Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков

kisssaaa0721 3275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 131 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
В современной быстроразвивающейся России наряду с ее многочисленными социально-педагогическими проблемами и путями их решения остро назрел вопрос профилактики девиантного поведения подростков. В эпоху кардинальной перестройки социума, переосмысления и смены полюсов общественных ценностей самой беззащитной и подверженной негативным влияниям перемен частью общества стали подростки. В силу слабого социального иммунитета подростки трудно приобщаются к идеалам общества и легко к плохим привычкам и уже в будущей своей жизни принимают их за «норму». По данным научных исследований, употребление спиртных напитков и наркотиков оказывает в буквальном смысле разрушающее воздействие на психику подростка, при этом не только задерживается развитие высших форм мышления подростков, выработка этических и нравственных категорий, эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности профессиональной направленности. Под воздействием психоактивных веществ подросток становится более восприимчивым к воздействию негативного поведения окружающих. Не имея действенных и реальных государственных механизмов снижения уровня зависимого поведения своих граждан, растет и ширится «группа риска» общества, развивающиеся наркотические пристрастия подростков позволяют вовлекать их в преступную деятельность. Социально-педагогические факторы возникновения девиантного поведения среди подростков лежат в плоскости семейного, школьного и общественного воспитания. Семья, в которой воспитывается подросток, закладывает первый «кирпичик» нравственного воспитания, поэтому дисгармония внутрисемейных отношений, проявляющихся в жестоком обращении с ним, безответственном отношении к его судьбе, существующей в воспитании двойной морали, а также употреблении родителями спиртосодержащих, наркотических веществ и, как следствие этого, аморальное поведение и низкий жизненный уровень семьи, толкает его на первый шаг по «пути» девиантного поведения. Даже если подросток хочет соответствовать требованиям общества, но в силу сложившихся педагогических условий, неумения правильно определить свои социальные роли, а также незнания способов социальной адаптации, деструктивной линии жизни, он не может этого сделать. Наличие девиантной референтной группы облегчает со-вершение противоправных и аморальных действий, обеспечивает психологический комфорт от участия в подобных действиях, уменьшает эффективность способов социального контроля. В настоящее время исследования профилактики девиантного поведения подростков носят бессистемный, эпизодический, в большинстве случаев сравнительно-описательный характер. Динамика современных социальных процессов, обострение общественных отношений, криминализация, материальная необеспеченность большей части населения страны, разделение её на богатые и бедные страты отрицательно влияют на самую уязвимую часть – подростков. Процессы в системе школьного образования, разворачивающиеся в наше время, имеют целью подготовить подростков к решению задач обеспечения комфортного, цивилизованного участия в жизни постоянного меняющегося социума. Но отсутствие реальных программ, подготовленных учителей в вопросах по профилактике девиантного поведения и слабо развитая сеть методического обеспечения этого процесса приводит этот процесс к деградации. Следовательно, актуальность поиска психолого-педагогических условий профилактики девиантного поведения подростков обуславливает процесс культурного и нравственного развития личности подростка. В силу этого возникает необходимость научного осмысления влияния психолого-педагогических условий функционирования учебной и внеучебной деятельности на профилактику девиантного поведения подростков. Проблемам, связанным с девиантным поведением, посвящено большое количество научных трудов. Работы Э.Е. Бехтеля, М.А. Галагузовой, Е.А. Кошкиной, О.П. Стрелец, Н.Ю. Максимовой, H.H. Иванца и др. содержат педагогические и социальные аспекты профилактики девиантного поведения среди подростков. В исследованиях этих авторов выявлено, что главными факторами возникновения у подростков потребности в девиациях являются возрастные особенности, неблагоприятное социальное окружение, отклонение в функционировании высшей нервной деятельности. В работах В.Е. Пелипаса, А.Е Личко, В.Д. Москаленко, Б.М. Левина, В.Д. Рожнова, Э.Г. Эйдемиллера и других известных ученых подробно рассмотрены педагогические и психологические аспекты ранней аддикции подростков. Ученые выявили механизмы совершения девиантных поступков. Профилактике девиантного поведения подростков посвящены работы Е.В. Змановской, Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, А.И. Долгова, Б.М.Левина, А.Г. Золотникова, В.Н. Кудрявцева, И.Е. Булыгиной, Л.Д.Мирошниченко, И.Н. Пятницкой и др. B.C. Афанасьев, И.П. Башкатов, С.И. Беличева, Я.И. Гилинский, A.C.Макаренко, В. Ф. Пирожков, В. П. Ревин, В. Г. Степанов, Л.К. Фортова, О.М. Овчинников, C.B. Курбанова, В.В. Крошкина, М.Л. Есаян, О.Н.Мазина изучали общие проблемы профилактики девиантного поведения подростков, И.И. Карпец, Л.И. Спиридонов интерпретировали преступность как социальное явление; П.П. Лебедев, В.А. Номоконов, Д.А.Шёстаков сформулировали идею о том, что социальные противоречия любого общества составляют сущность преступности. Проблемой профилактики преступлений занимались М.М. Бабаев, Ю.Д. Блувштейн, Л.A.Волошина, А.И. Долгова, В.К. Звирбуль, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковский, Д.В. Ривман, В.В. Романов, В.П.Сальников, А.Б. Сахаров, C.Л. Сибиряков, B.C. Устинов, Д.А. Шестаков. Педагогический аспект профилактики девиантного поведения подростков изучали Ю.П. Лисицын, Г.М. Миньковский, В.И. Омигов, Э.Ф. Побегайло, Ф.А. Петрова, В.П. Ревен, Ю.М. Ткачевский. Однако проведенный анализ показывает, что в указанных научных трудах специально не рассматривались психолого-педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков. Научная проблема вытекает из противоречия между требованиями российского общества к профилактике девиантного поведения подростков и недостаточным теоретическим и педагогическим обеспечением учебного процесса в общеобразовательной школе.
Введение

В современной быстроразвивающейся России наряду с ее много-численными социально-педагогическими проблемами и путями их ре-шения остро назрел вопрос профилактики девиантного поведения под-ростков. В эпоху кардинальной перестройки социума, переосмысления и смены полюсов общественных ценностей самой беззащитной и подвер-женной негативным влияниям перемен частью общества стали подрост-ки. В силу слабого социального иммунитета подростки трудно приоб-щаются к идеалам общества и легко к плохим привычкам и уже в буду-щей своей жизни принимают их за «норму». По данным научных иссле-дований, употребление спиртных напитков и наркотиков оказывает в буквальном смысле разрушающее воздействие на психику подростка, при этом не только задерживается развитие высших форм мышления подростков, выработка этических и нравственных категорий, эстетиче-ских понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности профес-сиональной направленности. Под воздействием психоактивных веществ подросток становится более восприимчивым к воздействию негативного поведения окружающих. Не имея действенных и реальных государ-ственных механизмов снижения уровня зависимого поведения своих граждан, растет и ширится «группа риска» общества, развивающиеся наркотические пристрастия подростков позволяют вовлекать их в пре-ступную деятельность. Социально-педагогические факторы возникнове-ния девиантного поведения среди подростков лежат в плоскости семей-ного, школьного и общественного воспитания. Семья, в которой воспи-тывается подросток, закладывает первый «кирпичик» нравственного воспитания, поэтому дисгармония внутрисемейных отношений, прояв-ляющихся в жестоком обращении с ним, безответственном отношении к его судьбе, существующей в воспитании двойной морали, а также упо-треблении родителями спиртосодержащих, наркотических веществ и, как следствие этого, аморальное поведение и низкий жизненный уровень семьи, толкает его на первый шаг по «пути» девиантного поведения. Даже если подросток хочет соответствовать требованиям общества, но в силу сложившихся педагогических условий, неумения правильно опре-делить свои социальные роли, а также незнания способов социальной адаптации, деструктивной линии жизни, он не может этого сделать. Наличие девиантной референтной группы облегчает со¬вершение проти-воправных и аморальных действий, обеспечивает психологический ком-форт от участия в подобных действиях, уменьшает эффективность спо-собов социального контроля. В настоящее время исследования профилактики девиантного пове-дения подростков носят бессистемный, эпизодический, в большинстве случаев сравнительно-описательный характер. Динамика современных социальных процессов, обострение обще-ственных отношений, криминализация, материальная необеспеченность большей части населения страны, разделение её на богатые и бедные страты отрицательно влияют на самую уязвимую часть – подростков. Процессы в системе школьного образования, разворачивающиеся в наше время, имеют целью подготовить подростков к решению задач обеспечения комфортного, цивилизованного участия в жизни постоян-ного меняющегося социума. Но отсутствие реальных программ, подго-товленных учителей в вопросах по профилактике девиантного поведения и слабо развитая сеть методического обеспечения этого процесса приво-дит этот процесс к деградации. Следовательно, актуальность поиска психолого-педагогических условий профилактики девиантного поведения подростков обуславлива-ет процесс культурного и нравственного развития личности подростка. В силу этого возникает необходимость научного осмысления вли-яния психолого-педагогических условий функционирования учебной и внеучебной деятельности на профилактику девиантного поведения под-ростков. Проблемам, связанным с девиантным поведением, посвящено большое количество научных трудов. Работы Э.Е. Бехтеля, М.А. Гала-гузовой, Е.А. Кошкиной, О.П. Стрелец, Н.Ю. Максимовой, H.H. Иванца и др. содержат педагогические и социальные аспекты профилактики де-виантного поведения среди подростков. В исследованиях этих авторов выявлено, что главными факторами возникновения у подростков по-требности в девиациях являются возрастные особенности, неблагопри-ятное социальное окружение, отклонение в функционировании высшей нервной деятельности. В работах В.Е. Пелипаса, А.Е Личко, В.Д. Москаленко, Б.М. Левина, В.Д. Рожнова, Э.Г. Эйдемиллера и других известных ученых подробно рассмотрены педагогические и психологические аспекты ран-ней аддикции подростков. Ученые выявили механизмы совершения де-виантных поступков. Профилактике девиантного поведения подростков посвящены ра-боты Е.В. Змановской, Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, А.И. Долгова, Б.М.Левина, А.Г. Золотникова, В.Н. Кудрявцева, И.Е. Булыгиной, Л.Д.Мирошниченко, И.Н. Пятницкой и др. B.C. Афанасьев, И.П. Башкатов, С.И. Беличева, Я.И. Гилинский, A.C.Макаренко, В. Ф. Пирожков, В. П. Ревин, В. Г. Степанов, Л.К. Фор-това, О.М. Овчинников, C.B. Курбанова, В.В. Крошкина, М.Л. Есаян, О.Н.Мазина изучали общие проблемы профилактики девиантного пове-дения подростков, И.И. Карпец, Л.И. Спиридонов интерпретировали преступность как социальное явление; П.П. Лебедев, В.А. Номоконов, Д.А.Шёстаков сформулировали идею о том, что социальные противоре-чия любого общества составляют сущность преступности. Проблемой профилактики преступлений занимались М.М. Бабаев, Ю.Д. Блувштейн, Л.A.Волошина, А.И. Долгова, В.К. Звирбуль, И.И. Карпец, В.Н. Куд-рявцев, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковский, Д.В. Ривман, В.В. Романов, В.П.Сальников, А.Б. Сахаров, C.Л. Сибиряков, B.C. Устинов, Д.А. Ше-стаков. Педагогический аспект профилактики девиантного поведения под-ростков изучали Ю.П. Лисицын, Г.М. Миньковский, В.И. Омигов, Э.Ф. Побегайло, Ф.А. Петрова, В.П. Ревен, Ю.М. Ткачевский. Однако проведенный анализ показывает, что в указанных научных трудах специально не рассматривались психолого-педагогические усло-вия профилактики девиантного поведения подростков. Научная пробле-ма вытекает из противоречия между требованиями российского обще-ства к профилактике девиантного поведения подростков и недостаточ-ным теоретическим и педагогическим обеспечением учебного процесса в общеобразовательной школе.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Теоретические основы создания психолого-педагогических условий профилактики девиантного пове-дения подростков ……………………………………………………… 11 1.1 Сущность понятия «девиантное поведение подрост-ков» ……………………………………………………………… 11 1.2 Теоретические подходы к анализу детерминант де-виантного поведения подростков …………………………… 21 1.3 Теоретическая модель педагогической профилакти-ки девиантного поведения подростков ……………………….. 32 Глава 2 Совершенствование процесса психолого-педагогических условий профилактики девиантного пове-дения подростков ……………………………………………………… 50 2.1 Диагностика определения склонности к девиантному поведению подростков депривационного генеза ………… 50 2.2 Педагогическая программа профилактики девиант-ного поведения подростков ……………………………………... 63 2.3 Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по профилактике девиантного поведения под-ростков ………………………………………………………… 92 Заключение …………………………………………………………. 102 Список использованных источников …………………………… 106 Приложение …………………………………………………………. 113
Список литературы

1. Алешина, Е.Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Е.Ю. Алешина. – М.: Академия, 2013. – 208 с. 2. Баринова, А.Н. Педагогически аспекты профилактики вредных привычек у юношей / А.Н. Баринова. – СПб.: Питер, 2014. – 226 с. 3. Бредихина, М.В. Педагогическая профилактика игровых зави-симостей у подростков в общеобразовательном учреждении / М.В. Бре-дихина. – М.: Флинта, 2015. – 251 с. 4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человече-ских взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология че-ловеческой судьбы / Э. Берн. – М.: Владос, 2010. – 265 с. 5. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с. 6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Академия, 2012. – 672 с. 7. Вассерман, Х.И. О системном подходе к оценке психической адаптации / Х.И. Вассермен, М.А. Беребин, Н.И. Косенков // Обзор пси-хиатрической и медицинской психологии. – 2008. – № 3. – С. 16-25. 8. Воецкая, Т.В. Антиобщественные явления: социальная природа и пути преодоления / Т.В. Воецкая. – Киев: Наукова дымка, 2009. – 204 с. 9. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии: собр. соч. в 6-ти т. – Т. 2. – М.: Педагогика, 2007. – 327 с. 10. Галагузов, А.Н. Социально-педагогическая профилактика ал-коголизма несовершеннолетних / А.Н. Галагузов. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 121с. 11. Гербут, К.А. Научные проблемы гуманитарных исследований: научно-теоретический журнал / К.А. Гербут. – СПб.: Речь, 2010. – 116 с. 12. Гарифуллин, P.P. Скрытая профилактика наркомании / P.P. Гарифуллин. –М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. 13. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения / Я.И. Ги-линский, В.С. Афанасьев. – СПб.: Питер, 2013. – 167 с. 14. Горбатенко, Л.С. Программа мероприятий по первичной про-филактике наркомании / Л.С. Гроботенко, Н. Мак-Кинстри, Н.В. Дроно-ва // Профилактика негативных явлений в молодежной среде. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – С. 15-181. 15. Данилова, Т.А. Формирование копинг-поведения у учителей средних школ и его роль в профилактике психогенных расстройств у школьников / Т.А. Данилова. – СПб.: Питер, 2011. – 211с. 16. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюрк-гейм. – М.: Академия, 2014. – 399 с. 17. Дюркгейм, Э. Социология / Э. Дюркгейм. – М.: Академия, 2015. – 352 с. 18. Ермолаев, Б.А. Отклоняющееся поведение человека: Краткий словарь-справочник / Б.А. Ермолаев. – М.: Флинта, 2011. – 164 с. 19. Журавлева, Л.A. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л.А. Журавлева //Социологические исследования. – 2010. – № 6. – С. 17-20. 20. Зайцев, В.В. Патологическая склонность к азартным играм – новая проблема психотерапии / В.В. Зайцев // Соц. и клин. психиатрия. –2012. – Т. 10, №3. – С. 52-59. 21. Завражин, С.А. Феноменология девиантного поведения / С.А.Завражин. – СПб.: Речь, 2009. – 480 с. 22. Захаров, A.B. Генезис самооценки / А.В. Захаров. – М.: Педа-гогика, 2008. – 144 с. 23. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2013. – 288 с. 24. Иванец, H.H. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения / Н.Н. Иванец // Вопросы наркологии.– 2007.– № 4. – С. 4-11. 25. Иванов, Н.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: методика исследования / Н.Я. Иванов, А.Е. Личко; под ред. A.M. Шерешевского. – СПб.: Питер, 2013. – 192 с. 26. Идрисова, Н.Г. Зависимое поведение: механизмы формирова-ния и методы коррекции / Н.Г. Идрисова. – М.: Эльф-3, 2015. – 173 с. 27. Кабанов, М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия / М.М. Кабанов. – СПб.: Питер, 2008. – 375 с. 28. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. по-собие / Ю.А. Клейберг. –М.: Владос, 2011. – 160 с. 29. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение. Профилактика, кор-рекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – М.: Владос, 2010. – 288 с. 30. Колесов, Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма / Д.В.Колесов. – М.: ТЦ Сфера, 2011.– 376 с. 31. Колесникова, Г.И. Девиантное поведение: учеб. пособие / Г.И.Колесникова, Е.А. Байер, М.В. Харагезян. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 218 с. 32. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Педа-гогика, 2008. – 207 с. 33. Кулюткин, Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю.Н. Кулюткин // Вопросы психологии. – 2006. – №2. 34. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие / М.М. Левина. – М.: Академия, 2011. – 346с. 35. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками / А.Г.Лидерс. – М.: Владос, 2012. – 239 с. 36. Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте : учеб.-метод. пособие / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. – Новосибирск: НМИ, 2-13. – 156 с. 37. Личко, А.Е. Подростковая наркомания / А.Е. Личко, Б.С. Би-тенский. – М.: Педагогика, 2009. – 304с. 38. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. – М.: Новая школа, 2014. – 272с. 39. Макеева, А.Г. Долго ли до беды? Педагогическая профилакти-ка детского наркотизма / А.Г. Макеева, И.А. Лысенко. – М.: Линка-Пресс, 2010. – 156 с. 40. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения / М.И.Махмутов. – М.: Педагогика, 2007.– 290с. 41. Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами / под общ. ред. С.А. Сенникова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 193 с. 42. Международный день молодежи – 12.08.2013: «Превратить обязательства в реальные дела». – ООН. 43. Мунтян, П. Вид компьютерной аддикции: зависимость от ком-пьютерных игр: хрестоматия / П. Мунтян; сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2015. – 592с. 44. Нельсон Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р.Нельсон Джоунс. – СПб., 2010. – 464с. 45. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекцион-ные игры: практ. Пособие / М.А. Панфилова. – М.: ГНОМ и Д, 2011. – 160с. 46. Палей, И.М. Проблемы личности в курсе психологии / И.М. Палей, Л.К. Гербачевский. – М.: Академия, 2013. –186с. 47. Педагогические технологии: учеб. пособие / под общей ред. B.C.Кукушкина. – Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2012. – 277 с. 48. Подросток на перекрестке эпох / под ред. C.B. Кривцовой. – М.: Флинта, 2009. – 301с. 49. Попов, Ю.В. Концепция саморазрушающего поведения как проявление дисфункционального состояния личности / Ю.В. Попов // Вопросы психологии. – 2007. – № 1.– С. 6-13. 50. Прихожан, A.M. Психология неудачника / А.М. Прихожан. – М.: Флинта, 2012. – 118 с. 51. Психология. Словарь / под ред. A.B. Петровского, М.Г. Яро-шевского.– М.: Академия,2009. –180 с. 52. Психология влияния: хрестоматия / сост. A.B. Морозов. – СПб.: Питер, 2014. – 226с. 53. Равич-Щербо, И.В. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо. – М.: Владос, 2012. – 447с. 54. Реан, A.A. Психология и психодиагностика личности: теория, методы исследования, практикум / A.A. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2016. – 255 с. 55. Рубинштейн, C.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубин-штейн. – М.: Педагогика, 2007. – 310с. 56. Семенов, Д.В. Социально-психологические особенности под-ростков с аддиктивным поведением / Д.В. Семенов. – СПб.: Речь, 2011. – 116с. 57. Сирота, H.A. Наркомания: программа профилактики среди подростков и молодежи / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, О.В. Зыков и др. – М.: Педагогика, 2009. – 189 с. 58. Сирота, H.A. Профилактика наркомании у подростков: от тео-рии к практике / H.A. Сирота, В.М. Ялтонский, И.И. Хажилина и др. – М.: Генезис, 2011. – 216 с. 59. Сидоренко, Е. Терапия и тренинг по А. Адлеру / Е. Сидоренко. – СПб.: Питер, 2013. – 318 с. 60. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2008. – 800 с. 61. Современная психология / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Гардарики, 2008. – 236 с. 62. Фортова, Л.К. Педагогические основы профилактики алкого-лизма и наркомании среди детей и подростков / Л.К. Фортова. – СПб.: Речь, 2012. – 390 с. 63. Хажилина, И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии / И.И. Хажилина. – М.: Педагогика, 2012. – 227 с. 64. Чернышова, В.Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся старших классов общеобразовательных учреждений / В.Н.Чернышова. – М.: Флинта, 2013. – 293с. 65. Черепанова, Е. Психологический стресс / Е. Черепанова. – М.: Гардарики, 2007. – 172 с. 66. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей шко-ле: учеб. пособие / Д.В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 3-66 с. 67. Эксклайн, В. Игровая терапия / В. Эксклайн. – М.: Академия, 2010. – 211 с. 68. Эйдемиллер, Э.Г. Исследования образа «Я» у подростков с ад-диктивным поведением / Э.Г. Эйдемиллер, С.А. Кулаков, О.В. Череми-син // Психологические исследования и психотерапия наркологии. – СПб.: Речь, 2009. – С.74-79. 69. Эйдемиллер, Э.Г. Использование игровой психотерапии для коррекции нарушений поведения у подростков / Э.Г. Эйдмиллер, В.В. Юстицкий // Психогигиена и психопрофилактика. – СПб.: Питер, 2013. – С. 122-125. 70. Экспериментально-психологическая методика изучения фруст-рационных реакций / под ред. О.Ф. Кернберг. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 139 с. 71. Якимчук, О.В. Специфика совладающего поведения юношей с наркотической зависимостью / О.В. Якимчук // Психологический жур-нал. – 2011.– №2.– С. 9-14. 72. Arnold, М.В. Feelings and emotions as dynamic factors in person-ality integration. // В кн.: Arnold, М.В., Gasson, J.А. (eds.). The human per-son. N.Y., Ronald, 1954, pp. 294-313. Перевод В.К. Вилюнаса. – (Хре-стоматия по психологии). 73. Bizouard P. Psychomotor development in infant and young chil-dren. Developpement psychomoteur du nourrisson et de l'enfant. // CHU, hospital Saint-Jacques, Besanson. Rev. -Prat. 1995. -Jan 1. - № 45(1). - C. 107-112. 74. Goldman, D. Emotional Intelligence / D. Goldman. – New York: Bantam Books, 1995. – 367 р. 75. Skinner B.F. Bihaviorism and pfenomenology. Ed. by T.W. Wann / B.F. Skinner. – Chicago: Univ. of Chicago Press, 1994. – 402 p.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы создания психолого-педагогических условий профилактики девиантного поведения подростков 1.1 Сущность понятия «девиантное поведение подростков» На начальном этапе проводимого нами исследования необходимо определиться с используемыми в работе понятиями и категориями, а также направлениями нашего исследования. Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2011 год, количество молодых людей (лиц в возрасте до 25 лет) в мире составляет почти 3 миллиарда человек. В настоящий момент молодые люди составляют почти 40 процентов населения мира; 80 процентов мо-лодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них более полу-миллиарда вынуждены существовать на средства, не превышающие 1,5 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 3 долларами США в день. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение мо-лодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня свыше 100 миллионов детей не посещают школу – цифра, вполне сопоставимая со 100-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира. Генеральный секретарь ООН при-звал международное сообщество признать взаимозависимость поколе-ний и решать проблемы разных возрастов сообща [42]. Подростки наиболее обширная совокупность групповых общно-стей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ни-ми учебной деятельностью. Или это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социаль-ного положения подростков, их места и функций в социальной структу-ре общества, специфических интересов и ценностей. По поводу возраст-ных границ подростков существует общее мнение педагогического со-общества. Поскольку имеются единые критерии возрастной периодиза-ции в определении границ подростков учитывается специфика техноло-гических подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучаю-щих их деятельность, в том числе и в педагогике, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями общей педагогики, исто-рии педагогики и образования. В нашем исследовании подростки рассматриваются как специфи-ческое социально-демографическое образование обучающихся людей в возрасте 15-17 лет, с присущими ей психолого-физиологическими осо-бенностями, связанными с подготовкой и включением в общественную жизнь, а также характеризующаяся своей субкультурой, внутренней дифференциацией соответствующей социальному делению нашего обще-ства [29]. Изучая классификацию поведенческих девиаций подростков автор наглядно убедился в многообразии их проявлений. Принципиально важно то, что различные формы отклоняющегося поведения имеют об-щие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе девиаций. Одним из таких существенных признаков была названа де-структивность – разрушительность. Действительно, девиантное поведе-ние в целом приводит к разрушению чего-либо (здоровья, отношений, личности, общественного порядка) и даже – к прерыванию самой жизни [23]. Поэтому термин «девиантное поведение» в нашем исследовании является ключевым. В большом психологическом словаре девиантное поведение (англ. deviation – отклонение) рассматривается как действия, не соответствую-щие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приво-дящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Синонимами термина «девиантное поведение» являются – «отклоняющееся поведение», «девиация» «аддиктивное поведение» [6]. Конкретизируя определение «девиантного поведения» известный отечественный девиантолог Е.В. Змановская рассматривает его как по-ведение, которое не соответствует общепринятым или официально уста-новленным социальным нормам. Следовательно, это действия, которые не соответствуют существующим законам, правилам, традициям и соци-альным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение, от-клоняющееся от норм, автор считает, что социальные нормы – это ди-намичный процесс. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся по-ведению исторически приходящий характер. В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к ку-рению. Следовательно, девиантное поведение – это нарушение не лю-бых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время со-циальных норм [23]. Для того чтобы поведение подростков можно было квалифициро-вать как девиантное, оно должно согласовываться с общей направленно-стью личности. При этом поведение подростков не должно быть след-ствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках пост-травматического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых меся-цев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни) [23]. Поэтому понятие «девиантное поведение подростков» является общим термином, который характеризует любую форму отклоняющего-ся поведения отдельного индивида или социальной группы. В данном исследовании автор предполагает изучить формы про-явления девиантного поведения у подростков, как курение, алкоголизм и наркомания, то есть аддиктивным (зависимым) поведением. Во все времена истории человечества зависимое поведение счита-лось пагубным, приводящим к разрушению личности человека. Зависи-мое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негатив-ные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружа-ющими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распро-страненный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью [23] (от английского addiction – склонность, пагубная привычка; лат. ad-dictus – рабски преданный) – особый тип форм деструктивного поведе-ния, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посред-ством специального изменения своего психического состояния. Синоним «аддикция»[6]. Змановская Е.В. выделяет такие объекты зависимостей, как: психо-активные вещества (легальные и нелегальные наркотики); алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); пища; иг-ры; секс; религия и религиозные культы. В соответствии с перечисленными объектами мы выделим следую-щие формы зависимого поведения у подростков, требующие незамедли-тельной педагогической профилактики в современных общеобразова-тельных школах. Это так называемые химические зависимости: курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкоголь-ная зависимость. Особенностью девиантного поведения подростков, проявляющееся в различных формах является не только фактором, который наносит ре-альный ущерб самой личности или окружающим его людям, но и воз-действие это проявляется в долгосрочной временной перспективе. Девиантное поведение подростков рамки приводит к дестабилиза-ции существующего порядка, причинению морального ущерба, физиче-скому насилию и боли, ухудшению здоровья. В крайних своих проявле-ниях девиантное поведение подростков представляет непосредственную угрозу для их собственной жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим юношей или девушкой и окружающими их близкими людьми. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение подростков является разрушительным: в зависимости от формы – деструктивным или аутодеструктивным. На наш взгляд, не удовлетворяют данному признаку и не являются отклоняющимся поведением такие близкие социальные явления в среде подростков, как радикализм, креативность и маргинальность. Несмотря на то, что они также расходятся с общепринятыми нормами, вызывая раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны. Так, радикально настроен-ные подростки нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрессивные изменения в нем. Отличаясь нестандартно-стью, выступают исследователями и первооткрывателями в движении общественного транспорта, волонтерском движении, в физике, химии и т.д. Маргиналы противопоставляют себя большинству, расширяя гра-ницы социальных норм. Перечисленные феномены могут сочетаться. Например, поведение подростков нередко отражает все три тенденции. Подросток, экспериментирующий с пирсингом, татуировкой или даже шрамированием, не может быть однозначно отнесен к группе девиантов. Но тот же молодой гражданин, употребляющий героин, демонстрирует явно отклоняющееся поведение с высоким риском для жизни. Значит, отклоняющееся поведение деструктивно по своей сути [23]. Из определения «девиантного поведения подростков» следует, что такое поведение выражается в нарушении моральных и правовых нор-мах, следовательно, помимо термина «девиантное поведение», еще од-ним ключевым понятием в нашей работе является «норма». В целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» – правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техни-ческими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специ-фической особенностью социальных норм является то, что они регули-руют сферу взаимодействия людей. Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуля-ции деятельности и отношений [28]. Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение – это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специ-ального рассмотрения. Одним из основных условий существования лю-бой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равновесия [23]. Согласно мнению Колесниковой Г.И., социальная норма – это яв-ление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведе-нию с учетом их социальной ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют [31]. Выделяют следующие виды социальных норм: правовые, нрав-ственные, этические. Правовые нормы предполагают наказание за их нарушение. Оформлены в виде юридических документов, разделяющих виды нару-шений на гражданско- и уголовно наказуемые деяния. Нравственные и этические нормы отражены на языковом уровне и обусловлены социальными и культурными особенностями [31]. Существует мнение, что девиантное поведение подростков – это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической пато-логии. И основным принципом их диагностики следует признать, с од-ной стороны, отсутствие качеств поведенческой нормы, а с другой – от-сутствие психопатологических свойств. Однако диагностика девиантного поведения подростков имеет определенные трудности, что обусловлено социокультурными особенностям трактовки девиантного поведения, а игнорирование любой психодиагностической составляющей неизбежно приводит к искажению и субъективизму [31]. П.Б. Ганнушкин подразумевает в поведенческой патологии следу-ющие признаки: склонность к дезадаптации; тотальность; стабильность. Наличие в поведении подростков неадаптивных паттернов поведе-ния предполагает склонность к дезадаптации. Разделяют склонность к дезадаптации, ориентированную «вовне» и проявляющуюся в межлич-ностном взаимодействии, и дезадаптацию, ориентированную «на себя». Проблемы в межличностном взаимодействии выражаются в неудовле-творительности, обидчивости, конфликтности, соцально-психологической изоляции. Ориентированность дезадаптации «на себя» определяется наличием у подростка низкой самооценки, неприятием се-бя и неудовлетворенности собой [31]. Для нашего исследования актуальным является понятие «тоталь-ность», которое предполагает проявление дезадаптивного поведения подростка в большинстве или во всех сферах его деятельности [31]. Стабильность, это дезадаптивное поведение подростка, которое проявляется не только сиюминутно, а пролонгировано во времени [31]. С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим пока-зателем нормальности поведения подростков является уровень социаль-ной адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особен-ностями подростка и правилами, требованиями окружающей его соци-альной среды. Следовательно, одинаково проблемными являются как выраженное игнорирование социальных требований, так и нивелирова-ние индивидуальности, например, в форме конформизма – полного под-чинения интересов личности давлению среды. Соответственно, дезадап-тация – это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях [23]. Е.В. Змановская выделяет социальные и индивидуальные проявле-ния дезадаптации. Социальными проявлениями дезадаптации являются: ? сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом; ? хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важ-ных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здоро-вье); ? конфликты с законом; ? изоляция. В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рас-сматриваться: ? негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция); ? завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм; ? хронический эмоциональный дискомфорт; ? неэффективность саморегуляции; ? конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений; ? когнитивные искажения реальности. Подросток может переживать различные чувства – от легкой тре-воги и неуверенности в себе до невыносимых аффектов беспомощности, страха, отчаяния. При этом возможны расхождения между реальным социальным статусом личности и его индивидуальным осознанием [23]. Индивидуально-психологический критерий отражает все возрас-тающую ценность каждой личности несовершеннолетнего, ее индивиду-альности. В соответствии с данным критерием современные требования к подростку не ограничиваются его способностью выполнять социаль-ные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности. В связи с этим основополагающими качествами личности подросткамв нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по от-ношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведе-ние. Самоопределение в социальном пространстве и самореализация личностного потенциала в нем признаются ведущими задачами индиви-дуального развития [23]. По мнению Г.И. Колесниковой, в основе квалификации поведения подростка как адаптивного, независимо от национальности, вероиспове-дания и места проживания лежат понятия «психологическая культура», «психическое здоровье», «психологическое здоровье». Для того, чтобы поддерживать психическое здоровье подростков на должном уровне, учителям старших классов и самим подросткам необходимо обладать психологической культурой. Понятие «психоло-гическая культура» включает в себя: «... заботу о своём психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и по-могать близким людям» [1]. Основу психологической культуры состав-ляют: самопознание и самооценка; стремление к познанию других людей умение управлять своим поведением, эмоциями в процессе общения. Все три компонента присутствуют в структуре здоровой личности, то есть личности, обладающей психологическим и психическим здоровьем [31]. Согласно Всемирной организации здравоохранения, нет ни одного «официального» определения термина психического здоровья. Различия в культуре, субъективные оценки и профессиональные конкурирующие теории – всё влияет на определение понятия «психическое здоровье». Психическое здоровье – совокупность установок, качеств и функ-циональных способностей, которые позволяют индивиду адаптировать-ся к среде. Это наиболее распространенное определение, хотя вырабо-тать универсальное, приемлемое для всех определение психического здоровья вряд ли возможно, так как практически нельзя свести воедино все взгляды на этот вопрос, сложившиеся в разных человеческих сооб-ществах и культурах. Подросток, значительно отклоняющийся от стан-дартов своего сообщества, рискует быть признанным психически боль-ным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. При-мером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго – изменение отношения к гомо-сексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, за-тем как психическая болезнь, а сейчас – как вариант сексуальной адап-тации. Независимо от социального или этнического происхождения, ин-дивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, дол-жен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирова-ние в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен набор задач, с которыми человек должен справиться, и набор черт, которые он должен приобрести, что-бы лучше подготовиться к следующей стадии. Следовательно, суждение о психическом здоровье подростка должно соотноситься со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окруже-нием. Последние годы в общеобразовательной школе обычно это труд-ный период. Он сопровождается резким скачком в физическом (пре-имущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок. Следует отметить, что психическое здоровье подростка не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. По-скольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Итак, нали-чие этих проблем – еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетель-ствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере. Условием психического здоровья является психологическое здо-ровье, проявляющееся в благополучии, ощущаемом человеком на всех уровнях (физическом, психическом, духовном, социальном) [31]. А психологическое здоровье – это динамическая совокупность психических свойств индивида, обеспечивающих гармонию между по-требностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориента-ции личности на выполнение своей жизненной задачи [17]. Психологическое здоровье подростков, в свою очередь, это опре-деленный уровень развития и совершенства форм и способов их взаи-модействия с внешней средой; определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаи-модействие; это процесс и результат развития субъекта в его субъектив-ной реальности в пределах одной индивидуальной жизни. 1.2 Теоретические подходы к анализу детерминант девиантного поведения подростков Проблема отклоняющегося поведения подростков вызывает боль-шой интерес исследователей в различных областях научного знания. Как замечает Я. И. Гилинский: «Уже написаны тысячи томов, посвящен-ных проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое» [13]. Современные знания о девиантном поведении подростка позволя-ют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой со-циального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения лич-ности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному во-просу накоплены в различных научных дисциплинах: медицине, биоло-гии, психологии, социологии, праве. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиации. В социологии, например, это девиантология, предметом исследования ко-торой являются социальные отклонения [23]. Обзор различных теорий, на наш взгляд, дает возможность полу-чить относительно целостную картину изучаемого нами явления. Таким образом, в данном параграфе автор рассмотрел современные научные взгляды на детерминанты девиантного поведения подростков. В современной науке сложилось мнение, что социальные нормы, в отличие от естественных норм, физических и биологических процессов, складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей, объективных закономерностей функцио-нирования общества. Вследствие этого они могут либо соответствовать законам общественного развития, либо отражать их недостаточно адек-ватно, а то и вступать с ними в противоречие, будучи продуктом де-формированного (ограниченного, религиозного, националистического, мифологизированного, субъективного) отражения объективных законо-мерностей. В последнем случае норма перестает выполнять свои функ-ции, становясь аномальной, ее же место занимают бывшие отклонения от нее [18]. Принимая вышесказанное можно отметить, что отклоняющееся поведение может нести как конструктивный потенциал, способствуя об-щественному прогрессу, так и деструктивный потенциал, препятствуя ему. Границы между конструктивным и деструктивным отклоняющимся поведением гибки и подвижны [18]. К сожалению, педагогические исследования девиантного поведения подростков, не дают отчетливой картины анализа детерминант, приво-дящих юношей и девушек к девиациям. Анализ показывает, что подросток, является самостоятельной лич-ностью, которая имеет социокультурологическую обусловленность, что часто приводит к конфликтам «отцов и детей», что, впоследствии может вылиться, в их девиантное поведение. Взаимоотношения в семье между родителями и детьми влияют на взаимоотношения подростка со сверстниками, выражаясь в переносе структуры взаимоотношений в семье на взаимоотношения с социумом [31]. Поэтому одной из потребностей подростков становится желание освободиться от контроля и опеки взрослых. В этот период подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление к индивидуализации на внешнем уровне проявляется в виде отчуждения от значимых близких, предстающее в «одежде» негативизма [31], и до-статочно часто проявляющееся в протестном поведении. В процессе социализации подростков семья по-прежнему играет предопределяющую роль, трансформируясь, однако, из явного лидера, место которого теперь занимают взаимоотношения со сверстниками, в значимый, но не определяющий образ. Значительное влияние при этом как на личность подростка, так и на его место в социуме, оказывает су-ществующий стиль взаимоотношений внутри данной социальной ниши, частично обусловленной социальным положением. Важное место зани-мают: во-первых, эмоциональный тон семейных взаимоотношений; во-вторых, преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Кроме то-го, возможно прогнозировать на основании существующего внутрисе-мейного стиля воспитания стиль межличностных отношений подростка внутри референтной группы сверстников: авторитарный стиль семейно-го воспитания будет способствовать формированию у подростка либо полного подчинения, либо автократичности; гиперопека – агрессивно-сти, авторитарности, реже – покорно-застенчивости или сотрудничества; демократический стиль воспитания – альтруизма и независимо-доминирующей позиции. Статус, который имеет подросток в референт-ной группе сверстников, коррелируется с типом межличностных отно-шений внутри семьи: лидирующее место в группе занимают подростки с независимо-доминирующим типом межличностных взаимоотношений; в референтной группе – сотрудничающий, покорно-застенчивый, альтру-истический; в предпочитаемой группе – альтруистический, агрессивный, авторитарный и независимо-доминирующий. В группе «изгоев» нахо-дится большая часть тех подростков, у которых в семьях преобладает авторитарный тип взаимоотношений. Специфика системы межличностных взаимоотношений в среде подростков, а также статусное распределение ролей внутри учебной группы определяются стилем семейного воспитания. Кроме того, демо-кратический стиль семейного воспитания мы определяем как наиболее предпочтительный в том случае, если он основан на взаимоуважении и доверии и способствует развитию коммуникативных навыков, адаптации личности в обществе. Кроме деформированных семейных отношений, к факторам, вли-яющим на формирование девиантного поведения подростков: ? индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза (в том числе темпы созревания/старения); ? гендерные (половые) различия; ? возрастные особенности; ? физическую конституцию; ? здоровье и выносливость; ? состояние и типологические свойства нервной системы.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 77 страниц
1925 руб.
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg