Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь эмоциональной привязанности в детско-родительских отношениях с субъективным ощущением одиночества у подростков

anton-88 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что развитие личности ребенка во многом зависит от наличия у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения. Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к школьной образовательной организации сравнительно быстро. Безусловно, все эти факторы формируются в семье, и они зависят от характера детско¬-родительских отношений.
Введение

В современном российском обществе все более актуальной становится проблема одиночества. Это обусловлено тем, что социальная ситуация с характерной нестабильностью и динамизмом разобщает не только социальные группы и субкультуры, но и их представителей (А.Г. Асмолов, А.Г. Батищев, Б.С. Братусь, И.О. Соловьев, Ч.В. Соловьева и др.). Это с полным основанием относится к подросткам (Л.Б. Волынская, М.Б. Калашникова, Г. Крайг, О.В. Лишин, О.П. Макушина, Д.И. Фельдштейн и др.). В силу своих возрастных особенностей подростки отличаются не только дезадаптированностью, но и психологической незащищенностью в социальной среде. Им свойственны такие полярные качества, как неуверенность и импульсивность, беспечность и тревожность, общительность и замкнутость, конформность и конфликтность, зависимость и самостоятельность (Н.Л. Денисов, И.Д. Егорычева, О.Г. Кравцов, В.Н. Максимова, О.Н. Манолова, В.М. Розин и др.). В результате межличностные отношения подростков, в том числе отношения родителями, характеризуются в ряде случаев напряженностью, непредсказуемостью и конфликтностью, а одним из наиболее острых ощущений становится чувство одиночества в подростковом возрасте. Не менее важны и детско-родительские отношения в подростковом возрасте, ибо именно они в большей мере влияют на настроение, общение и психологическое благополучие подростка. Особое значение для психологических исследований приобретает чувство отверженности, остро переживаемое подростками как труднопереносимое ощущение несправедливости по отношению к ним. Переживания подростков, вызываемые отвержением в своей среде, приводят к обострению чувства одиночества и усиливают их личностную изоляцию. Одиночество подростков как явление, характерное для данного периода развития личности, представляет собой важное направление исследований в психологии развития. Состояние и степень разработанности проблемы. Проблема одиночества с давних времен рассматривалась как одна из основных в ряде гуманитарных наук: в философии, педагогике, социологии, психологии А.Аврелий, А. Камю, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Д. Рисмен, Ж.-П. Сартр, B.C. Соловьев, Г.Д. Topo, C.JI. Франк, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др. В первых научных концепциях одиночество рассматривалось как следствие определенных черт личности: нарциссизма, мании величия, агрессивности и др. (Ч. Белл, К.Мустакас, 3. Фрейд, Ф. Фромм-Рейхман, и др.). Были предложены классификации видов и причин одиночества (Р. Вейс, JI. Пепло и Д. Псрлман, У. Садлер и Т.Джонсон, Т.Джонс и др.). Феномен одиночества изучался как состояние, сопровождающееся негативными эмоциями (C.JI. Рубинштейн, Ф. Шейвер, Д.И. Лиг.и др.), предполагающее социальную изоляцию (Т. Джонсон, У. Садлер, С. Таунсенд). Рядом авторов были выделены типы переживаний одиночества (Р. Вейс, Д. Перлмап, JI. Пепло и др.), связанных с неудовлетворенностью в межличностном общении, с разладом между «Я» и «Они» (JI. Бинсвапгер, Д. Зилбург, К. Роджерс и др.). В отдельных исследованиях одиночество связывалось с личностными > кризисами (Р. Мэй, Х.С. Салливан, Э. Фромм, К. Хорни и др.), в ходе которых нарушались социальные связи индивида. Оригинальный подход к изучению одиночества был представлен в русской философии (H.A. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, С.Н. Соловьев и др.), объясняющей причину одиночества потерей индивидом нравственного единения с окружающими, утратой смысложизненных ориентаций. Интересными являются исследования одиночества в разных возрастных группах, включая подростков, где причины нарушения межличностных отношений и изоляции индивида обусловлены как их возрастными, так и личностными особенностями (И.С. Кон, С.Г. Корчагина, К. Кутрона, Н.Д. Левитов, Н. Салливан и др.). Рядом авторов, исследующих проблему одиночества у подростков (Л.И. Белозерова, О.Б. Долгинова, C.B. Кривцова, И.А. Петрушина, H.A. Рождественская и др.), выделяются причины данного феномена, реакции на это состояние, а также возможности оказания психологической помощи. Однако анализ научных работ показывает, что, несмотря на разные направления исследования данной проблемы в психологии, до сих пор недостаточно изученным остается одиночество как феномен подросткового возраста. В связи с этим остаются не полностью решенными следующие противоречия: • между разносторонними теоретическими исследованиями одиночества и недостаточной изученностью возрастных особенностей этого психологического явления, • между исследованиями одиночества с позиций возрастной психологии и недостаточным вниманием к психологической специфике одиночества в подростковом возрасте, В связи с нерешенными противоречиями существует проблема одиночества в подростковом возрасте, которая заключается в том, что изоляция личности подростка пока еще остается не редким явлением, вызывая негативные переживания, нарушение межличностных отношений, дестабилизируя эмоциональную сферу, провоцируя конфликты и снижая уровень социального функционирования личности в подростковом возрасте. Этим обусловлена актуальность выбранной темы. Актуальность темы исследования. Представляется актуальным анализ социально-психологических условий, в том числе детско-родительских отношений, обусловливающих генезис одиночества, с целью дальнейшего методического решения задач его превенции и профилактики. Между тем проблема одиночества (индивидуально-личностный фактор) в психологической научной литературе не исследована. Это обстоятельство обусловило выбор темы настоящего исследования. Цель исследования: исследовать влияние качества детско-родительских отношений на субъективное ощущение одиночества у подростков. Были сформулированы следующие задачи исследования: исследовать основные научные подходы к проблеме одиночества подростков в психологической науке; ? исследовать особенности детско-родительских отношений в подростковый период определить психологические характеристики одиночества в подростковом возрасте; выявить влияние качества детско-родительских отношений на субъективное ощущение одиночества подростком; Объект исследования: одиночество как психологический феномен в подростковом возрасте. Предмет исследования - проявления психологических особенностей одиночества у подростков. Гипотеза исследования - существуют значимые различия в субъективном ощущении одиночества у подростков в зависимости от качества детско-родительских отношений. Методы исследования: на теоретическом уровне применялись следующие методы: анализ психологической литературы, обобщение, сравнение. На эмпирическом уровне - обработка и сравнение результатов опросников для разных групп подростков. Методика «Потребность в общении» Орлова - для диагностики потребности подростков в общении; Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной; Тест «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона Методика «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях) Обработка данных производилась путем выявления значимых различий с помощью формулы распределения хи-квадрата Пирсона Практическое значение работы состоит в том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при профилактике одиночества подростков. Так же изучена типология субъективного одиночества как сложного, многопланового, амбивалентного феномена (интернальное отрицательное одиночество, экстернальное отрицательное одиночество, экстернальное положительное одиночество, интернальное положительное одиночество; основаниями типологии субъективного одиночества стали особенности восприятия одиночества (положительное, отрицательное) и причина одиночества (личностный выбор, внешние обстоятельства); На основе типологии определена стратегия психолого-педагогической помощи старшекласснику в актуализации позитивного потенциала одиночества (стратегия заключается в организации движения личности от интернального отрицательного к интернальному положительному одиночеству) и стратегия работы с родителями подростков по вопросам нарушения детско-родительских отношений. Экспериментальная база исследования - ученики 10 класса гимн. №2 города Ярославля, подростки (14-16 лет), состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кировского района г. Ярославля. Структура и объем курсовой работы. Основными структурными элементами работы являются: введение, общая характеристика работы, глава 1 теоретическая, глава 2 эмпирическая, заключение, список использованных источников. Теоретический анализ исследований по проблеме одиночества показал, что данное состояние впервые в наиболее острой форме проявляется в подростковом возрасте (Р. С. Вейс, И. С. Кон, Г. С. Салливан, С. В. Малышева, Н. А. Рождественская, О. Б. Долгинова и другие), когда происходит поиск собственной идентичности и связей с окружающим миром, начинается сепарация от родителей. Ощущение бессмысленности своего существования актуализирует переживания одиночества, беспомощности, страха.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА 1. Феномены эмоциональной привязанности и одиночества 9 1.1 Понятие эмоциональной привязанности в психологии 9 1.2 Понятие одиночества в психологии 13 1.3 Исследования взаимосвязи эмоциональной привязанности в детско-родительских отношениях с субъективным ощущением одиночества у подростков 21 ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоциональной привязанности в детско-родительских отношениях с субъективным ощущением одиночества у подростков 26 2.1 Организация метода и методики исследования 26 2.2 Результаты исследования и его обсуждение 27 Заключение 37 Список используемой литературы 38
Список литературы

1. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов//Вопросы психологии, 2017, № 2-.C‚ 49-58. 2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Норма, 2013. - 324с. 3. Алёшина Ю. Е., Борисов И. Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель отношений супругов // Вести. Моск. ун-та. Сер. Психология. 2019. № 2. С. 44-53. 4. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., Аспект Пресс, 2017. 5. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. - М.: Просвещение, 2013. - 188с. 6. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование. Вопросы психологии. 2020. № 3. 64-69с. 7. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 358с. 8. Владин В.З. Гармония семейных отношений. - Алматы, 2017. - 282с. 9. Васильев, В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев - СПб.: Питер, 2017. - 395 с. 10. Васюра С.А. Гендерная психология. Ижевск,: 2011.- 155 с. 11. Выготский Л. С. Психология развития ребенка - М.: Издательство Смысл, 2016 12. Гарбузов В.И. От младенца до подростка - М.: Проспект, 2016. - 196с. 13. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2020. - 240с. 14. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 2015. - №2. - С. 186 - 187. 15. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2017. - 150с. 16. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 2016. - 40с. 17. Дружинин В.И. Психология семьи. - М.: ВЛАДОС, 2019. - 295с. 18. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 2016. - 128 с. 19. Иванченко, Г.В., Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Г.В. Иванченко, Н.Е. Покровский. - М.: Университетская книга, Логос, 2018. - 371 с. 20. Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2020. - 688с. 21. Карпиков А.Р. позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте - М., 2012. 22. Клее М. Психология подростка. Психосексуальное развитие - М.: Владос, 2011 23. Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания - М.: Проспект, 2016. - 354с. 24. Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис. … канд. псих. наук. - Улан-Удэ, 2018. - 166 с. 25. Кошелева, Ю.П. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений / Ю.П. Кошелева // Вопросы психологии. 2018. - №2. - С.106-116. 26. Куковякин Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам. - Тверь: ЭКО, 2018. - 481с. 27. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет, учебное пособие 5-е издание - М.: Издательство РАО, 2019 28. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: ЭКСМО, 2016. - 215с. 29. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 2015. - 416с. 30. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии - Наука, 2014. 444 с. 31. Любина Г. Как воспитать ребенка удачника? //Дошкольное воспитание. 2017. №1, С.73. 32. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 2018. - 486 с. 33. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А.Маркова, М., 2019. - 318 с. 34. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 2019. - №2. - С. 17. 35. Миюскович, Б. Одиночество: междисциплинарный подход / Б. Миюскович // Лабиринты одиночества Под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 2019. - 624 с. 36. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стериотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2012 37. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. - 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 2015. - 576 с. 38. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М.: Молодая Гвардия, 2020. - 223 с. 39. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 2015. - 360 с. 40. Перлман, Д. Теоретические подходы к одиночеству / Д. Перлман, Л.Э. Пепло // Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 2019. - 624 с. 41. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание. 2011. - С. 95. 42. Психология одиночества: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2018. -228 с. 43. Пузько, В.И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества / В.И. Пузько // Материалы научной конференции "Теология, философия и психология одиночества", - Владивосток, 2015. - 28 с. 44. Рахимов А.З. Психология семьи. - Уфа, 2017. - 342с. 45. Садлер, У.А. От одиночества - к аномии / У.А. Садлер, Т.Б. Джонсон // Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 2019. - 624 с. 46. Теория личности в западноевропейской и американской психологии./Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2016. - 480с. 47. Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход// Психологический журнал.2019.Т.20, №5 48. Формирование взаимоотношение дошкольников в детском саду и семье. /Под ред. В.К. Котырло. М.: Педагогика, 2017. - 342 с. 49. Фрейд А. Эго и механизмы защиты//Теория и практика детского психоанализа. - М., 2019. - Т.1 50. Фрейд З..Основные психологические теории в психоанализе: Сб. статей. - М., 2017 51. Фрейд З. Методика и техника психоанализа. - М.; СПб., 2013 52. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 2019 53. Фромм, Э. Искусство любви / Э. Фромм. - М.: Наука, 2015. - 269 с. 54. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 2013 55. Хараш, А.У. Психология одиночества / А.У. Хараш // Педология/новый век. 2020 - № 4 - С.102 - 104. 56. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 2019. - 160с. 57. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 2019. - 322 с. 58. Хорицкая Ю.Г., Щевченко С.М. У одиночества характер крут. - М., 2020. - 238 с. 59. Хьелл Л., Зиглер Д. - теории личности основные положения, исследования и применения - Изд. Питер, Санкт-Петербург, 2016 60. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. - М., 2014. - 96 с. 61. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2019. - 656 с. 62. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. - Ростов-на-Дону. Б.Б. Прохоров. 2015. 63. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. - М.: Прогресс, 2020. - 544 с. 64. http://summercamp.ru/index.php5/Возрастные_особенности_детей 65. http://www.nnmama.ru/content/Upperschool/vospitanie/PsyArt1 66. http://www.vevivi.ru/best/Suitsid-sredi-molodezhi-ref227875.html 67. http://www.gender.cawater-info.net/knowledge_base/glossary/g.htm 68. http://www.odnoklassniki.ru/group/51688031649936 69. http://uchebniki.ws/16330826/sotsiologiya/organizatsiya_pravovogo_obespecheniya_sovremennoy_sotsialnoy_raboty
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Феномены эмоциональной привязанности и одиночества 1.1 Понятие эмоциональной привязанности в психологии Теория привязанностей берет свое начало в психоанализе З. Фрейда и теории стадийного развития Э. Эриксона, теории вторичного подкрепления и социального обучения Доллара и Миллера. Однако наибольшее влияние здесь оказывает этологический подход Лоренца и Деркина, которые распространили идеи Лоренца об импринтинге на людей. Дж. Боулби развил эти идеи и показал, что построение долгосрочных теплых эмоциональных отношений с матерью очень важно для умственного развития ребенка. Эта теория основана на отношениях между двумя людьми, их межличностных связях, которые определяют всю ментальную и психологическую структуру личности: отношение человека к себе, миру, различным переживаниям, познавательным и творческим способностям и т. Д. Возраст, это все Понятно, что в центре внимания исследования этой концепции находится опыт взаимоотношений, приобретенный в раннем детстве. Дж. Боулби, создатель «Теории привязанности», его последователи Эйнсворт и другие (Кэссиди, Криттенден, Дуркин, Гольдфарб, Фальберг, Якобсен, Цвингер, Клаус, Майн, Раттер, Шаффер, Де Шато, Шпиц и) Авдеева, Бардышевская, Лебединский, Лангмайер, Максименко, Матейчик, Мещерякова, Мухамедрахимов, Хаймовская) доказали важность связей и межличностных отношений между ребенком и родителями (или лицами, которые их заменяют), а также важность формирования ассоциации между ребенком. и взрослый, который обеспечивает стабильность (т.е.) отношения и качество общения и взаимодействия между ребенком и взрослым для нормального развития ребенка и развития его или ее личности. Одно из центральных понятий в теории привязанности - фигура привязанности, то есть человек, к которому привязанность установлена.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Психология, 55 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Психология, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Психология, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Психология, 54 страницы
1600 руб.
Курсовая работа, Психология, 25 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg