Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Возможности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

kisssaaa0721 2125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Проблема исследования. Нами обнаружено противоречие - между достаточной степенью изученности проблемы, развития творческих способностей детей дошкольного возраста и практически полным отсутствием комплексного анализа характеристик изобразительных техник, как фактора, влияющего на развитие творческих способностей детей; - между необходимостью для дошкольников развивать способность к творчеству и недостаточным развитием методической литературы, которая будет способствовать целенаправленной реализации этого процесса; - между необходимостью создания условий для развития творческих способностей у старших дошкольников и современной системой дошкольного образования, которая в основном фокусируется на овладении базовыми навыками, умениями, знаниями. Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности может стать творческим, если у детей сформировано эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, а также, если дети владеют навыками и умениями, необходимыми для создания картины – это и определяет актуальность проблемы исследования. Таким образом, актуальность проблемы и для науки, и для общества обусловили выбор темы нашего исследования: возможности развития творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования. Объект исследования: творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: возможности использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования - выявить возможности использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие исследовательские задачи: 1) проанализировать теоретические подходы в понимании творческих способностей личности в современной психологии; 2) изучить факторы, влияющие на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; 3) определить возможности использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; 4) разработать и провести экспериментальное исследование по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что применение нетрадиционных техник рисования способствует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теоретико-методологические основы исследования 1. Психология одаренности и творчества. В. Н. Дружинин изучал проблемы способности творчества в психологической науке. Используются данные, полученные автором и его сотрудниками во время исследований развития способностей, изучается их структура. 2. А.И. Савенков проанализировал трудности использования научных моделей одаренности детей в образовательной практике и дал рекомендации по применению эффективных моделей одаренности, которые сочетают ясность выразительных и глубоких неявных концепций, которые могут стать надежной основой для развития прикладных аспектов развития одаренности детей в современной образовательной среде. 3. Я. А. Пономарев, в области развития творческих способностей детей дошкольного возраста, делал акцент на изобразительную технологию, как одну из форм работы с детьми. Методы и методики. Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ литературы по проблеме, синтез, обобщение, систематизация информации), эмпирические (метод сбора эмпирических данных), методы обработки информации (математико-статистические – t-критерий Стьюдента). Для проверки гипотезы использовались психодиагностические методики: • Методика Е.П. Торренса. Тест творческого мышления. • Методика «Дорисовывание фигур» ( автор О.М. Дьяченко) Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в октябре 2020 года в ДОУ Вознесенском детском саду, Баганского района Новосибирской области. В экспериментальном исследовании приняли участие 14 детей старшего возраста. Практическая значимость исследования состоит в том, что при подтверждении гипотезы психологи и педагоги могут использовать результаты исследования для повышения эффективности своей работы. Полученные результаты проведенного исследования так же могут быть использованы в качестве источника расширения базы в изучении творческих способностей дошкольников; могут найти применение в деятельности педагогов – психологов. Так же полученные данные могут быть применены для организации кружковой работы с детьми дошкольного возраста. Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (45 источника) и приложений (А, Б, В). Во введении представлена актуальность исследуемой проблемы, определенны объект, предмет, цель и задачи исследования, а так же сформулирована гипотеза. В первой главе рассматриваются теоретические подходы к определению понятия «творческие способности» с разных точек зрения, анализируются факторы, влияющие на развитие творческих способностей детей в изобразительной технологии. Отдельное внимание уделяется нетрадиционной техники рисования как средства развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Во второй главе даётся общая характеристика экспериментального исследования, направленного на выявление развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования, раскрыто содержание психодиагностических методик, проинтерпретированы диагностические результаты, и их анализ, представлена программа направленная на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. В заключение сделаны общие выводы по результатам всего исследования на заявленную тему. В приложении представлены таблицы с первичными данными, полученными в ходе экспериментального исследования, а так же таблицы, содержащие результаты применения метода математической статистики.
Введение

Формирование активной творческой личности, способной эффективно и одновременно решать проблемы, возникшие с детства, является условием дальнейшего развития личности, залогом ее успешной творческой деятельности. В связи с этим важная задача развития творческого потенциала молодого поколения становится важной перед учебными заведениями, предназначенными для детей. Важнейшим периодом в жизни ребёнка является дошкольное детство. На протяжении этого возраста ребёнок видит себя маленьким исследователем, который с восторгом и радостью открывает для себя неизведанный мир. Для проявления ребёнком творчества нужно наполнять его жизненный опыт художественными впечатлениями, передать ценные знания и умения. Творческие проявления в различных видах деятельности будут ярче, если опыт ребёнка будет богаче. Самыми доступными видами работы с детьми дошкольниками являются художественно-продуктивная и изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Этому необходимо научить шаг за шагом, от простого к сложному. Раннее развитие детского творчества может привести к большему результату. Огромные эмоции дошкольникам доставляет рисование. Но с учётом умственного развития и потенциала нового поколения этого недостаточно для развития творческих способностей. В технике рисования важно проявлять что-то необычное и новое. А одним из самых популярных направлений сегодня в дошкольном образовании считается нетрадиционная техника рисования, которая помогает ребенку все время развиваться. Нетрадиционные техники рисования характеризуются необычными материалами, техникой нанесения изображения и специфическими приемами переноса изображения на изображаемые образы Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Т.И. Сайганова, Р.Г. Козакова, Е.М. Седова, С.К. Кожохина, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, Г.Н. Давыдова. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника. Важным средством познания мира и развития восприятия является рисование. Оно объединено с практическими, самостоятельными и творческими способностями ребёнка. Творческими способностями дошкольника являются индивидуальные качества, они определяют успешность выполнения различной творческой деятельности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент, необходимый уровень развития психических процессов и способностей, который станет залогом дальнейшего развития творческих способностей ребенка в школьные годы и когда он станет взрослым. Поэтому очень важно максимально эффективно выстраивать процессы творческого образования и воспитания дошкольников.
Содержание

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3 ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 10 1.1. Теоретические подходы в понимании творческих способностей личности в современной психологии 10 1.2. Факторы, влияющие на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 17 1.3. Возможности использования нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста 23 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 32 2.1. Общая характеристика экспериментального исследования, анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа эксперимента 32 2.2. Формирующий этап эксперимента 38 2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эксперимента 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50 ПРИЛОЖЕНИЕ А. ТАБЛИЦЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ 55 ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ТАБЛИЦЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ 57 ПРИЛОЖЕНИЕ В. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КРАСКИ» 59
Список литературы

1. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисования для дошкольников. Нетрадиционные техники : [пособие адресовано родителям, педагогам дошкольных учреждений, начальной школы]. Москва : Скрипторий 2003, 2014. 111 с. 2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду : в 2-х ч. Ч. 1. Москва, 2008. 80 с. 3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду : в 2-х ч. Ч.2. Москва, 2008. 72 с. 4. Давыдова Г.Н. Пластилинография: анималистическая живопись : [пособие]. Москва : Скрипторий 2003, 2007 (Псков : Псков. обл. тип.). 88 с. 5. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. Москва : Сфера ; Санкт-Петербург : Речь, 2011. 92 с. 6. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Москва : Сфера, 2009. 128 с. 7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ : пособие для воспитателей и родителей. Санкт-Петербург :КАРО, 2007. 96 с. 8. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Москва : ГНОМ и Д, 2007. 64 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 1.1. Теоретические подходы в понимании творческих способностей личности в современной психологии Уже в раннем возрасте у детей мы можем заметить первое проявление способностей - склонность к любому виду деятельности. Выполняя его, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше ребенок занимается этим видом деятельности, тем больше он хочет ее делать, его интересует не результат, а сам процесс. В современном обществе и мироустройстве творческий, созидательный аспект в характере личности ценится очень высоко, и практически в любой профессии творчество занимает особенное место. Вследствие этого, выявление этих способностей ребенка является важным фактором, как для родителей, так и для ребенка. Что же такое творческая способность? Как eё определить? Способности – это такие индивидуaльнo-психолoгические характеристики личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной деятельности [36]. Способности человека выступают как возможность по отношению к знаниям, умениям и навыкам, a действительностью будет достигнутый уровень мастерства. Психология способностей знаний, умений и навыков, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности при том в такой деятельности, которая не может осуществляться без присутствия этих способностей. Понятие «способности» в современной психологии pаскpывается разными исследователями по-разному. Способность может быть определена как синтез черт человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих в ней большие достижения. Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает умения, знания и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью. Существуют различные классификации способностей. Их разделение основано, прежде всего, на естественные или природные способности (по существу биологически детерминированных) и специальные человеческие способности, имеющих социально-исторические истоки: 1. природные (естественные) способности, в своей основе биологически обусловленные, связанные c врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей); 2. cпeцифические человечеcкие способности, имеющие общecтвeнно-историческоe происхождениe и обеспечивающие жизнь и развитие в cоциальной среде. Специфические человеческие способности, в свою очередь, делятся на: • общие cпоcобности, которые определяют успeшность чeловека в различных мероприятиях и общении (умственные способности, развитая память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), а также особый, определяющий успех человека в отдельных мероприятиях и общении, где необходимы особого рода задатки и их развитие (математические, технические, литературно-языковые, вымышленно-творческие, спортивные способности и др.); • практичеcкие, базовыe cклонности. к конкретным практическим действиям и теоретические, которые определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению. Сочетание этих способностей характерно в целом для одаренных людей; • учeбные, которые влияют на успешноcть педагогичеcкого воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования личностных качеств, творческие, связанные с успехом в создании произведений. материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений; • Выcшая стeпень творческих. проявлений человека называется гениальностью, а высшая степень способности человека к определенной деятельности (общению) - талантом; • cпособность к общeнию, взаимодействию с людьми и субъeктивные способности, объединенные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д. Задатки. cоздают предпосылки для развития cпоcобностей. Они очень разнообразны и многогранны (характеристики психических когнитивных, эмоционально-волевых процессов, психических свойств и состояний, образования). Обуславливаются способности задатками, но ни в коем случае ими не предопределяются. Задатки cами по cебе ни на что не направлены. В процессе, человечеcкой деятельности они способствуют формированию способностей. По мнению большинства психологов, человек не полностью в процессе своей жизни осознает свои особенности. Таким образом, общие способности имеют сложную структуру, состоящую из различных компонентов. Структура определенной способности - это набор психологических качеств, необходимых для успешного выполнения этой деятельности. Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и коммуникациям, имеет общую одаренность, то есть единство общих способностей. Наиболее распространенной классификацией способностей является разделение на две группы: общие и специальные. Общие способности позволяют легче и продуктивнее овладеть общими знаниями и осуществлять различные виды деятельности. Особые способности помогают достичь высоких результатов в определённой области деятельности. Б. М. Тeплoв определяет творческие способности как индивидуaльные психологические способности, которые отличают людей друг от друга, но не сводятся к уже существующим знаниям [40, с. 156]. В.Д. Шадриков считал, что творческие способности реализуют индивидуальные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности. Эта мера проявляется в уровне успеха и оригинальности способа освоения любого вида деятельности [42, с. 127]. О. И. Мoтков охарактеризовал творческие способности, такие как: умение удивляться, учиться и находить различные решения даже в нестандартных ситуациях. Так же он имел в виду нацеленность на способность к глубокому познанию своего опыта [28, с. 74]. Исследователи, прежде всего, чтобы определить способности к творчеству, отталкиваются от следующих особенностей в характере и деятельности человека: • богатая фантазия; • способность к риску; • гибкость мысли; • дивергентное мышление; • восприятие неоднозначных вещей; • развитая интуиция; • высокие эстетические ценности. Можно утверждать, что в данном случае творческая способность определяет успех обучения и образования, усвоение знаний, навыков, умений, формирование личностных качеств, работают в целом на социальную успешность личности, а также расширение многовариантности использования, трансформацию «жизненного» материала. Творческие способности есть практически у каждого ребенка, при этом многие ребята находят раскрытие своих талантов именно в изобразительном искусстве. Дети дошкольного и младшего школьного возраста по-прежнему рассматривают рисунок как естественную, легкую и приятную форму деятельности, любят рисовать и часто с удовольствием посещать специализированные уроки визуальной деятельности, где в процессе работы ребенок может улучшить и развить свои наблюдения, эстетические эмоции и восприятие, художественный вкус и, конечно же, творчество. На принципиальную разницу между двумя типами мыслительных операций: конвергенцию и дивергенцию, которые определяют творческие предпочтения личности, укaзaл Дж. Гилфoрд [33, с. 27]. Под конвергентным мышлением американский психолог понимал такой тип мышления, который был направлен на решение проблем с использованием четкого алгоритма действий, который имеет единственное правильное решение. Согласно расходящемуся мышлению, Дж. Гилфорд приписывал тип мышления, который предполагает творчество и поиск нескольких решений одной задачи. Таким образом, творческие личности имеют так называемое дивергентное мышление. Джон. Гилфорд ввел методы идентификации постоянных личностных качеств, способных успешно справляться с творческой задачей. Выделены четыре основных параметра творческого мышления: • быстрота - способность высказывать максимальное количество идей; • гибкость - способность высказывать широкий спектр идей; • оригинальность - способность генерировать новые нестандартные идеи; • законченность – способность улучшить свой «продукт» или придать ему законченный вид. В. Н. Дружинин делит общие способности на интеллект (умение решать), умение учиться (способность приобретать знания) и творчество (в прочем смысле имеет несколько определений) и общие творческие способности (трансформация, знание). Структура творческих способностей состоит, во-первых, из врожденных способностей, а во-вторых, из специфических знаний и умственных способностей, приобретенных в результате индивидуального опыта Дружинин В. Н. [14,с.47]. Характеристики приобретаемых знаний и умений определяются спецификой среды и отношений, в которых участвует человек. Таким образом, развитиe творчеcких способностей тесно связано с процессом формирования и развития всех высших психических функций личности, ее познаватeльных процecсов: мышления, речи, памяти, внимания и, конечно, воображения. Савенков А. И. изучает механизмы и cущность развития одаренности детей в образовательной среде. Автор выделяет два подхода к проблеме одаренности в соответствии с концепцией: «одаренные дети» (значимые группы детей, которые развиваются раньше своих сверстников) и «одаренные дети» (не предполагает селекции, но предполагает наличие у каждого человека определенного потенциала). На втором термине автор опирается на свое исследование. А. И. Савенков разработал теоретическую модель развития одаренности детей в образовательных условиях, которая включает в себя следующие основные компоненты: • Концептуальная модель одаренности ребенка, которая рассматривается как интегральная динамическая характеристика личности с наиболее детальным описанием ее основных компонентов, а также внешних проявлений, которые в педагогической практике выступают в качестве основных контуров развития личности; • Модель диагностики одаренности детей включает три этапа: теоретический (собственная концепция одаренности); организационный (этапы предварительного поиска, оценки и коррекции, самооценки и окончательного выбора), психометрический (комплексы психодиагностики), методика для четырех основных категорий участников процесса развития: практических психологов, педагогов, родителей и детей); • Подход к прогнозированию развития детской одаренности, рассматривающий этот процесс как наиболее важный с точки зрения социально-образовательной практики (наименее развитый в специальных исследованиях), предлагает поддержку универсальной диагностической информации и экспериментально доказывает, что он является наиболее надежным предиктором развития одаренности детей [39]. Я.А. Пономарев, под творчеством в широком смысле понимал «взаимодействие, ведущее к развитию». Творческая деятельность, по его мнению, это специфическая форма взаимодействия, критерием которой является механизм развития. Исходя из этого, развитие творческих способностей детей происходит через организацию специфических форм взаимодействия ребенка и взрослого в процессе различных видов деятельности[35]. Развитие творческих способностей детей является одним из важнейших вопросов современной педагогики и определяет основные задачи в системе образования - воспитание у детей творческого осмысления окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, что в дальнейшем может способствовать достижению значительных изменений в обществе и жизни в целом. Знание в нашей жизни - это изменчивая переменная, оно быстро становится неуместным и обновляется, увеличиваясь в объеме. Поэтому перед сегодняшними предшкольниками и завтрашними перед назначенными членами нашего общества вырастают требования такого качества, как: находчивость, инициативность, креативность, предприимчивость, целеустремленность. Эти качества основаны на творчестве детей Так, вопрос развития в детях творческих способностей для их успешного становления как личности в будущем является актуальным. Итак, в своей работе мы опираемся на определение О. И. Мотковa, что творческие способности – это умение восхищаться, учиться и находить различные решения даже в нестандартных ситуациях. Структурными компонентами, показателями высокого уровня развития творческих способностей личности выступают: богатое вooбражение, способность к риску, гибкость мысли, дивергентное мышление, восприятие двусмысленных вещей, развитая интуиция, высокие эстетические ценности. 1.2. Факторы, влияющие на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет или старший дошкольный возраст является важным периодом в личностном и психологическом развитии ребенка, а также в развитии мышления, воли, внимания. Это так называемый подготовительный возраст, после которого ребенок переходит на новый уровень – и начинается кризис 7 лет, характеризующийся сменой ведущей деятельности, от игры к учебе, повышением уверенности в себе и социальной среде. Особенности развития детей 5-7 лет также обусловлены сенситивным – т. е. наиболее благоприятным – периодом для формирования личности и социальных навыков. Основа будущей личности ребенка уже закладывается. Есть интерес к коллективным играм и желание быть хорошим, лучшим, первым. Это позитивное отношение, которое основано на мотиве любого действия. Ребенок начинает понимать: чтобы победить, нужно совершать определенные действия, прилагать усилия, а не просто плакать. Формируются морально-этические установки: что нельзя делать и что можно делать, или что можно делать со своими игрушками и вещами, но не с другими. Границы личности выстраиваются так: «Не надо на меня кричать. Я не хочу, чтобы на меня кричали. Почему я не могу кричать на тебя, а ты кричишь на меня?». Необходимо одобрение и уважение окружающих, желание принести пользу: «Я тебе помогу». Дошкольники учатся сдерживать свои желания и потребности, они понимают, что не все можно получить прямо сейчас. Если ребенку все объяснить, он поймет, что надо подождать, пока мама закончит уборку, а потом можно будет идти гулять. Ребенок начинает осознавать последствия своих действий: не собрал за собой игрушки – до вечера играть в них не будешь. Формируется образ своего «Я». Старший дошкольник начинает осознавать, какое место занимает в обществе, в семье (есть взрослые, а есть дети), какое отношение к нему имеют окружающие («Мама и папа меня любят и защищают»). Также ребенок начинает давать оценку самому себе (я хороший, умный, добрый). Играя, ребенок не только развлекается, но и развивает свои творческие способности. Одно из условий творчества в художественной деятельности - ежедневные наблюдения за явлениями окружающего мира, организация интересной, важной, детской жизни, организация атмосферы творчества и мотивации заданий, общение с искусством, материальная обеспеченность, но и учет индивидуальных особенностей ребенка, внимательное отношение к процессу и результату деятельности детей. Одной из важных задач обучения является формирование мотивов зрительной работы для выполнения темы поставленной преподавателем для самостоятельной настройки, удержания и выполнения темы. Следующей задачей является создание восприятия, поскольку зрительная деятельность возможна на уровне чувственного восприятия: изменения воспринимаемых объектов, внешнего вида, формы цветка, диапазона определения распознаваемых объектов и событий. Чтобы создать художественный образ, необходимо обладать эмоциональным, эстетическим восприятием, развивать у ребенка способность замечать выразительность форм, пропорций, цвета и выражать свои чувства и установки. По мнению Г. А. Урунтаевой, ученые в среднем выделяют три стадии развития творческого мышления, которые являются основой для формирования творческих способностей. На период старшего дошкольного возраста их насчитывается две [41, с. 54]. На первом этапе формируются такие качества творческого мышления, как оригинальность, которая объединяет отдаленные образы объекта и зависит от умения адекватно их сочетать. На втором этапе характеризуется активная познавательная, исследовательская и детская активность. Дети понимают все возможные связи и отношения между объектами окружающей действительности. Для творчества, как и для множества иных психологических качеств, существует чувствительный период, в течение которого это качество проявляется и развивается особенно интенсивно. Для развития творческих способностей ребёнка являются первые шесть лет его жизни. Во главе его развития всё ещё стоит динамическая активность, одновременно увеличивается влечение к познавательной деятельности. Активное развитие опорно-двигательного аппарата, мелких групп мышц, дифференциальное развитие отделов ЦНС, укрепление сердечно-сосудистой системы - это анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста в 6 лет. В развитии психической и умственной сферы происходит большой скачок. В шестилетнем возрасте у ребенка развиваются волевые качества. Он может сам выбрать себе роль и долго следить за ней. Воображение продолжает развиваться, ребенок начинает лучше отличать свои фантазии от реальности. Ребенок пользуется обширным словарным запасом в речи, свободно владеет родным языком, умеет выражать свои мысли и чувства. Он не лишь только понимает себя человеком со своими желаниями, но и умеет соизмерять их со своими способностями и возможностями. Не обращая внимания на возросшую самостоятельность, дошкольник становится больше гибким и не закрытым к диалогу. С шестилетним ребенком при построении взаимоотношений стоит принять во внимание анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Нельзя игнорировать психические и физические способности ребенка, он все же еще нуждается в поддержке взрослого. Необходимо развивать самостоятельность и инициативу, организовывать для ребенка возможность общения с ровесниками и взрослыми, друзьями семьи, воспитателями и наставниками. Теоретический анализ исследуемой проблемы позволяет утверждать, что возраст старших дошкольников является лучшим периодом для развития универсальных творческих способностей, потому что в этом возрасте дети очень любознательны и имеют большое желание познавать окружающий мир, у них больше свободного, не заданного стереотипа мышления. Именно в этом возрасте, по мнению учёных, закладывается психологическая основа для дальнейшей творческой деятельности взрослого человека [4]. Первые графичные проявления происходят случайным образом. Кажется, что в первую очередь ребёнок интересуется карандашом, а не картинкой. Дети чаще всего рисуют прямые горизонтальные или вертикальные линии, точки, метки и спиральные линии. Со временем каракули упорядочиваются, штрихи располагаются рядом, они становятся ритмичными — возникает стадия правильных каракулей. Третий и последний этап до периода живописи появляется, когда ребенок сначала рисует, а потом «видит» в картине изображения предмета - называет его. Затем на вопрос: «что ты нарисовал?»- ребенок может с равной возможностью дать любое имя своему чертежу. Это может быть солнце, мать и яблоко. То есть появляется связь между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка (возникает так называемая ассоциативная фаза). 3-5 лет - период простой картины. Ребенок пробует линию, чтобы выразить эмоции и движения (например, прыжки девочки показаны в виде зигзагообразной линии). 6-7 лет – период схематичных рисунков. Ребёнок рисует схематические изображения предмета по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает об этом изображении. Например, когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он рисует всадника с обеими ногами. Изображая человека в профиль, ребёнок рисует ему два глаза. Воcпитатель, обучая детей видеть произведения различных видов изобразительного иcкусства, поcтепенно привносит их в краcоту. Ребенок имеет возможность, наряду с отношением к учебе и творчеству, самостоятельно знакомиться и осваивать всевозможные художественные материалы, проводить эксперимент, находить способы передачи образов в рисовании, лепке и аппликациях. Это не мешает ребенку осваивать способы и приемы, которые были ему не знакомы. Ребенок имеет право выбрать свой собственный вариант. Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок получает возможность живо воспринимать окружающий мир, а это способствует формированию эмоционально окрашенных образов в детском изобразительном искусстве. Искусство помогает сформировать эмоциональное и ценное отношение к миру. Потребность в художественной деятельности - это, прежде всего, желание ребенка выразить себя, утвердить свое личное отношение. Развитие способности связано с факторами наследственности и факторами окружающей среды. Влияние факторов наследственности проявляется в первичной форме зарождения способностей – в задатках. Задатки - это естественные анатомо-физиологические свойства нервной системы, которые формируют биологическую основу для развития способностей. Это естественные предпосылки. Таким образом, индивидуальные задатки в некоторой степени избирательны, не сходны по отношению к различным типам деятельности. Задатки формируют возможности для развития способностей. Условие окружающей среды в развитии творческих способностей выражается в специально созданных направленных процессах обучения и воспитания, а также в характеристиках культуры. Социальная среда оказывает большое влияние на развитие и формирование человеческих способностей. Однако возможности формирования способностей во многом обусловлены потенциалом, заложенным в задатках. На формирование способностей оказывает большое влияние социальная среда: семья, друзья, школа и другие социальные учреждения. Социальная среда является для человека в разном возрасте источником собственного поведения, и информации. Социальная среда погружает ребенка в новую деятельность для него, помогает в определенных начинаниях или мешает ему. Важно, чтобы в компании ребенка были люди, с которыми он заинтересован в общении которые могут запросить ответ на любой вопрос, от которого можно ожидать творческих инициатив. Условиями и предпосылками для формирования человеческих способностей является присутствие общества, социально-культурной среды. Социокультурная среда позволяет развивать способности, обеспечивающие правильное использование объектов материальной и духовной культуры, а также развитие способностей. В развитии и формировании способностей особое значение играет обучение и образование. Способности можно развивать в процессе деятельности, но для этого требуется больше времени и энергии. В процессе обучения ребенок берет на себя знание двух видов: о событиях естественной и социальной реальности и о способах решения теоретических и практических проблем. Знание моделей реальности и исторического опыта познания, накопленного человечеством, дает человеку готовность к действиям и формированию способностей. Также имеет большое значение влияние культуры на развитие способностей. В развитии способностей огромную роль играет еще один фактор – фактор личной деятельности. Трудолюбие, интерес к действиям, к которым человек обладает лишь некоторыми особенностями, может изменить структуру своих способностей. Поэтому личная деятельность по осуществлению задатков является важнейшим фактором в формировании и развитии способностей. При анализе факторов, влияющих на уровень развития творческих способностей, чаще всего ученые подчеркивают среду обитания, темперамент и отношения в семье. Таким образом, развитие творческих способностей связано с факторами наследования и факторами окружающей среды. Влияние факторов наследственности проявляется в первичной форме зарождения способностей – в задатках. Внешними факторами, влияющими, на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста являются семья (характер и качество детско-родительских отношений, характеристика микроклимата в семье и т.д.), ближайшее окружение ребёнка, детский сад и последующие социальные институты. Одним из наиболее важных факторов творческого развития детей -это создание в образовательной среде условий, которые способствующих формированию их творческих способностей. 1.3. Возможности использования нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается за счет использования индивидуального подхода к детям, который должен проникать во всю учебно-воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх - не забывайте ни на минуту, что ребенок-это уникальная личность. Большое значение играет то, какие подходы и методы использует воспитатель при взаимодействии с детьми ДОУ, а также играет большое значение то, как ребенок сам относится к новому: воспринимает новые условия, ранее незнакомые ему, проявляет креативность, самостоятельность, фантазию, спрашивает помощи у старших, если сам не знает, как сориентироваться в какой-то области. Проблемы развития изобразительного искусства решались такими отечественными учеными, как: Т.Г. Казакова, Е.А. Флерина, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова и др.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg