Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Групповая дискуссия и ситуационно – ролевые игры в тренинге

anton-88 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Групповая дискуссия в психологическом тренинге – это совместное обсуждение спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки членов группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может использоваться как для того, чтобы позволить участникам увидеть проблему с разных сторон (это проясняет взаимные позиции, что снижает сопротивление восприятию новой информации со стороны модератора и других членов группы), так и как способ групповой рефлексии через анализ индивидуального опыта (это укрепляет сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).
Введение

Социально-психологический тренинг (СПТ) – область практической психологии, использующая активные методы групповой психологической работы. В настоящее время существует довольно большое количество различных форм социально-психологического тренинга, которые во многом пересекаются друг с другом. Разнообразие форм и видов групповой работы обусловлено различными теоретическими подходами, которые берутся за основу при разработке программы каждого индивидуального обучения. Различные виды учебных групп решают цели и задачи с помощью определенных методов, приемов и приемов социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг – один из так называемых активных методов обучения, которые используются как альтернатива традиционным методам и формам обучения. С помощью традиционных методов нельзя приобретать навыки в различных областях знаний. В них, как правило, приобретаются только теоретические знания, и возможностей для их практической фиксации нет. В отличие от традиционных форм обучения, тренинг активно включает поведенческие модели и делится опытом членов группы. Тренинг – это когнитивные, эмоциональные и поведенческие сферы личности. Единство этих закономерностей в социально-психологическом тренинге расширяет индивидуальный репертуар индивидуальных действий. Социально-психологический тренинг в широком смысле – это весь комплекс различных форм групповой работы и видов обучения, направленных на мобилизацию всего внутреннего потенциала личности и, следовательно, содействие личностному росту. Эта цель достигается в процессе обучения через активные процессы самопознания и самосовершенствования, которые происходят с каждым членом исследовательской группы. В ходе социально-психологического тренинга происходит воспитательное, корректирующее и психотерапевтическое воздействие. Это расширяет сферу групповой работы, повышает ее ценность и увеличивает ее возможности. Социально-психологический тренинг в настоящее время является одним из видов психологического функционирования, который доказал свою эффективность и широко используется в практической работе психологов, социальных работников, а также в процессе обучения и переподготовки различных специалистов. Ролевая игра как метод основана на моделировании ситуации взаимодействия двух или более людей в определенном социальном контексте. Взаимодействие происходит в рамках роли моделей поведения, определяемых положением человека в социальной системе и межличностных отношениях. Соответственно, принято различать социальные (к ним относятся профессиональные, социально-демографические) и межличностные роли. Примерами социальной роли являются учитель, продавец, менеджер или полицейский. В качестве примера роли межличностного общения, можно привести роль ботаник, любовник, ревнивый мужчина, и т. д. принимая участие в игре, человек «доказательство» роли – как своих, родных, знакомых и хорошо «жить», и посторонние, чужие. В ролевой игре участники всегда взаимодействуют друг с другом. Таким образом, он принципиально отличается от других методов обучения, связанных с временным пребыванием в ролях – например, от метода, называемого метафорической деловой игрой. Исторически любые ролевые игры в рамках психодраммы – одно из основных направлений психотерапии, основанное на моделировании, поиске и трансформации жизненных ситуаций клиентов в виде сцен, фиксированных с участием членов психотерапевтической группы. В дальнейшем ролевая игра имитировалась другими направлениями психотерапии, а впоследствии использовалась в социально-психологическом тренинге для развития компетентности в общении. Любая игра немыслима без правил, которые, по мнению А. Г. Асмолова, «можно считать уполномоченными представителями тенденции к стабильности, повторяемости жизни. Нет правил, принятых в игре, не позволяющих предугадать все ходы, все возможные варианты, то есть получается, что игра является одновременно и хранилищем норм, сохраняющих стабильность бытия, и школой социализации, подготовкой к непредсказуемости жизни». С одной стороны, игра является жесткой структурой, поскольку требует от участников соблюдения правил, определяющих ее ход. С другой стороны, правила игры, ограничивающие степени свободы, допускают, однако, разнообразные импровизации и вариации поведения. Таким образом, игра образует противоречивое единство свободы и необходимости, данной и гипотетической, жесткости игровых обстоятельств и обусловленности поведенческих границ [2]. В психологии почти распространено, что игра служит эффективным средством социализации и адаптации к жизненным обстоятельствам, нейтрализации стрессогенных нагрузок и, следовательно, средством выздоровления. По мнению некоторых исследователей, психологические механизмы игры – это замена, смещение и сублимация. Кроме того, динамика замены игры происходит в пространстве, подлежащем контролю и экспериментированию, что отличает игру от иррациональных и идеальных способов и сфер замены (мечты, фантазии) [2]. Благодаря этому игра превращается в одно из важнейших средств психотерапии. Ролевые игры изначально были основаны на теории ролей, которая каждый по-своему была разработана Дж. Селье. Сейчас они используются очень широко, как в областях психотерапии, признающей катарсис (социометрия и психодрамма, Гештальт-терапия, групповые встречи, первичная Яновская терапия, Транзакционный анализ и т. д.), так и в поведенческой психотерапии. Ролевые игры также используются в учебных группах, ориентированных на личностный рост, саморазвитие и самопознание, хотя они не исчерпывают весь игровой контент в уроках [2]. Ролевые игры – это игры для возможного изменения уже известных тенденций, для построения новой истории, для оценки всех возможных вариантов для того, чтобы научиться делать выбор и просчитывать последствия. В некоторых источниках их называют ситуационными ролевыми играми. Метод ролевой игры в социально-психологическом тренинге один из главных наряду с методом группового обсуждения. Объект работы – групповые дискуссии и ситуационно-ролевые игры. Предмет работы – групповая дискуссия и ситуационно-ролевые игры в тренинге. Цель работы – проанализировать использование групповые дискуссии и ситуационно-ролевые игры в тренинге. Задачи работы: 1. Рассмотреть социально-психологический тренинг: характеристика, основные требования. 2. Раскрыть психологические особенности тренинговой работы . 3. Выявить использование игровых методов в тренинговой группе. 4. Изучить групповую дискуссию как метод групповой психологической работы. 5. Разработать психологический тренинг с использование ситуационно-ролевой игры. Теоретическая часть исследования построена на трудах таких авторов как: Аллахверанова Т.Ф., Галушко И.Г., Горохов, А.Ю., Гусак Л.П., Жижина А.А., Камнева Е.В., Левшина А.А., Магомедов М.Г., Макаров Ю.В., Морозова Т.Ю., Оганян К.М., Прокопович О.А., Федосеева Т.А., Чайковская И.А., Челнокова Е.А., Азарнова А., Бондаренко Н. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТРЕНИНГОВАЯ РАБОТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ 7 1.1. Социально-психологический тренинг: характеристика, основные требования 7 1.2. Психологические особенности тренинговой работы 11 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.......................................................................................16 ГЛАВА 2. СИТУАЦИОННО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И ГРУППОВЫЕ ДИСКУССИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ 17 2.1. Использование игровых методов в тренинговой группе 17 2.2. Групповая дискуссия как метод групповой психологической работы 24 2.3. Разработка психологического тренинга с использование ситуационно-ролевой игры .31 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.......................................................................................32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Список литературы

1. Аллахверанова, Т.Ф. Методический инструментарий психологического тренинга / Т. Ф. Аллахверанова // Интеграция наук. 2019. № 2 (25). С. 132-133. 2. Галушко, И.Г. Некоторые методы работы в тренинге / И. Г. Галушко, А. В. Галушко, А. В. Шестакова // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 59-60. 3. Горохов, А.Ю. Технологический тренинг, как метод повышения групповой сплоченности / А. Ю. Горохов // Матрица научного познания. 2017. № 3. С. 346-350. 4. Гусак, Л.П. Тренинг как психологическая защищенность личности / Л. П. Гусак // В сборнике: Формирование гражданской устойчивости как фактор противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 129-133. 5. Жижина, А.А. Социально-психологический тренинг как технология преодоления социально-психологических барьеров личности / А. А. Жижина // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 60-62. 6. Камнева, Е.В. Тренинг командообразования и групповой работы / Е. В. камнева, Н. С. Пряжников, М. В. Полевая // Учебник для магистратуры / Под ред. Е.В. Камневой. Москва, 2019. 325 с. 7. Левшина, А.А. Тренинг под ключ: психологические тренинги для подростков и молодежи / А. А. Левшина // Издательство: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра») (Ульяновск), 2017. 125 с. 8. Магомедов М.Г. Социально-психологический тренинг как форма арттерапевтической психокоррекции / М. Г. Магомедов // Наука и инновации в современных условиях. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований» (Уфа), 2018. 147 с. 9. Макаров, Ю.В. Песихолого-педагогический тренинг в единстве теории и практики: учебно-методическое пособие / Ю. В. Макаров / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Издательство: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), 2017. 80 с. 10. Морозова, Т.Ю. Тренинг как технология психологического воздействия на личность / Т. Ю. Морозова // В сборнике: Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России»; Московский государственный психолого-педагогический университет. 2016. С. 123-125. 11. Оганян, К.М. Объектно- и субъектно-ориентированные CASE-технологии в социальной работе / К. М. Оганян, К. К. Оганян. Министерство образования и науки Российской Федерации; Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Институт магистратуры. Издательство: Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург), 2017. 247 с. 12. Прокопович, О.А. Социально-психологический тренинг как одна из форм социально-психологической адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования / О. А. Прокопович // Академия педагогических идей Новация. 2019. № 1. С. 73-76. 13. Федосеева, Т.А. Коммуникативная игра как предмет научного исследования / Т. А. Федосеева // В книге: Образование и наука: современные тренды. Литовкина М.И., Осовский О.Е., Киржаева В.П., Присяжная И.М., Пронин А.А., Иванова Л.В., Пудеева Е.А., Федосеева Т.А., Татаринцева Н.Е., Лысенко О.Г. Коллективная монография. Сер. «Научно-методическая библиотека» Чебоксары, 2017. С. 135-157. 14. Чайковская, И.А. Возможности социально-психологического тренинга в развитии коммуникативной толератности в подростком возрасте / И. А. Чайковская, О.Ю. Чардымская // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 3 (215). С. 103-107. 15. Челнокова, Е.А. Тренинг как способ эффективного сплочения коллектива / Е. А. Челнокова, Н. М. Мещерякова, Н. И. Уткина // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 2. С. 29. 16. Азарнова, А. Ролевая игра в психологическом тренинге / А. Азарнова– Режим доступа: https://5psy.ru/obrazovanie/rolevaya-igra-v-psihologicheskom-treninge.html (дата обращения 27.03.2021). 17. Бондаренко, Н. Метод ролевой игры в тренинге / Н. Бондаренко – Режим доступа: https://blogtrenera.ru/blog/metod-treninga-rolevye-igry.html. (дата обращения 27.03.2021). 18. Групповая дискуссия как метод групповой психологической работы – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id /5e4bbb8f07349e4ee436bb2b/ gruppovaia-diskussiia-kak-metod-gruppovoi-psihologicheskoi-raboty-5f59ebf7d7ccef142bbe15f9 (дата обращения 27.03.2021). 19. Ролевая игра – Режим доступа: http://azps.ru/handbook/r/role264.html. ( дата обращения 27.03.2021). 20. Специфика ролевых игр в психодраме, ситуационном тренинге – Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/12/22892.html (дата обращения 27.03.2021).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТРЕНИНГОВАЯ РАБОТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ 1.1. Социально-психологический тренинг: характеристика, основные требования Социально-психологический тренинг (СПТ) – это вид групповой практической психологии, ориентированный на развитие социально-психологической компетентности. Автором термина является М. Форверг. В литературе, кроме этого, существует ряд других названий (открытые коммуникативные группы, активные социальные коммуникации, интенсивные коммуникативные группы и др.). Но СПТ в настоящее время является наиболее часто используемым и наиболее устоявшимся термином. Следует подчеркнуть, что это понятие чрезвычайно широкое, соответственно, оно обозначает большое количество весьма разнообразных методов [1]. Сочетая элементы реального и лабораторного эксперимента, социально-психологические тренинги являются эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области компетентности в общении.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Психология, 54 страницы
1600 руб.
Курсовая работа, Психология, 25 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Психология, 34 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg