Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕНЕДЖМЕНТ

Проблемы реализации стратегии корпорации

kisssaaa0721 2450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 98 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Актуальность темы. В настоящий момент, стратегическое развитие заняло определенное место в ряду предназначений менеджмента. Оно также приобрело новое содержание, дополнилось за счет соединения с различными подходами. В современном мире вместе с формалистическими, количественными методами, стратегическое развитие пользуется творческим и интуитивным подходами. Не являясь универсальным методом достижения успеха в организации бизнеса, оно, тем не менее, создает платформу для успешной деятельности организации. Именно поэтому выбранная тема, стратегического развития предприятия представляет собой неоспоримую актуальность. Информационную базу работы составляют труды зарубежных экономистов, таких как: Ансофф И., Акофф Р., Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж., Минцберг Г., Альстрэнд Б., Диксон П., Дойль П., Портер М., Кэм-пбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б., Виссема Х., Холл Р. Х., Гибсон Дж., Иванцевич Д-М., Кинг У., Траут Дж. и другие. В нашей стране данная проблематика получила свое развитие в трудах следующих ученых как Болотов С. П., Градов А. П., Забелин П. В., Клейнер Лафта Дж. К., Маркова В. Д., Фатхутдинов Р. А., Ириков В. А., Усманов В. В. и др. Методическая и практическая информация, опубликованная в перодических изданиях и Интернет-ресурсах; а также, статистические и финансовые материалы, характеризующие деятельность ООО «ТК МиФ Групп». Цель и задачи исследования. Целью магистерской диссертации являются предложения по использованию методических подходов и практические рекомендации к разработке стратегии развития организации. Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач: 1. рассмотреть методический подход как научную категорию; 2. выделить основные понятия стратегии предприятия, а также основные ее виды и содержание; 3. проанализировать процесс разработки стратегии: ее этапы, содержание. 4. рассмотреть и описать краткую характеристику предприятия ООО «ТК МиФ Групп»; 5. сделать анализ внешней и внутренней среды организации; 6. провести анализ процесса разработки стратегии развития и использования методических подходов в ООО «ТК МиФ Групп»; 7. предложить рекомендации по использованию методических подходов в разработке стратегии развития организации ООО «ТК МиФ Групп»; 8. выбрать и обосновать варианты методических подходов к разработке стратегии развития предприятия ООО «ТК МиФ Групп». Объектом исследования является ООО «ТК МиФ Групп» Предметом исследования являются теоретические и методические вопросы, связанные с разработкой стратегии развития организации. Теоретическая, методологическая и эмпирическая база исследования. Теоретической и методологической основой исследовательской работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, открытая статистическая информация о деятельности организации и прогнозы развития данной отрасли. При изучении рассматриваемой в магистерской диссертации проблемы использованы различные методы исследования: аналитический, экономико-статистический, сравнительный, индексный, экспертный и другие. Представленные в диссертации теоретические выводы, а также разработанная автором методика и практические предложения направлены на создание методических подходов к разработке стратегии развития организации. Предложенные в ходе исследования методические и практические рекомендации могут быть использованы в работе как специалистами ООО «ТК МиФ Групп». Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методологических положений и практических рекомендаций, направленных на эффективную разработку стратегий развития организации на основании использования методического подхода, позволяющего оценить и повысить экономическую эффективность результатов хозяйственной деятельности предприятий организаций. Наиболее значимые результаты диссертационного исследования, обладающие элементами научной новизны и обогащающие теорию управления предприятиями различных сфер, отражаются в положениях, выносимых на защиту. 1. Раскрыты специфические характеристики понятия «стратегия развития», фокусирующие внимание на универсальности их применения в современных условиях цифровизации экономики, выявлена его экономическая сущность, что позволило уточнить понятийный аппарат в области управления конкурентоспособностью организаций. 2. Предложена упрощенная методика исследования макро- и микросреды, которая будет доступна для использования любым специалистам предприятий исследуемой сферы, позволит систематически производить комплексный анализ, имеющий целью выявление слабых и сильных сторон предприятия, его возможностей и угроз положению на рынке в максимально короткий промежуток времени, недостаточный для проведения полного анализа, что в свою очередь повысит эффективность разрабатываемых стратегий развития организации. 3. Разработан комплекс организационно-экономических рекомендаций по эффективному использованию методических подходов в разработке стра-тегии развития предприятия, что позволит усилить конкурентную позицию исследуемого предприятия на рынке, сохранить и увеличить их клиентскую базу. Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования будут изложены, обсуждены и получили одобрение на 2-х и более научно - практических конференциях с изданием сборника научных статей.
Введение

В современных рыночных условиях, характеризующихся высокой конкуренцией, быстрым изменением технологий производства, возрастает необходимость повышения мобильности предприятий, гибкого реагирования на требования рынка, принятия грамотных оперативных и стратегических маркетинговых решений. Эффективность деятельности любого предприятия, возможности его дальнейшего роста и развития во многом обусловлены правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать имеющийся ресурсный потенциал [28, с. 78]. На сегодняшний день стратегия является основным ориентиром в управлении предприятием, который пронизывает всю его деятельность и направлен на обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ, путем повышения конкурентоспособности продукции; создание условий для экономического роста, его интенсификации, а значит - и получение прибыли. Стратегия развития, по сути, представляет собой некий свод правил, которыми руководствуется организация при внедрении управленческих решений. Помимо того, стратегия развития организации рассматривается как общий, всесторонний, детальный комплексный план, который предназначен для обеспечения осуществления миссии и достижения целей организации [73, с. 53]. Существует несколько ключевых положений, которые относятся к разработке стратегии развития компании: во-первых, стратегия по большей части формируется и разрабатывается высшим руководством, однако, ее реализация подразумевает участие всех уровней управления. Для того, чтобы организация могла оперативно и результативно составлять конкуренцию в современном коммерческом мире, она должна постоянно заниматься сбором, анализом огромного объема данных о маркетинге, конкуренции, отрасли и многих других областях. Стратегический план развития организации, в первую очередь, опираться на обширные исследования и достоверные сведения. Данный план является перспективой для компании, которая направляет сотрудников, занимается привлечением новых работников и участвует в помощи по реализации продукции или услуги. Стратегия развития подводит организацию к детерминированности, определяет специфику, уникальность, что позволяет ей привлекать определенную категорию рабочего персонала, не набирая сотрудников другого уровня. «Стратегическое развитие представляет собой набор определенных действий и решений, которые предпринимает руководство организации. Данный набор ведет к разработке и внедрению стратегических решений, главным предназначением которых является помощь организации в реализации заявленной миссии. Основной задачей стратегического развития является обеспечение преобразования и изменения в организации в достаточной мере. Процесс формирования стратегии развития представляет собой тот самый инструмент, который помогает в принятии управленческих решений. Таким образом, для того чтобы разработать стратегию развития для конкретной организации, необходимо провести стратегический анализ ее внутренней и внешней среды, уяснить миссию фирмы, сформулировать основные цели и задачи, и, в конечном итоге, составить для нее стратегический план» [24, с. 55].
Содержание

Введение 3 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 4 1.1 Методический подход как научная категория 4 1.2 Стратегия предприятия: понятие, виды, содержание 12 1.3 Процесс разработки стратегии: этапы, содержание 21 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ТК МИФ ГРУПП» 29 2.1 Организационная характеристика предприятия 29 2.2 Анализ внешней и внутренней среды организации 35 2.3 Анализ процесса разработки стратегии и использования методических подходов 44 3. Предложения по использованию методических подходов в разработке стратегии развития предприятия ООО «ТК МиФ Групп» 54 3.1 Разработка рекомендаций методических подходов 63 3.2 Выбор и обоснование вариантов методических подходов к разработке стратегии развития предприятия 76 Заключение 87 Список используемых источников 91 Приложение 97
Список литературы

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление.7-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Питер, 2017. - 496 с. 2. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 400. 3. Акуленко Н. Б. Экономика предприятия (организации): учебник / [Н. Б. Акуленко и др.]. – Москва: Инфра–М, 2018. - 638 с. 4. Андреев И.В. Новая корпоративная стратегия / И.В. Андреев. – СПб:Издательство «Питер», 2019. -110 с. 5. Ансофар И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2019. -201 с. 6. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия./ И. Ансофф. СПб.: Пи-тер, 2017. 416 с. 7. Анташов В.А., Уварова Г.В. Экономическая матрица предприятия // Экономико - правовой бюллетень. – 2018. – №5. - 160 с. 8. Антонов И.Ю. Стратегия и методология иновационного развития: зарубежный и отечественный опыт.-М.: Дашков и К, 2017. - 259 с 9. Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы / М.П. Афанасьев. - М.: Финстат , 2019. – 85 с. 10. Афитов Э.А. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. -Мн.: Выш. шк., 2016. - 285 с. 11. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для ВУЗов / - СПб.: «Питер», 2017. – 576 с. 12. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М.: Наука, 2018. -270с. 13. Бодди Д. Основы менеджмента. - СПб.: Питер, 2019. – 179 с. 14. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / K. Боумэн. – М: Юнити , 2018. – 55 с. 15. Брагина Л. А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник -2-е изд., перераб. И доп. / Под общ. ред. проф. Л. А. Брагина и проф. Т. П. Данько. - М.: ИНФРА - М, 2017 г. - 560 с. 16. Бронштейн, Л.А. Анализ работы автотранспортных предприятий / Л.А. Бронштейн, Я.М. Ройтман. - М.: Транспорт, 2016. - 80с. 17. Булкин Б.Е., Бургонов О.В. Стратегическое планирование. -СПб.: ИЭО СПбУУиЭ (Институт электронного обучения Санкт-Петербургского университета управления и экономики), 2018. - 285 с. 18. Волгин, В.В. Автосервис. Маркетинг и анализ / В.В. Волгин. - М.: Дашков и К., 2017. - 496 с. 19. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.: Омега-Л, 2018. - 312 с. 20. Глинн Дж., Маркова В , Перкинс Д. Стратегия бизнеса 2-е изд -Новосибирск: ИЭиОПП СО PAH.Canterbury Business School, 2019 С. 4. 21. Глумаков В.Н., Максимцов М.М., Малышев Н.И. Стратегический менеджмент: Практикум. - М.: Вузовский учебник, 2016. - 187 с. 22. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес - системах. - М.: Финпресс, 2017.- 240 с. 23. Зайцев Л Г. Стратегический менеджмент. / Л.Г. Зайцев, М.И. Со-колова. М.: Экономист, 2016. 416 с. 24. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. М.: Аспект - Прсесс, 2017. - 385 с. 25. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебное пособие в 2-х частях. Часть 1. Стратегическое планирование. - Минск: ООО «Новое зна-ние», 2018. - 450 с. 26. Ильичев Л.Ф. Философский словарь / под. ред. Л.Ф. Ильичева. и др. - М.: Сов. энциклопедия, 2017. - 840 с. 27. Ипполитова Н. В. Взаимосвязь понятий «методика» и «методиче-ский подход» / Н. В. Ипполитова// Методические основы педагогики: cб. статей. - Шадринск, 2018. - с. 15. 28. Комаров Е.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Е.И. Комаров. – М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2017. - 132 c. 29. Коноплев, С. П. Экономика организаций (предприятий): учебник. - М.: Проспект, 2009. - 160 с.концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер с 9-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 412 с. 30. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетин-га: Пер. с англ.- 2-е европ. изд.- СПб.: Издат.дом. «Вильямс», 2019. – 311 с. 31. Курлыкова А.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В. Курлыкова. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 160 c. 32. Кэмпбел Д. Стратегический менеджмент. М.: Проспект, 2016. -409с. 33. Ламбен Жан-Жак Стратегический маркетинг. — СПб., 2016. - С 550. 34. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных ис-следований: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Лудченко. - 2-е изд., стер. - К.: О-во "Знания", КОО, 2019. - 113 с 35. Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов. / А.Н. Люкшинов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 375 с. 36. Маркова В.Д, Кузнецова С.А. Страегический менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА - М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2017. -288с. ISBN: 5-16-000027-5. 37. Овчаренко Г. В., Ларкина Н. Г., Некрасова В. В. Стратегическое управление. Учебное пособие. - Изд-во «Перо», 2018. - 269 с. 38. Овчинников О.В., Самодов А.Т. Основы стратегического ме-неджмента: Учеб. пособие. Архангельск: Изд. центр СМГУ, 2016. - 437 с. 39. Петров А. Основные концепты компетентностного подхода как методической катнгории / А. Петров//Alma mater. - 2018. - №2. - С. 54 - 58. 40.Румянцева З. П. Менеджмент организации. Учебное пособие. Ру-мянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА - 2017. - 431 с. 41. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО «Новое знание», 2016. - 688 с. 42. Стефанов, Н. Мультипликационный подход и эффективность/ Н. Стефанов. - М.: Прогресс, 2018. - 251с. 43. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработ-ки и реализации стратегии: Учебник для вузов / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрик-ленд; пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2019. - 577 с. 44. Уваров В.М. Методы педагогического исследования: учебное по-собие / В.М. Уваров. - Нижний Тагил, 2018. -87 с. 45. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: учеб. / Р.А. Фатху-динов. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2017. 448 с. 46. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чалдае-ва. – Москва: Юрайт, 2011. – 347 с. 47. Чандлер А. Стратегия фирмы. - М.: Дело, 2018. - 318 с. 48. Чуев, И. Н., Чечевицина, Л. Н. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 416 с. 49. Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование про-изводства на предприятии: учебное пособие / Г. И. Шепеленко. - Ростов-на -Дону: МарТ, 2017. – 608 с. 50. Траут Дж. Сила простоты. Руководство по созданию эффектив-ных маркетинговых стратегий [Электронный ресурс] : / Траут Дж., Ривкин С. - Электрон.дан. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 186 с. 51. Экономика фирмы. Стратегия предприятия [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/strategiya-predpriyatiya
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы стратегии развития организации 1.1. Сущность и значение стратегического развития организации В теории стратегического управления имеется возможность распределить несколько подходов к процессу разработки стратегии, каждый из которых имеет своих сторонников и оппонентов: 1. Корпоративное планирование в разработке стратегии организаций исторически сформировался первым. У его истоков стояли такие «классики» теории стратегического планирования, как, А. Чандлер, И. Ансофф, К. Эндрюс, и другие. Суть данного метода заключается в определении логических предписаний об организации самого процесса, представляющийся как линейно - последовательная процедура принятия решений, которая включает высшее руководство в поиск по использованию нужной и важной информации для генерирования, оценки и выбора путей дальнейшего развития организации. «Главной концепцией данного развития является достижение определенного уровня рациональности в выборе стратегического развития на основе ценной информации. Стратегическое планирование является в этом случае некой привилегией высшей администрации (то есть предполагается жесткая централизация процесса принятия решений), а работники на средних и нижних уровнях иерархии управления функционируют строго по определенным им свыше наставлениям» [6, с. 20]. 2. Итеративное планирование по сравнению с предыдущим подходом является более деструктивным, нежели конструктивным. По мнению Дж. В. Квина, оно определяется в качестве процесса выработки стратегии, которая реализуется на предприятии в действительности. Роль высшей администрации определяется как «организатора» процесса, который объединяет в единое целое частные стратегии, генерирующиеся в различных структурных подразделениях. Однако высшее руководство так или иначе остается «архитектором» стратегии. Рассмотренные выше подходы к процессу стратегического планирования считаются базовыми. Обычно они противопоставляются друг другу как подходы «сверху - вниз» и «снизу - вверх». Однако такой вариант является достаточно поверхностным. Второй подход можно считать логическим продолжением первого, в качестве наиболее глубокого проникновения в сущность стратегического планирования. В нынешних условиях стратегическое планирование понимается в более широком смысле и включает в себя не только процесс выработки плана, но и по сути процесс его реализации. Поэтому к процессу планирования должны быть привлечены и конкретные исполнители плановых решений. «Итеративное планирование требует достаточно высокой культуры стратегического мышления как у высшего руководства, так и у руководителей более низкого уровня» [35, с. 111]. 3. Интуитивное планирование по своей сути рассматривается в качестве третьего подхода к стратегическому планированию развития организации. Можно подметить, что данный подход схож с итеративным планированием за исключением того факта, что «окончательное принятие решения не обеспечивается с такой же степенью целесообразности». Высшее руководство устанавливает простые и глобальные цели, которые обеспечивают небольшое, но достаточно сильное и устойчивое продвижение. Другими словами, лица, которые принимают решение, вынуждены в конечном счете повторять мелкие шажки для достижения поставленной цели и сделать приспособляемость необходимым условием своей деятельности. Соответственно их роль по сравнению с первыми двумя подходами является менее логичной и профессиональной. 4. Наконец, четвертый подход к стратегическому планированию -хаотическое планирование - планированием как таковым не является. Как отмечают Р. Ричардсон и Б Ричардсон, в исходном случае «решения по стратегическому выбору являются результатом взаимодействия между проблемами, решениями, участниками и выбором, каждый из которых возникает независимо друг от друга. Проблемы могут возникать неожиданно и всюду. Решения существуют, невзирая на то, существуют ли проблемы. Решения принимаются быстро и следуют друг за другом» [59, с. 231]. Рисунок 1. Классификация стратегий развития компании » [30, с 23]. Рассмотренная позиция противопоставляется реальному корпоративному планированию и не учитывает преимуществ организации процесса, присущего итеративному планированию. Она показывает, что люди в первую очередь действуют, а потом только думают, то есть стратегическое планирование на предприятии полностью отсутствует, а если оно где - либо и есть, то стратегии могут просто всплывать непреднамеренно из различных частей системы. Отметим, что подобное деление носит теоретический характер. И подходы зачастую используются совместно в зависимости от ситуации. Главным лидером по разработке процедур формирования стратегий считается Гарвардская школа бизнеса. К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хэмел и К. Прахалад разработали главные подходы к формированию стратегий (Таблица 1). Таблица 1 - Подходы к разработке стратегии [25, с 14]. Разработчики Основное Стратегия Период содержание разр аботок К. Эндрюс SWOT - анализ Экономическая 1970-е гг. М. Портер Пять сил конкуренции Стратегия бизнеса 1980-е гг. Г. Хэмел, Стержневые компетен- Стратегия лидерства 1990-е гг. К. Прахала д ции «К. Эндрюс подал идею стратегии, которая опирается на соответствии между существующими рыночными возможностями и способностями организации при заданном уровне рисков (экономическую стратегию). Подходы к разработке стратегии бизнеса, которые основываются на конкурентной позиции организации, и непосредственно сами конкурентные стратегии, разработал М. Портер, а концепция стержневых компетенций относится к работе К. Прахаладу и Г. Хэмелу». Традиционные методы разработки стратегий. Ставший на сегодняшний день уже привычной истиной для менеджеров SWOT - анализ внешней и внутренней среды организации позволяет: - выявить возможности и угрозы; - построить матрицу SWOT - анализа; - выбрать товары и рынки, на которых товары будут продаваться; - построить экономическую стратегию, определив доступные ресурсы, которые необходимы для ее осуществления. «Анализ модели пяти сил конкуренции дает возможность выявить сильные и слабые стороны организации на рынке труда и определить области, стратегические изменения в которых (в соответствии с прогнозом) могут дать максимальные результаты для развития бизнеса» [53, с.127]. По Портеру, необходимо: - достигнуть той позиции на рынке, которая в дальнейшем обеспечит оптимальную защиту от пяти сил конкуренции; - организовать прогноз возможного потенциала прибыльности отрасли; - сконструировать и составить мероприятия (как стратегические ходы), которые на целены на то, чтобы занять особо выгодную позицию на рынке. Стержневые компетенции как некая способность организации к чему- то неповторимому, тому, что предоставляет лидерские позиции среди конкурентов, легли в основу разработки стратегии в рамках следующих процедур: - установление отличительных и оригинальных свойств организации и ее продукта, получаемого в конечном счете; - котировка коллективных умений (совокупной системной компетенции) рабочего персонала организации; - концентрирование внимания организации на стержневых компетенциях, которые составляют основу стратегии; - предоставление не воспроизводимости стержневых компетенций организации; - разработка стратегии лидерства. Следующая составленная матрица дает возможность увидеть, какие методы используются на каждом этапе формирования стратегии развития организации (Таблица 2). Таблица 2 - Матрица системы методов формирования стратегии [23, с 54]. Наименование методов Наименование этапов стратегии Организаци-онный этап Диаг стик внеш сред но-а Диагностика состояния ТЛК Формиро-вание стр тегии Разраб плано реализ ции от в ка а- не ы й а- Экспертного оценивания + + Стратегических оценок + + SWOT - анализ + PEST - анализ + Организационной диагностики + + Моделирования + + Продолжение таблицы 2 Синтеза + Матричный + + + Тестирование + + Декомпозиции + PLAR + Сбалансированная система показателей + + Огромное значение в осуществлении анализа внешней среды играют экономико-математические методы. К ним относятся множественная регрессия, дискриминантный, вариационный анализ, анализ многомерных совокупностей, методы экономико- математического моделирования и другие. Недостатками использования методов экономико - математического моделирования являются следующие аспекты: «необходимость серьезных затрат на организацию исследовательской работы и оплату труда специалистов; невозможность охватить в моделях все наиболее существенные тенденции развития» [5, с. 239]. Портфельный анализ - это инструмент стратегического анализа, прибегая к помощи которого, руководство организации рассматривает и определяет ценность своей хозяйственной деятельности с намерениями вложения средств в гораздо прибыльные или перспективные ее направления и сокращения или прекращения инвестиций в неэффективные проекты. Главным методом портфельного анализа является построение двухмерных (трех, четырех, n-ых) матриц, с помощью которых бизнес - единицы или продукты поддаются сравнению друг с другом по различным критериям. К преимуществам портфельных методов относятся комплексный учет определенного набора продуктов, простота и наглядность рассмотрения возможных стратегий, конкретные варианты стратегий, концентрация внимания на качественные стороны анализа. Недостатками являются статичный характер, ограниченное количество позиций и показателей, ограниченное число стратегий, субъективизм. «Экспертные методы стратегического анализа представляют собой учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Экспертные оценки характеризуются предсказанием будущего на основе, как рациональных доводов, так и интуитивного знания. Проводя аналогию с интуитивным подходом, можно отметить, что достоинство экспертного метода заключается в возможности обмена и противопоставлении идей. К недостаткам относят трудность коммуникации, потребность во времени, субъективизм и другое» [48, с. 91]. Матричный метод разработки стратегий. Несхожие состояния внешней и внутренней среды организации показывают разнообразие самих фирм и их фактическое состояние. Мультифакториальность параметров, определяющих положение каждой конкретной организации, не позволяет их систематизировать и формализовать процесс разработки образа фактического и желаемого состояния организации. «Неидентичный жизненный опыт рабочего персонала организаций приводит к разному взгляду на одни и тех же явления, а неизбежные потери, искажения и опущения при вербальном описании самих организаций требуют долгих и болезненных в социальном плане согласований мнений. Соответственно к эффективному можно отнести метод «рисования образов» (нынешнего и будущего желаемого состояния организации) и последующего их описания, для определения «разрыва» между мечтой и действительностью. Систематизировать процесс описания мечты и фактического состояния организации можно посредством заполнения матрицы видения, где нынешнее и будущее состояния организации представлены глазами стороннего наблюдателя и одного из работников организации изнутри» [64, с. 23]. Взгляд извне направлен на оценку возможностей и угроз, определение конкурентного положения организации и соответствия ее одной из типовых стратегий. Видение изнутри нацелено на выявление возможностей организации (ее сильных сторон) и актуальных проблем, выявление ключевых компетенций организации, а также особенностей управления персоналом и ориентации самой организации. Миссия организации является платформой мотивации ее развития и отражает достоинства лидера и его команды. Соответственно, в ходе разработки миссии принимается во внимание потенциал не только организации и ее взаимодействие с внешней средой, но и взаимодействие субъектов целеполагания, имидж организации, положение выпускаемого продукта на рынке и многое другое. «При любых обстоятельствах не стоит забывать о том, что в разработке миссии должны принимать участие и те сотрудники, которые будут принимать участие во внедрении на результаты разработки. Специалисты в области консалтинга рекомендуют при разработке миссии использовать определенные шаблоны, которые отражают удовлетворение потребностей клиентов. Суть метода заключается в выявлении особо важных клиентов и определении их потребностей с последующим выбором для организации способов удовлетворения этих потребностей, результатом данной работы является формулировка миссии» [22, с. 67]. Тем не менее, «подобный подход отражает только одну сторону миссии организации: внешнюю направленность и не учитывает миссии по отношению к работникам организации. Следовательно, необходимо рассмотреть потребности и мнение работников организации. Окончательный вариант формулировки миссии должен содержать наиболее значимые характеристики организации. Отталкиваясь от формулировки миссии, нужно перейти к разработке стратегических целей организации. Известный голландский консультант Х. Виссема подчеркивает три типа стратегических целей: - корпоративные (цели организации в целом); - бизнес - цели (цели однородной группы конкретной деятельности); - функциональные (цели функциональной деятельности). Такого рода подход как следствие не берет во внимание оценку влияния целей внешней среды, а также целей организации как системы. Решение об итоговой формулировке целей организации принимается на интуитивном уровне в силу многофакторности этого явления, но так или иначе все сформулированные цели затем будут использованы при проведении детализации самой стратегии организации». Отметим в очередной раз, что под стратегией следует понимать некий способ достижения цели организации. Указанный способ должен отражать параметры образа организации, предназначение и конкретные цели организации. Таким образом, «при разработке стратегии проводится разносторонний анализ внутреннего состояния организации, после чего выявляют ее сильные и слабые стороны, оценивают возможности ресурсного обеспечения действий, которые направлены на достижение поставленных целей. При этом учитываются как ресурсы самой компании (в частности, перераспределение средств между стратегическими зонами хозяйствования), так и возможность получения этих ресурсов извне (например, займы). В добавок ко всему, происходит детальное изучение внешней макро- и микросреды компании, а также проводится оценка риска с учетом выявленных возможностей и угроз» [15, с. 37]. 1.2 Стратегия предприятия: понятие, виды, содержание Стратегию можно рассматривать как один из ключевых критериев успешного развития организации в условиях рыночной экономики. Ряд специалистов трактует понятие «стратегия» как некую совокупность правил и приемов, цель которых - достижение конкурентного преимущества. Следовательно, стратегия организации должна быть направлена на то, чтобы достичь основные конкурентные преимущества, которые, в свою очередь, обеспечивают долгосрочное развитие (то есть, устойчивое и длительное преимущество). Продолжительность преимущества зависит от способности умения поддерживать позиции предприятия посредством защиты конкретной ниши от конкурентов. Источники и количество преимуществ, которые подкреплены их развитием, представляют собой ключевые факторы устойчивого преимущества. «Стратегии следует стать некой «нитью времени», которая станет объединять прошлое и будущее, одновременно обозначая путь к развитию» [40, с. 23]. В самом распостранённом виде стратегия может фигурировать в качестве эффективной деловой концепции (концепции бизнеса), дополненной набором фактических действий, который может подвести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного удерживаться длительное время» [64, с. 6]. «Существует целый ряд подходов к определению стратегии, однако всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, которые лежат в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи организации с внешней средой» [49, с. 55]. Результаты изучения эволюции понятия стратегии научных библиографических источниках представлены в таблице 1.4. Таблица 3 - Эволюция определения понятия «стратегия» [18, с 44]. Определение понятия Год Автор, Основной подход «стратегия» источни ки «Стратегия - метод определения долгосрочных целей компании, программы действий и приоритетных направлений по использованию ресурсов». 1962 Альфред Дюпон Устанавливаются долгосрочные цели и не пересматриваются до существенных изменений внешней деловой среды или внутренних условий функционирования предприятия. Чандлер [60] «Стратегия - метод установления конкурентных целей компании»». 1965 Гарвардская Стратегия позволяет определить сегменты бизнеса, которые компания начнет или будет осуществлять. школа[56] «Стратегия - метод определения основных целей для корпоративного, делового и функционального уровней». 1965 Игорь Ансофф Стратегия является системой, обеспечивающей компании сбалансированность и общее направление роста. [6] Продолжение таблицы 3. «Стратегия - способ реагирования компании на внешние возможности и угрозы, а также сильные и слабые стороны». 1985 Майкал Юджин Главная задача стратегии состоит в достижении компанией конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе над конкурентами в каждом направлении бизнеса. Портер [52] «Стратегия последовательная согласованная интегрированная управленческих р -, 1987 Генри Минцберг Главное в стратегии - составление планов, которые являются основным средством для контроля эффективности достижения стратегических целей. [53] и структура ешений». «Стратегия - способ развития конкурентных преимуществ компании». 1989 Гарри Хамель В основе конкурентоспособности лежат уникальные способности компании и внутренние ресурсы. [65] «Стратегия - набор действий и решений, предпринимаемых для достижения установленных показателей деятельности». 1995 Артур А. . Стратегия одновременно является преактивной (упреждающей) и реактивной (адаптирующейся). Томпсон, А. Стрикленд [ Дж 56 ] «Стратегия -альтернативный вариант развития предприятия с учетом внешнего и внутреннего окружения.» 1998 С.А. Кузнецова, Формирование и реализация стратегии заключается в составлении детализированных планов и на их основе процессов. В. Д. Маркова [48] В современной литературе встречаются следующие определения понятия стратегии: - совокупность взаимосвязанных действий, нацеленных на достижение устойчивого конкурентного преимущества; - ряд решений, которые являются движущей или формирующей силой большинства предпринимаемых компанией действий; - путь создания конкурентных преимуществ с помощью отличительных характеристик; - искусство быстрых преобразований, портфель инициатив, направленных на рост компании и ее стоимости. «Анализируя представленные в таблице различные подходы к определению «стратегия», которые были сформулированы западными и отечественными учеными - экономистами, можно сделать некий вывод о том, что несмотря на огромное многообразие рассмотренных подходов, все приведенные трактовки абсолютно не противоречат друг другу, а даже наоборот, дополняют, выявляя важные принципы, методы и способы формирования и реализации стратегии, как технологию управления организацией, обеспечивающую его максимально эффективное функционирование и устойчивое развитие в условиях постоянно изменяющейся внешней деловой среды и внутренней организации фирмы» [3, с. 78 - 79]. Стратегия, по своей сути, подразумевает важнейший аспект совершенно любого процесса управления. Нет ни одной организации, которая могла быть функционировать на рынке труда без стратегии. Стратегия воздействует на все сферы своего окружения, будь то внешнее окружение бизнеса или внутреннее, воздействует на участников процесса, внутренний персонал. В первую очередь, нужно также обратить внимание на такие понятия как «цель» и «стратегия» организации, ибо эти понятия разные. Ведь если не иметь представления о существенном различии данных понятий, не будет разработан четкий план действий, который приведет к нужному результату. Потому что цель - конечный пункт стремления, а сама стратегия представляет собой способы и методы его достижения, придерживаясь к шагам которого, можно достичь поставленной цели и конкурентного преимущества по отношению к другим организациям. Понятие «стратегия» достаточно сложное и обширное, имеет огромное количество трактовок. Если рассматривать стратегию в более широком контексте, то она представляет собой запланированный генеральный курс последовательных шагов организации. Четкое следование данным шагам в конечном счете непременно приведет в долговременном аспекте к поставленным целям [70]. Типологии стратегий отражают набор приоритетов организации стратегического характера, которые используются для осуществления ее главных целей рыночной деятельности. Соответственно,, к выбору стратегии следует подходить рассудительно, поскольку в дальнейшем она будет даже ограничивать деятельность руководства. «Стратегии классифицируются по различным критериям: 1) согласно состоянию рынка (новый, существующий) и товара (новый, существующий); 2) по отношению к конкурентам; 3) согласно положения предприятия на рынке» [69, с. 37]. «Рассмотрим различные виды стратегий. Стратегия Ансоффа. Матрица Ансоффа – матрица, которая позволяет наглядно представить стратегии развития компании в терминах «товар» и «рынок», а также оценить вероятности успеха и затрат» (Таблица 4)» [69, с. 47]. Таблица 4 - Матрица Ансоффа [16, с 43]. Старый рынок Новый рынок Старый товар 1. Глубокое проникновение на рынок (старый товар на старом рынке) 2. Развитие рынка (старый товар на новом рынке) Новый товар 3. Развитие товара (новый товар на ста-ром рынке) 3. Диверсификация (новый товар на новом рынке) 1) «проникновение на рынок: здесь нет необходимости в особых инновациях, поскольку рынок уже достаточно развит и товар всем хорошо известен, компании могут выбрать стратегию последователей. Такую стратегию используют новые организации либо фирмы, которые стремятся расширить поле своей деятельности; 2) стратегия развития рынка направлена на привлечение новых пользователей. Это можно достичь, используя метод расширения территории внедрения товара (стратегия географической экспансии) или привлечения новых групп потребителей в пределах уже освоенной территории (стратегия создания новых рынков). Еще одним вариантом этой стратегии может служить нахождение новых способов применения продукта или убеждение потребителя в покупке данного товара в больших объемах; 3) развитие не совсем известного товара или разработка нового товара являются рискованной стратегией, но в случае успеха она принесет огромную прибыль, так как ваш товар будет уникальным на данном рынке. Так же, отнюдь немаловажно, чтобы ваш товар был принципиально нов и в нем нуждались потребители; 4) стратегия диверсификации относится к расширению деятельности организации, отличающийся от её прежней продукции, и, как следствие, выпускаемый на новый для неё рынок» [69, с.47]. В конце 90-х гг. XX в. А.П. Градов предложил свою классификацию экономической стратегии организации (Рисунок 1.3). Существует три значительно важных аспекта, на которых базируется экономическая стратегия организации: ? ресурсная концепция организации. Этот аспект можно рассматривать как систему в области информации. При помощи данной системы организация может с помощью определенных действий прийти к нужному результату и достичь поставленных целей; ? конкурентные преимущества организации. Это очень важный пункт для абсолютно любой организации. Его влияние глобально по отношению к экономическому развитию фирмы. Именно благодаря этому фактору можно достичь лидерских позиций по отношению к конкурентам. ? трансакционные издержки как жизненно важная составляющая организации аспект дает возможность конкретизировать поставленные цели [16, с. 92].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg