Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование базовых компетенций педагогов и родителей в социальном партнерстве семьи и дошкольной образовательной организации

kisssaaa0721 3475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 139 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экс-перимен¬тальным путем проверить модель формирования базовых ком-петенций педагогов и ро¬дителей в социальном партнерстве семьи и до-школьной образовательной органи¬зации. Объект исследования: социальное партнерство семьи и дошколь-ной образо¬вательной организации в условиях реализации ФГОС ДО. Предмет исследования: модель формирования базовых компетен-ций педагогов и родителей в социальном партнерстве семьи и дошколь-ной образовательной орга¬низации. Гипотеза исследования состоит в том, что социальное партнер-ство семьи и дошкольной образовательной организации будет способ-ствовать формированию базо¬вых компетенций педагогов и родителей дошкольников, а, следовательно, и по¬вышению качества образователь-ного процесса в системе дошкольного образова¬ния. Задачи исследования: 1. Выявить структуру и содержание базовых компетенций педа-гогов и роди¬телей, необходимых для создания оптимальных условий развития детей в семье и дошкольной организации. 2. Разработать модель формирования базовых компетенций педа-гогов и родителей в условиях социального партнерства семьи и до-школьной организации. 3. Спроектировать технологию, позволяющую развивать базовые компетенции педагогов и родителей по индивидуальным образователь-ным траекториям в усло¬виях социального партнерства семьи и до-школьной организации. 4. Разработать авторский курс «Управление качеством дошколь-ного образова¬ния» для организационно-методического сопровождения процесса формирования базо¬вых компетенций педагогов и родителей в условиях социального партнерства се¬мьи и дошкольной организации. Теоретико-методологической основой исследования являются: ведущие идеи компетентностного подхода, позволяющего моде-лировать цели образования в виде системы базовых компетенций субъ-ектов образователь¬ного процесса (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Марко-ва, А.И.Субетто, А.В. Хутор¬ской и др.); системного подхода, рассмат-ривающего дошкольное образование как систему, в которой субъекты, реализующие индивидуальные образовательные траектории, являются самоорганизующимися и саморазвивающимися подсисте¬мами (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); гуманистического подхода, направлен¬ного на создание благоприятных условий для развития ребенка в соответ-ствии с его возрастными и индивидуальными особенностями (А.Г. Асмолов, Р.А. Валеева, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Д.И. Фель-дштейн и др.); культурно-исторического подхода, обеспечивающего вы-страивание образовательных отно¬шений на основе принятых в обществе ценностей, правил и норм поведения (А.Н. Веракса, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, Т.В. Кудрявцев, Д.Б. Эльконин и др.); деятельностного подхода, ориентированного на признание роли социального партнер-ства в достижении целей по развитию базовых компетенций субъектов образовательного процесса (К.А. Абульханова, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.); квалиметрического подхода, позволяющего определить структуру, содержание и уровни развития базовых компетенций педа¬гогов и родителей дошкольников (А.А. Мирошниченко, А.И. Субетто, В.С. Чере¬панов, О.Ф. Шихова, Ю.А. Шихов и др.); работы по дидактике дошкольного образования (А.Г. Асмолов, М.М.Безруких, Н.Е. Веракса, Г.Г. Кравцов, К.Д. Ушинский и др.), воз-растной педагогике и пси¬хологии (М.В. Ермолаева, И.Ю. Кулагина, Л.Ф. Обухова, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.), теории индиви-дуализации образования (А.Г. Асмолов, О.С. Газман, М.Н. Лазутова, А.А. Мелик-Пишаев, А.А. Остапенко и др.) и взаимодей¬ствия педагогов дошкольной организации и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, А.В.Козлова, Т.А. Куликова и др.). Для решения поставленных задач использовались следующие ме-тоды иссле¬дования: теоретические: анализ научно-педагогической ли-тературы, нормативно-правовых документов в сфере дошкольного и пе-дагогического образования, обобщение, систематизация, синтез, моде-лирование; эмпирические: педагогиче¬ское наблюдение, анкетирование, метод групповых экспертных оценок. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: 1. Определены основания проектирования индивидуальных об-разовательных траекторий субъектов образовательного процесса в до-школьной организации, которые представлены их базовыми компетен-циями и направлениями, обеспечива¬ющими социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое раз-витие личности ребенка в образовательных отно¬шениях с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, что дополняет теоретические представления педагогики о процессе самообразования взрослых. 2. Расширены теоретические представления об особенностях под-готовки педагогов дошкольных организаций в системе среднего профес-сионального и высшего образования в части расширения спектра компе-тенций, необходимых для исполнения трудовых функций по обеспече-нию индивидуализации образовательного процесса и психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах образо¬вания ребенка. 3. Обоснована модель формирования базовых компетенций педа-гогов и родителей, соотнесенная со структурой качества их индивиду-альной дея¬тельности по образованию ребенка, что расширяет теорети-ческие представления в области последипломного образования в аспекте таксономии компетентностно-ориентированных учебных целей субъек-тов, организующих образовательный процесс в системе дошкольного образования. Практическая значимость результатов исследования: 1. Разработанная технология внедрена в образовательный процесс МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад «Лучик» г. Мичуринска Тамбовской области и используется для развития базовые компетенций педагогов и ро¬дителей детей раннего возраста. 2. Авторский курс «Управление качеством дошкольного образо-вания», вклю¬чающий: квалиметрическое обеспечение (критерии оцени-вания уровня развития базовых компетенций, анкеты для педагогиче-ской экспертизы); методическое обеспечение (журнал комплексной диа-гностики; комплект профессионально-ориентированных заданий для пе-дагогов; сценарии дискуссий, деловых игр); эле¬менты дистанционного курса (вебинары для родителей), – используется в МБДОУ «Центр раз-вития ребенка -детский сад «Лучик» г. Мичуринска Тамбовской области для организационно-методического сопровождения педагогов и родите-лей в процессе развития их базовых компетенций. 3. Разработанная технология при соответствующей адаптации может исполь¬зоваться при подготовке педагогов в системе среднего профессионального и выс¬шего образования по направлению «Дошколь-ное образование», на курсах повы¬шения квалификации и профессио-нальной переподготовки, а также при подготов¬ке педагогов дошколь-ных организаций к аттестации. Экспериментальная база исследования. Исследование проводи-лось на базе Социально-педагогического института ФГБОУ ВО Мичу-ринский ГАУ; МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад «Лучик» г. Мичуринска Тамбовской области.
Введение

Актуальность исследования. В соответствии с законом «Об обра-зовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало пер-вым уровнем образовательной системы страны. Требования к образова-тельной про¬грамме этого уровня определяет федеральный государ-ственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Он предусматривает оказание психолого-педагогической поддерж-ки семье, а также повышение компетентно¬сти родителей в вопросах развития и образования детей при непосредственном содействии педа-гогов дошкольных организаций. Семья является главным социальным институтом, заказчиком и союзником в образовании детей. Поэтому формирование и развитие ро-дительских компетен¬ций, как необходимое условие повышения качества дошкольного образования, составляет одно из важнейших направлений психолого-педагогической помощи семье со стороны дошкольной обра-зовательной организации. В этом плане боль¬шими потенциальными возможностями обладает их социальное партнерство, ко¬торое не толь-ко делает возможным формирование и развитие родительских ком-петенций, но и способствует профессиональному развитию педагогов си-стемы дошкольного образования. Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы (Е.Н. Ар-наутова, Т.Н. Доронова, Л.В. Коломийченко, Т.А. Куликова и др.) и ис-следований показал, что в контексте переосмысления цели и результата дошколь¬ного образования, вопросы социального партнерства семьи и дошкольной органи¬зации рассмотрены недостаточно и требуют даль-нейшего изучения. Отсутствует и методическое обеспечение, необходи-мое для организации эффективного социаль¬ного партнерства педагогов и родителей дошкольников в их деятельности по раз¬витию детей в усло-виях реализации федерального государственного образова¬тельного стандарта, как нормы качества дошкольного образования. Известно, что основными характеристиками данной нормы явля-ются состав и уровни сформированности базовых (основных) компетен-ций педагогов и роди¬телей, которые представляют собой совокупность знаний, умений, навыков, способностей, составляющих профессиональ-ную и общекультурную основу их даль¬нейшего развития и самосовер-шенствования в целях создания оптимальных усло¬вий для образования ребенка в дошкольной организации и семье.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Теоретические основы организации образова-тельного процесса в системе дошкольного образования в условиях реализации Федерального государственного обра-зовательного стандарта ……………………………………………………………. 10 1.1 Профессиональный стандарт педагога системы до-школьного образования ………………………………………. 10 1.2 Социальное партнерство семьи и дошкольной орга-низации ……………………………………………………………… 35 1.3 Проектирование индивидуальной образовательной траектории ребенка на основе принципов и задач до-школьного образования ………………………………………………….. 47 Глава 2 Технология формирования базовых компетенций педагогов и родителей дошкольников в социальном парт-нерстве семьи и дошкольной организа¬ции ………………………….. 68 2.1 Модель формирования базовых компетенций педаго-гов и родителей ……………………………………………………… 68 2.2 Алгоритм формирования базовых компетенций педа-гогов и родителей в рамках ин¬дивидуальных образова-тельных траекторий ………………………………………………… 83 2.3 Экспериментальная работа по формированию базо-вых компетенций педагогов и родителей в социальном партнерстве семьи и дошкольной организации …………………. 99 Заключение ………………………………………………………….. 124 Список использованных источников …………………………….
Список литературы

1. Алексеева, Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения несо-вершеннолетних от типа неблагополучной семьи / Л.С. Алексеева // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. – М.: Просвещение, 1990. – С. 28-31. 2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: Linka Press, 2003. – 109 с. 3. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функ-ция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1994. – 297 с. 4. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимо-действия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнауто-ва // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 4. – С. 23-35. 5. Асмолов, А.Г. Стратегия развития вариативного образования: мифы и реальность / А.Г. Асмолов // Магистр: независимый психолого-педагогический журнал. – 2005. – № 1. – С.10-16. 6. Багиев, Г.Л. Руководство к практическим занятиям по марке-тингу с использованием кейс-метода / Г.Л. Багиев, В.Н. Наумов [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/m21/ (12.09.2019). 7. Банько, Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности как компонента профессиональной подготовки мене-джеров / Н.А. Багиев. – Волгоград : Политехник, 2004. – 74 с. 8. Безукладников, К.Э. Формирование линговодидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: концепция и мето-дика: дис. … д-ра пед. наук / К.Э. Бкзукладников. – Нижний Новгород, 2009. – 403 с. 9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. пси-хол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – 3-е изд. – М.: МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. – 349 с. 10. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образова-тельной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14. 11. Бордовский, Г.А. Управление качеством образовательного процесса: монография / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапи-цын. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – 359 с. 12. Бордовская Н. В. Психология и педагогика: предметная об-ласть психологии и педагогики, личность и ее развитие, познавательная, учебная и профессиональная деятельность, общение в семейной, образо-вательной и профессиональной среде, психологический и педагогиче-ский практикум: учеб. / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – М. [и др.]: Пи-тер, 2011. – 620 с. 13. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – 2-е изд., доп. и пере-раб. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 206 с. 14. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компе-тентности педагога / В.Н. Введенский // Педагогика. – 2003. – № 10. – С.51-55. 15. Вдовина, С.А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном про-цессе современной школы: дис. ... канд. пед. наук / С.А. Вдовина. – То-больск, 2000. – 175 с. 16. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: посо-бие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 70 с. 17. Веретенникова, В.Б. Единое образовательное пространство в современной системе дошкольного образования / В.Б. Веретенникова // NOVATION. – 2016. – № 6. – С. 16-22. 18. Веретенникова, В.Б. Образовательная деятельность субъектов образовательного процесса в современной системе дошкольного обра-зования / В.Б. Веретенникова // Качество. Инновация. Образование. – 2015. – №9. – С. 8-16. 19. Веретенникова, В.Б. Проектирование индивидуального обра-зовательного маршрута ребенка в современной системе дошкольного образования / В.Б. Веретенникова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 11. – С. 118-122. 20. Веретенникова, В.Б. Современные подходы и принципы в си-стеме дошкольного образования / В.Б. Веретенникова // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 6-3 (15). – С. 77-80. 21. Веретенникова, В.Б. Структурно-функциональная модель ка-чества компетентностно-ориентированного образовательного процесса в системе дошкольного / В.Б. Веретенникова // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 5. – Ч. 2. – С. 76-81. 22. Виноградов, Г.С. Народная педагогика: [Отрывки и наброски] / Г.С. Виноградов. – Иркутск: Вост.-Сибирск. отд. Русск. географич. о-ва, 1996. – 30 с. 23. Виноградова, Л.В. Ищем новые формы взаимодействия с ро-дительской общественностью / Л.В. Виноградова // Воспитание школь-ников. – 2005. – №6. – С.9-16. 24. Вифлеемский, А.Б. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? / А.Б. Вифлеемский // Народное образование. – 2014. – №3. – С.34-42. 25. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский– М.: Педагогика, 1982-1983. 26. Газман, О.С. От авторитарного общения к педагогике свобо-ды / О.С. Газман // Новые ценности образования. – 2005. – №2. – С 16-45. 27. Галкина, Е.А. Актуализация учебных программ ВПО в соот-ветствии с требованиями Профессионального стандарта педагога / Е.А. Галкина, А.В. Марина, О.Б. Макарова // Вестник Новосибирского госу-дарственного педагогического университета. 2015. – № 3. – С.22-31. 28. Гершунский, Б.С. Россия: образование и будущее. Кризис об-разования в России на пороге XXI в. / Б.С. Гершунский – Челябинск: Челябинский филиал ИПО, 2003. – 240 с. 29. Голошумова, Г.С. Тенденции развития вариативного образо-вания в современном социуме / Г.С. Голошумова, Ф.Ф. Тимиров, С.Г. Ежов // Мир науки, культуры, образования. 2014. – №3. – С. 148-151. 30. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни: учеб. пособие / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 2001. – 158с. 31. Гурье, Л.И. Современные средства обучения в процессе по-вышения квалификации преподавателей вузов / Л.И. Гурье // Образова-тельные технологии и общество. 2009. – № 1. – С. 324-327. 32. Давыдов, В.В. О понятии личности в современной психологии / В.В. Давыдов // Психологический журнал. – 1998. – № 4. – С. 22-32. 33. Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н.Н. Двуличанская // Наука и образование. – 2011. – № 4. – 6 с. 34. Детский сад и семья / Н.Ф. Виноградова [и др.]; под ред. Т.А.Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1996. – 207 с. 35. Добудько, Т.В. Формирование профессиональной компетент-ности учителя информатики в условиях информатизации образования: авт… реф. дис. д-ра пед. наук / Т. В. Добудько. – М., 1999. – 44 с. 36. Доронова, Т.Н. О взаимодействии дошкольного образова-тельного учреждения с семьей на основе единой программы для родите-лей и воспитателей «Из детства – в отрочество» / Т.Н. Доронова // До-школьное воспитание – 2005. – № 3. – С. 87-91. 37. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.И. Ядэш-ко, Ф.А. Сонина. – М.: Просвещение, 1998. – 418 с. 38. Дошкольная педагогика и психология: хрестоматия / ред.-сост. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М. : Мозаика-синтез, 2014. – 554 с. 39. Жданко, Т.А. Проектирование индивидуальных образова-тельных маршрутов (ИОМ) студентов в вузе / Т.А. Жданко, Т.В. Жика-ренцева, О.Ф. Чупрова // Magister Dixir. – 2014. – №1. – С. 140-146. 40. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1 Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. – М.: Педагоги-ка,1986. – 320 с. 41. Запорожец, А.В. Психология действия / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2000. – 736 с. 42. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2005. – 215 с. 43. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентносного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 38 с. 44. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ро-стов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с. 45. Ильенков, Э.В. Проблема идеального / Э.В. Ильенков // Во-просы философии. – 1999. – № 7. – С. 145-158. 46. Ильин, В.С. Концепции целостного учебно-воспитательного процесса / В.С. Ильин // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. – Волгоград: Изд-во ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1991. – С. 5-12. 47. Ильясов, Д.Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров / Д.Ф. Ильясов // Вестник ТГПУ. – 2010. – № 3. – С. 30-35. 48. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависи-мости от типологических свойств нервной системы: К психол. основам науч. организации труда, учения, спорта / Е.А. Климов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1989. – 278 с. 49. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Де-шеулина. – М.: Сфера, 2004. – 112 с. 50. Коковина, Л.Н. Онтологические аспекты педагогической ре-альности / Л.Н. Коковина // Педагогика. Психология. Социальная рабо-та. Ювенология. Социокинетика. – 2012. – № 18. – С. 85-87. 51. Колесникова, И.А. Основы андрагогики: учеб. пособие / под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Изд-во «Академия», 2003. – 240 с. 52. Коломийченко, Л.В. Концепция социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 8–28. 53. Коменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Из-бранные педагогические сочинения. – М.: Наука, 1992. – Т.1. – 320 с. 54. Кон, И.С. Этнография родительства / И.С. Кон. – М.: Высш. шк., 2011 .– 199 с. 55. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д.Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2003. – 176с. 56. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольни-ков: учеб. пособие / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 261 с. 57. Краевский В.В. Методологическая компетентность педагогов – исследователей как условие научного обеспечения модернизации об-разования / В.В. Краевский // Соискатель-педагог. – 2008. – №1. – С. 31-35. 58. Красикова, Е.С. Кейс-метод в структуре и содержании мето-дической компетенции лингвиста преподавателя: автореф. … канд. пед. наук / Е.С. Красикова. – Ставрополь, 2009. – 24 с. 59. Кроль, В.М. Психология и педагогика: учеб. пособие / В.М.Кроль. – М.: Высш. шк., 2011. – 319 с. 60. Криволапова, Н. А. Повышение родительской компетентности социальная проблема / Н.А. Криволапова, Т.П. Воробьева // Специфика педагогического образования в регионах России. 2012. – №1. – С. 143-146. 61. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. / Т.А. Куликова – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с. 62. Культуросообразная школа / науч.ред. Н. Крылова // Новые ценности образования. НЦО = New educational values. NEV: серия науч-но-методических изданий. – М.: [б. и.], 2002. – Вып. 11. – 192 c. 63. Кулюткин, Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю.Н. Кулюткин // Вопросы психологии. – 1996. – №2. – С. 21-30. 64. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002. – 156 с. 65. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1993. – 393 с. 66. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт; вступ. ст. И. Н. Решетень. – М.: Педагогика, 1990. – 398 с. 67. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской. – М.: Изд-во «Институт практической психологи»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384 с. 68. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 1999. – 465 с. 69. Лобанова, Н.Н. Профессиональная компетентность педагога / Н.Н. Лобанова, В.В. Косарев, А.П. Крючатов. – Самара; СПб.: ОАО "СамВен", 2007. – 107 с. 70. Лопанова, Е.В. Компетентностная модель системы повышения квалификации педагогов / Е.В. Лопанова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – №11. – С. 237-248. 71. Лузина, Л.М. Бытийный (онтологический) подход к воспита-нию / Л.М. Лузина; под ред. И.А. Зимней // Стратегия воспитания в об-разовательной системе России: подходы и проблемы. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. – С.141-154. 72. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с. 73. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Марко-ва. – М.: Знание, 1996. – 308 с. 74. Медведев, В.П. Подготовка преподавателей высшей школы: компетентностный подход / В.П. Медведев, Ю.Г. Татур // Высшее обра-зование в России. – 2007. – №11. – С.46-56. 75. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: избр. психол. тр. / В.С. Мерлин. – М.: Моск. психол.-социал. ин-та; Воронеж: МОД-ЭК, 2005. – 542 с. 76. Мизина, Н.Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы / Н.Н. Мизина // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Сер. «Гуманитарные науки». – 2009. – № 7. – С. 16-22. 77. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального разви-тия учителя / Л.М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 320 с. 78. Недземковская, Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики / Г.В. Недземковская // Психология и педагогика. – 2009. – № 5. – С. 157-163. 79. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образователь-ной деятельности / ред. Т.В. Радькина. – М.: Просвещение, 2014. – 110 с. 80. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (пе-дагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель): приказ М-ва труда России от 18.10.2013 № 544; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.htm (15.09.2019). 81. Овчарова, Р.В. Психология родительства: учеб. пособие / Р.В.Овчарова. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 368 с. 82. Олейникова, О.Н. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура: метод. пособие / О.Н. Олей-никова, А.А. Муравьева. – М.: АНО Центр ИРПО, 2011. – 100 с. 83. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: пара-дигмы, проекции, практики: учеб. пособие / А.Б. Орлов. – М.: Academia, 2002. – 270 с. 84. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 2006. – 304 с. 85. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин [и др.]. – 4-е изд. –М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с. 86. Педагогическая система: теория, история, развитие: [коллек-тив. моногр.] / [В.П. Бедерханова и др.]; под ред. В.П. Бедерхановой, А.А.Остапенко. – М.: Народное образование, 2014. – 124 с. 87. Педагогические технологии: учеб. пособие / под общей ред. В.С.Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с. 88. Петровский, А.В. Развитие личности и проблема ведущей дея-тельности / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 1987. – № 1. – С. 15-26. 89. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъек-тивности / В.А. Петровский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с. 90. Психическое развитие младших школьников: Эксперим. пси-хол. ис-след. / под ред. В.В. Давыдова; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 168 с. 91. Самарина, С.М. Применение кейс-методов в преподавании маркетинга / С.М. Самарина, С.А. Калугина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – № 4. – С. 129-136. 92. Семья в психологической консультации: Опыт и пробл. пси-хол. консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1999. – 206 с. 93. Сергеев, Н.К. Педагогическое образование: поиск инноваци-онной модели / Н.К. Сергеев // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 66-73. 94. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Ю. Сурмин [и др.]. – Киев: Центр инноваций и развития, 2012. – 286 с. 95. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. по-собие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев – М.: Школа-Пресс, 2005. – 384 с. 96. Смышляева, Л.Г. Дидактическая концепция модернизации до-полнительного профессионального образования муниципальных слу-жащих в России / Л.Г. Смышляева. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2011. – 248 с. 97. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие / О.В. Солодянкина. – Москва : Аркти, 2006. – 80 с. 98. Соложнин, А.В. Профессиональный стандарт: что если внед-рить не для галочки? / А.В. Соложнин// Журнал руководителя управ-ления образованием. – 2014. – № 3. – С 52-59. 99. Станулевич, О.Е. Реализация ФГОС: содержание, условия, ре-зультаты / О.Е. Станулевич // Научные исследования в образовании. – 2012. – Вып. 1. – С. 33-44. 100. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспита-ния и развития ребенка: учеб. пособие / Э.Я. Степаненкова. – М.: Изда-тельский центр «Академия», 2016. –368 с. 101. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/06/09/strategiya-site.html (15.09.2019). 102. Субетто, А.И. Универсальные компетенции: проблемы иден-тификации и квалиметрии (в контексте новой парадигмы универсализма в XXI веке) / А.И. Субетто // Исслед. центр пробл. качества подгот. спе-циалистов Московского гос. ин-та стали и сплавов (технологического ун-та), Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, Смольный ун-т Россий-ской акад. образования [и др.]. – СПб. [и др.]: [б. и.], 2007. – 149 с. 103. Суртаева, Н.Н. Технология индивидуальных образователь-ных траекторий / Н.Н. Суртаева // Химия в школе. – 2009. – №4. – С.13-17. 104. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В.А.Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с. 105. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие школьника / С.В. Тарасов. – СПб.: ЛОИРО, 2013. – 139 с. 106. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности / В.Я. Тита-ренко. – М.: Мысль, 1997. – 351с. 107. Токарева, С.Н. Социальные и психологические аспекты се-мейного воспитания (спецкурс МГУ) / С.Н. Токарева. – М.: Изд-во МГУ 1999. – 79 с. 108. Толстой, Л.Н. Избранные филосовские произведения / сост., авт. вступ. ст. Н.П. Семыкин. – М.: Просвещение, 1992. – 528 с. 109. Трубина, Е.С. Генезис категориально-понятийного аппарата исследования проблемы проектирования образовательной деятельности дошкольников / Е.С. Трубина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. – № 9-2. – С. 149-160. 110. Турбович, Л.Т. Информационно-семантическая модель обу-чения / Л.Т. Турбович. – СПб.: Речь, 2012. – 177 с. 111. Удалова, А.С. Социальное партнерство семьи и школы / А.С.Удалова // Народное образование. – 2014. – № 3. – С. 135-138. 112. Успенская, Я.Н. Педагогическое обеспечение реализации творческого потенциала личности в контексте проблемы индивидуаль-ности образования / Я.Н. Успенская // Журнал научно-педагогической информации. – 2010. – Т.6. – № 10. – С. 23-31. 113. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т 1. / сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1998. – 416 с. 114. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогиче-ское образование (квалификация (степень) бакалавр): утв. приказом М-ва образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426; То же [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71200970/ (15.09.2019). 115. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01. Дошкольное образование: утв. приказом М-ва образования и науки РФ от 27.10.2014 № 1351; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70810642/ (15.09.2019). 116. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избран-ные труды / Д.И. Фельдштейн. – М.: Московский психологический ин-ститут: Флинта, 1999. – 672 с. 117. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г.Г.Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. – 240 с. 118. Филиппова, С.О. Современные подходы к оценке физического состояния дошкольников / С.О. Филиппова, Н.А. Петренкина // Совре-менные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – С. 33-41. 119. Халикова, В.В. Взаимосвязь образа родителей и представле-ний об отношениях с ними у ребенка / В.В. Халикова //Вестник БГПУ: Психолого-педагогические науки. – 2006. – № 6. – С. 45-52. 120. Хоменко, И.А. Школа и родители: этапы развития социально-го партнерства / И.А. Хоменко // Директор школы. – 2007. – №7. – С. 83-88. 121. Хуторской, А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2013. – № 2. – С. 58-64. 122. Черепанов, В.С. Основы педагогической экспертизы / В.С. Че-репанов. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2016. – 124 с. 123. Шихова, О.Ф. Основы квалиметрии вузовского образователь-ного стандарта: монография / О.Ф. Шихова. – Москва; Ижевск: Изда-тельский дом «Удмуртский университет», 2006. – 243с. 124. Щербакова, С.Д. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: авт. дис. …канд. пед. наук / С.Д. Щербакова. – М., 1998. – 18 с. 125. Эльконин, Д.Б. Детская психология: (Развитие ребенка от рождения до семи лет) / Д.Б. Эльконин. – М.: Учпедгиз, 1990. – 328 с. 126. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эль-конин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с. 127. Я – компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников / под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с. 128. Якиманская, И.С. Требования к учебным программам ориен-тированным на личностное развитие школьников / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 2004. – №2. – С.64-67. 129. Ямбург, Е.М. Новый профессиональный стандарт педагога: проблемы внедрения / Е.М. Ямбург // Вестник Тюменского государ-ственного университета гуманитарные исследования. – 2015. – № 2. – С 163-169. 130. Anderson, L.W. A taxonomy for learning, teaching, and assessing / L.W. Anderson, D.R. Krathwohl. – New York: Longman. 2000. – 352 р. 131. Bloom, B.S. Taxonomy of Educational Objectives. Book 1: Cog-nitive Domain. – 2-nd edition. / B.S. Bloom. – Wesley Publishing Compa-ny, 1985. – 113 p. 132. Gagne R.M. The Conditions of Learning. – 3 ed. / R.M. Gagne. – New York : Holt, Rinehart and Winston, 1977. – 339 р. 133. Rogers, C.R. Freedom to Learn / C. R. Rogers, H. J. Freiberg. – 3-rd edition. – New York; Oxford; Singapore; Sydney: Maxwell Macmillan In-ternational, 1994. – 406 p.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы организации образова¬тельного процесса в системе дошкольного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта 1.1 Профессиональный стандарт педагога системы дошкольного образования В условиях реализации в системе дошкольного образования Феде-рального государственного образовательного стандарта от педагогиче-ских работников тре¬буется оперативная реакция на происходящие в сфере образования изменения и наличие необходимых для этого про-фессиональных компетенций. Профессиональная компетенция рассматривается исследователями как спо¬собность применять знания, умения, личностные качества, прак-тический опыт при решении актуальных и определении перспективных задач профессиональной деятельности [99]. Требования ФГОС ДО к профессиональным компетенциям педаго-га предпо¬лагают изменение существующих форм повышения квалифи-кации и создание но¬вой гибкой системы его профессионального разви-тия. На наш взгляд, такая си¬стема может быть построена на основе про-фессионального стандарта в рамках дошкольной организации. В принятом в России Трудовом кодексе понятие «Профессиональ-ный стан¬дарт» базируется на понятии «квалификация», которая рас-сматривается как уро¬вень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы педагога. В свою очередь, профессиональный стандарт выступает как характеристика ква¬лификации, которая необходима ра-ботнику для того, чтобы он осуществлял кон¬кретный вид профессио-нальной деятельности. В нашем случае речь идет о педагогической деятельности работ-ника в должности педагога в организациях дошкольного образования. Профессиональный стандарт «Педагог», регламентирующий педа-гогиче¬скую деятельность в сфере дошкольного образования [80], ис-пользуется работо¬дателями при: определении ими кадровой политики и для управления персона¬лом; аттестации работников и их обучения; со-ставления трудовых договоров; введении должностных инструкций и системы оплаты труда [98]. Характеризуя профессиональный стандарт, Е.А. Ямбург замечает, что он предназначен для раскрытия творческой инициативы педагога и обеспечения по¬вышения качества образования. А качество образования прежде всего зависит от квалификации педагога. Поэтому стандарт – это не только способ реализации стратегии образования в изменяющемся мире, но также инструмент повышения качества российского образова-ния, его выхода на мировой уровень [129]. Данный документ состоит из четырех разделов. Первый раздел включает, в частности, сведения о видах профессиональной деятельности образовательной ор¬ганизации, декларирует ее основную цель: оказание образовательных услуг по ос¬новным общеобразовательным програм-мам. Второй раздел включает описание трудовых функций работников, представ¬ленных в функциональной карте видов профессиональной дея-тельности. Целью функциональной карты является определение ключе-вых функций на различных уровнях их детализации и установление свя-зи между ними [123]. Трудовая функ¬ция – это составная часть трудовой деятельности. Она представляет собой инте¬грированный и достаточно автономный набор выполняемых трудовых действий, определяемый технологическим процессом и предполагающий наличие необхо¬димых знаний, умений, компетенций для их реализации [82]. В данном разделе представлены две обобщенные трудовые функции педагогов дошколь-ной образо¬вательной организации, приведенные в табл. 1. ? Таблица 1 Описание обобщенных трудовых функций педагога дошкольной организации Обобщенные трудовые функции Педагогическая деятельность по проекти-рованию и реализации образователь-ного процесса в дошкольных организа-циях (6 уровень квалификации) Педагогическая деятельность по про-ектированию и реализации основных об-щеобразовательных программ. (5-6 уро-вень квалификации) Трудовые функции Общепедагогическая функция. Обучение. (6 уровень квалификации) Педагогическая деятельность по реализа-ции программ дошкольного образования. (5 уровень квалификации) Воспитательная деятельность. (6 уровень квалификации) Развивающая деятельность. (6 уровень квалификации) В третьем разделе обобщенные трудовые функции описываются более по¬дробно с учетом уровня квалификации работника. Здесь же определены требова¬ния к образованию, обучению и опыту практиче-ской работы педагогов, а также особые условия их допуска к работе. Вводится понятие трудового действия как комплекса трудовых движе-ний, которые имеют общее целевое назначение и характеризуются постоянством материальных элементов в течение всего времени их вы-полнения. Трудовое действие складывается из двух и более трудовых движе¬ний и является частью трудового приема [24]. Четвертый раздел включает сведения об организациях и разра-ботчиках профессионального стандарта. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессио¬нальной деятельности, предусматривающей: обучение, воспи-тание и развитие ребенка [80]. В соответствии со стратегией современ-ного образования, он суще¬ственно наполняется новыми компетенциями, нацеленными и на решение тех пе¬дагогических проблем, которые обу-словлены началом реализации [27] ФГОС в дошкольном образовании. Задачей профессионального стандарта является и обес¬печение в этой си-стеме государственных гарантий качества образовательного процесса [18; 21]. Приказом Минтруда России (2018 г.) утверждены уровни ква-лификации педагога, а также пути их достижения, которые учитываются при со¬здании профессиональных стандартов в части описания трудовых функций и требований к обучению и образованию работников. Уровни квалификации педагога, охарактеризованные в табл. 2, определяют тре-бования профессиональ¬ного стандарта к знаниям и умениям работников в зависимости от их ответствен¬ности и полномочий. Таблица 2 Уровни квалификации педагога, принятые в профессиональном стандарте Уро-вень Показатель уровней квалификации Основные пути достижения уровня квалификации Полномочия и ответствен-ность Характер умений Характер знаний 5 уровень Самостоятель-ная деятель-ность по реше-нию практиче-ских задач, тре-бующих анали-за и изменения ситуации. Участие в управлении решением по-ставленных за-дач в подразде-лении Ответствен-ность за реше-ние поставлен-ных задач или результат дея-тельности группы работ-ников или под-разделения Решение практи-ческих задач с элементами про-ектирования. Выбор способов решения в изме-няющихся усло-виях рабочей си-туации. Текущий и ито-говый контроль, оценка и коррек-ция деятельности Применение профессиональ-ных знаний тех-нологического и методического характера. Самостоятельный поиск информа-ции, необходи-мой для решения профессиональ-ных задач Образовательные программы: сред-него профессио-нального образо-вания; подготовки специалистов среднего звена; подготовки квали-фицированных ра-бочих и служащих. Основные про-граммы: професси-онального обуче-ния и подготовки по рабочим про-фессиям, должно-стям служащих; переподготовки рабочих и служа-щих; повышения квалификации ра-бочих. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт 6 уровень Самостоятель-ная деятель-ность, предпо-лагает опреде-ление задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных под-разделений. Ответствен-ность за резуль-тат выполнения работ на уровне подразделений или организа-ции. Разработка, внедрение, кон-троль, оценка и коррекция направлений профессиональ-ной деятельно-сти, технологи-ческие или мето-дические реше-ния. Применение профессиональ-ных знаний тех-нологического или методическо-го характера, в том числе инно-вационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профес-сиональной ин-формации. Образовательные программы: выс-шего образования; бакалавриата. Образовательные программы: сред-него профессио-нального образо-вания; подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт Из приведенных в таблице характеристик уровней квалификации педагога видно, что достаточным для него является наличие среднего профессионального или высшего образования, полученного по про-грамме бакалавриата. В целом, профессиональный стандарт педагога – это многофунк-циональный нормативный документ, определяющий требования к усло-виям труда педагога, его компетенциям и квалификации. В рамках исследования проведен анализ соответствия этих требо-ваний нормам действующих в современный период в России федераль-ных государственных образовательных стандартов среднего професси-онального (ФГОС СПО [115]) и высшего образования (ФГОС ВО [114]). Цель анализа – определить, насколько полно компетенции, приведенные в ФГОС СПО и ФГОС ВО, будут обеспечивать выполнение трудовых функций и действий педагога дошкольной организации, представлен-ных в профессиональном стандарте. Результаты анализа показаны в табл. 3, где знаком «?» отмечено отсутствие необходимых компетенций, а их наличие обозначено соответствующим кодом. Наиболее полно, на наш взгляд, обеспечена обобщенная трудовая функция, направленная на реализацию педагогом программ дошколь-ного образования. Таблица 3 Соответствие компетенций ФГОС СПО и ФГОС ВО требованиям профессионального стандарта Профессиональный стандарт ФГОС СПО ФГОС ВО Бакалавриат Трудовая функция. Общепедагогическая функция. Обучение Трудовые действия 1. Разработка и реализация программ в рамках ос-новной общеобра¬зовательной программы ОК2 ОК9 ПК-1 ПК-8 2. Осуществление профессиональной деятельно-сти в соответствии с требованиями ФГОС ДО ОК11 ОПК-4 ПК-1 3. Участие в разработке и реализации программы развития образо¬вательной организации в целях со-здания комфортной и безопасной образовательной среды ОК10 ОПК-6 ПК-1 4. Планирование и проведение занятий ПК2.5 ПК2.8 ПК-1 ПК-6 5. Систематический анализ эффективности заня-тий и подходов к обучению ПК2.7 ПК2.8 ПК-11 6. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) ОК5 ОК-3 7.Формирование мотивации к обучению ОК7 ПК-5 Необходимые умения 8. Владение методами и формами обучения, в том числе выходя¬щими за рамки занятий: про-ектная деятельность и т.п. ПК5.5 ОПК-4 ПК-1 ПК-2 9. Объективное оценивание знаний обучающихся на основе тести¬рования и других методов контроля в соответствии с образователь¬ными возможностя-ми детей ПК2.7 ПК-2 10.Разработка и применение современных психо-лого-педагогических технологий, основанных на знании законов разви¬тия личности ОК-9 ПК2.1 ОПК-3 11.Использование и апробирование специальных подходов к обу¬чению в целях включения в обра-зовательный процесс всех обуча¬ющихся, в том числе: с особыми потребностями в образовании, с выдающимися способностями и др. ПК5.5 ОПК-2 ПК-13 12. Владение ИКТ-компетентностями: общеполь-зовательской; об¬щепедагогической; предметно-педагогической ОК5 ОК-3 13.Организация различных видов образовательной деятельности: игры, познавательно-исследовательской, общения – с учетом воз-можностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона ПК2.2 ОПК-4 ПК-13 ПК-14 Необходимые знания 14. История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, место и роль образования в жизни общества и личности ПК5.3 ОК-2 15. Закономерности возрастного развития, его ста-дии и кризисы, социализация личности, индикато-ры индивидуальных особенностей траекторий жиз-ни, их возможные девиации, основы их психодиа-гностики ПК5.1 ОПК-2 ОПК-4 ПК-9 16.Основы психодидактики, поликультурного об-разования, закономерностей поведения – ОК-4 ОПК-2 ОПК-3 17.Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и прие-мы современных педагогических технологий ПК5.3 ПК-2 18. Основная образовательная программа и методи-ка обучения ОК2 ПК2.1 ОПК-4 ПК-1 19. Приоритетные направления развития образова-тельной системы РФ, законы и нормативно-правовые акты, регламентирующие образователь-ную деятельность, вопросы обучения и воспитания детей, ФГОС ДО, законодательство о правах ребен-ка, трудовое законодательство ОК11 ОПК-4 20. Конвенция о правах ребенка ОК11 ОПК-4 Трудовая функция. Воспитательная деятельность Трудовые действия 21. Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды ОК10 ОПК-6 22. Реализация современных, в том числе интерак-тивных методов и форм воспитательной работы на занятиях и в свободной деятельно¬сти ПК5.5 ОК-9 ПК-2 23. Постановка воспитательных целей, способ-ствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера ПК2.2 ОПК-2 24. Определение и принятие обучающимися чет-ких правил поведе¬ния в соответствии с уставом образовательной организации и пра¬вилами ее внутреннего распорядка ПК2.1 ОПК-4 25. Проектирование и реализация воспитательных программ ПК5.5 ПК-8 26. Реализация воспитательных возможностей раз-личных видов де¬ятельности ребенка (общение, по-знавательно-исследовательская, игра) ПК2.2 ОПК-4 ПК-7 27. Проектирование ситуаций и событий, разви-вающих эмоцио¬нально-ценностную сферу ребен-ка (культуру переживаний и цен¬ностных ориен-таций) ПК5.5 ОК-4 ПК-13 28. Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации ОК11 ОК-4 ОПК-5 29. Развитие у обучающихся познавательной ак-тивности, самостоя¬тельности, творческих способ-ностей, формирование гражданской позиции, спо-собности к труду и жизни в условиях современно-го мира, формирование культуры здорового образа жизни ПК5.1 ПК1.1 ОПК-2 30. Формирование навыков поведения и толерант-ности в изменяю¬щейся поликультурной среде – ОК-4 31. Использование конструктивных воспитатель-ных усилий роди¬телей, помощь семье в вопросах воспитания детей ПК4.2 ОПК-4 ПК-6 Необходимые умения 32. Строить воспитательную деятельность с уче-том культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей ПК5.1 ОПК-2 ПК-13 33. Общаться с детьми, признавать их достоин-ство, понимать и принимать их ОК-11 ОПК-4 34. Создавать разновозрастные детско-взрослые общности обуча¬ющихся, их родителей и педаго-гических работников ПК4.3 – 35. Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обуче¬ния и воспитания, мотивируя их познавательно-образовательную деятельность ПК2.2 ПК2.6 ПК-7 36. Анализировать реальное состояние дел в детском коллективе, поддерживать в нем дело-вую, дружелюбную атмосферу ПК2.4 ПК-7 37. Защищать достоинство и интересы обучаю-щихся, помогать де¬тям, оказавшимся в конфликт-ной ситуации или неблагоприятных условиях ОК3 ОК11 ОПК-4 38. Находить ценностный аспект знания и ин-формации, обеспечи¬вать его понимание и пере-живание обучающимися ПК2.4 ПК2.5 ПК-2 39. Владеть методами организации экскурсий ПК2.1 ОПК-2 ПК-2 40. Сотрудничать с педагогическими работниками и специалистами в решении воспитательных задач ПК4.5 ОК-5 Необходимые знания 41. Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере об¬разования, ФГОС ДО ОК11 ОПК-4 42. История, теория, закономерности, принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образо¬вания в жизни общества и личности ПК5.3 ОК-2 43. Основы психодидактики, поликультурного образования, зако¬номерностей поведения ПК5.1 ОК-4 ОПК-2 ОПК-3 44. Закономерности возрастного развития, стадии и кризисы разви¬тия и социализации личности, ин-дикаторы и индивидуальные осо¬бенности траекто-рий жизни и их возможные девиации, приемы ди-агностики – ОПК-2 ПК-2 45. Научное представление о результатах образова-ния, путях их до¬стижения, способах оценки ПК5.3 ПК5.5 ОК-1 46. Основы методики воспитательной работы, ос-новные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагоги¬ческих техноло-гий ОК9 ПК-2 47. Нормативно- правовые, руководящие и ин-структивные доку¬менты, регулирующие органи-зацию и проведение мероприятий за пределами образовательной организации ОК11 ОК-7 ОПК-4 Другие характеристики 48. Соблюдение нравственных, правовых, этиче-ских норм, требо¬ваний профессиональной этики ОК11 ОПК-5 Трудовая функция. Развивающая деятельность Трудовые действия 49. Выявление в ходе наблюдения личностных и поведенческих проблем обучающихся, свя-занных с особенностями их развития ПК1.4 ОПК-2 ПК-2 50. Оценка параметров и проектирование пси-хологически ком¬фортной и безопасной обра-зовательной среды, разработка про¬грамм про-филактики различных форм насилия ПК5.5 ОПК-6 51. Применение инструментария, методов диа-гностики и оценки показателей уровня и дина-мики развития ребенка ПК2.7 ОПК-4 ПК-2 52. Освоение и применение психолого-педагогических технологий, необходимых для ад-ресной работы с различными контингентами обу-чающихся: одаренные, социально уязвимые и по-павшие в труд¬ные жизненные ситуации дети, дети-мигранты, сироты, дети с осо¬быми образователь-ными потребностями (аутисты, с синдромом де-фицита внимания, гиперактивностью и др.) ОК9 ПК5.1 ОПК-2 ОПК-3 53. Оказание адресной помощи обучающимся ОК7 ОПК-2 54. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического конси-лиума ПК4.5 ОК-5 ОПК-3 55. Разработка (совместно с др. специалистами) и реализация сов¬местно с родителями программ ин-дивидуального развития ребенка - ОК-5 ПК-9 56. Освоение и адекватное применение специаль-ных методов и технологий, позволяющих прово-дить коррекционно-развивающую работу ПК4.4 ОПК-3 ОПК-4 ПК-9 57. Развитие у познавательной активности, само-стоятельности, инициативы, творческих способно-стей детей, формирование у них гражданской пози-ции, способности к труду, жизни в условиях со-временного мира, формирование культуры здоро-вого и безопасного образа жизни ПК1.1 ПК2.2 ПК2.3 ОПК-3 ПК-3 58. Формирование и реализация ценностей и об-разцов социального поведения, формирование то-лерантности и позитивных образцов поликультур-ного общения - ПК-13 ПК-14 59. Формирование системы регуляции поведе-ния и деятельности ребенка ОК7 ПК-7 Необходимые умения 60. Владеть профессиональной установкой на ока-зание помощи ре¬бенку, независимо от его образо-вательных возможностей, особен¬ностей поведения, состояния физического и психического здоровья ОК3 ОК7 ОПК-2 61. Использовать в практике работы психоло-гические подходы: культурно-исторический, деятельностный, развивающий ПК2.1 ПК2.4 ОПК-3 ПК-2 62. Осуществлять (с психологом и др. специали-стами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ ОК6 ОК-5 ОПК-3 63. Понимать документацию специалистов (пси-хологов, дефектологов, логопедов и т.д.) ПК4.5 ОК-5 ОК-7 64. Составлять (с психологом и др. специали-стами) психолого-педагогическую характери-стику личности обучающегося ОК6 ПК4.5 ОК-5 ОПК-2 65. Разрабатывать и реализовывать индивидуаль-ные образователь¬ные траектории, программы раз-вития и индивидуально-ориентированные образо-вательные программы с учетом личност¬ных и воз-растных особенностей ребенка – ОПК-4 ПК-9 66. Осуществлять (вместе с психологом) монито-ринг личностных характеристик ОК6 ПК4.5 ОК-5 ОПК-2 67. Формировать детско-взрослые сообщества ПК4.3 – Необходимые знания 68. Педагогические закономерности организации образовательного процесса ОК1 ПК-2 69. Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития ПК1.2 ПК2.1 ПК-2 70.Теория и технологии учета возрастных особен-ностей детей ПК1.2 ПК2.1 ОПК-2 71. Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности разви¬тия ПК4.3 ОПК-4 ПК-5 72. Закономерности семейных отношений, поз-воляющие эффек¬тивно работать с родителями ПК4.1 – 73. Основы психодиагностики и основные при-знаки отклонения в развитии детей ОК11 ПК2.3 ОПК-4 ПК-2 74. Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых со-обществ ПК4.3 – Обобщенная трудовая функция Трудовая функция. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 75. Участие в разработке основной общеобразова-тельной програм¬мы в соответствии с ФГОС ПК5.1 ОПК-4 ПК-8 76. Участие в создании психологически комфорт-ной, безопасной образовательной среды образова-тельной организации через обеспе¬чение безопасно-сти жизни детей, поддержание их эмоционального благополучия ОК10 ОК11 ОПК-6 77. Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными об-разовательными программами ОК-11 ПК2.1 ОПК-4 ПК-1 78. Организация и проведение педагогического мониторинга осво¬ения детьми образовательной программы, анализ образовательной работы детей раннего или дошкольного возраста ПК5.3 ОК-5 ОПК-2 79. Участие в планировании и коррекции образова-тельных задач (вместе с психологом и др. специа-листами) по результатам монито¬ринга с учетом ин-дивидуальных особенностей развития ребенка ран-него или дошкольного возраста ОК6 ОК-5 80. Реализация педагогических рекомендаций специалистов (пси¬холога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытыва¬ющими трудно-сти в освоении программы, и детьми с особыми об¬разовательными потребностями ПК4.5 ОК-5 81. Развитие профессионально значимых компе-тенций, необходи¬мых для решения образователь-ных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учет индивидуальных и возрастных осо¬бенностей их развития ОК9 ПК5.1 ОПК-1 ОПК-2 82. Формирование психологической готовности к школьному обу¬чению ПК3.1 ОПК-4 83. Создание позитивного психологического кли-мата и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принад¬лежащими к раз-ным религиозным, национально-культурным общ-ностям и социальным слоям ПК1.1 ПК1.2 ОПК-5 ПК-7 ПК-13 84. Организация видов деятельности, осуществля-емых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилами), продук-тивной; конструирования, создания возможно-стей для раз¬вития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства ПК2.2 ОПК-4 ПК-5 85. Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора ими деятельно-сти, участников совместной деятельности ПК2.2 ОПК-4 ПК-6 86. Активное использование недирективной по-мощи, поддержка детской инициативы и само-стоятельности в различных видах дея¬тельности ОК7 ПК-7 87. Организация образовательного процесса на основе непосред¬ственного общения с ребенком с учетом его образовательных по¬требностей ОК-9 ПК5.1 ОПК-2 Необходимые умения 88. Организовывать виды деятельности, осуществ-ляемые в раннем и дошкольном возрасте: пред-метная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилами), продуктив-ная; конструирование, создание детям широких возмож¬ностей для развития свободной игры, в том числе обеспечение иг¬рового времени и простран-ства ПК2.2 ПК5.2 ОПК-4 ПК-5 89. Применять методы физического, познаватель-ного и личностно¬го развития детей в соответствии с образовательной программой организации ПК1.1 ПК2.6 ОПК-4 ПК-2 90. Использовать методы и средства анализа пси-холого-педагогического мониторинга, позволяю-щие оценить результаты освоения детьми образо-вательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обу-чения и развития на следующих уровнях ПК2.7 ОК-5 ОПК-4 ПК-2 91. Владеть всеми видами развивающих деятельно-стей дошкольни¬ка (игра, общение, познавательно-исследовательская) ПК2.2 ОПК-2 ОПК-4 92. Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями детей для решения образовательных задач, использовать методы и сред¬ства для их психолого-педагогического просвещения ПК4.2 ПК4.3 – 93. Владеть ИКТ-компетентностями, необходимы-ми и достаточны¬ми для планирования, реализации и оценки образовательной рабо¬ты с детьми ОК5 ОК-3 Необходимые знания 94. Специфика дошкольного образования и осо-бенностей организа¬ции работы с детьми раннего и дошкольного возраста ОК1 ОПК-4 ОПК-4 95.Основные психологические подходы: культур-но-исторический, деятельностный, личностный; основы дошкольной педагогики, в том числе классические системы дошкольного воспитания ПК5.3 ПК2.2 ОПК-3 ОПК-4 96.Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошколь¬ном возрасте ПК5.1 ОПК-2 97. Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте ПК5.3 ПК-7 ОПК-4 98. Основы теории физического, познавательно-го и личностного развития детей ПК1.1 ПК2.2 ПК-2 99. Современные тенденции развития дошкольного образования ОК1 ОПК-4 Как видно из таблицы 3, профессиональный стандарт педагога существенно повышает требования и к подготовке специалистов сред-него звена, и к выпускникам бакалавриата в части: ? психологической подготовки; ? индивидуализации дошкольного образования; ? специфики дошкольного образования и особенностей органи-зации образовательного процесса на основе нормативно-правовых до-кументов по вопросам обучения и воспитания детей; ? основ поликультурного образования, необходимых для созда-ния этнокультурной ситуации развития ребенка;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg