью развить свое присутствие на рынке; г) обновление включает замену существующих товаров новыми, что означает новый жизненный цикл товара, подразумевается, значительные изменения в продукции и требуется соответствующее финансирование; 3) Внешний рост. Этот вариант стратегии развития обычно реализуется посредством приобретений, слияний и образовании совместных предприятий. а) горизонтальная интеграция – предприятие приобретает или сливается с основным конкурентом; б) вертикальная интеграция – приобретение компании являющейся поставщиком( обратное направление интеграции) или покупателем (прямое направление) продукции данной фирмы; в) концентрическая диверсификация – включает внедрение в область товаров или услуг, которые связаны с существующими товарами или услугами, через технологию или маркетинг, эта стратегия обеспечивает возможность синергетики, то есть общий результат превосходит сумму отдельных результатов двух видов деятельности; г) конгломератная диверсификация – вход компании в сферу товаров или услуг, которые на прямую не связаны с существующими технологиями и рынками. 4) Изъятие вложений или упадок. Эти стратегии подразумевают консолидацию и перемещение капитала и включают следующие меры: а) экономия – действия по снижению затрат, созданию дополнительных источников доходов, сокращению активов; б) сдвиг – принятие новой стратегической позиции для отдельного вида товаров, освобожденные ресурсы перенаправляются в другую область; в) изъятие вложений – продажа части предприятия, которая может дать необходимые ресурсы; г) ликвидация – является крайним средством, когда другие меры не работают, предполагает продажу предприятия целиком либо по частям – одному либо различным покупателям. 5) Выход на международный рынок. Стратегии по уровням иерархии управления: • корпоративную (стратегия предприятия в целом); • деловую ( рассматривается одна специфическая сфера бизнеса); • функциональную ( план управления деятельностью одного подразделения); • оперативную ( управление ключевыми организационными звеньями, обеспечение стратегически важных задач). Стратегии усиления конкурентных позиций. М. Портер выделяет пять вариантов таких стратегий, позволяющих фирме добиться усиления конкурентных позиций: • стратегия лидерства по издержкам – предусматривает снижение полных издержек производства товаров или услуг; • стратегия широкой диверсификации – направлена на придание товарам компании специфических черт, отличающихся от товаров фирмы конкурента; • стратегия оптимальных издержек – сочетание низкой цены товара и широкой диверсификации;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Менеджмент организации, 107 страниц
1800 руб.
Дипломная работа, Менеджмент организации, 62 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Менеджмент организации, 71 страница
1775 руб.
Дипломная работа, Менеджмент организации, 72 страницы
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg