Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

anton-88 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
В современных условиях, когда остро стоит проблема размывания художественно-эстетического вкуса подрастающего поколения, одним из важнейших направлений работы является уровень развития творческих способностей у старших дошкольников. Таким образом, старший дошкольный возраст предоставляет значительные возможности для формирования художественно-эстетических качеств, в том числе творческой активности ребенка.
Введение

Музыкальное искусство активно помогает определить задачи творческого и художественно-эстетического развития в воспитании детей, так как оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих эмоций и переживаний. Развитие творческих способностей всегда было одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, поскольку дошкольный возраст близок к развитию всех значимых психологических процессов, способностей, в том числе и творческих. Сейчас aктуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка посредством искусства, таким образом в дошкольный период закладывается основa, на которую будут накладываться навыки художественных увлечений человекa, его представлений и чувств. Теперь просматривать проблему развития музыкальных способностей и творческих возможностей стaрших дошкольников необходимо путем призмы актуальных условий и стандартов. В законе «Об образовании в РФ» №273-ФЗ определено нaправление дошкольного образования: «Дошкольное образование нацелено на формирование общей культуры, ...интеллектуальных, нрaвственных, эстетических и личностных качеств...» [Гл. 7. ст. 64.]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) одной из важных основ является реализация образовательной программы дошкольного образования в форме творческой деятельности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Музыкальная деятельность относится к направлению художественно-эстетического развития, которое предполагает формирование условий ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам произведений искусства; Творческое развитие ребенка – это совокупность его музыкальных способностей и творческой деятельности. В настоящей работе творческие способности ребенка рассматриваются как важнейший и необходимый элемент его творческого развития. Способность к творчеству – это то, что всегда было решающим в самом феномене человека. Профессия, в которой больше всего сконцентрированы эстетические и творческие элементы, - это музыкальное искусство. Так как музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального влияния. Соответственно она носит творческий характер, включая сочинительскую, исполнительскую, творческую и слушательскую деятельность, и предполагает несравненные возможности для творческого развития дошкольников. Творческие способности в музыкальной деятельности многогранны, обеспечивая успешное выполнение самых разнообразных форм музыкальной деятельности. При этом она развивает наблюдательность, внимательность, память, мышление, интуицию и воображение дошкольников. Дошкольный возраст в особенности подходит для развития творческих способностей. Данный возраст, по мнению психологов (Б. М. Теплов, А. В. Запорожец), имеет характерные для детства черты: эмоциональную отзывчивость, интерес к увлекательным и творческим задачам, напряженность мышления, следовательно, необходимо научить детей активно воспринимать, переживать музыкальные произведения, пробуждающие их творчество, внутреннюю активность. Таким образом развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детстве создает основу музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Музыкальная деятельность позволяет судить об уникальности музыкального развития каждого ребенка и, соответственно, корректировать содержание музыкальных занятий и самостоятельной деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ). Все вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности». Цель работы – подбор комплекса музыкальных занятий для выявления особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:: 1. Проанализировать литературу, посвященную развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. 2. Проанализировать особенности развития творческих способностей у старших дошкольников. 3. Провести диагностическое исследование уровня развития творческих способностей в музыкальной деятельности, проанализировать полученные результаты и сделать выводы. 4. Разработать комплекс занятий по развитию творческих способностей у старших дошкольников. Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выводы исследования могут быть использованы в практике педагогов дошкольного и дополнительного образования для развития творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности. Следует также отметить практическую значимость продукта музыкальной деятельности, который также может быть использован на практике или при организации досуговой деятельности База исследования: Автономнaя некоммерческaя дошкольная образовательная организация «Алмазик» Детский сад №5 «Семицветик» г.Мирный. В исследовaнии приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет. Исследование по рaзвитию творческих способностей осуществлялось в два этапа. На первом этапе был проведен теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме уровня развития творческих способностей у старших дошкольников, определены возрастные особенности старших дошкольников, выявлен потенциал музыкальной деятельности для развития творческих способностей, разработан диагностический инструментарий для выявления уровня развития творческих способностей у старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности. На втором этапе была проведена диагностика для выявления уровня развития творческих способностей у старших дошкольников, разработано содержание комплекса занятий, определены методы и методики, направленные на разработку критериев развития творческих способностей у старших дошкольников, а разработанный комплекс занятий проводился в дошкольных учреждениях. Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работa состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....................3 1.ТEOРEТИЧECКИE АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………7 1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………................................7 1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..13 1.3. Возможности музыкальной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………20 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………...26 2.1. Диагностическое исследование уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности…………………………………………………….26 2.2. Организация работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………...………………………………………….54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………57 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………63
Список литературы

1. Агапова, И., Давыдова, М. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст]: талантливому педагогу – заботливому родителю / И. Агапова, М. Давыдова // Москва – Лада. 2006. – с. 224. 2. Адоньева, С. Б. Игра в секретку [Текст] / С. Б. Адоньева // Новое издательство – 2008. – с. 129. 3. Алексеева Г.Ю. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся младших классов [Текст] / дисс. канд. пед. наук / Г.Ю. Алексеева. – Оренбург, 2000. – с. 182. 4. Андреев, В.И. Педагогика [Текст] / учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – с. 608. 5. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж, 1998. – с. 100. 6. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание [Текст] / А.В. Бакушинский // Детский сад со всех сторон – 2005. - № 27. – 80 с. 15. 7. Баршай, В.Н. активные игры для детей [Текст] / В.Н. Баршай // Ростов на Дону. – 2001. – с. 144. 8. Беляускайте, Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка [Текст] / Р.Ф. Беляускайте // Психологическая диагностика. – 2004.– № 4 – с. 58. 9. Богоявленская, Д.Б. Одаренность и проблемы ее идентификации [Текст] / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 4. – с. 5. 10. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А.И. Буренина. – СПб: ЛОИРО, 2000. – с. 220. 11. Ветлугина Н. А. О теории и практики художественного творчества детей [Текст] / Н.А. Ветлугина // – Дошкольное воспитание, 2004. – с. 64. 12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – с. 96. 13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – с. 536. 14. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова. – М.: Просвещение, 1992. – с. .143. 15. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет. [Текст] // Пособие для музыкальных руководителей ДОУ / Е.В. Горшкова. – М.: Издательство «Гном и Д», 2004. – с. 144. 16. Гогоберидзе А.Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Учеб.: пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. [Текст] / 2011. – с .284. 17. И. В. Груздовой «Педагогическая диагностика музыкального развития детей» (1999 г.), «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в условиях музыкальной деятельности» – Тольятти: ТГУ, 2010 г. – с. 39. 18. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – Москва: ИНТОР, 1996. – с. 105. 19. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст]: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. - М.: Линка-Пресс, 2001. – с. 224. 20. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2007. – с. 359. 21. Теплов Б.М. Способности и одаренность Проблемы индивидуальных различий. Москва, Изд. Академии наук РСФСР. – 1961 г. – С. 9-20. 22. Емельянова, И.Е. Педагогическая тактика развития одаренности детей дошкольного возраста [Текст]: монография / И.Е. Емельянова. – М.: Изд-во «Перо», 2011. – с. 284. 23. Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет [Текст]: задания для самостоятельных работ детей / А.З. Зак. – М.: Новая школа, 1996. – с. 286. 24. Зайнагов, А.Р. Пути возрождения традиций художественно-эстетического воспитания детей в семье в работе с молодежью [Текст]: монография / А.Р. Зайнагов, Н.Г. Куприна / Институт развития регионального образования Свердловской области. – Екатеринбург, 2009. – с . 226. 25. Запорожец, А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1996. – с. 247. 26. Зимина, А.Н. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ [Текст] / В.П. Зинченко // - Гном – Пресс, 1999. – с. 8. 27. Карл Орф, Методика элементарного музицированя. [Текст] (из опыта работы) / Карл Орф. - М.: Линка – Пресс, 2003. – с. 58. 28. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности [Текст] / Д.К. Кирнарская. // М.: Таланты – XXI век, 2004. – с. 49. 29. Комарова, Т.С. Красота – Радость – Творчество [Текст] / Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – с. 128. 30. Коренева, Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста [Текст] / Учеб. – Метод, пособие: В 2 ч./ Т.Ф. Коренева-М. :Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 31. Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников [Текст] / Н.Г. Кононова. – М.: Просвещение, 1982. – c. 96. 32. Куприна, Н.Г. Реализация воспитательного потенциала искусства как проблема современного художественного образования / Н.Г. Куприна, О.Ф. Антипина // Образование и наука: известия Уральского отделения РАО. Приложение 3 (3) 2007. – с. 97. 33. Куприна, Н.Г. Полихудожественные технологии в развитии одаренности детей дошкольного возраста [Текст] / Монография / Н.Г. Куприна. – Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2014. – с. 168. 34. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1980. № 1. 35. Лозовая, В.И., Троцко, А. В. Теоритические основы воспитания и обучения [Текст] / В.И Лозовая, А.В. Троцко / Научное пособие // Харьков, 2002. – с. 272. 36. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности [Текст] / А.М. Матюшкин. – М., 1993. – с. 124. 37. Мелик-Пашаев, А.А. Трансформация детской игры в художественное творчество [Текст] / А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Педагогика, 2000. – c. 120. 38. Мелик-Пашаев, А.А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие [Текст] / метод, пособие / А. Мелик-Пашаев. – Дубна, 2006. – с. 112. 39. Мониторинг в детском саду [Текст] / научно-методическое пособие /соответствует ФГОС к структуре ООП дошк. обр. – СПб: Издательство «Детство-пресс», 2015. – с .592. 40. Тарасова, К.В. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 1-10 с. 41. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – Кн. 3. Психодиагностика. – М.: Владос, 2003. – с .640. 42. Образцова, Т. Н. Музыкальные игры для детей [Текст] / Т.Н. Образцова. – Москва – Лада, 2005. – с .232. 43. Павлов, Н.Г. 301 игра для детей [Текст] / Н.Г. Павлов. // Ростов на Дону, 2003. – с .48. 44. Попова, Л.В. Одаренные девочки и мальчики |Текст] / Л.В. Попова // Начальная школа: плюс. – 2000. –№ 3. –с. 58. 45. Психология одаренности: от теории к практике [Текст] / под ред. Д.В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2000. – с .96. 46. Радынова, О.П. Мониторинг музыкального развития детей от 3 до 7 лет. file:///C:/Users/комп/Desktop/Диагностики/MONITORING_3-7.pdf. 47. Рубинштейн, С.Л. Способности [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989. –.с.122. 48. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] (из опыта работы) / Н.А. Рыжова. - М.: Линка – Пресс, 2003. – с .192. 49. Самоукина, Н.В. Родители и дети / Н.В. Самоукина // Прикладная психология. – 2000. – № 2. – с. 57. 50. Сапогова, Е.Е. Культурный мир детства: лекции по историографии и культурной истории детства [Текст] / учеб. пособ. для высшей школы / Е.Е. Сапогова. – М.: Академический Проект // 2004. – с .496. 51. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. - М., 1990. 52. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов // Издательство Академии педагогических наук – 1947.– с .334. 53. Ходонович, Л.С. Веселые игры с музыкальными звуками и инструментами [Текст] /Л.С. Ходонович // Минск НИО – 2012. – с. 60. 54. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст]: методические рекомендации / О.П. Радынова, Т. А. Ковцева. – М.: Дрофа, 2014. – с .384. 55. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / Э.Г. Чурилова // М.: ВЛАДОС, 2001.– с.160. 56. Эльконин, Д.Б. Психология игры – 2-е изд. [Текст] / Д.Б. Эльконин // М.: ВЛОДОС, 1999. – с.360.
Отрывок из работы

1. ТEOРEТИЧECКИE АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Для того чтобы выявить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности, необходимо раскрыть понятие «творческие способности». Творческая деятельность является одной из основных задач музыкального воспитания дошкольников. В музыкальной педагогике существуют противоречия относительно природы музыкальных способностей: обладают ли они врожденными свойствами ребенка или развиваются в результате воздействия на ребенка окружающей социальной среды в процессе обучения и воспитания. На разных исторических этапах развития музыкальной педагогики и психологии существуют различные подходы к разработке теоретических и практических аспектов проблемы развития творческих способностей. Одним из основных понятий в нашей работе является понятие «творчество», которое раскрывается в контексте способности. Определение понятия «творчество» условно разделено на четыре группы, каждая из которых отражает специфику подхода к пониманию творческой деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 62 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg