Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром

anton-88 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
В теоретической части мы пришли к выводу, что познавательные универсальные учебные действия оказывают прямое влияние на интеллектуальный уровень развития ученика, способствуют формированию таких важных навыков, как организация самостоятельного процесса добывания предметных знаний, анализа, систематизации изученной информации, построение выводов и умозаключений, формированию умений решения учебно-познавательных задач.
Введение

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится определение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе начального школьного образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (далее - УУД), которые выступают в соответствии с ФГОС НОО инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение универсальными учебными действиями предоставляет обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. Иначе говоря, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику главной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Термин «универсальные учебные действия» был введён относительно недавно, в контексте ФГОС. Наиболее полно сущность понятия «УУД» раскрыта в трудах педагогов А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л.Г. Петерсон. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования важной задачей становится развитие у младших школьников умения учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий. Именно поэтому в настоящее время начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат на различных уроках, занятиях, мероприятиях, в том числе и в процессе ознакомления с окружающим миром. Перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Это и определяет актуальность нашей работы. Цель исследования: выявить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром. Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Предмет исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром будет наиболее эффективным, если: - внедрить в традиционную программу систему заданий, направленных на формирование познавательных УУД младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром; - осуществлять отбор содержания познавательных УУД младших школьников происходит с учётом основных требований: умения извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках; описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. - направить целенаправленную педагогическую деятельность с использованием специфических методов работы на организацию процесса формирования познавательных УУД младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром(метод моделирования ситуаций, метод творческой беседы, приемы поиска информации, методы проектирования и исследования, совместная деятельность и т.д.). В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Определить сущность понятия «универсальные учебные действия». 3. Выявить психолого-педагогические аспекты формирования познавательных УУД у детей младшего школьного возраста. 4. Определить особенности познавательных УУД у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром 5. Провести диагностику уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников. 6. Разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на формирование познавательных УУД в процессе ознакомления с окружающим миром. 6. Рассмотреть пути формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира в начальных классах. 7. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы. Методологической основой исследования служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы педагогического исследования: теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за учебным процессом, эксперимент); статистический метод обработки данных, графическое представление экспериментальных данных. Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов, студентами педагогического факультета. Исследование проводилось на базе МАОУ «Сотниковская СОШ» Иволгинского района Республики Бурятия. В исследовании приняли участие 20 учеников 2 класса. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных УУД младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром 7 1.1. Понятие «познавательные учебные действия», его сущность и особенности 7 1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования познавательных УУД у детей младшего школьного возраста 14 1.3. Особенности процесса ознакомления с окружающим миром у младших школьников 24 Выводы по 1 главе 36 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных УУД у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром 38 2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников 38 2.2 Разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование познавательных УУД в процессе ознакомления с окружающим миром 44 2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 46 Выводы по 2 главе 52 Заключение 54 Список использованной литературы 57 Приложения 63
Список литературы

1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. – Ростов : Изд-во Рост. Ун-та, 2013. – 480 с. 2. Аргунова, Е.Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. - 104 с. 3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская - М.: Просвещение, 2014 г.-151с. 4. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов/ Б.П.Бархаев. - СПб.: Питер, 2012. - 444 с. 5. Белопольская, Н.Л. Исключение предметов: Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию / Н.Л. Белопольская - Изд. 3-е, стереотип. — М.: 2009.- 64 с. 6. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 1–4 классы. Методика обучения/ Н.Ф.Виноградова. – М: Вентана-Граф, 2015. – 212 с. 7. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации// Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.-72с. 8. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1996.- 132с. 9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1991.-98с. 10. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука / П.Я.Гальперин. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2004.-234с. 11. Говорская, О.П Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П.Говорская // -URL: http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 16.02.2021) 12. Дмитриева,Н.Я. Программа интегрированного курса окружающий мир/ Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казакова - М.: Издательский дом «Федоров», 2015.-145с. 13. Дмитриева, Н.Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 1-4 класс. /Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казакова.- Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров» 2015.- 139с. 14. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД/ Н.В.Дорохова -URL:http://nsportal.ru/ (дата обращения: 16.01.2021) 15. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя/ А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.-288с. 16. Ивченкова, Г.Г., Окружающий мир.1-4 классы: учебник для общеобразовательных школ / Ивченкова Г.Г, Потапов И.В. – М.: АСТ Астрель, 2013. – 136 с. 17. Ивченкова, Г.Г. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь/ Ивченкова Г.Г, Потапов И.В. – М.: АСТ Астрель, 2015.-68с. 18. Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: URL:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077 (дата обращения27.01.2021). 19. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...» / Под ред. Л.Г. Петерсон. — М.: 2010. – 46c. 20. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов./ З.А.Клепинина, Г.Н.Аквилаев. – М.: Академия, 2008. -246с. 21. Ковылева Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников/ Р.Э.Ковылева //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. –№3.- С.26-29. 22. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.- 142с. 23. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения//Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47. 24. Коджаспирова, Г.М., Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных Заведений./Г.М. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 279с. 25. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2015. – 144 с. 26. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. /А.А.Леонтьев. – М., 1965.-76с. 27. Логинова, О.Б. Планируемые результаты начального общего образования / О.Б.Логинова – М.: Просвещение, 2015.- 343с. 28. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении./А.М.Мотюшкин – М.: Директ-Медиа, 2014.-354с. 29. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании/ Н.В.Медведева // журнал «Начальная школа плюс До и После». – 2011 – №7. – С.44-47. 30. Мельникова, Е.Л. Проблемнодиалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. -180с. 31. Методы и приёмы формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. URL: http://videouroki.net/index.php (дата обращения: 07.02.2021). 32. Мостова, О.Н.Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников / Н.О.Мостова, И.Н.Агафонова , 2015.- 193с. 33. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе/ В.В.Павлова // журнал «Начальная школа». – 2011 – №4. – С.27-30. 34. Петрова, Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова/ Е.Н.Петрова// Практика образования. - 2010. - № 1. – С. 36-39. 35. Петерсон, Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы./ Л.Г.Петерсон – М.: 2009. - 40с. 36. Песняева Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников//Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39. 37. Плешаков А.А. «От Земли до неба» (атлас – определитель 1- 4 классы) /А.А.Плешаков - М.: «Просвещение», 2016.-60с. 38. Плешаков А.А., Окружающий мир.1-4 классы: учебник для общеобразовательных школ / А.А.Плешаков - М.: «Просвещение», 2016.-135с. 39. Поликарпова, Л.Д. Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира / Л.Д.Поликарпова // – URL: http://festival.1september.ru(дата обращения: 18.03.2021). 40. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (серия «Стандарты второго поколения») / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с. 41. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников/ С.Ю.Прохорова//Управление начальной школой. – 2013. – №8. – С.29-34. 42. Райгородский, Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 1. Психодиагностика детей./ Д.Я.Райгородский. - Самара:Бахрам-М,2008.-367с. 43. Рерих, Н.К. Собрание сочинений. Кн. 1. - М., 1999. – 189 с. 44. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С.Я. Рубинштейн. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2003. – 448 с. 45. Савенков, А..И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И.Савенков // -М.: – 2013.-157с. 46. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А.Семенова // Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49. 47. Соколова, Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема; учебно-методическое пособие. /Т.Е.Соколова .Самара: Издательство «Учебная литература», 2015.- 228с. 48. Ушакова Л.В. Познавательные УУД на уроках окружающего мира /Л.В.Ушакова // - URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm. (дата обращения: 21.02.2021). 49. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации [Текст]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 48 с. 50. Фефилова, Е.В. Преемственность в формировании познавательных УУД / Е.В.Фефилова // - URL: http://www.metod-kopilka.ru (дата обращения: 12.02.2021). 51. Формируем профессиональные компетенции //Справочник заместителя директора школы. – 2013. – №5.- С.35-41. 52. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. 53. Фукс, О.С. Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира / О.С.Фукс // URL: http://www.metod-kopilka.ru (дата обращения: 22.01.2021) 54. Фисенко, О.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» / О.И.Фисенко // – URL: http://narod.yandex.ru (дата обращения: 21.01.2021). 55. Ходаева, Л.Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения// Управление начальной школой. – 2013. – №6.- С.14-18. 56. Хуторской, А.В. Что такое современный урок / А.В. Хуторской. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm. (дата обращения: 17.02.2021) 57. Цукерман? Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. – М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2004.- 235с. 58. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения./ Д.Б.Эльконин,В.В. Давыдов– М., 2015.-78с. 59. Яндыганова, Л.Ю. Формирование УУД на уроках в начальной школе / Л.Ю.Яндыгина // - URL: http://www.metod-kopilka.ru (дата обращения: 23.02.2021) 60. Яшнова, О.А. Успешность младшего школьника. / О.А.Яшнова – М.: Академический проект, 2013.-63с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных УУД младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром 1.1. Понятие «познавательных учебных действий», его сущность и особенности Современная система образования обеспечивает развитие личности ребенка, прежде всего, путем формирования УУД, которые служат основой для процессов образования и воспитания. Обладание универсальными учебными действиями позволяет учащемуся самостоятельно организовать процесс получения знаний по предметам, навыков решения познавательных задач и формирования компетенций и навыков, необходимых для успешного обучения в школе (Авакумова, 2003). Разработкой концепции развития у школьников универсальных учебных действий занимались такие авторы как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина и под руководством А.Г.Асмолова, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова в своих трудах определили термин «универсальные учебные действия» как способность к обучению, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение нового социального опыта. В более узком смысле термин подразумевает совокупность форм действий обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений и навыков, в том числе организацию этого процесса [20]. Подход деятельности учителя на формирование УУД ученика развивает способность ребенка самостоятельно устанавливать перед собой задачи образования, заниматься поиском путей и средств для достижения цели, поиском и анализом информации, а также контролировать процесс деятельности и оценку ее результатов, что в последствии гарантирует успешное формирование навыков, знаний и компетентностей в любой изучаемой дисциплине. Овладение ими позволяет добиться личностных и метапредметных результатов, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, создать благоприятные условия для преемственности всех этапов образовательного процесса [17].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg