Глава 1
Теоретические основы создания психолого-педагогических условий
профилактики девиантного поведения подростков
1.1 Сущность понятия
«девиантное поведение подростков»
На начальном этапе проводимого нами исследования необходимо определиться с используемыми в работе понятиями и категориями, а также направлениями нашего исследования.
Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2011 год, количество молодых людей (лиц в возрасте до 25 лет) в мире составляет почти 3 миллиарда человек. В настоящий момент молодые люди составляют почти 40 процентов населения мира; 80 процентов мо-лодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них более полу-миллиарда вынуждены существовать на средства, не превышающие 1,5 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 3 долларами США в день. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение мо-лодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня свыше 100 миллионов детей не посещают школу – цифра, вполне сопоставимая со 100-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира. Генеральный секретарь ООН при-звал международное сообщество признать взаимозависимость поколе-ний и решать проблемы разных возрастов сообща [42].
Подростки наиболее обширная совокупность групповых общно-стей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ни-ми учебной деятельностью. Или это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социаль-ного положения подростков, их места и функций в социальной структу-ре общества, специфических интересов и ценностей. По поводу возраст-ных границ подростков существует общее мнение педагогического со-общества. Поскольку имеются единые критерии возрастной периодиза-ции в определении границ подростков учитывается специфика техноло-гических подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучаю-щих их деятельность, в том числе и в педагогике, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями общей педагогики, исто-рии педагогики и образования.
В нашем исследовании подростки рассматриваются как специфи-ческое социально-демографическое образование обучающихся людей в возрасте 15-17 лет, с присущими ей психолого-физиологическими осо-бенностями, связанными с подготовкой и включением в общественную жизнь, а также характеризующаяся своей субкультурой, внутренней дифференциацией соответствующей социальному делению нашего обще-ства [29].
Изучая классификацию поведенческих девиаций подростков автор наглядно убедился в многообразии их проявлений. Принципиально важно то, что различные формы отклоняющегося поведения имеют об-щие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе девиаций. Одним из таких существенных признаков была названа де-структивность – разрушительность. Действительно, девиантное поведе-ние в целом приводит к разрушению чего-либо (здоровья, отношений, личности, общественного порядка) и даже – к прерыванию самой жизни [23].
Поэтому термин «девиантное поведение» в нашем исследовании является ключевым.
В большом психологическом словаре девиантное поведение (англ. deviation – отклонение) рассматривается как действия, не соответствую-щие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приво-дящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Синонимами термина «девиантное поведение» являются – «отклоняющееся поведение», «девиация» «аддиктивное поведение» [6].
Конкретизируя определение «девиантного поведения» известный отечественный девиантолог Е.В. Змановская рассматривает его как по-ведение, которое не соответствует общепринятым или официально уста-новленным социальным нормам. Следовательно, это действия, которые не соответствуют существующим законам, правилам, традициям и соци-альным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, от-клоняющееся от норм, автор считает, что социальные нормы – это ди-намичный процесс. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся по-ведению исторически приходящий характер. В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к ку-рению. Следовательно, девиантное поведение – это нарушение не лю-бых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время со-циальных норм [23].
Для того чтобы поведение подростков можно было квалифициро-вать как девиантное, оно должно согласовываться с общей направленно-стью личности. При этом поведение подростков не должно быть след-ствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках пост-травматического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых меся-цев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни) [23].
Поэтому понятие «девиантное поведение подростков» является общим термином, который характеризует любую форму отклоняющего-ся поведения отдельного индивида или социальной группы.
В данном исследовании автор предполагает изучить формы про-явления девиантного поведения у подростков, как курение, алкоголизм и наркомания, то есть аддиктивным (зависимым) поведением.
Во все времена истории человечества зависимое поведение счита-лось пагубным, приводящим к разрушению личности человека. Зависи-мое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негатив-ные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружа-ющими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распро-страненный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью [23] (от английского addiction – склонность, пагубная привычка; лат. ad-dictus – рабски преданный) – особый тип форм деструктивного поведе-ния, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посред-ством специального изменения своего психического состояния. Синоним «аддикция»[6].
Змановская Е.В. выделяет такие объекты зависимостей, как: психо-активные вещества (легальные и нелегальные наркотики); алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); пища; иг-ры; секс; религия и религиозные культы.
В соответствии с перечисленными объектами мы выделим следую-щие формы зависимого поведения у подростков, требующие незамедли-тельной педагогической профилактики в современных общеобразова-тельных школах. Это так называемые химические зависимости: курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкоголь-ная зависимость.
Особенностью девиантного поведения подростков, проявляющееся в различных формах является не только фактором, который наносит ре-альный ущерб самой личности или окружающим его людям, но и воз-действие это проявляется в долгосрочной временной перспективе.
Девиантное поведение подростков рамки приводит к дестабилиза-ции существующего порядка, причинению морального ущерба, физиче-скому насилию и боли, ухудшению здоровья. В крайних своих проявле-ниях девиантное поведение подростков представляет непосредственную угрозу для их собственной жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим юношей или девушкой и окружающими их близкими людьми. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение подростков является разрушительным: в зависимости от формы – деструктивным или аутодеструктивным.
На наш взгляд, не удовлетворяют данному признаку и не являются отклоняющимся поведением такие близкие социальные явления в среде подростков, как радикализм, креативность и маргинальность. Несмотря на то, что они также расходятся с общепринятыми нормами, вызывая раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны. Так, радикально настроен-ные подростки нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрессивные изменения в нем. Отличаясь нестандартно-стью, выступают исследователями и первооткрывателями в движении общественного транспорта, волонтерском движении, в физике, химии и т.д. Маргиналы противопоставляют себя большинству, расширяя гра-ницы социальных норм. Перечисленные феномены могут сочетаться. Например, поведение подростков нередко отражает все три тенденции. Подросток, экспериментирующий с пирсингом, татуировкой или даже шрамированием, не может быть однозначно отнесен к группе девиантов. Но тот же молодой гражданин, употребляющий героин, демонстрирует явно отклоняющееся поведение с высоким риском для жизни. Значит, отклоняющееся поведение деструктивно по своей сути [23].
Из определения «девиантного поведения подростков» следует, что такое поведение выражается в нарушении моральных и правовых нор-мах, следовательно, помимо термина «девиантное поведение», еще од-ним ключевым понятием в нашей работе является «норма».
В целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» – правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техни-ческими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специ-фической особенностью социальных норм является то, что они регули-руют сферу взаимодействия людей. Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуля-ции деятельности и отношений [28].
Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение – это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специ-ального рассмотрения. Одним из основных условий существования лю-бой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равновесия [23].
Согласно мнению Колесниковой Г.И., социальная норма – это яв-ление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведе-нию с учетом их социальной ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют [31].
Выделяют следующие виды социальных норм: правовые, нрав-ственные, этические.
Правовые нормы предполагают наказание за их нарушение. Оформлены в виде юридических документов, разделяющих виды нару-шений на гражданско- и уголовно наказуемые деяния.
Нравственные и этические нормы отражены на языковом уровне и обусловлены социальными и культурными особенностями [31].
Существует мнение, что девиантное поведение подростков – это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической пато-логии. И основным принципом их диагностики следует признать, с од-ной стороны, отсутствие качеств поведенческой нормы, а с другой – от-сутствие психопатологических свойств. Однако диагностика девиантного поведения подростков имеет определенные трудности, что обусловлено социокультурными особенностям трактовки девиантного поведения, а игнорирование любой психодиагностической составляющей неизбежно приводит к искажению и субъективизму [31].
П.Б. Ганнушкин подразумевает в поведенческой патологии следу-ющие признаки: склонность к дезадаптации; тотальность; стабильность.
Наличие в поведении подростков неадаптивных паттернов поведе-ния предполагает склонность к дезадаптации. Разделяют склонность к дезадаптации, ориентированную «вовне» и проявляющуюся в межлич-ностном взаимодействии, и дезадаптацию, ориентированную «на себя». Проблемы в межличностном взаимодействии выражаются в неудовле-творительности, обидчивости, конфликтности, соцально-психологической изоляции. Ориентированность дезадаптации «на себя» определяется наличием у подростка низкой самооценки, неприятием се-бя и неудовлетворенности собой [31].
Для нашего исследования актуальным является понятие «тоталь-ность», которое предполагает проявление дезадаптивного поведения подростка в большинстве или во всех сферах его деятельности [31].
Стабильность, это дезадаптивное поведение подростка, которое проявляется не только сиюминутно, а пролонгировано во времени [31].
С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим пока-зателем нормальности поведения подростков является уровень социаль-ной адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особен-ностями подростка и правилами, требованиями окружающей его соци-альной среды. Следовательно, одинаково проблемными являются как выраженное игнорирование социальных требований, так и нивелирова-ние индивидуальности, например, в форме конформизма – полного под-чинения интересов личности давлению среды. Соответственно, дезадап-тация – это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях [23].
Е.В. Змановская выделяет социальные и индивидуальные проявле-ния дезадаптации.
Социальными проявлениями дезадаптации являются:
? сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом;
? хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важ-ных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здоро-вье);
? конфликты с законом;
? изоляция.
В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рас-сматриваться:
? негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция);
? завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм;
? хронический эмоциональный дискомфорт;
? неэффективность саморегуляции;
? конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений;
? когнитивные искажения реальности.
Подросток может переживать различные чувства – от легкой тре-воги и неуверенности в себе до невыносимых аффектов беспомощности, страха, отчаяния. При этом возможны расхождения между реальным социальным статусом личности и его индивидуальным осознанием [23].
Индивидуально-психологический критерий отражает все возрас-тающую ценность каждой личности несовершеннолетнего, ее индивиду-альности. В соответствии с данным критерием современные требования к подростку не ограничиваются его способностью выполнять социаль-ные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности. В связи с этим основополагающими качествами личности подросткамв нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по от-ношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведе-ние. Самоопределение в социальном пространстве и самореализация личностного потенциала в нем признаются ведущими задачами индиви-дуального развития [23].
По мнению Г.И. Колесниковой, в основе квалификации поведения подростка как адаптивного, независимо от национальности, вероиспове-дания и места проживания лежат понятия «психологическая культура», «психическое здоровье», «психологическое здоровье».
Для того, чтобы поддерживать психическое здоровье подростков на должном уровне, учителям старших классов и самим подросткам необходимо обладать психологической культурой. Понятие «психоло-гическая культура» включает в себя: «... заботу о своём психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и по-могать близким людям» [1]. Основу психологической культуры состав-ляют: самопознание и самооценка; стремление к познанию других людей умение управлять своим поведением, эмоциями в процессе общения. Все три компонента присутствуют в структуре здоровой личности, то есть личности, обладающей психологическим и психическим здоровьем [31].
Согласно Всемирной организации здравоохранения, нет ни одного «официального» определения термина психического здоровья. Различия в культуре, субъективные оценки и профессиональные конкурирующие теории – всё влияет на определение понятия «психическое здоровье».
Психическое здоровье – совокупность установок, качеств и функ-циональных способностей, которые позволяют индивиду адаптировать-ся к среде. Это наиболее распространенное определение, хотя вырабо-тать универсальное, приемлемое для всех определение психического здоровья вряд ли возможно, так как практически нельзя свести воедино все взгляды на этот вопрос, сложившиеся в разных человеческих сооб-ществах и культурах. Подросток, значительно отклоняющийся от стан-дартов своего сообщества, рискует быть признанным психически боль-ным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. При-мером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго – изменение отношения к гомо-сексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, за-тем как психическая болезнь, а сейчас – как вариант сексуальной адап-тации.
Независимо от социального или этнического происхождения, ин-дивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, дол-жен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирова-ние в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен набор задач, с которыми человек должен справиться, и набор черт, которые он должен приобрести, что-бы лучше подготовиться к следующей стадии. Следовательно, суждение о психическом здоровье подростка должно соотноситься со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окруже-нием. Последние годы в общеобразовательной школе обычно это труд-ный период. Он сопровождается резким скачком в физическом (пре-имущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок. Следует отметить, что психическое здоровье подростка не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. По-скольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Итак, нали-чие этих проблем – еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетель-ствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.
Условием психического здоровья является психологическое здо-ровье, проявляющееся в благополучии, ощущаемом человеком на всех уровнях (физическом, психическом, духовном, социальном) [31].
А психологическое здоровье – это динамическая совокупность психических свойств индивида, обеспечивающих гармонию между по-требностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориента-ции личности на выполнение своей жизненной задачи [17].
Психологическое здоровье подростков, в свою очередь, это опре-деленный уровень развития и совершенства форм и способов их взаи-модействия с внешней средой; определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаи-модействие; это процесс и результат развития субъекта в его субъектив-ной реальности в пределах одной индивидуальной жизни.
1.2 Теоретические подходы к анализу детерминант
девиантного поведения подростков
Проблема отклоняющегося поведения подростков вызывает боль-шой интерес исследователей в различных областях научного знания. Как замечает Я. И. Гилинский: «Уже написаны тысячи томов, посвящен-ных проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое» [13].
Современные знания о девиантном поведении подростка позволя-ют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой со-циального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения лич-ности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному во-просу накоплены в различных научных дисциплинах: медицине, биоло-гии, психологии, социологии, праве. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиации. В социологии, например, это девиантология, предметом исследования ко-торой являются социальные отклонения [23].
Обзор различных теорий, на наш взгляд, дает возможность полу-чить относительно целостную картину изучаемого нами явления. Таким образом, в данном параграфе автор рассмотрел современные научные взгляды на детерминанты девиантного поведения подростков.
В современной науке сложилось мнение, что социальные нормы, в отличие от естественных норм, физических и биологических процессов, складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей, объективных закономерностей функцио-нирования общества. Вследствие этого они могут либо соответствовать законам общественного развития, либо отражать их недостаточно адек-ватно, а то и вступать с ними в противоречие, будучи продуктом де-формированного (ограниченного, религиозного, националистического, мифологизированного, субъективного) отражения объективных законо-мерностей. В последнем случае норма перестает выполнять свои функ-ции, становясь аномальной, ее же место занимают бывшие отклонения от нее [18]. Принимая вышесказанное можно отметить, что отклоняющееся поведение может нести как конструктивный потенциал, способствуя об-щественному прогрессу, так и деструктивный потенциал, препятствуя ему. Границы между конструктивным и деструктивным отклоняющимся поведением гибки и подвижны [18].
К сожалению, педагогические исследования девиантного поведения подростков, не дают отчетливой картины анализа детерминант, приво-дящих юношей и девушек к девиациям.
Анализ показывает, что подросток, является самостоятельной лич-ностью, которая имеет социокультурологическую обусловленность, что часто приводит к конфликтам «отцов и детей», что, впоследствии может вылиться, в их девиантное поведение.
Взаимоотношения в семье между родителями и детьми влияют на взаимоотношения подростка со сверстниками, выражаясь в переносе структуры взаимоотношений в семье на взаимоотношения с социумом [31].
Поэтому одной из потребностей подростков становится желание освободиться от контроля и опеки взрослых. В этот период подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление к индивидуализации на внешнем уровне проявляется в виде отчуждения от значимых близких, предстающее в «одежде» негативизма [31], и до-статочно часто проявляющееся в протестном поведении.
В процессе социализации подростков семья по-прежнему играет предопределяющую роль, трансформируясь, однако, из явного лидера, место которого теперь занимают взаимоотношения со сверстниками, в значимый, но не определяющий образ. Значительное влияние при этом как на личность подростка, так и на его место в социуме, оказывает су-ществующий стиль взаимоотношений внутри данной социальной ниши, частично обусловленной социальным положением. Важное место зани-мают: во-первых, эмоциональный тон семейных взаимоотношений; во-вторых, преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Кроме то-го, возможно прогнозировать на основании существующего внутрисе-мейного стиля воспитания стиль межличностных отношений подростка внутри референтной группы сверстников: авторитарный стиль семейно-го воспитания будет способствовать формированию у подростка либо полного подчинения, либо автократичности; гиперопека – агрессивно-сти, авторитарности, реже – покорно-застенчивости или сотрудничества; демократический стиль воспитания – альтруизма и независимо-доминирующей позиции. Статус, который имеет подросток в референт-ной группе сверстников, коррелируется с типом межличностных отно-шений внутри семьи: лидирующее место в группе занимают подростки с независимо-доминирующим типом межличностных взаимоотношений; в референтной группе – сотрудничающий, покорно-застенчивый, альтру-истический; в предпочитаемой группе – альтруистический, агрессивный, авторитарный и независимо-доминирующий. В группе «изгоев» нахо-дится большая часть тех подростков, у которых в семьях преобладает авторитарный тип взаимоотношений.
Специфика системы межличностных взаимоотношений в среде подростков, а также статусное распределение ролей внутри учебной группы определяются стилем семейного воспитания. Кроме того, демо-кратический стиль семейного воспитания мы определяем как наиболее предпочтительный в том случае, если он основан на взаимоуважении и доверии и способствует развитию коммуникативных навыков, адаптации личности в обществе.
Кроме деформированных семейных отношений, к факторам, вли-яющим на формирование девиантного поведения подростков:
? индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза (в том числе темпы созревания/старения);
? гендерные (половые) различия;
? возрастные особенности;
? физическую конституцию;
? здоровье и выносливость;
? состояние и типологические свойства нервной системы.