Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические факторы возникновения игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте

kisssaaa0721 2550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 102 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Цель исследования: изучить индивидуально-личностные и соци-ально-психологические факторы игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте, которые способствуют и препятствуют ее возникнове¬нию на данном этапе онтогенеза. Объект исследования: психологические особенности развития лично¬сти младшего подростка с игровой компьютерной зависимостью. Предмет исследования: индивидуально-личностные и социально- психологические факторы игровой компьютерной зависимости в млад-шем подростковом возрасте и психологические условия ее преодоления. Гипотеза исследования мы предположили, что возникновение иг-ровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте обусловлено сочетанием двух групп факторов: индивидуально-личностного, определяюще¬го специфику психологического развития подростка в этом возрасте и соци¬ально-психологического, определяю-щего особенности взаимодействия млад¬шего подростка со взрослыми и сверстниками. Мы также предположили, что научно обоснованная профилакти-ческая программа психолого-педагогического сопровождения ребенка младшего под¬росткового возраста позволит нивелировать негативные эффекты имеющейся игровой компьютерной зависимости и снизить риск возникновения более глу¬бокого ее уровня. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой иссле-дования были определены его задачи: 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической ли-тературы по проблеме игровой компьютерной зависимости младших подростков. 2. Выявить психологические факторы возникновения игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте. 3. Экспериментально изучить индивидуально-личностные и соци-ально- психологические особенности младших подростков с игровой компьютер¬ной зависимостью и без нее. 4. Разработать и апробировать комплексную профилактическую программу психолого-педагогического сопровождения ребенка млад-шего подростко¬вого возраста, позволяющую нивелировать негативные эффекты имеющей¬ся игровой компьютерной зависимости. Методологическую основу исследования определили: философ-ские аспекты понимания человека как активного субъекта, познающего и преобра¬зующего мир и самого себя в процессе деятельности (C.Л. Ру-бинштейн, М.Я. Басов, Л.A. Венгер, И.С. Кон, Г.Г. Гранатов и др.); по-ложения философско-аксиологических теорий, рассматривающих ребен-ка как высшую ценность и самоцель общественного развития (Л.C. Вы-готский, A.B.Запорожец, B.C. Му¬хина, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, А.Г. Гостев и др.); по¬ложения отечественной психоло-гии о причинах аддиктивного поведения (В.Ю. Завьялов, В.Я. Семке, H.A. Бохан, А.И.Мандель, Ц.П. Короленко, H.JI. Бочкарёва, Т.А. Дон-ских, Е.П. Ильин); концепция психологической зависимо¬сти от Интерне-та (К. Янг); концепция субъектности (E.H. Волкова). Методы исследования: теоретические методы (теоретический анализ философской, пси-холого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические методы (анкетирование, педагогическое наблюдение за учебной и внеучебной деятельностью младших подростков, тестиро-вание, констатирующий эксперимент по выявлению индивидуально-личностных и социально-психологических факторов игровой компью-терной зависимости младших подростков, формирующий эксперимент и оценка его эффективности на основе количественного и качественного анализа его результатов). Для реализации задач экспериментального этапа исследования приме¬нялся диагностический комплекс, который включал в себя: – методы диагностики индивидуально-личностных особенностей младших подростков: ? методика исследования самооценки по методу Дембо-Рубинштейна (С.Я. Ру¬бинштейн); ? методика определения коммуникативных и организаторских способностей КОС-2 (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов); ? опросник «Исследование тревожности» Спилбергера-Ханина; ? тест-опросник «Диагностика волевого потенциала личности» (A.B.Зверьков, Е.В. Эйдман). – методы диагностики социально-психологических особенностей младших подростков: ? социометрическая методика Дж. Морено; ? ванешнегрупповая референтометрия. ? Теоретическая значимость исследования: ? конкретизировано содержание понятия «игровой компьютер-ной зависимости» как разновидности аддиктивного поведения, которое характеризуется чрезмерной и длительной фиксацией внимания на ком-пьютерной игре, снижением или нарушением способности контролиро-вать вовлеченность в данный вид деятельности, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения; ? выделены и охарактеризованы уровни игровой компьютерной зависимости у младших подростков: естественный, компенсаторный, за-висимый; ? разработана и реализована комплексная психолого-педагогическая программа психолого-педагогического сопровождения ребенка младшего подросткового возраста, позволяющая нивелировать негативные эффекты имеющейся игровой компьютерной зависимости, снизить риск возникновения более глубокого уровня игровой компью-терной зависимости; ? выявлена позитивная динамика индивидуально-личностных особенностей младших подростков, противодействующих развитию иг-ровой компьютерной зависимости, после формирующих воздействий, что подтверждает значение целенаправленного, научно обоснованного психолого-педагогического влияния на психическое развитие младшего подростка. Практическая значимость работы определяется тем, что: ? разработан и валидизирован опросник для диагностики уровня игровой компьютерной зависимости у младших подростков; ? адаптирована к младшему подростковому возрасту методика исследо¬вания структуры субъектности; ? разработана и реализована комплексная программа психоло-го- педагогического сопровождения ребенка младшего подросткового возраста позволяющая нивелировать негативные эффекты имеющейся игровой компь¬ютерной зависимости, снизить риск возникновения более глубокого уровня игровой компьютерной зависимости. База исследования: В исследовании принимали участие 5-6 клас-сов МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска Тамбовской области.
Введение

Актуальность темы исследования. Новая социально-экономическая среда, формирующаяся в России в результате рыночных преобразований, предъявляет больше требований к личности, ее соци-ально-позитивной инте¬грации в общество. Это требование особенно ак-туально для детей и подрост¬ков, находящихся в условиях, лишенных ценностно-смысловых ориентиров, и находящихся под угрозой посто-янно увеличивающейся игровой компьютер¬ной зависимости. Поэтому на всех уровнях процесса взаимодействия взрослых и де-тей должны быть заложены базовые знания и умения, которые не только позволят ребенку иметь направленность на созидательные действия, но и устойчиво проявлять свои позитивные качества. Актуальность проблемы противодействия игровой компьютерной зави¬симости признана на государственном уровне. Исходные данные общероссий¬ского мониторинга показали, что численность детей и под-ростков в возрасте 7¬-14 лет с различной степенью выраженности игро-вой компьютерной зависимо¬стью колеблется от 2% до 10% человек. Сложившаяся ситуация требует экстренного поиска эффективных ме¬тодов и средств по предупреждению игровой компьютерной зависи-мости, ко¬торые основаны на личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку. Особую роль в способности и возможностях младше-го подростка противосто¬ять игровой компьютерной зависимости играют психологические особенности его личности, внутренние механизмы реа-гирования, взаимодействии, адапта¬ции к жизненным обстоятельствам. Опыт показывает, что профилактика игровой компьютерной зави-симо¬сти без учета психологического аспекта обречена на неудачу. Оче-видно, это является одной из основных причин отсутствия действенных механизмов пре¬одоления в младшем подростковом возрасте игровой компьютерной зависимо¬сти. В настоящее время основное внимание исследователей при изуче-нии психологических аспектов игровой компьютерной зависимости со-средоточено на поисках причин игровой компьютерной зависимости (Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров), факторов личностной предрасположенности к иг¬ровой компьютерной зависимости (О.Н. Аре-стова, Л.Н. Бабанин, Ю.Д. Бабае¬ва, А.Е. Войскунский, A.B. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул, К. Янг и др.), а также пси-хологических последствий игровой компью¬терной зависимости для ин-дивида (И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М. Авилов, О.К.Тихомиров, О.Н. Арестова, А.Е. Войскунский). Однако не выработано некой общей теории игровой компьютер-ной за¬висимости, диагностические средства на разных возрастных эта-пах требуют дальнейшего изучения, индивидуально-психологические предпосылки игро¬вой компьютерной зависимости на разных этапах он-тогенеза, в частности в подростковом возрасте, изучены недостаточно. На современном этапе развития психологии возрастные кризисы рас¬сматриваются как нормативные, закономерные периоды жизненного цикла че¬ловека. Они являются переходными и выполняют функцию «разделителей» между стабильными периодами. Происходящие при этом изменения затраги¬вают различные уровни организации человека. В концепциях Л.С.Выготско¬го, Д.Б. Эльконина, Б.Д. Эльконина и К.Н. Поливановой возрастной кризис выступает как акт развития. Традици-онным для отечественной психологии яв¬ляется анализ возрастного кри-зиса на основе возникающих в этот период пси¬хических новообразова-ний и поведенческих реакций, называемых симптомами кризиса (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Т.В. Гуськова и М.Г. Елагина, К.Н. Поливанова). Кризис развития – сложный объект для изучения. Методологиче-ские трудности, возникающие при исследовании возрастных кризисов, связаны с определенной условностью его границ, с большой вариатив-ностью кризисной симптоматики у детей и подростков. Так, начало и специфика протекания кри¬зиса зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от структуры и стилей семейных взаимоотношений. Наступле-ние кризиса связано также с выходом на определенный этап социализа-ции, когда ребенку открывается новое пред¬ставление о взрослости. Эти особенности необходимо учитывать при органи¬зации эксперименталь-ных исследований. Подростковый период – особый период в развитии личности, ха-ракте¬ризующийся неоднородностью и фазностью протекания – от младшего к старшему подростковому возрасту: младший 10-11 лет, средний 12-13 лет, старший 14-15 лет (Д.И. Фельдштейн). В этот период происходят значитель¬ные изменения, характеризующиеся переходом на качественно новый уровень самосознания и Я-концепции, изменением формирования самооценки. В структуре подросткового периода младший подростковый воз-раст занимает особое место и традиционно считается благополучным с педагогиче¬ской точки зрения. Однако в отечественной психологии мно-гими учеными младший подростковый возраст считается критическим периодом развития. Л.И. Божович связывает возникновение данного кризиса с тем, что быстрый темп физического и умственного развития создает предпосылки для образова¬ния таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях не¬достаточной социальной зре-лости детей этого возраста. Степень сформированности личностных образований в младшем под¬ростковом возрасте и их дальнейшее развитие во многом определяет жизнен¬ный путь индивида, являются фундаментом для возникновения новых образо¬ваний личности. Таким образом, суть проблемы игровой компьютерной зависимо-сти младших подростков вытекает из противоречия возраста 10-12 лет общепри¬нятым психологическим периодизациям и предшествующим им теориям, от¬ражающим факт отсутствия единого толкования всего под-росткового возраста. Проблема влияния игровой компьютерной зависимости на психи-ческое и личностное развитие младшего подростка изучена недостаточ-но. Анализ ли¬тературы показал, что недостаточно проработан вопрос о психологических факторах, условиях и механизмах, определяющих особенности игровой ком¬пьютерной зависимости в младшем подростко-вом возрасте. Для выработки механизмов вытеснения игровой компьютерной за-ви¬симости из ценностного сознания младшего подростка необходима долгосроч¬ная комплексная система профилактики, направленная на вос-питание лично¬сти ребенка в целом. Только комплексный подход с уче-том факторов влияния психологических закономерностей на развитие ребенка, может стать наиболее эффективным способом защиты от игро-вой компьютерной зависимости. Этот подход должен базироваться на единой научно-практической платформе воспитания, объединяющей усилия как взрослых (родителей, педа¬гогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работни-ков), так и са¬мих детей.
Содержание

Введение …………………………………………………………….. 4 Глава 1 Научно-теоретические подходы к исследованию проблемы психоло¬гической зависимости и игровой компь-ютерной зависимости …………………………………………………….. 12 1.1 Современная концепция зависимого поведения ………... 11 1.2 Психологические особенности младшего подростково-го возраста …………………………………………………………… 17 1.3 Категория игровой компьютерной зависимости ………... 30 1.4 Анализ теоретических взглядов на проблему компью-терной зависимости в младшем подростковом возрасте …... 43 Глава 2 Анализ результатов исследования индивидуально-личностных и соци¬ально-психологических факторов игро-вой компьютерной зависимости ………………………………………. 56 2.1 Анализ индивидуально-личностных факторов игро-вой компьютерной за¬висимости …………………………………… 56 2.2 Анализ социально-психологических факторов игро-вой компьютерной за¬висимости …………………………………… 64 2.3 Формирование психологической устойчивости млад-шего подростка к иг¬ровой компьютерной зависимости …… 71 Заключение ………………………………………………………….. 96 Список использованных источников …………………………….
Список литературы

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: Питер, 2008. – 264 с. 2. Адаптация и резервы человека / сост. М.Ч. Кочеткова, М.Н. За-вьялова. М.: Владос, 2010. – 210 с. 3. Алавердашвили, Г.И. Семья, школа, подросток / Г.И. Алавер-дашвили . – М. : Флинта, 2006. – 165 с. 4. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Академия, 2010. – 318 с. 5. Ахлибининский Б.В. Кибернетика и тайны психики. Л.: Лениз-дат, 1966 - 144 с. 6. Бабаева, Ю.Д. Интернет: Воздействие на личность / Ю.Д. Ба-баева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 20012 – С. 11-39. 7. Бабюк, И.А. Алкогольная и наркотическая зависимость у под-ростков / И.А. Бабюк. – Минск: Харвест, 2009 . – 191 с. 8. Белокрылова, М.Ф. Привязанность. Зависимость. Симбиоз / М.Ф. Белокрылова, В.Я. Семке. – СПб.: Речь, 2011. – 197 с. 9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Бо-жович. – М.: Инст-т практического психолога, Воронеж: МОДЭК, 2005 – 352с. 10. Борисова, Л.Г. Негативное потребление среди подростков: со-циальные и личностные факторы риска и защиты / Л.Г. Борисова. – Но-восибирск: Изд-во ЧЭОПП СОРАН, 2012. – 181 с. 11. Бурлаков, И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр / И.В. Бурлаков. – М.: Класс, 2012. – С. 38-41. 12. Бхандари, М. Никотин и курение сигарет / М. Бхандари, Ш.Сильвестер, А. Ригеттин // Наркология / под ред. Л.С. Фридмана. – М.- СПб: изд-во БИНОМ - «Невский диалект», 2008. – С. 143-160 13. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы психологии за-висимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2008. – Т. 25, № 1. – С. 21-27. 14. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 2007. – Т. 4. – 365 с. 15. Гурьева, В.П. Психопатология подросткового возраста / В.П.Гурьева. – СПб.: Питер, 2010. – 310 с. 16. Диагностика волевого потенциала личности / под ред. Н.П. Фе-тискиа, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. – С.54-55. 17. Дюндик, H.H. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях / Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко // Журнал практического психолога. – 2009. – №2. – С. 46-53. 18. Ерышев, О.Ф. Жизнь без наркотиков / О.Ф. Ерышев. – М.: ACT: Астрель, ОАО Полиграфический комбинат им. Я. Коласа, 2010. – 159 с. 19. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ро-стов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2007.– 480 с. 20. Иванов, М.С. Психологическая характеристика ролевой ком-пьютерной игры как особого вида деятельности / М.С. Иванов, Г.М. Авилов // Сибирская психология сегодня. – Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 2012. – С. 41-55. 21. Ивленкова, Н.В. Виртуальная реальность / Н.В. Ивленкова. – Калининград: КГТ, 2008. – 153 с. 22. Искольдский, Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) / Н.В. Искольдский // Вопросы пси-хологии. – 2007. – № 6. – С. 146-152. 23. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе / Ц.П. Короленко, Т.А.Донских. – Новосибирск: Наука, 2008. – 210 с. 24. Кохан, Д. Общая схема вопросов скрининга // Наркология / под ред. Л.C. Фридмана. – М.-СПб: изд-во БИНОМ - «Невский диа-лект», 2008. – С. 298-300. 25. Коэн, Ш.Т. Злоупотребление наркотическими веществами и психические заболевания / Ш.Т. Коэн, Р. Вэйсс // Наркология / под ред. Л.C. Фридмана. –М.-СПб: изд-во БИНОМ - «Невский диалект», 2008 – С. 275-285. 26. Крутецкий, В.А., Лукин Н.С. Психология подростка / В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин. – М.: Педагогика, 2006. – 316 с. 27. Кулаков, С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктив-ного поведения у подростков / С.А. Кулаков. – М.: Филиул, 2011. –146 с. 28. Лейтес, Н.С. Возрастные особенности развития склонностей / Н.С. Лейтес // Проблемы общей, возрастной и педагогической психоло-гии. – М.: Педагогика, 2008. – С. 121-167. 29. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой . – М.: Смысл; КДУ, 2010. – 511 с. 30. Луков, В.А. Компьютер и школа. Социокультурные послед-ствия компьютеризации / В.А. Луков. – М.: Флинта, 2008. – 185 с. 31. МакДональд, Д. Алкоголь / Д. МакДональд, Э. Твардон, Г. Шафер // Наркология/ под ред. Л.C. Фридмана. – М.-СПб: изд-во БИНОМ - «Невский диалект», 2008. – С. 115-142 32. Макушина, О.П. Психологическая зависимость подростков от родителей / О.П. Макушина. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 143 с. 33. Маркон, A.C. Личностная зависимость / А.С. Маркон. – М.: Владос, 2007. – 114с. 34. Маркон, A.C. Личностная зависимость и освобождение от нее / А.С.Маркон. – М.: Владос, 2009. – 126 с. 35. Менделевич, В.Д. Психология зависимой личности или подро-сток в окружении соблазнов / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2010. – 239 с. 36. Москаленко, В.Д. Роль генетических и средовых факторов в возникновении зависимости / В.Д. Москаленко, А.В. Шевцов // ВИНИ-ТИ. – 2008. – №3. – С. 1-5. 37. Моторин, В.Н. Об использовании компьютера в педагогиче-ском процессе / В.Н. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 12 – С.15-21. 38. Носов, H.A. Виртуальная реальность. Философские и психоло-гические проблемы / Н.А. Носов. – СПб.: Речь, 2010. – 187 с. 39. Петровский, A.B. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский, В.З. Шпалинский. – М.: Педагогика, 2008. – 176 с. 40. Поливанова, К.Н. Психологический анализ кризисов возраст-ного развития / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С.61-64. 41. Прихожан, A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков / А.М. Прихожан. – М.: Владос, 2007. – 118 с. 42. Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков / А.М. ПРихожан. – М.: Москов.психолого-социальный ин-т, Воронеж, из-во НПО «Модек», 2010. – 304 с. 43. Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Да-улинга. – М.: «Класс», 2010. – 240 с. 44. Психология развивающейся личности / под ред. A.B. Петров-ского. – М.: Педагогика, 2007. – 317 с. 45. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фель-дштейна. – М.: Педагогика, 2007. – 236 с. 46. Психологические тесты / под ред. А.А.Карелина. – М.: Ака-демия, 2011. – 276 с. 47. Пятунин, В.А. Аддиктивное поведение и химическая зависи-мость / В.А. Пятунин. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 182 с. 48. Раут, Ч. Внутриутробные последствия злоупотребления нарко-тическими веществами / Ч.П. Раут, А. Стефен, Б. Косовски // Наркология / под ред. Л.С. Фридмана. – М.-СПб: изд-во БИНОМ - «Невский диа-лект», 2008. – С.257-274. 49. Робертс, Д.Х. Стационарное лечение больных и лечение боли / Д.Робертс, Б. Буш // Наркология / под ред. Л.C. Фридмана. – М.-СПб: изд-во БИНОМ - «Невский диалект», 2008. – С. 286-297. 50. Розин, В.М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры / В.М. Розин // Школьные техно-логии. – 2009. – № 5. – С. 21-28. 51. Свит, К. Соскочить с крючка / К. Свит. – СПб.: Питер Пресс, 2007. – 256 с. 52. Смирнова, Е.О. Теория привязанности: концепция и экспери-мент / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. 2008. – № 3. – С.139-150 53. Собкин, B.C. Подросток: виртуальность и социальная ре-альность / В.С. Собкин. – М.: Центр социологии образования РАО, 2011. – 156 с. 54. Титов, В.Г. Игра в жизнь: размышления о виртуальной реаль-ности / В.Г. Титов. – М.: Изд-во Моск. Подворья Свято-Троицкой Сер-гиевой Лавры, 2008. – 210 с. 55. Тихомиров, O.K. ЭВМ и новые проблемы психологии / О.К. Тихомиров, Л.Н. Бабанин. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 203 с. 56. Фомичева, Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмист-ров // Вестник МГУ, Сер. 14 (Психология). – 2008. – № 3. – С 54-62. 57. Хентхаузен, М. Мотивация и деятельность / М. Хентхаузен. – М.: Педагогика, 2007. – 136 с. 58. Чудова, Н.В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» / Н.В.Чудова // Психологический журнал. – 2010. – Том 23, №1. – С.20-32 59. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологиче-ских исследований / С.А. Шапкин // Психологический журнал. – 2009. – Том 20, №1. – С. 21-32. 60. Эльконин, Д.Б. Взрослость, ее содержание и формы проявле-ния у младших подростков / Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова // Возраст-ные особенности младших подростков. – М.: Педагогика, 2007. – 230 с. 61. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педа-гогика, 2008. – 275 с. 62. Яковлев, А.Г. Виртуальная реальность новая информационная технология человеко-машинного взаимодействия / А.Г. Яковлев. – М. 2009. –173 с. 63. Янг, К.С. Диагноз: интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Internet. – 2010. –№ 2. – С. 20-30. 64. Bandura, A. Adolescent Aggression. In R. H. Walters (Ed.). – N. Y., 1959. – 311 pp. 65. Brook, J.S. Adolescent illegal drug use: The impact of personality, family, and environmental factors / Brook J.S., Brook D. W., De La Rosa M. et al // J. Behav. Med. – 2001. – Vol. 24, N. 2. – P. 183-203. 66. Maslow A. The principles of abnormal psychology / A. Maslow, B. Mitteleman. –N.Y., 1941 67. Vakalahi, H.F. Adolescent substance use and famil. based risk and protective factors: A literature review / H.F. Vakalahi // J. Drug Educ. – 2001. – Vol. 31, N. 1. – P. 29-44
Отрывок из работы

Глава 1 Научно-теоретические подходы к исследованию проблемы психологической зависимости и игровой компьютерной зависимо-сти 1.1 Современная концепция зависимого поведения Целенаправленное изучение феномена привязанности осуществля-ется в рамках двух основных направлений: психоаналитического и это-логического. По мнению ряда авторов, проблема разграничения явле-ния зависимости и привязанности сложна и запутана. Стремление к установлению близких эмо¬циональных отношений, присуще и привя-занности и психологической зависи¬мости. В этом родство этих феноме-нов. Некоторые психологи считают эти по¬нятия синонимами и обозна-чают ими одно явление. «Симбиотизм» – биологический термин, обозначающий два от-дельных взаимодействующих организма (младенец и мать). Исследова-телями зависи¬мой личности отмечается, что часто ее потребности в по-стоянном объекте и нахождении по близости с ним может перерасти в стремление к симбиотичному отношению [22]. «Тревожность» понимается, как «переживания, связанные с ожи-данием неблагополучия, негативного отношения к себе окружающих, предчувствием грозящей опасности» [41; 42]. Близость данных понятий обусловлена наличием неуверенности в себе, искаженным восприятием реальных условий общения, лежащих в основе тревожности как лич-ностного образования, а также тол¬кающих индивида к поискам надеж-ного и защищающего объекта [32]. Ряд ав¬торов рассматривают тревогу, как основу психологической зависимости. Связь явлений тревожности и психологической зависимости уста¬навливается в ряде корреляционных исследований. «Выученная беспомощность» обозначает устойчивое чувство бес-по¬мощности, приобретенное индивидом в ситуации неконтролируемости и не¬предсказуемости им внешних событий, и распространяемое в даль-нейшем на другие ситуации [57]. В межличностных отношениях вы-ученная беспо¬мощность проявляется в форме пассивности, безынициа-тивности, пессимизма, восприятии себя как слабого и беспомощного на фоне отношения к другим как к более сильным. Ряд авторов рассматри-вают беспомощность и слабость у за¬висимой личности как нацеливание «привязать» к себе других. Указанные характеристики выученной бес-помощности достаточно часто встречаются и в описании психологиче-ской зависимости, это говорит о близости данных феноменов между со-бой и создает проблему их разграниче¬ния. Несмотря на то, что в определенных ситуациях эмоциональная за-виси¬мость может проявляться как выученная беспомощность, эти явле-ния полно¬стью отождествлять нельзя, так как чувство беспомощности не всегда имеет в своей основе аффективное отношение к значимому лицу. «Конформизм» используется для описания личностной неустойчи-во¬сти, склонностей индивида к внешней зависимости, выражающейся в измене¬нии им своих убеждений, поведения [39]. Конформизм и психоло-гическая за¬висимость являются близкими феноменами, при этом кон-формизм явля¬ется одним из проявлений зависимости, также как и пси-хологическая зависи¬мость является одной из сфер проявления конфор-мизма (например, при дело¬вом общении). Таким образом, в психологической науке понятие зависимости приме¬няют для обозначения широкого круга явлений. При этом в об-щем смысле за¬висимость связывают с навязчивым состоянием непреодо-лимого влечения к чему-либо (кому-либо), требующее тотального пови-новения и сопровождаю¬щееся импульсивностью и безусловностью вы-полнения. Формирование психологической зависимости, по мнению исследо-вате¬лей, начинается с развития личности человека. При этом в развитии зависимо¬сти выделяется два этапа [8; 33]: 1. Формирование структуры личности, склонной к зависимости. Данному направлению посвящено множество исследований, но до сих пор четкие критерии потенциально зависимого человека не выявле-ны. Поэто¬му при исследовании зависимости используются вероятност-ные прогнозы с указанием на «факторы риска». 2. «Встреча с объектом», адекватным структуре личности челове-ка. На данном этапе некоторая характеристика выбранного «объекта» игра¬ет компенсаторную роль, и становится незаменимой частью в жизни человека, образуя так называемый аддиктивный комплекс. Поведение личности, склонной к зависимости, характеризуется навяз¬чивым стремлением уйти от реальности путем искусственного из-менения сво¬его психологического состояния. Это создает в сознании за-висимой личности иллюзию безопасности и мнимого восстановления равновесия [33]. Уход от реальности всегда сопровождается сильными эмоциональ-ными переживаниями [23]. Эмоции являются составной частью зависи-мости. Можно утверждать, что человек зависит не от препарата, а от по-лучаемых эмоций. И в первую очередь важна не модальность эмоции (положительная она или отрицательная), а ее интенсивность. Чем силь-нее эмоция, тем силь¬нее зависимость [23]. Личность формируется в общении с другими людьми. Через обще-ние усваиваются общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности. Аддикт отгораживает себя от этих про-цессов, перестает обогащать свой жизненный опыт и нарушает тем са-мым важнейшие функции общения. Возникают взаимные трудности в процессе совместной деятельности аддикта с другими людьми. Потреб-ность в самопознании, самоутверждении и подтверждении лица с аддик-тивными особенностями реализуют, прежде все¬го, в своем контакте с ад-диктивными агентами, но не в общении. Наряду с дисфункциональными процессами в общении, наруша-ются и искажаются такие важные механизмы межличностной перцепции, как иденти¬фикация, эмпатия, рефлексия. Утрачивается способность ста-вить себя на место партнера, сопереживать, представлять, каким вос-принимают тебя окружаю¬щие. Большинство людей, страдающие той или иной формой зависимо-сти, отличаются излишней раздражительностью, вспыльчивостью, эмо-циональной неустойчивостью в поведении [23]. Все это – свидетельство если не наруше¬ний, то отклонений в эмоциональной сфере личности, выражающихся в изме¬нении психического состояния людей: снижении настроения, активности, ухудшении самочувствия, дисфории вплоть до депрессии. В современной психиатрии психологическая зависимость, харак-тери¬зуется неуверенностью в себе, низкой самооценкой, пессимистичным настро¬ем, страхом выражения своих побуждений, сужением круга об-щения, потреб¬ность в руководстве со стороны другого, стремлением из-бежать ситуаций, требующих проявления ответственности и выполнения функций лидера. Итак, зависимость в развитии личности обсуждается многими пси-хо¬логами. При этом различные авторы единогласно рассматривают за-виси¬мость как фактор, отрицательно оказывающий воздействие на лич-ностное развитие [23]. Патологические формы зависимости оказывают не¬благоприятное воздействие на развитие личности человека. Зависимость дает возможность человеку, страдающему психиче-ски¬ми расстройствами, доступно и привлекательно поддерживать удо-влетвори¬тельный уровень психического комфорта с одновременным ис-чезновением или ослаблением имеющихся болезненных проявлений, нормализацией са¬мооценки, преодолением проблем в общении. Часто при этом наблюдается иллюзия выздоровления, тогда как исключение предмета зависимости вызы¬вает ухудшение психического состояния. Зависимость является разновидностью девиантного поведения, ха-рактеризующегося чрезмерной и длительной фиксацией внимания на опре¬деленных видах деятельности или предметах, становящихся сверх-ценными, снижением или нарушением способности контролировать во-влеченность в данный вид деятельности, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения. В основе зависимо-сти лежит внутриличностный конфликт или противоречия, с которыми личность не может спра¬виться, не прибегая к уходу от реальности путём изменения своего психиче¬ского состояния (употребление алкоголя, наркотиков) или фиксируя своё внимание на определённых предметах или активностях [2]. Ведущую роль в формировании психологической зависимости иг-рают психологические особенности личности, к ним относятся: снижение уровня переносимости трудностей повседневной жизни наряду с хоро-шей переноси¬мостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполно-ценности, сочетаю¬щийся с проявляемым превосходством. Так же внеш-няя социабельность, соче¬тающаяся со страхом перед стойкими эмоцио-нальными контактами; стремле¬ние обвинять других; попытки уйти от ответственности в принятии решений; стереотипность, повторяемость поведения; зависимость; тревожность. Многие исследователи рассматривают подростковый возраст как фак¬тор риска для развития девиантного поведения [35; 47]. Причина та-кого подхо¬да лежит в психологических особенностях подросткового возраста. Подростковый возраст – самый уязвимый для возникновения раз-нооб¬разных нарушений и в то же время самый благоприятный для овладения нор¬мами дружбы [43]. Подростки с зависимым поведением отдают предпочтение надежной зависимости перед ненадежной неопре-деленностью. Рассмотрим более детально психологические особенности младше-го подросткового возраста. ? 1.2 Психологические особенности младшего подросткового возраста Младший подростковый возраст является частью так называемого еди¬ного подросткового этапа, но вместе с этим имеет ряд специфических возрас¬тных особенностей. Данный возрастной период занимает в фор-мировании личности человека особое место. Этот этап является началом подросткового этапа развития, когда происходит глубокая перестройка и мощ¬ный подъем жизнедеятельности организма, бурное развитие само-сознания и энергичный рост физических, моральных и интеллектуаль-ных сил, заклады¬ваются основы мировоззрения, начинают формиро-ваться идеалы и убеждения. Из всех периодов этот возраст привлекает к себе наибольшее вни-мание педагогов и психологов, так как психологическое содержание данного периода обуславливает кризисный характер. Именно поэтому изучение психологии подросткового возраста является одним из веду-щих направлений в исследова¬ниях психологии развития (Л.С. Выгот-ский, И.С. Кон, А.Е.Личко, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). В этом возрасте начинают происходить важные процессы разви-тия, связанные с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание всех сторон раз-вития в этот пери¬од – физического, умственного, нравственного, соци-ального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований. На данном этапе появляются элементы взрослости в результате пере¬стройки организма, самосознания, типа отношений с взрослыми и товарища¬ми, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности. Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в пере¬ходном возрасте [14]. Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, вле¬чениями и интересами. В подростковом воз-расте, подчеркивал Л.С. Выгот¬ский, происходит разрушение старых ин-тересов, и наступает период созрева¬ния новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются но¬вые интересы. Особое внимание автор обращал на развитие мышления в под-ростко¬вом возрасте. Главное в развитии мышления – овладение под-ростком процес¬сом образования понятий, который ведет к высшей фор-ме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Л.С. Выготский считал, что функ¬ция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. «Понимание действи-тельности, понимание других и понимание себя – вот что приносит с со-бой мышление в понятия», – писал он [14]. Л.С. Выготский выделял новообразования подросткового возраста – это развитие рефлексии, и на ее основе – самосознания. Развитие ре-флексии у под¬ростка не ограничивается только внутренними изменения-ми самой личности. В связи с возникновением самосознания для под-ростка становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды. В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ве-дущей деятель¬ности предшествующего периода [60, 61]. Учебная дея-тельность производит «поворот» от направленности на мир к направ-ленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ре-бенка возникают новые воз¬можности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действи¬тельностью. Характерной особенностью этого возраста является формирование ком¬паний (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять). В подростковом возрасте возникают трудности в отношениях со взрос¬лыми: упрямство, негативизм, безразличие к оценке успехов, уход из школы, т.к. главное для ребенка теперь происходит вне школы. Известно, что одна из существенных особенностей подросткового пе¬риода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и пережи¬вается подростками. Но у разных подростков эти изменения про-текают по- разному, что во многом определяется тем, как взрослые учи-тывают влияние изменений, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. В этом возрасте нередко наблюдается повы-шенная раздражительность, чрез¬мерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.п. Физическое и половое развитие порождает интерес подростка к друго¬му полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. При этом подростки еще не готовы правильно решать эти проблемы ни социально, ни психологически (что создает для них большие трудности). И поведение подро¬стка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешить возникающие внутренние противоречия. На данном этапе развития у ребенка наблюдается ухудшение в по-веде¬нии: упрямство, своеволие, негативизм, критицизм, бравирование недостатка¬ми и их маскировка, «смысловой барьер», недостаточно мо-тивированные по¬ступки, противопоставление себя взрослому, аффектив-ные вспышки, грубость и т.п. Младшие подростки недостаточно организованы, легко поддаются чу¬жому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения. Нельзя не считаться с такой особенностью младших подростков, как переоценивание своих возможностей. Будущее представляется доро-гой сплошных побед, возможности кажутся неисчерпаемыми и много-обещающи¬ми. Представления о себе начинают переживаться ребенком как нечто лич¬но значимое. К этому возрасту происходит стабилизация самооцен-ки. Пятиклассники охотно предаются мечтаниям, при этом их мечты носят большей частью романтический характер. Наиболее характерна для младшего подростка мечта о подвиге. Игровая деятельность занимает в этот жизненный период значимое ме¬сто. При этом в игре для ребенка характерно стремление держаться поближе к сюжету. Более значимым для подростка является не сама иг-ра, а ее результат. Стремление удовлетворить потребность в достойном положении одерживает вверх над стремлением к игровой деятельности. В этом возрасте отношение к игре меняется. Если в младшем школь¬ном возрасте ребенок охотно играет в игры, в которых ведущее место отведено воображаемой ситуации (игра в магазин, в школу), то пятиклассники предпо¬читают реальные ситуации в играх. Огромен ин-терес к спортивным и компью¬терным играм. Самооценка подростка во многом не совершенна. «Пытаясь само-стоя¬тельно разобраться в своем поведении, в своих мыслях и чувствах, оценить се¬бя с этой точки зрения, младшие подростки нередко допуска-ют ошибки, дела¬ют противоречивые заключения, колеблются в само-оценке» [61]. Л.И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в пси-хиче¬ском развитии появляются новые интересы, личные увлечения и стремление занять самостоятельную, «взрослую» позицию в жизни [9]. Однако в пере¬ходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Л.И. Божович считала, что рас-хождение между возник¬шими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающей возмож¬ность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса [9]. С расширением кругозора подростка, расширяется и область его инте¬ресов, появляются новые, развиваются и углубляются познаватель-ные, обще¬ственные интересы и устремления [9]. Интересы подростка отличаются большой устойчивостью по срав-не¬нию с интересами детей младшего школьного возраста. Некоторые интересы сохраняются у школьника в течение всего подро¬сткового возраста, углубляясь и обогащаясь содержанием, и впо-следствии со¬храняются на всю жизнь. Интересы в этом возрасте часто приобретают форму увлечений, при¬чем таких, которые буквально захватывают подростков в ущерб всем прочим занятиям. Если шахматы – то десятки партий в день, если чтение – то бессон¬ные ночи, если увлечение техникой – то до самозабве-ния. В младшем подростковом возрасте интересы становятся более осо-з¬нанными. Подросток часто сознательно направляет и поддерживает их. Инте¬ресы подростка отличаются большой активностью и действенно-стью. Подрос¬ток не просто чем-то интересуется, к чему-то неравноду-шен, он стремится удовлетворить свои интересы в деятельности. Не про-сто интересоваться тех¬никой, а самому конструировать приборы, не просто быть футбольным «бо¬лельщиком», а самому играть в футбол, не просто выслушивать о результатах компьютерной игры, а самому иг-рать в эту игру и самому достигать результа¬ты. Итак, младший подростковый возраст – это трудный период пси-холо¬гического взросления и полового созревания ребёнка. В самосозна-нии проис¬ходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаи¬вая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от кон¬троля родителей и часто идёт на конфликты с ними. Возникают сменяющие друг друга увлечения. «В структуре лич-ности подростка нет ничего устойчи¬вого, окончательного, неподвижно-го» [26]. Младший подростковый возраст отличается интенсивной пере-стройкой на биологическом, психологическом и социальном уровнях, что характеризует возрастной период как крайне не стабильный. Основ-ными новообразованиями младшего подросткового возраста является чувство взрослости, новый уровень самосознания, формирование само-определения и рефлексии. Особый интерес вызывает то, что личностное развитие в младшем под¬ростковом возрасте характеризуется наличием двух разнонаправ-ленных тен¬денций: стремлением к независимости, обусловленным воз-растными задачами развития, с одной стороны, и стремлением к сохра-нению детской зависимости, обеспечивающей ощущение безопасности, защищенности и уверенности, – с другой. Происходит расширение области интересов, появляются новые, разви¬ваются и углубляются познавательные, общественные интересы и устремле¬ния. Процесс выбора, создание намерения и его исполнение у младших подростков имеет специфические трудности. У детей в данном возрасте ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоциональ-но более привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Другими словами у ребенка сильные эмоции часто подав-ляют разумное реше¬ние. К началу каждого возрастного периода складывается своеобраз-ное, специфическое отношение между ребенком и окружающей его дей-ствительно¬стью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной си¬туацией развития, которое представляет собой исходный момент для всех ди¬намических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития. Социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает но¬вые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по ко-торому социальное ста¬новится индивидуальным. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрос-лыми и товари¬щами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Л.С. Выготский пытался понять влияние воздействий окружающей среды на формирование психики. Решая эту проблему, он исходил из положе¬ния, что условия жизни непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. Ее развитие, прежде всего, зависит от то-го, в каких взаимо¬отношениях со средой находится сам ребенок. Среда, говорил Л.С. Выготский, по-разному воздействует на ребенка [14]. Согласно его теории развития высших психических функций, вся-кая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену два-жды, в двух планах, сначала – социальном (между людьми), потом – психологическом (внутри ребенка). Становление человека как индивида и личности, по Выготскому, пред¬полагает диалектическое взаимодействие двух относительно авто-номных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития, – натурального и соци¬ального. Главное новообразование переходного возраста, по Выготскому, – то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее лицо, но-вый каче¬ственно своеобразный фактор – личность самого подростка. В связи с возник¬новением самосознания для подростка становится воз-можным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, ко¬торое приводит к образованию лично-сти, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего разви-тия» [14]. В подростковом возрасте складывается новая социальная ситуация раз¬вития. Ребенок должен освоить в этом возрасте область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Веду-щим типом дея¬тельности подростка является общение со своими сверст-никами. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нор-мы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовле-творяющего его общения, он часто «уходит» из школы (психологически или буквально). Отношения между подростками строятся на кодексе товарищества, пол¬ного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность отступает на задний план, центральное по-ложение зани¬мает деятельность общения. В общении осуществляется усвоение моральных норм, осваивается сис¬тема моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрыва¬ние всех сложных сторон будущей жизни. Эта возможность имеет важное зна¬чение для развития внутренней жизни. И это един-ственная деятельность, в ко¬торой внутренняя жизнь может быть мыс-ленно прожита. Деятельность общения важна для формирования личности. В этой дея¬тельности формируется самосознание. Основное новообразование этого воз¬раста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание – это знание в системе отношений. А самосозна¬ние – это общественное знание, перенесенное во внутреннюю систему мышле¬ния [14]. Хотя учение остается для него главным видом деятельности, но ос-новные новообразования в психике подростка связаны с социальным взаи¬модействием. Это обуславливается тем, что деятельность подростка, связанная с взаимодействием с социальной средой, в наибольшей степе-ни удовлетворяет доминирующим потребностям возраста – потребности в общении со сверстни¬ками и потребности в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, подростки усваивают мораль об-щества, вырабатывают взгляды по тем или иным вопросам, правила по-ведения. Подростков привлекает не только содержание, но и форма дея-тельно¬сти. Их привлекают романтика, им нравятся походы, путеше-ствия, исследова¬тельская деятельность. Для подростков вообще свой-ственно стремление к «да¬ли» [1]. На поведение и деятельность подростков существенное влияние оказы¬вает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентиру¬ются, прежде всего, на их мнение. Учитель для подростков не является таким непререкаемым автори-те¬том, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требова¬ния к деятельности, поведению и личности учителя. Они посто-янно оценивают учителя, и свое отношение к нему строят на основе оце-ночных суждений. Очень важно, чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого подростка совпадало или было сходно с мнением воспи-тателей и родителей. Только в этом случае можно разрешить возника-ющие противоречия и тем самым соз¬дать благоприятные условия для нормального развития подростка. Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из до-минирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потреб-ность в самоутвержде¬нии настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей под¬росток готов на многое: он может поступиться даже своими взглядами и убеж¬дениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установ¬ками. Другой особенностью младшего подросткового возраста является «по¬иск верного друга». Подросток активно ищет верных друзей, но не всегда их находит. В этом тоже трудность возраста.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 38 страниц
1100 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg