Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование готовности к освоению универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в учебно-исследовательской деятельности

kisssaaa0721 3475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 139 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.08.2021
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апроба¬ция методики формирования готовности к освоению универсаль-ных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в учеб-но-исследовательской деятельности. Объект исследования: процесс формирования готовности к осво-ению универсаль¬ных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: учебно-исследовательская деятельность как средство формирования готов¬ности к освоению универсальных учебных действий у детей старшего до¬школьного возраста в проектной деятельности. Гипотеза исследования: процесс формирования готовности к освое¬нию универсальных учебных действий у детей старшего дошколь-ного воз¬раста будет успешным, если спроектирована и реализуется мо-дель формирования готовности к освоению УУД у детей старшего до-школьного возраста в учебно-исследовательской деятель¬ности, включа-ющая взаимосвязанные компоненты – целевой, методологиче¬ский, со-держательно-технологический, диагностический, результативный и по-строенная на основе принципов целостности, субъектности, проблемно-сти. На основании цели и рабочей гипотезы были поставлены следую-щие задачи исследования: 1. Проанализировать педагогическую, учебно-методическую и норма¬тивную литературу с целью уточнить определение понятия «уни-версальные учебные действия» и сформулировать определение понятия «готовность к освоению универсальных учебных действий». 2. Обосновать целесообразность системного, партисипативного и про¬ектно-деятельностного подходов для формирования готовности к освоению УУД у детей старшего дошкольного возраста. 3. Спроектировать модель формирования готовности к освоению УУД у детей старшего дошкольного возраста. 4. В рамках модели разработать и экспериментально проверить эф¬фективность методики формирования готовности к освоению УУД у детей старшего дошкольного возраста в учебно-исследовательской дея-тельности, включающей три этапа (мотивационный, организационно-деятельностный, рефлексивный) и реализующей тактику организации взаимодействия взрослых и детей, исходя из нарастания степени само-стоятельности детей в проектной деятельности (участие, партнерство, со-трудничество). 5. Разработать методическое обеспечение, направленное на фор-миро¬вание готовности к освоению УУД у детей старшего дошкольного возраста в учебно-исследовательской деятельности. Теоретико-методологическую основу исследования составляют теоретические положения системного, проектно-деятельностного, пар-тисипативного подходов; теория деятельности (А.Н. Леонтьев и др.); ис-следования комплексной проблемы перехода ребенка от дошкольного к школьному уровню образования (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гут-кина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н.Поддъяков и др.); исследования учебной деятельности, ее предпо-сылок в ДОУ (О. Анищенко, P.C. Бурэ, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.); теория формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); теория и практика организа-ции проектной деятельности в образовательном процессе (Н.Е. Веракса, Е.С. Евдокимова, Т.В. Житина, Н.В.Матяш, Т.А. Новикова, Е.С. Полат, А.И. Савенков и др.). Решение поставленных задач осуществлялось с применением сле-дую¬щих методов исследования: – теоретических: а) анализ философской, педагогической, психо-ло¬гической и методической литературы по проблеме исследования поз-волил определить исходные положения исследования; б) анализ норма-тивно-правовых документов, регламентирующих функционирование си-стемы образования, применялся для обоснования актуальности сформу-лированной нами проблемы; в) понятийно-терминологический анализ способствовал состав¬лению понятийного аппарата выделенной пробле-мы; г) системный анализ являлся основой для целостного рассмотрения проблемы исследования; д) метод моделирования использовался при построении модели формирова¬ния готовности к освоению УУД у детей старшего дошкольного возраста; – эмпирических: а) эксперимент по оценке степени сформированно-сти готовности к освоению УУД детей старшего дошкольного возраста; б) на¬блюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, анализ продуктов проектной деятельности дошкольников; в) анализ ре-зультатов экспериментального исследования, статистическая обработка и интерпрета¬ция данных. Экспериментальная база исследования. Экспериментальная ра-бота выполнялась на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 «Олененок»» г. Мичуринска Тамбовской области. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: ? уточнено определение понятия «универсальные учебные дей-ствия», под которыми понимаем совокупность способов действий, обу-словленных ценностным, осознанным отношением к совершаемой дея-тельности и обес¬печивающих целенаправленное самостоятельное позна-ние и преобразование окружающей действительности, результатом ко-торого является формирова¬ние личности обучающегося; ? предложено определение понятия «готовность к освоению уни-вер¬сальных учебных действий» как совокупности мотивационных уста-новок и способов действий, необходимых для возникновения личност-ных, познава¬тельных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий; ? конкретизировано понятие «проектная деятельность», «учеб-но-исследовательская деятельность» примени¬тельно к дошкольному возрасту: совместная деятельность детей и взрослых, которая способ-ствует достижению дидактических целей, направлена на ре¬шение при-нимаемых и осознаваемых детьми проблем, включая анализ про¬блемы и постановку цели, выбор средств для решения проблемы и достижения цели, составление и выполнение плана действий, и завершается получе-нием осязаемого практического результата и рефлексией; ? определены и теоретически обоснованы принципы формирова-ния готовности к освоению УУД у детей дошкольного возраста в про-ектной дея¬тельности: целостности, субъектности, проблемности. Практическая значимость исследования состоит в том, что: ? разработаны методические рекомендации для педагогов и ро-дителей по формированию готовности к ос¬воению УУД у детей старше-го дошкольного возраста в проектной деятельно¬сти, включающие типо-логию и особенности организации различных типов проектов; ? раскрыты структура, особенности организации и влияние раз-ных типов проектов на формирование готовности к освоению УУД у де-тей стар¬шего дошкольного возраста; ? для работы с детьми предлагаются следующие типы проектов – ис¬следовательские, информационные, творческие, ролево-игровые, нор-мотворческие, практико-ориентированные, каждый из которых имеет свою структу¬ру, особенности организации и оказывает определенное влияние на формиро¬вание готовности к освоению УУД у детей старшего дошкольного возраста. Полученные в ходе исследования результаты, выде¬ленные усло-вия, описанные методы, средства, а также методические реко¬мендации по организации процесса формирования готовности к освоению универ-сальных учебных действий апробированы и могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольного образования, до-полни¬тельного образования, в семейном воспитании.
Введение

Актуальность исследования. Система дошкольного образования в Российской Федерации претерпевает преобразования, обусловленные кардинальными изменениями во всех областях социальной жизни и про-диктованные высокими современными требованиями общества, государ-ства, семьи, личности. В стратегических документах одним из наиболее важных направлений выделяется развитие человеческого потенциала, в том числе, формирование способности к самообучению и саморазвитию в течение всей жизни [47; 98]. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг. направлена на обеспечение высокого ка-чества современного российского образования, ориентированного на меняющиеся запросы населения и перспективные направления развития общества и экономики; повышение эффективности молодежной политики для достижения инновационного характера социально-ориентированных изменений и развития страны. Отмечается необходи-мость обновления содержания образовательных программ дошкольного образования, форм и методов для достижения современного качества результатов образования [7; 24; 39; 105; 106; 109; 115]. Для успешности овладения детьми УУД большое значение имеет то, что заложено на дошкольном уровне образования. Преемственность между различными ступенями образовательной системы рассмотрена в исследова¬ниях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Я. Блаус, Л.А. Венгера, Г.М. Гуткиной, И.В. Дубровиной, Ю.Ф. Змановского, Е.Е. Кравцовой, А.М. Леушиной, А.А.Люблинской, И.Р. Наковой и др. В Концепции со-держания непрерывного обра¬зования преемственность названа главным условием для развития ребенка [48]. Дошкольное образование должно не только давать воспитаннику опре¬деленный набор знаний, умений и навыков, но и научить поиску информации и рациональному её приме-нению в различных сферах жизни. В последнее время появились рабо-ты, посвященные проблеме поиска путей формирова¬ния готовности к освоению УУД у детей дошкольного возраста (Л.Э. Абдуллина и Л.Г. Петерсон, Я.Н. Белик, И.А.Гусева О.А. Маль¬гина и др.). Несмотря на повышенное внимание к данной проблеме, в научно-педагогической литературе недостаточно освещаются вопросы, связан-ные с обоснованием структуры готовности к освоению УУД на этапе за-вершения уровня дошкольного образования, а также технологический вопрос форми¬рования готовности к освоению универсальных учебных действий. Современные исследования в области дошкольного образования свиде¬тельствуют о том, что традиционная практика построения образо-вательного процесса на репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методах обу¬чения, не способна ответить на вызов вре-мени, что в сложившейся системе развитие детей следует «не благодаря, а скорее вопреки сложившейся тради¬ционной системе обучения» [51, с. 9]. Инновационные процессы в системе образования определяют новые методы, формы и современные технологии, ориентированные на разви-тие личности ребенка, его способностей. Таким образом, целесообраз-ным становится использование активных методов обу¬чения для преодо-ления сложившейся ситуации. В научных работах подчеркивается зна-чение исследовательского обучения, проблемного обучения, проектной деятельности в обучении детей (В.В. Давыдов, А.Н. Леон¬тьев, И.Я. Лер-нер, М.А. Данилов, М.В. Кларин, С.Л. Рубинштейн, А.М. Смолкин, Е.А. Лобанова и др.). В рамках разрешения данной проблемы была определена тема ис-следо¬вания: «Формирование готовности к освоению универсальных учебных дейст¬вий у детей старшего дошкольного возраста в учебно-исследовательской деятельности».
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 4 Глава 1 Теоретические основы формирования готовности к освоению универсальных учебных действий у детей старше-го дошкольного возраста в учебно-исследовательской деятель-ности …………………………………………………………………. 10 1.1 Проектная деятельность как средство формирования готовности к освоению универсальных учебных действий 10 1.2 Модель формирования готовности к освоению уни-версальных учебных действий у детей старшего до-школьного возраста в учебно-исследовательской дея-тельности ……… 26 Глава 2 Экспериментальная работа по апробации методики формирования готовности к освоению универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в учебно-исследовательской деятельности ……………………………... 48 2.1 Цель, задачи и содержание экспериментальной рабо-ты . 48 2.2 Реализация модели формирования готовности к осво-ению универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………… 79 2.3 Результаты экспериментальной работы по формиро-ванию у детей старшего дошкольного возраста готовно-сти к освоению универсальных учебных действий ……………… 113 Заключение ………………………………………………………….. 124 Список использованных источников ……………………………. 128
Список литературы

1. Аврамченко, О.А. Особенности проектного мышления и твор-ческой деятельности в архитектуре и дизайне [Электронный ресурс] / О.А.Аврамченко. – Режим доступа: http://taby27.ru/studentam_aspiran-tam/aspirant/filosofiya-nauki.-arxitekture-dizajnu-dpi/osobennosti-proektnogo-myshleniya.html 2. Алексеев, Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление [Электронный ресурс] / Н.Г. Алексеев // Гуманитарные технологии : аналитический портал. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/ expertize/5260 3. Альтов, Г. И тут появился изобретатель / Г. Альтов. – М.: Дет-ская литература, 2010. – 146 с. 4. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С.Урбина. – СПб.: ПИТЕР, 2007. – 688 с. 5. Аракелян, В.А. Опыт работы над проектами [Электронный ресурс] / В.А. Аракелян. – Режим доступа: http://prosckolniy.jimdo.com /проектная деятельность 6. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008. – 162 с. 7. Бабанский, Ю. К. Интенсификация процесса обучения / Ю.К.Бабанский. – М.: Знание, 1997. – 80 с. 8. Бабинова, Н.В. Проектная деятельность в работе с детьми до-школьного возраста / Н.В. Бабинова // Педагогические системы развития творчества : материалы 12 Всероссийской научно-практической конфе-ренции с международным участием. – Екатеринбург: Изд-во ЕГПУ, 2014. – С.117-121. 9. Бабинова, Н.В. Теоретико-методологические аспекты форми-рования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего до-школьного возраста / Н.В. Бабинова, Л.В. Воронина // Образование и наука. – 2015. – № 5. – С. 149-165. 10. Балаян, Г.В. Метод проектов на уроке / Г.В. Балаян // Школь-ные технологии. – 2007. – № 1. – С. 116-119. 11. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры: энциклопедиче-ский словарь педагога / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2010. – 937 с. 12. Белик, Я.Н. Формирование предпосылок к учебной деятель-ности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и на-чального общего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Белик Яна Николаевна. – Челябинск, 2011. – 27 с. 13. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обу-чения / В.П. Беспалько. – М.: Изд-во ИРПО МО РФ, 2005. – 412 с. 14. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л.И. Божович // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сборник статей / под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологиче-ский Колледж, 1995. – С. 130-141. 15. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском воз-расте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1998. – 464 с. 16. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещеряко-ва, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с. 17. Бурков, В.Н. Как управлять проектами / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. – М.: Синтег-Гео, 2007. – 188 с. 18. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер, Т.Д.Марцинковская, А.Л. Венгер. – М.: Знание, 2004. – 192 с. 19. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с. 20. Воронина, Л. В. Методология проектирования математиче-ского образования периода детства: монография / Л.В. Воронина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 332 с. 21. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский // Собрание сочинений. – М.: Педагогика, 1993. – С. 243-385. 22. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском воз-расте / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с. 23. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном форми-ровании умственных действий / П.Я. Гальперин // Психология как объективная наука: избранные психологические труды / ред. А.И. По-дольский. – Воронеж: МОДЭК; М.: Ин-т практической психологии, 1998. – С. 272-317. 24. Гершунский, Б.С. Стратегические приоритеты развития обра-зования в России / Б.С. Гершунский // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 46-54. 25. Громыко, Ю.В. Проектное сознание: Руководство по про-граммированию и проектированию в образовании для систем стратеги-ческого управления / Ю.В. Громыко. – М.: Ин-т учебника Раideiа, 1997. – 560 с. 26. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интеграль-ной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 6. – С.34-47. 27. Гусева, И.А. Формирование предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников при изучении иностранного языка в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. на-ук : 13.00.05 / Гусева Ирина Анатольевна. – М., 2015. – 24 с. 28. Давыдова, О.И. Проекты в работе с семьей / О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. 29. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения / В.В. Да-выдов. – Томск: Пеленг, 2005. – 142 с. 30. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давы-дов. – М.: Академия, 2004. – 288 с. 31. Девятова, О.Е. Система мониторинга в дошкольных образо-вательных организациях: в 2 ч. / О.Е. Девятова, Л.Н. Прохорова. – М.: Нацио-нальный книжный центр, 2011. – Ч. 2. Готовность детей к обуче-нию в школе. – 152 с. 32. Диагностические методы мониторинга универсальных учеб-ных действий учащихся 1–7 классов при реализации ФГОС [Электрон-ный ре-сурс] / сост. С.Г. Шамаева. – Черногорск, 2014. – Режим доступа: http://guo-chernogorsk.ru/docs/fgos-psiholog_metodiki.pdf 33. Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1992. – 324 с. 34. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи. – М.: Лабиринт, 1999. – 192 с. 35. Дьюи, Дж. От ребенка – к миру, от мира – к ребенку / Дж. Дьюи. – М.: Карапуз, 2009. – 291 с. 36. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к дея-тельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: БГУ, 1996. – 85 с. 37. Евдокимова, Е С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. 38. Житина, Т.В. Проектная деятельность учащихся в начальной школе [Электронный ресурс] / Т.В. Житина. – Режим доступа: http://vsev rmc.ru/documents/Zhitina_present .ppt 39. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В.И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании : сборник научных трудов. – Тюмень, 1990. – С. 5-14. 40. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования / Е.С.Заир-Бек. – СПб.: Речь, 2005. – 324 с. 41. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы до-школьной педа-гогики / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 2000. – 257 с. 42. Змановский, Ю.Ф. К здоровью без лекарств / Ю.Ф. Зманов-ский. – М.: Спорт, 19199. – 64 с. 43. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренно-сти / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с. 44. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2012. – 95 с. 45. Козлова, О. А. Организация проектной деятельности как фак-тор социализации старшеклассников: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Козлова Ольга Анатольевна. – Саратов, 2007. – 174 с. 46. Кондратьев, М.Ю. Азбука социального психолога-практика / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 464 с. 47. Концепция долгосрочного социально-экономического разви-тия Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ 48. Концепция содержания непрерывного образования (дошколь-ное и начальное звено): утв. ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. obruch.ru/index.php?id=8&n=22&r=17&s=585 49. Коротаева, Е. В. Педагогические взаимодействия и техноло-гии / Е.В. Коротаева. – М.: Академия, 2007. – 256 с. 50. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания до-школьников в Образовательной системе «Школа 2100» : пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. – М.: Изд. дом РАО : Ба-ласс, 2015. – 144 с. 51. Кудрявцев, В.Т. Образование: в ожидании неожиданного / В.Т.Кудрявцев // Дошкольное образование – развивающее и развиваю-щееся. Новый взгляд на фундамент образовательной системы: сборник № 1 / под ред. Н.П. Ходаковой. – М.: Обруч, 2014. – С. 7-14. 52. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения: учеб. пособие / В.С. Кукушин, Ю.А.Кузьминых. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 474 с. 53. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. – М. : ТЦ Сфе-ра, 2011. – 464 с. 54. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1985. – 304 с. 55. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я.Лернер. – М. : Педагогика, 2001. – 186 с. 56. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2006. – 320 с. 57. Люблинская, А. А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2001. – 409 с. 58. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с. 59. Маслов, П.А. Творческая самореализация младших школьни-ков в проектной деятельности / П. А. Маслов // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 5. – С. 1-3. 60. Матяш, Н.В. Творческие проекты / Н.В. Матяш, М.В. Хохло-ва. – Брянск: Пресс-А, 1999. – 379 с. 61. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н.В. Матяш; под ред. В.В. Руб-цова. – М.: Мозырь : РИФ «Белый ветер», 2010. – 127 с. 62. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьни-ков: дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Матяш Наталья Викторовна. – Брянск, 2000. – 385 с. 63. Миленко, В. Учение с увлечением / В. Миленко, В. Лепетюха // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 1. – С. 25-30. 64. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. 65. Никитина, Э.К. Технология создания исследовательских ситу-аций на уроках в начальной школе / Э.К. Никитина, О.В. Коваленко // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 9. – С. 83-88. 66. Новая философская энциклопедия : в 4 т. [Электронный ре-сурс] / под редакцией В.С. Стёпина. – М. : Мысль, 2001. – Режим досту-па: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8936/ПРОЕКТ 67. Новикова, Т.А. Проектные технологии на уроках и во вне-урочной деятельности / Т.А. Новикова // Народное образование. – 2000. – № 7. – С. 151-157. 68. Новиков, А.М. Образовательный проект (методология обра-зователь-ной деятельности) / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М. : Эгвес, 2004. – 120 с. 69. Новое педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского и Э.Д. Днепрова. – М.: Педагогика, 1999. – 280 с. 70. Новоселов, С.А. Феномен проектно-исследовательской дея-тельности в образовательном процессе / С.А. Новоселов, Т.В. Зверева // Педагогическое образование. – 2009. – № 3. – С. 38-42. 71. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: ОНИКС, 2006. – 1328 с. 72. Омельченко, Н.Н. Исследовательская и проектная деятель-ность [Электронный ресурс] / Н.Н. Омельченко. – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/Nadegda797/blog/422354 73. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возрас-та / под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. – М.: Педагогика, 1998. – 136 с. 74. Павлова, Т.П. Диагностика готовности ребенка к школе / Т.П.Павлова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. 75. Падикова, М.В. Проектная деятельность в школе [Электрон-ный ресурс] / М.В. Падикова // Первое сентября. Фестиваль «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/ articles/624317/ 76. Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить / В.Ф.Паламарчук. – М.: Просвещение, 1997. – 208 с. 77. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? / Н.Ю. Пахо-мова // Методист. – 2004. – № 1. – С. 42-45. 78. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с. 79. Педагогика : учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с. 80. Пилюгина, Н.А. Проектный метод – один из способов реали-зации компетентностно-ориентированного обучения / Н.А. Пилюгина // Начальная школа. – 2014. – № 1. – С. 44-46. 81. Повякель, Н.И. Теория деятельности (А.Н. Леонтьев) [Элек-тронный ресурс] / Н.И. Повякель // Психологические теории и концеп-ции личности: краткий справочник. – Режим доступа: http://www.psylib. org.ua/books/psiteol/txt33.htm 82. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребен-ка. От рождения до шести лет / Н.Н. Поддьяков. – М.: Сфера, 2010. – 143 с. 83. Подкина, Н.А. Прагматические педагогические идеи Джона Дьюи и их использование в современной школе: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Подкина Наталия Александровна. – Чебоксары, 2003. – 173 с. 84. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные техно-логии в системе образования: учеб.пособие / Е.С. Полат. – М.: Издатель-ский центр «Академия», 2002. – 368 с. 85. Полозова, О. В. Формирование социальной компетенции у дошкольников с ОНР 3 уровня в проектной деятельности / О.В. Полозо-ва // Специальное образование. – 2013. – № 3. – С. 78-86. 86. Попов, М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке [Электронный ресурс] / М. Попов. – М., 1907. – Режим доступа: http://enc-dic.com/b/72184/б-90_саров_ про-ект_20120 87. Психология творчества. Школа Я. А. Пономарева / под ред. Д.В.Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. – 624 с. 88. Репкин, В.В. О системе психолого-педагогического монито-ринга в построении учебной деятельности / В.В. Репкин, Г.В. Репкина, Е.В.Заика // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С. 14-24. 89. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога : учебное пособие : в 2 кн. / Е.И. Рогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с. 90. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубин-штейн. – М.: Педагогика, 1999. – 468 с. 91. Савенков, А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников / А.И. Савенков. – М.: Педагогический универ-ситет «Первое сентября», 2007. – 92 с. 92. Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении / Н.Г. Салмина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 288 с. 93. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность уча-щихся / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с. 94. Сиденко, А.С. Метод проектов: история, теория и практика / А.С. Сиденко // Наука и школа. – 2012. – № 8. – С. 3-6. 95. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин. – М.: Академия, 2002. – 576 с. 96. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А.Сластенин, Л.С. Подымова. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 224 с. 97. Смолкин, А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. по-собие / А.М. Смолкин. – М.: Высшая школа, 2011. – 176 с. 98. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим досту-па: http://smb.gov66.ru/content/legislation/regionalleg/act_adm_reg/m,65,1320/ 99. Стребелева, Е.А. Методика обследования познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с. 100. Таркина, Т.И. Современные технологии оценивания мета-предметных результатов (Из опыта работы педагогов Белоярской СОШ № 1) / 101. Теплоухова, Л.А. Развитие универсальных учебных действий учащих-ся основной школы средствами проектной технологии: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Теплоухова Лариса Алесандровна. – Ижевск, 2012. – 250 с. 102. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Глоссарий [Электронный ресурс]. – Режим досту-па: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313 103. Федеральный государственный стандарт дошкольного обра-зования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravobraz.ru/federal nyjgosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ 104. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Хал-перн. – СПб.: Питер, 2010. – 512 с. 105. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие / А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с. 106. Хуторской, А.В. Системно-деятельностный подход в обуче-нии: науч.-метод. пособие / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во «Эйдос»: Изд-во Института образования человека, 2012. – 63 с. 107. Цукерман, Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творя-щее зону ближайшего развития / Г.А. Цукерман // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 4. – С. 61-73. 108. Чудинов, А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка [Электронный ресурс] / А.Н. Чудинов. – Режим доступа: http://www.inslov.ru/html-komlev/p/projekt.html 109. Шамова, Т.И. Инновационные процессы в школе как содержа-тельно-организационная основа механизма ее развития / Т.И. Шамова, А.Н. Малинин, Г.М. Тюлю. – М.: МГУ, 1993. – 173 с. 110. Шванцара, Й. Диагностика психического развития / Й. Шван-цара. – М.: Авиценнум, 2008. – 388 с. 111. Шинкевич, А.И. Проектно-деятельностное обучение как осно-ва иннова-ционного развития [Электронный ресурс] / А.И. Шинкевич, И.А.Зорайченко. – Режим доступа: conf.kstu.ru/servlet/confcontent?id=11720 112. Штомпф, Г. Проектное мышление – это не о размышлениях, это о действиях / Г. Штомпф // Проблемы управления в социальных си-стемах. – 2012. – № 6. – С. 68-72. 113. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эль-конин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с. 114. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Гума-нитар. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с. 115. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к про-ектирова-нию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2011. – 365 с. 116. Learn New Skills With Project-Based Learning [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lifeoptimizer.org/2009/07/01/learn-new-skills-project-based-learning/ 117. Project-Based Learning [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edutopia.org/project-based-learning 118. Samuelsson I. P., Sheridan S. A turning?point or a backward slide: the challenge facing the Swedish preschool today [Электронный ре-сурс] // Early Years. – 2010. – Vol. 30. – Is. 3, October. – P. 219-227. – URL: http://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080 /09575146.2010.513328 119. Sheridan S., Samuelsson I. P. Preschool a source for young chil-dren's learning and well-being [Электронный ресурс] // International Jour-nal of Early Years Education. – 2013. – Vol. 21. – Is. 2-3, September. – P. 207-222. – URL: http://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/09669760.2013.832948?redirect=1
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы формирования готовности к освоению универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в учебно-исследовательской деятельности 1.1 Проектная деятельность как средство формирования готовности к освоению универсальных учебных действий Формирование готовности к освоению УУД отвечает требованиям обеспечения непрерывности образовательного процесса на всех его уровнях, смещает акцент с формирования у детей умений, знаний, навы-ков на разви¬тие интегративных качеств и нравственных характеристик личности, умения учиться, готовности к самовоспитанию и саморазви-тию в течение всей жиз¬ни как наиболее важный результат образования [14, с. 132; 30, с.12]. Традиционный тип обучения базируется на информационно-иллюстративной деятельности (рассказ, показ, беседа) преподавателя и ре¬продуктивной деятельности обучающегося, где применение изученно-го про¬исходит на основе образца или правила. При такой организации обучения деятельность обучаемых носит строго алгоритмический ха-рактер, т.е. выпол¬няется согласно инструкции, правилам в аналогичных ситуациях, сходных с демонстрируемым образцом. Хотя такой подход имеет ряд преимуществ [33, c. 193-197], среди которых экономия време-ни, возможность за небольшой пе¬риод времени дать обучающимся большой объем информации, практика до¬казала, что знания в данном случае носят предметный характер и не способ¬ствуют формированию универсальных учебных действий. Таким образом, перед практикую-щими педагогами встала проблема поиска таких педагоги¬ческих средств, которые способствовали бы развитию умения думать логич¬но, научно и творчески, инициативному творческому поиску нужных знаний и умению применить их при решении различных задач. Педагоги и пси-хологи пришли к выводу, что ведущее место в организации воспита-тельно-образовательного процесса должно отводиться методам, постро-енным на ак¬тивности самого обучающегося. Методы обучения В.А. Сластенин [95, с. 332] определяет как сово-купность педагогических приемов и действий, направленных на органи-зацию образовательного процесса, включающего специальные средства и условия, стимулирующие обучающихся к самостоятельному, творче-скому освоению учебного материала. А.М. Смолкин [97, с. 24] под ак-тивными методами обучения предлагает понимать способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые стимули-руют их к активной мысли¬тельной и практической деятельности в ходе освоения материала, когда ини¬циатива исходить не только от педагога, но и самих обучающихся. Использо¬вание в обучении подобных методов связано с необходимостью активизации собственной познавательной де-ятельности обучающихся. В образовательном процессе проявляется яв-но три вида активности: мышление, действие и речь, и неявно – эмоцио-нально-личностное восприятие информации. В.С. Кукушин [52, с. 25] акцентирует внимание на необходимости изменения роли обучающегося – из пассивно запоминающего объекта он должен стать ак¬тивным участ-ником образовательного процесса. Смена роли и свойственные ей ха-рактеристики способствуют воспитанию активной личности, обладаю-щей обязательными навыками и качествами успешного современного чело¬века. Неслучайно В.П. Беспалько [13, с. 139] называет методы ак-тивного обучения способами реализации совместной деятельности обу-чающихся и педагога, которые помогают им достигнуть образователь-ных целей. Таким образом, методы активного обучения направлены, прежде всего, на развитие умения учиться, способности к самообучению и само-развитию. Развитие многие исследователи [16; 21; 46; 53; 54; 81; 82; 83; 116] связывают с ведущим видом деятельности, ха¬рактерным для конкретно-го возрастного периода. В дошкольном детстве та¬ким видом деятельно-сти является игровая, которая представляет собой деятельность ребен-ка в условных ситуациях, моделирующих реальные [113; 114], в кото-рой воспроизводятся социальные отношения людей вне условий непо-средственно утилитарной деятельности. Д.Б. Эльконин [114] относил игру к символико-моделирующему типу деятельности, в которой опера-ции сокращены, а предметы условны. Игра помогает ребенку сориенти-роваться в окружающем его взрослом мире, способствует социализации, развивает во¬ображение. Способствует развитию коммуникативных спо-собностей через необходимость договариваться с партнерами по игре. В игре создаются усло¬вия для развития произвольного внимания и памя-ти. Игра побуждает ребенка сосредоточивать внимание на предметах, используемых в игровой ситуации, на содержании разыгрываемого сю-жета. Ребенок испытывает потребность в общении, в эмоциональном по-ощрении, это диктует ребенку необходимость целенаправленного сосре-доточения и запоминания. Наличие игровой ситуа¬ции и действия в ней положительно влияют на развитие мыслительной дея¬тельности ребенка. Игра побуждает ребенка находить заместители предмета и действовать с ними, давая заместителю иное игровое название, в соответст¬вии с кото-рым малыш действует. Подобный предмет-заместитель выступает опо-рой для мышления. Действия с предметами-заместителями помогают ре-бенку научиться мыслить о реальных предметах. Игровые действия с пред¬метами постепенно ограничиваются, у ребенка развивается способ-ность мышления о предметах и действия с ними в умственном плане. Та-ким обра¬зом, в ходе игры ребенок переходит к мышлению в плане пред-ставлений. Опыт игровых и действительных взаимоотношений ребенка в сю-жетно-ролевой игре выступает основой особого свойства мышления, способствую¬щего осознанию точки зрения других людей, предугадыва-нию их возможного поведения и на основе этого выстраиванию соб-ственного поведения. Важное влияние оказывает игра на развитие речи. Игровая ситуа-ция предписывает каждому участвующему в ней ребенку владение опре-делен¬ным уровнем развития речевого общения. Потребность в объясне-ниях с уча¬стниками игры стимулирует развитие связной речи. Ролевая игра является определяющим условием для развития во-обра¬жения. В ходе игровой деятельности ребенок заменяет одни пред-меты дру¬гими, берет на себя различные роли. Такая способность стано-вится основой развития воображения. Игра детей старшего дошкольно-го возраста уже не требует использования предметов-заместителей, ста-новятся необязательны¬ми и некоторые игровые действия. Дети овладе-вают способностью подразу¬мевать предметы и действия с ними, проиг-рывать ситуации в воображении. Игра в данном случае протекает во внутреннем плане. Роль игры в развитии личности ребенка состоит в том, что она по-могает познать поведение и взаимоотношения взрослых людей, которые выступают в качестве образца для его собственного поведения, в игре закладываются ос¬новные навыки общения, происходит формирование качеств, необходимых для установления контакта со сверстниками. Игра захватывает ребенка и тре¬бует от него подчиняться правилам, которые содержатся в принятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. В игровой деятельности формируются такие компоненты готовно-сти к освоению УУД, как личностный, процессуально-деятельностный, интеллек¬туальный и коммуникативный, которые представлены в табл. 1. Безусловно, роль игровой деятельности в развитии ребенка вели-ка, но она не способна решить все задачи, стоящие перед дошкольным образовани¬ем. В данной ситуации выступает такой вид детской деятель-ности, как про¬ектная деятельность [77, с. 42; 78, с. 3]. В ходе реализации проектной деятельности организуется взаимо-дейст¬вие педагогов и детей, в ходе которого дети наравне с взрослым выступают активными участниками образовательного процесса. Таблица 1 Формирование компонентов готовности к освоению УУД в игровой де-ятельности Компоненты готовности к школе Формирование готовности к освоению универ-сальных учебных действий в игровой деятельности Личностный компонент - умение взаимодействовать со взрослыми и друг с другом, принимая на себя ответственность за приня-тое решение Процессуально-деятельностный компонент - умение совместно спланировать действия и распреде¬лить обязанности, - реализовывать намеченный план, - способность к управлению собственным пове-дением Интеллектуальный компонент - определить возможные способы действия, - концентрация внимания, аналитическое мыш-ление, вы¬ражающееся в способности установления причинно-следственных связей Коммуникативный компонент - способность к децентрации (умение взглянуть на ситуа¬ции с позиции партнера) при совершении действий в игре, в общении, в продуктивной деятель-ности, в трудовой дея¬тельности, - умение выполнять действия согласованно, со-блюдая очередность действий, проявляя выдержку, работая в паре, прислушиваться друг к другу, менять-ся ролями, - умение договариваться, распределять и брать на себя определенные роли, выражать и обосновывать свою точку зрения и принимать мнение других, - формируется внутренняя речь как регулирую-щий фак¬тор деятельности Для того чтобы понять суть проектной деятельности, необходимо про¬анализировать определения понятий «проект», «метод проектов» и «проект¬ная деятельность» (табл. 2). Анализ литературы позволил выявить, что проект представляет собой план действий для достижения предполагаемого результата. Про-ектную дея¬тельность рассматривают как метод развивающего обучения, благодаря ко¬торому дети учатся решать значимые для них проблемы, получать при этом конкретный осязаемый результат. О.В. Полозова [85, с. 78] рассматривает проектную деятельность детей старшего дошколь-ного возраста через призму компетентностного подхода как эффектив-ное средство для формирования социальной компетентности. Н.В. Ма-тяш [60; 61; 62] рассматривает проектную деятельность как проявление деятельности творческой, а учебный проект и метод проектов не разде-ляет с понятием творчества. А.И. Савенков [91, с. 5] и Е.С. Полат [84, с. 66] считают её одним из видов познаватель¬ной деятельности. Таблица 2 Определения понятий «проект», «метод проектов», «проектная деятельность» № Источник Определение 1 Ожегов С.И. [71, с. 816] Проект – это разработанный план сооружения, устрой-ства чего-нибудь; предварительный текст какого-нибудь документа; (перен.) замысел, план. «Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». 2 Чудинов А.Н. [108] Проект – предположение, намерение, предначертание; план постройки какого-либо здания. 3 Попов М. [86] Проект – предположение о том, что необходимо сделать для достижения к.-н. цели. 4 Бурков В.Н., Новиков Д.А. [17, с. 7] Проект – это ограниченное по времени целенаправлен-ное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рам-ками расхода средств и ресурсов и специфической орга-низацией. 5 Матяш Н.В. [60; 61; 62] Проектная деятельность – это деятельность, которая направлена на создание изделий и услуг, обладающих но-визной, субъективной или объективной, и имеющих зна-чимость личностную или общественную. 6 Теплоухова Л.А. [101] Проектная деятельность – один из методов развивающего обучения, который направлен на развитие исследова-тельских самостоятельных умений, к которым относится постановка проблемы, отбор необходимой информации, проведение экспериментов, анализ полученных резуль-татов). 7 Полат Е.С. [84, с. 66] Метод проектов – метод достижения дидактической цели посредством организации разработки проблемы (техно-логии), которая завершается конкретным, осязаемым практически значимым результатом, оформленным определенным образом. 8 Полозова О.В. [85, с. 78] Проектная деятельность – это программа реальных дей-ствий, в основе которой лежит актуальная для окружаю-щих социальная проблема, требующая разрешения, это модель прилагаемых изменений в ближайшем социуме 9 Савенков А.И. [91, с. 5] Проектная деятельность – процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). 10 Морозова Л.Д. [64, с. 6] Проектная деятельность – педагогическая инновация в организации взаимодействия педагогов ДОУ, детей и ро-дителей. 11 Давыдова О.И., Май-ер А.А., Богославец Л.Г. [28, с. 13] Проект – набор смоделированных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает собственные проблемы, как технология сопровождения самостоятельной дея-тельности детей. 12 Степин В.С. [66] Проект – продукт деятельности проектирования; орга-низация кооперативных форм деятельности. Мы понимаем под проектной деятельностью совместную дея-тельность детей и взрослых, которая способствует достижению дидакти-ческих целей, направлена на решение принимаемых и осознаваемых детьми проблем, вклю¬чая анализ проблемы и постановку цели, выбор средств для решения пробле¬мы и достижения цели, составление и вы-полнение плана действий, и заверша¬ется получением осязаемого прак-тического результата и рефлексией. Сущность проектной деятельности базируется на идее прагматиче-ской направленности на получение результата, достигаемого при реше-нии конкрет¬ной практически или теоретически значимой проблемы [1; 2; 3; 34; 80; 117]. В качестве результата деятельности предстает конкрет-ный про¬дукт, который можно увидеть, проанализировать, применить в практической деятельности. Чтобы достичь результата, детей необходи-мо научить находить и решать проблемы, самостоятельно мыслить, ис-пользовать уже имеющиеся знания и находить недостающую информа-цию, использовать знания из разных областей познания, научить пред-видеть вероятные последствия и результаты различных способов реше-ния, развивать способность обнаруживать причинно-следственные от-ношения. Проектная деятельность по большей части направлена на органи-зацию самостоятельной деятельности обучающихся – индивидуальной, парной, групповой, выполняемой в течение строго определенного от-резка времени. Можно успешно сочетать индивидуальную работу с групповыми методами. Проектная деятельность предполагает решение конкретной проблемы, при этом предусматривается возможность инте-грации знаний, умений применения знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества. Ре¬зультаты реализованных проектов обязаны быть конкретными, визуальными и практически при-менимыми, т.е. если проблема теоретическая, то результатом ее решения будет новое знание, если практическая – наличный продукт, кото¬рый готов к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В процессе проектной деятельности ребенок обретает возможность по¬знать объект изучения с разных сторон, в различных видах деятель-ности, тем самым существенно увеличить уже имеющиеся образы и представления, а также овладеть новыми [1; 5; 10; 44; 68; 72; 75; 80]. Поскольку воспри¬ятие человека опосредовано имеющимися у него прежними знаниями, сло¬жившимися из имеющегося жизненного опыта, и представляет собой слож¬ную аналитико-синтетическую деятельность, предполагающую составление гипотезы относительно характера вос-принимаемого предмета, и принятие решения о том, соответствует ли реально воспринимаемый предмет этой ги¬потезе, проектная деятель-ность способствует значительному расширению возможностей получе-ния информации об объекте, тем самым развивая пред¬ставления ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, обогащая жизненный опыт, в том числе опыт решения подобных задач. Проектная деятельность дает возможность развития произвольно-го, опосредованного внимания. Обеспечивая достаточную разнообраз-ность ви¬дов деятельности, возможность выбора средств и способов дей-ствия с пред¬метом, позволяет детям познакомиться со средствами при-влечения и удержа¬ния внимания, концентрации внимания на предмете исследования, избегая утомления и отвлечения [8; 16; 56]. В процессе проектной деятельности обретает развитие теоретиче-ское мышление – дети усваивают умение определять теоретическую проблему, формулировать гипотезы, рассуждать о вариантах развития событий, изме¬нениях, которые могут случиться с объектом исследования в установленных условиях [1; 94]. Воспитанники получают возможность оперирования понятиями, использования знаний, уже имеющихся и вновь полученных. Развивается практическое мышление – дети состав-ляют и реализуют наме¬ченный план действий, осуществляют анализ из-менений объекта в созданных условиях, соотносят полученные резуль-таты с планируемыми [25; 26; 65; 89; 104; 112]. Проектная деятельность обеспечивает универсальные условия для раз¬вития всех видов мышления. Дети учатся выявлять связи и отноше-ния, кото¬рые устанавливаются между объектами и отражаются в со-знании в процессе практической и интеллектуальной деятельности. Наглядно-действенное мышление обеспечивает в проектной деятельно-сти воспринимаемые непо¬средственно связи и отношения свойств и ка-честв объектов и тех действий, которые предпринимает по отношению к ним человек. Образное мышление содействует постижению отношений и связей между объектами, отражаю¬щихся в сознании в форме образов, представляющих собой мысль, как о ре¬ально существующих, так и представляемых в воображении отношениях ме¬жду предметами и явле-ниями. Словесно-логическое мышление оперирует мыслями, в которые отражают связи и отношения в обобщенном, отвлечен¬ном виде в словах, знаках или символах. Все виды мышления оказываются задействованы и направлены на создание конкретного продукта, который может быть представлен в виде газеты, макета, драматизации, коллективного панно, альбома и т.д. Получают импульс для развития и мыслительные операции – сравне¬ние, анализ и синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. В ходе проект¬ной деятельности ребенок осваивает умения определять проблему и оформ¬лять её в виде вопроса, осуществлять поиск путей ре-шения проблемы (что будем делать, что для этого надо узнать), взаимо-действовать с взрослыми и сверстниками, распределять роли, осуществ-лять анализ хода и результатов совместной деятельности, оформлять ре-зультаты в определенной форме с использованием специально изготов-ленного продукта проектирования (ма¬кет, плакат, модель, театрализо-ванное и сценическое представление); прак¬тического использование по-лученного знания в разнообразных ситуациях [3; 27; 45; 59; 62; 65; 83]. Проектная деятельность предос¬тавляет детям возможность самим найти ответы на вопросы как? и почему? Необходимым условием является со-здание ситуаций интеллектуального за¬труднения, которое нуждается в поиске нового знания и ранее не известных способов его получения [3; 9; 17; 35; 68]. Для детей появляется возможность проявлять фантазию, которую ни¬что не ограничивает. Они могут претворить в жизнь самые фан-тастические замыслы. Для выполнения творческих проектов выражение фантазии и ори¬гинальности – необходимое условие успеха. Каждый ре-бенок имеет возмож¬ность творческой реализации, что в дальнейшем обеспечивает стремление к проявлению фантазии, тенденции к созида-тельному творчеству. В ситуации, когда дети в решении проблемы вы-бирают неверный с точки зрения взросло¬го вариант, педагог не препят-ствует им, старается вместе с ними испробовать все возможные вариан-ты. В таких ситуациях, когда нет сдерживания со сто¬роны взрослого, формируется креативность [43; 87] . В ходе проектной деятельности получает развитие не только ин-форма¬ционная и смысловая сторона речи, но и планирующая сторона речи. Внут¬ренняя речь выступает в роли внутреннего контроля. Ребенок при изучении теории вопроса получает возможность актуализировать, а также значительно расширить словарный запас. Совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь. В проектной дея-тельности развивается и коммуни¬кативная сторона речи, особенно если есть необходимость работы в группе, подгруппе. Дети учатся аргумен-тировать собственную точку зрения, выслу¬шивать точку зрения друго-го, договариваться, распределять роли. Основные эмоционально-волевые процессы – эмоции и чувства, со-стояния, мотивация, воля; также получают развитие в процессе проект-ной деятельности. Достижение результата невозможно без мотивации и способ¬ности к волевым усилиям. Во многом влияют на процесс и ре-зультат проект¬ной деятельности эмоциональное состояние участников [15; 73]. Педагог стремится формировать у детей положительный настрой на организованную деятельность. При этом, безусловно, необ-ходимо учитывать эмоциональное состояние ребенка. Проектная дея-тельность, благодаря своей многогранно¬сти, позволяет каждому ребен-ку выбрать тот вид деятельности, который наи¬более привлекателен для него, каждый ребенок чувствует личный вклад в общее дело. Таким об-разом, опираясь на успешность каждого ребенка в кол¬лективной дея-тельности, можно сформировать устойчивую положительную мотива-цию к организованной деятельности. Проектная деятельность позволяет детей заинтриговать, т.е. возбу-дить интерес, любопытство к чему-то загадочному, неясному, можно мотивиро¬вать их таким образом к познавательной деятельности. Полу-чение одобре¬ния, успех в коллективе – также мотивируют детей к дея-тельности. Проект¬ная деятельность обладает потенциалом для развития мотивации к организо¬ванной познавательной, творческой деятельности. Большинство исследова¬телей [59, с. 2; 72; 76; 79, с. 165] подчеркивают возможность создания проблемных, исследовательских ситуаций в ходе взаимодействия с детьми, как средства обогащения опыта применения и поиска знаний, средства побу¬ждения к активной деятельности. Кроме того, проектная деятельность позволяет привлечь родите-лей вос¬питанников и членов их семей к активному участию. Каждая се-мья получает возможность показать свои способности и особенности. Ребенок чувствует внимание к значимым для него людям, испытывает удовольствие от одобре¬ния работы, выполненной совместно с близкими. Это способствует положи¬тельной мотивации дошкольников к участию в проектной деятельности. В дошкольном возрасте формируется такое свойство, как воля, способ¬ность к волевым усилиям [16, с. 22; 21, с. 13; 57, гл. 13; 165, с. 439; 90, гл. 18]. В ходе проектной деятельности формируются следую-щие качества: дети учатся проявлять настойчивость в достижении цели; поскольку педагог принимает все идеи детей, даже заведомо обреченные на неудачу, дети в си¬туации недостижения цели учатся не сдаваться, не отказываться от дальней¬шей деятельности, а искать другой путь или до-полнительную информацию для достижения предполагаемого результа-та; проектная деятельность, осо¬бенно связанная с экспериментальной де-ятельностью, требует выдержки, по¬скольку результат не всегда можно получить быстро. В табл. 3 показано формирование различных компонентов готов-но¬сти к освоению универсальных учебных действий в проектной дея-тельности. Таблица 3 Формирование компонентов готовности к освоению УУД в проектной деятельности детей дошкольного возраста Компоненты готовности к освоению универсальных учебных действий Формирование готовности к освоению универсальных учебных действий в проектной деятельности Личностный компонент – познавательные мотивы; – ориентация на моральные нормы и их выполнение; – сформированность внутренней позиции школьника. – познавательная мотивация, любозна-тельность; – умение взаимодействовать со взрослыми и друг с другом, принимая на себя ответ-ственность за принятое решение; – умение ориентироваться на предполага-емый результат; – целеустремленность в достижении цели Процессуально-деятельностный компонент – целеполагание через определение учеб-ной задачи на основе сопоставления того, что уже известно, и того, что нужно узнать; – планирование как составление плана и определение последовательности дей-ствий; – прогнозирование в виде предвидения результата, установление его временных характеристик; – контроль в виде сопоставления способа действия и его результата с определенным эталоном; – коррекция в виде привнесения необхо-димых изменений в план и способ дей-ствия; – оценка и волевая саморегуляция, выра-жающаяся в способности к волевому уси-лию и преодолеванию трудностей. – умение выделить проблему; – наметить цель; – совместно планировать необходимые действия и распределять обязанности, со-относя их с планируемым результатом де-ятельности; – реализовать намеченный план; – проводить анализ результатов и спосо-бов действий; – преобразовывать план на основе анали-за; – способность к волевому усилию и пре-одолеванию трудностей; – способность к регулированию собствен-ного поведения; – способность к рефлексивной адекватной самооценке. Интеллектуальный компонент – самостоятельное выявление и формули-рование познавательной цели; – отбор необходимой информации, как уже имеющейся, так и недостающей; – моделирование ситуации или результа-та; – логические действия анализа (выделе-ние отдельных признаков объекта), синте-за (объединение в группы по определен-ному признаку), сравнения (выделение признака из нескольких предметов), сери-ации (определение последовательных вза-имосвязей), классификации (объединение в группы) объектов; – установление причинно-следственных отношений. – умение отобрать нужную для решения проблемы информацию; – умение определить возможные способы действия; – умение оценивать процесс и результаты деятельности, адресованные решению проблемы; – развитые дифференцированное воспри-ятие, способность к концентрации внима-ния, аналитическое мышление,
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg