Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Педагогическое сопровождение становления образа-Я дошкольника в образовательном процессе

kisssaaa0721 2500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 100 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и апробации педагогических условий педагогического сопровождения становления образа-Я ребенка дошкольного возраста в образователь-ном процессе. Объект исследования: процесс педагогического сопровождения становления образа-Я ребенка дошкольного возраста в образователь-ном процессе. Предмет исследования: педагогические условия сопровождения становления образа-Я ребенка дошкольного возраста в образователь-ном процессе. Гипотеза исследования: Педагогическое сопровождение станов-ления образа-Я ребенка дошкольного возраста в образовательном про-цессе, возможно, будет более продуктивным при следующем комплексе педагогических условий: ? организация взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми на основе нравственных ценностей; ? формирование личностного опыта ребенка дошкольного воз-раста в образовательной деятельности, обеспечивающего развитие его личностных качеств; ? проектирование индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом гендерной специфики, обеспечивающего полноценное развитие дошкольника. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой бы-ли сформулированы следующие задачи исследования: 1. Проанализировать состояние проблемы формирования образа-Я в психолого-педагогической литературе и на этой основе уточнить по-нятия «становление образа Я ребенка дошкольного возраста», «педаго-гическое содействие становлению образа Я ребенка дошкольного воз-раста». 2. Выявить методологическую основу педагогического сопровож-дения становления образа-Я ребенка дошкольного возраста в образова-тельном процессе. 3. Спроектировать модель педагогического сопровождения ста-новления образа-Я ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе на основе выявленных методологических подходов. 4. Определить этапы становления образа Я ребенка дошкольного возраста и его структуру. 5. Разработать методическое обеспечение процесса становления образа Я ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе. Методы исследования. Теоретические методы: анализ и обобще-ние содержания философской, педагогической, психологической литера-туры, методических источников; построение гипотез, моделирование, количественный и качественный анализ фактического материала. Эмпи-рические методы: опрос, анкетирование, беседа. Методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных: Т-критерий Ф.Вилкоксона, ?и – квадрат критерий К. Пирсона, корреляци-онный и дисперсионный анализы. Теоретико-методологическую основу исследования составили: ? идеи становления и формирования образа-Я личности (Дж. Беркли, Р. Бернс, А.А. Бодалев, Р. Декарт, Р.Р. Денисова, В.И. Долгова, У.Джеймс, И.Е. Исаев, М.И. Лисина, В.С. Мерлин, А.В. Петровский и др.); ? философско-психологические основы периодизации онтогене-тического развития человека (В.В. Давыдов, В.С. Мухина, В.И. Слобод-чиков, Э. Эриксон и др.); ? теории о ведущем виде деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Да-выдов, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.); ? концепции дошкольного детства (Т.И. Бабаева, Л.А. Венгер, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн и др.); ? исследования, посвященные проблеме аксиологического под-хода в образовании (Е.В. Бондаревская, Н.Л. Худякова, Р.М. Чумичева и др.); ? идеи личностно ориентированного подхода (Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Л.В. Трубайчук, А.В. Хуторской и др.); ? идеи герменевтического подхода (Р.Р. Денисова, Е.Ю. Никити-на, Л.В. Трубайчук и др.); ? концепции педагогической поддержки, помощи, содействия ре-бенку (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Е.В. Коротаева, Е.Н.Шиянова, С.М. Юсфин, Э.Ф. Зеер и др.); ? исследования, посвященные проектированию индивидуального образовательного маршрута (И.Е. Емельянова, А.В. Хуторской, Р.М. Чумичева, Л.М. Шипицина, С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, Ю.Ф. Ти-мофеева, З.И. Тюмасева, А.П. Тряпицына, и др.). База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на ба-зе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23 «Ручеек» г. Ми-чуринска Тамбовской области. В исследовании принимали участие 30 старших дошкольников и родителей. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: ? определена структура образа-Я, которая представляет един-ство следующих компонентов: когнитивного – знания о себе и других; оценочного – оценка себя и других; поведенческого – межличностные отношения с окружающими взрослыми и сверстниками на основе нрав-ственных ценностей; ? уточнено понятие «образ Я» относительно ребенка дошкольно-го возраста, под которым понимается совокупность представлений до-школьника о себе как представителе определенного пола, члене семьи, гражданине страны, сопряженная с оценкой другого и самооценкой, определяющая выбор способов поведения в социуме с учетом гендер-ных ролей и нравственных ценностей общества; ? теоретически обоснована необходимость внедрения в до-школьное образование на основе синтеза аксиологического, личностно ориентированного, герменевтического подходов структурно-функциональной модели педагогического содействия становлению обра-за-Я ребенка дошкольного возраста, отражающей этапы, содержание и методику педагогического содействия становлению образа Я ребенка дошкольного возраста, повышающей роль и статус самоценного до-школьного детства в целостном развитии личности. Практическая значимость исследования состоит в: ? разработке педагогических условий педагогического сопро-вождения становления образа-Я ребенка дошкольного возраста в обра-зовательном процессе; ? определении содержания и методики организации работы с детьми по становлению образа-Я ребенка дошкольного возраста; ? проектировании и апробации структурно-функциональной мо-дели педагогического сопровождения становления образа-Я ребенка дошкольного возраста, что позволяет воспитателю переосмыслить тра-диционную логику построения образования в дошкольной образова-тельной организации и выделить в ней новые приоритеты и ценностные ориентиры; ? результатах исследования, которые позволяют использовать методику педагогического сопровождения становления образа-Я ребен-ка дошкольного возраста в дошкольном образовательном процессе, а также при подготовке воспитателей в педагогических колледжах.
Введение

Актуальность исследования. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Содержание образова-ния – один из факторов экономического и социального прогресса обще-ства и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Одним из существенных факторов, обусловливающих формирова-ние личности дошкольника и характер ее развития, является процесс становления образа Я ребенка дошкольного возраста. Проблема ста-новления образа Я ребенка дошкольного возраста – важная педагогиче-ская проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы обще-ства и образования. Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что в течение продолжительного времени система до-школьного образования выделяла ориентацию ребенка на требования социума, на формирование у него знаний об окружающем. Однако, в процессе получения знаний о себе, становление личности ребенка требу-ет его самостоятельного и вместе с взрослыми включения, а также пони-мания ценности приобретенных знаний, их присвоения и выбора необ-ходимых способов взаимоотношений с окружающими. Процесс педагогического содействия становлению образа Я ребен-ка дошкольного возраста не является для дошкольного образования предметом изучения, несмотря на то, что в таких исследованиях ощуща-ется потребность на практике. Появившиеся образовательные програм-мы для детей дошкольного возраста являются подтверждением этого, так как в разной содержательной степени они включают материалы по формированию у ребенка представлений о себе. Среди них примером являются программы: «Успех» [5], «От рождения до школы» [13], «Программа воспитания и обучения в детском саду» [11], «Детство» [34] и др. Однако в дошкольной педагогике отсутствует теория педагогиче-ского содействия становлению образа Я ребенка дошкольного возраста в условиях детского сада, недостаточно учитываются возрастные осо-бенности современного дошкольника, связанные с ориентацией ребенка на себя. Отсюда возникает проблема межличностного взаимодействия специалистов детского сада и детей через проектирование индивидуаль-ного образовательного маршрута каждого ребенка с учетом его лич-ностных возможностей, что и обусловливает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне. На научно-методическом уровне актуальность обусловлена тем, что отсутствуют научно-методические разработки по становлению обра-за-Я ребенка дошкольного возраста, потребность в которых возрастает в связи с введением стандарта дошкольного образования, в котором обозначены перспективы развития личности дошкольника. На основе анализа психолого-педагогической литературы была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поис-ке педагогических условий педагогического сопровождения становления образа-Я ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе.
Содержание

Введение ……………………………………………………………. 4 Глава 1 Теоретические аспекты педагогического сопро-вождения становления образа-Я ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе …………………………………….. 10 1.1 Модель педагогического сопровождения становле-ния образа-Я ребенка дошкольного возраста в образо-вательном процессе ………………………………………………….. 10 1.2 Педагогические условия сопровождения становле-ния образа-Я ребенка дошкольного возраста в образо-вательном процес-се…………………………………………………… 18 Глава 2 Исследовательская работа по проверке педагоги-ческих условий сопровождения становления образа-Я ре-бенка дошкольного возраста в образовательном процессе ………… 38 2.1 Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы ………………………………… 38 2.2 Реализация педагогических условий сопровожде-ния становления образа-Я ребенка дошкольного воз-раста в образовательном процессе ………………………………….. 50 2.3 Анализ результатов экспериментальной работы ……. 88 Заключение ………………………………………………………… 92 Список использованных источников …………………………
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с. 2. Авдеева, Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни / Н.Н. Авдеева // Вопросы психологии. – 2006. – №4. – С. 24-28 3. Анастази, А.И. Психологическое тестирование / А.И. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2007. – 688 с. 4. Бердяев, Н.А. Самопознание: учеб. пособие / Н.А. Бердяев. – М.: Эксмо, 2008. – 621 с. 5. Березина, Н.О. «Успех» Примерная основная общеобразова-тельная программа дошкольного образования / Н.О. Березина, И.А. Бурлакова. Е.Н. Герасимова и др.; науч. Рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В.Федина. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с. 6. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев. – СПб.: Речь, 2007. – 440 с. 7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1998. – 435 с. 8. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик: (пособие для воспитателя детского сада). – М.: Просве-щение, 2005. –218 с. 9. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диа-гностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов; отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев.: Наук, думка, 1999. – 200 с. 10. Бурменская, Г.В. Хрестоматия по детской психологии: от мла-денца до подростка: учеб. пособие / Г.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 656 с. 11. Васильева, М.А. Программа воспитание и обучение в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М.: Мозаика - Синтез, 2006. – 232 с. 12. Венгер, А.Л. Психология развития. Словарь / А.Л. Венгер; ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского // Психоло-гический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 176 с. 13. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразо-вательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с. 14. Выготский, Л.С. Психология развития человека: учеб. пособие / Л.С. Выготский. – М.: Смысл: Эксмо, 2004. – 1135с. 15. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 272с. 16. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Го-ловин. – М.: АСТ, Харвест, 1998. – 428 с. 17. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. – 2007. – № 1-2 – С.12-24. 18. Дружинин, В. А. Психология и психодиагностика общих спо-собностей / В.А. Дружинин. – М.: Наука, 2008. – 362 с. 19. Дубровина, И.В. Словарь для начинающего психолога / И.В.Дубровина. – СПб.: Питер, 2006. – 160с. 20. Елютина, М.Э. Личность как целостный феномен: механизмы ее формирования / М.Э. Елютина, Р.Д. Клочковская // Социальная форма движения: проблемы целостности. – Саратов: Изд-во СГУ, 2000. – С. 162-178. 21. Емельянова, И.Е. Педагогическая стратегия и тактика развития одаренности детей дошкольного возраста в духовно-творческой саморе-ализации / И.Е. Емельянова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. – № 1. – С. 81-88 22. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 1995. – С. 147. 23. Зинченко, В.П. Как помочь ребенку осознать себя / В.П. Зин-ченко // Рекомендации психологов колледжа Эльмира, Нью-Йорк (США) // Обруч. – 1996. – № 1. – С. 7-9. 24. Зыков, Е.В. Развитие «Я» ребенка как основа психологического здоровья дошкольника / Е.В. Зыков // Дошкольная педагогика. – 2006. — №2. – С. 55 – 57. 25. Иваненко, М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольника: учеб. пособие / М.А. Иваненко. – Екатеринбург: Деловая книга, 2012. – 187 с. 26. Изиркина, Ф.Ю. Справочник по психологии и психиатрии де-тей и подростков / Ф.Ю. Изиркина. – М.: Питер, 1999. – 318 с. 27. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Код-жаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2003. – 176 с. 28. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб.пособие / С.А. Козлова. – М.: Из-дательский центр «Академия», 1998. – 160 с. 29. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с. 30. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. по-собие / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова. – М: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с. 31. Кон, И.С. Открытие «Я»: учеб. пособие / И.С. Кон. – М.: Про-свещение, 1998. – 367с. 32. Кончаловская, М.М. Факторы, влияющие на формирование личностной идентичности у детей 5-7 лет / М.М. Кончаловская // Психо-лог в детском саду. – 2009. –№3 – С.32-45. 33. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В.В. Краевский. – Самара: Бахрам, 1994. – 224 с. 34. Логинова, В.И. Детство: программа развития и воспитания де-тей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина [и др.]; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб: Питер, 2014. – 244 с. 35. Маврина, И. В. Развитие взаимодействия и общения дошколь-ников со сверстниками / И.В. Маврина; под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного воз-раста. – М.: Гном-Пресс, 1999. –С. 106-118. 36. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. – СПб.: Пи-тер, 2008. – 351с. 37. Мерлин, В.С. Вопросы развития социального мировоззрения у детей / В.С. Мерлин, М.Ф. Хрякова. – М.; Л.: ГИЗ, 1990. – 126 с. 38. Молостова, Н.Ю. Формирование социальной уверенности как компонента образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста: авто-реф. дис. … канд. пед. наук / Н.Ю. Молостова. – М., 2004. – 200 с. 39. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Владос, 2005. – 200 с. 40. Олпорт, Г. Становление личности / Г. Олпорт // Избранные труды. – М: Смысл, 2002. – С. 242. 41. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Харвест, 2005. – 659 с. 42. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. –512 с. 43. Пелихова, А.В. Педагогическое сопровождение в обеспечении социальной безопасности ребенка дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Пелихова. – Челябинск, 2011. – 200с. 44. Реан, А.А. Психология детства: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / А.А. Реана. – М.: Олма-Пресс; СПб: прайм-Еврознак, 2015. – 224 с. 45. Рослякова, Н.И. Формирование профессиональной готовности будущего педагога в условиях рефлексивного взаимодействия с до-школьниками / Н.И. Рослякова // Мирооборазование – образование в мир. – 2008. – № 3. – С. 185—193. 46. Семенов, И.Н. Тенденции психологии развития мышления, ре-флексии и познавательной активности: учеб.пособие / И.Н. Семенов. – М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 64 с. 47. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. – М.: Академия, 2003. – С. 92 48. Слободчиков, В.И. Психология человека: учеб.пособие / В.И.Слободчиков, И.Ф. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с. 49. Смирнова, Е. Дошкольный возраст: формирование доброжела-тельных отношений / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №9. – С. 68-74. 50. Снайдер, Р. Ребенок как личность / Р. Снайдер, М. Снайдер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 195 с. 51. Стаселович, И.А. Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута до-школьника / И.А. Стаселович. – СПб.: Питер, 2011. – 117 с. 52. Столин, В.В. Общая психодиагностика / В.В. Столин. – СПб.: Изд-во. «Речь», 2002. – 440с. 53. Трубайчук, Л.В. Дошкольное детство как развивающийся со-циокультурный феномен: монография / Л.В. Трубайчук. – Волгоград: Перемена, 2009. – 153 с. 54. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие / Г.А.Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 336 с. 55. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь / Д.Н. Ушаков. – М.: Просве-щение, 2005. – 674 с. 56. Фелъдштейн, Д.И. Развитие в пространстве-времени детства / Д.И. Фельдштейн. – М.: Педагогика, 1998. – С. 89. 57. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М.Мастеров. – М: Флинта, 2005. – 215 с. 58. Чеснокова, И.И. Проблемы самопознания в психологии / И.И.Чеснокова. – М.: Наука, 2007. – 144 с. 59. Чумичева, Р.М. Индивидуальная образовательная траектория: организация и сопровождение: учеб.пособие / Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. – 208 с. 60. Шибутани, Т. Социальная психология: учеб. / Т. Шибутани. – Ростов н/Д.: Феникс,1998. – 544с. 61. Шипицина, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошколь-ного возраста / Л.М. Шипицына. – СПб.: Изд-во «Речь», 2005. – 118с. 62. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие / Д.Б. Эль-конин. – М.: Академия, 2004. – 384с. 63. Эриксон, Э.Г. Детство и общество / Э.Г. Эриксон: пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. – СПб. : Речь, 2000. – 416 с. 64. Lee, L. C. Toward a cognitive theory of interpersonal develop-ment: Importance of peers // Lewis and Rosenblum (eds.) Friendship and peer relations. – N. Y., 1975. 65. Mead, G. H. Mind, self and society. – Chicago: University of Chi-cago Press, 1934. 66. Piaget, J. The moral judgement of the children. – N. Y.: Free Press, 1965.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические аспекты педагогического сопровождения становле-ния образа-Я ребенка дошкольного возраста в образовательном процес-се 1.1 Модель педагогического сопровождения становления образа-Я ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе Для обоснования структурно-функциональной модели педагогиче-ского содействия становлению образа Я ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе мы применили синтез методологических подходов, выбор которых обусловлен ключевой задачей нашего иссле-дования: ? повышенное внимание к личности ребенка в образовательном процессе дошкольного образования (личностно ориентированный под-ход); ? направленность педагогического содействия на нравственные ценности общества (аксиологический подход); ? характер и содержание педагогического содействия (герменев-тический подход). Осмысление понятия образа Я ребенка дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе привело нас к теоретическому обоснованию синтеза аксиологического, личностно ориентированного и герменевтического подходов в содействии становлению образа Я ребен-ка дошкольного возраста в образовательном процессе, повышающих роль и статус самоценного дошкольного детства в целостном развитии личности. Синтез подходов составляет методологическую основу педагоги-ческого содействия становлению образа Я дошкольника, которая позво-ляет выделить истоки взаимосвязи социального и личностного факторов в развитии личности дошкольника, взаимодействия взрослого и ребенка, синтеза разных видов детской деятельности. Обращенность к личности, стремление удовлетворить ее растущие познавательные потребности, умелое сочетание социальных и личностных факторов позволит образо-вательной деятельности в дошкольной организации максимально адап-тироваться к индивидуальным особенностям детей дошкольного возрас-та как развивающемуся социокультурному феномену, гибко реагиро-вать на изменения среды социального и культурного характера. В результате проведенного анализа психолого-педагогической ли-тературы и осмысления проблем педагогического содействия становле-нию образа Я детей дошкольного возраста нами была разработана структурно-функциональная модель (рис. 1). Под моделью в нашей работе понимается целостная структурно-функциональная организация процесса содействия становлению образа Я, где представлена поэтапная работа по ее реализации. Центральным системно-образующим звеном модели является цель, сформированная на основе социального заказа общества – обеспечить полноценное раз-витие личности ребенка в образовательном процессе. Проектирование структурно-функциональной модели педагогического содействия ста-новлению образа Я дошкольника в образовательном процессе позволяет педагогу переосмыслить стандартную логику построения образователь-ного процесса, выделить в ней новые ценностные ориентиры и приори-теты педагогического содействия. В структуре спроектированной модели мы выделили следующие блоки: 1. Мотивационно-целевой блок включает цель, определенную на основе социального заказа общества – обеспечить полноценное развитие личности ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе; 2. Содержательный блок определяет содержательную основу педа-гогического содействия становлению образа Я ребенка; 3. Процессуальный блок обеспечивает реализацию методики со-действия становлению образа Я ребенка дошкольного возраста в обра-зовательном процессе; 4. Оценочно-результативный блок отражает результат педагогиче-ского содействия становлению образа Я дошкольника и его анализ. Рис.1. Структурно-функциональная модель педагогического со-действия становлению образа Я ребенка Все блоки данной модели взаимосвязаны и раскрывают внутрен-нюю структуру процесса педагогического содействия становлению об-раза Я дошкольника. Блоки становления образа Я ребенка дошкольного возраста обеспечивают управляемость и целостность образовательного процесса, применяя на практике следующие функции: мотивационную, личностно ориентированную, деятельностную, рефлексивную. Мотивационная функция ориентирует на становление образа Я как грани вхождения в социум. Личностно ориентированная функция проявляет социально-ролевое Я во взаимодействии детей дошкольного возраста со сверстни-ками и взрослыми на основе нравственных ценностей. Деятельностная функция обеспечивает познание психологического Я при формировании личностного опыта ребенка дошкольного возраста в образовательной деятельности, где Я проявляется как субъект актив-ности, что позволяет осуществить проектирование индивидуального об-разовательного маршрута для каждого ребенка с учетом гендерный специфики, обеспечивающего полноценное развитие дошкольника. Рефлексивная функция позволяет отражать ориентиры познания ребенком самого себя как представителя определенного пола, члена се-мьи, гражданина страны, сопряженного с оценкой другого и самооцен-кой, определяющие выбор способов поведения в социуме с учетом ген-дерных ролей и нравственных ценностей общества. Так были определены компоненты становления образа Я ребенка: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий. Рассмотрим содержание каждого компонента и методы его реали-зации в образовательном пространстве ДОО. Когнитивный компонент включает знание дошкольника о себе как представителе определенного пола, знание истории семьи, членов семьи, их профессии, гендерных ролей, места жительства. Содержание когни-тивного компонента определяется системой доминирующих мотивов, выражающих осознанное стремление личности познать себя в общении и деятельности и познать мир вокруг себя. Рассматривая личность ре-бенка, мы выделили внутренние и внешние мотивы познания, характе-ризующие развитие личности в целом: ? направленные на самоутверждение в различных социальных средах, социальные мотивы; ? направленные на реализацию потребностей в творческом само-выражении, мотивы творческих достижений; ? направленные на удовлетворение познавательных потребно-стей, познавательные мотивы; ? индивидуальные, направленные на разрешение противоречий, обусловленных рассогласованием между внутренними побуждениями, индивидуальным опытом и внешними социально-педагогическими нор-мами и правилами. Важнейшим и необходимым элементом познания Трубайчук Л.В. выделяет рефлексию, которая является познанием и анализом личностью собственного сознания и деятельности, т.е. «взгляд на собственную мысль и действия со стороны» [21, с. 114]. Наличие рефлексивного ком-понента в развитии личности опосредовано тем, что он выступает в ка-честве одного из механизмов развития интеллектуальных новообразо-ваний и детерминант в организации творческого саморазвития лично-сти. В качестве методов реализации когнитивного компонента мы вы-двигаем следующее: методы формирования познавательного интереса через игры, дискуссии, занимательные ситуации, этические беседы, це-леполагание, самоконтроль, методы, средства и формы воспитания, обеспечивающие наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происхо-дит становление новых способов их социального взаимодействия [20]. Использование данных методов способствует формированию мо-тивов в познании себя и окружающей действительности, желанию пре-образовывать мир, выстраивать перспективу собственных достижений, помогает развитию способностей к адекватной самооценке и самоанали-зу. Эмоционально-оценочный компонент, содержащий умения оцени-вать действия, поступки и поведение других людей и самого себя; про-цессуальный блок содержит методы, формы и средства, эффективные для становления образа Я. Данный компонент дает возможность приоб-ретения новых знаний о себе, о других, о мире с точки зрения потребно-стей и интересов самого субъекта деятельности, а также позволяет пред-ставить предмет интересов и стремлений ребенка, учитывать его способ-ности и потенциалы в становлении личности ребенка. Выделение эмоционально-оценочного компонента обосновано приобщением детей к ценностям, накопленным данным обществом. В этом смысле принятие и самооценка ребенком своего образа Я предпо-лагают актуализацию в ребенке осознанной потребности развиваться, совершенствоваться, творить в сложных ситуациях изменяющегося об-щества, социализироваться в культуре своего народа. В формировании гармоничного образа Я данная функция обеспечивает навыки саморегу-ляции и самоконтроля; внимание к собственному внутреннему миру и миру близких людей; понимание своих способностей и интересов; уме-ние видеть себя в «зеркале» другого человека; понимание значимости полученного ребенком продукта деятельности, его назначения, ценности для себя и других. Методами реализации эмоционально-оценочного компонента Еме-льянова И.Е. называет индивидуальный образовательный маршрут, проектирование портфолио, самооценка и др. Поведенческий компонент раскрывает мотивы поведения ребенка в обществе на основе нравственных ценностей. Здесь важную роль играет коммуникация ребенка с окружающим миром. Взаимодействие субъек-тов образовательного процесса сводится к организации сотрудничества, сотворчества детей и педагогов. Коммуникации субъектов образова-тельного процесса реализуются в: ? целевой установке педагога на личностно ориентированный подход, стратегию сотрудничества; ? совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектной связи; ? коллективной организации деятельности, когда коллектив вы-ступает гарантом проявления возможностей каждой личности (коллек-тивный субъект); ? диалогичности взаимодействия (обмене интеллектуальными, моральными, эмоциональными, социальными, нравственными ценно-стями); ? преобладании эмпатии в межличностных отношениях; ? выборе методов сотрудничества, который обуславливается вы-бором приоритетов, ориентированных на конечный результат – совер-шенствование человека с учетом суверенитета субъектов [21, с. 63]. Также важно уделить внимание образовательной среде, так как взаимосвязь в образовательном пространстве личности и среды и поз-воляет объяснить аспекты поведения и развития ребенка. Развивающая предметная среда содержит предметные и социокультурные природные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребенка, формирование его личностного опыта, обеспечивающего раз-витие его личностных качеств в образовательной деятельности. Для реализации поведенческого компонента мы использовали сле-дующие методы: методы убеждения в значимости, разъяснение личной значимости, методы повседневного общения, делового, дружеского, до-верительного взаимодействия: метод уважения детской личности, дове-рие, убеждение, побуждение, педагогическое требование, сочувствие; методы поддержки инициативы, методы самоорганизации взаимодей-ствия, совместной образовательной деятельности; метод обращения к положительным сторонам личности, метод оценки полезности создан-ных продуктов. Использование данных методов способствует формиро-ванию личного опыта детей, развитию их личностных качеств, становле-нию целостного гармоничного образа Я. Обозначенные компоненты становления образа Я ребенка до-школьного возраста в образовательном процессе ДОО осуществляются при содействии Значимых взрослых (родители, воспитатели, педагоги дополнительного образования, родственники). В нашей модели педаго-гическое содействие обозначено через этапы становления образа Я ре-бенка. Важно учитывать возрастные особенности становления образа Я дошкольника и целевые ориентиры формирования личности в целом. Поэтому одним из условий педагогического содействия становлению образа Я ребенка мы выдвигаем проектирование индивидуального об-разовательного маршрута для каждого ребенка с учетом гендерный специфики, обеспечивающего полноценное развитие. Реализация методики содействия становлению образа Я ребенка в специально созданных педагогических условиях образовательного про-цесса ДОО представлена в параграфе 2.2. Критерии становления образа Я ребенка дошкольного возраста (когнитивный, поведенческий, оценоч-ный) соотносятся с мотивационным, содержательным, процессуальным блоками модели и отражают педагогические условия педагогического содействия становлению образа Я ребенка. Когнитивный критерий – наличие знаний о себе как представителе определенного пола, семьи, детского коллектива, страны. Поведенческий критерий – умение взаимодействовать со сверстни-ками и взрослыми; представление, понимание значения своих действий; направленность на познание социальных отношений, на усвоение и со-блюдение социальных норм и правил. Оценочный критерий – способность переносить приобретенный опыт в жизнь; умение и желание бережно относиться к результатам сво-ей деятельности и деятельности окружающих; оценивать поступки свои и других людей. Итак, нами спроектирована на основе интеграции аксиологическо-го, личностно ориентированного и герменевтического подходов струк-турно-функциональная модель педагогического содействия становления образа Я ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе. Данная модель нацелена на формирование личностного опыта ре-бенка дошкольного возраста в образовательной деятельности и проек-тирование индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка. Конечным результатом реализации данной модели в практику дошкольной образовательной организации является оптимальный уро-вень становления образа Я ребенка дошкольного возраста. Нами также выдвинуто предположение о том, что становление об-раза Я ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе на оптимальном уровне будет, достигнут при определенных педагогиче-ских условиях педагогического содействия. 1.2 Педагогические условия сопровождения становления образа-Я ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе На основании выводов в первом параграфе и обоснования струк-турно-функциональной модели педагогического содействия становле-нию образа Я ребенка дошкольного возраста в образовательном про-цессе мы выявили комплекс педагогических условий педагогического содействия становлению образа Я ребенка дошкольного возраста в об-разовательном процессе: ? организация взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми на основе нравственных ценностей для гар-моничного вхождения в социум; ? формирование личностного опыта ребенка дошкольного воз-раста в образовательной деятельности, обеспечивающего развитие его личностных качеств; ? проектирование индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом гендерный специфики, обеспечивающего полноценное развитие дошкольника. Подробно рассмотрим каждое из условий гипотезы. Первое усло-вие педагогического содействия становлению образа Я ребенка в до-школьной образовательной организации – организация взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми на основе нравственных ценностей для гармоничного вхождения в социум. «Взаимодействие» рассматривается в педагогической литературе как взаимное влияние чего-то на что-то (или кого-то на кого-то), а также в случае человеческого взаимодействия – совместное действование. Вза-имодействие ребенка дошкольного возраста со сверстниками и взрос-лыми предполагает проявление к нему внимания, развивает способности слушать и вести диалог. Подобные формы контактов характерны для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В возрасте от 2 до 4 лет ребенку доста-точно того, что сверстник просто присоединился к его игре и поддержал общее веселье. Они прыгают, бегают друг за другом, прячутся и каж-дый из участников действа озабочен, в первую очередь, тем, чтобы при-влечь к себе внимание. Перелом в отношениях со сверстниками происходит у ребенка в середине дошкольного возраста – на пятом году жизни. Особенно это заметно у детей, посещающих дошкольную образовательную организа-цию. В этом возрасте дети играют друг с другом уже более сознательно, и если в младшие годы они просто играли рядом, то теперь важно со-участие сверстника, согласованность действий, поступков и достижение общих результатов. Если после 4-х лет ребенок не умеет играть вместе с другими детьми, то это может говорить об отставании в социальном развитии. К пятилетнему возрасту в детском общении появляется сорев-новательное начало: они пристально наблюдают за действиями других воспитанников и оценивают их. К 6-7 годам отношение ребенка к одногодкам кардинально меня-ется. В этот период дети уже способны вести внеситуативные беседы и рассказывать друг другу о том, где они были вчера, что видели, дают оценки, делятся планами и предпочтениями. В данном возрасте проис-ходит полноценное общение, не связанное только с играми и игрушка-ми. Дети старшего дошкольного возраста могут подолгу разговари-вать, ничем не занимаясь, чего не наблюдается в младшем дошкольном возрасте. Стоит отметить, что существенно вырастает эмоциональность и дружелюбность. Дети стараются помогать друг другу, подсказать, при этом конкурентное начало остается, однако становится более рацио-нальным. У старших дошкольников появляется способность видеть в партнере не только его игрушки, успехи и промахи, но и настроение, желания, предпочтения. Дети этого возраста уже не только рассказыва-ют о себе, но и интересуются жизнью и интересами других. На первый план выходит интерес к другой личности. На данном этапе развития ро-дителям очень важно поддержать у детей хорошее отношение к сверст-никам, подавая личные примеры в общении с людьми. К концу дошкольного возраста проявляются уже первые зачатки настоящей дружбы. Старшие дошкольники собираются в группы по 2-3 человека, явно выражая привязанность к своим друзьям. Споры возни-кают в основном на почве того, кто с кем дружит. Ребенок может пере-живать из-за отсутствия у него взаимоотношений со сверстниками, и здесь нужна поддержка Значимого взрослого. И.В. Маврина [35] делает акцент на такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с други-ми, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфлик-ты в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобре-тает. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимо-действия со сверстниками, начинает точнее оценивать свои возможности и возможности других, себя и других, соответственно, растет его твор-ческая самостоятельность. Поэтому так важно в дошкольном возрасте закладывать нравственные ценности взаимодействия с людьми: добро-желательность, взаимопонимание, уважение к личности другого. К самому себе отношение проявляется в таких качествах, как само-стоятельность, чувство собственного достоинства, аккуратность, ответ-ственность. Именно эти качества, эти нравственные черты являются внешним проявлением сложившихся внутренних нравственных отноше-ний личности на основе рефлексии. Ценности взаимодействия проявляются в таких качествах, как ини-циативность, ответственность, трудолюбие, честность, озабоченность не-удачами товарищей, радость сопереживания их успехам – все это про-являет отношения ребенка к коллективу. Бережное отношение, по мне-нию Емельяновой И.Е., к общим игрушкам, максимальная работоспо-собность в игре, в образовательной деятельности – в этом ребенок про-являет и оценивает себя как член коллектива, общества. Здесь же важ-нейшей нравственной категорией является совместный и индивидуаль-ный труд, отношение к которому необходимо формировать и развивать в свободной и непосредственной образовательной деятельности [21, с.67]. Воспитатель должен в ходе пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении давать оценку поведению ребенка. В этом случае ребенок сопоставляет и оценивает свое видение ситуации и виде-ние со стороны, что приводит к правильному формированию образа Я. Очень важно в непосредственно образовательной деятельности подби-рать такие упражнения, которые развивают способность к самоанализу, анализу поведения героев художественной литературы, анализу поведе-ния и поступков других детей. В ходе подбора упражнений необходимо учитывать взаимоотношения между детьми в группе, предыдущий ин-дивидуальный опыт каждого ребенка, который может как помочь, так и помешать адекватному формированию образа Я. С точки зрения С.А. Козловой [29, с. 324], общаясь со взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки. Но процесс формирования нравственных ценностей у до-школьников будет происходить лишь в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отно-шение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Итак, ребенок начинает точнее оценивать свои возможности и воз-можности других, себя и других, что дает разнообразный положитель-ный опыт взаимодействия со сверстниками, следовательно, строится адекватный образ Я [21, с. 27]. Без должного внимания взрослого к вза-имодействию детей в микросоциуме ребенок может стать замкнутым, не будет иметь представлений об окружающем мире, о себе: «Я не знаю ка-кой я, просто мамин». Поэтому в дошкольной образовательной органи-зации должны быть созданы все условия для того, чтобы дети могли до-верчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны всех сотрудников. Только при этом у ребенка может быть создано ощущение эмоционального благополучия в детском саду и он охотно и непринуж-денно сможет общаться со взрослыми и со сверстниками, ожидая с ра-достью новой встречи, дружно играть с ребятами, делиться со взрослы-ми своими радостями и огорчениями. Таким образом, организуя взаимодействие детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми на основе нравственных ценно-стей, мы сможем обеспечить ребенку гармоничное вхождение в социум. Второе условие – формирование личностного опыта ребенка до-школьного возраста в образовательной деятельности, обеспечивающего развитие его личностных качеств. В.В. Сериков рассматривает понима-ние термина «личностный опыт» как опыт выполнения одного из видов деятельности, достижения определенных результатов в этой деятельно-сти и их оценки». Сформировать личностный опыт – значит выработать культуру выполнения личностно-творческой деятельности. Личностный опыт – это переживание смысла, своего рода вклю-ченности данного предмета деятельности (с ее целями, процессом, ожи-даемыми результатами и др.) в контекст жизнедеятельности личности, это объективная ценность, ставшая субъективной установкой, взглядом, убеждением, собственным выводом из пережитого. Г.П. Предвечный и Ю.А.Шерковина раскрывают опыт личности, как динамическую систему устойчивых чувств, привычек, умений и знаний, возникающих в процес-се жизни личности [32]. Формирование личностного опыта в образовательной деятельно-сти ребенка дошкольного возраста обеспечивает развитие его личност-ных качеств, рассмотрим некоторые из них: самостоятельность, инициа-тивность, ответственность. В младшем дошкольном возрасте появляются первые проявления самостоятельности, в этом возрасте, по определению А.Н. Леонтьева, происходит первоначальное фактическое складывание личности. С осво-ением ребенком разных видов деятельности – игровой, трудовой, про-дуктивной связано дальнейшее развитие самостоятельности. Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициа-тивой, решительность. В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений [48, с. 280]. Д.Н. Ушаков трак-тует термин «самостоятельность» как способность к независимым дей-ствиям, суждениям, обладание инициативой, решительность [55]. С.Ю. Головин связывает самостоятельность личности с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя: развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов – необходимая предпосылка само-стоятельных суждений и действий; складывающиеся в ходе самостоя-тельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные дей-ствия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений во-преки возможным трудностям [16]. Л.И. Божович, Н.А. Ветлугина, П.Г. Саморукова, А.П. Усова и др. выделяют ряд показателей проявления самостоятельности: ? независимые поступки и действия личности, ? стремиться без посторонней помощи реализовывать свои пла-ны, ? способность ставить и решать различные задачи инициативно, творчески, ? проявлять ответственность и настойчивость в достижении по-ставленной цели, ? способность к оценке и контролю своих действий. Данные показатели позволяют характеризовать самостоятельность как одно из ведущих качеств личности, что позволяет считать возмож-ным и необходимым формирование самостоятельности у детей до-школьного возраста. А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др. считают, что процесс и резуль-тат деятельности прямо зависит от того, на что направлена деятельность и ради чего она выполняется, поэтому главную роль в формировании самостоятельности играют мотивы и цели осуществляемой ребенком де-ятельности. Тесная связь между взрослым и ребенком видоизменяется и осла-бевает на протяжении дошкольного детства.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg