Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Проблемные ситуации как средство развития у младших школьников умения решать арифметические задачи

anton-88 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Традиционно сложилось так, что значительное место в содержании курса математики начальных классов всегда отводилось решению арифметических задач. На разных этапах развития начального математического образования проблема обучения решению текстовых задач всегда была одной из самых актуальных, так как умение решать текстовые задачи – это один из основных показателей уровня математического развития младшего школьника.
Введение

Согласно требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) младшие школьники должны уметь решать текстовые арифметические задачи разных видов как простые, так и составные. Поэтому в программе по математике для начальной школы выделяется отдельный раздел «Текстовые задачи», в ходе изучения которого у учащихся должны быть сформированы общие умения в решении текстовых задач. Арифметические задачи, особенно практически ориентированные, обеспечивают связь математики с реальной жизнью ребенка, выявление учеником своей компетентности. Умение решать задачи является показателем обучаемости, способности к самостоятельной учебной деятельности. Математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Решение задач способствует формированию у детей полноценных знаний, определяемых программой. Задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Через решение задач младшие школьники знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. На различных этапах развития начального математического образования проблема обучения младших школьников решению текстовых задач была одной их самых актуальных. Решению этой проблемы посвящены многочисленные исследования, предметом изучения которых были различные аспекты обучения младших школьников решению текстовых задач: отбор содержания текстовых задач и их система (Л.В. Занков, И.В. Кузьмина, А.Л. Свечников), функции текстовых задач в процессе обучения математике (К.К. Платонов, Г.М. Соснина), их роль в формировании у младших школьников математических понятий (Л.С. Выготский, Ю.М.Колягин), учебной деятельности (Р.Н. Шигкова), в развитии логического мышления (М.И. Моро, А.М. Бантова, Г.В. Бельтюкова), приемы решения различных типов текстовых задач (Н.Г. Уткина, Н.Б. Истомина, Н.Ф. Талызина). В ряде исследований (Л.М. Фридман, Г.Т. Зайцев, М.А.Бантова, Т.В.Бельтюкова, С.Е. Царева) была предпринята попытка создать классификацию текстовых задач, т.к., по мнению исследователей, это позволило бы выявить особенности методики обучения решению задач каждого типа. Л.М. Фридманом на основе созданной им общей теории задач была предпринята попытка разработки логико-математической теории сюжетных задач. Безусловно, каждое из этих исследований вносило определенный вклад в разработку и совершенствование той методики обучения младших школьников решению текстовых задач, которая использовалась в практике начального обучения и находила свое выражение в учебниках математики (Л.В. Занкова, А.С. Пчелко) для начальной школы. Анализ состояния проблемы в практике обучения показал, что значительная часть учащихся (свыше 35%) не может самостоятельно справиться с решением типовых текстовых задач (без специальной подготовительной работы), а психологическая и математическая готовность к решению нестандартных задач сформирована только у 3 -5 % учащихся начальных классов. Об этом свидетельствуют результаты ежегодных проверок качества начального обучения математике (В.А. Крутецкий, Я. А. Пономарев, Н.Б. Истомина), при анализе которых постоянно отмечается неумение значительной части учащихся решать текстовые задачи. Данное обстоятельство является веским основанием актуальности поиска принципиально новых методических подходов к обучению младших школьников решению текстовых задач, которые окажутся более эффективными в плане формирования умения решать их. Поиск путей и средств повышения эффективности обучения решению арифметических задач у младших школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении признается использование технологию проблемного обучения математике, в частности проблемные ситуации. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных заданий, создающих проблемные ситуации. Однако создание проблемной ситуации в обучении представляет значительную педагогическую трудность, особенно для учителей начальных классов. Это связано с тем, что до сих пор недостаточно изучены некоторые стороны проблемного обучения в начальной школе, в частности, вопросы проблемного обучения математике. В какой-то мере, именно по этой причине в учебном процессе начальной школы проблемные задания используются реже. В результате теоретического анализа литературы мы пришли к выводу, что актуальность выбранного направления исследования определяется рядом противоречий: - между слабой сформированностью умения решать текстовые арифметические задачи младших школьников и его значением в процессе обучения; - содержание учебного материала не в полной мере обеспечивает реализацию принципа развивающего обучения, а количество проблемных заданий явно недостаточно. Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного использования проблемных ситуации как средства развития у младших школьников умения решать арифметические задачи. Сказанное выше подчеркивает актуальность темы исследования: «Проблемные ситуации как средство развития у младших школьников умения решать арифметические задачи» Объект исследования: процесс развития у младших школьников умения решать арифметические задачи. Предмет исследования: проблемные ситуации как средство развития у младших школьников умения решать арифметические задачи. Цель исследования: изучить педагогические условия использования проблемных ситуации как средство развития у младших школьников умения решать арифметические задачи. Гипотеза исследования: использование проблемных ситуаций в процессе развития у младших школьников умения решать арифметические задачи будет осуществляться успешно при реализации условий: - разработать проблемные теоретические и практические задания; - использовать на занятиях проблемные арифметические задачи: с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения;). В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1) проанализировать литературу по проблеме развития у младших школьников умения решать арифметические задачи; 2) раскрыть суть понятия «проблемное обучение», «проблемные ситуации», выявить возможности использования их в развитии у младших школьников умения решать арифметические задачи; 3) провести педагогический эксперимент с целью проверки педагогических условий использования проблемных ситуации в процессе развития у младших школьников умения решать арифметические задачи. Теоретическо-методологическую основу исследования составляют: теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин , Л.В. Занков, Н.Б. Истомина и др.); теория проблемного обучения (М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, И.Я. Лернер , и др.); методическая основа формирования общих умений решения задач (М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, Н. Б. Истоминой, С. Е. Царевой. Н. Б.). Методы исследования: теоретические: изучение научно-методической литературы, Эмпирические: беседы; анализ письменных работ, наблюдение; констатирующий и формирующий эксперименты; качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента. База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Туранская СОШ», с .Туран, Тункинский район, Республика Бурятия. Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития умения решать арифметические задачи младшими школьниками посредством использования проблемных ситуации на уроках математики 8 1.1 Арифметические задачи и обучения их решению 8 1.2. Использование метода проблемных ситуаций в процессе обучения детей младшего школьного возраста решению арифметических задач 17 Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у младших школьников умения решать арифметические задачи посредством использования проблемных ситуации на уроках математики 27 2.1. Диагностика уровня развития умения решать арифметические задачи младшими школьниками 27 2.2. Использование проблемных ситуации в процесс развития у младших школьников умения решать арифметические задачи 36 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 44 Заключение 50 Список литературы 52
Список литературы

1. Амирджанян, Ю. А. Проблемное обучение: Учеб. пособие / Ю. С. Амирджанян. – Ереван: АПИ, 1984. – 67 с. 2. Артемов, А.К. Теоретико-методические особенности поиска способов решения математических задач [Текст]/ А.К. Артемов// Начальная школа. – 1998. - № 11-12. – С. 48-53 3. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ.// М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - М.: Просвещение, 1976. -335 с. 4. Бахир, В.К. Развивающее обучение / В.К Бахир // Начальная школа – 1999. – № 8. – С. 18–23. 5. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. –Москва : Учпедгиз, 1996. 6. Далингер, В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике [Текст]/ В.А. Далингер. – М.: Просвещение, 1991. – 149с. 7. Дрозд, В.Л. Практикум по методике начального обучения математике [Текст] / Дрозд В.Л., Катасонова Л.П., Савицкая Л.В., Столяр А.А. - Минск: Высш. шк., 1984. - 197 с. 8. Еремеева, О.О. Один из приемов решения задач [Текст] /О.О. Еремеева // Начальная школа. – 1994. - № 4. – С.28-30 9. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. – М.: Академия, 2002. – 288с. 10. Истомина, Н.Б. Обучение младших школьников решению текстовых задач [Текст]: сборник статей/ сост. Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. -272с. 11. Истомина, Н.Б. Первые шаги в формировании умения решать задачи: Новые подходы в обучении [Текст] /Н.Б. Истомина // Начальная школа. – 1998. - № 11-12. – С.42-48 12. Истомина, Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач [Текст] /Н.Б. Истомина // Начальная школа. – 2011. - № 6. – С.30-34 13. Касярум, Е.И. Решение задач различными способами как средство развития учащихся [Текст] /Е.И. Касярум, И.И. Позднякова, И.И. Поздняков // Начальная школа. – 1992. - № 3. – С.30-36 14. Ковалева Г. Я. Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальных классах / Ковалева Г. Я. // Учительский журнал. – 2009. – № 4. – С. 32–37. 15. Кретова Д. А. Исследовательские методы обучения / Кретова Д. А. // Специалист. – 2010. – № 6. – С. 35–37. 16. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников. / Под ред. Н.И.Чуприковой. – Москва : Издат. «Институт практической психологии»; Воронеж: изд. НПО «МОДЕК»; 1998. 17. Кудрявцева, В.Т. Проблемное обучение / В.Т. Кудрявцева. – Москва : Просвещение, 1991. 18. Куликова Л. Г. Организационно-педагогические условия реализации проблемного обучения в процессе изучения педагогической антропологии / Куликова Л. Г. // Наука и школа. – 2009. – № 1. – С. 18–20. 19. Левитас, Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 4 классе / Г.Г. Левитас. – Москва : Илекса , 2002 г. 20. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер, д-р пед. наук. – Москва : Знание, 1974. – 64 с. 21. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. – Москва : Знание, 1974. 22. Матвеева Н.А. Различные арифметические способы решения задач [Текст] / Н.А. Матвеева // Начальная школа. – 2001. - № 3. – С.29-33 23. Матюшкин, А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.Н. Матюшкин. – Москва : Просвещение, 1977. 24. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – Москва : Педагогика, 1975. 25. Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И. Махмутов. – Казань, 1972. 26. Мельникова, Е. Л. Проблемный диалог как технология "открытия" знаний / Мельникова, Е. Л. // Сибирский учитель. – 2010. – № 5. – С. 47–52. 27. Моро М. И., Пышкало А.М. Методика обучения математике 1-3 классах [Текст] - М.: Просвещение, 1978 - 336 с. 28. Овчинникова, М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы) [Текст]: учебно-методическое пособие для студ.– К.: Пед.пресса, 2001 – 128 с. 29. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] - М.: Русский язык, 1990 - 943 с. 30. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. – Москва : Просвещение, 1968. 31. Радулова, Е. Н. Создание проблемной ситуации / Радулова Е. Н // Открытая школа. – 2009. – N 6. – С. 51–52. 32. Рубенштейн, С.А. Основы общей психологии / С.А. Рубенштейн. – Москва: Знание, Просвещение, 1973. 33. Сарбашева, З. М. Проблемное обучение в процессе индивидуализации обучения / Сарбашева З. М. // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 7. – С. 44–47. 34. Смолеусова, Т.В. Этапы, методы и способы решения задачи [Текст] / Т.В. Смолеусова // Начальная школа. – 2003. - № 12. – С.62-67 35. Стойлова, Л.П. Основы начального курса математики [Текст]: учеб. пособие для студ./ Л.П. Стойлова, А.М. Пышкало. – М.: Просвещение, 1988. – 320с. 36. Столяр, А.А. Роль математики в гуманитаризации образования [Текст] / А.А. Столяр // Математика в школе. – 1990. - №6. - с. 5-7 37. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Текст]: с изменениями и дополнениями на 2011г. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. 38. Фридман, Л.М. Как научиться решать задачи [Текст]: кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. / Л.М.Фридман, Е.Н. Турецкий. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с. 39. Фридман, Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач [Текст] /Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, - 1997. - 208 с. 40. Халидов, М.М. Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач [Текст] /М.М. Халидов, В.М. Мукина // Начальная школа. – 2006. - № 9. – С.54-60 41. Царева, С.Е. Непростые простые задачи [Текст] /С.Е. Царева // Начальная школа. – 2005. - № 1. – С.49-57 42. Царева, С.Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий [Текст] / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2004. - № 4. – С.49- 56 43. Царева, С.Е. Обучение решению задач [Текст] /С.Е. Царева // Начальная школа. – 1998. - № 1. – С.102-107 44. Царева, С.Е. Обучение решению задач [Текст] /С.Е. Царева// Начальная школа. – 1997. - № 11. – С.93-98 45. Царева, С.Е. Различные способы решения текстовых задач [Текст] /С.Е. Царева // Начальная школа. – 1991. - № 2. – С.78-84 46. Школа России: Сборник рабочих программ. 1-4 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.В. Аващенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 528с. – (Школа России) 47. Щербаков А. На занятии - проблемные ситуации / Щербаков А. // Учитель. – 2010. – № 6. – С. 82-83. 48. Ягодко, Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе / Ягодко, Л. И // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1. – С. 36–38.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития умения решать арифметические задачи младшими школьниками посредством использования проблемных ситуации на уроках математики 1.1 Арифметические задачи и обучения их решению Термин «задача» используется в жизни и в науке очень широко. Этим термином обозначаются очень многие и различные понятия. Анализ информационных источников показал, что до настоящего времени нет общего определения понятия «задача». Для текстовой задачи различные авторы предлагают следующие определения: Задача - это то, что требует разрешения, исполнения (Ожегов С.И.).[14, с. 203] Задача – сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий (Моро М.И., Пышкало А.М.) [12, с. 111] Любая задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в ней (Фридман Л.М., Турецкий Е.Н.) [19]. Арифметическая задача - требование найти числовое значение некоторой величины, если даны числовые значения других величин и существует зависимость, связывающая эти величины, как между собой, так и с искомой (Богданович М.В.) [13]. В окружающей нас жизни возникает множество таких ситуаций, которые связаны с числами и требуют выполнения арифметических действий над ними, – это задачи (Бантова М.А.) [2; с. 178].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 175 страниц
4375 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg