Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Организационно-педагогические условия развития современного дополнительного образования детей

kisssaaa0721 2625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 105 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Цель исследования: выявить и научно обосновать организацион-но педагогические условия развития дополнительного профессиональ-ного образования, проверить их эффективность в условиях российского образования. Объект исследования: система дополнительного профессиональ-ного образования. Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития современного дополнительного профессионального образова-ния. Гипотеза исследования: дополнительное профессиональное обра-зование в целом и в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, в частности, будет отвечать социально-экономическим запросам и эффективно функционировать, если при со-здании организационно-педагогических условий его развития преду-смотреть: 1. Модульно-компетентностный подход построения содержания образования, который органично сочетает теоретические и практические компоненты обучения. 2. Индивидуально-ориентированное обучение – инструмент реа-лизации нелинейного структурирования образовательного процесса, ос-нованного на разработке комплекса разветвленных образовательных программ, предоставляющих возможность учета мотивационных уста-новок, интересы, личностные особенности обучающегося. 3. Применение интерактивных технологий в образовательном процессе дополнительного профессионального образования: кейс-метод, социально-педагогическое и художественно-технологическое проекти-рование; собственное художественное моделирование, дистанционное обучение и коучинг-метод. 4. Введение новых социальных ролей преподавателя: художника-организатора мастер-классов, тьютора, коуча, модератора, консультан-та, куратора-руководителя образовательной программы и др. Для достижения поставленной цели и проверки положений гипоте-зы необходимо решить следующие задачи исследования: 1. На основе изучения литературы и образовательной практики выявить сущность, особенности, проблемы и перспективы развития со-временного дополнительного профессионального образования в усло-виях апробации новых профессиональных стандартов. 2. Определить критерии эффективности функционирования до-полнительного профессионального образования с учетом процесса инте-грации российского образования в европейское образовательное про-странство и перехода профессионального образования на федеральные стандарты нового поколения. 3. Выявить и апробировать в образовательной практике комплекс организационно-педагогических условий развития дополнительного профессионального образования, в частности для повышения квалифи-кации и переподготовки специалистов декоративно-прикладного искус-ства и народных промыслов. Теоретическая значимость исследования: ? определены организационно-педагогические условия развития современного дополнительного профессионального образования, обес-печивающие повышение качества образовательного процесса; ? разработаны концептуальные основы проектирования образо-вательных программ дополнительного профессионального образования с учетом модульно-компетентностного подхода; ? конкретизированы принципы и средства организации индиви-дуально-ориентированного образовательного процесса дополнительно-го профессионального образования в формате нелинейного, вариатив-ного обучения на основе модульных образовательных программ; ? обоснована необходимость новых ролей преподавателя (кон-сультант, тьютор, модератор, коуч) в организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса дополнительного про-фессионального образования с применением интерактивных технологий в процессе повышения квалификации и профессиональной подготовки художников в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Практическая значимость исследования: ? разработана модель модульной программы дополнительного профессионального образования; ? предложены методические рекомендации проведения занятий в дополнительном профессиональном образовании с использованием эф-фективных форм и методов: проектирования имитационного моделиро-вания, кейс-метода, коучинга и др.; ? представлены продукты образовательной деятельности слуша-телей дополнительного профессионального образования: социальные проекты, кейсы. Рекомендации к использованию: результаты исследования могут быть использованы организациями высшего и дополнительного профес-сионального образования. Теоретико-методологической основой исследования явились труды ученых в области: ? развития отечественного образования, его интеграции в евро-пейское образовательное пространство: Байденко В.И., Богословский В.И., Гершунский Б.С., Гребнев Л.С., Касиманова Л.И., Козырев В.А., Писарева С.А., Смирнов С.А., Шубина Н.Л. и др. ? образования взрослых и развития дополнительного професси-онального образования: Батаршев А.В., Беляева А.П., Болотова Е.Л., Вершловский С.Г., Волков Ю.Г., Дмитриева Л.Е., Дракина И.К., Жили-на А.И., Игошев Б.М., Лебедева М.Б., Макареня А.А., Матвеева Т.В., Соколова И.И., Сухинин В.П., Тарасенко Л.В. и др. ? разработки федеральных стандартов нового поколения, осно-ванных на компетентностном подходе: Байденко В.И., Воскресенская Н.М., Ефремов А.П., Загвоздкин В.К., Козырев В.А., Кузьмина Н.В., Краевский В.В., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П., Харрис Д., Хутор-ской А.В., Шадриков В.Д., Betts J., Costrell R.M., Evetts J., Weinert, F.E. и др. ? проектирования образовательных систем и технологий: Васи-льева С.В., Горюнова М.А., Гунявина Н.Л., Змеев С.И., Лебедев О.Е., Пискунова Е.В., Полат Е.С., Селевко Г.К., Смышляева Л.Г. и др. ? методологии изучения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: разработанность исходных теоретических поло-жений специфики народного искусства, его содержания, проблем худо-жественного образа и художественных средств, а также содержания и форм профессионального образования в традиционном прикладном ис-кусстве; педагогики традиционного прикладного искусства в работах А.В. Бакушинского, И.Я. Богуславской, В.В. Василенко, Н.Т. Климовой, В.Ф. Максимович, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, И.Н. Ухановой. Экспериментальная база исследования: Институт дополнитель-ного профессионального образования (ИДПО) ФГБОУ ВО Мичурин-ский ГАУ г. Мичуринска Тамбовской области; ТОГОАУ ДПО «Инсти-тут повышения квалификации работников образования» г. Мичуринска Тамбовской области; филиал № 1 МБОУ «Первомайская СОШ» с. Ило-вай-Дмитриевское Первомайского района Тамбовской области.
Введение

Актуальность исследования. Развитие современного образования происходит в условиях глобализации, диверсификации и интеграции России в европейское образовательное пространство. Эти тенденции обострили проблемы, связанные с профессиональной адаптацией лично-сти в быстроменяющихся социально-экономических условиях. Сложившаяся ситуация актуализирует потребность предоставле-ния населению возможности получить дополнительное профессиональ-ное образование определенного направления и уровня подготовки в со-ответствии с запросами и потребностями рынка труда, которые призва-но реализовать дополнительное профессиональное образование, высту-пающее в качестве эффективного механизма социальной защиты и адап-тации граждан. Особое значение приобретает исследование проблемы развития дополнительного профессионального образования в области сохранения и развития традиционных народных художественных промыслов. Мис-сия дополнительного профессионального образования как неотъемле-мой части профессионального образовательного процесса – обеспечить максимально эффективные организационно-педагогические условия для повышения квалификации и творческой самореализации дипломирован-ных специалистов декоративно-прикладного искусства и народных про-мыслов. Дополнительное профессиональное образование является важней-шим компонентом всей образовательной сферы, органично и непроти-воречиво дополняя высшее образование, позволяя бакалаврам и маги-страм стать более конкурентоспособными. Значимость дополнительного профессионального образования во всех сферах усиливает современная образовательная парадигма, декла-рирующая идею непрерывности и реализацию принципа «Образование через всю жизнь». В дополнительном профессиональном образовании непрерывность детерминирует достижение профессиональной компе-тентности и социальной уверенности, что особенно актуально в услови-ях экономического кризиса. Постоянные и мало прогнозируемые изменения в обществе обу-славливают важное государственное и общественное значение стратеги-ческого планирования работы организаций и структурных подразделе-ний дополнительного профессионального образования. Доказатель-ством служит государственная поддержка дополнительного профессио-нального образования Федеральной целевой программой развития об-разования на период до 2030 года. Проблемы становления и развития дополнительного профессио-нального образования нашли отражение в трудах отечественных уче-ных, исследовавших отдельные его аспекты. Вопросы истории становле-ния дополнительного профессионального образования раскрыты в тру-дах А.В.Батаршева, Н.Л. Беляевой, О.Е. Лебедева, В.В. Шапкина; спе-цифика управленческого и учебно-методического компонентов органи-зации образовательного процесса в контексте организационно-педагогических условий проанализированы М.Г. Грамковой, С.Н. Ку-чер, Н.В. Машковой, Н.С.Радевской, И.К. Дракиной; ведущие составля-ющие образовательных программ и особенности их реализации в раз-личных образовательных организациях охарактеризованы Н.Л. Гуня-виной, С.В. Васильевой, Н.В. Гербачевской. Современное дополнительное профессиональное образование находится в стадии формирования. Эффективность этого процесса пред-полагает определение концептуальных направлений, как основы инно-вационности его развития. Конкуренция на рынке образовательных услуг выдвигает в качестве приоритетной задачи разработку научных основ проектирования развития дополнительного профессионального образования, в том числе в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Исторические и современные аспекты дополни-тельного профессионального образования …………………………. 10 1.1 История организационных преобразований дополни-тельного профессионального образования в соответствии с вызовами времени ……………………………………………… 10 1.2 Особенности и проблемы функционирования допол-нительного профессионального образования в современ-ных условиях ………………………………………………………….. 17 Глава 2 Развитие современного дополнительного професси-онального образования на основе совершенствования орга-низационно-педагогических условий ……………………………… 33 2.1 Модульное структурирование образовательной про-граммы дополнительного профессионального образова-ния 33 2.2 Индивидуально-ориентированное обучение в допол-нительном профессиональном образовании …………………… 44 2.3 Деятельность преподавателей в современных услови-ях дополнительного профессионального образования ………. 87 Заключение ………………………………………………………….. 97 Список использованных источников …………………………….
Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с. 2. Анисимов, О.С. Игровые формы обучения профессиональному мышлению / О.С. Анисимов. – М.: ВВШУ, 1999. – 132 с. 3. Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О.С. Анисимов. – М.: Экономика, 2001. – 416 с. 4. Белозубов, А.В. Система дистанционного обучения Moodle: учеб.-метод. Пособие / А.В. Белозубов, Д.Г. Николаев. – СПб.: Союз, 2007. – 110 с. 5. Богословский, В.И. Академическая мобильность: реализация в Болонском процессе / В.И. Боогословский, С.А. Писарева, А.П. Тряпи-цына. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 55 с. 6. Болотова, Е.Л. Правовые основы дополнительного профессио-нального образования / Е. Болотова // Народное образование. – 2008. – №4. – C. 78-84. 7. Бутко Е. Дополнительное образование в России. XXI век / Е. Бутко, И. Мосичева, В. Шестак // Высшее образование в России. – 2005. – № 5. – С. 3-10. 8. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: кон-текстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: Педагогика, 2001. – 232 с. 9. Воскресенская, Н.М. Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах / Н.М. Воскресенская // Вопросы образования. – 2004. – № 3. – С. 143-161. 10. Гаевская, Е.Г. Технологии сетевого дистанционного обучения: учеб. пособие / Е.Г. Гаевская. – СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. – 55 с. 11. Гребнев, Л.С. Россия в Болонском процессе: середина большо-го пути? / Л.С. Гребнев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tsure.ru/oleg/vao/part1/Grebnev.doc 12. Гунявина, Н.Л. Методические рекомендации по анализу про-фессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях / Н.Л. Гунявина. – СПб.: Питер, 2008. – 115 с. 13. Давыдова, Л.Н. Рейтинговая система оценки успеваемости сту-дентов / Л.Н. Давыдова // Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы к Всероссийско-му совещанию, 23 апреля 2013 года; под ред. В. Н. Чистохвалова. – М.: РУДН, 2013. – С. 61-67. 14. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М.Б. Лебедева, С.В. Агапонов, М.А. Го-рюнова и др.; под общ. ред. М.Б. Лебедевой. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 336 с. 15. Дмитриева, Л.Е. Новые формы организации системы дополни-тельного педагогического профессионального образования / Л.Е. Дмит-риева // Методист. – 2008. – № 6. – С. 10-11. 16. Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обнов-ления содержания общего образования / Э.Д. Днепров // Вопросы обра-зования. – 2004. – № 3. – С. 77-117. 17. Дракина, И.К. Организационно-педагогические условия функ-ционирования системы дополнительного профессионального образова-ния / И.К. Дракина // Академия профессионального образования. – 2012. – № 4. – С. 12-16. 18. Дубинин, В.В. Кредитная система как инструмент управления учебным процессом / В.В. Дубинин, Ф.Ф. Дудырев // Проблемы введе-ния системы зачетных единиц в высшем профессиональном образова-нии: Материалы к Всероссийскому совещанию, 23 апреля 2013 года, Москва; под ред. В.Н. Чистохвалова. – М.: РУДН, 2013. – 182 с. 19. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи; пер. с англ. – М.: Педагогика-пресс, 2000. – 204 с. 20. Ефремов, А.П. Кредиты и учебный процесс / А.П. Ефремов, В.Н.Чистохвалов. – М.: РУДН, 2013. – 261 с. 21. Загвоздкин, В.К. Разработка и применение стандартов образо-вания за рубежом: влияние уровня требований на учебный процесс / К.В. Загвоздкин // Школьные технологии. – 2009. – № 1. – С.29-38. 22. Игошев, Б.М. Дополнительное профессиональное образование: новые ориентиры развития / Б.М. Игошев // Педагогика. – 2008. – № 2. – С.44-48. 23. Касевич, В.Б. Болонский процесс / В.Б. Касевич, Р.В. Светлов, А.В. Петров, А.В. Цыб. – СПб.: Питер, 2004. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/176713/bolonskiy-protsess 24. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Из-бранные педагогические сочинения: в 2-х томах. – М.: Просвещение, 1992. – 340 с. 25. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой, проф. А.П. Тряпицыной. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 392 с. 26. Компетентностный подход как способ достижения нового каче-ства образования // Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: Наука, 2003. – 116 с. 27. Королева, И.В. Труд и талант учителя. Встречи. Факты. Мысли / И.В. Королева. – М.: Просвещение, 1999. – 207 с. 28. Кузьмина, Н.В. Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровню начального, среднего, высшего профессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей: метод. рекомендации / Н.В. Кузьмина, В.В. Карпов, Л.Е. Варфоломеевапод науч. ред. Н.В. Кузьминой. – М.-СПб.: Исслед. центр проблем качества подгот. Специалистов, 2008. – 120 с. 29. Кучер, С.Н. Организационно-педагогические условия подго-товки экспертов в системе дополнительного профессионального образо-вания: автореф. дисс. … к.п.н.: 13.00.08 / С.Н. Кучер. – Барнаул, 2009. – 27с. 30. Лаврова, О.В. Любовь в эпоху постмодерна. Ad hoc коучинг о людях «До востребования» / О.В. Лаврова. – М.: Дело и сервис, 2010. – 448с. 31. Лобачев, С.Л. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект / С.Л. Лобачев, В.И. Солдаткин. – М.: МГУЭ, 2008. – 104 с. 32. Максимов, В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно всё / В.Е. Мак-симов. – СПб.: Речь, 2004. – 104 с. 33. Малахов, Е.С. Рынок услуг дополнительного профессиональ-ного образования: структура, функции, проблемы развития / Е.С. Ма-лахов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/10_NPE_2010/Economics/62814.doc.htm 34. Марков, А.Т. Основы социокультурного проектирования / А.Т.Марков, П.И. Бирженюк. – СПб.: СПб ГУ, 2007. – 131 с. 35. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2003. – 192 с. 36. Матвеева, Т.В. Инновации в системе дополнительного профес-сионального образования / Т.В. Матвеева. – Екатеринбург: УрО РАН, 2007. – 214 с. 37. Меморандум непрерывного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. ec. europa. еu / education /policies / lll / life / memoen.pdf 38. Монахов, В.М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований / В.М. Монахов // Школь-ные технологии. – 2011. – № 5. – С.75-89. 39. Мясникова, Т.С. Система дистанционного обучения MOODLE / Т.С. Мясникова, С.А. Мясников. – Харьков: Наука, 2008. – 232 с. 40. Никитин, И.В. Подготовка педагогов в учреждениях повыше-ния квалификации к построению культуры отношений в системе «педа-гог-тренер-ученик» / И.В. Никитин. – СПб.: ИПК СПО, 2010. – 21 с. 41. Никитин, В.Я. Анализ профессиональных компетенций и раз-работка модульных программ, основанных на компетенциях / В.Я. Ни-китин, Н.Л. Гунявина, И.К. Дракина. – СПб.: ИПК СПО, 2008. – 51 с. 42. Никитин В.Я. Модератор в системе фокус – группового иссле-дования / В.Я. Никитин, Н.Н. Суртаева. – СПб.: ИПК СПО, 2005. – 55 с. 43. Панфилова, А.П. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / А.П. Панфилова, Л.А. Громова, И.А. Богачек, В.А. Абчук. – СПб.: Питер, 2004. – 211 с. 44. Парслоу, Э. Коучинг в обучении. Практические методы и тех-ники / Э. Парслоу, М. Рэй. – СПб.: Питер, 2013. – 197 с. 45. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2008. – 400 с. 46. Пискунова, Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя / Е.В. Пискуно-ва. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 321 с. 47. Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. N 14-55-996 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.lawmix.ru/pprf/43116 48. Прикот, О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая си-стемология / О.Г. Прикот. – СПб.: ТВПинк, 2005. – 163 с. 49. Радионов, В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирова-ние / В.Е. Радионов. – СПб.: ГТУ, 2006. – 144 с. 50. Ряписов, Н.А. Опыт применения системы зачетных единиц в НГПУ / Н.А. Ряписов, И.А. Дюкарев // Проблемы введения системы за-четных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы к Всероссийскому совещанию, 23 апреля 2013 года / под ред. В. Н. Чи-стохвалова. — М.: РУДН, 2013. – 91 с. 51. Сагинова, О.В. Опыт использования европейской системы за-четных единиц в Международной школе бизнеса РЭС ям. Г.В. Плехано-ва / О.В. Сагинова // Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы к Всероссийскому совещанию, 23 апреля 2013 года / под ред. В.Н. Чястохвалова. – М.: РУДН, 2013. – С. 1-3. 52. Системное управление образованием взрослых в условиях мо-дернизации / под науч. ред. А.И. Жилиной. – СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2007. – 188 с. 53. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / под ред. д.с.н., профессора Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2012. – 286 с. 54. Современные технологии обучения / под ред. Г.В. Борисовой и др. – СПб.: Питер, 2014. – 209 с. 55. Соколова, И.Б. Основы самостоятельной работы студентов / И.Б.Соколова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 152 с. 56. Сурмин, Ю. Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практи-ка / Ю. Сурмин // Окно в ситуационную методику обучения [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: http://www.casemethod.ru/index.php 57. Сухинин, В.П. Проектирование системы дополнительного профессионального образования на основе международных стандартов ИСО 9000: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. – Тольятти, 2002. – 364 c. 58. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2004. – 416 с. 59. Традиционное прикладное искусство России и художественное образование: учеб.-метод. пособие / Общ. и науч. Ред. В.Ф. Максимо-вич, Е.А.Лапшина. – СПб.: Любавич, 2011. – 80 с. 60. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Гарант [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/. 61. Харрис, Д. Коучинг. Личностный рост и успех Д. Харрис. – СПб.: Речь, 2003. – 112 с. 62. Хуторской, А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования / А.В. Ху-торской // Эйдос [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm. 63. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эль-конин. – М.: МПА, 2005. – 220 с. 64. A Framework for Qualifications of the European Higher Education Area / Bologna working group on Qualifications Framework, Ministry of Science, Technology and Innovation. – Copenhagen, 2005. – 198 p. 65. Betts J. The Impact of Educational Standards on the Level and Distribution of Earnings // American Economic Review. 1998. Vol. 88. No. 1. P. 266-275. 66. Evetts J., Jefferies D. The engineering and science institutions in thw UK: changes, ambiguities and current challenges // European Journal of Engineering Education. 2005. Vol. 30. No. 3. P. 301– 304. 67. Towards a European Qualifications Framework for Lifelong Learning / commission staff working document. – Brussels, 8.7.2005, SEC(2005) 957. Режим доступа: https://www.tsu.ge/data/file_db/qa_docs/eqf.pdf
Отрывок из работы

Глава 1 Исторические и современные аспекты дополнительного профессионального образования 1.1 История организационных преобразований дополнительного профессионального образования в соответствии с вызовами времени Дополнительное профессиональное образование в России является современным мобильным сектором на рынке профессиональных обра-зовательных услуг. Отечественная система дополнительного профессио-нального образования имеет инновационный потенциал. Более 2 млн. обучающихся, имеющих высшее или среднее профессиональное образо-вание, заявлены на программы повышения квалификации или професси-ональной переподготовки. В тоже время необходимо учитывать темпы возрождения экономики России, ее модернизацию, появление новых производственных технологий для увеличения в несколько раз числен-ность контингента слушателей. Количественные и качественные измене-ния происходят, но темпы их недостаточны. Пока не решены проблемы дополнительного профессионального образования, связанные с норма-тивно-правовой базой, регламентирующей деятельность системы. Современная ситуация, характерная для отечественного дополни-тельного профессионального образования во многом радикальными пе-ременами в жизни страны. Рынок дополнительного профессионального образования в России имеет огромный потенциал и еще только форми-руется. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов, как правило, объединены в российском образовании в од-но понятие – дополнительное профессиональное образование (ДПО). Подчеркнем, что ДПО до принятия нового «Закона об образовании в Российской Федерации» (декабрь 2012 г.) было, прежде всего, ориенти-ровано на работающих специалистов, имеющих определенный уровень обучения. В дополнение к имеющемуся уровню студенты профессио-нальных образовательных организаций могут получать дополнительное профессиональное образование. История дополнительного профессионального образования в Рос-сии, во многом, объясняет его современное состояние. Начальным эта-пом развития дополнительного профессионального образования приня-то считать первую половину ХХ века [6, c. 3-10]. Организации дополни-тельного профессионального образования вместе со страной претерпели изменения, связанные с распадом СССР. Не могли не сказаться и по-следствия кризиса в экономике 1990 г. С этого времени организации до-полнительного профессионального образования работают в условиях полного самофинансирования и самоокупаемости. Институты повышения квалификации и факультеты профессио-нальной переподготовки до конца 1990-х гг. прошлого века развивались как межотраслевые. С 2006 г. в соответствии с Распоряжениями Прави-тельства Российской Федерации начался активный процесс реорганиза-ции системы путем присоединения к ведущим вузам. Это, как правило, приводило к сокращению или прекращению образовательной деятель-ности по программам дополнительного профессионального образова-ния. В настоящее время данный процесс приостановлен. Порядка тыся-чи подразделений дополнительного профессионального образования ежегодно обучают через повышение квалификации, профессиональную переподготовку свыше 2 млн. специалистов [33]. Постепенно в структуре высшего образования дополнительное профессиональное образование меняет свой статус и становится орга-ничной частью вузовской подготовки востребованных специалистов. И это уже другая образовательная ситуация, связанная с реформировани-ем системы высшего и дополнительного профессионального образова-ния одновременно. Социально-экономическое реформирование в Российской Федера-ции требует коренных изменений в подходах к организации и содержа-нию системы дополнительного профессионального образования. Дополнением информационного материала является схема (рис.1). Рис.1. Структура дополнительного образования Структура организаций дополнительного профессионального об-разования связана с видами профессиональных дополнительных обра-зовательных программ. В настоящее время они подразделяются на об-щеобразовательные и профессиональные дополнительные. Данные про-граммы могут быть пролицензированы: ? в общеобразовательных школах и образовательных организа-циях профессионального образования; ? в образовательных организациях дополнительного образова-ния посредством внеурочной дополнительной педагогической деятель-ности с обучающимися. Дополнительные профессиональные образовательные программы, как показано на рис. 2, подразделяются на: ? дополнительные профессиональные образовательные про-граммы высшего и среднего профессионального образования; ? дополнительные квалификационные программы. Рис.2. Виды дополнительных образовательных программ Для реализации дополнительных профессиональных программ устанавливаются следующие формы и сроки обучения [60]: Для федеральных государственных служащих: a) при повышении квалификации: ? с отрывом от основной работы; ? без отрыва от основной работы; б) при профессиональной переподготовке: ? с отрывом от основной работы; ? без отрыва от основной работы. В соответствии с нормативными документами Министерства обра-зования и науки РФ объемы учебной нагрузки слушателей дополни-тельных профессиональных образовательных программ реализуются в диапазоне от 16 до 250 часов и от 250 часов и более. Сроки и часовой объем обучения зависит от требований заказчика и фиксируется в учеб-но-тематическом плане [47]. Краткосрочные программы обучения и программы профессио-нальной переподготовки имеют разные целевые установки. Повышение квалификации реализуют цели, связанные с обновлением знаний в обла-сти теории и практики, а программы профессиональной переподготовки выполняют функции, направленные на конкретные виды новой профес-сиональной деятельности. Программы повышения квалификации и про-фессиональной переподготовки дополняет профессиональная стажиров-ка. Стажировка может быть включена в дополнительную профессио-нальную образовательную программу и может быть самостоятельным обособленным видом подготовки. В период стажировки слушатели изу-чают передовой опыт и совершенствуют свой опыт работы в профессио-нальной сфере. Базовые Требования к содержанию дополнительного профессио-нального образования изложены в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 и включают в себя: квалификационные требования, соответствие ФГОС, профессио-нальным стандартам; использование педагогических технологий [47]. Соответствие образовательных программ квалификационным тре-бованиям к профессиям и должностям определяется составом професси-ональных компетенций, включенных в цели конкретной образователь-ной программы. Преемственность дополнительных образовательных программ по отношению к государственным профессиональным стандартам обеспе-чивается системой дополнительного профессионального образования. Ориентация на современные образовательные технологии реали-зуется путем наличия в программах определенных компонентов: все мо-дули ориентированы на результат, предполагают наличие возможностей для индивидуального обучения слушателей, сочетание различных мето-дов обучения, применение современных фондов оценочных средств. Как правило, дополнительные профессиональные образователь-ные программы состоят из отдельных, но взаимосвязанных модулей. Модуль представляет собой часть образовательной программы, в кото-ром раскрывается одна или несколько тем. Образовательные программы дополнительного профессионально-го образования должны разрабатываться в соответствии с профессио-нальными стандартами. Программы должны учитывать исходный уро-вень образования слушателя (Высшего или среднего профессионально-го), его личностные особенности. Образовательные программы допол-нительного профессионального образования должны содержать матери-алы: ? входной диагностики, позволяющей определять исходный уро-вень подготовки слушателя; ? модуль общепрофессиональных дисциплин, позволяющий по-лучить теоретические знания; ? модуль специальных дисциплин для получения или корректи-ровки знаний для решения профессиональных задач, которые соответ-ствуют профессиональным стандартам; ? модуль итоговой аттестации. Модули образовательных дополнительных профессиональных программ обеспечивают дискретную (накопительную) систему обучения. Соотношение модулей в образовательной программе устанавливаются организацией (факультетом) дополнительного профессионального обра-зования с учетом интересов заказчика, Образовательные программы дополнительного профессионального реализуются через современные формы, методы и средства обучения и контроля знаний и умений. Качество образовательной программы дополнительного профес-сионального образования подтверждается демонстрационным зачетом или экзаменом. Вид и средства контроля выбираются образовательной организацией самостоятельно. Дополнительная образовательная профессиональная программа включает [60]: ? учебный план; ? учебно-тематический план; ? график учебного процесса; ? программы учебных дисциплин/модулей; ? перечень профессиональных компетенций; ? оценочные средства. Учебные планы и программы должны соответствовать и дополнять друг друга. Учебно-тематический план конкретизирует учебный план. В повышении квалификации и профессиональной переподготовке нами выделено приоритетное направление реализации идеи непрерыв-ности образования – построение широкого спектра дополнительных профессиональных образовательных «опережающих» программ с раз-ным функциональным назначением, разным уровнем предлагаемого ма-териала, с учетом имеющегося у потенциальных слушателей профессио-нального опыта и нацеленных: на повышение квалификации; на получе-ние дополнительной квалификации; на профессиональную переподго-товку. В нормативных документах с учетом особенностей обучения опре-делен регламент: ? оказания образовательных услуг; ? порядок разработки образовательных программ; ? требования к ресурсному сопровождению программ дополни-тельного профессионального образования; ? механизм определения и формирования компетенций в соответ-ствии с профессиональным стандартом в области декоративного при-кладного искусства и народных промыслов; ? разработан порядок организации текущей, промежуточной и итоговой аттестации; ? порядок подготовки и защиты итоговой контрольной работы по профессиональной переподготовке; ? особенности индивидуального обучения слушателей. В целом, система дополнительного профессионального образова-ния представляет собой государственную систему организации процесса обучения для современной, в большинстве случаев, выравнивающей подготовки высококвалифицированных кадров для различных сфер экономики. Организации дополнительного профессионального образо-вания влияют на процесс формирования государственной политики в сфере занятости, определяют перспективы развития рынка труда через совершенствование практики оказания образовательных услуг, в тои числе и в сфере декоративного прикладного искусства и народных про-мыслов. 1.2 Особенности и проблемы функционирования дополнительного профессионального образования в современных условиях Дополнительное профессиональное образование является звеном в структуре российского образования. Согласно принятому определению, дополнительное профессиональное образование – образование, которое организовано как дополнительное к высшему образованию или к сред-нему профессиональному. Данный уровень образования должен отве-чать требованиям, установленным профессиональными стандартами, и завершаться итоговой аттестацией и выдачей слушателю документа установленного образца [60]. Современная ситуация, сложившаяся в системе дополнительного профессионального образования, с одной стороны, связана с опытом повышения квалификации и профессиональной переподготовки периода советского образования, а с другой – с периодом 1990-х гг. российского образования. Советская система дополнительного профессионального образования имела в своем подчинении отраслевые учебные заведения. В этот период обучение осуществлялось в крупных центрах профессио-нальной переподготовки кадров. С 1991 г. в организациях дополни-тельного профессионального образования начинают происходить изме-нения, как в структуре, так и в функциях. В определенной степени это было связано с появлением и количественным ростом негосударствен-ных образовательных организациях дополнительного профессиональ-ного образования. В 2000-х гг. меняется концепции экономического развития страны. Практически сразу начинают меняться содержание и структура программ дополнительного профессионального образования. Происходящие изменения в определенной степени испытывают влияние концепции непрерывного образования (lifelong learning), провозглашен-ной ЮНЕСКО еще в 1970-е годы [57]. Изменения происходят в норма-тивной базе дополнительного профессионального образования в соот-ветствии с документами подобных образовательных структур в эконо-мически развитых странах (continuing professional development) [67]. В организациях и на вузовских факультетах дополнительного профессионального образования в последние десять лет произошли зна-чительные изменения. И это, прежде всего, это касается программ обу-чения. Если вузы работают в соответствии с федеральными государ-ственными образовательными стандартами, то к организациям дополни-тельного профессионального образования федеральные требования не определены. Обучение слушателей по данным программам регламенти-руется методическими документами Министерства образования и науки РФ и профессиональными стандартами. Сроки обучения по программы в образовательных организациях ДПО в соответствии с действующим Законом об образовании в РФ имеют сокращенные сроки обучения. На основании изученной нами литературы по стандартизации образовании в рамках темы исследования [7; 9; 12; 16; 28], составлена сравнительная характеристика требований программам дополнительного профессио-нального образования: ? знаниевая парадигма обучения заменена компетентностной; ? изменены формы обучения; ? внесены изменения в содержание основной образовательной программ; ? перечень обязательных к изучению предметов сокращен. ? обучение ведется по модулям; ? изменен образовательный ценз педагогических работников, ве-дущих обучение по программам ДПО; ? итоговой аттестации по форме и срокам определяется образо-вательной организацией самостоятельно. Государственные образовательные стандарты в системе дополни-тельного профессионального образования были необходимы до опреде-ленного периода времени по ряду причин: ? государству формировать политику в области занятости насе-ления; ? работодателю для определения качества профессиональной де-ятельности, аттестации на должность, дифференциация оплаты труда; ? работнику для повышения квалификации, карьеры, профессио-нальной мобильности; ? системе образования для обеспечения качества дополнительно-го профессионального образования посредством связи с требованиями работодателей. Качество образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки определяется посредством процеду-ры профессионально-общественной аккредитации. Данная система кон-троля и оценки сменила государственную аккредитацию образователь-ной организации, реализующую программы дополнительного профес-сионального образования. Оценка качества оказания образовательной услуги в процессе обу-чения по программам дополнительного профессионального образова-ния происходит по определенным параметрам и критериям в рамках профессионально-общественной аккредитации, которую поводят аккре-дитующие или уполномоченные организации. По регламенту названных организаций проводится камеральная экспертиза заявленных программ, а так же в ходе визита группы экспертов в вуз определяется в процессе экспертизы качество образовательной услуги непосредственно в учеб-ном процессе. По итогам обоих форматов работы экспертных групп устанавливается степень соответствия дополнительной профессиональ-ной образовательной программы потребностям заказчика и реальной сферы труда. Высшая школа народных искусств (институт) в настоящее время по формату имеющихся нормативных документов и практики работы в системе подготовки специалистов (бакалавры, магистры, специалисты, аспиранты) в области декоративного прикладного искусства и народных промыслов претендует на статус единственной аккредитующей органи-зации по проведению профессионально-общественной аккредитации ос-новных и дополнительных профессиональных программ. ИДПО может устанавливать наличие в сфере декоративного при-кладного искусства и народных промыслов и более конкретно в направ-лении традиционного прикладного искусства: ? соответствие современным требованиям в сфере образователь-ных услуг; ? преимущественную конкурентоспособность на рынке образо-вательных услуг; ? преимущество при участии в конкурсах и грантах; ? повышение конкурентного образовательного потенциала, до-полнительные возможности для привлеченных внебюджетных средств. При проведении профессионально-общественной аккредитации образовательных и дополнительных профессиональных образователь-ных программ ИДПО преследует достижение следующих целей: ? обеспечить качество дополнительного профессионального об-разования в различных аспектах подготовки специалистов по програм-мам повышения квалификации и программам переподготовки в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; ? соответствие уровня образования в системе декоративно-прикладного искусства и народных промыслов лучшим мировым прак-тикам; ? оказание информационного обеспечения и методической под-держки образовательным организациям, реализующих программы до-полнительного профессионального образования в области декоративно-го прикладного искусства и народных промыслов; ? принятие мер по улучшению качества преподавания и обуче-ния в системе дополнительного профессионального образования по про-граммам декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, отвечающих требованиям работодателей, в соответствии с курсом эко-номического и политического развития России; ? стимулирование обмена информацией и наработанным опытом по вопросам обеспечения качества образования в системе дополнитель-ного профессионального образования по направлению декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; ? международное признание образовательных программ по де-коративному прикладному искусству и народным промыслам, основан-ное на сопоставлении и согласовании критериев качества; ? подготовки специалистов, повышения квалификации и пере-подготовки; ? признание и равноправное принятие процедур аккредитации и сертификации при реализации программ дополнительного профессио-нального образования в различных странах мира на примере Германии, Финляндии, Болгарии, Австрии и др. ? Достижение поставленных целей позволяет решить в ходе про-ведения профессионально-общественной аккредитации следующие зада-чи: ? развитие творчества, инициативы, предприимчивости, заинте-ресованности и ответственности, как коллективов, так и отдельных со-трудников; ? вовлечение и заинтересованность слушателей, в практической реализации полученных знаний, умений и использование полученных компетентностей в профессиональной сфере традиционного прикладно-го искусства; ? достижение высоких конечных результатов по воспроизводству интеллекта, подготовке, переподготовке и повышению квалификации слушателей, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования со специализацией в области декора-тивного прикладного искусства и народных промыслов; ? достоверное информирование граждан о возможности получе-ния ими наиболее конкурентоспособного на внутригосударственном и международном рынках труда дополнительного профессионального образования, отвечающего их интересам и возможностям, как от совре-менного общества, так и конкретного работодателя в области декора-тивно-прикладного искусства; ? предоставление потребителю образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования гарантий в высоком уровне подготовки специалистов по аккредитованной специальности в конкретной учебной организации, реализующей программы дополни-тельного профессионального образования в области декоративного прикладно-искусства и народных промыслов и прошедшей профессио-нально-общественную аккредитацию; ? повышение эффективности использования финансовых и дру-гих ресурсов, выделяемых государством и обществом на цели развития и совершенствования дополнительного профессионального образования за счет их рационального перераспределения в пользу аккредитованных специальностей и программ повышения квалификации и профессио-нальной переподготовки в направлении традиционного прикладного ис-кусства; ? выявление для общества и профессиональных обществ (потен-циальных работодателей, правительственных учреждений и др.) тех об-разовательных организаций, а также специальных образовательных программ повышения квалификации, которые удовлетворяют критери-ям профессионально-общественной аккредитации; ? методическое обеспечение образовательных организаций, реа-лизующих программы дополнительного профессионального образова-ния в области декоративного прикладного искусства и народных про-мыслов; ? обеспечение методическими пособиями по улучшению суще-ствующих программ дополнительного профессионального образования и подготовка новых программ повышения квалификации, профессио-нальной переподготовки по программам «Художественное кружевопле-тение», «Художественная вышивка», «Ювелирное и косторезное искус-ство», «Декоративная роспись», «Декоративная резьба по дереву», «Ла-ковая миниатюрная живопись» и др. Система контроля качества дополнительного профессионального образования кроме решения задач, связанных с оценкой и профессио-нально-общественной аккредитацией образовательных программ до-полнительного профессионального образования, должна обеспечить: ? качество образования, соответствующее определенным требо-ваниям и позволяющее проводить процедуру валидности документов, выданных профессиональными образовательными организациями; ? мониторинг контроля качества дополнительных профессио-нальных образовательных программ в период между профессионально-общественной аккредитацией. Вторым важнейшим отличием является состав слушателей. До принятия Федерального закона об образовании 27 декабря 2012 г. обу-чающимися по программам дополнительного профессионального обра-зования были специалисты с высшим, средним или начальным профес-сиональным образованием. Данная категория сохранена. Но к ней доба-вилась многочисленная студенческая аудитория, обучающаяся одно-временно по программам профессионального и дополнительного про-фессионального образования. Дополнительное профессиональное образование в форме профес-сиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в вузе через факультеты дополнительного профессионального образова-ния выполняет свои специфические функции, иерархия которых выстра-ивается иначе, чем в системе непрерывного образования взрослых. На первый план выдвигается экономическая функция социальной поддерж-ки, помощи людям, потерявшим работу, повышение качественных па-раметров и мобильности рабочей силы. Существует еще одна проблема в системе дополнительного про-фессионального образования. Она связана с профессиональным уровнем преподавательского состава. Высококвалифицированные преподаватели вузов в настоящее время должны быть ориентированы и на студенче-скую, и на взрослую аудиторию. Между тем все категории слушателей системы дополнительного профессионального образования требуют наличия в теоретическом и практическом материале реальных произ-водственных ситуаций. В вузе, реализующем программы дополнитель-ного профессионального образования, профессорско-преподавательский состав отличается от преподавателей, ведущих обучение в институтах повышения квалификации. В этой связи требует решения вопрос об ат-тестации преподавателей организаций дополнительного профессиональ-ного образования на соответствие занимаемой должности с допустимым применение международных стандартов [19; 23; 60]. Анализ нормативных документов, регламентирующих деятель-ность в сфере дополнительного профессионального образования, позво-лил выявить большое количество расхождений и несоответствий с зако-нами и подзаконными актами, действующими в сфере высшего образо-вания. Дополнительное профессиональное образование рассматривается, прежде всего, как возможный вариант пополнения творческого художе-ственного потенциала страны. Этого результата можно достичь посред-ством работы с профессиональными группами активного в творческом плане населения с профессиональной подготовкой в местах традицион-ного прикладного искусства, навыками творческой деятельности, заня-того преимущественно в секторах фрагментарно сохранившейся про-фессиональной структуры изготовления изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Во-первых, их функци-онирование основано на применении высокого уровня профессиональ-ной художественной квалификации, во-вторых, созданная Высшая шко-ла народных искусств (институт) и ее филиалы, служащие их воспроиз-водству, эффективному использованию и популяризации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg